Вы хотите всегда иметь ПОСТНОЕ выражение лица? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вы хотите всегда иметь ПОСТНОЕ выражение лица?



Минвалеев Р.С.

Похудеть без вреда. – СПб: Питер, 2003. – 128 с.: ил. – (Серия «Исцели себя сам»).

ISBN 5-318-00696-5

 

Ринад Минвалеев — физиолог и востоковед, кандидат биологических наук, специалист по йоге. Автор более 30 статей, опубликованных в газетах «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», в журнале «Здоровье». В течение 5 лет проводит курс занятий «Традиционные системы оздоровления».

Книга «Похудеть без вреда» — дополненное и переработанное издание книги «Коррекция веса», вышедшей в издательстве «Питер» в 2000 году. Всем, кто хочет изменить свой вес и фигуру, автор предлагает физиологический метод коррекции веса. Это запатентованное открытие, основанное на знании законов, по которым живет организм. Вы сможете избежать ошибок в питании и всех «мучений», которыми сопровождаются ограничения в еде.

Сколько нужно съедать, чтобы не ошибиться?

Почему вечером так хочется вкусного?

Что «думает» наш организм о раздельном питании

и голодании?

Сколько холестерина в «бесхолестериновых» продуктах?

Сколько должен весить здоровый человек?

Как определяется красота женской фигуры?

Прочтите эту книгу, действуйте по методу Минвалеева — и вы откорректируете свой вес, научитесь питаться «по науке» и почувствуете себя легче и свободнее.

 

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

БЛАГОДАРНОСТИ. 1

ПРЕДИСЛОВИЕ. 3

«Демьянова уха», или Сколько нужно съедать, чтобы не ошибиться? 7

О раздельном питании, или Надо ли разделять неразделимое. 14

О пользе вкусного, или Почему хороший повар стоит хорошего доктора. 20

Правда и ложь о бесхолестериновых продуктах. 24

Что же это такое — пищевые добавки. 31

Голодание как оно есть, или Легенда о «Великом очистителе» 39

Камни внутри нас, или Еще раз о «чистках» печени. 52

За что пьем? Плюсы и минусы уринотерапии. 56

Как похудеть без вреда для здоровья. 61

Послесловие. 71

Послесловие ко второму изданию. 74

О книге Ринада Минвалеева «Похудеть без вреда». 80

Краткий словарь терминов. 82

Рекомендуемая литература. 86

 


 

К 200-летию со дня рождения собирателя русской традиции, писателя и лексикографа Владимира Ивановича Даля


 

БЛАГОДАРНОСТИ

 

 

Прежде всего хотелось бы выразить глубокую благо­дарность моему Учителю, академику РАН Александ­ру Даниловичу Ноздрачеву, за бесценные уроки фи­зиологического МЫШЛЕНИЯ, лежащего в основе каждой строчки этой книги. Автор также бесконеч­но благодарен профессору Института питания РАМН (Москва) Григорию Константиновичу Шлыгину и чле­ну-корреспонденту РАН, профессору Александру Ни­колаевичу Шеповальникову за ряд ценнейших заме­чаний и идей, использованных в этой книге. В рабо­те над книгой огромную помощь мне оказали также консультации заведующей кафедрой физиотерапии и курортологии МАПО (Санкт-Петербург), профес­сора Веры Васильевны Кирьяновой, которой автор выражает самую искреннюю признательность. И на­конец, спешу выразить бесконечную благодарность всем многочисленным слушателям учебной моей программы «Традиционные системы оздоровления», без искреннего внимания которых эта книга не по­явилась бы на свет.


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Какой-такой павлин-мавлин?!

Ты что, не видишь, мы же ку-ушаем!

Реплика джинна из мультфильма «Приключения барона Мюнхгаузена»

 

Эта книга возникла как ответ на те многочисленные вопросы, которые неизбежно задают мне слушатели учебной программы «Традиционные системы оздо­ровления» на первом же занятии после первого зна­комства. Стоит только затронуть тему питания, как аудитория тут же оживает...

«Ринад Султанович, скажите, как нам правильно питаться? По Шелтону? По Брэггу? Или как йоги? Как правильно голодать? Что такое макробиотика дзэн?» В голове у меня всякий раз проносится: «Гос­поди! При чем здесь дзэн?» — но я никогда не успеваю хорошенько додумать этот давно не дающий мне покоя вопрос, как уже следуют один за другим следующие: «Расскажите про чистку печени и раздельное пита­ние. Почему вечером так хочется мяса?» Я ищу глаза­ми задавшего последний вопрос, поскольку у этого человека все в порядке с рефлексами, а значит, на него/нее при случае можно будет опереться в предсто­ящих непростых беседах с сыроедами и вегетариан­цами. «Как вы относитесь к вегетарианству?» А вот и они, родные мои, травоядные! Что-то в последнее время число их поубавилось. «А правда ли, что соль/ сахар — это "белый яд"?» И так далее без конца.

