Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность методов орд в овд. Классификация, задачи, значение.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод ОРД - это совокупность приемов и способов отдельных оперативно-розыскных действий и ОРМ для достижения задач по предупреждению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести. №1. Сущность оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и значение в борьбе с преступностью. Сущность ОРД с самого начала связывалась с осуществлением обшеуголовного розыска или сыска преступников гласными и, главным образом, негласными методами. Задачи: 1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; 2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;3) добывание информации о событиях или действиях,создающих угрозу гос., военной, экономической или экологической безопасности РФ. Значение заключается в том, чтобы своевременно и правильно были выполнены отдельные следственные действия.
№2. Возникновение и развитие уголовного сыска в России. Уголовный сыск — служба Российской полиции в период времени с 1866 по 1917 годы, в задачу которой входило раскрытие общеуголовных преступлений, проведение дознания по ним, розыск преступников и без вести пропавших. Впервые в российской полиции специализированные подразделения по раскрытию преступлений и проведению дознания были созданы в Петербурге, где в 1866 году была учреждена сыскная полиция при канцелярии обер-полицмейстера. До этого сыскные функции осуществляли судебные следователи и вся полиция в том виде, в котором она существовала на тот момент. Первоначально штат уголовного сыска Санкт-Петербурга был небольшой: отделение насчитывало кроме начальника его помощника, 4 чиновника по особым поручениям, 12 полицейских надзирателей (сыщиков) и 20 вольнонаемных сыщиков (служащих, имеющих гражданские чины). 6 августа 1880 г. в России образовалось новое учреждение - Департамент государственной полиции, ставший высшим органом политической полиции в Российской империи. По существу формирование кадрового состава Департамента полиции началось со времени подписания императором 15 ноября 1880 г. Указа о присоединении Департамента полиции исполнительной к Департаменту и государственной полиции. Развитие уголовного сыска происходило в следущем: 1)создовалась правовая основа (Инструкция чинам сыскных отделений) 2) К отбору кандидатов в сыскную полицию подходили тщательным образом 3)создавались формы и методы работы (Личный сыск: Непосредственный поиск, Наружное наблюдение, Внедрение сотрудника в преступную среду; Работа с техническими средствами; Работа с агентурой; и др.)
№3. Возникновение, развитие и взаимосвязь теории оперативно-розыскной деятельности с криминалистикой, уголовным процессом и другими юридическими дисциплинами. Возникновение оперативно-розыскной деятельности, как и расследования, было обусловлено социальной необходимостью борьбы с преступностью. При этом практическая оперативно-розыскная деятельность появилась несколько раньше следственной.Сущность оперативно-розыскной деятельности с самого начала связывалась с осуществлением общеуголовного розыска или сыска преступников гласными и, главным образом, негласными методами. В наши дни развитие оперативно-розыскной деятельности ставится на научную основу благодаря возникновению особой отрасли научного знания – сыскологии, или межотраслевой системы научных взглядов, идей и представлений (совокупности знаний и концепций) о российской профессиональной сыскной деятельности, ее принципах и практике применения, ее возникновении, современном состоянии, сущности и содержании, тенденциях и перспективах развития, соотношении со смежными объектами научного изучения, а также об аналогах за рубежом. В истории России можно выделить три базовых периода правового регулирования оперативно-розыскной деятельности: 1)Правовая регламентация сыскной работы в Российской Империи (регламентация розыска до преобразований и правовая регламентация розыскной работы со времени Петра I) 2) с момента отказа Временного правительства от нормативных правил розыска царской России и до установления в Советской России собственных нормативно-правовых рамок негласной розыскной работы (март 1917 г. - середина 1918 г.); 3) период современной "смены вех", т.