Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поправочные баллы со знаком плюс

Поиск

1–3 балла - проведение эффективных лечебных мероприятий было затруднено из-за нахождения больного вне ЛПУ, в условиях, не позволяющих оказывать эффективную медицинскую помощь.

4–5 баллов - проведение эффективных лечебных процедур было невозможно из-за нахождения больного вне ЛПУ, в условиях, не позволяющих оказывать медицинскую помощь.

Поправочные баллы со знаком минус

1–3 балла - неправильное лечение, значительное отклонение от стандарта КСГ, наличие элементов полипрагмазии без тяжелого побочного действия лекарств и развития нового патологического синдрома.

4–5 баллов - неправильное лечение, полное отклонение от стандарта КСГ, наличие полипрагмазии, приведшее к развитию нового патологического синдрома и ухудшению состояния пациента.

Оценка достигнутого результата (ОДР)

0 баллов - летальный исход или значительное ухудшение состояния больного, набор критериев исхода по стандарту КСГ не достигнут.

1–3 балла - состояние больного не изменилось, набор критериев исхода по стандарту КСГ достигнут частично.

4–6 баллов - состояние больного несколько улучшилось, набор критериев исхода по стандарту КСГ выполнен наполовину.

7–9 баллов - состояние больного улучшилось, набор критериев исхода по стандарту КСГ достигнут почти полностью.

10 баллов - состояние больного улучшилось, набор критериев исхода по стандарту КСГ достигнут полностью.

Поправочные баллы со знаком плюс

1–3 балла - отсутствие достижения набора критериев исхода по стандарту КСГ связано с наличием тяжелого сопутствующего заболевания.

4–5 баллов - отсутствие достижения набора критериев исхода по стандарту КСГ связано с поздним обращением пациента и/или нарушениями режима, отказа от лечения.

Оценка удовлетворенности пациента (ОУП)

0 баллов - пациент не удовлетворен оказанной медицинской помощью и имеет значительное число претензий к персоналу ЛПУ.

1–3 балла - пациент частично удовлетворен медицинской помощью, но имеет претензии к персоналу ЛПУ.

4–6 баллов - пациент в целом удовлетворен медицинской помощью и имеет незначительные претензии к персоналу ЛПУ.

7–9 баллов - пациент полностью удовлетворен медицинской помощью, но имеет незначительные претензии к персоналу ЛПУ.

10 баллов - пациент полностью удовлетворен медицинской помощью, претензий к персоналу ЛПУ не имеет.

Расчет уровня качества лечения пациента проводится по следующей формуле:

УКЛп = (ОАДП + ОД + ОКС + ОНМЛ + ОДР + ОУП)/60.

В случаях, когда оценка консультации специалистов (ОКС) не подвергается анализу, в знаменателе формулы используется цифра 50. Показатель УКЛ всегда меньше 1,0.

Расчет уровня качества лечения отдельного врача, подразделения ЛПУ и ЛПУ в целом проводится по следующей формуле:

УКЛвр = Сумма УКЛп ´ n, где

n - число случаев лечения, подвергнутых экспертной оценке.

Использование УКЛ в качестве интегрированного показателя качества и эффективности медицинской помощи в течение нескольких лет в Хабаровском крае показало его состоятельность при оценке оказания медицинской помощи отдельному пациенту, группе пациентов. Что касается оценок деятельности ЛПУ в целом, службы и/или территориального органа здравоохранения, то использование УКЛ имеет определенные пределы и ограничения. Прежде всего это проблемы оценки деятельности службы, органа здравоохранения по итогам временного периода (месяца, квартала, года), поскольку здесь оценка качества и эффективности медицинской помощи должна осуществляться по модели конечных результатов (МКР) деятельности службы, органа здравоохранения территории, которые не заложены в стандартах КСГ и требуют доработки и систематизации на территориальном уровне.

В России существует достаточно много методик разработки моделей конечных результатов, но все они используют три основных подхода формирования МКР:

  • набор показателей, характеризующих результаты деятельности;
  • нормативные значения основных показателей;
  • шкала численной оценки результатов деятельности.

Мы считаем наиболее целесообразным в условиях реформы здравоохранения использовать два вида показателей деятельности:

1. Показатели результативности (ПР), характеризующие уровень достижения целей той или иной службой, ЛПУ, территориальным органом управления здравоохранения.

2. Показатели дефектов (ПД) деятельности службы, ЛПУ, территориального органа здравоохранения.