Как преподаватель, работавший с самой разной аудиторией, я знаю, что на все^столь эмоционально поставленные вопросы отвечать нужно незамедли­тельно. Будет большой ошибкой с моей стороны оста­вить их искренний интерес без внимания в угоду учебному плану, который в данный момент мало кому интересен. Они уже и так много сделали для того, чтобы я смог преподать им свой учебный мате­риал: они пришли в университет и проявляют реаль­ный интерес к одному из важнейших вопросов здоро­вого образа жизни. Все они так или иначе ознако­мились с великим множеством рекомендаций по здоровому образу жизни, а многие, включая и меня, вашего покорного слугу, опробовали эти рекоменда­ции на себе, затратив немало сил и... чуть было не ска­зал, здоровья. Во всяком случае, слушатели недву­смысленно демонстрируют свое явное желание знать, ЧТО им по этому поводу может сказать академиче­ская наука. Со своей стороны, я никоим образом не могу начинать с системы пищеварения, минуя стро­ение клетки и принципы нейроэндокринной регу­ляции физиологических функций. Все это будет впе­реди, да и первая лекция в соответствии с учебным планом должна быть посвящена сугубо физиологи­ческой теме «Строение клетки и клеточная мембра­на». Такова основная идея курсов — формирование у слушателей навыков физиологического мышления, которое подготовит их к пониманию того, что такое ЗДОРОВЬЕ и как оно связано с традиционным обра­зом жизни. В принципе так оно и есть.

Однако с чего-то начинать мне приходится, и тог­да я начинаю... с многовековых традиций здорового образа жизни, передаваемых из поколения в поколе­ние, с реально существующих правил самого что ни на есть обыкновенного питания, о которых мы почему-то незаслуженно позабыли в страстном желании оздо­ровиться. И вот тут выясняется одно, прямо скажем, презабавнейшее обстоятельство, которое, в общем-то, и составляет суть нашего повествования, а имен­но то, что традиционное питание не имеет НИЧЕГО ОБЩЕГО с современными рекомендациями по пита­нию. То есть совсем никаким образом не пересекает­ся с ними ни по одному пункту ВООБЩЕ! Задумай­тесь на минуточку над тем, как питались наши деды и отцы и, собственно говоря, продолжает питаться большинство самых обыкновенных, что называется, не охваченных идеей оздоровления людей. И тогда становится очевидным, что наши предки, как и мно­гие наши с вами современники, всеми возможными способами избегали и продолжают избегать полного голодания; смешивали и, что самое удивительное, продолжают смешивать белки, жиры и углеводы; не соблюдали и, явно «не ведая, что творят», продолжа­ют не соблюдать принципы макробиотики дзэн (спра­ведливо, на мой взгляд, подозревая, что дзэн-буддизм и японский ресторан — это все-таки не одно и то же); равным образом они в общей своей массе не имели и не имеют сколько-нибудь отчетливого представле­ния о калорийности продуктов питания; также мож­но быть уверенным в том, что все они дружно предпо­читали и до сих пор предпочитают жареную и пряную пищу, а не вареную и постную; и, наконец, явно друг с другом не сговариваясь, проповедовали, а многие и сейчас проповедуют самое откровенное чревоуго­дие, требуя, во всяком случае от других, изобилия яств на столе, особенно по праздникам. Разве не так обстоит дело с традиционным, то есть наиболее рас­пространенным, способом питания? Как издавна под­мечено в русском народе: «Приняла б душа, а брюхо не прогневается» [1].

Так ли уж неправильно такое традиционное пита­ние? И чем данная «система питания» хуже других?

Почему ее нельзя рассматривать наряду со всеми? Собственно говоря, почему мы должны от нее отказы­ваться? И прошу заметить, отказываться нередко приходится от того, чего на самом деле более всего и хочется.