е. период постепенного замещения нормативных актов Советского Союза российскими нормативными актами и, одновременно, регламентация оперативно-розыскной работы не в подзаконных актах, а на уровне законов (август 1991 г. - март 1992 г.). Взаимосвязь:1)уголовный процесс занимает главенствующее положение по отношению к ОРД и выступает в качестве жесткого фильтра информации, которая добыта оперативно-розыскным путем на стадии оперативно-розыскного производства по фактам законспирированных преступлений, совершаемых профессионально, в том числе организованными преступными структурами. В этом случае нормы уголовно-процессуального закона обеспечивают следователю основные полномочия которого предполагают, добывание улик, подтверждающих противоправную деятельность, оценку фактических данных, добытых оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. 2)ОРД и административ. Право-Основные правоотношения в ОРД возникают в связи и по поводу совершения преступления. ОРД призвано регулировать именно такие отношения посредством установления определенных правовых правил (процедур) осуществления оперативно-розыскной деятельности. Естественно, это не характерно для административного права, регулирующих общественные отношения в сфере гос. управления. Характерным для обоих является то обстоятельство, что как административно-процессуальные нормы, так и положения ОРД, могут устанавливаться не только высшими органами гос. власти, но и содержатся в нормативных актах, издаваемых исполнительно-распорядительными органами. 3) ОРД и криминалистика.Неразрывные связи существуют у криминалистики с теорией оперативно-розыскной деятельности, которая возникла и развивалась вначале как часть криминалистики. Эта взаимосвязь выражается в том, что при разработке проблем криминалистической тактики и методики расследования учитываются возможности ОРД, определяемой ее теорией, а при разработке последней – положения и рекомендации криминалистики. Рекомендации криминалистики должны, помимо прочего, способствовать созданию оптимальных условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных со следственными действиями, а рекомендации оперативно-розыскной деятельности – для проведения соответствующих следственных действий.
№4. Правовые основы и принципы оперативно-розыскной деятельности. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Правовая основа ОРД понимается совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Согласно ст. 4 Закона об ОРД такую основу составляют Конституция РФ, Федеральный Закон об ОРД, ФЗ и принятые в соответствии с ними иные НПА федеральных органов гос. власти. Приципы: 1) общеправовые- законности, уважения прав и свобод человека и гражданина 2) специальные- конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств и т.д. Органы осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Лицо, полагающее, что действия органов, привели к нарушению его прав вправе обжаловать прокурору или в суд. Лицо, виновность которого не доказана и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа в судебном порядке, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения гос. тайны. Полученные материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания уничтожаются в течение 6 месяцев.Органам осуществляющим ОРД, запрещается:проводить ОРМ в интересах какой-либо политической партии, принимать участие в работе федер. органов гос. власти,разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, идр.
№4 Контроль и надзор за ОРД. Контроль осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ. Надзор осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры, с требованием представить им оперативно-служебные документы по делу
№6 Структура и содержание Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Структуру ФЗ об ОРД составляют:Преамбула, в которой отражается, что федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории РФ, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ; Глава 1. Общие положения (статьи 1-5). В ней находят нормативное закрепление определение ОРД, ее цели, задачи, принципы и основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД; Глава 2. Проведение оперативно-розыскных мероприятий (статьи 6-12). В ней определяется перечень ОРМ и устанавливается порядок их проведения; Глава 3. Органы, осуществляющие ОРД (статьи 13-16). Здесь дается перечень оперативно-розыскных органов и условия их деятельности; Глава 4. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД (статьи 17-18). Эта глава излагает систему общих предписаний, касающихся оснований и условий привлечения отдельных лиц к участию в ОРД; Глава 5. Финансовое обеспечение ОРД (статья 19). Данной главой регулируется такой вид обеспечения ОРД, как финансирование; Глава 6. Контроль и надзор за осуществлением ОРД (статьи 20-23). В ней излагается система ведомственного, вневедомственного контроля и организации прокурорского надзора за данной деятельностью. Под содержанием ОРД понимается единство всех её составных элементов: цели и задачи, средства и результаты, сам процесс, которые раскрываются в ФЗ об ОРД и законодательных актах.
