Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основание для запрещенного предметаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Если в пятницу хозяин положил на какуюнибудь свою вещь мукцэ с намерением оставить его там до наступления субботы, вещь под мукцэ превращается в «основание для запрещенного предмета». Даже если затем, в субботу, мукцэ сняли с этой вещи, ее запрещено переносить даже ради использования этой вещи не по назначению или ради ее места. 2. Если перед началом субботы на какуюлибо вещь положили мукцэ и предмет, который разрешается переносить в субботу, эта вещь становится основанием и для запрещенного, и для разрешенного предмета. Если мукцэ более важно, чем разрешенный предмет, эту вещь переносить запрещено, а если важнее разрешенный предмет, то ее переносить разрешается. Из этого правила следует, что перед началом субботы на стол надо положить хлеб. Тогда стол становится основанием и для хлеба, и для подсвечников со свечами. Хлеб более важен, так как необходим для субботней трапезы, поэтому в субботу станет возможным переносить стол. Если же поставить на стол подсвечники, не положив хлеба раньше, чем начнется суббота, стол станет «основанием для запрещенного предмета». Тем не менее, в случае острой необходимости стол вместе со скатертью передвигать разрешается (ср. со сказанным выше, 85:11). 3. Если в пятницу забыли вынуть деньги из врезного кармана одежды (мешочка, пришитого к разрезу с внутренней стороны одежды), она не становится «основанием для запрещенного предмета». Поэтому в субботу эту одежду разрешается брать в руки, но не надевать (из опасения, что, забыв о мукцэ в кармане, в ней выйдут на улицу). Однако деньги в накладном кармане (дно которого образует сама одежда) делают всю одежду «основанием для запрещенного предмета», и в субботу ее нельзя переносить даже после того, как деньги вытряхнут из кармана (см. выше, 87:14). Если в ящике стола лежит только мукцэ, запрещено переносить в субботу весь стол. 4. Если мукцэ попало на какуюто вещь уже после наступления субботы, она не стала изза этого «основанием для запрещенного предмета» и ее свободно можно брать и переносить (предварительно отряхнув с нее мукцэ, как сказано выше, 87:14). 5. Если мукцэ в пятницу положили на какуюто вещь и забыли об этом, эта вещь в субботу не становится «основанием для запрещенного предмета». 6. Если вещь, на которую человек положил мукцэ, принадлежит не ему, а комуто другому, она также не становится «основанием для запрещенного предмета».
Глава 89 «Создавая субботу»
1. Сказано в Торе: «И будут хранить сыны Израиля субботу, создавая субботу» (Шмот, 31:16). Что значит «создавать субботу»? Объясняют наши мудрецы, что имеются в виду такие стороны человеческой деятельности, в которых как таковых нет ничего, что несло бы в себе нарушение субботы, но от которых, тем не менее, следует воздерживаться в субботу. Например, даже походка в субботу должна отличаться от походки в будни – в субботу не следует быстро ходить (за исключением случаев, когда торопятся исполнить какуюнибудь заповедь). Не подобает во время субботней прогулки осматривать свои владения и решать, что там необходимо сделать на следующий день, или гуляя по городу, подыскивать себе подходящее средство транспорта, чтобы по окончании субботы воспользоваться им. Однако, как выражаются наши мудрецы, «жалеет Тора еврейское имущество». Поэтому Галаха разрешает в субботу стеречь как свое собственное имущество, так и принадлежащее другому еврею. 2. «Разговор твой в субботу пусть не будет будничным разговором», – завещали наши мудрецы. Поэтому в субботу не говорят о том, что будут делать после ее окончания. В субботу неуместны пустословие, рассказы о чемто неприятном или вызывающем переживания и т. п. Сказано в Торе о самой первой субботе: «Ибо тогда прекратил Гсподь всю работу Свою» (Брейшит, 2:3). А «работа» Всевышнего состояла в сотворении мира одним только словом Его. Тора предписывает нам подражать нашему Творцу, и потому мы тоже обязаны воздерживаться в субботу от всяких слов, связанных с работой. 3. В принципе, думать о делах и работе в субботу не запрещено. Однако тот, кто желает, чтобы суббота для него действительно была блаженством, должен в этот день воздерживаться от посторонних мыслей. А потому лучше всего все свободное время в субботу посвятить изучению Торы. Следует внушить себе, что все дела уже закончены и думать о них незачем. Сказано в Десяти заповедях: «Шесть дней работай и делай всю работу свою» (Шмот, 20:9). Но разве действительно за шесть дней можно сделать «всю работу свою»? Однако именно здесь Тора намекает, что в субботу следует вести себя так, будто вся работа завершена еще до наступления субботы. 4. Все сказанное выше относится только к тому, что составляет интересы отдельного человека. Если же речь идет об интересах общества и уж тем более об исполнении заповедей Торы, все эти ограничения снимаются. Более того: Галаха разрешает в субботу обращаться даже к нееврейским властям, если это необходимо для общественных нужд.
