Совет № 4: стационарный телефон – нужен ли он вам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совет № 4: стационарный телефон – нужен ли он вам.



Еще лет 20–30 лет назад, в «домобильную эпоху», на городских или районных телефонных станциях существовали гигантские очереди на установку домашних телефонов. Люди годами, если не десятилетиями, ждали заветного извещения о подходе очереди. Однако в последние годы многие семьи обнаружили, что домашний телефон практически все время молчит. Звонок по домашнему телефону сегодня вызывает даже удивление – «кто бы это мог быть?» При этом многие люди исключительно благодаря инерции мышления по-прежнему продолжают оплачивать стационарный телефон, причем достаточно часто «по максимуму», т. е. по безлимитному тарифу.

Рекомендации:

Проанализируйте свои потребности в стационарном домашнем телефоне. Во-первых, подсчитайте, сколько минут в месяц вы в среднем разговариваете по домашнему телефону в режиме исходящих вызовов. Кстати, в квитанциях, как правило, указана такая статистика разговоров за прошлый месяц. Это поможет понять потребность в телефоне именно для голосовой связи.

Если в доме живут подростки или пожилые люди, у них потребность в разговорах значительно превышает «среднестатистическую» и может оказаться, что безлимитный тариф для стационарного телефона – это как раз оптимальный вариант в данном случае, и ничего менять с тарифами не надо.

Во-вторых, проверьте – нужен ли вам телефон для каких-нибудь еще целей. Кроме голосовой связи, линия домашнего телефона может использоваться для обслуживания ряда дополнительных устройств. Так, в квартире может быть установлена система пультовой охраны (квартирной сигнализации), или на этой телефонной линии может стоять ADSL-модем (или обычный аналоговый модем) или факс. В таких ситуациях необходимость в наличии стационарного телефона очевидна.

Ваша экономия:

На основании статистики разговоров и факта наличия дополнительных устройств, использующих телефонную линию, примите решение об отказе от домашнего телефона или выборе наиболее подходящего тарифа (безлимитный, только абонентская плата или тарифы с предоплаченными минутами). Чисто психологически многим людям достаточно трудно полностью отказаться от стационарного телефона, т. к. он до сих пор воспринимается как неотъемлемый атрибут «приличной» квартиры.

Если полностью отказаться от стационарного домашнего телефона вы не готовы, то оставьте самый дешевый тариф с повременной оплатой. С учетом того, что плата за стационарный телефон в различных регионах России составляет 120–400 руб./мес., переход на более низкий тариф, а тем более полный отказ от телефона принесет вам значительную экономию. Ваша возможная годовая экономия: 1440–4800 рублей. Ваша общая годовая экономия от Советов 1–4: 2670–11 000 рублей.

Совет № 5: Услышали про повышение цен на услуги ЖКХ? Попробуйте заплатить вперед!

Скорее всего, это самый парадоксальный совет в нашей книге. На первый взгляд кажется, что деньги, заплаченные вперед, это – подарок столь нелюбимому всеми жилищно-коммунальному хозяйству. Однако сделаем над собой усилие и попробуем рассмотреть подобный шаг как мелкую инвестицию под хорошие проценты. Чаще всего городские власти поднимают тарифы на коммунальные услуги не менее чем на 15 %. Именно на такой процент экономии рассчитан этот совет «заплатить вперед», если вы собираетесь и дальше жить в этой квартире.

Сразу уточним – речь идет только о тех услугах ЖКХ, которые потребляются по счетчикам, т. е. за электроэнергию, воду и газ. И только в том случае, если эти счетчики у вас действительно установлены. Всем понятно, что «перед смертью не надышишься», но определенную, пусть небольшую и кратковременную, экономию вашего личного бюджета получить все же возможно.

Рекомендации: Если с электроэнергией все понятно – вы оплачиваете ее в момент подачи квитанции в пункте приема платежей или в отдалении банка, исходя из показаний счетчика, то с подачей завышенных показателей по воде и газу в свой ЖЭК (ТСЖ, УК) нужно быть осторожнее. Дело в том, что квитанция по квартплате с завышенными показателями расхода придет уже в следующем месяце. А так как жадность коммунальщиков поистине беспредельна, есть большая вероятность, что воду и газ, фактически потребленные в прошлом месяце, вам засчитают в следующей квитанции уже по новым тарифам. Поэтому уточните в своем ЖЭКе, ТСЖ или УК, по каким тарифам будет оплачиваться вода и газ. Теперь можно принимать решение, стоит ли подавать завышенные показатели расхода или нет.

