Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Устройство элементарного мира

Поиск

 

Последней исторической эпохой, которая оставляла в своей картине мира место для элементарных существ, было Средневековье. Я думаю, например, о так называемых лиственных масках, и других, часто гротескных образах, которые в готических церквах обычно несут ребра свода. Среди них особенно показательным я нахожу лицо, встречающееся в бесчисленных вариантах. Это лицо, изо рта которого как бы выплывают листья растений. Если символически понимать рот как место созидающего слова, то это означает, что речь идет о духовном существе, задачей которого является помочь росту растений проявиться в физическом мире, то есть об элементарном существе, служащем раскрытию природы. Эти природные сущности делят свое место под сводами церквей, как будто это само собой разумеется, с другими образами невидимого мира, известными нам как ангелы. Это инспирирующее единство природы и духовного мира, прочно коренившееся в представлениях художников и народном творчестве, но не в господствующем теологическом учении, - мы не должны предаваться иллюзиям на этот счет, - окончательно распалось с эпохой Просвещения. Так называемая охота за ведьмами, которая была развязана буллами папы Инноценция VIII в 1487 году и наполнила последующие три столетия беспримерной волной насилия, осуществила разделение невидимого мира на демонический и светлый полюса. При этом элементарные существа, вместе с ясновидящими и связанными с силами природы людьми оказались, как жертвы преследования, на демонизированном полюсе дуалистической христианской картины мира.

Дух дуба в виде консоли в церкви Элизабет в Марбурге на Лане, 14-й век.

Систематические стремления вновь вчленить мир элементарных существ в интегральный мировой порядок, должны были возникнуть лишь на пороге двадцатого века, благодаря теософскому движению и развившейся из него антропософии Рудольфа Штейнера. В своих десяти докладах о «Духовных сущностях в небесных телах и природных царствах»*, прочитанных Штейнером в 1912 году в Хельсингфорсе, он представил семиступенчатую, иерархически организованную модель, в которой есть место, как для природных духов, так и для ангельских существ. Различные сущности, которых я описывал до этого как элементарные существа, находят в этой модели, в зависимости от степени развития, свое место на трех нижних иерархических уровнях. Четыре верхних уровня предоставлены ангельским существам. /*Rudolf Steiner: Die geistigen Wesenheiten in den Himmelskoerpern und Naturreichen, Verlag der Rudolf -Steiner-Nachlassverwaltung, Dornach 1960./

Первый и самый низкий иерархический уровень охватывает, согласно Штейнеру, природные духи, служащие природе непосредственно как архитекторы в твердой, жидкой и газообразной средах. Над ними, на втором уровне иерархии, стоят духи времен, «которые упорядочивают и дирижируют всем, что происходит в природных царствах в ритмической последовательности и повторении». Описанный мною фавн дерева, в соответствии с этой моделью, поселился бы на первом уровне, поскольку его служба посвящена развитию индивидуального дерева. Сонм фей, который я наблюдал на холме Венеры острова Сракан, принадлежал бы ко второму уровню иерархии, потому что он заботится о координации всех процессов развития, происходящих в определенном пространстве.

Из сущностей третьего и высших уровней в природных царствах я упоминал наставницу дэва фенхеля, которая предстала передо мной в образе королевы фей, и тем самым показала, что принадлежит к максимально высокой ступени развития элементарного существа воздуха. Роль сущностей третьего иерархического уровня состоит, согласно Штейнеру, в том, чтобы наполнять миры природы смыслом своего бытия. Восхождение на четвертый иерархический уровень поместило бы их уже среди ангелов, так называемых духов воли, известных в эзотерической традиции как троны.

Модель трех иерархических уровней для духов природы в точности соответствует моему собственному опыту, однако я предпочитаю говорить о трех уровнях развития элементарных существ, поскольку в этом понятии сильнее выражается динамический аспект перехода с одного уровня на другой, чем в понятии иерархии, которое больше заставляет думать о статическом положении. Для того, чтобы наглядно представить трехступенчатое развитие в царстве элементарных существ, я изобразил в следующей схеме мои уже описанные восприятия сущностей элемента земли.