№7. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Органы внутренних дел Российской Федерации.Органы ФСБ. Федеральных органы гос. охраны. Таможенные органы, Службы внешней разведки, Федеральная служба исполнения наказаний; Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
№8 Аппараты и сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Оперативные подразделения ОВД состоят из штатных сотрудников осуществляющих оперативно-розыскную работу гласно либо негласно в объеме, установленном для них соответствующими ведомственными нормативными актами МВД России. Персонал оперативных подразделений ОВД подразделяется на штатных (кадровых) сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные функции преимущественно легально (гласно), не конспирируя свою принадлежность к ОВД, и оперативных работников, чья принадлежность к правоохранительным органам конспирируется (т.е. их работа осуществляется только негласно). Первые вправе сочетать проведение ОРМ с административно-правовыми, уголовно-процессуальными и другими правовыми действиями, вторые применяют только разведывательные методы по добыванию информации. Кроме того, в зависимости от компетенции оперативные подразделения осуществляют и различные оперативно-служебные задачи. В полном объеме, установленном Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, осуществляют ОРД подразделения и сотрудники: уголовного розыска, по борьбе с экономической, организованной преступностью, с незаконным оборотом наркотиков, с преступлениями в сфере высоких технологий, собственной безопасности, с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте. В неполном объеме, установленном ведомственными нормативными актами МВД России, выполняя по поручению (заданию) подразделений первой группы лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия, осуществляют ОРД подразделения и сотрудники: оперативного поиска, оперативно-технических мероприятий, радиоэлектронной безопасности, Национального центрального бюро Интерпола в России, полиции общественной безопасности
№9. Требования, предъявляемые к сотрудникам оперативных аппаратов органов внутренних дел. Выполнение обязанностей и реализация прав сотрудников оперативных подразделений требуют от них проявления персональных личностных качеств. Психологи совместно со специалистами-практиками выработали психограмму, включающую три основные группы требований к оперативному работнику.: Социально-демографические требования включают в себя половозрастные, образовательные и некоторые другие характеристики оперативного работника. Так, при подборе будущих сотрудников оперативных аппаратов преимущество могут иметь лица мужского пола. Это прежде всего связано с тем, что женщина, чаще всего, не воспринимается способной решать проблемы конфликтного взаимодействия, а также, в силу ее физиологических особенностей, не готовой к значительным трудностям физического характера. Как правило, на оперативную работу принимаются лица в возрасте 25-35 лет. Лица старшего возраста, имеющие опыт оперативной работы, должны выполнять не столько исполнительские, сколько управленческие функции. Из числа претендентов на должность оперативного сотрудника предпочтение должно отдаваться, во-первых, местным жителям которые хорошо знают специфику конкретного; во-вторых, тем, кто отслужил в армии; в-третьих, лицам, имеющим диплом об окончании юридического учебного заведения либо прошедшим специальную подготовку. Медико-биологические требования. Претендетов заставляет регулировать свои физические возможности путем специальных тренировок, Поэтому серьезное внимание при приеме на работу в милицию, а тем более в оперативные аппараты, должно уделяться не просто медицинскому отбору, а специальным психофизическим исследованиям кандидатов. Психофизические и психологические требования. Основное внимание здесь должно уделяться психологическим особенностям личности кандидата. К ним относятся особенности сенсорной, мыслительной, моторной деятельности, а также особенности памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
№10 Социальная и правовая защита должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят. Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц за некоторых исключением (ФЗ). Должностное лицо подчиняется только начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, обязано руководствоваться законом. При защите жизни и здоровья граждан, и др. допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа. Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность специальных заданий в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
№11. Роль экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Внешние функции определяют роль ЭКП в совместной деятельности ОВД, место среди них, а также в системе судебно-экспертных учреждений (СЭУ) страны, возможности ЭКП в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений. К внешним относятся следующие функции: 1)оперативно-организационные – организация применения сотрудниками ЭКП экспертно-криминалистических методов и средств при их участии в собирании исследовании применении доказательств в текущей работе органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений; 2)нормативно-правовые – подготовка предложений и проектов нормативных документов по регламентации применения 3)научно-исследовательские – исследование состояния, положительного опыта, закономерностей, тенденций, разработка концепций, предложений, рекомендаций о мерах по оптимизации применения экспертно-криминалистическими подразделениями по стране, разработка, издание научных. 4)организационно-методические по стране и регионам и регионам– разработка мер и работа по упорядочению и повышению эффективности деятельности ОВД 5)пропагандистские – организация и проведение мероприятий по воздействию на общественное мнение, в целях создания позитивного отношения -подготовка публикаций, кинофильмов, использование СМИ, и тд.
