Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военно-морские чины и мундиры

Поиск

Табель о рангах устанавливала следующие чины адмиралов и офицеров флота:

 

Класс Чин Класс Чин
I Генерал-адмирал VII Капитан 2-го ранга
II Адмирал VIII Капитан 3-го ранга
III Вице-адмирал IX Капитан-лейтенант
IV Шаутбенахт (контр-адмирал) X Лейтенант
V Капитан-командор XI Корабельный секретарь
VI Капитан 1-го ранга XII Унтер-лейтенант

 

Как видим, эти чины отличались от общеармейских. Чин генерал-адмирала появился в России еще в 1708 г. Первым обладателем его был Ф. М. Апраксин. До 1917 г. этот чин имело всего 6 лиц, причем в XIX в. он давался исключительно членам императорского дома. Последним генерал-адмиралом был великий князь Алексей Александрович (получил его в 1883 г.; умер в 1908 г.). Поскольку власть генерал-адмирала распространялась не только на флот, но и на военно-морское ведомство в целом, до 1909 г. глава Морского министерства назывался не министром, а лишь управ­ляющим этим министерством. Чин адмирала в Европе (например, во Франции) обычно связывался с опреде­ленным морем и означал командира флота на этом море. В России такой связи не было. Чин вице-адмирала первоначально соответствовал должности командира авангарда судов. Командиру арьергарда и охранения эскадры вообще соответствовал чин шаутбенахт (IV класс), заимствованный из шведского флота (его имел сам Петр I); позже этот чин стал именоваться контр-адмирал. В последней трети XIX в. в России оказалось «столько же адмиралов, сколько их было у Франции и Англии вместе взятых». Для сокращения впредь числа адмиралов в соответствии с «размерами... флота» России в начале 1885 г. был введен так называемый морской ценз — учет при присвоении рвоенно-морских чинов плавания на военных судах и командования судами, отрядами и эскадрами.

Чины V—IX классов имели в своих названиях слово капитан (главный): во флоте слово это пони­малось преимущественно как обозначение командира корабля. Корабли же в зависимости от своих типов делились на три класса (ранга). Чин капитан-коман­дора (мог командовать отрядом судов) существовал до 1732-го и в 1751 —1764 гг. Затем вместо него стал употребляться чин капитана бригадирского ранга. В сентябре 1798 г. чин капитан-командора был вос­становлен, а в декабре 1827 г. окончательно ликви­дирован.

Чин капитана 3-го ранга существовал лишь с 1713 по 1732 г. и с 1750-х гг. до 1764 г. По штату 1732 г. чин капитан-поручика не значился, а поручик чис­лился в VIII классе. В 1764 г. эти чины были опре­делены в VIII и IX классах. В 1797—1798 гг. они в соответствии с Табелью о рангах были переимено­ваны в капитан-лейтенанта и лейтенанта (с 1855 по 1907 г. они не употреблялись). Чин корабельного секретаря был отнесен к числу гражданских. В 1758 г. чин мичмана из числа унтер-офицеров флота был переведен в XIII класс, а после упразднения чина унтер-лейтенант в 1764 г. — в XII класс.

Морские чины IX—XII классов с самого начала числились рангом выше армейских (поскольку чин капитана 3-го ранга приравнивался к майору). Но вследствие большого числа рангов штаб- и обер-офи-церских чинов и малого количества вакансий во флоте считалось, что едва «жизни человеческой стать может, чтобы... через все чины дослужиться... до первого ранга капитана». Трудности и даже опас­ности морской службы отвращали дворян от вступле­ния в нее (дворяне предпочитали «сухопутную служ­бу... где гораздо скорее случай имеют выслужиться и чины получить»). Поэтому в январе 1764 г. система военно-морских чинов с VI класса и ниже получила следующий вид:

 

Класс Чин Класс Чин
VI Капитан 1-го ранга IX Поручик
VII Капитан 2-го ранга XII Мичман
VIII Капитан-поручик    

 

 

Если до 1764 г. морские обер-офицерские чины формально имели преимущество по сравнению с армейскими в один класс, то теперь оно увеличилось до двух классов.