В первой и второй главах я говорил исключительно о первом уровне развития элементарных существ земли. Так, в легенде о спящем короле Матиасе, я упомянул о гномах, воплощающих самый простой аспект земных духов, и своим статическим присутствием в земной коре оживляющих планетарную материю. При описании культурного ландшафта и поляризованных живых изгородей присутствовали карлики, задачей которых является поддержание плодородия земли. Они представляют собой дальнейшее развитие гномов. После этого дальнейшее развитие элементарных существ земли разветвляется на два направления. Одно направление ведет к работе с растениями, другое к поддержке человека.

Сущности, которые заботятся об отдельных растениях, я встречал в дворцовом парке Тюрниха. Это эльфы, они напомнили мне о «танцующих и музицирующих поросятах» Уолта Диснея (ср. гл. II). Более высоко развиты в этой линии фавны, представляющие собой разум отдельных деревьев. Они были подробно описаны в первой главе.

Вторая линия ведет к созданию форм в природе и оттуда к сопровождению человека во время его инкарнации, потому что каждая форма является выражением элемента земли. Я рассказывал о работе гнома рядом со скрипачом над созданием музыкальной формы и о формирующей функции кобольда в зале гостиницы в Мёлльтале (ср. гл. II). Функция элементарных существ земли по поддержанию формы тела у человека была намечена мною в первой главе. Подробнее об этом смотрите в главе VII. Ко второму уровню развития я обратился лишь в третьей главе, в связи с темой «ландшафтные храмы». Я рассказал о своих беседах с Древним Мудрецом у Хайденберг, в Северной Фризии, и со вторым - в подземной часовне церкви Вознесения Хайлигенблут. Кобольд, который провел меня через кельнский собор, также относится ко второму уровню развития духов природы, действующих в элементе «земля». Теоретически функция этих высокоразвитых сущностей состоит в том, чтобы направлять и координировать. Однако всякий раз, когда я общался с ними, у меня складывалось впечатление, что они просто сидят, не выполняя абсолютно никакой деятельности. Что же тронуло меня наиболее глубоко, была бесконечная мудрость, которая их окружает. Поэтому я считал весьма уместным спрашивать их о всевозможных вещах, которых я не понимал в тайнах жизни, не замечая, что я никогда не спрашивал о том, как они собственно выполняют свою функцию в подчиненной им области.

Беседа с Древним Мудрецом, который сидел в дворцовом дворе Тюрниха на краю небольшого пруда под белой магнолией, проходила сначала во всех возможных направлениях. На соответствующем месте поблизости от арки ворот раньше стояла средневековая капелла святого Михаила, которую снесли в 19-м веке, чтобы соорудить ее на новом месте, на 30 шагов глубже во дворе. Древний Мудрец похвалил решение перенести капеллу, и намекнул мне, что при этом речь шла о сознательном решении по освобождению его энергетического фокуса.

Как было принято в раннее Средневековье, старая капелла Михаила была построена непосредственно над центром места, наиболее сильно связанного с земными силами, чтобы обуздать земное измерение местности. При этом изображение святого Михаила, борющегося с драконом, понималось как символ борьбы против всех тех сил земли и природы, которые были заклеймлены, как злые и «темные». Так капеллу умышленно построили на том месте, где находился его трон, трон Древнего Мудреца из рода элементарных существ земли. Это его воспринимали в зеркале дуалистического мировоззрения как угрожающего дракона. Сооружение капеллы прямо над его местом было видимым выражением неправильно понятой борьбы святого Михаила с драконом, и Древний Мудрец был вынужден удалиться в глубины земли, откуда он, по собственному признанию, часто мешал проведению Святой Мессы громкими стенаниями.

Освобождение его места переносом капеллы, Древний Мудрец назвал началом новой эры. На пороге 20-го века, - новая капелла была освящена в 1893 году, - люди, таким образом, дали знак к примирению с царством элементарных существ. Для того, чтобы продемонстрировать этот процесс наглядно, святой Михаил был изображен в среднем витражном окне таким образом, что на его доспехах появляются черты лица Древнего Мудреца. Лицо Древнего Мудреца украшает правую руку архангела, в которой он держит свой поднятый для борьбы пылающий меч. Таким образом, теперь борец с драконом вооружен не для борьбы против сил природы и Земли: его новое изображение включает элементарные существа как союзников в его борьбу, которую теперь нужно понимать, как борьбу за божественную истину.