№12 Назначение, порядок подбора и оформления внештатных сотрудников. Направления и пределы их использования в оперативно-розыскной деятельности.
Внештатные сотрудники подбираются на строго добровольных началах и в индивидуальном порядке, как правило, из пенсионеров - бывших работников ОВД, федеральных органов гос.безопасности, юстиции, прокуратуры и военнослужащих, проживающих на территории, обслуживаемой соответствующим органом внутренних дел. Подбор внештатных сотрудников осуществляют руководители полиции. Лицо, подобранное в качестве кандидата во внештатные сотрудники, тщательно изучается. О результатах изучения докладывается рапортом руководству соответствующего органа внутренних дел о возможности либо невозможности его оформления в качестве внештатного сотрудника милиции. К рапорту прилагаются: личное заявление кандидата с автобиография, фотографии и др. сведения. Пенсионеры ОВД, федеральных органов гос. безопасности, и др. ведомст могут не проверяться, если со дня их увольнения на пенсию прошло менее года. Зачисление внештатных сотрудников производится приказом начальника. После зачисления внештатному сотруднику выдается под расписку удостоверение установленного образца, На каждого внештатного сотрудника заводится учетная карточка которая хранится в порядке, предусмотренном для информации, содержащей служебную тайну. Сотрудникам полиции запрещается: - Поручать внештатным сотрудникам самостоятельное производство процессуальных и других действий, оперативно - розыскных мероприятий, составляющих исключительную компетенцию работников милиции.Привлекать внештатных сотрудников к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для их личной безопасности. Знакомить внештатных сотрудников с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.
№13 Понятие оперативно-розыскной информации, ее классификация и значение для решения задач борьбы с преступностью. это сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, могущие стать доказательствами или способствующие их получению и используемая в предупреждении преступлений, а также иные данные, используемые в организации и тактике деятельности оперативно-розыскных аппаратов. В литературе имеется множество классификаций оперативно-розыскной информации. Так, одни ученые считают, что информацию, полученную в ходе оперативно-розыскной деятельности, можно разделить на следующие группы:1. Сведения, непосредственно указывающие на фактические данные, которые, затем, будучи собраны и закреплены процессуальными средствами, могут служить судебными доказательствами. 2. Сообщения, которые не содержат конкретных сведений об источниках доказательств и путях их отыскивания, но освещают событие преступления, отдельные обстоятельства, ограничивающие круг лиц, подозреваемых в совершении преступления. И есть еще одна группа: «... материалы, которые возникают в результате оперативно-розыскных мероприятий и являются как бы продуктом этой деятельности. Подобные материалы полезны не столько сами по себе, сколько своими указаниями на объективно существующие доказательства, которые подлежат собиранию процессуальными средствами»
№14 Сущность, значение и система оперативно-розыскных мероприятий. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан и условия их проведения. ОРМ — это составная часть ОРД, сведения об организации и тактике которой составляют гос. тайну. Сущность состоит в собирании информации о различных сторонах познаваемого объекта Система, предназначенная для оперативного контроля соединений заранее выбранных абонентских номеров или соединений, проходящих по линиям и каналам, из удаленного пункта управления правоохранительных органов, при взаимодействии этого пункта с оборудованием станции сети связи Под условиями проведения ОРМ понимают совокупность принципов и правил, обеспечивающих корректирование, с одной стороны, - личности, имеющей право на тайну личной жизни, а с другой общества и государства, заинтересованных в эффективной борьбе с преступностью, своевременном выявлении, предупреждении и пресечении тяжких и особо тяжких преступлений, угроз интересов В соответствии с оперативно - розыскным законодательством не является препятствием для проведения ОРМ гражданство, национальность, пол, место жительства, должностное и социальное положение лица, его принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения Основания: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) ставшие известными органам, сведения: о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, о лицах, скрывающихся от органов дознания, о безвестном отсутствии граждан 3) поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве; 4) запросы других органов, 5) запросы международных правоохранительных организаций Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие закрепленные в ст. 23 Конституции права граждан, допускаются лишь на основании судебного решения, но и устанавливает условия, когда такое судебное решение может быть принято. Эти условия связаны с наличием информации: 1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; 2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; 3) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ
№15 Понятие, значение проверочной закупки и сбора образцов для сравнительного исследования.
