Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 (в редакции от 1 декабря 2008 г.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 (в редакции от 1 декабря 2008 г.).



 

 

15. Понятие и признаки лица, занимающего государственную должность субъекта Российской Федерации, как субъекта должностных преступле-ний

Регламентируется ст 285 УК, ППВС № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".

Примечание. 1. К ст. 285: Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

 

16. Понятие и признаки главы органа местного самоуправления, как субъек-та должностных преступлений

Регламентируется ст 285 УК, ППВС № 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".

Примечание. 1. К ст. 285: Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

ППВС: Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

Статья 36. Глава муниципального образования

1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Он в силу закона одновременно может выполнять полномочия главы местной администрации и председателя законодат органа. В то же время две последние должности м замещаться самостоятельно другими лицами.

4. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:

 

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

 

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

 

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

 

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

 

4.1. Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

 

5. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

 

5.1. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

 

 

17. Понятие и признаки использования должностным лицом своих служеб-ных полномочий вопреки интересам службы и отграничение от исполь-зования должностным положением

 

ППВС: 15. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) -следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

 

 

Нужно устанавливать круг прав и обязанностей по занимаемой должности должностного лица, устанавливать те права и обязанности, которыми должностное лицо злоупотребляло, делая при этом ссылки на конкретные нормативные акты, приказы, распоряжения, должн инструкции, в которых соответ-е права и обязанности указаны.

В ином случае, если круг таких обязанностей не был определен, выводы следствия о том, что лицо злоупотребило своими полномочиями будут необоснованными и сделаны, основываясь на предположениях.

Круг прав и обязанностей, которыми наделено должностное лицо д.б. вменены ему в установленном законом порядке, что означает не только установление их перечня по занимаемой должности, но и их делегирование конкр должн лицу, т.е установление того, что они им были приняты. К таким документам относят:

- Должностная инструкция – нужно чтобы она была подписана должн.л., а не просто лицо с ней ознакомилось.

- Приказ, распоряжение, которое содержит информацию не только о занимаемой должности, но и о круге полномочий. Если такие документы есть, они без дополнительного ознакомления с ними и подписывания их возлагают на должн лицо соответ-е права и обязанности.

-НПА, которые определяют круг прав и обяз-й по занимаемой должности, которые не требуют личного знакамливания с ними и удостоверения этого личной подписью (З-н о полиции, УПК итд.)

При квалификации действий должн лица по ст 285 нужно не только перечислять полномочия должн лица, но и указать на те из них, которыми он злоупотреблял. Иначе суд вернет дело по ст. 327 прокурору в связи с неустановлением тех полномочий, которые должн лицо использовало вопреки службы.

УК в ст 285 устанавливает ответственность за злоупотребление полномочиями, а не служебным положением.

Служебное положение – авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении других должн лиц, на которых по службе м оказать влияние и следовательно обеспечить совершение желаемых действий, иные случаи влияния по службе 1м должн лицом на другое должн лицо.

Отличия:

При использовании служеб полномочий должностное лицо ЛИЧНО осуществляет полномочия, которыми оно наделено вопреки службы.

При использовании должностного положения одно должн лицо оказывает влияние по службе на другое лицо для того, чтобы оно совершило определенные действия, вытекающие из его полномочий. Т.е. когда искомый результат решения достигается путем использования полномочий другого должностного лица.

При вмен ен ии ст 285 нужно помнить что указанная статья устанавливает ответственность ТОЛЬКО ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ, А НЕ СЛУЖ ПОЛОЖЕНИЕМ. Следовательно действия должностного лица, использующего служебное положение, выразившееся в даче указания, требований использовать служ полномочия вопреки интересам службы другим лицом следует оценивать по правилам соучастия в злоупотреблении должн полномочиями ответственным за содеянное субъектом, а именно – квалифицировать его действия, как подстрекателя или пособника в злоупотреблении должн полном-ми.

О тличие использования служебного положения от использования личных взаимоотношений с должностным лицом фактически злоупотребившим должностными полномочиями.

Сходство обоих случаев в том, что должностное лицо, оказывающее воздействие по службе на другое должностное лицо, с тем, чтобы оно совершило злоупотребление полномочиями фактически является ПОДСТРЕКАТЕЛЕМ к ст 285, с той разницей, что в одном случае подстрекательская дея-ть обусловлена личными отношениями, а в др случае – служебным положением.

С т.зр пр последствий содеянного и учитывая, что действия должностного лица-подстрекателя и сама возможность их совершения связана с использованием служеб возможностей по занимаемой должности, содеянное таким должностым лицом м.б. оценено как превышение должностн полномочиями, виде совершения таких дей-й, которые м.б. осущ-ны лишь только при наличии оснований, предусмотренных в законе, а тут они отсутствовали.