Древний Мудрец, черты которого можно видеть на одеяниях архангела Михаила

Потом я спросил Древнего Мудреца, каково его участие в божественной истине? Как обычно в беседах с элементарными существами, он ответил мне облаком чувств, и моя интуиция быстро попыталась перевести их в логические умозаключения. Я понял его таким образом, что сказочные сокровища, хранить которые поручено его роду, символизируют жизненную мудрость, к которой он имеет беспрепятственный доступ. Вся мудрость, являющаяся результатом жизненного опыта бесчисленных сущностей земли, собирается в «костях» Земли - в камнях. Это истинное сокровище Земли, которым он управляет. Благодаря тому, что его место всегда находится в одном из решающих энергетических фокусов ландшафта, он концентрирует в соответствующем месте образцы мудрости данной местности. Так возникает «источник», из которого элементарные существа могут брать необходимые для их работы образцы формирования.

Женской парой Древнему Мудрецу является, по-моему, «любящая старуха», которая, очевидно, часто становилась праобразом ведьмы, отвратительной старухи в сказках. У меня сложилось впечатление, что в человеческом сознании она подавлялась еще более длительно, чем ее мужской пандан, потому что я открыл ее только поздней осенью 1993 года, когда я уже на протяжении нескольких месяцев общался с Древним Мудрецом. Причина этого, предположительно, лежит в том, что ее связывают с Черной богиней, которая вызывает наибольший страх в патриархальной культуре. Впервые я встретил ее в задней части дворцового парка Мурска Собота, на востоке Словении. Я работал там в 1993-94 годах по поручению общины над проектом по литопунктуре.

Любящая старуха сидит там внизу под акацией, которая как будто вовлечена во взволнованную любовную игру с грабом. Она указала мне на эту прекрасную композицию из деревьев, в качестве ответа на мой вопрос, как можно понять ее функцию по сравнению с функцией Древнего Мудреца. Ее задача состоит в том, чтобы концентрировать не силу мудрости, а силу любви. Под этим имеется в виду любовь Земли -богини Геи, которая выпадает на долю каждого создания на этой планете, без исключения.

Источник любви, сохраняемый концентрацией Любящей старухи, всегда находится в распоряжении каждого элементарного существа, которое выполняет определенную службу в царствах природы. Этот источник должен поддерживать элементарное существо в его усилиях. В сказках этот источник появляется в виде котла ведьмы, в котором Уродливая старуха варит свое волшебное зелье.

Старуха Мурской Соботы дала мне понять, что я могу узнать в узоре коры «ее» акации ее согбенную фигуру, что мне и удалось. Действительно, мне уже и раньше регулярно бросалось в глаза, что сущности второго уровня развития на основании своей развитой индивидуализации запечатлевали в материи личные черты своего образа или своего лица где-нибудь в непосредственной близости. Древнего Мудреца, лицо которого красуется на правой руке архангела Михаила в Тюрнихе, я уже упоминал. Другой Древний Мудрец на холме Венеры острова Сракане, запечатлел характерные черты своего лица в камне, на котором он сидит. Поскольку в течение двух недель я ежедневно с ним беседовал и мы стали довольно близки, я спросил его однажды также о том, есть ли у него имя. На это он ответил: «Юлий, как Юлий Цезарь.» Наличие имени мы также можем рассматривать как выражение высокоразвитой индивидуальности элементарных существ второго уровня развития. У сущностей первого уровня - за исключением фавнов старых деревьев - таких сопоставимых индивидуальных признаков не наблюдается.

Время от времени мы встречаемся также с индивидуальным представителем второго уровня развития, который вошел в анналы истории: так, в 1584 - 1588 годах в замке Худемюлен, в Люнебургской пустоши, было документально зафиксировано присутствие кобольда, у которого было имя Хинтцельманн, как имя собственное.* Он давал иногда увидеть «маленькую руку, как у мальчика или девушки» и показывался обычно только детям или дурачку. Он сообщал о себе, что у него есть также жена по имени Хилле Бингельс, в которой мы, очевидно, можем увидеть его женскую пару, Любящую Старуху. Говорят, что Хинтцельманн, во время своего присутствия в крепости, присматривал за всем двором, что соответствует описанной выше роли сущностей уже второго уровня развития. /*По Леандру Петцольду: Kleines Lexikon der Daemonen und Elementargeister, Muenchen 1990, Stichwort «Heinzelmaennchen»./

Любящая Старуха, показавшаяся в коре «ее» акации.