Глава 90 Уход за больными
1. Как было уже сказано, все запреты субботы отменяются, если речь идет о спасении человеческой жизни (85:1,2). Поэтому если один еврей говорит о другом, больном, что жизнь его находится в опасности, к этим словам прислушиваются и предпринимают всё, чтобы спасти жизнь больного. Так поступают даже тогда, когда тот, кто высказывает свое мнение, сомневается, в самом ли деле состояние больного вызывает опасение, но говорит, что знаком с этой болезнью и считает, что в данном случае надо нарушить субботу, чтобы оказать больному необходимую помощь. Если один врач говорит, что больному угрожает серьезная опасность, а другой врач или сам больной с ним не согласен, следуют советам первого врача и делают всё, что требуется, несмотря на субботу. Но когда сам больной говорит, что ему необходимо тото и тото, а врач возражает, выполняют желание больного: «Сердце знает горечь души своей», – говорит мудрый царь Шломо (Мишлей, 14:10). Однако если речь идет о лекарстве, которое требует больной, а, по мнению врача, оно больному повредит, следуют мнению врача. 2. Заключение опытного, знающего врача имеет решающее значение всегда – даже если он нееврей. Когда врач или другой человек, обладающий необходимыми знаниями или опытом, заявляет, что в настоящий момент больному не угрожает опасность, но если немедленно в целях профилактики не предпринять необходимые меры, то через некоторое время болезнь может развиться, что приведет к серьезным осложнениям, следуют его указаниям, несмотря на субботу. Так поступают даже тогда, когда сам больной возражает. Субботу нарушают даже в том случае, если врач не скрывает своего сомнения в эффективности данного средства, но говорит, что если не применить его, то больной наверняка умрет, а если применить – оно, возможно, несколько продлит жизнь больному. 3. Любое ранение внутренних органов считается опасным для жизни и требует срочного вмешательства врача, для чего разрешается нарушить субботу. Причем, с точки зрения Галахи, ранением внутренних органов считается даже ранение полости рта, а также травмы от удара или нарыв. Даже если сам больной молчит, а врача рядом нет, делают все, как в будний день. Но если уверены, что болезнь не угрожает жизни больного, субботу не нарушают. 4. Зубная боль не считается болезнью, изза которой нарушают субботу. Однако при острой боли, когда выдержать ее нет сил, Галаха разрешает пойти к зубному врачунееврею и просить его оказать любую необходимую помощь – вплоть до удаления больного зуба. 5. Ранение тыльной стороны кисти руки или наружной части стопы считается опасным, поскольку могут быть задеты кровеносные сосуды. Галаха также считает, что вообще любая рана, полученная от металлического предмета, потенциально опасна для человеческой жизни. Укус животного или пресмыкающегося (даже если неизвестно, ядовитое ли оно), осы или пчелы, сильное повышение температуры тела, перелом кости, загрязнение даже небольшой ранки, отравление, обморок – все это и подобное этому рассматривается как угроза для жизни и требует немедленного вмешательства, несмотря на субботние запреты. 6. Начало глазных заболеваний Галаха считает достаточной причиной для нарушения субботы. Однако если заболевание глаз длится несколько дней и больной уже на пути к выздоровлению, ради оказания ему помощи субботу не нарушают. 7. Если больному в течение нескольких дней проводили курс лечения (например, делали серию уколов) и врач считает, что его не следует прерывать даже на один день, лечение продолжают и в субботу. 8. Для опасно больного, который требует мяса, Галаха разрешает производить шхиту и совершать все действия, необходимые для кашерования и приготовления мяса. Если нет другого мяса, кроме запрещенного Торой, его готовят, но некоторое время не дают больному – в надежде, что, узнав, какое это мясо, он откажется его есть. Если же больной малолетний или находится в бреду, его кормят без промедления. 9. Еду, приготовленную для больного в субботу на огне, в течение субботы запрещается есть любому другому человеку. Однако с окончанием субботы она становится разрешенной для всех. Если же в субботу для больного варил нееврей, то после окончания субботы эта пища запрещена и больному (если в доме есть другая еда). Посуду, в которой нееврей готовил для больного в субботу, кашеровать не нужно – достаточно не употреблять ее полные сутки, а после этого ею можно пользоваться. 10. В отличие от сказанного выше, если болезнь не опасна для жизни, Галаха запрещает в субботу оказывать помощь больному – даже когда он чувствует себя довольно плохо. Например, если человек вынужден лечь в постель изза слабости или остаться дома изза сильной головной боли, если это больной астмой, сахарным диабетом, воспалением глаз или суставов, сердечник и т. п. Малолетнего ребенка Галаха приравнивает к больному, жизни которого опасность не угрожает. 