С аналогичным успехом можно сделать «инвестиции» в жетоны метро (как вариант, купить карточку с предоплаченными поездками), когда на метрополитен повышают цену. А случается это достаточно часто, например, в Санкт-Петербурге это происходит ежегодно 1 января. Разумеется, такая инвестиция имеет кратковременный эффект, однако определенная экономия очевидна.

Ваша экономия:

Оцените свой ежемесячный расход по воде, электроэнергии и газу. Если «завысить» показатели на 2–3 месячные нормы, то это не вызовет никаких вопросов при оплате. Зато потом можно в течение 2–3 месяцев показывать незначительный расход, пока реальные показатели счетчиков не сравняются с теми, что вы подали на оплату. Ваша возможная экономия от этого совета: 200–600 рублей. Ваша общая годовая экономия от Советов 1–5: 2870–11 600 рублей.

Дополнительная информация к разделу о ЖКХ

Как наверняка заметили читатели, советы 1–5 принадлежат к категории достаточно простых. В некотором смысле, это идеи, которые, как говорится, «лежат на поверхности» и на выполнение которых не нужно тратить много времени и усилий. Если оценивать возможный вклад советов 1–5 в общее снижение расходов на ЖКХ, то это будет порядка 2–7 % от общих ежемесячных расходов. В годовом выражении это, кстати, не так уж и мало: 24–84 % от одной месячной квартплаты, что совсем неплохо…

А есть ли возможность кардинально снизить платежи за ЖКХ, вплоть до 50 % в месяц, как утверждается, например, в популярной телепередаче «ЖКХ: История всероссийского обмана» на канале НТВ?

Да, такая возможность есть «в принципе», но читатели должны понимать, что каждый следующий дополнительный процент, каждый сэкономленный рубль будут даваться с все большим трудом, нервами и затраченным на это временем. Вполне возможно, что для многих людей такие подвиги будут просто экономически нецелесообразны, т. к. человек потратит на них слишком много времени, в том числе отпрашиваясь с работы, простаивая в очередях в различных учреждениях, ожидая дома работников ЖКХ, которые приходят как всегда «в течение дня» и т. д. В идеале, чтобы стать грамотным и последовательным борцом за снижение стоимости услуг ЖКХ в своей квитанции, нужно оставить работу, иметь очень настойчивый и невозмутимый характер и прекрасно знать содержание целой кучи нормативных документов. Это, согласитесь, дано не каждому, но в той или иной степени попробовать побороться за свои права, наверное, можно и нужно…

Итак, давайте посмотрим, какие есть еще легальные способы, чтобы значительно снизить размер платы за услуги ЖКХ. Автор расположил эти способы в порядке возрастания сложности реализации.

Проверьте, можете ли вы рассчитывать на субсидии, компенсации (льготы) при оплате ЖКХ

В последние годы размер оплаты жилищно-коммунальных услуг достиг существенных для многих семей размеров. Поэтому государством разработаны меры социальной поддержки, направленные на сохранение жизненного уровня таких семей, выражаемые в виде субсидий, компенсаций и льгот. Для начала давайте определимся, чем же субсидии, компенсации и льготы – эти меры социальной поддержки – отличаются друг от друга?

 

Для непосвященных эти термины выглядят довольно схоже, хотя между ними есть строгое юридическое различие. Поэтому так важно для начала разделить эти три термина, чтобы наши читатели могли правильно идентифицировать ту из мер поддержки, на которую они могут рассчитывать.