Проверочная закупка - это совершение мнимой сделки купли-продажи с лицом, заподозренным в противоправной деятельности с целью установления фактов и способов противоправной деятельности, их участников и других обстоятельств для использования информации в ходе решения задач ОРД. Сбор образцов для сравнительного исследования - это действия, направленные на получение различных объектов для распознания и идентификации с имеющимися аналогами, а также установления признаков преступной деятельности.
№16 Порядок проведения исследования предметов и документов. Отличие исследования от экспертизы. Исследование предметов и документов - ОРМ, заключающееся в изучении предметов и документов лицом, обладающим специальными познаниями, с целью проверки, не являются ли исследуемые предметы и документы средствами или орудиями преступления, а также с целью выявления их особенностей и признаков для решения задач ОРД. Исследование предметов и документов проводится в случаях, когда требуются специальные познания, которыми оперативный сотрудник не обладает. Предметами являются объекты материального мира. Изучение предметов включает в себя: 1) идентификацию исследуемого предмета с предметами, информация о которых уже имеется (например, следы пальцев рук, пули, гильзы, выделения человека); 2) выявление принадлежности к объекту, частью которого исследуемый предмет являлся (сломанные вещи, порванная одежда, обрывки бумаги и др.). Разница в том, что исследование проводится до возбуждения уголовного дела, при проведении доследственной проверки, а экспертиза проводится по постановлению следователя, который расследует уже возбужденное дело. Самое большое отличие исследования от экспертизы заключается в том, что при проведении экспертизы, эксперт предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомого ложного вывода и расписуется за это, а в исследовании такого нет. Если же судить чисто по содержанию то исследование от экспертизы,как правило, ничем не отличается.
№17 Порядок проведения отождествления личности, его отличие от опознания. Сущность, субъекты применения и значение личного сыска в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Отождествление личности может проводиться как в естественных так и искусственно создаваемых условиях. При осуществлении этого мероприятия запрещается: 1)оказывать воздействие на участников данного мероприятия и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка; 2)совершать действия, исключающие в дальнейшем процессуальное оформление опознания; 3) привлекать к мероприятию граждан, физические и психические качества которых заведомо ставят под сомнение его результаты. Отождествление личности может производиться с использованием служебно-розыскной собаки по имеющимся запаховым следам в порядке, предусмотренном ведомственными норм.актами, внешности, голосу, запаху, другим данным. Отождествление личности – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в опознании лица, подозреваемого в совершении преступления, по его индивидуальным признакам. Опознание - это следственное действие, состоящее в предъявлении ранее допрошенному лицу человека или иного объекта с целью отождествления по мысленному образу, сохранившемуся в сознании в результате наблюдения этого человека или объекта при обстоятельствах, связанных с расследуемым событием. Основная задача этого следственного действия состоит в установлении того, является ли наблюдаемый объект тем самым, который ранее наблюдал опознающий Сущность личного сыска заключается в негласном непосредственном распознании лиц, фактов и предметов, представляющих оперативный интерес, путем применения комплекса различных оперативно-розыскных мероприятий в целях предупреждения, раскрытия преступлений и розыска преступников. Субъектами личного сыска могут выступать не только оперативные работники, но и гласные сотрудники любых других служб органов внутренних дел, по указанию их руководителей. Значение личного сыска:1) Предупреждение преступлений 2) Выявление, преследование, задержание преступника по "горячим следам" 3) Выявление лиц, готовящихся совершить, совершающих или ранее совершивших преступления 4) Обнаружение похищенного имущества. Хотя применение личного сыска во многом зависит от личных качеств сотрудника полиции, одним из основных условий их применения является соблюдение законности. Нет закона, регламентирующего личный сыск, но при обращении с гражданами, пресечении преступлений, задержании преступников и доставлении их в ОВД сотрудник полиции обязан руководствоваться положениями закона.
