Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция обязательственного (договорного ) права западных стран после второй мировой войны. Антимонопольное законодательство.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Договор в западном праве традиционно определяется как соглашение двух или более лиц, посредством которого устанавливаются определенные права и обязанности. Право западных стран закрепило принципы юридического равенства сторон в договоре, свободы договора и обязательности договора для его участников. Эволюция гражданского договора современных западных стран, отражающая усиление государственного вмешательства в экономику, развитие научно-технической революции, обострение мировой рыночной конкуренции, происходит по следующим направлениям. Во-первых, появилось большое количество новых разновидностей гражданских договоров, и прежде всего в сфере предоставления услуг, использования результатов творческой деятельности человека, передачи и обработки информации. В результате научно-технического прогресса предметом хозяйственного оборота становится различного рода информация, представляющая коммерческую ценность. Коммерческая передача технической информации осуществляется в основном по двум контрактам: лицензионному договору на использование запатентованного изобретения и договору на передачу " ноу-хау", т. е. на предоставление информации о непатентованном техническом решении в виде технической документации и / или устно передаваемых знаний и опыта и / или готового образца технического объекта. Появляются договоры, которые сочетают в себе договоры двух или более известных видов договоров. Так, необходимость быстрого обновления в производстве машин и оборудования при одновременном исключении единовременных крупных затрат на их приобретение привела к возникновению и широкому распространению договора лизинга, особенно машин и оборудования. В силу договора лизинга одна сторона (лизинговая компания) передает другой стороне (пользователю) определенный предмет (машину, транспортное средство, завод и т. п.), а пользователь обязуется вносить за него периодически плату и по окончании договора вправе приобрести названный предмет на льготных условиях, с зачетом этих платежей. В договоре лизинга сочетаются характеристики и договора имущественного найма (аренды), и договора купли-продажи. Во-вторых, из сферы гражданского права выводятся некоторые виды договоров. Например, трудовые договоры, трудовые соглашения стали регламентироваться особыми нормами трудового права. Во Франции появляется особая категория административных договоров между государственными органами и частными лицами на приобретение различных товаров и услуг, которые регулируются административным правом и не признаются гражданско-правовыми. Основное его отличие от гражданского договора состоит в том, что стороны в административном договоре не равны не только фактически, но и юридически. Государственный орган - сторона такого договора - вправе в одностороннем порядке изменять несущественные его условия или даже расторгнуть это договор. Во многих административных договорах предусматривается право администрации контролировать исполнение договора и давать инструкции другой стороне. К разряду административных относятся и договоры, которые французское государство заключает с местными коллективами, национализированными предприятиями и частными компаниями в целях реализации экономических планов. Они называются плановыми, программными договорами. В соответствии с ними государство предоставляет своим контрагентам налоговые скидки и премии, займы на льготных условиях и иные подобные преимущества и привилегии в обмен на обязательство другой стороны осуществлять инвестиционную программу, отвечающую плановым целям, развивать соответствующее производство, поддерживать определенный уровень занятости. В-третьих, современное договорное право все более ориентируется на экономическое неравенство участников оборота и устанавливает ряд ограничений принципа свободы договора (это свобода вступать в договорные отношения и свобода сторон в определении их содержания). Отступление от принципа свободы договора наметилось еще в 19 веке. В ряде случаев государство устанавливало твердые цены на продукты первой необходимости, твердые тарифы на транспорте на перевозку грузов и пассажиров, продажа некоторых товаров признавалась монополией государства. Однако появление и широчайшее распространение монопольных соглашений и стандартных договоров присоединения вынудили законодателя существенно поступиться началом свободы договора. Это особенно заметно на примере антимонопольного законодательства, ограничивающего или запрещающего отдельные виды договоров, если они угрожают нормальной конкуренции. Все большее распространение получают разнообразные типовые договоры, договоры присоединения, в которых используются " стандартные" условия, заранее разработанные одной из сторон и навязываемые контрагенту. На базе этих типовых договоров совершается большая часть гражданско-правовых сделок в сфере розничной торговли, перевозок, обслуживания населения и т. п. Условия таких типовых договоров или формуляры договоров разрабатываются крупной компанией, которая господствует на рынке соответствующего товара или услуги, также разрабатываются коллективно предпринимательскими союзами. Содержание договоров присоединения определяется одной из сторон, а другая зачастую не только не в состоянии обсуждать