11. Для больного, жизни которого не угрожает опасность, еврей может делать все, что разрешено в субботу. Если же необходимо сделать чтото, связанное с нарушением какоголибо субботнего запрета, и это невозможно отложить до конца субботы, галаха разрешает попросить об этом нееврея. В частности, такому больному разрешается в субботу есть пищу, приготовленную неевреем. 12. Больной, жизни которого не угрожает опасность, имеет право принимать любые лекарства. Однако готовить для него лекарства разрешается только способом, отличающимся от обычного. Но если опасность угрожает хотя бы какомунибудь органу человека (хотя организм в целом не затронут), все необходимое разрешается делать, как обычно, если при этом не совершают работу, запрещенную в субботу. Когда же необходимо сделать чтолибо, выходящее за эти рамки, необходимо обратиться за помощью к нееврею. 13. Если же человек не болен, а просто чувствует легкое недомогание, ему запрещается принимать какие бы то ни было лекарства. В частности, легким недомоганием Галаха считает зубную боль (не острую), насморк, кашель, головную боль (например, от утомления), боли в горле. Однако в таком состоянии разрешается выбирать такую еду или такие напитки, которые могут принести облегчение. Непременное условие только – чтобы эта еда и эти напитки были такими же, какие обычно едят и пьют здоровые люди. Пусть даже будет ясно, что если этот человек не чувствовал бы себя плохо, он не стал бы этого есть и пить, но если то же самое едят или пьют другие люди – Г алаха разрешает такой способ лечения. Так, тому, у кого болит горло, разрешается есть мед или пить горячее молоко с медом, страдающему кашлем – сосать леденцы (обычные, не содержащие в себе лекарственных компонентов), потерявшему голос – проглотить сырое яйцо и т. п. Однако запрещается полоскать рот или горло и выплевывать жидкость – ее необходимо глотать. 14. Запрещается класть грелку, когда у человека болит живот, однако разрешается положить на живот теплый сосуд, из которого только что вылили горячую воду, или сухую одежду, которую сняли с печки или с батареи. 15. Если человек почувствовал себя плохо еще до наступления субботы, разрешается смешать лекарственные капли с какимлибо напитком или растворить в нем таблетки, чтобы пить это в субботу. 16. Если болит ухо, разрешается заложить в него ватный тампон. Однако в субботу запрещается скручивать вату в фитилек – кусок ваты закладывается в ухо таким, какой он есть. (Однако небольшие кусочки ваты необходимо заготовить с пятницы, так как в субботу запрещено отрывать их – см. выше, 81:47.) 17. Ранку, из которой сочится кровь, запрещено перевязывать, так как при этом ткань окрасится (см. выше, 81:35); запрещено также выдавливать из нее кровь. Следует обмыть ее водой или вином, чтобы кровотечение прекратилось, а уже потом забинтовать. 18. В любом случае, когда человек твердо знает, что неприятные ощущения, которые он испытывает, означают, что спустя какоето время у него проявится настоящая болезнь, он имеет право принять нужные лекарства сразу.
Глава 91 Роженица
1. С точки зрения Галахи, беременная женщина считается больной, жизни которой опасность не грозит. Поэтому в период беременности женщина имеет право в субботу принимать любые лекарственные препараты, если ее здоровью или здоровью ребенка угрожает хоть малейшая опасность. Но если она испытывает лишь легкие недомогания, не связанные с беременностью, ей запрещается принимать какиелибо лекарства, которые относятся к неразрешенным (см. выше, 90:12). 2. С начала первых родовых схваток до истечения трех дней после родов женщина имеет статус больного, жизнь которого находится в опасности. Поэтому даже если она уверяет, что не нуждается в чемто, связанном с нарушением субботы, но врач или присутствующие говорят, что ей это необходимо, ради роженицы нарушают субботу. Если через три дня после родов ее состояние нормализовалось, то еще в течение четырех дней ради нее можно нарушать субботу, если она об этом просит (или молчит, видя, как это делают для нее другие люди). Если она говорит, что не нуждается в этом, субботу не нарушают (даже если ктонибудь из присутствующих утверждает, что это необходимо сделать). Разумеется, если после родов возникли, не дай Бг, осложнения, то все эти сроки продлеваются. 3. После семи дней от родов до конца месяца роженица считается больной, жизни которой не угрожает опасность. Поэтому даже если она просит сделать чтото в нарушение запрета субботы, ей в этом отказывают. Однако в этот период, по ее просьбе, даже еврею разрешается включить отопление или затопить печку, так как весь месяц после родов холод для нее очень опасен. 4. Для новорожденного в субботу делают абсолютно все, что делают в будни: обрезают пуповину, обмывают его и т. п. – даже если есть очень слабая надежда на то, что он выживет.