Так ли уж плохо то, что наш организм хочет чего-нибудь вкусненького, пока он здоров и не страдает отсутствием аппетита? Любой опытный врач под­твердит, что если у больного появился аппетит, его пора выписывать домой. Что плохого в нормальном аппетите? Почему, в конце концов, мы не должны есть ДОСЫТА? (вот в чем вопрос!). В конце концов, многовековой опыт народных традиций хорош имен­но тем, что этот образ жизни уже многократно прове­рен множеством поколений. Люди не стали бы пере­давать из поколения в поколение бесполезные или вредные знания.

Вам кажется это примитивным и нецивилизован­ным? Вы скажете, что это не подтверждается данны­ми науки? Однако, забегая вперед, должен вам заме­тить, что получается как раз с точностью до наоборот: нормальная физиология человека, как наука о НОР­МАЛЬНОМ функционировании организма человека, подтверждает именно традиционный уклад в образе жизни и не подтверждает всякого рода новации в об­ласти здорового образа жизни (и высокого образа мысли), не опирающиеся на традицию.

И еще хотелось бы с самого начала оговориться: эта книга не случайно имеет подзаголовок «Очерки прикладной физиологии». Все рекомендации по здо­ровому образу жизни в этой и в последующих книгах данной серии опираются на строгие научные

данные, которые взяты из медицинской литературы, в част­ности из литературы по нормальной физиологии че­ловека, и везде, где это необходимо, приводятся ссылки на соответствующие публикации с указанием наи­менования, года издания и страниц. Так, чтобы лю­бой желающий смог ознакомиться с первоисточни­ком, не ломая голову, к примеру, над тем, кто же это такой смелый утверждает, что, «по последним науч­ным данным... голодание вредно для здоровья» (кста­ти, это не шутка, но об этом мы поговорим подробнее в соответствующем разделе).

Однако, пожалуй, хватит агитации! Пора отвечать на поставленные вопросы...


«Демьянова уха», или Сколько нужно съедать, чтобы не ошибиться?

 

- Ой, как вкусно! Вот, попробуй еще! Пальчики оближешь...

- Боже мой! Куда же я так наелась? Ведь это же вредно...

Эти два характерных высказывания, по обыкнове­нию одно после другого, могут принадлежать женщи­нам самого разного возраста и занятий. Хотя, впро­чем, и многие мужчины в наше время задумываются над похожей проблемой. Проблема же заключается в том, что, оказывается, не следует доверять своему аппетиту. Так утверждают большинство медиков и все без исключения натуропаты-диетологи мира. Дес­кать, наш аппетит заставляет нас съедать лишнее, а потом это «лишнее» якобы не замедлит отложиться в виде пресловутого жира там, где должна быть талия, или «гниет» в кишечнике, образуя «шлаки и токси­ны», и т. п. Другими словами, нельзя есть досыта — это вредно и для здоровья, и для фигуры. И вот мно­гие мучаются угрызениями совести всякий раз, нато­щак и после обеда, что, кстати, само по себе уже вред­но для здоровья, тем более что в процессе пищеваре­ния от таких невеселых мыслей действительно появляются реальные нарушения[2].

 

Путешествие

Французский парадокс

Суть его в том, что французы имеют весьма низкий уровень сердечно-сосудистых заболеваний (самый низкий в Европе!), и при этом ТРАДИЦИИ французской кухни общеизвестны: это бульоны, сыры, соусы на сливочном масле, круассаны с маслом и т. п., то есть пища, богатая именно холестерином![26] В то же время граждане США, нация, исторически лишен­ная традиций и потому вынужденная следовать «на­учным» рекомендациям о необходимости снижения калорийности рациона и уровня холестерина в кро­ви, продолжает занимать первое место как по уровню заболеваемости атеросклерозом, так и по числу болез­ненно тучных людей...

«Французский парадокс» — одно из наиболее яр­ких подтверждений безусловной полезности тради­ционной кухни. Как знать, если бы все народы следо­вали примеру французов и не допускали забвения собственных традиций, то, может быть, не пришлось бы называть атеросклероз убийцей № 1 в мире...

А ведь, что самое интересное, таких народов не так уж и мало! Это, например, японцы, свято соблюдаю­щие традиции национальной кухни своей островной страны, где в итоге уровень смертности от атероскле­роза оказывается почти в 2 раза меньше, чем даже во Франции.

Далее становится еще более интересно.

 

Еще один парадокс...

Анализ официальных статистических данных смерт­ности от атеросклероза в различных странах мира позволяет говорить об еще одном парадоксе. Дело в том, что в Мексике смертность от атеросклероза еще ниже, чем в Японии. Далее идет Египет, где этот пока­затель еще ниже, чем в Мексике. Лидирует Гондурас, где смертность от инфаркта миокарда почти в 2 раза ниже, чем в Мексике! Что же объединяет все эти стра­ны? А то, что население этих стран отличается особой приверженностью к своей веками отточенной (и зна­чит, проверенной!) национальной кухне. Это первое.

