Характерные черты и особенности современного этапа глобализации мировой экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты и особенности современного этапа глобализации мировой экономики



Характерные черты и особенности современного этапа глобализации мировой экономики

Неолиберализм

 

- min роль государства

- глобализация - благо: богатые - богаче, а бедные получают модернизацию (переход дот доиндустриальной к индустриальной экономике и индустр. к постиндустр. обществу путем комплексных реформ, растянутых во времени).

Модернизировать надо сначала социальную сферу, а затем экономику.

 

Неомарксизм

Глобализация - прикрытие капитализма: богатые - богаче, бедные не развиваются, пользуются их ресурсами богатые.

 

3. Социал-демократы (антиглобализм, альтерглоюализм, неоконсерватизм).

Государство всеобщего благосостояния разрешается так как денег содержать социальное государство не хватает. Но богатые не так страдают, так как переводят свое производство в «дешевую рабочую силу».

Мин зар.плата - 4611 р. - РФ, Китай - 170$ (но у них цены ниже).

 

 

ПАРАДИГМЫ

Парадигма Модернизации - неолибералы

 

Парадигма модернизации Маркса

Развитие - в перспективе все страны - развитые и развивающиеся - должны быть однотипными процветающими сообществами.

Толкат Парсонс: концепция модернизации «императив адаптации» - все страны должны адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям.

 

Майкл Леви, развил императив Парсонса и выдвинул «императив заинтересованности»: во всех странах есть индивиды и социальные группы, которые заинтересованы в модернизации общества. Следовательно это естественная тенденция и носит осознанный характер.

 

Энтони Гидденс и Улирих Бёх «теория рефлексивной глобализации»: глобализация и как причина и как следствие определенного поведения.

 

Теории парадигмы модернизации:

1) постиндустриального общества

2) конвергенции

Т.О. государствам необходимо приспосабливаться к переменам, чтобы выжить, иначе они либо погибнут либо будут влачить жалкое существование.

 

Парадигма Зависимости

2 подхода: критика теории модернизации, главный аргумент - парадигма модернизации оставляет в стороне проблему социального неравенства в глобальном масштабе, потому что страны находятся в принципиально разном положении друг к другу - структурная зависимость - > перед политиками и обществом стоит задача изменить структуру мировой экономической и политической системы.

1) Марксизм - «теория зависимости». Под сомнение ставится само развитие стран третьего мира. Суть: не существует общей линии движения человечества, но существует глобальная капиталистическая экономика, в рамках которой все подчиняется законам капиталистического производства, и глобальная экономика подчиняется законам капиталистического развития.

2) Немарксисткий - «теория зависимого развития». Рауль Брегиш, Йохан Гальтунг.

Не ставят под сомнение саму возможность развития и считают, что термин «развивающиеся страны» можно использовать. Для того, чтобы это развитие было более интенсивным, развивающимся странам надо освобождаться от зависимости - необходим в обществе консенсунс между политиками, бизнесом и социальной сферой, а также необходимо изменить политику международных институтов (МВФ, Всемирный банк).

 

Лекция 3

 

Теория зависимости - неомарксизм

 

Согласно неомарксизму все экономическое развитие подчиняется закону капиталистического производства.

1) сформировались центры накопления капитала (положение дел в различных частях мира зависит от их положения по отношению к центру накопления капитала - если они удалены, то им грозит хроническая неразвитость).

2) индустриальные страны обладают технологическими преимуществами, разрыв между ними и другими таков, что самостоятельно страны 3го мира преодолеть его не смогут, содействовать им в его преодолении не в интересах развитых стран, они не заинтересованы в конкурентах.

Но в рамках теории зависимости не отрицается развития. В неомарксизме само понятие развития развивающихся стран отрицается - у третьих стран нет развития.

 

В рамках неомарксистской методологии возникла теория миросистем, а в рамках нее существует 2 подхода:

1) концепция переферийной экономики - И. Валлерстайн]

2) Поход Андрэ Франка и Сэмира Амира - концепция мировой единой экономической системы. Мирсистема, по их мнению, сложилась примерно 5 тысяч лет назад, тогда перемещение товаров носило глобальный характер, она развивалась в 3 этапа:

1 - античные и феодальные империи (Древний Египет, Древний Рим, Китайская Империя, Османская Империя) - сложились в результате политического господства одного центра

2 - капиталистическая микроэкономика - объединяет множество наций и государтсв

3 - мировой социализм - наступит в будущем, но переход к нему возможен только в глобальном масштабе.