Глава 92 Окончание субботы
1. Галаха предписывает начать субботу немного раньше захода солнца в пятницу (см. выше, 76:5), а заканчивать субботний отдых несколько позже захода солнца, чтобы некоторое время будней тоже освятилось субботней святостью. Поэтому принято молиться «Маарив» на исходе субботы позже обычного. 2. В молитву «Шмонээсрэ» «Маарива» на исходе субботы мудрецы включили текст, смысл которого тождественен «Гавдале», – для того, чтобы еще до совершения «Гавдалы» над вином совершить ее устно. Это – вставка в 4е благословение, начинающееся словами «Ты даровал нам». Если молящийся забыл произнести ее вовремя, но вспомнил о ней раньше, чем упомянул имя Всевышнего в заключении того же благословения, он должен фазу же ее прочитать и повторить заключение благословения: «И удели нам…». Если же не вспомнил о ней вовремя, то повторять изза этого молитву не нужно, так как впереди – «гавдала» над вином. Однако надо быть очень осторожным, чтобы не совершить до Гавдалы" никакой работы, запрещенной в субботу, и ничего не есть. Если же без этого обойтись невозможно, то перед тем следует сказать: «Благословен отделяющий святое от будничного». Тот, кто, молясь «Маарив», знает, что в доме у него нет вина, но забыл прочитать «Ты даровал нам», если вспомнил об этом раньше, чем дошел до 16го благословения («Внимающий молитве»), должен произнести эту вставку там, в 16м благословении. Но если он уже закончил «Шмонээсрэ», то, будучи уверен, что и до завтрашнего вечера вина у него не будет, он должен повторить молитву еще раз (см. также 21:5). 3. В «Маариве» на исходе субботы после «Шмонээсрэ» и «Хацикадиша», произнесенного хазаном, стоя читают слова благословения, которым Моше благословил народ Израиля после завершения работы над Мишканом (Тегилим, 90:17), а затем – главу 91 Тегилим, с повторением, по обычаю, последнего стиха, и «Кдушу» из молитвы «И придет избавитель в Сион» (вместе с завершающими ее цитатами). Поскольку смысл прочтения благословения Моше заключается в том, что мы просим Всевышнего «утвердить творения наших рук», то если в наступающей неделе есть день праздника, и значит, мы будем работать не все дни недели, эти молитвы не произносят. Их не читают также, если следующий день после субботы – Девятое ава. 4. Удлинение текста «Маарива» на исходе субботы было сделано с целью оттянуть возобновление наказания грешников в духовном мире: его прекращают на субботу и вновь начинают только после того, как последний «миньян» закончит «Маарив». 5. Как уже упоминалось (78:1), церемония «Гавдалы» (отделения субботы от наступающих будней) есть исполнение заповеди «Помни день субботний, чтобы освятить его». Женщины тоже обязаны слушать (или совершать) «Гавдалу». 6. От начала сумерек в субботу до конца «Гавдалы» ничего не едят и не пьют – даже воду. Но, начав третью трапезу днем, разрешается закончить ее даже ночью. 7. Если в доме нет вина, разрешается совершить «Гавдалу» над любым напитком – даже над чаем (но не над простой водой). 8. Замужние женщины, которым необходимо совершить какуюлибо работу раньше, чем они услышат «Гавдалу», произносят: «Благословен отделяющий святое от будничного» (а если сразу после субботы наступает праздник, то: «Благословен отделяющий святое от святого») и приступают к работе. 9. Тот, кто после наступления ночи еще не помолился «Маарив» или все еще продолжает третью субботнюю трапезу, имеет право попросить другого еврея, уже помолившегося, сделать для него любую работу, запрещенную в субботу, а также пользоваться плодами этой работы. Например, есть то, что приготовит на огне тот еврей. Тем не менее, когда он будет читать после еды «Биркат гамазон», то обязан прочитать его со всеми субботними вставками. 