А второе здесь, по-видимому, самое интересное. Традиционный образ сексуальной жизни латиноаме­риканских мужчин (и их египетских собратьев) под­разумевает до преклонных лет неугасающий интерес к рано созревающим девушкам-подросткам! По ана­логии с французским парадоксом возьмем на себя смелость назвать это явление латиноамериканским парадоксом.

Хотя, как видите, никакого парадокса тут и нет!

—А как же тогда похудеть?—воскликнет измученная диетами и «сжи-
гателями жиров» дама.

—Не торопитесь, не стоит безоговорочно доверять многочислен­
ным представителям так называемого диетбизнеса (различных спо­
собов вытапливания «зеленых» из вашего жирка)...

 


 

Пищевые добавки

и... биологически активные

Пищевые добавки (БАД)

Каким образом в этом ряду оказались продукты фир­мы «Гербалайф» и всего последующего семейства производителей так называемых биологически актив­ных пищевых добавок («Энрич», «Ньювейс» и проч.)? А вот здесь-то и кроется «гениальная» юридическая уловка, позволяющая процветать производству ком­мерческих пищевых добавок. Чтобы стало еще понят­ней, переформулируем вопрос: почему все эти баноч­ки с «чудодейственным» продуктом подозрительно аптечного вида не названы напрямую лекарственны­ми средствами, каковыми они по сути и являются? И в самом деле, судя по прилагаемым аннотациям, все эти «чудодейственные» пищевые добавки есть не что иное, как самые настоящие лекарственные средства общеукрепляющего или адаптогенного действия! А зачастую в аннотациях и в особенности лично дис­трибьюторами, которые, как правило, не отягощены каким бы то ни было медицинским образованием, тем не менее подчеркивается их прямой терапевти­ческий эффект. Таким образом, выражаясь юриди­ческим языком, де-юре эти продукты идут под арти­кулом «пищевые добавки», но де-факто, то есть по существу, это самые что ни на есть лекарственные средства с той лишь «небольшой» разницей, что если лекарственные средства в обязательном порядке дол­жны проходить проверку на клиническую эффектив­ность, то для производства любых (!) пищевых доба­вок никакой клинической проверки не требуется. Ведь никому не приходило раньше в голову прове­рять консерванты или пищевые красители на воз­можный терапевтический эффект. Поэтому и произ­водителям пищевых добавок, включая «Гербалайф», «Энрич» и проч., было вполне достаточно получить так называемый гигиенический сертификат, в кото­ром указано, что от данной пищевой добавки потре­битель не пострадает, то есть не заболеет (прямо сей­час?) или по крайней мере сразу не помрет, откушав «чудодейственной разработки американских астро­навтов». Таким образом, утверждение настырных дистрибьюторов, что, дескать, их продукт СЕРТИ­ФИЦИРОВАН, в действительности означает только то, что они торгуют не ОТРАВОЙ[28]. Ни о каком лечеб­ном эффекте в гигиеническом сертификате не сказа­но ни слова, хотя именно им и размахивают с гордым видом многочисленные дистрибьюторы коммерче­ских пищевых добавок перед носом оторопевшего клиента, уже готового клюнуть на подставленную на­живку.

И еще несколько слов

Факторы, повышающие

Уровень сахара в крови

Давайте рассмотрим их подробнее.

1. Самым первым и наиболее простым способом по­вышения уровня сахара в крови является непо­средственное удовлетворение все возрастающего аппетита, который, собственно, и возникает тотчас в ответ на понижение уровня глюкозы в крови. Стоит поесть чего-нибудь сладенького, и мы уже есть не хотим, поскольку организм получил необ­ходимую нервным клеткам глюкозу из пищи.

2. А если поесть не удалось? Тоже пока ничего страш­ного. В предыдущей главе мы подробно рассмотре­ли, как за счет расщепления гликогена (гликогенолиз) возможно поддерживать концентрацию саха­ра в крови на относительно постоянном уровне до тех пор, пока запасы гликогена в печени и в мыш­цах не иссякнут, что и происходит приблизитель­но через сутки. А как быть дальше? Ведь наши нервные клетки не погибают без глюкозы сразу, на второй день голодания!