 

 

Хантингтон (ни левый, ни правый) - теория нелиберальной модернизации: модернизация в условиях углубления процессов глобализации, но только если она опирается на прочные политические институты, обеспечивающие стабильность и порядок. Главный из этих институтов - государство. Политический плюрализм, гражданское общество, демократия, выборы для модернизации неприемлемы. Для проведения авторитарной модернизации нужно контролировать участие масс в политике, это способна сделать лишь сильная бюрократия - гражданские демократы, которым подчиняется армия.

Т.О. основной движущей силой как модернизации так и глобализации являются бюрократические институты, главный среди них - национальное государство+ ТНК+ международные финансовые организации. Это движущие силы, потому что государства заинтересованы в привлечении капитала для образования стабильной социальной ситуации и прозрачных правил игры; ТНК и финансовые организации заинтересованы в привлечении капитала на развивающихся рынках и их развитии.

Т.О. с одной стороны в нелиберальной модернизации заинтересованы государства, а с другой - ТНК и международные финансовые институты, следовательно если такой конгломерат создан, то такие реформы проводятся без потрясений.

 

 

Концепция глобализации Малькома МалкУотерса. (нач. 2000х).

Глобализация наблюдается прежде всего в культурной сфере, а экономику и политику она затрагивает в меньшей степени. 2 феномена:

Тип обмена»

- материальные: локализируются потому что наиболее интенсивно они развиваются в рамках интеграционных группировок, в результате чего в экономке формируется особый порядок.

- политические: интернационализируются, потому что политические обмены привязывают социальный порядок в экономике к расширенным территориям, в сферу политических обменов включаются национальные государства, которые обладают нац-гос. суверенитетом.

- культурные: глобализируются, потому что это единственный тип обменов, который не привязан ни к какой теории. Через глобализацию культуры происходит углубление отношений как в экономике, так и в политике.

Территориальность»

- локализация

- интернационализация

- глобализация

 

Т.О.:

- В экономике происходит смещение от материальных обменов к властным - более крупные хозяйствующие субъекты имеют больше шансов на победу в глобальной конкуренции.

- Происходит экспансия политики в ущерб экономике.

- Экономическое господство достигается посредством культурного. Японское чудо - результат успешного менеджмента и рекламы этого чуда.

 

Улирих Бёх - концепция глобализации «глобальное общество риска»

Риск - это то, чего нельзя избежать, он не видим, не локализуем, его нельзя просчитать ни по глубине, ни по последствиям. Вывел три группы рисков:

1. технико-индустриальные, обусловленные стремлением к обогащению (озоновые дыры)

2. технико-индустриальные, обусловленные бедностью (вырубка лесов)

3. риски, связанные с угрозой применения оружия массового поражения. В целом, современное промышленное производство - индустрия нового риска. В условиях глобализации последствия высокорискового ведения двояки:

- риск уравнивает

- риск усиливает неравенство: богатые переносят опасные, грязные производства в страны 3го мира, где зак-во не столь жесткое.

В итоге риски распределяются неравномерно и со временем эта неравномерность усиливается. Вывод - современное общество - сплошной риск.

 

Лекция 4

 

Мануэль Кастельс

Глобализация противоречива. Несет угрозу экономической и социальной стабильности, особую роль начинает играть информация. Главное - конкурентоспособность информационного сектора. Выделил 4 фактора его конкурентоспособности:

1) Обладание соответствующими технологическими мощностями; наличие технологических ресурсов; наличие соответствующих высокотехнологичных производственных мощностей

2) доступ на крупные интегрированные рынки

3) наличие разницы между производственными издержками страны - экспортера и ценами целевого рынка (низкие издержки производства, чтобы было больше добавочной стоимости)

4) управленческий ресурс национальных и межнациональных структур.

Особая роль государства

 

Лекция 8

 

Лекция 9

 

Показатели национальной конкурентоспособности

 

Существует множество параметров

 

I. Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Рассчитан по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, анализируемых в отчете. Исследование проводится с 2004 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе. Авторы исследования подчеркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа проблемных моментов в их экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

На состояние экономики отрицательное влияние оказывают неэффективное управление государственными финансами и высокая инфляция, а положительный эффект могут оказать защита прав интеллектуальной собственности, развитая судебная система и другие меры. Наряду с институциональными факторами решающее значение могут иметь образование и повышение квалификации рабочей силы, постоянный доступ к новым знаниям и технологиям.