В 1860—1882 гг. существовал чин гардемарина, приравненный к подпоручику (XIII класс) или пра­порщику (XIV класс) в зависимости от сдачи экза­мена и срока службы. В 1884 г. чин капитан-лейте­нанта (VIII класс) был упразднен, но с 1 июня 1907 г. восстановлен и существовал до 6 декабря 1911 г. Тогда же (28 мая 1907 г.) IX класс военно-морской службы был как бы разделен на две ступени: вместе с чином лейтенанта в этом же классе было установ­лено «звание» старшего лейтенанта, 16 марта 1909 г. преобразованное в чин старшего лейтенанта (ситуа­ция напоминала ту, которая в XVIII в. сложилась в связи с разделением чина майора на два). Для про­изводства лейтенанта в старшие лейтенанты в эти годы требовалось 5 лет службы на младшей ступени того же класса. 9 декабря 1911 г. чин старшего лейте­нанта был переведен в VIII класс (вместо упразднен­ного чина капитан-лейтенанта), но продолжал счи­таться обер-офицерским чином подобно армейскому капитану. Чин мичмана (XII класс) в 1884 г. был повышен на два ранга и оказался в X классе.

Помимо указанных выше чинов флота, в морском ведомстве существовали также офицерские чины общеармейских наименований. К ним относились чины офицеров, состоявших в так называемых специ­альных корпусах морского ведомства либо числив­шихся по Адмиралтейству и военно-морскому судеб­ному ведомству. Существовали корпуса флотских штурманов и морской артиллерии (которые в конце XIX—начале XX в. постепенно реорганизовы­вались, а офицеры в них заменялись флотскими), а также корпуса корабельных инженеров, инженер-механиков флота и (с 1912 г.) гидрографов. В 1886— 1908 гг. в корпусах корабельных инженеров и инже­нер-механиков флота были особые наименования чинов:

 

Класс Чин корпуса корабельных инженеров Чин корпуса инженеров-механиков
IV Инспектор кораблестроения Инспектор механической части
VI Старший кораблестроитель Флагманский инженер-механик
VII Младший кораблестро­итель Старший инженер-механик
IX Старший помощник кораблестроителя Помощник старшего инженера-механика
Х Младший помощник кораблестроителя Младший инженер-механик

 

 

Обер-офицеры, состоявшие по Адмиралтейству, приравнивались к армейским, а офицеры специаль­ных корпусов считались одним классом выше. Все они после четырех лет службы в VI классе «жалова­лись в статские советники» (V класс), а еще через четыре года получали чин IV класса.

Хотя в морском ведомстве, как и в военном, назна­чение на должности производилось в строгом соот­ветствии с чинами, там существовало правило, соглас­но которому старшинство нахождения в чине «не дает само по себе преимуществ при назначении на долж­ность», а в расчет принимаются прежде всего личные качества кандидатов.

История военно-морских мундиров известна да­леко не полно. Первоначально мундиры офицеров флота были подобны армейским. Лишь в 1732 г. флотским офицерам было предписано «сделать и впредь иметь мундир из василькового сукна с крас­ной подкладкой». Кафтан полагался без воротника, с разрезными обшлагами. Кафтан и камзол обшива­лись золотым позументом по бортам, обшлагам, кар­манным клапанам и петлям. Но уже в 1735 г. после­довали изменения: кафтаны должны были быть зеленого цвета, а обшлага на них, камзолы и шта­ны — красного. Через десять лет кафтаны и штаны получили белый цвет, а камзолы, воротник и обшлага кафтанов — зеленый. Кафтаны и камзолы адмиралов обшивались золотом, а офицерские — золотым позу­ментом.

2 марта 1764 г. были утверждены правила «о мун­дире служащим во флоте и при Адмиралтействе». Цвета мундиров сохранялись, за исключением того, что штаны стали зелеными. Число пуговиц на обшла­гах адмиральских мундиров стало соответствовать чинам: у адмиралов — 3, у вице-адмиралов — 2, у контр-адмиралов— 1. Их кафтаны имели соот­ветственное количество рядов шитья, аналогичного генеральскому. Капитаны 1-го ранга имели галун по борту в два ряда, а капитаны 2-го ранга — в один. Морские артиллеристы имели черную отделку мунди­ров. Всем адмиралам и офицерам полагались тре­угольные шляпы: адмиралам — с шитьем и плюма­жем, офицерам — с галуном, офицерам-артилле­ристам — с золотым шнурком.