Субсидия – это самая широкая категория возмещения стоимости услуг ЖКХ, это инструмент поддержки для всех. Субсидии могут получать практически любые совершеннолетние жители любого населенного пункта нашей страны на основании лишь того факта, что стоимость услуг ЖКХ занимает слишком большую долю в официальном месячном доходе их семьи. Согласно Жилищному кодексу РФ, в разных регионах эта доля может колебаться от 10 % до 22 % от совокупного ежемесячного дохода семьи. Так, в Москве предельной планкой является 10 % от совокупного дохода семьи, включая зарплату, пенсию, стипендию, пособия и т. д. А в Санкт-Петербурге местные власти считают, что такой предельной планкой является 18 %.

Согласно ст. 159 ЖК РФ, право на субсидии имеют почти все граждане:

– собственники жилых помещений;

– пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

– члены жилищных кооперативов;

– наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда.

Как вы сами можете заметить, в перечисленный список попадают практически все жители, и что еще важно, данное право на субсидию не зависит от того, на каком основании человек пользуется жилым помещением, является ли он собственником или нанимателем.

Соответственно, компенсации рассчитаны на более узкий круг лиц. Это возмещение стоимости услуг ЖКХ для отдельных льготных категорий граждан, таких как ветераны, пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки, семьи с детьми-инвалидами и т. д. При этом компенсации назначаются, исходя из факта принадлежности человека к определенной льготной категории. Утрируя, можно сказать, что компенсацию на ЖКХ может получать и финансовый олигарх, если он в свое время участвовал в боевых действиях, пострадал от радиации или каким-либо иным образом относится к льготной категории.

С этой точки зрения льготы – это, выражаясь современным языком рыночных отношений, определенные скидки для отдельных категорий граждан на целый ряд услуг, которые им нужны в повседневной жизни. Кроме ЖКХ, туда часто входит проезд на транспорте, скидки на лечение, отдых в санаториях и т. д.

После монетизации льгот, прошедшей несколько лет назад, льготы в части услуг ЖКХ люди получают в виде компенсаций в натуральном выражении, т. е. живыми деньгами, прямо на свой банковский счет (до этого льготы носили форму скидок, отражавшихся в квитанциях ЖКХ). При этом надо понимать, что далеко не все льготы были в свое время монетизированы (ЖКХ здесь как раз приятное исключение).

Стоит отметить, что часть льгот по-прежнему существует лишь в виде права на скидку. Например, всем известно, что студенты и учащиеся имеют такую льготу, как «скидка на покупку месячного проездного билета на общественный транспорт», но эта льгота не была монетизирована. То есть такой льготой студентам можно воспользоваться, а можно и нет.

Итак, с точки зрения снижения услуг ЖКХ, существует два типа поддержки со стороны государства: для любого человека – субсидии, для льготной категории граждан – компенсации. Компенсации на ЖКХ, кстати, не отменяют для льготников возможность получения субсидии, но ее размер пропорционально уменьшится. При этом компенсации – в большинстве случаев пожизненное возмещение стоимости ЖКХ (например, для ветеранов, чернобыльцев и т. д.), а субсидии – временное, предоставляемое на срок до 6 месяцев, после которого надо вновь собирать и подавать документы на продление субсидии.

Что надо знать про субсидии, чтобы попробовать подсчитать, имеете ли вы на них право? Во-первых, надо знать, что здесь существуют 3 ключевых термина: размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, размер максимально допустимой доли расходов на оплату услуг ЖКХ в совокупном доходе семьи в вашем регионе и размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения.