Вторым признаком природных духов элемента земли является образ, по человеческим понятиям непропорциональный, часто прямо-таки неприятный, даже уродливый образ, в котором они нам показываются. Уже изображение обычного гнома, с его непропорционально большой по сравнению с короткими ногами головой, указывает на непонятное нам «обезображивание», которое у сущностей второго уровня развития обостряется еще больше. По моему мнению, в этом отражаются пропорции, свойственные материи Земли, которые нам, людям, как духовным существам, при всем нашем опыте с материей, остаются чуждыми и недоступными. Как следствие этого, мы можем воспринимать эстетику земного только как отклонение от нашего представления о красоте, отклонение, которое наше сознание обозначает как уродство.

С элементарным существом земной природы, которое принадлежит к третьему уровню развития, я вступил в контакт только после того, как я смог частично побороть свое сопротивление по отношению к понятию «пан». Длительное время я противился тому, чтобы признать пана как бога природы, потому что я видел в этом патриархальный образец мышления, навязанный женской сущности земной природы. Тем более я был поражен, когда в сентябре 1993 года я посетил общину Финдхорн на севере Шотландии и на низком холме, в так называемом «уголке пана», воспринял его присутствие. Я узнал его по описанию, которое дал Оливье Кромбье, названный Рок (ср. гл. 11). Верхняя часть его туловища была похожа на человеческий торс, но он сидел, скрестив заросшие шерстью ноги козы.

Я получил от него импульс, отправиться к дубу, который обозначает центральный энергетический фокус восточной части местности Финдхорн-Пайнридж. С тех пор, как он был посажен лет назад, я всегда испытывал к нему глубокую привязанность. Когда теперь я стоял в тишине, вплотную приблизившись к стволу дерева, фавн очень старался уменьшить мое сопротивление. Вначале в моем сознании было пробуждено воспоминание об опыте Древнего Мудреца, и пан был представлен мне как продолжение развития линии гном - карлик - эльф - фавн - Древний Мудрец. Во-вторых, я понял, что пан хотя и воплощает высшую инстанцию среди сущностей элемента земли, но не является ответственным за всю природу (как количественное целое), а только за совокупность жизни природы в определенной зоне.

Поскольку в Финдхорне я руководил семинаром по вопросам исцеления земли в окрестностях Морейшир, продолжавшегося целую неделю, в ранние утренние часы у меня было достаточно возможностей, чтобы поговорить с паном. С тех пор, как мой внутренний барьер исчез, общение между нами протекало без затруднений. В нижней части его тела, в особенности в покрытых шерстью ногах, я увидел признаки той недоступной нам эстетики, которая объединяет пана с родом гномов. На мгновение меня охватило чувство стыда, когда я, увидев его ноги, вспомнил о ногах ящерицы. Мне стало ясно, что дошедший до нас образ пана был слишком согласован с античной эстетикой. Однако его торс обнаруживал утонченную духовность, которая ставит его рядом с ангельскими сущностями. Его образ, очевидно, является точным выражением третьего уровня развития элементарных существ, образующего переход к более высоко развитому миру ангелов.

Для того, чтобы нагляднее представить свою роль в царствах природы, он показался мне в одной из наших бесед таким образом, что я смог увидеть в нем все аспекты «его» ландшафта. Теперь я понял, что он сохраняет совершенное сознание в каждое мгновение жизни во вверенной ему области. Моему внутреннему взору открылся бесконечный ряд возможностей проникнуть в различные уровни ландшафта. При этом у меня было такое чувство, что эти аспекты ландшафта хранятся не только в его сознании, но что пан одновременно сам присутствует повсюду в их реальном бытии. Благодаря своему молчаливому осознанию жизненных процессов в своей области, он наполняет природу смыслом ее бытия.

Это свойство пана присутствовать в любом месте и в каждой частице ландшафта, существенно отличает его от сущностей второго уровня развития, которые, хотя тоже участвуют в общем труде по созданию и формированию природных процессов, остаются однако привязанными к границам своей области или своей задачи. Универсальное качество пана еще больше усиливается чувством, что образы пана отдельных областей нельзя отделить друг от друга, они представляют собой, в конце концов, интегрального пана, пана планеты Земля. Таким образом, становится понятным, почему пан у античных греков считался богом природы, хотя он не принадлежал к двенадцати божествам Олимпа. Подозрение на односторонние патриархальные представления исчезает, когда мы представляем себе, что пан разделяет свою возвышенную духовную службу в природе с равными ему по рангу женскими фигурами, а именно, как правило, с дэва места, как самым высоко развитым существом воздушного элемента, или королевой русалок, которая занимает сопоставимое место в отношении элемента воды.