Вот теперь мы наконец подошли к вынужденным или добровольным перерывам в еде на время более длительное чем сутки, что, собственно, и принято называть «голоданием ради здоровья». Как же здесь поддерживается столь необходимый нервным клет­кам относительно постоянный уровень сахара в кро­ви? Я здесь намеренно не затрагиваю всех остальных феноменов «эндогенного питания», о которых любят порассуждать пропагандисты «очистительного» голо­дания. Но мы должны получить ясный ответ на жиз­ненно важный вопрос, который стоит перед нашим организмом во время голодания продолжительно­стью более чем одни сутки:

 

Откуда нервные клетки

Смогут получать энергию

Несколько слов

Российские йоги

И камни в желчном пузыре

Изучая воздействия асан (поз тела из хатха-йоги) на работу печени, мы параллельно обнаруживали у мно­гих наших испытуемых йогов камни в желчном пу­зыре. То, что наши йоги должны были их иметь, удивления не вызывало. Как правило, все они были вегетарианцами и жирную пищу не жаловали. А по­скольку желчный пузырь полностью опорожняется только при поступлении в двенадцатиперстную киш­ку достаточного количества жира, то при вегетариан­ском питании, как, впрочем, и при любой другой обезжиренной диете, застоя желчи и, соответственно, выпадения камней в желчном пузыре практически не избежать.

Огромное удивление этот факт вызывал у самих испытуемых: «Какие камни?! Ведь я только что чис­тился (чистилась)!» Однако факт оставался, что на­зывается, фактом, и мы просто поворачивали мони­тор к испытуемым, чтобы они собственными глазами увидели свой желчный пузырь, в той или иной степе­ни набитый камнями. Когда число таких случаев превзошло определенный предел, стало понятным, что вся эта «чистка» печени является не чем иным, как просто банальным желчегонным средством, дав­но известным в медицине под названием «тюбаж», что, кстати, позволило многочисленным «целите­лям» без проблем получить лицензию и даже патент на проведение подобного рода «очищений». Но что касается камней, то после всех этих «чис­ток» они остаются лежать себе спокойненько на том месте, где они образовались. И не дай Бог, если бы они действительно сдвинулись с места! Желчные коли­ки — это примерно то же самое, как если бы вам дела­ли операцию на брюшной полости без наркоза в тече­ние нескольких часов ежедневно, поскольку желчные камни начинают резать стенки желчных протоков.

Медицинская статистика непредвзято констати­рует, что, несмотря на активную пропаганду «чис­ток» печени и прочих внутренних органов, очередь больных на холецистоэктомию (удаление желчного пузыря хирургическим путем) не уменьшается, а ско­рее даже увеличивается. Тем более что все кругом говорят о вреде животных жиров...

 

Химику-любителю на заметку

Откуда же берутся камни, выходящие после «чист­ки» из заднего прохода? Чтобы выяснить это, я поста­вил нехитрый химический эксперимент. Смешал в стеклянной банке следующие ингредиенты: бычью желчь, желудочный сок (продаются в аптеке), сок лимона и оливковое масло. Подогрел все это на водя­ной бане до температуры примерно в 40°С (темпера­тура внутри организма), залил в термос и оставил на ночь. Утром в термосе лежали те самые камни мягкой консистенции, которые точно так же образуются в кишечнике в ходе проведения «чистки». Потом их в торжественной обстановке показывают «очищенно­му» в подтверждение безусловной эффективности данной процедуры...

Человек хочет быть «всегда здоровым», справедли­во полагая, что к болезням ведет неправильный образ жизни, и в частности неправильное питание. Он вни­мательно прислушивается к сообщениям о «шлаках и токсинах», о всевозможных чистках, о пользе голо­дания или очередного «единственно правильного» пи­тания. Однако сегодня становится очевидным, что ко­личество систем оздоровления уже давно превзошло всякие разумные пределы.

Наше невежество порождает массу околомедицин­ских, околонаучных «школ», «методик», «уникаль­ных средств». Задумайтесь!

 

— Ринад Султанович! А что вы можете сказать про уринотерапию? Ведь как-никак самый что ни на есть традиционный метод исцеле­ния... Говорят, еще и похудеть-помолодеть помогает...

 

 


 

Одно лечим, другое калечим?

