Исполняющий нужды (кази ль-хаджат) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполняющий нужды (кази ль-хаджат)



«Исполняющий» (кази) – имя, производное от «каза». И значение «каза» от Аллаха имеет три значения. Первое – решение и принуждение. Говорят: «Судья решил (каза) о таком-то так-то», то есть – вынес о нем такое-то решение и принудил его к исполнению этого. И таково Его слово, велик Он и свят: «Твой Господь решил (каза), чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него» (17: 23). Второе значение этого – известие. И таково Его слово: «Мы постановили (казайна) для сынов Исраила в Писании» (17: 4), то есть: известили их об этом через их Пророка (А). Третье значение этого – исполнение. Таково Его слово, велик Он и свят: «И установил Он из них семь небес в два дня» (41: 12). Сюда же относятся слова людей: «Такой-то исполнил мои нужды», то есть: выполнил то, о чем я просил его.

 

Славный (маджид)

Славный (маджид) имеет значение: «Знатный», «Величественный». И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Это – славный Коран» (85: 21), то есть – знатный, величественный Коран. «Слава» в языке есть «приобретение почести». Второе значение этого слова в том, что Он есть Тот, Кого прославляют творения.

 

Покровитель (мауля)

Значение «Покровителя» (мауля) – «Помощник, помогающий верующим». Он взял на Себя помощь им против их врагов и взял на Себя их награду и их наделение. Опекуном (вали) ребенка называется тот, кто взял на себя улучшение его состояния, и Аллах – опекун (вали) верующих, их покровитель и помощник.

Также у «покровителя» есть другое значение: повелитель. И таково слово Посланника (С): «Кому я повелитель (мауля), тому и Али повелитель».

 

Дарующий (маннан)

Значение «Дарующего» (маннан) – Наделяющий, Дающий блага. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Даруй (фамнун) или удерживай без расчета!» (38: 39), и слово Его: «И не даруй (ла тамнун), стремясь к большему!» (74: 6).

 

Объемлющий (мухит)

Объемляющий (мухит) в том значении, что Он объемлет все вещи и знает их. Тот, Кто охватил Свои знанием все вещи, и Его знание достигает до их пределов, тем самым объял их. И это – в переносном смысле, потому что в действительности бывает так, что большое тело объемлет тело малое, как дома объемлет тех, кто находится в нем, или городские стены объемлют город.

 

Ясный (мубин)

Ясный (мубин) имеет значение «Явный» (захир) и «Очевидный своей мудростью». Он называется так потому, что разъяснил Свои знамения и проявления Своей силы.

 

Хранящий (мукит)

Хранящий (мукит) имеет значение: Хранитель (хафиз), Смотрящий.

 

Формирующий (мусаввир)

Формирующий (мусаввир) – имя, производное от «формирования» (тасвир). Он формирует облики в матках матерей, как желает, и Он – формирующий все формы (мусаввиру кулли суратин), и Он – Творец всего формирующего. Сам же Аллах – велик Он и свят! – не имеет ни облика, ни органов тела, ни пределов, ни измерений, и не постигается Он мыслями. Однако же Он постигается через Его знамения (аят) и доказывается через Его признаки (‘аламат) и доводы, и через них Он становится очевидным, и описывается Он через величие, славу, силу и великолепие, ибо нет подобного Ему среди Его творения, и нет Ему равного среди Его создания.

 

Щедрый (карим) [151]

Значение «Щедрого» (карим) – величественный. И таково слово Аллаха, велик Он и свят: «Это – щедрый Коран» (56: 77), и Его слово: «Вкушай, ведь ты - великий, щедрый!» (44: 49). И второе значение этого: что Он – Дарующий.

 

Великий (кабир)

Великий (кабир): Господин (сейид). О господине среди людей говорят: «Он великий среди них».

 

Достаточный (кафи)

Достаточный (кафи) – имя, производное от «достаточности» (кифайа). Для каждого, кто полагается на Аллаха, Его достаточно, и он не прибегает к другому.

 

Устраняющий зло (кашифу зурр)

«Устраняющий» (кашиф) значит «избавляющий». Он отвечает притесненному, когда тот взывает к Нему, и устраняет зло.

 

Единственный (ватр)

«Единственный» (ватр) значит «единичный». Обо всякой вещи, которая существует в единичном виде, говорят: «единственный».

 

Свет (нур)

Свет (нур) – его значение: Освещающий (мунир). И таково слово Его, велик Он и свят: «Аллах – свет небес и земли» (24: 35), то есть: Освещающий их, Повелевающий им и Ведущий их по пути. Они ведомы Им по пути их блага, как бывают ведомы светом и сиянием. И это – в переносном смысле, потому что свет есть сияние, но Аллах – велик Он и свят! – превыше такого великим вознесением. Ибо света сотворены и преходящи, а Тот, Кто сотворил их, вечен, и ничто не подобно Ему. Точно так же в переносном смысле говорят, что Коран есть свет, потому что люди руководствуются им в своей религии, как руководствуются светом, когда идут по дороге. И в этом же значение слов, что Пророк (С) есть освещающий.