Эту сбалансированную духовную модель руководства в природных царствах я хотел бы продемонстрировать на примере дворцового парка в Тюрнихе, который знаком мне больше всего. Как мне стало известно, здесь пан парка находится под старым кленом рядом с большим овалом, в котором я увидел танцующих и музицирующих эльфов. Овальная поляна соответствует, так сказать, сердцу парка на витально-энергетическом уровне.* Поэтому не удивительно, что именно там пан выбрал себе место. /*Сравните мои рассуждения в Die Erde heilen/.

Пан из парка в Тюрнихе

Место легко найти, если пойти по кольцевой дорожке вокруг овала, и при этом смотреть в направлении внешней границы парка. Там, недалеко от дороги, стоит упомянутый клен, отличающийся подвижными, напоминающими формы зверей, выступами на своем высоком стволе. В самой верхней части ствола я обнаружил в этих формах также лицо пана с длинной бородой. Точно напротив него, в двух или трех шагах по ту сторону дороги, укоренено возвышенное присутствие нимфы Ауэ, внедренное в несколько тиссов. Это место обозначено необыкновенно длинной ветвью другого клена, растущего по другую сторону дороги. Ветвь растет из ствола как бы произвольно, еще около ствола поворачивается, и потом описывает целенаправленно дугу в одиннадцать метров, чтобы точно над фокусом нимфы ландшафта раскрыться в виде веера. Саму нимфу я воспринял в виде чудесной фигуры девушки, не менее пяти метров в высоту, составленной из волнообразных энергетических облаков.* /*В случае дворцового парка в Тюрнихе речь идет первоначально о сегодня высохшем ландшафте Ауэ, в котором растительное царство пана сильно переплетено с водянистым элементом нимфы. Этот особенный характер ландшафта еще сегодня отражается в описанной близнецовой позиции пана и нимфы Ауэ./

Когда позднее я рассматривал парк в рамках большей территории, принадлежащей к дворцу Тюрних, мне пришлось констатировать, что каждая замкнутая в себе часть имеет собственный фокус пана, а именно три зоны фруктового сада* - «Aervelholz», «Розовая долина» и «Кривая борозда», с одной стороны и дворцовый остров вместе с «Оленьим парком», расположенным позади замка, с другой стороны. /*Фруктовый сад закладывается с 1989 года на площади в 25 гектар и выращивается в соответствии с принципами биодинамического земледелия. Сад создается в гармонии с витально-энергетическими принципами, которые мы изучили в процессе реставрации дворцового парка./ Места, на которых находится пан в трех зонах фруктового парка, я отмечу в следующие годы установкой камней. Фокус пана в Оленьем парке относится, по моему мнению, к давно прошедшему времени, когда на этом месте стояла Святая роща кельтов. Будучи совершенно отмеченным последней почитавшей его эпохой, пан Оленьего парка показался мне в образе кельтского Сернунноса, с оленьими рогами и ногами, сложенными характерным образом, как это можно увидеть на знаменитом котле Гундеструпа.

Дэва местности я могу воспринимать в пространстве над центральным прудом рядом с дворцовой капеллой. Из дворцового двора мы можем видеть в воздухе над кронами деревьев Французского парка на другой стороне пруда в округлых, выпуклых краях крон деревьев отпечаток космического шара, который невидимо пульсирует над ними. Мы можем представить себе световую сферу как дополняющую видимый шар соединившихся крон двух огромных платанов, стоящих под ними слева, под невидимой сферой дэва. Дэва места относится к сущностям воздушного элемента и поэтому царствует из воздушного пространства.

Для того, чтобы понять строение царства элементарных существ, мы должны представить себе, что не только сущности земного элемента, но и соответствующие представители всех четырех элементов идут по трехступенчатому пути развития. Таким образом, возникает следующий основной рисунок, как произведение трех уровней развития, умноженных на четыре элемента, Земля, Воздух, Вода и Огонь: 3x4 = 12.