Прежде чем говорить об уринотерапии как методе лечения, необходимо хотя бы провести контрольные исследования, обязательные для выявления как ле­чебных, так и побочных эффектов. Например, при наличии хронических мочеполовых инфекций и по­чечных заболеваний в моче могут быть самые разнооб­разные бактерии и простейшие. Уже описаны мно­гочисленные случаи гонорейных конъюнктивитов у любителей промывать мочой глаза «для укрепления зрения». Аптечный аналог — общеизвестная глазная мазь с гидрокортизоном, которая делает абсолютно то же самое — снимает воспаление, но при этом гаранти­рованно не содержит гонококков или хламидий.

Еще одно противопоказание для назначения сте­роидов — язвы желудочно-кишечного тракта. Соот­ветственно, при употреблении мочи внутрь, особенно концентрированной, упаренной урины, очень легко получить обострение язвенной болезни желудка, ко­литов, энтероколитов. Регулярно врачам приходит­ся сталкиваться с подобными больными, которые только изредка признаются в своих экспериментах с уриной.

Список противопоказаний, о которых намеренно или просто по собственному невежеству умалчивают пропагандисты уринотерапии, можно было бы про­должить, но, думаю, и этого будет достаточно.

К сожалению, заблуждение, будто все «натураль­ное» не вредно, распространено весьма широко. Не стоит доверять авторам, имеющим самое приблизи­тельное представление об излагаемом предмете. Осо­бенно, когда речь идет о вашем здоровье!

— Так мы будем говорить о «похудении без вреда для здоровья» или кроме критики тех или иных систем оздоровления вам больше нечего сказать?! - справедливо возмущаются нетерпеливые чита­тели (и в особенности читательницы), порядком подуставшие от несколько затянувшейся полемики на тему мифов здорового пи­тания.

- Ну что же, в самом деле, «кота за хвост тянуть»?! Критиковать нетрадиционные системы оздоровления можно еще долго, по­скольку дело это нехитрое[51], да и, думаю, наш сугубо физиологи­ческий подход к вопросам оздоровления читателю уже понятен. Нет ничего нового под солнцем! Все уже давно придумано и мно­гократно проверено. И называется это- ТРАДИЦИОННЫЙ об­раз жизни, как, равным образом, и ТРАДИЦИОННАЯ кухня... Собственно, мы переходим к вопросу о том, как похудеть без вре­да для здоровья.

 


 

 

День первый

С некоторых пор (прочитав предыдущий текст) она знает, что в один прекрасный день, а именно сегодня, ей необходимо максимально затратить энергию, дабы на послезавтра сформировать максимальную потреб­ность в восполнении затраченной сегодня энергии. Она сходила на занятие шейпингом (или на стадион), побегала по магазинам (или перекопала грядки на даче), а вечером еще и встретилась с любовником или устроила сексуальный марафон с мужем.

В общем, затратила максимум всевозможной энер­гии, но при этом, что очень важно, ни в коей мере не ограничивала себя в еде. В противном случае она бы не смогла сделать и половины того, что успела в этот зна­менательный день, поскольку одним из пусковых ме­ханизмов включения энергозатрат у нас является именно еда. На языке физиологии это называется спе­цифическое динамическое действие пищи, а словами Винни Пуха то же самое выражается хорошо извест­ной формулой «А не пора ли нам подкрепиться?». Ведь мы едим вовсе не для того, чтобы тут же затра­тить полученные калории (как нас в этом убеждают некоторые не особо грамотные диетологи). Но, тем не менее откуда же организм получает энергию для вы­полнения текущей работы? Да только из тех энер­гетических запасов, которые были сделаны ЗАРА­НЕЕ. Отсюда становится возможным тот прилив энергии, который мы испытываем сразу после еды. Народу это было понятно и без каких-либо объясне­ний, о чем свидетельствует пословица «На пустое брюхо всякая ноша тяжела».

Правда, так получается далеко не всегда. Бывает, что после еды наступает сонливость: «Не ем, так не могу; а поем, ног не сволоку». Вспомните свое состо­яние на вечеринках с хорошим угощением. Если вы съели кусок хорошего мяса, то вам ничего не стоит отплясать еще часа два без особой усталости. А вот после жирного пирожного с чаем можно и незаметно прикорнуть. Все это различные эффекты специфиче­ского динамического действия пищи. Известно, что после белковой еды уровень энергозатрат может воз­расти чуть ли не на 40%, тогда как после углевод­ной — всего лишь на 5-10%, а после приема преиму­щественно жиров уровень энергообмена может даже понизиться.

Так что если вы ставите перед собой задачу затра­тить энергию по максимуму, то не пренебрегайте в тот первый день, когда вы запускаете цикл на соб­ственное похудение, обычной белковой пищей (яйца, мясо, сыр). И побольше, побольше!