договорные условия, но и не имеет выбора - присоединяться или нет к такого рода договору. Стандартные договоры неизбежны в любом современном обществе. Применение договоров с заранее разработанными условиями - результат стремления фирм упростить и облегчить заключение сделок, что приобретает особое значение при небывалом расширении договорной практики. Эти договоры неизбежны в тех сферах хозяйства, где заключается множество однотипных, стандартных сделок. Но вместе с тем, подобные договоры сводили на нет юридическое равенство сторон в договоре, ставили составителя формуляра (крупную фирму) в привилегированное положение, позволяли ему включать в договор условия, ущемляющие интересы рядового контрагента. Стремление предотвратить чрезмерное злоупотребление этим вызвало к жизни нормативные акты, запрещающие включать в договоры присоединения наиболее одиозные условия, такие как освобождение продавца или сервисные предприятия от ответственности перед покупателем или клиентом, либо уменьшение размера такой ответственности, либо дающие поставщику право на одностороннее изменение или расторжение договора в случаях, не предусмотренных законом, либо возлагающие на потребителя бремя доказывания, которое обычно лежит на поставщике. Свобода договора ограничивается и государством путем детальной регламентации банковских, страховых, транспортных, валютных, внешнеторговых операций; установления систем лицензирования, когда для осуществления той или иной операции необходимо получить разрешение от компетентного государственного органа; определения цен на товары и услуги. В административных договорах между государственными органами и коммерсантами наблюдаются самые ощутимые отступления от начал свободы договора и равенства сторон в договоре. В западных странах были приняты законодательные акты, направленные на защиту прав экономически слабой стороны в договоре - потребителя от злоупотреблений со стороны предпринимателей, исключение или ослабление практики навязывания фирмами дискриминационных условий контрактов, ущемляющих интересы потребителей. Кроме того, потребителю обеспечивается возможность получить более полное возмещение ущерба, понесенного в результате приобретения недоброкачественных изделий. В-четвертых, заметное ослабление претерпевает принцип незыблемости договора (договор имеет силу закона для его участников). Уже в ходе первой мировой войны стало очевидным, что соблюдение многих договоров и прежде всего о договорах о крупных и длительных поставках, как правило, объективно стало невозможным в силу экономических и социальных потрясений. Законодательство и судебная практика западных стран стали допускать внесение изменений или даже отказ от договора с учетом неожиданно возникших экономических обстоятельств. Была разработана доктрина " оговорки о неизменности обстоятельств", согласно которой, стороны, заключая договор, исходят из следующего предложения: он будет исполняться при определенных обстоятельствах, имеющихся на момент его совершения. Изменение этих обстоятельств (резкое изменение конъюнктуры рынка, девальвация валюты, скачок цен и т. п., которые нельзя было предвидеть при возникновении обязательства) дает право сторонам отказаться от исполнения договора или потребовать изменения его содержания. А в ряде западных государств суды все чаще трактуют свободу договора (применительно к коммерческим контрактам) и как свободу каждой из сторон прекращать договорные отношения, исходя исключительно из своих собственных интересов, с обязательством компенсировать контрагенту возникшие в этой связи убытки. В договорном праве резко возрос удельный вес императивных норм за счет установления общих правил предпринимательской деятельности. Одной из специфических форм государственного регулирования экономики является антимонопольное законодательство (в США оно носит название антитрестовского законодательства), которое представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность монополистических объединений и ведение конкурентной борьбы. Исторически сложились два системы антимонопольных законов: американская и европейская. Американская система предусматривает формальное запрещение монополий, то есть признания их незаконными изначально. Европейская система строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Различия между системами не носят принципиального характера. В 1890 г. в США был принят закон Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные последствия для значительных групп населения от экономической деятельности крупных корпораций, включая их соглашения с целью установления монопольных цен на рынке. В ст. 1 закона объявляются незаконными всякий договор, объединение в форме треста или в каком-либо ином виде или сговор, направленные на ограничение торговли между несколькими штатами или с зарубежными странами. Предусматривались уголовно-правовые санкции против нарушителей закона. В 1914 г. в развитие общих положений закона Шермана были приняты закон Клейтона и закон о федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк антитрестовского законодательства. В законодательстве США не содержится расшифровки таких понятий, как монополия, конкуренция, но их толкование дали американские суды. Монополия понималась как антипод (противоположность) конкуренции. Следовательно, если существует конкуренция, то отсутствует монополия. В одном из решений американского суда сказано: " Современная концепция " монополии" означает