Пан Оленьего парка в Тюрнихе, показавшийся мне в виде кельтского Гернунноса.

До сих пор мы систематически знакомились с тремя уровнями развития земного элемента. Из царства воздушного элемента уже были упомянуты несколько сущностей, относящихся к высшему уровню развития, как Наставница дэва фенхеля, дэва ритуалов из святыни Градишка и только что упомянутая в связи с Тюрнихой, дэва местности. Из сущностей воздушного элемента, принадлежащих ко второму уровню развития, некоторых я уже описал, среди них феи пространства, которые заботятся о координации процессов в регионе, дэва растений, воплощающая групповую душу вида растений, и лесная фея, которая выполняет свою службу, сопровождая животных. Только самый простой, первый уровень, до сих пор не был упомянут.

Эти сущности, как показывает мой опыт, представляют собой многообразие фей и сильфид. Феи имеют дело с пространственной протяженностью жизни, а сильфиды с движениями в пространстве, как, например, с организацией ветровых потоков. Однажды мне представилась возможность наблюдать, как эльф розы* и крошечная фея объединяли свои усилия, чтобы заставить расцвести розу. /*Эльфы встречаются в женской и мужской формах. Сравните Leander Petzoldt: Kleines Lexikon der Daemonen und Elementargeister, Muenchen 1990/ Это было похоже народы: эльф надавливал изнутри растения наружу, в то время, как фея парила снаружи в пространстве и выполняла роль «повитухи». Она старательно вытягивала отдельные лепестки цветка наружу и расправляла их в соответствии с праобразом розы. В этом случае фея имела что-то

Дэва места над центральным прудом в Тюрнихе. Слева - дворцовая капелла.

общее с розой, как с проявлением в пространстве. В живом саду, очевидно, имеются бесчисленные феи подобного рода.

Во время первого полета из Лондона в Белфаст я наблюдал за сильфидами, которые сопровождали самолет и, по моему мнению, вообще только они делали возможным его движение в пространстве. Они летели сбоку от машины, ритмично двигаясь при этом вперед и назад. При этом корпус самолета не представлял для них препятствия, так что они частично проникали и внутрь самолета. Некоторые из них то и дело изумленно оборачивались и смотрели назад, когда замечали, что один из пассажиров наблюдал за ними, что для них, очевидно, было чрезвычайно необычным.* /*В качестве дополнения к моим наблюдениям за сущностями различных элементов я рекомендую также познакомиться с восприятием других ясновидящих. Сравните по этому вопросу Dora van Gelder: Im Reich der Naturgeister, Grafing 1989 und Geoffrey Hodson: The Kingdom of the Gods, Madras 1980/

Теперь давайте обратимся к сущностям водного элемента. Две из них, которые принадлежат к первому уровню развития, я уже упомянул в первой главе, как, например, элементарные существа, которые населяют подземные воды и оттуда заботятся о равновесии внутри земной коры. Они показались мне в праоблике всемирной рыбы Фароники (из словенской сказки). Далее, в связи с разрушенным источником позади нашего дома, я упоминал о нимфах, традиционно оживляющих источники, реки, озера и болота. Они показываются человеку, в противоположность элементарным существам, в облике прекрасных девушек. Когда у них есть рыбий хвост, то это следует понимать скорее как символическое выражение их принадлежности к водному элементу, а не как их непременный отличительный признак.

На склоне холма Венеры на острове Сракане летом 1993 года я наблюдал за группой нимф, выполнявших свои обязанности в ландшафте. Я был поражен, увидев их танцующими на совершенно сухом месте – карстовый остров не знает поверхностных вод. Хотя остров со всех сторон окружен водой, но море населяют ундины, другой вид сущностей, с другими задачами.

Лишь позднее, когда я исследовал эту местность при помощи радиэстезических методов, я обнаружил, что танец нимф разыгрывался над подземной кладовой воды. Для этих сущностей физическая вода имеет меньше значения, чем излучение энергии воды, которого в данном месте вполне достаточно.