В конце 1796 г., с вступлением на престол Павла I, было дано распоряжение «во флоте шитых мундиров не носить, а быть всем навсегда в виц-мундире». Все адмиралы и офицеры получили темно-зеленые мун­диры (без лацканов) с белыми воротниками и темно-зелеными обшлагами, а также белые камзолы и штаны. На клапанцах рукавов помещались золотые и серебряные нашивки, обозначавшие дивизии и эс­кадры. Мундиры дополнялись треугольными шля­пами с плюмажем у адмиралов и золотым галуном с кистями у офицеров. На шляпы нашивался бант из черно-оранжевой ленты (кокарда).

В 1803 г. военно-морская форма претерпела су­щественные изменения. Кафтаны XVIII в. были, как и в армии, заменены мундирами со стоячим ворот­ником и вырезом юбки спереди. Цвета мундиров оставались прежними. Брюки устанавливались длин­ные. Сохранялись треугольные шляпы с плюмажем.

На воротниках и обшлагах у адмиралов полага­лась золотая вышивка с якорями, а у офицеров — только якоря. Вводились погоны из золотого галуна. У адмиралов чины обозначались черными орлами. Капитаны 1-го и 2-го рангов имели два погона; капи­тан-лейтенанты и лейтенанты — только на одном плече (до 1811 г.). Погоны лейтенантов были из зеле­ного сукна с золотым позументом. Мичманам погоны не полагались. В 1807 г. были введены эполеты с бах­ромой: у корабельных офицеров — золотые, у неко­рабельных— серебряные. В 1811 г. было разрешено ношение темно-зеленых брюк.

В 1826 г. офицеры флота получили сюртуки (виц­мундиры) со стоячим воротником.

В марте 1855 г. мундиры с вырезом юбки спереди "были заменены двубортными полукафтанами с пол­ной юбкой и стоячим воротником.

В октябре 1870 г. вместо прежних виц-мундиров и сюртуков в морском ведомстве был установлен «сюртук нового образца»: темно-зеленый, граждан­ского покроя, двубортный, на 6 пуговиц, с отложным воротником и открытым воротом, надевавшийся на белую рубашку с черным галстуком. Ранее введенные кивера были снова заменены треугольными шляпами гражданского образца.

Хотя система обозначения чинов на эполетах и погонах офицеров флота совпадала с общеармейской, полной аналогии не было. Адмиральские чины по-прежнему обозначались орлами: у адмирала их было три, у вице-адмирала — два и у контр-адмирала — один (тогда как флота генерал-лейтенант имел три звездочки, а генерал-майор — две). Погоны капита­нов 1-го и 2-го рангов имели по два просвета: у первого — без звездочек, а у второго — с тремя звездочками. Погоны флотских обер-офицеров имели один просвет, причем у старшего лейтенанта (VIII класс) звездочек не было (как у армейского ка­питана), у лейтенанта их было три, а у мич­мана — две.

СВИТСКИЕ ЗВАНИЯ И МУНДИРЫ

Генералы, адмиралы и офицеры сухопутных и во­енно-морских сил, отличившиеся по службе и поль­зовавшиеся доверием императора, с начала XIX в. составляли его Свиту и имели особые свитские звания. Хотя формально Свита не являлась частью импера­торского двора, а входившие в нее лица не относились к числу придворных, фактически свитские звания могут рассматриваться как военно-придворные. С 1908 г. сведения о личном составе Свиты стали даже включаться в справочник «Придворный календарь». Еще в 1711 г. в России впервые появляются должности генерал-адъютанта и флигель-адъютанта. В Табели о рангах различались генерал-адъютанты (VI класс), генерал-адъютанты при генерал-фельд­маршале (VII класс) и флигель-адъютанты при генерал-фельдмаршале (IX класс). С 1713 г. генерал-адъютанты стали назначаться при монархе. В 1731 г. императрица Анна Иоанновна установила, что число и ранг генерал-адъютантов «в воле ее величества». Мно­гие из них имели чины бригадира и генерал-майора. При Анне Иоанновне же впервые появляется звание флигель-адъютанта при императрице, пожалованное графу А. П. Апраксину с указанием на то, что звания этого «прежде сего не бывало и впредь по нем, Апрак­сине, не будет». Однако при Петре III назначение во флигель-адъютанты снова имело место с присвое­нием им ранга полковника армии. Екатерина II ука­зала, что «генерал-адъютанты ниже генерал-пору­чика... быть не могут».