10. Принято наполнять бокал для «Гавдалы» «с верхом», чтобы часть вина пролилась, так как это – признак благословения изобилием. В правую руку берут бокал, а в левую – благовония и произносят благословение над вином. Затем берут бокал левой рукой, а благовония – правой, и читают благословение над благовониями. Наконец, бокал снова берут правой рукой для произнесения благословения «Творящий свет огней», после чего берут бокал в левую руку или ставят его на стол и рассматривают отсвет свечи на ногтях четырех пальцев правой руки (кроме большого), снова берут ею бокал с вином и произносят последнее благословение: «Благословен… отделяющий святое от будничного» и т. д. Закончив это благословение, садятся, выпивают бокал, оставляя на дне его немного вина, которое затем выливают. В него окунают свечу и гасят ее. Принято обмакивать в остатках этого вина кончики мизинцев и смачивать им веки в знак любви к этой заповеди. Кроме того, это считается чудесным средством (сгула), предохраняющим глаза. Вино из бокала, над которым совершили «Гавдалу», не дают, в отличие от «Кидуша», попробовать никому из присутствующих. 11. Свеча для «Гавдалы» должна иметь несколько фитилей, так как в благословении упоминается «свет огней», а не «огня». Если такой свечи нет, берут две обыкновенные свечи и сближают их настолько, чтобы их пламя слилось. 12. Слепой не произносит благословения над свечой, а тот, кто не чувствует запаха – над благовониями (разве что он делает это для других, которые затем вдохнут аромат благовоний). 13. Если, собираясь произнести благословение над благовониями, человек по ошибке произнес «Благословен… творящий свет огней», но тут же спохватился, он поправляется: «Творец различных благовоний», а потом уже произносит благословение над свечой. Однако если, произнеся сначала благословение над свечой, он сделал это сознательно, забыв о правильном порядке благословений в «Гавдале», то прочитать благословение над благовониями он должен после благословения над свечой. 14. Согласно Кабале, устраивать еще одну трапезу вечером, после окончания субботы, – чрезвычайно важная заповедь. Эта трапеза носит название «Мелавэ малка» («проводы царицы»), и Галаха предписывает проводить ее при зажженных свечах. 15. Желательно во время трапезы «Мелавэ малка» есть хлеб – особенно тому, кто устраивал третью субботнюю трапезу без него. В крайнем случае, можно поесть какиелибо мучные изделия или только фрукты. 16. Тот, кто уже совершил «Гавдалу», имеет право повторить ее для тех, кто не умеет это делать сам, однако для тех, кто умеет – повторять ее не разрешается. Произнеся благословение над благовониями, тот, кто совершает «Гавдалу» только для присутствующих, обязан сам вдохнуть аромат – иначе его благословение будет ненужным. Также не повторяют «Гавдалу» только для женщин. 17. Тот, кто по какимлибо причинам не смог совершить «Гавдалу» вовремя, обязан сделать это на следующий день. Но если обстоятельства опять ему помешали, то, в крайнем случае, «Гавдалу» разрешается совершать до вечера во вторник, но не позже, так как дни после вторника уже имеют отношение не к прошедшей, а к будущей субботе. Совершая «Гавдалу» не сразу после исхода субботы, а позже, уже не произносят благословения ни над благовониями, ни над свечой. 18. Если сразу после субботы начинается Девятое ава, то «Гавдалу» откладывают до окончания поста. 19. Вечер после окончания субботы и трапеза «Мелавэ малка» в еврейской традиции связываются с образом пророка Элиягу, который придет перед самым приходом Машиаха и возвестит об освобождении из изгнания – дай Бг, чтобы это произошло вскорости, в наши дни!
Библиография
В своей работе составитель пользовался следующими книгами на иврите: ДаниэльШалом Вайс. Шулхан Арух гакацар, ч. 1,2. НьюЙорк, 1992. р. ХаимЙешая Гакоген. Мисгерет гашулхан (в книге Кицур Шулхан Арух, изд. «Эшколь»). Иерусалим, 1990. р. Шломо Ганцфрид. Кицур Шулхан Арух (изд. «Кегат» с примечаниями р. Л. Быстрицкого). НьюЙорк, 1992. р. ЭлиягуЙоханан Гурарье. Кицур галахот (Орах хаим, гилхот шабат). КфарХабад, 1992. ИшШов [10]. Сефер таамей гамингагим умекорей гадиним. Иерусалим, 1982. р. ЙегошуаЙешая Нойвирт. Шмират шабат кегилхата. Иерусалим, 1989. Сефер гамингагим (Мингагей Хабад). КфарХабад, 1978. р. МенахемМендл Шнеерсон [11]. Шаарей галаха умингаг, ч. 2, т. 1. Иерусалим, 1993. р. ШнеурЗалман из Ляд. Шулхан Арух, т.т. 1,2. НьюЙорк, 1986.
