Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пищевые добавки и эффект плацебо

Поиск

Конечно, полные клинические испытания требуют значительных временных и материальных затрат, крайне невыгодных производителям «чудодействен­ных» продуктов, хотя только такого рода исследова­ния и могут с достаточно высокой достоверностью определить реальный терапевтический эффект про­веряемого препарата. Сюда входит прежде всего обя­зательная проверка так называемым двойным сле­пым методом с использованием эффекта плацебо, или пустышки, — лекарственной формы, лишенной дей­ствующего начала, но предлагаемой наравне с прове­ряемым препаратом. При этом обязательным услови­ем является то, чтобы врач не знал, что он дает, а больной не знал, что он получает, — именно поэто­му такое исследование называется «двойным сле­пым» или плацебо-контролируемым. То, что плаце­бо, или пустая лекарственная форма, нередко оказы­вает не меньший или даже больший терапевтический эффект, нежели реальное лекарство, известно давно[29] и, разумеется, достаточно широко применяется в ме­дицине, как, равным образом, и в фармацевтике[30]. Именно эффектом плацебо объясняется «большая» эффективность, то есть читай: большая раскупае-мость, шипучих и быстрорастворимых форм параце­тамола («Эффералган упса» и «Панадол экстра») по сравнению с обычным отечественным парацетамо­лом. И это при том, что действующее начало и там и тут абсолютно одинаково, хотя разница в цене мо­жет достигать 500%! Фармацевтические компании быстро уловили, что будет намного дешевле произво­дить старые, уже проверенные лекарства под новыми названиями в яркой красивой упаковке, нежели свя­зываться с производством новых лекарственных пре­паратов, обрекая себя на неизбежные расходы по их долговременной клинической проверке.

Именно для целей поддержания эффекта плацебо при использовании коммерческих пищевых добавок и нужна фигура пресловутого дистрибьютора, который будет постоянно «капать на мозги» доверчивому клиенту, что, дескать, все идет хорошо, с умным ви­дом проверять эффективность пищевой добавки на основании показаний пресловутой рамки или раска­чивающегося маятника, который сам же дистрибьютор и раскачивает (разумеется, в нужную сторону). А в от­вет на нередкое ухудшение состояния клиента, он будет убеждать его, что якобы это пошел несомненный про­цесс очищения и так далее в том же духе, пока деньги клиента наконец не перекочуют в карман данного ди­стрибьютора. Но на этом общение с клиентом не закан­чивается! В идеале ставится задача сделать его еще одним дистрибьютором по схеме многоуровневого маркетинга (MLM), кстати, целиком скопированной с сетей распространения наркотиков, где также пре­дусмотрено вовлечение первоначально обычных по­требителей в систему тех же самых многоуровневых продаж. Но это уже совсем другая история...

 

На чем же основывается механизм действия продуктов фирмы «Гербалайф», или Чашка кофе за $150

Мы рассмотрим подробнее продукцию фирмы «Гербалайф» вовсе не потому, что хотим еще раз «пнуть мертвого льва» (основатель фирмы Марк Хьюз и так уже пострадал, скоропостижно скончавшись в соб­ственной постели в возрасте 44 лет). Главная причи­на в том, что торговая марка «Гербалайф» у всех на слуху («Гербалайф» НЕ предлагать!), да и информа­ции о составе и, соответственно, всякого рода эффек­тах некоторых продуктов этой фирмы уже накопи­лось вполне достаточно для подробного анализа[31].

Среди продуктов фирмы «Гербалайф» особое мес­то занимают таблетки с «удачным» названием «Энер-джи» от английской аббревиатуры N.R.G. (натураль­ная сырьевая гуарана). С участием этих «травяных» таблеток проходят практически все предписанные курсы приема прочих продуктов фирмы «Герба­лайф». Название этого продукта не случайно созвуч­но английскому слову «энергия», поскольку он содер­жит довольно большое количество кофеина (до '4%). Стоп! Это как раз то, что нам и нужно для анализа механизма действия продуктов фирмы «Гербалайф». Дело в том, что кофеин и аппетит теснейшим образом связаны между собой. Судите сами...