Правда, сначала я увидел не танец, а скорее нечто похожее на горизонтально помещенные друг над другом круглые пластины света, кружившиеся по направлению часовой стрелки вокруг центральной точки, пропитанной водным излучением. Только когда мою просьбу поддержал фавн соседней сосны, я сумел, будучи включенным во вращательные движения, распознать ритмический танец нимф, при помощи которого они распределяют жизненную силу воды, которая поднимается в их центре, по всему ландшафту. Это кружение, заставлявшее их то и дело перемещаться к центру и затем снова к краю круга, никогда не уводило их от центра дальше, чем на 40 шагов. На мой вопрос, как же они могут таким образом донести до всего ландшафта жизненную силу воды, фавн сообщил мне представление о возможности воздействия

Ритмический танец нимф, наблюдавшийся на острове Сракан.

через резонанс. Из этого образа я понял, что они совершают свой танец-службу на месте с высокой энергетикой, откуда его действие распространяется на всю доверенную им зону. Если, например, нимфы служат в реке или на озере, они выполняют свой танец на берегу, но он никогда не выдвигается на сушу дальше, чем уже упоминавшиеся 40 шагов. Из этого центра действие распространяется волнообразно дальше.

Служба водных существ, прежде всего, представляет собой распространение женского качества воды, но поскольку царства природы всегда сохраняют определенное равновесие, среди водных элементарных существ есть и мужские образы. Так, я часто встречал и водяного. Его облик часто напоминает панцирь рака или огромного крота. Темно-коричневые тона, кажется, лучше всего выражают его сущность. Он производит впечатление одинокого существа в глубинах вод, у которого нет другой задачи, кроме как поддерживать полюс Ян воды. Всего один раз я воспринимал около энергетического полюса Ян на реке Любляника поблизости от Любляны целую группу водяных, которые пели хором глубокими торжественными голосами. Снег покрывал землю, над рекой лежали густые облака тумана: вода над водой.

Ко второму уровню развития элементарных существ воды относятся нимфы, придающие реке, озеру или речной долине индивидуальность. Особенно красивы нимфы источников, которые сопровождают рождение воды из земных недр. Часто они превращают свое место в источник исцеления и благословения, и благодаря этому охотно становятся пунктом притяжения человеческого почитания. Я нашел такой пример в Любляне, где у крошечного источника была воздвигнута капелла Девы Марии в форме искусственного грота, которую посещают много больных и отчаявшихся. Стоя среди молящихся, я увидел чудесный облик нимфы источника, колебания которой пульсировали в капелле и еще на несколько метров вне ее стен, и которая действительно явилась в облике почитаемой здесь Лурдской девы. Ее окружает свита, несколько нимф, водяной, показавшийся в виде громадного крота, и гном источника. Они разместили свои фокусы недалеко от источника вокруг капеллы.

Как здесь, у Лурдской Девы на окраине Любляны, так и во многих других капеллах подобного рода повсюду в Европе, у верующих не осталось и следа сознания того, что божественное благословение здесь раздает это высокоразвитое природное существо из рода нимф источников. Очевидно, больше нет ясновидящих людей, которые сказали бы правду ищущим утешения, или нет доверия к способности людей принять тот факт, что утешающее и исцеляющее благословение может изливаться через посредство элементарного существа.

Совсем по-другому обстояло с нимфой источника еще в античные времена. Я обязан совершенно особому обстоятельству тем, что во время посещения глиптотеки, части античного собрания в Мюнхене, 18 ноября 1993 года, мне была показана ее роль в культуре того времени. Сразу же в первом зале меня притянула к себе помещенная на узком высоком цоколе мраморная женская голова, на которую мало обращали внимания. Она обозначена (с вопросительным знаком) как неоконченная голова сфинкса Эгейских островов и датируется периодом 570 - 560 до Р. X.

По моему мнению, голова вполне закончена, только не очень умелой рукой. Я смог воспринять, что вначале ей была присуща ритуальная функция. Я увидел мраморную голову вверху, на предположительно деревянном постаменте в виде колокола. Постамент был покрыт привязанными к нему цветными лоскутками. Мне вспомнился святой источник в Дангивене (Северная Ирландия), который я посетил во время своих работ по литопунктуре. Согласно кельтскому обычаю там и сегодня еще привязывают лоскутки на ветви растущего вокруг кустарника. Ищущие исцеления окунают полоску ткани в святую воду источника и привязывают ее на ветку куста, произнося про себя свою просьбу. Считается, что исцеление произойдет в тот же момент, когда полоска ткани высохнет на ветру. Мраморная голова принадлежала, следовательно, фигуре нимфы источника, которая была представлена на месте поклонения ей в зримой форме, в камне и дереве, поскольку способность ясновидения уже в античные времена была уделом лишь немногих людей.* /*Предположительно, способность ясновидения у обычных людей почти совершенно исчезла уже из-за усиленного формирования разумного мышления во времена между неолитом и античностью. Однако в античности еще были ясновидящие индивидуумы, которые играли особенную роль, как видящие./