ТОМ ВТОРОЙ
Часть пятая НОВОМЕСЯЧЬЕ (РОШХОДЕШ)
Глава 93 Значение новомесячья
1. Первой заповедью, которую Всевышний дал народу Израиля, была заповедь освящения нового месяца, т. е. заповедь о еврейском календаре. Еще в Египте, за две недели до исхода, Всевышний показал Мошерабейну только что появившуюся на небе луну и сказал: «Месяц этот для вас – начало месяцев» (Шмот, 12:1). Объясняет Устная Тора: «Когда увидишь ты на небе луну вот такой формы, значит начался новый месяц». Согласно Мидрашу, тайну счисления дней в году Всевышний открыл еще первому человеку, Адаму, и от него, по цепочке устной традиции передачи Бжественных знаний, она дошла до Аврагама, праотца еврейского народа. Тем не менее, свое практическое выражение она нашла лишь после того, как была дана Мошерабейну в качестве заповеди Торы, предназначенной для всего еврейского народа. 2. Правильное определение первого дня месяца имеет колоссальное значение и является весьма нелегкой задачей. Прежде всего, от этого зависит, будут ли еврейские праздники отмечаться вовремя. Кабала объясняет, что ежегодно в каждую знаменательную дату еврейского календаря на землю посылается поток Бжественной энергии, аналогичный тому, который вызвал данное событие, когда оно произошло впервые. Следовательно, крайне важно, чтобы в нашем материальном мире отмечали годовщину этого события именно тогда, когда оно отмечается в мире духовном. Далее, Тора связывает каждый из праздников с определенным временем года и с определенными периодами сельскохозяйственных работ (см. Шмот, 34:18,22). Однако лунный год короче солнечного примерно на 11 суток. Следовательно, если придерживаться только лунного календаря, пришлось бы каждый год отмечать Песах на 11 дней раньше, чем в предыдущем году, и через некоторое время мы праздновали бы его не весной, а зимой! Чтобы избежать этого, примерно каждые три года, когда разница между лунным и солнечным годами достигает целого месяца, к двенадцати месяцам года добавляют тринадцатый. Этот дополнительный месяц – адарбейт («второй адар»). Почему удваивают именно адар? Намек на это содержится в Танахе. В книге Эстер (3:7) упоминается, что адар – двенадцатый месяц года; если же удвоить какойлибо другой месяц, то адар не будет двенадцатым месяцем. 3. Согласно Галахе, устанавливать («освящать») новомесячья имеет право только Сангедрин на основании показаний свидетелей, видевших новую луну. Однако в IV в. н. э. глава последнего (Сангедрина, раби Гилель Ганаси, составил на основании математических расчетов тот календарь, которым мы пользуемся по сей день, освятив все новомесячья до скончания времен. Он предвидел, что при все более усложняющихся условиях изгнания освящение новомесячья на основании свидетельских показаний очень скоро станет невозможным. И вот что поразительно: почти за два тысячелетия, предшествовавших этой «реформе» календаря, освящение месяцев на основании такого, казалось бы, ненадежного фактора, как визуальное наблюдение появления новой луны, еврейский календарь не обнаружил скольнибудь заметных отклонений от астрономического. Это еще раз подтверждает тот факт, что еврейская традиция является Бжественной истиной: только Тот, Кто сотворил время, может дать идеальный способ его исчисления. Рошходеш обладает некоторыми признаками праздника. А именно: в «Шмонээсрэ» вставляют молитву «Яале веяво» (см. гл. 94); после «Шмонээсрэ» читают «Галель» (см. гл. 95); ежедневную главу из книги Тегилим («Шир шель йом») прочитывают не в конце, а в середине утренней молитвы и прибавляют еще одну главу, 104ю. В рошходеш читают определенный отрывок из Торы, для чего вызывают четырех человек –больше, чем в будни. После «Шахарит» молятся «Мусаф». 5. Перед «Мусафом» принято снимать «тфилин Раши» и возлагать «тфилин дерабейну Там». Затем читают «Шма» и два отрывка из Торы (см. выше, 9:18), после чего «тфилин дерабейну Там» снимают и помещают в футляры. Лишь после этого хазан произносит «Хацикадиш», и все молящиеся приступают к чтению «Мусафа». 6. В рошходеш запрещено поститься, а также устраивать траурные церемонии в честь покойного (геспед). 