 

День второй

Этот день наша Дама может смело посвятить отдыху после вчерашнего. Наверняка ей есть о чем вспом­нить, но при всем при том она уже пометила вче­рашний день красным кружочком в своем личном ка­лендарике, дабы не забыть про день завтрашний! А се­годня... мышцы, как и положено, побаливают, тело настоятельно требует отдыха, ум настроен на созер­цание — одним словом, пусть она получит в полной мере восхитительную возможность ничего не делать. Сие означает только то, что не стоит вновь давать физическую нагрузку, поскольку вы, как и наша доб­лестная Дама, уже и так вчера хорошо поработали. Напоминаю, на второй день после энергозатратной нагрузки никаких дополнительных усилий не требу­ется — отдыхайте себе на здоровье. И не забудьте, что во второй, как и в первый, день вы продолжаете есть все подряд без каких-либо ограничений, как будто вов­се и несобирались худеть... Это была, конечно, шутка!

 

День третий

Утром третьего дня наша Дама проснулась с твердым намерением жестко ограничить себя в еде и с легко­стью необычайной пропустила свой обычный завт­рак. Ничего героического, впрочем, в этом нет, по­скольку обычно уровень глюкозы в крови с утра и так значительно превышает норму, из-за чего по утрам многие люди не испытывают особенного аппетита. Но вот ближе к обеду наш организм начинает требовать восполнения позавчерашних энергозатрат.

— Очень хочется есть! — говорит наша доблестная Дама и... выпивает чашечку крепкого кофе. Кофеин, содержащийся в этом «напитке богов», запускает гликогенолиз (процесс расщепления гликогена), в ре­зультате чего уровень сахара опять возрастает и на какое-то время наша Дама перестает думать о еде.

Если помните, в главе о коммерческих пищевых добавках мы подробно обсуждали подлинный меха­низм действия так называемых сжигателей жиров, которые на самом деле ничего не сжигают, но пред­ставляют собой просто средства для подавления аппе­тита, среди которых кофеин является лишь одним из наиболее доступных и дешевых способов понизить аппетит. Иными словами, делайтесвой «Гербалайф» сами! Для любителей чая годится крепкий чай хоро­шего качества с тем же заменяющим пищу действи­ем. Важно сделать так, чтобы при низкой калорийно­сти дневного рациона (кофе или чай, можно с конфет­кой) вы не испытывали щемящего чувства голода, запускающего механизм метаболической паники, которая переориентирует организм на накопление жира (активацию липопротеинлипазы).

Однако ближе к вечеру на одном чае или кофе жить становится все труднее и труднее. И, хотя жи­ровые клетки уже потихоньку освобождаются от своих жировых накоплений, организм все настойчивее требует восполнения затраченной позавчера энергии не только за счет жировых отложений, но и за счет поступления хоть каких-нибудь калорий извне. Так что вечером надо будет все-таки устроить себе полно­ценный ужин. Иначе наши родные клетки нам про­сто не дадут уснуть. И здесь нам поможет опыт наших православных предков, накопленный ими при соблю­дении традиционных постов. А у них «...время для ежедневного принятия пищи в постные дни по древ­нему обычаю назначается позднее обыкновенного, большей частью вечернее»[56]. Аналогичное правило строго соблюдается и во время мусульманского поста (ураза), когда пища принимается уже после захода солнца.

 

«А в среду — пост»

Но самое интересное заключается в обычае одноднев­ного поста, который издавна соблюдался на Руси каждую неделю в среду и в пятницу. Причем особо рьяно соблюдался пост в среду. Судя по всему, исто­ки этого поста уходят в дохристианскую древность, когда было подмечено, что если «понедельникдень тяжелый», то наилучшим будет «в средупост». Бросается в глаза полная аналогия с физиологическим трехдневным циклом энергозатрат-энергопотребле-ния, который и нашел свое воплощение в обычае огра­ничивать себя в еде (пост) на третий день после от­носительно больших энергозатрат («понедельник — день тяжелый»). Христианское толкование поста по средам — пост как память о предательстве Иуды — здесь очевидно более позднее и носит явно вторичный характер, как и многие другие чисто конфессиональ­ные интерпретации тысячелетних традиций.