В исследовании представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). В настоящее время основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году.

Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Совокупность переменных на две трети состоит из результатов глобального опроса руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат в исследуемых странах), а на одну треть из общедоступных источников (статистические данные и результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями). Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность:

3. Качество институтов.

4. Инфраструктура.

5. Макроэкономическая стабильность.

6. Здоровье и начальное образование.

7. Высшее образование и профессиональная подготовка.

8. Эффективность рынка товаров и услуг.

9. Эффективность рынка труда.

10. Развитость финансового рынка.

11. Уровень технологического развития.

12. Размер внутреннего рынка.

13. Конкурентоспособность компаний.

14. Инновационный потенциал.

Так, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен по причине неэффективности рынка рабочей силы, прочих недостатков институциональной структуры и, как следствие, отсутствия у выпускников учебных заведений возможности быть соответствующим образом трудоустроенными. Попытки улучшить макроэкономическую среду, например, оптимизировать контроль над государственными финансами, будут удачными только при должной прозрачности системы управления финансами, отсутствии коррупции и масштабных нарушений. Предприниматели будут внедрять новые технологии только в том случае, если потенциальная прибыль превысит необходимые инвестиции. Таким образом, согласно выводам Всемирного экономического форума, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику, учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.

Эксперты при составлении Индекса принимают во внимание то, что экономики разных стран мира находятся на разных этапах своего развития.

Лекция 10.

 

КОРРУПЦИЯ

- Административная (преступная деятельность в рамках сложившегося законодательства, извлечение дохода, опираясь на существующий законопорядок)

- Политическая (захват государства -> смена команды; изменение законодательства в пользу победившей команды)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОРРУПЦИЯ

1) низовая коррупция 1:

-бытовая коррупция,

-носит случайный, несистемный характер

-не оказывает негативное влияние на экономический рост

-размер взятки незначителен

-развращающие действия

 

2) низовая коррупция 2:

-предсказуемый, системный характер

-связана со взаимоотношением малого бизнеса и органов государственной власти (например: получение лицензии, разрешения)

 

3) верховая коррупция:

-связана с распределением государственных инвестиций, выполнением государственных заказов

-пример: откаты

-> большие средства уходят за рубеж, инвестиционные проекты становятся дороже, а качество – ниже

Коррупция ведет к большим политическим потерям.

Пример политической коррупции – история с Лужковым (нарушение принципов свободной конкуренции)

Индекс восприятия коррупции – сфера взаимоотношений бизнеса и власти

Средство от коррупции – модернизация (государственные органы освобождают от части полномочий)

 

 

Индекс восприятия коррупции

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, рассчитываемый на основе данных, полученных из 17 экспертных источников, предоставленных 13 организациями, включая Всемирный экономический форум (World Economic Forum), Всемирный Банк (World Bank), Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Африканский банк развития (African Development Bank), Фонд Бертельсманна (Bertelsmann Foundation), Economist Intelligence Unit, Freedom House, Global Insight, Political Risk Services, World Justice Project, International Institute for Management Development, Political and Economic Risk Consultancy. Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и политическом секторах и включают оценку множества стран. Источники оценивают уровень восприятия коррупции экспертами, как живущими в конкретной стране, так и зарубежными, и представляют собой набор опросов предпринимателей, аналитиков по оценке коммерческих рисков и специалистов по конкретным странам из различных международных организаций.

Индекс 2011 года охватывает 183 страны и территории и основан на данных из источников за два последние года. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны.

Согласно данным Индекса восприятия коррупции Transparency International за 2011 год, коррупция по-прежнему остается одной из основных проблем во многих государствах мира. Данные исследования показывают, что правительства некоторых стран не могут защитить своих граждан от коррупции, будь то злоупотребления в области государственных ресурсов, взяточничество или принятие решений без ведома общественности. Идущие по всему миру акции протеста, под знаком которых прошел 2011 год, показывают возмущение коррупцией в политике и государственном секторе. Во многих случаях они спровоцированы коррупцией и экономической нестабильностью, что ясно показывает — граждане считают, что руководители и общественные институты их государств в недостаточной мере прозрачны и подотчетны, указывают авторы исследования.