Среди механизмов, запускающих малоприятное ощущение все возрастающего аппетита, ведущее ме­сто занимает влияние на гипоталамус уровня саха­ра в крови. Иными словами, аппетит у человека по­является тогда, когда содержание сахара, основного «горючего» для клеток, в крови падает. Поднять его можно несколькими способами. Самый простой — это поесть чего-нибудь вкусненького, лучше сладень­кого. Но тогда избыток углеводов может перейти в жировые отложения! Собственно, вся борьба с лиш­ним весом сводится к тому, как поднять уровень глю­козы хотя бы на время, чтобы удовлетворить аппетит без еды, то есть без приема внутрь лишних калорий. Это возможно только в том случае, если задейство­вать имеющиеся в организме запасы сахара — глико­гена, представляющего собой полимерные цепочки из молекул глюкозы. Поэтому его еще называют «жи­вотным крахмалом». Итак, второй способ повыше­ния уровня сахара (глюкозы) в крови идет за счет рас­щепления внутренних запасов гликогена в печени (до глюкозы) и в мышцах (до лактата). Рассматривае­мый процесс носит название гликогенолиз, что озна­чает «расщепление гликогена».

Запуск гликогенолиза инициируется рядом гормо­нов, биохимических регуляторов внутренней среды организма, таких, как, например, глюкагон и более широко известный адреналин. Каждый может на себе прочувствовать, как при сильном испуге (одномомент­ный выброс в кровь большого количества адренали­на) аппетит на время пропадает. Именно вследствие повышения уровня глюкозы в крови. Этот же меха­низм лежит в основе известного всем феномена так называемого испорченного аппетита. Равным обра­зом, мы забываем о еде в моменты душевного подъе­ма и, соответственно, в минуты внезапного горя. Го­воря языком физиологии, всякий раз, когда активи­руется симпато-адреналовая система.

Из внешних (экзогенных) веществ гликогенолиз запускают так называемые симпатомиметики, пре­параты, обладающие адреналоподобным действием, такие, как эфедрин, амфетамины, и прочие стимуля­торы симпатической нервной системы, включая и... кофеин! Стоп! Вот мы и вернулись «на круги своя». Как вы думаете, есть ли какая-нибудь разница между кофеином «натуральной сырьевой гуараны» и кофе­ином, содержащимся в обыкновеннейшем кофе? Да в том-то и дело, что никакой! Разница только в цене.

Именно стимулирующим гликогенолиз действием кофеина и обязаны своей всемирной популярностью чай и кофе. При «совершенном нуле» калорий появ­ляется заметное притупление чувства голода. Выпил чая или кофе — и как будто что-то съел (поскольку уровень глюкозы в крови поднялся). В этом-то и со­стоит смысл традиционного чаепития (например, ан­глийского файф-о-клока) или, как говорили в стари­ну, «откушивания кофия» в перерывах между едой. В этом, кстати, состоит и «тайна» так называемого ев-розавтрака, с которым столкнулись наши незадачли­вые туристы, получавшие в Европе по утрам на завт­рак маленькую чашечку кофе с булочкой, что вы­зывало у них полное недоумение: как «этим» можно насытиться? Оказывается, очень даже можно, но только на весьма непродолжительное время. В норме за «еврозавтраком» следует второй завтрак — как правило, не включаемый в полупансион для наших туристов.

Однако вернемся к кофеину гуараны. Ведь имен­но на нем лежит основная задача в подавлении ап­петита, благодаря чему низкокалорийное «клеточ­ное» питание ведет к неуклонному сбрасыванию веса потребителя «чудодейственных» продуктов фирмы «Гербалайф»... за 150 долларов! Возникает законо­мерный, хотя и несколько наивный, вопрос: а не пла­тят ли потребители продуктов фирмы «Гербалайф» по 150 долларов фактически за чашечку обыкновен­нейшего растворимого кофе, содержание кофеина в котором как раз и составляет те самые 4%? Окон­чательного ответа мы никогда не получим, ибо дис­трибьюторы «Гербалайфа», сами накачанные кофеи­ном из таблеток «Энерджи», с выпученными от воз­буждения глазами будут убеждать нас в том, что в состав продуктов фирмы «Гербалайф» входит мно­жество других компонентов, стоимость которых «бес­ценна» (?!), и все такое прочее.

 

И еще несколько слов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.228 (0.006 с.)