Затем размер субсидии ЖКХ высчитывается по специальной формуле, в которой учитываются сведения о жилье, количество проживающих, совокупный прожиточный минимум, совокупный стандарт стоимости услуг и совокупный доход семьи заявителя. Иначе говоря, при расчетах субсидии доход семьи сравнивается не с реальной квитанцией на ЖКХ в вашем почтовом ящике, а с неким усредненным значением стоимости услуг ЖКХ в вашем субъекте федерации (городе, области, крае), называемым «размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг». Так, в 2010 году в Москве этот региональный стандарт составлял 1438,92 рубля на каждого члена семьи из 3-х и более человек, в Санкт-Петербурге – 1375,07 руб. Каждый год размер этого регионального стандарта корректируется, следуя за повышением стоимости ЖКХ. Про максимально допустимую долю ЖКХ в сравнении с вашим доходом мы уже говорили, законодательно она установлена в пределах 10–22 %, а конкретную величину этих процентов для вашего города или поселка устанавливают местные власти. «Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения» для начала расчетов можно и не знать. На само право получить субсидию он никак не влияет, но влияет на ее размер. То есть если вам субсидия все-таки положена, то ее дадут не на все ваши хоромы, а в пределах вот этой самой «нормативной площади». Во-вторых, надо знать о том, где можно проконсультироваться о вашем праве на субсидию и куда подавать документы на ее получение. Для этого при органах местной власти действуют так называемые «районные отделы жилищных субсидий». Например, в Санкт-Петербурге действуют более 70 таких пунктов, в Москве – более 100. Но сразу спешить в отдел жилищных субсидий и сидеть в очереди только ради того, чтобы узнать, положена вам субсидия или нет, совсем необязательно. Вначале вполне можно ознакомиться с информацией по этому вопросу в Интернете. Вопрос получения субсидий подробно освещен на специализированных сайтах, созданных при поддержке местных властей. В Москве это сайт www.subsident.ru, в Санкт-Петербурге – www.kvartplata.info. По другим регионам такую информацию можно найти, проведя поиск соответствующих сайтов средствами Яндекса или Гугла. Кроме того, во многих городах работают справочные телефоны «горячей линии» по получению жилищных субсидий и компенсаций, поэтому там также можно получить информацию о вашем праве на эти меры поддержки. И в заключение немного статистики по предоставлению субсидий. В Москве местные власти установили самый низкий размер доли расходов на оплату услуг ЖКХ в доходе семьи (10 %), дающий право на жилищную субсидию. Благодаря этому на практике субсидии могут получать и вполне обеспеченные семьи (особенно по меркам других регионов) – для московской семьи из 3-х человек «планка» официального дохода, ниже которого уже можно получать субсидию, стоит у уровня 49 тыс. рублей в месяц с 1 января 2011 г. Соответственно, москвичи получают самое большое в России число субсидий – около 600 тыс. семей в год, что невероятно много для города с примерно 11-миллионным населением. То есть, с учетом размера средней семьи (3 чел.), около 1,8 млн человек в Москве охвачено субсидиями на ЖКХ. Для сравнения, в Санкт-Петербурге в силу почти вдвое более высокого норматива доли расходов (18 %), субсидии получают только 70 тысяч семей или примерно 4–5 % от 4,5 млн населения города. Средний размер субсидий на одну семью и в Москве, и в Санкт-Петербурге примерно одинаков, и составил в 2010 году около 900 рублей в месяц. Что касается компенсаций, то консультацию по ним можно получить там же, где дают ее по субсидиям – в тех же самых районных отделах жилищных субсидий, по тем же самым телефонам «горячих линий» городских центров жилищных субсидий или в Интернете. Ввиду огромного многообразия льготных категорий граждан и индивидуальности каждого случая обращения за компенсацией мы на этой теме останавливаться не будем. Особых трудностей при оформлении жилищной субсидии или компенсации, если она вам положена, возникнуть не должно. Единственное, что нужно делать – это сохранять все квитанции по оплате жилья и услуг ЖКХ. Ну и конечно придется «побегать» по кабинетам и ведомствам, чтобы собрать все необходимые справки. Оформите перерасчет на услуги ЖКХ на время длительного отсутствия в квартире.

Этот совет пригодится тем, кто пока не установил счетчики на холодную и горячую воду, газ и электричество (или счетчики не установлены хотя бы на один из этих видов ресурсов). У таких людей есть возможность снизить расходы на услуги ЖКХ, не оплачивая названные ресурсы по нормативу при временном отсутствии жильцов. Например, если вы находились на даче, в отпуске, в командировке и т. д., то за эти дни можно потребовать перерасчет. Перерасчет можно получить даже за одного члена семьи из состава лиц, зарегистрированных в квартире или доме, например, за ребенка, проведшего лето в подростковом лагере.

Особенность этого вычета в том, что он установлен на законодательном уровне постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг» в статье 54. То есть вам просто не могут отказать в таком праве, если вы подадите заявление в бухгалтерию своей УК с приложением документов, подтверждающих отсутствие за данный период всех или кого-либо из членов вашей семьи. Подтверждением вашего отсутствия могут быть любые документы – билеты, отметки в загранпаспорте, справка из садоводства или пионерлагеря, копия командировочного удостоверения и т. д. Этот список является открытым – в том смысле, что принимаются любые документы, удостоверяющие отсутствие человека по месту регистрации, а не только те, что явно упомянуты в постановлении правительства № 307.