№18 Правовое регулирование использования информационно-технических средств в оперативно-розыскной деятельности. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде. Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим ФЗ физическими и юридическими лицами. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Результаты ОРД, представляемые органу дознания, следователю, прокурору или в суд, должны отвечать следующим требованиям: 1)сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности; 2) результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, 3)результаты должны содержать сведения о лицах, 4)результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны удовлетворять требованиям уголовно-процессуального законодательства,
№19 Экспертно-криминалистические коллекции и картотеки. предназначены для обеспечения раскрытия и предупреждения преступлений. Они ведутся в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ и включают: 1) коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений, и утраченного (похищенного) оружия (пулегильзотеки); 2) картотеки поддельных денег и ценных бумаг; 3) картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом; 4) фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес.
№20 Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и требования, предъявляемые к ним. Результаты это оперативно-розыскные данные (информация, сведения), полученные в процессе использования сил, средств и оперативно-розыскных мероприятий (действий) в сфере и инфраструктуре преступности, т.е. фактические данные, устанавливающие обстоятельства, связанные с подготавливаемым или совершенным преступлением, розыском лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
№21 Порядок представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Представление результатов включает в себя: а) вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд; б) вынесение при необходимости постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну; в) оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.). Представление оперативными подразделениями результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, и означает передачу конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, либо представляются в соответствии с законом «О государственной тайне». Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия. В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОPM. Форма представления результатов ОРД: в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.
№22 Понятие и основные элементы организации оперативно-розыскной деятельности. Организация оперативно-розыскной деятельности - это комплекс мер(распорядительные, научно-методические, материально-технические и др.), направленных на подготовку, обеспечение и проведение конкретных оперативно-розыскных мероприятий и действий органов, осуществляющих ОРД. Основные элементы: изучение и оценка оперативной обстановки; планирование ОРД; расстановка сил и средств; взаимодействие оперативных аппаратов между собой, а также с другими службами и подразделениями ОВД и другими правоохранительными органами; использование помощи общественности; учет, контроль и оценка результатов деятельности оперативных аппаратов ОВД; значение организации ОРД ОВД в борьбе с преступностью.
№23 Понятие и элементы оперативной обстановки, ее изучение и оценка. Понятие, виды и формы взаимодействия. Оперативная обстановка – это совокупность поведенческих актов, имеющих значение для раскрытия конкретных преступлений в определенной местности за определенный период. Изучение оперативной обстановки - непременное условие правильного планирования и организации контрразведывательной деятельности. Оно позволяет заранее знать, что прямо или косвенно угрожает интересам государства и каковы те благоприятные обстоятельства, которые могут быть использованы для достижения успеха в борьбе. Особенно большое значение имеет при этом получение наиболее полных и объективных данных о противнике. Оперативная обстановка складывается из таких основных элементов: географические и социально-экономические особенности территории, обслуживаемой ОВД; состояние преступности и общественного порядка; состояние сил и средств борьбы с преступностью и охраны общественного порядка и результативность их использования. Оценка оперативной обстановки - это процесс, осуществляемый путем классификации, анализа, обобщения и прогнозирования оперативной информации. Без этого оперативник определить главное в работе, правильно спланировать и выбрать наиболее Эффективные формы ее осуществления. Взаимодействие - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи Виды взаимодействия самые разные – обмен информацией, совместные контрольные и оперативно-розыскные мероприятия, создание рабочих групп, проведение коллегий и совещаний. Формы взаимодействия обусловлены, главным образом, объемом и содержанием следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Они, в свою очередь, определяют длительность и содержание взаимодействия: оно может быть длительным, то есть в течение всего периода деятельности. Формы взаимодействия дознавателей и оперативных работников: 1)Совместное планирование по делу следственных действий 2)Согласование работы при планировании расследования по делу. 3)Ознакомление дознавателей с оперативными материалами до возбуждения уголовного дела. 4. Взаимный обмен информацией о результатах 5. Информирование о полученных данных в одностороннем порядке. 6. Совместный анал
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 4199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.80 (0.014 с.) |