Возможность такой квалификации деяния осложняется с одной стороны – сложностью в доказывании причинения существенного вреда правоохр интересам, с другой стороны – тем, что как правило такой вред причиняется не лично содеянным должн л –подстрекателем, а тем, на кого он оказал влияние по службе, и в таком смысле поведение должн л – подстрекателя приминительно к наступившим последствиям м рассматриваться не как причина, а как условие, что в свою очередь исключает наличие причинно-след связи, как обязательного признака Субъективной стороны ст 285.

 

Должностное положение с должностными полномочиями соотносится как ОБЩЕЕ С ЧАСТНЫМ. Должн полномочия всегда связаны с должностным положением и являются его частью. В тоже время должн положение наряду с полномочиями включает в себя авторитет, значимость занимаемой должности, нахождением в подчинении иных должн лиц, иное влияние кот-е одно должн лицо по службе м оказывать на другое.

Лицо использующее должн положение, не связанное с полномочиями вопреки интересам службы – его дей-я не могут быть квалифицированы по ст 285. Вместе с тем, содеянное при наличии к тому оснований м.б. оценено как:

- подстрекательство к злоупотреблению полномочиями другим должн лицом в случае, если на него б оказано влияние по службе лицом использующим свое должн положение.

- превышение должностными полномочиями в форме совершения таких действий, кот-е никогда и ни при каких обст-х соверш не может, либо может, но при наличии спец основ, предусмотренных законом, что выражается в требовании или даче указаний одним должн лицом другому с тем, чтобы последнее злоупотребило своими полномочиями

Недостатком второго варианта квалификации содеянного явл-ся отсутсвие прямой и непосредственной прич-следственной связи м-у причиненным вредом правоохраняемым интересам в результате злоупотребления полномочиями должностным лицом и дей-ми должн л, использ-м должностное положение.

Втаком случае, причины причинения вреда правоохр интересов явл-ся дей-я лица, злоупотребившего полномочиями в то время как действия лица, использовавшего положение явл-ся только условием наступления указанных последствий.

 

18. Уголовно-правовая характеристика существенного нарушение правоох-раняемых интересов или причинения существенного вреда, как общест-венно-опасных последствий служебных преступлений

Существенное нарушение правоохр интересов – ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ, что означает необходимость доказывания, что в результате содеянного будут не просто нарушены чьи-либо правоохр интересы, а что такое нарушение было значительным по своему хар-ру.

Мера значительности определ-ся каждый раз индивидуально, в зависимости от хар-ра правонарушения.

ППВС № 19: Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.).

При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

 

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

 

Виды нарушений многообразны и подразделяются на виды: материальные и нематериальные.

 

1.Материальные нарушения подразделяются на:

1)имущественный вред

2)физич вред

Имущественный вред включает:

1)реальн имущ ущерб

2) упущенная выгода и др имущ затраты, которые несет потерпевший в связи с восстан-м принадл-х ему прав.

Сам по себе размер имущ ущерба не определяет причиненный вред, как существенный. Для этого требуется уст-ть собственно размер причиненного имущ ущерба и материал положение гражд-на или фин-хоз состояние юр лица, которым таковой вред был причинен и обосновать, что имущ потери для потерпевшего были настолько масштабны, что это значительно отразилось на его экономич состоянии.

Физический вред:

По существующей суд-след практике физ вред признается существенным, если следствием содеянного явилось:

1) самоубийство потерпевшего

2) причинен тяжк вред здоровью хотя бы 1му чел-ку

3) причинен вред здоровью средней тяжести 2м и более лицам.

В случае, когда в результате содеянного потерпевшему был причинен легк вред зд или в отношении него было приведено насилие, которое не повлекло причинение вреда зд, вопрос о том явл-ся ли такое последствие существенным вредом решается с учетом конкр обст-в дела, а именно резонансом расследования угол дела, большим кол-м потрепевших.В некоторых случаях, когда необходимо обосновать причиненный вред, выразившийся в применении насилия неопасного для жизни и здоровья можно расписать конкретные статьи К РФ права которые были нарушены и аргументировать прич-й вред уже не через применение насилия как таковое, а через нарушение Конст прав гр-н.

 

Нематериальный вред

Его разновидности:

1)причинение вреда авторитету ОГВ или мун вл.

2)сбой в работе транспортн или иных соц значимых (ТЭЦ, эноргосберегающ)

3)нарушение права на доступ к правосудию, гарантирован К РФ

4) нарушение конкуренции идр.

Причинение вреда авторитету организации – такой вред дБ установлен и доказан. Мнение следователя о существенности такого вреда не мб положено в основу обвинения, если оно не нашло своего подтверждения совокупностью док-в, а именно – допросы потерпевших, свидетелей, из которых д следовать что осведомленность их о незак дей-х должн лица привела к утрате доверия, уважения к конкр орг власти.

В тех случаях, когда причинен вред авторитету или репутации орга-ции повлек расторжение имущ сделок с ней потенциальными партнерами и этим такой организации был причинен существ вред виде ипущ выгоды, такие последствия с учетом финн-хоз состояния организации мб оценены как существенные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.041 с.)