объединение или организацию, которая приобретает такое доминирующее влияние в какой-либо отдельной отрасли торговли или коммерции, что возникает тенденция к подавлению конкуренции, регулированию поставок и фиксированию цен во вред публике". Для американской экономики второй половины нашего столетия в определенной отрасли промышленности, торговли или сферы услуг функционирует несколько компаний, обладающих гигантскими по сравнению с конкурентами размерами, что позволяет им проводить по отношению к ним политику диктата. Корпорации с миллиардными активами, десятками тысяч наемных рабочих, мощными управляющими штатами фактически доминируют на рынке, определяют выпуск продукции и цены. На взгляд западных авторов, в такой ситуации конкуренция не устраняется, а ведется на более высоком уровне, становится более ожесточенной. Следовательно, нет повода для применения к таким гигантским корпорациям норм антитрестовского законодательства. Американские авторы говорят о нарушении " работающей" или " эффективной" конкуренции. В действительности конкуренция вызвана тем, что производителей вещей и услуг избыточно много, а покупательная способность потребителей ограничена. Тон на рынке задают крупные корпорации, добивающиеся успеха за счет перераспределения покупательной способности населения в свою пользу. При применении антитрестовских законов постоянно возникает вопрос: что хуже - вред, причиненный конкуренции, если антитрестовский закон будет бездействовать, или вред для эффективности экономики в целом, если закон будет применен против преуспевающей корпорации? Тресты представляют собой естественное явление в экономической жизни, в отношении которого нельзя занять полностью негативную позицию. Трест - полное объединение предприятий, производящих однородную позицию (одной или ряда смежных отраслей), с целью совместного производства и сбыта. Участники треста утрачивают свою самостоятельность (производственную, коммерческую и юридическую). Это огромное комбинированное, но единое предприятие. Первым возник нефтяной трест Дж. Рокфеллера " Стандарт ойл" в 1882 году, а к 1900 году он контролировал 84% внутренней торговли нефтью и 90% ее экспорта. Джон П. Морган в 1901 г. создал стальной трест " Юнайтед Стейтс Компани" с капиталом 1,4 млрд. долларов, контролировавший 3/5 производства стали всей страны. Они управлялись одним лицом неограниченно. Эти хозяева направляли дело по своему усмотрению, не допуская никакого контроля, увольняя управляющих заводами, которых они находили неподходящими, определяя размер производства, вознаграждение рабочим и продажные цены. Они старались как можно теснее специализировать работу каждой фабрики для уменьшения расходов по производству и увеличения таким образом доходов. Финансисты скупали предприятия, занимающиеся производством одного продукта. Тресты создавались путем подавления своих конкурентов снижением цен на внутреннем рынке, а также с помощью подкупа и шантажа. Основатели трестов, имеющие в своих руках большинство железных дорог, назначением разорительных перевозных тарифов немедленно ставили упорствующее предприятие в невозможность перевозить свои товары. Трест будет продавать продукцию с убытком, пока не разорит конкурента. Вследствие объединения заводов в одних руках, общие издержки производства сокращались, специализация увеличивалась и заводские цены значительно уменьшались. Трест, установивший монополию, конечно, старался поднять цены, но так как всегда выясняется, что, продавая дешевле, продашь гораздо больше, цены в конце концов понижаются, и цена на производимый трестом товар опускается ниже прежней стоимости. Тресты добились результата, которого не добивались: промышленного и торгового первенства США. Антитрестовское законодательство ограничивает или даже запрещает некоторые виды договоров, если они приводят к уничтожению или существенному нарушению нормальной конкуренции. К такого рода договорам, как правило, относят соглашения, которые закрепляют за их участниками (юридически независимыми фирмами-производителями, поставщиками и оптовыми покупателями) определенные объемы производства того или иного товара, распределяют между ними источники сырья, рынки сбыта, запрещают участникам перепродавать товары ниже оговоренного уровня цен или не разрешают вступать в аналогичные договорные отношения с лицами, которые не присоединились к данному соглашению. Запрещаются сделки между компаниями, занимающими, господствующее положение на рынке с другими фирмами или массовыми потребителями, если такие сделки ведут к ограничению последующей конкурентной деятельности для одной из сторон. К таким запрещенным сделкам относятся связывающие договоры (продажа с принудительным ассортиментом, когда продавец обуславливает продажу основного товара приобретением второстепенного, связанного с основным, например, обязанность одновременно приобрести другой тип машины или сырья), исключающие контракты (например, обязательство покупателя или продавца соответственно не приобретать или не продавать впредь такой товар по контрактам с третьими лицами), установление для покупателя уровня перепродажных цен. Запрещались контракты на продажу товаров по демпинговым (" неразумно низким") ценам с целью уничтожения конкуренции или конкурентов, недобросовестное давление, бойкот со стороны предприятий, занимающих ведущее конкурентное положение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.168 (0.009 с.) |