Подробнее о вашем праве на перерасчет можно прочесть в самом постановлении Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг», оно растиражировано в Интернете на множестве сайтов, а потому текст легко найти средствами любого из интернет-поисковиков.

Здесь мы отметим лишь, что право на перерасчет возникает уже после пяти последовательных дней отсутствия в квартире. По правилам, заявление на перерасчет надо подавать в течение 1 месяца после возвращения семьи или кого-либо из ее членов обратно в ваш населенный пункт.

Кстати, если счетчики на электроэнергию есть практически у всех, на воду у многих, то счетчики на газ – дело пока не столь распространенное, и поэтому знание о возможности подобного перерасчета может быть полезно очень многим нашим читателям. Следите за датами поверки счетчиков на воду и газ, чтобы не заплатить «по нормативу».

Этот совет пригодится всем владельцам счетчиков на воду и газ. Если кто помнит, первая волна массовой установки счетчиков на воду была в 2005–2006 годах. С технической точки зрения, для каждого типа счетчика заводом-изготовителем установлен так называемый срок работы до поверки (проверки). Учитывая, что ставились тогда в основном недорогие модели счетчиков воды, имеющие сроки работы 4–6 лет, к сегодняшнему моменту эти счетчики у многих жителей уже выработали свой ресурс до первой поверки.

Особенность данной ситуации в том, что большинство жителей напрочь забыли о дате, когда эти водосчетчики устанавливались, и уж тем более о дате изготовления водосчетчиков в их технических паспортах (именно от этой даты начинается срок службы счетчика). Квартиры продавались, покупались, наследовались, и мало кто из новых владельцев заботился о том, чтобы при передаче собственности получить на руки паспорта на установленные в квартире водосчетчики.

Одновременно многие считают, что это не они, а УК обязана следить за тем, чтобы жители вовремя проверяли или меняли счетчики на воду или газ. К сожалению, правда жизни такова, что согласно уже названному постановлению Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг», обязанность следить и поверять (или менять на новые) счетчики на потребляемые ресурсы лежит на самих жильцах.

Как гласит ст. 31 этого постановления, «в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил». Иными словами, если в квартире иди доме истек срок поверки хотя бы одного счетчика воды, то всю воду, как холодную, так и горячую, вам имеют право засчитать по нормативам.

Кроме того, большие управляющие компании (различные варианты Жилкомсервисов) начали активно пользоваться этим правом, позволяющим пересчитывать потребляемые ресурсы, при просрочке поверки или замены. В блогах в Интернете можно встретить немало историй, когда при внезапной проверке квартир, инициированной УК, обнаруживалось, что срок поверки счетчиков истек давным-давно – полгода, год, два или даже более тому назад. Соответственно, к жильцам приходили и приходят счета на тысячи и десятки тысяч рублей за потребление холодной и горячей воды «по нормативам» за все время, которое прошло с момента невыполненной замены (или поверки) хотя бы одного водосчетчика в квартире плюс пени. То есть вся та экономия, которую люди стремятся получить с помощью приборов учета (счетчиков), окажется потерянной, если будет пропущен срок поверки или замены счетчиков и этим фактом преднамеренно и злостно воспользуется управляющая компания.

При этом формально управляющая компания будет действовать по закону, и вам не пересчитают эту плату назад, даже если вы срочно отнесете счетчики в поверку и окажется, что они исправны. Просто потому, что это не предусмотрено постановлением № 307. Практические рекомендации здесь таковы, что крайне желательно найти технические паспорта на водосчетчики, выписать оттуда даты, когда требуется поверить каждый из счетчиков, и повесить наклейки с этой датой рядом с каждым счетчиком. Тогда вы точно не пропустите эти важные сроки и не подставите свой личный бюджет под удар. Если сроки поверки у счетчиков разнятся мало, то лучше их менять или поверять все вместе, чтобы не тратить время на замену каждого из них. К примеру, во многих современных домах стоит по 2 счетчика холодной и горячей воды на квартиру, и процедура последовательной замены всех 4-х счетчиков может вымотать нервы кому угодно.