Наивысшее место в Индексе заняла Новая Зеландия (индекс 9,5 балла), чуть ниже расположились Дания (9,4 балла) и Финляндия (9,4 балла). Самыми коррумпированными странами стали Сомали (1,0 балла) и Северная Корея (1,0 балла), которая была включена в рейтинг впервые в этом году. Соединенные Штаты впервые за 15 лет существования Индекса выбыли из ТОП-20, заняв 24 место (7,1 балла). Эксперты объясняют это пошатнувшимися этическими стандартами бизнеса вслед за кризисом на рынке производных ипотечных инструментов, а также финансовыми аферами и многочисленными финансово-политическими скандалами на уровне городов и штатов. Две трети стран, включенных в рейтинг, набрали менее чем по 5 баллов. Большинство стран, в которых развернулись события «Арабской весны», занимают позиции в нижней части Индекса с показателями ниже 4 баллов. Еще до этих событий специальный доклад Transparency International, посвященный данному региону, предупреждал о том, что даже наличие антикоррупционных законов лишь в малой степени сдерживает непотизм, взяточничество и раздачу должностей — настолько глубоко укоренились такие явления в повседневной жизни этих государств. Страны Еврозоны, страдающие от долговых кризисов, отчасти обязаны этим неспособности государственной власти справиться с взяточничеством и уклонением от уплаты налогов, ключевыми факторами, стоящими за кризисами такого рода, и показали худшие результаты среди государств-членов Европейского Союза.

Россия в 2011 году по уровню восприятия коррупции оказалась на 143 месте из 183 возможных с индексом 2,4 балла. Соседями России по рейтингу стали Азербайджан, Беларусь, Коморские Острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда. Если сравнивать нынешний показатель России в 2011 году с данными 2010 года (2,1 балла, 154 место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Данные изменения объясняются принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе и вводящего, в том числе, ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств, что позволило заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.

Однако, только если все принятые законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности, можно будет говорить о реальном изменении ситуации к лучшему, считают авторы исследования. Так, последняя треть нынешнего списка стран во многом состоит из государств, в которых коррупционные практики в последнее десятилетие претерпели мутацию, в результате которой все более значительную роль в системе коррупционных отношений стало играть не «добровольное» взяточничество, а коррупционное вымогательство. В некоторых странах оно приобрело институционные формы, имеет своей целью незаконное обогащение правящих кругов и практически полностью подменило систему государственного управления. В тех странах, где коррупция не только сказывается на качестве жизни населения, но и подрывает устойчивость экономического и социального развития, уничтожает принципы верховенства закона и равенства перед законом, начинает происходить глубокая коррозия демократических институтов, уничтожение политической и экономической конкуренции, свободы слова и института выборов. В результате исчезает политическая стабильности таких режимов.

Неспособность обуздать коррупцию Transparency International считает главным провалом администраций Владимира Путина и Дмитрия Медведева. «Казалось бы, все базовые необходимые законы приняты, указы подписаны, механизмы разработаны и озвучены, правильные слова сказаны, четкие указания даны, а никаких серьезных подвижек, ощутимых в повседневной жизни, не происходит», — указывает в комментарии к Индексу российское отделение организации. Реально работающими механизмами противодействия коррупции, по мнению экспертов, остаются СМИ, Интернет, общественные организации и отдельные активисты.

Что касается стран СНГ, то немногим лучше, чем в России, Азербайджане и Беларуси, дела обстоят в Молдове (2,9 балла), Казахстане (2,7 балла) и Армении (2,6 балла). На одну позицию в в рейтинге от России отстают Украина и Таджикистан (по 2,3 балла), Киргизия занимает 164 строчку рейтинга (2,1 балла), а Туркменистан и Узбекистан поделили 177 строчку рейтинга (по 1,6 балла).

 

 

Характерные черты и особенности современного этапа глобализации мировой экономики

Неолиберализм

 

- min роль государства

- глобализация - благо: богатые - богаче, а бедные получают модернизацию (переход дот доиндустриальной к индустриальной экономике и индустр. к постиндустр. обществу путем комплексных реформ, растянутых во времени).

Модернизировать надо сначала социальную сферу, а затем экономику.

 

Неомарксизм

Глобализация - прикрытие капитализма: богатые - богаче, бедные не развиваются, пользуются их ресурсами богатые.

 

3. Социал-демократы (антиглобализм, альтерглоюализм, неоконсерватизм).

Государство всеобщего благосостояния разрешается так как денег содержать социальное государство не хватает. Но богатые не так страдают, так как переводят свое производство в «дешевую рабочую силу».

Мин зар.плата - 4611 р. - РФ, Китай - 170$ (но у них цены ниже).

 

 

ПАРАДИГМЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.083 с.)