При формировании перечня показателей результативности деятельности производится отбор таких показателей, которые несомненно отображают результат: при оценке службы это состояние здоровья определенных контингентов населения, в охране здоровья которых принимает участие данная служба, при оценке ЛПУ это показатели эффективности деятельности и результаты лечения больных при выписке, при оценке деятельности территориального органа здравоохранения это прежде всего показатели состояния здоровья населения на территории (смертность, заболеваемость, сохранность и восстановление трудоспособности, инвалидизация и пр.) и затраты ресурсов. Нормативные показатели результативности устанавливаются на основании:

  • многолетней динамики показателя, характерного для данной категории ЛПУ, для данной территориальной зоны края;
  • среднекраевого уровня;
  • темпов предполагаемой динамики данного показателя в результате того или иного типа планирования и изменения системы управления, формирования прогнозных моделей и пр.

Нормативные показатели результативности должны быть такими, чтобы их достижение потребовало от исполнителей концентрации ресурсов, изменения стиля управления, резкого улучшения КМП. Следует учитывать при установлении норматива, чтобы последний не менее чем на 5% превышал наилучший уровень, достигнутый к настоящему моменту. В дальнейшем, когда в процессе использования норматива МКР улучшится и установленный норматив будет достигнут, норматив МКР должен быть опять повышен. Таким образом, практически это бесконечный процесс. При установлении норматива не применяются абсолютные значения, а используются относительные показатели: в процентах, на 1000, на 10000, на 100000 и т. п.

Что касается показателей дефектов, то следует учитывать наиболее грубые нарушения и отклонения от стандартов в деятельности служб, ЛПУ и органов управления здравоохранением. Желательно подготовить соответствующий классификатор дефектов и придать последним ранговое значение.

Оценочные шкалы следует сформировать таким образом, чтобы в них нашли отражение условные показатели и их значения в следующем порядке:

  • наименование показателя;
  • единица измерения;
  • норматив;
  • оценка в баллах норматива;
  • оценка в баллах отклонения.

В качестве примера, рассмотрим МКР службы охраны здоровья женщин и детей Хабаровского края на 1996 год.

Таблица 4

Модель конечных результатов службы охраны здоровья женщин и детей Хабаровского края в 1996 году
Наименование Единица Норматив Оценка в баллах
показателя измерения   Норматива Отклонения
        знак за единицу измерения
Показатель результативности:          
1. Младенческая смертность случаи на 1000 род. живыми 17,0   1,0
2. Перинатальная смертность случаи на 1000 род. живыми 21,5   0,7
3. Больничная летальность % 0,5   0,5
4. Эффективность диспансеризации детей % 5,9   + 0,5
5. Грудное вскармливание % 50,0   + 0,4
Исходы беременности:          
6. Роды в срок % 91,0   + 0,6
7. Преждевременные роды % 4,0   0,4
Показатель дефектов:          
8. Смертность детей первого года жизни на дому один случай   0,1
9. Материнская смертность один случай   0,5
10. Досуточная летальность детей случаи на 100 выбывших   0,5
11. Досуточная летальность женщин в гинекологических стационарах случаи на 100 выбывших   0,5
12. Обоснованные жалобы на 1000 детей   0,3
13. Обоснованные жалобы на 1000 женщин фертильного возраста   0,3

«Стоимость» достижения нормативов (4-я колонка) устанавливается индивидуально для каждого показателя и отражает ранговое значение данного показателя среди прочих. Следовательно, установив в приведенном примере для детской смертности показатель 5 баллов, а для перинатальной 4 балла, мы тем самым соотнесли «стоимость» этих показателей, отдав предпочтение первому.

Что касается показателей дефектов, то последние могут измеряться как в относительных, так и абсолютных величинах. Ранговые значения отдельных показателей дефектов определяются оценкой единицы отклонения.

В приведенном примере для первого показателя нормативное значение 17,0 оценивается в 5 баллов. Отклонение, равное 1 на 1000 родившихся живыми оценивается в 1 балл. При этом знак плюс или минус в 5 колонке означает, что при увеличении значения показателя относительно норматива оценка будет, напротив, уменьшена. Таким образом, если младенческая смертность составит, к примеру, 19,6, то оценка этого показателя составит:

5 – (19,6 – 17,0) ´ 1 = 2,4.

В этом же примере при наличии трех обоснованных жалоб оценка показателя «дефекта» составит:

–0,3 ´ 3 = –0,9 балла.

Коэффициент достижения результата (КДР) определяется соотношением реально достигнутой суммы баллов (за вычетом баллов по показателям дефектов) к сумме оценок нормативных значений показателей.

КДР = [(ОПР1 + ОПР2 + ОПР3 +... ОПРn) (ОПД1 + ОПД2 + ОПД3

+... ОПДn)]/[ОНЗ1 + ОНЗ2 +... + ОНЗn],где

ОПР - оценка показателей результативности,

ОПД - оценка показателей дефектов,

ОНЗ - оценка нормативных значений показателей результативности.

В связи с тем, что, как ранее уже говорилось, нормативные значения показателей результативности труднодостижимы, а показатели дефектов всегда имеют отрицательное значение, то результатом расчета во всех случаях будет десятичная дробь.