Если в квартире или жилом доме число зарегистрированных («прописанных») жителей меньше, чем реально проживает (например, зарегистрирован один человек, а проживают двое-трое, или зарегистрировано двое, а проживают 3 и более человек), – то экономической выгоды от установки счетчиков на воду и газ в сравнении с платой «по нормативам» может и не быть. Это особенно справедливо с учетом всех тех накладных расходов, которые связаны с установкой и периодической заменой счетчиков. Более того, жители квартир без счетчиков могут активно пользоваться своим правом на перерасчет за воду и газ по причине своего временного отсутствия, что позволяет примерно на 7-10 % снизить плату за воду и газ в расчете на год (отпуск, командировки, выезд пенсионеров на дачу, детей в летний лагерь и т. д.).

К сожалению, пока государство только декларирует важность сбережения ресурсов, но реально практически ничего не делает для организации доступной инфраструктуры мастерских по поверке счетчиков воды и газа. Поэтому на практике экономически целесообразнее менять счетчики на новые, чем поверять их. Так, на весь субъект федерации может быть лишь один такой пункт поверки (как, например, в Санкт-Петербурге лишь один такой пункт поверки счетчиков воды на 4,5 млн жителей). Более того, процедура поверки счетчика очень сложная и муторная. Перед тем как снять и отнести счетчик в поверку, требуется вызывать представителя УК для составления акта о том, какие были последние показатели и о наличии пломбы, а затем – вызвать его повторно при установке поверенного счетчика.

Лучше эту процедуру делать однократно – просто сняв старый и установив новый счетчик за один вызов представителя УК в его (ее) присутствии. С точки зрения цен, поверка водосчетчика будет стоить вам около 300 рублей в ценах 2011 года, а покупка нового – от 500 рублей и более, в зависимости от модели счетчика. Но к стоимости поверки нужно добавить стоимость проезда до пункта поверки (один день приехать – сдать, другой день – получить), плюс потраченное на дорогу и сидение в очереди время, плюс необходимость отпрашиваться с работы, т. к. пункты поверки работают лишь в дневное время. А самое главное, нет никакой гарантии, что ваш счетчик пройдет поверку, т. к. по статистике значительная часть счетчиков (более 50 %) при поверке бракуется. Соответственно, ваши деньги за процедуру поверки, за проезд к пункту поверки, время, потраченное на эти процедуры, – будут просто выброшены на ветер.

В Интернете не утихают споры, насколько в реальности выгодно ставить счетчики воды с учетом всех тех фактов, что удорожают их использование. Напомним, что вначале надо:

– заплатить немалые деньги за их установку (в ценах 2011 года – порядка 2500–3000 рублей за работы по установке комплекта из 2-х счетчиков, включая цену самих счетчиков);

– затем менять их или поверять каждые 4–6 лет со стоимостью этой операции не ниже 500–800 рублей за счетчик;

– плюс многие УК ввели в квитанции такую графу, как «обслуживание водосчетчиков», которое реально, конечно, не делается, поскольку счетчик является необслуживаемым прибором, но деньги за это берутся;

– далее мы имеем такую графу расхода во многих квитанциях, как «поправочный коэффициент».

Поправочный коэффициент – это еще одно изобретение УК по взиманию дополнительных денег с владельцев счетчиков. Чаще всего в многоквартирном доме лишь у части жильцов установлены индивидуальные счетчики воды, а оставшаяся часть жителей платит «по нормативу». При этом, когда весь объем воды, потребленный всем домом, фиксируется общедомовыми счетчиками горячей и холодной воды, может возникнуть разница между этой реально потребленной водой, суммой всех показаний индивидуальных счетчиков и суммой всей воды «по нормативам» по тем квартирам, где счетчиков нет. Например, кто-то сдает квартиры, где при одном прописанном человеке в помещении живет большая семья или даже бригада гастарбайтеров, и таких квартир много, и все они активно льют воду. Тогда возникшая разница раскидывается обратно на жителей квартир с водосчетчиками. Основание такого расчета – заставить жителей без счетчиков платить больше нормативов формально нельзя, зато это вполне возможно сделать для квартир, где счетчики воды установлены. Понятно, что УК может так поступать, только если фиксируется факт «перерасход воды по дому», но реально «перерасход по дому» жителям очень сложно проверить, чем и пользуется УК. Поистине, «получилось как всегда» – бессмертные слова В. С. Черномырдина здесь не требуют комментариев.