 

Вседарящий (ваххаб)

Значение «Вседарящего» (ваххаб) понятно. Он дарует Своим рабам, что пожелает, и наделяет их тем, чем пожелает. И таково Его слово, велик Он и свят: «Он творит, что хочет; дарует, кому пожелает, женское поколение и дает, кому пожелает, мужское» (42: 49).

 

Помогающий (насир)

Помогающий (насир) – Оказывающий наилучшую помощь.

 

Обширный (васи‘)

Обширный (васи‘) в значении: Богатый (гани), и обширность (са‘т) значит «богатство» (гина). «Такой-то дает от своей обширности (са‘т)» - то есть: от своего богатства.

 

Любящий (вадуд)

Вадуд в значении «Любящий» и «Любимый».

 

Ведущий по пути (хади)

«Ведущий по пути» (хади) используется в том значении, что Он ведет рабов по пути Истины. И прямое руководство (худа) имеет три значения. Первое – указание всем рабам на их религию. Второе – вера (иман), и вера есть прямое руководство от Аллаха, велик Он и свят, как и милость от Него. Третье – спасение (наджат). Аллах разъяснил, что Он будет вести верующих после их смерти, и сказал: «А те, которые убиты на пути Аллаха, - никогда Он не собьет с пути их деяний: Он поведет их и сохранит в порядке их состояние» (47: 5). Прямое руководство (худа) после смерти означает не что иное, как награду и спасение. И таково же Его слово, велик Он и свят: «Поистине, те, которые уверовали и творили благое, - Господь их поведет их по их вере» (10: 9). Прямое руководство противоположно заблуждению, каковое есть воздаяние неверным (кафир). Аллах сказал, велик Он и свят: «Аллах сбивает с пути несправедливых» (14: 27), то есть: уничтожает их и карает. И таково же Его слово: «Он направит в заблуждение дела их» (47: 1), то есть: уничтожит и расстроит их дела за их неверие.

 

Верный (вафи)

Верный (вафи) в значении: верен Своему обещанию и их обещанию. И говорят: «Кад вафайта би ‘ахдика», то есть: «Ты остался верен своему обещанию и исполнил его».

 

Защитник (вакиль)

Защитник (вакиль) в значении: «Попечитель», то есть – Хранящий нас. И таково значение «вакил я» среди людей (доверенное лицо, сохраняющее имущество). Второе значение этого: Он есть Тот, на Кого полагаются и к Кому прибегают. И «таваккуль» имеет значение прибегания к Аллаху и полагания на Него.

 

Наследующий (варис)

Значение «Наследующего» (варис) в том, что всякий, кому Аллах вручил во владение что-то, умрет, и то, чем он владел, останется во владении Аллаха, велик Он и свят.

 

Честный (барр)

Честный (барр) в значении: «Правдивый» (садик). Говорят: «Садака фелану ва барра», то есть – «такой-то сказал правду и был честным».

 

Воскрешающий (ба‘ис)

Значение «Воскрешающего» (ба‘ис) в том, что Он воскресит тех, кто в могилах, и оживит их, и соберет для воздаяния и новой жизни.

 

Обращающийся (тавваб)

Обращающийся (тавваб) в том значении, что Он принимает покаяния (тауба) и прощает грехи, если раб обращается (таба) к Нему. Говорят: «таба Аллаху ‘алейхи», то есть: принял его покаяние.

 

Славный (джалиль)

Славный (джалиль) в значении: «Господин» (сейид). О господине людей говорят: «Он славный и великий среди них». Прославилась слава Аллаха(джалла джалалу Ллахи), и Он – Славный, Обладатель славы и щедрости. И говорят: «Такой-то прославился (джалла) в моих глазах», то есть: «стал великим».

 

Щедрый (джавад)

Щедрый (джавад) в значении: «Дарующий блага и щедроты» (мухсин ва мун‘им), и Он – Щедрый в благах и дарах.

 

Сведующий (хабир)

Сведующий (хабир) в значении: «Знающий» (алим). И «осведомленность» (хубр) в языке означает знание о чем-то. Говорят: «Я осведомлен о нем», то есть: «У меня есть знание о нем».

 

Творец (халик)

Он - Творец (халик) в том значении, что Он сотворил все творения. И основа этого слова в языке: измерение. Арабы говорят: «Я одержал верх, когда соразмерил (халакту)». Наши Имамы (А) сказали, что деяния человека сотворены, но творением упорядочения (хальк такдирин), а не бытийным творением (хальк таквинин). Когда Иса (А) творил из глины подобие птиц, он также творил их творением упорядочения, тогда как в действительности Творцом птиц является лишь Аллах, велик Он и свят.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.019 с.)