Пример расчета интегральной оценки результативности деятельности службы охраны материнства и детства Хабаровского края

Показатели результативности:

1. Младенческая смертность - 19,6.

5 – (19,6 – 17,0) ´ 1,0 = 2,4.

2. Перинатальная смертность - 22,7.

4 – (22,7 – 21,5) ´ 0,7 = 3,16.

3. Больничная летальность - 0,65.

2 – (0,65 – 0,5) ´ 0,5 = 1,925.

4. Эффективность диспансеризации - 7,5.

4 + (7,5 – 5,9) ´ 0,5 = 4,8.

5. Грудное вскармливание - 39,0.

4 + (39,0 – 50,0) ´ 0,4 = –1,04.

6. Роды в срок - 86,0.

3 + (86,0 – 91,0) ´ 0,6 = 0,0.

7. Преждевременные роды -6,0.

4 ´ (6,0 – 4, 0) х 0,4 = 3,2.

Показатели дефектов:

8. Смертность детей первого года жизни на дому - 56.

0,1 ´ (56) = 5,6.

9. Материнская смертность - 12.

0,5 ´ (12) = 6,0.

10. Досуточная летальность детей - 0,3.

0,5 ´ (0,3) = 0,15.

11. Досуточная летальность женщин в гинекологических стационарах - 0,3.

0,5 ´ (0,3) = 0,15.

12. Обоснованные жалобы, на 1000 детей - 0,6.

0,3 ´ (0,6) = 0,18.

13. Обоснованные жалобы, на 1000 женщин фертильного возраста - 0,8.

0,3 ´ (0,8) = 0,24.

Сумма оценок показателей результативности:

2,4 + 3,16 + 1,925 + 4,8 + (–1,04) + 0 + 3,2 = 14,445.

Сумма оценок показателей дефектов:

(5,6 + 6,0 + 0,15 + 0,15 + 0,18 + 0,24) = 12,32.

Итоговая балльная оценка (ИБО) деятельности службы охраны здоровья матери и ребенка:

14,445 – 12,32 = 2,125.

Сумма оценок нормативных значений показателей результативности (СОНЗ):

5 + 4 + 2 + 4 + 4 = 19,0.

Коэффициент достижения результатов (КДР) составляет:

ИБО/СОНЗ = 2,125/19,0 = 0,112.

Таким образом, коэффициент достижения результатов весьма низок, что зависит в первую очередь от весьма существенных дефектов по уровню смертности детей первого года жизни на дому и материнской смертности.

Весьма похожим способом можно рассчитывать КДР для различного рода ЛПУ, но там следует в систему показателей результативности обязательно включать уровень качества лечения (УКЛ) и уровень качества диспансеризации (УКД) в процентном отношении к стандарту для данной категории ЛПУ.

Следует понимать, что как УКЛ, так и УКД можно рассчитать только на основе экспертного метода анализа КМП. Он позволяет сопоставить реальные действия оказывающего медицинскую помощь врача с мнением эксперта о том, какой она должна быть. В то же время мнение эксперта формируется не только на основании стандарта, а и на основании современных представлений об оптимальном объеме медицинской помощи при данном заболевании с учетом индивидуальных особенностей больного и конкретными условиями оказания медицинской помощи. В связи с этим экспертный метод не только не исключает подхода к оценке КМП по соответствию стандартам, но и подразумевает его использование на начальном этапе проведения экспертизы КМП. Наибольший эффект дает сочетание экспертного метода с методом стандартизированных коэффициентов, показателей и пр., что позволяет избежать чрезмерных затрат на проведение экспертизы и добиться максимальной отдачи от ее результатов.

В определенных обстоятельствах возникает необходимость корректировки оценки результативности, связанная с особыми условиями деятельности ЛПУ, службы здравоохранения территории. Это, прежде всего, отдаленность района, низкая плотность населения, разрушенные транспортные связи, низкая укомплектованность врачами, неудовлетворительное состояние основных фондов ЛПУ и пр. В этих случаях с целью объективизации оценок следует применять т. н. выравнивающие коэффициенты, на которые умножается сумма оценок показателей результативности. Эти коэффициенты могут вводиться вышестоящим органом здравоохранения. Для городов и районов края - управлением здравоохранения администрации края, для ЛПУ - отделами здравоохранения территории.

Внутриведомственная экспертиза не должна ограничиваться рамками исследования определенного технологического процесса и его результатов. Важное значение имеет проведение внутриведомственной экспертизы по таким направлениям, как:

контроль за распространением внутрибольничных инфекций;

контроль за назначением и использованием лекарственных препаратов;

контроль за деятельностью лабораторий ЛПУ.

Таким образом, внутриведомственная экспертиза качества и эффективности медицинской помощи может реализовываться с помощью нескольких направлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.173 (0.01 с.)