В конце XVIII в. названные должности оконча­тельно перестают связываться с постоянным обяза­тельным исполнением адъютантских обязанностей и превращаются в почетные звания. Оба звания (генерал-адъютант и флигель-адъютант) стали да­ваться лицам, уже имевшим военные чины. В 1797 г. было разъяснено, что звание флигель-адъютанта могло сохраняться лишь за теми, чей чин был ниже IV класса, т. е. за обер- и штаб-офицерами. Произве­денные в генеральские чины теряли это звание, но могли получить звание генерал-адъютанта.

В начале XIX в. складывается понятие «Свита его императорского величества», объединявшее всех ге­нерал- и флигель-адъютантов. В 1827 г. для военных чинов IV класса были установлены особые звания: Свиты его величества генерал-майор и Свиты его ве­личества контр-адмирал (первые пожалования их состоялись в 1829 г.). С этого же времени звание генерал-адъютанта стало присваиваться лишь военным II и III классов. Сохранялось оно и за генерал-фельд­маршалами (например, в 1830—1840 гг. звание гене­рал-адъютанта имел генерал-фельдмаршал И. Ф. Пас-кевич). Наконец, с 1811 г. появляется еще одно по­четное свитское звание — генерал, состоящий при особе императора (существовало до 1881 г.). Обычно оно давалось полным генералам (II класс). К концу XIX в. генералы, состоявшие при императоре, стали именоваться генерал-адъютантами при особе его ве­личества (в отличие от генерал-адъютантов его вели­чества), которые в «Положении об Императорской главной квартире» числились выше просто генерал-адъютантов. Отставка или достижение предельного (для двух низших групп свитских званий) чина влекли за собой отчисление из Свиты. Для получе­ния же более высокого звания требовалось новое по­жалование.

По закону пожалование свитских званий произ­водилось «по непосредственному государя импера­тора усмотрению», причем число лиц Свиты не огра­ничивалось. По царствованиям назначения в Свиту распределялись следующим образом: Павел I — 93, Александр I — 176, Николай I — 540, Алек­сандр II — 939, Александр III—43 лица. Общая численность Свиты составляла к концу царствования Александра I — 71 человек, Николая I — 179, Александра II — 405 и Александра III— 105. К 1914 г. в Свите числились 51 генерал-адъютант, 64 генерал-майора и контр-адмирала и 56 флигель-адъютантов.

Первоначально Свита входила в состав Квартирмей-стерской части военного ведомства, а с 1827 г. (по дру­гим данным, с 1843 г.) —в Императорскую главную квартиру, подведомственную Военному министерству. Последнюю, помимо Свиты, составляли Военно-поход­ная канцелярия, Собственный его императорского вели­чества конвой, рота дворцовых гренадер и лейб-медики. Во главе Квартиры стоял командующий, должность которого с 1856 г. совмещалась с должностью министра императорского двора.

Лица, составлявшие Свиту, в большинстве занимали какие-либо должности вне ее по военной или граждан­ской линиям. Но некоторые из них состояли исключи­тельно «при особе его величества», т. е. в Свите. Неиз­вестно, имели ли они какие-нибудь специальные свит­ские обязанности.

Персональный состав Свиты был довольно случай­ным. По замыслу, в Свиту должны были входить дея­тельные, безукоризненно честные, лично симпатичные императору люди. На практике же проявлялась тен­денция к превращению Свиты в некое представитель­ство генералов и офицеров от разных родов войск и гвардейских частей. Вошло, например, в обычай назна­чать в Свиту адъютантов гвардейских полков. Сущест­вовало мнение, что Свита формировалась без должной осмотрительности и включала многих, не заслуживав­ших уважения. Сравнивая состав «свитских чинов» российского и германского императоров при их свида­нии в 1890 г., А. А. Половцов записал в дневнике, что в свите Александра III «от прежнего времени осталось множество никуда не пригодного хлама, который в на­стоящее время и составляет персонал, появляющийся для сопровождения императора».