Так что считайте сами, будет ли выгода от наличия счетчиков. Пока еще возможность выбора, – ставить счетчики или нет, – у нас есть. Но уже вышел закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении», в котором с 1 января 2012 года все индивидуальные жилища должны быть оборудованы счетчиками электроэнергии, воды и газа. Скорее всего, в связи с президентскими выборами 2012 года эти сроки отодвинут на 2013 год, а может быть, и далее. Но не навсегда…

Оформите перерасчет на услуги ЖКХ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими законодательно установленную продолжительность.

На практике этот совет выполнить достаточно непросто, но, проявив терпение и настойчивость, – вполне возможно. Не секрет, что многие из нас жалуются друг другу на чуть теплые батареи, холодную воду в кране горячей воды или низкое качество самой воды (ржавая, мутная и т. д.). Попробуйте жаловаться не друг другу, а в управляющую компанию, и это может принести определенные плоды в виде перерасчета за услуги ненадлежащего качества.

Согласно все тому же постановлению правительства № 307, о котором мы упоминали ранее, жители имеют право на перерасчет, если предоставляемые коммунальные услуги были ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную законом продолжительность. В этом постановлении есть Приложение № 1, в котором конкретно указано, при каких условиях плата за коммунальные услуги подлежит перерасчету. К числу услуг, за которые возможен перерасчет из-за ненадлежащего качества или их отсутствия, отнесены горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), отопление, газ и электроэнергия.

Чтобы появилось право на перерасчет, для жителей важно зафиксировать в виде акта сам факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или перерыв в предоставлении коммунальных услуг свыше установленной продолжительности. Данную процедуру достаточно полно описывает все то же Постановление Правительства РФ № 307.

В двух словах о том, что необходимо предпринять. Житель уведомляет аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании о том, что те или иные услуги из списка – водоснабжение, водоотведение, отопление, газ и электроэнергия – имеют ненадлежащее качество или отсутствуют. Это лучше осуществить в письменной форме в виде заявления, хотя постановление разрешает это делать и устно (в том числе по телефону). Такое сообщение от жителя подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе УК. При этом жителю нужно сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы УК обязан сообщить в ответ сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. На практике – заявление лучше подготовить самим в письменной форме в 2-х экземплярах, одно оставить в аварийно-диспетчерской службе УК, а на втором (своем) – получить отметку о приеме заявки.

А как можно получить перерасчет за услуги, которые не регулируются Постановлением Правительства РФ № 307? Например, за то, что не убирается лестница или не вывозится мусор? Можно, но тут процедура будет гораздо сложнее и затратнее – в виде гражданского иска к УК через суд. Поскольку полученная по перерасчету сумма будет явно несоразмерна затраченным усилиям, то лишь немногие люди идут на такой шаг, во многом исключительно «ради принципа». Как поступить именно вам – целиком зависит от вас.

Управляющая компания в ответ на заявку производит посещение квартиры (дома), по результатам которого составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается жителем квартиры (или его представителем) и представителем УК. С этого момента, т. е. с момента составления акта, и начнется период действия перерасчета. Заканчивается период перерасчета, когда житель подпишет второй акт, что недостатки предоставления коммунальных услуг устранены или УК это сделает на основании показателей прибора учета.