7. Хотя Галаха не запрещает работать в рошходеш, согласно древней традиции женщины в этот день не работают. Устная Тора говорит, что в награду за то, что женщины отказались отдать свои золотые украшения для сооружения золотого тельца, Всевышний сделал для них рошходеш праздником. 8. Галаха предписывает устраивать в рошходеш более обильную трапезу, чем в будни. Даже если рошходеш совпадает с субботой, следует в честь новомесячья подать на стол какоенибудь дополнительное блюдо. 9. В последнюю субботу перед наступлением нового месяца в синагоге после чтения Торы совершают церемонию благословения наступающего месяца. Поэтому такую субботу называют Шабат мевархим ("суббота, в которую благословляют [12]"). Исключение составляет последняя суббота перед праздником РошГашана, когда этого не делают. Как объяснил р. Исраэль БаалШемТов, в эту субботу наступающий месяц благословляет Сам Всевышний – и тем самым дает народу Израиля силу освящать все остальные месяцы года. 10.В Шабат мевархим принято приходить в синагогу раньше обычного, чтобы еще до «Шахарит» прочитать в «миньяне» всю книгу Тегилим (см. 122:9). После чтения Тегилим произносят «Кадиш ятом», а если в «миньяне» есть человек, который обязан читать «Кадиш ятом» по умершему, он делает это после прочтения каждой из пяти частей книги Тегилим. 11. Перед началом церемонии благословления наступающего месяца в синагоге громко объявляют, в какой день и час рождается новая луна. Это важно для того, чтобы знать, с какого дня можно совершать освящение луны и после какого дня это делать уже запрещается (см. 96:3). После освящения месяца не читают «Отец милосердный» (за исключением субботы, когда благословляют месяц сиван). Принято совершать церемонию освящения месяца стоя – в память о том, что, когда в Сангедрине освящали месяц, все вставали. 12. Согласно Кабале, рошходеш – особый день, предназначенный Всевышним для исправления всего мира и искупления грехов человечества, как сказано в «Мусафе» этого дня: «Время искупления всем поколениям». Когда существовал Храм, в рошходеш в нем совершали особые жертвоприношения; ныне их заменяют наши молитвы. Отсюда происходит обычай считать канун рошходеша «малым ЙомКипуром», поститься в этот день до полудня и читать особые молитвы и гимны – слихот и пиютим. (Отметим, однако, что в настоящее время этот обычай соблюдают далеко не все, и поэтому каждый должен следовать обычаю, принятому в общине, к которой он принадлежит.) 13. Как было сказано выше (25:9), есть обычай, согласно которому человек каждый день прочитывает главу Тегилим, порядковый номер которой соответствует его возрасту. В рошходеш принято учить эту главу с комментариями (Раши и др.), распределив количество составляющих ее стихов между новомесячьями года так, чтобы закончить ее изучение к своему следующему дню рождения.
Глава 94 «Яале веяво»
1. И рошходеш, в праздники и в холь гамоэд к семнадцатому благословению «Шмонээсрэ» («Рцэ») добавляют молитву «Яале веяво» («Да взойдет, и проявится…»), в которой упоминают день, послуживший поводом для ее прочтения. Эту молитву читают и в «Маарив», и в «Шахарит», и в «Минху». Если забыли произнести «Яале веяво» вовремя, то эту ошибку в рошходеш и в холь гамоэд исправляют поразному. А именно: тот, кто забыл прочитать «Яале веяво» в «Шмонээсрэ» и вспомнил об этом прежде, чем успел произнести имя Всевышнего в заключительной формуле благословения «Рцэ», немедленно читает «Яале веяво» и, заканчивая благословение, снова произносит: «И да узрят глаза наши…». Если же он уже произнес имя Всевышнего, то в «Маариве» рошходеша эту ошибку исправлять не нужно (как в первую ночь, так и во вторую – если рошходеш длится два дня), а в «Шахарит», «Минхе» и в любой молитве в холь гамоэд –нужно. Например, если молящийся еще не начал следующее благословение («Модим»), он должен прочесть «Яале веяво» немедленно (но не повторять заключение «Рцэ», в отличие от сказанного выше); если вспомнил уже после начала «Модим», но до произнесения заключительных слов «Шмонээсрэ» «Да будут угодны Тебе…», он снова начинает благословение «Рцэ»; если же он вспомнил, что не прочитал «Яале веяво», уже завершив молитву, то должен прочитать ее сначала даже тогда, когда еще не успел сдвинуться с места (но не сразу, а после короткой паузы, как говорилось выше, 21:3). Так же следует поступать и тому, кто спустя некоторое время после молитвы сомневается, прочитал ли он «Яале веяво»: в рошходеш он должен повторить «Шмонээсрэ» в «Шахарит» и в «Минхе», и не повторяет ее в «Маариве»; в холь гамоэд он обязан повторить «Шмонээсрэ» и в «Маариве». 