В обязанности «чинов» Свиты входило выполнение специальных поручений императора по преимуществу в провинции (наблюдение за рекрутскими наборами, расследование крестьянских беспорядков и т. п.), со­провождение прибывающих в Россию «иностранных высочайших особ» и военных делегаций, присутствие (в свободное от других служебных занятий время) «на всех выходах, парадах, смотрах..., где его величество изволит присутствовать», а также дежурство при импе­раторе во дворце или на церемониях вне дворца.

Дежурство могло быть «полного наряда»— в со­ставе генерал-адъютанта, свиты генерал-майора и фли­гель-адъютанта либо состояло из одного флигель-адъю­танта. До 1881 г. в столице полное дежурство назнача­лось ежедневно. С этого года было введено правило назначать полное дежурство лишь по воскресеньям, праздникам, в дни балов и больших выходов; в осталь­ные дни дежурство осуществлялось одним флигель-адъютантом (как это обычно практиковалось в загород­ных дворцах). В середине XIX в. на каждого свитского офицера приходилось по одному дежурству в два ме­сяца. Основной обязанностью «дежурства» во дворцах была организация представления императору лиц, явив­шихся на общий прием, наблюдение за порядком во время докладов официальных лиц императору, сопут­ствование императору на парадах и смотрах, а также в театрах.

Важной привилегией дежурных генерал-адъютантов с 1762 г. было объявлять «изустные указы» императо­ров. Все лица Свиты имели право представляться импе­ратору «в дни приемов, не испрашивая предваритель­ного разрешения». Для флигель-адъютантов сущест­вовали льготные условия производства в чины вне зависимости от вакансий. За проступки по службе и порочащие поступки в личной жизни свитское звание могло быть отнято.

 

В конце павловского царствования генералы Свиты получили золотое, а офицеры — серебряное шитье на груди, воротниках, клапанцах обшлагов и карманных клапанах мундиров. В 1802 г. генерал-адъютантам в дополнение к армейскому мундиру был дан особый свитский мундир темно-зеленого сукна с красным воротником и обшлагами, украшенными золотым шитьем оригинального рисунка, и с аксельбантом на правом плече. Мундир дополнялся белыми панталонами с ботфортами и треугольной шля­пой с белым плюмажем. Генералы, числившиеся по кавалерии, имели мундир белого сукна. У флигель-адъютантов была такая же свитская форма, только с се­ребряным прибором, а шляпа без плюмажа. В 1807 г. все «чины» Свиты получили эполет на левое плечо, а в 1815 г.— эполеты на оба плеча с вензелем импера­тора на них, сохранив аксельбант. Вензель императора на эполетах или погонах свитского или общевойско­вого мундира стал главным отличительным знаком. В 1814—1817 гг. свитский мундир становится одноборт­ным и дополняется белой выпушкой по воротнику, кла­панам обшлагов, бортам и фалдам. В 1844 г. для гене­рал-адъютантов, а в 1847 г. и для флигель-адъютантов вместо шляп были установлены каски с белым султаном. В 1855 г. свитские мундиры стали двубортными. К ним полагались темно-зеленые рейтузы с галунными лампасами, которые в 1873 г. были заменены черными чакчирами с красными двухрядными лампасами. Белые брюки сохранялись лишь для балов. В 1862 г. вместо каски было введено кепи из белого сукна с околышем из галуна и с султаном из белого волоса. В 1873 г. кепи снова заменяется каской, но без султана.

В январе 1882 г. «чины» Свиты получили мундиры нового покроя — с более широкой юбкой и синие ша­ровары с красным двухрядным лампасом, заправляемые в сапоги. Заметным отличием «свитских чинов» стала белая мерлушковая шапка с красным верхом.

Генералы и офицеры казачьих войск, а также адмиралы и офицеры флота в составе Свиты сохраняли свою форму мундира, дополнявшуюся шитьем (у каза­ков) и прочими свитскими атрибутами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.177 (0.009 с.)