Если обратиться к многовековому опыту русского народа в соблюдении постов, то на постную среду разре­шалась вареная растительная пища с елеем (освящен­ное растительное масло)[57]. Соответственно, вы впол­не можете себе позволить вечером или даже на ночь перед сном любые тушеные овощи на подсолнечном масле. Это даст вам чувство насыщения (растяжение желудка) и общего расслабления (парасимпатиче­ский тонус), столь необходимые для полноценного сна, да и о пользе грубоволокнистой пищи (овощи) для нашего организма уже достаточно много хороше­го сказано[58].

И еще один немаловажный момент. С давних вре­мен пост в среду (и в пятницу) строго соблюдался в те­чение всего года. Значит, однодневные посты на тре­тий день после физической нагрузки и сейчас можно смело использовать в качестве средства для коррек­ции собственного веса, не опасаясь, что это может при­вести к каким бы то ни было вредным последствиям для нашего организма. Важно здесь то, что, оказывается, такой режим (низкокалорийная диета на третий день после физической нагрузки) можно соблюдать прак­тически неограниченное время — у православных христиан это было вообще частью их образа жизни.

 

Послесловие

 

 

Хотя многие читатели, как и многие слушатели моих лекций, продолжают оставаться в полном недоуме­нии: слишком уж неожиданной для них зачастую оказывается эта незамысловатая информация, кото­рая представляет собой всего лишь изложение язы­ком физиологии некоторых аспектов традиционного образа жизни и, конечно же, традиционной кухни. Самое неожиданное, впрочем, здесь то, насколько вышеизложенное может противоречить всему тому, что сейчас принято говорить, когда речь заходит о здо­ровом образе жизни и, соответственно, высоком обра­зе мыслей.

А ведь еще в древнем каноне индо-тибетской меди­цины «Чжуд-ши» приводится одна замечательная фраза, которую, на мой взгляд, можно было бы сме­ло назвать аксиомой оздоровления и всего того, что принято называть целительством. Звучит она уж очень просто, как нечто само собой разумеющееся, и поэтому ее обычно пропускают даже при самом вни­мательном чтении, хотя раскрывает она, ни много ни мало, ПРИЧИНУ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ. Оказывается, «общая причина всех болезней одна — это... НЕВЕ­ЖЕСТВО», и поэтому «все твари, пока находятся во власти невежества, от болезней не избавятся»[60]. Дей­ствительно, что может быть проще — отсутствие правильного знания (то есть именно невежество) ведет к неправильному образу жизни, а неправильный образ жизни — к болезням.

Таким образом, одно из авторитетнейших руко­водств по древней медицине указывает нам на самый что ни на есть реальный путь оздоровления — получе­ние правильных знаний об устройстве собственного организма. Только и всего! С этим можно соглашать­ся или не соглашаться, но европейская цивилизация избавилась от страшных эпидемий инфекционных заболеваний, бушевавших в эпоху средневековья, вовсе не благодаря открытию антибиотиков, а сразу после того, как население стало просто соблюдать обычные правила гигиены, то есть благодаря измене­ниям в образе жизни, характерным для эпохи просвещения. Это факт, подтвержденный, например, госу­дарственной статистикой Великобритании[61].

Иными словами: объясните людям как надо пра­вильно жить — и болезни сами отступят. К сожале­нию, этого-то как раз практически никто и не дела­ет. Серьезную литературу по медицине и физиоло­гии читают только специалисты, которые и сами нередко нуждаются в серьезной коррекции своего здоровья. А в общей массе наблюдается колоссаль­ная безграмотность людей в элементарных вопросах устройства собственного организма. Вот яркий при­мер. Только с расчетом на общераспространенное невежество людей можно показывать в рекламных роликах, как некий провитамин В5 проникает внутрь волоса. Спрашивается, а что ему, этому заме­чательному провитамину, внутри волоса делать? Ведь в волосах никаких биохимических процессов, в которых могли бы участвовать какие бы то ни было витамины, просто нет! Волос, если и нуждается в ви­таминах, то только внутри волосяной луковицы, которая все необходимое для роста волос берет из крови, а вовсе не из шампуня! Равным образом все эти витаминизированные, «липосомальные» и про­чие косметические средства на самом деле теряют всякий смысл, как только приходит понимание того элементарнейшего анатомического факта, что са­мый верхний слой кожи абсолютно и бесповоротно МЕРТВ и ни в каком питании, понятное дело, не нуждается. Речь идет о так называемом отшелуши­вающемся эпителии, том самом, который мы и сма­зываем старательно всеми этими «питательными» кремами. В надежде на что? На то, что все эти клетки оживут и попросят кушать?! Как говорится, все это было бы смешно, когда бы не было...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.095 с.)