2. Если забыли прочитать «Яале веяво» в «Шахарит» и вспомнили об этом только после «Мусафа», повторять «Шмонээсрэ» в «Шахарит» не нужно, так как рошходеш уже был упомянут в «Мусафе». 3. Как было сказано (20:13), хазан, допустивший во время повторения «Шмонээсрэ» вслух ошибку, изза которой во время чтения этой молитвы шепотом надо прочитать ее снова, возвращается к ее началу. Но если хазан забыл прочитать «Яале веяво» в «Шахарит» рошходеша и вспомнил об этом только после окончания молитвы, он, тем не менее, эту молитву не повторяет, чтобы не задерживать «миньян», – поскольку предстоит прочитать еще «Мусаф», где будет говориться о рошходеше. Если же хазан допустил такую ошибку во время чтения «Шмонээсрэ» шепотом, то повторение этой молитвы вслух засчитывается ему как исправление ошибки. Однако закончив чтение, он обязан прочитать всю ту заключительную часть «Шмонээсрэ», которая обычно относится только к чтению шепотом, и затем сделать три шага назад. 4. Если забыли прочитать «Яале веяво» в «Минхе» рошходеша и вспомнили об этом только во время чтения «Маарива», то если следующий день уже не является рошходешем, обычное правило для восполнения пропущенной молитвы (см. 21:3) неприменимо. Поскольку в «Маариве» уже не читают «Яале веяво», повторять «Шмонээсрэ» дважды не имеет смысла (так как без «Яале веяво» «Шмонээсрэ» уже прочитали). Тем не менее, желательно все же повторить «Шмонээсрэ» «Маарива» – но уже с намерением принести ее Всевышнему как добровольный дар. 5. В рошходеш, в праздники и в холь гамоэд «Яале веяво» вставляют также в «Биркат гамазон» – в третье благословение. Если один из этих дней совпал с субботой, и, читая «Биркат гамазон», случайно поменяли местами субботнюю вставку «Рцэ…» («Пожелай и укрепи нас») и «Яале веяво», повторять «Биркат гамазон» не нужно. Если забыли прочитать «Яале веяво» и вспомнили об этом после того, как закончили читать третье благословение, но еще не начали четвертое, пропуск компенсируют произнесением короткого благословения, в котором упоминается рошходеш или праздник (различные варианты этого благословения напечатаны в сидуре между третьим и четвертым благословениями). Если же вспомнили, что не прочитали «Яале веяво», уже после того, как начали четвертое благословение «Биркат гамазон» (хотя бы произнесли его первое слово «Благословен…»), то во время вечерней и утренней трапез в праздник и вечерней трапезы в РошГашана «Биркат гамазон» следует повторить. В любую другую трапезу рошходеша и холь гамоэда, в дневную трапезу РошГашана и в дополнительную трапезу праздника (кроме вечерней и утренней) «Биркат гамазон» повторять не надо. Когда сомневаются, прочитали «Яале веяво» или нет, «Биркат гамазон» надо повторить. Если за столом присутствуют три взрослых еврея, и перед «Биркат гамазон» они совершили зимун, то принято, что ведущий, читая «Яале веяво», слегка повышает голос, а все присутствующие после слов летова, ливраха, лехаим товим отвечают «амен» – даже прерывая чтение того текста, который читают в настоящий момент.
Глава 95 «Галель»
1. «Галель» читают стоя, поскольку сказано: «Благословите Бга, все служители Бга, стоящие в Храме» (Тегилим, 134:1). При этом запрещено даже опираться на чтолибо или прислоняться к стене. 2. Чтение «Галеля» в праздники – исполнение заповеди Торы. Поэтому в первый день Песаха (а за пределами Страны Израиля – и во второй), в течение всех дней праздника Сукот и в ШминиАцерет «Галель» читают полностью, произнося благословения до и после чтения. (Устанавливая праздник Ханука, мудрецы Торы постановили, что в каждый из дней этого праздника «Галель» также будут читать полностью, – сама Тора дает право мудрецам придавать своим решениям такую же обязательную силу, как сила заповедей Торы.) Чтение же «Галеля» в рошходеш – только обычай, хотя и весьма древний. Поэтому в этот день «Галель» читают в сокращенном виде, пропуская первые пол<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.125 (0.02 с.) |