К сожалению, постановление № 307 оставляет УК такую широкую лазейку, как право на отказ в перерасчете, если отключение коммунальных услуг произошло по причине: возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро-и газоснабжение, а также водоотведение, или по причине возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения. А поскольку угроза возникновения аварийных ситуаций в ЖКХ – это постоянное состояние нашего жилищного хозяйства, то велики и шансы на то, что в перерасчете вам будет отказано. Но вы, по крайней мере, боролись до конца…

Затраты на ЖКХ: увидеть весь айсберг…

Все наши предыдущие советы были направлены на то, чтобы побороться за уменьшение суммы в квитанции, которую мы находим в своем почтовом ящике. Однако значительные суммы нам приходится тратить и на то, чтобы поддерживать в порядке, вовремя ремонтировать, заменять или улучшать те инженерные сети, которые имеются у нас в квартире – краны, трубы, раковины, батареи отопления, электрические розетки и т. д. А поскольку управляющая компания не отвечает за содержание любого оборудования внутри квартиры собственников, то такая обязанность целиком ложится на наши плечи и сказывается на семейном бюджете.

Как экономно сделать ремонт, какие марки (бренды) оборудования выбрать и где лучше всего купить сантехнику, электрику, отделочные материалы – этим темам посвящено множество сайтов в Интернете. А по теме ремонта вы и вовсе найдете стопки книг в любом книжном магазине. Поэтому автор не будет здесь пытаться объять необъятное, а просто даст самые главные, базовые советы, которые надо иметь в виду при обслуживании или ремонте вашего «домашнего ЖКХ».

По максимуму используйте преимущества конкуренции на рынке ремонтных услуг

Если речь идет о плановой дорогостоящей работе и дело «не горит», то лучше всегда послушать мнение и узнать цену от нескольких разных ремонтников. Отличным подспорьем в этом будут Интернет и местные газеты бесплатных объявлений. Оттуда вы как минимум узнаете текущие цены на интересующие вас работы. Кстати, для поиска профессионального сантехника неплохим источником информации могут служить небольшие магазины, специализирующиеся на продаже труб, кранов и другой сантехнической продукции. Опытные сантехники знают, как важно стабильное и предсказуемое качество, а потому покупают все материалы и запчасти именно там, а не в больших строительных гипермаркетах, где поставщики могут все время меняться. Соответственно, продавцы в этих специализированных магазинах знают специалистов лично и всегда могут снабдить вас номером телефона хорошего мастера.

Старайтесь соблюдать общий стиль и ценовую категорию при проведении отделочного ремонта, замены сантехники и электрики

У всех у нас разные доходы, разные пожелания к качеству своего жилища, разные у нас и вкусы. Но согласитесь, что старая эмалированная раковина в сочетании с дорогим шведским смесителем выглядит также нелепо, как изящная итальянская сантехника – с простецким отечественным краном. Точно так же можно купить электрические розетки по 30 рублей за штуку, а можно и по 300. На практике наиболее гармонично выглядит интерьер, где все его элементы сбалансированы по уровню цены и качества. Та же самая рекомендация относится к тому, какого качества ремонт нужно делать в квартире. Согласитесь, что делать дизайнерский ремонт в «хрущевке» экономически бессмысленно, имеющиеся деньги лучше потратить на повышение класса жилья, переехав в более современный дом.

Совет всех времен и народов: хотите, чтобы было хорошо – попробуйте сделать эту работу сами

Как бы ни внедрялась в наше сознание мысль, что «каждому надо заниматься своим делом» и потому правильно – это заработать деньги по своей основной специальности, а для ремонтных работ лучше пригласить специалистов, на практике она регулярно дает сбои. Возможно, в Европе или Америке, где практикуется лишь вертикальный рост каждого специалиста в рамках своей однажды выбранной профессии (подмастерье – рядовой работник – мастер – «гуру»), это и справедливо, но у нас очень многие люди регулярно меняют свою сферу деятельности. Сегодня он был выпускником вуза по экономике, завтра не нашел работу в банке и пошел ставить пластиковые окна, а послезавтра – ремонтировать сантехнику.

 

Как результат, поработав пару месяцев в компании более опытного специалиста, такие ремонтники-новички начинают самостоятельно брать заказы. Усугубляет ситуацию и то, что это накладывается на всеобщую необязательность по срокам работ, завышение бюджета и т. д. И в конце ремонтных работ мы обнаруживаем, что результат не совсем тот, на который мы рассчитывали. Самое обидное, что за некачественную работу ремонтники берут с нас деньги совершенно нормальной платежеспособности, не рваные и не фальшивые…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.049 с.)