Голова, которая находится теперь в мюнхенском музее, служила для того, чтобы сделать зримым индивидуальное сознание почитаемой нимфы источника, а постамент в виде колокола, с цветными лоскутками, который уже давно сгнил, ее энергетическое тело. Однако мне было непонятно, как можно было ощущать нимфу источника в ее энергетическом присутствии здесь, в Мюнхене, в то время, как источник, который она должна была охранять, находился далеко в Греции.

Тут мне внезапно был дан знак попросить нимфу отодвинуть в сторону ее цветное платье и обнажить свое тело. При виде ее неописуемой красоты мне бросилось в глаза, что она совершенно определенным образом искалечена. Я поискал причину этого, и увидел сильно затененную точку на месте третьего глаза на «ее» мраморной голове. Казалось, что энергетическое тело нимфы магическим действием было пригвождено к мраморной голове, предположительно для того, чтобы для культовых целей втянуть ее наполненный светом, колеблющийся облик глубже в материю. Поэтому и позднее, когда ее культ был уже давно забыт, она не могла больше освободиться от своего каменного изображения.

То, что закреплено человеком при помощи магии, может быть разрушено только знающим человеком.

Дэва источника, «пригвожденная» к античной мраморной голове, в момент, когда она распахнула свое пестрое одеяние. Глиптотека, Мюнхен.

В 19 веке, когда для короля Баварии привезли из Греции античные камни, она была вынуждена тоже прийти, не узнанная, как рабыня. Ужаснувшись ее судьбе, я спросил, не могу ли я что-нибудь предпринять для ее освобождения. Нет, ответила она мне, она за это время освоилась в Мюнхене и продолжает выполнять здесь свою истинную функцию. Она счастлива тем, что может теперь благословлять каждого посетителя глиптотеки. Между прочим, она в музее не одна, потому что в соседнем зале живет еще один сатир - по нашим представлениям, гном. Действительно, я смог увидеть его в сильно поврежденном каменном рельефе в форме сияющей искры света. Рельеф был обозначен, как «сидящий бог или Эрос под деревом». Художник извлек элементарное существо из камня и силой своего воображения зафиксировал его на высеченном в камне дереве, откуда он должен был освещать голову Эроса.

Для того, чтобы завершить представление элементарных существ водяного элемента, мне остается только рассказать о третьем уровне развития. Строго говоря, я уже представил одно существо этого уровня подробно, когда рассказывал о прекрасной Виде, властительнице водного элемента (ср. главу I). Однако я должен еще подробно сообщить о королеве нимф, с которой я встретился на горе Мёнхсберг, у Зальцбурга. Беседа с ней состоялась во время семинара по вопросам городского ландшафта Зальцбурга в октябре 1993 года. Поскольку я намеревался представить участникам семинара все три невидимых измерения городского ландшафта*, во время подготовки я искал такое место, в котором размещались бы элементарные существа, как носители эмоционального измерения. /*Витально-энергетическое, эмоциональное и душевно-духовное измерение./ Я нашел соответственное место на горе Мёнхсберг, непосредственно над центром Зальцбурга, вдоль узкой асфальтированной дороги, которая ведет вверх по горе к казино. Там есть заросший лесом склон, где-то посередине его вытекает небольшой источник, оформленный каменным фонтаном. Поскольку вокруг этого источника я нашел все различные виды элементарных существ, я назвал бы это место зоной природного храма Зальцбурга. К сожалению, драгоценное место плачевным образом разрезано дорогой и испытывает помехи от ночного движения.

Во время семинара я повел группу и к этому месту, и дал участникам 30 минут времени, чтобы ознакомиться с отдельными фокусами элементарных существ. Меня тянуло к источнику, и я заметил, что скала, которая слева возвышается над источником, имеет форму лягушки с характерными выпученными глазами. Стоя на лягушке, как на возвышенной платформе, я увидел высокую фигуру королевы нимф неописуемой красоты, сиявшую всеми оттенками белого. То, ч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.023 с.)