Понятие и система криминалистического оружиеведения. Признаки и классификация огнестрельного, метательного и холодного оружия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и система криминалистического оружиеведения. Признаки и классификация огнестрельного, метательного и холодного оружия.



Криминалистическое оружиеведение – это система научных положений и разрабатываемых на их основе средств и методов обнаружения, осмотра, изъятия и криминалистического исследования огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и следов их применения в целях раскрытия и расследования преступлений.

Классификация стрелкового огнестрельного оружия:

по способу управления и удержания: пистолет, револьвер, пистолет–пулемет, винтовка и ружье, снайперская винтовка, карабин, автомат, ручной пулемет, станковый пулемет, авиационный пулемет; танковый пулемет,

· по количеству стволов: одноствольное, двуствольное, многоствольное;

· по конструктивным особенностям ствола: нарезное, гладкоствольное, комбинированное;

· по характеру стрельбы: одиночного огня, непрерывного огня, серийного огня, комбинированного огня;

· по обслуживанию в бою: индивидуальное, групповое;

· по степени автоматизации: неавтоматическое, самозарядное, автоматическое;

· по количеству зарядов: однозарядное, многозарядное;

· по характеру снаряда: пулевое, дробовое, пуледробовое;

· по расположению стволов: с горизонтальными стволами, с вертикальными стволами;

· по калибру: малокалиберное, нормального калибра, крупнокалиберное.

Классификация холодного оружия:

· по специальному целевому назначению: боевое (воинское, полицейское–милицейское), служебное, гражданское (охотничье, самообороны);

· по способу изготовления: заводское, кустарное, самодельное, переделанное;

· по способу (принципу) действия: колющее (шпаги, стилеты, кортики, штыки игольчатые, пички), колюще–режущее (ножи, кинжалы, штыки ножевые), рубяще–режущие (сабли, боевые топоры), колющее и рубяще–режущее (шашки, тесаки, ятаганы, палаши (мечи), штыки–тесаки, крупные кинжалы), ударно–раздробляющие (наладонники, булавы, дубинки, кастеты, кистени, битки, нунчаку);

· по конструктивному устройству: клинковое, неклинковое.

Особо выделяется холодное метательное оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека (метательные ножи, топоры, дротики, копья, бумеранги, сурикены и т.п.) либо механического устройства (лук, арбалет).

Способы обнаружения, фиксации и изъятия огнестрельного оружия, пуль и гильз, обнаруженных на месте происшествия.

 

16. Следы выстрела, их значение, способы обнаружения, фиксации и изъ­ятия.

Следы выстрела – отображения действия выстрела из огнестрельного оружия на пораженном объекте в виде механических повреждений (пробоин, разрывов) его материала (вещества), опаления материала объекта дульным пламенем, внедрения (отложения) микроскопических частиц продуктов выстрела в (на) материал объекта.

 

17. Признаки письменной речи и почерка, их криминалистическое значе­ние, возможности их исследования в процессе раскрытия и расследования преступлений.

Криминалистическое исследование письма – это система научных положений и разрабатываемых на их основе средств и методов установления лица, написавшего текст или исполнившего подпись .

Идентификационные признаки письма:

§ признаки письменной речи:

· характеризующие языковые навыки:

стилистические: применяемый язык; манера изложения; построение рукописи;

лексические: общий словарный запас; особенности словарного запаса;

грамматические: общий уровень грамотности; характер ошибок;

· характеризующие интеллектуальные навыки:

характер восприятия действительности;

характер воспроизведения воспринятого;

степень владения логическими средствами;

§ признаки почерка:

· общие (особенности системы движений в целом):

выработанность – способность к скорописи, непринужденность движений, их координация (различают высоковыработанный, средневыработанный, маловыработанный почерки);

связность – способность выполнить определенное количество знаков без отрыва пишущего прибора от бумаги (различают высокую связность /более 5 букв/, среднюю /3–4 буквы/, низкую /менее 3 букв/);

общая форма и направление движений – преобладающая форма движений в почерке пишущего (различают: прямолинейно-угловатый и округлый почерки);

размер – протяженность движения руки пишущего по вертикали, т.е. высота букв (различают крупный почерк, когда величина вертикальных штрихов превышает 5 мм, средний /2–5 мм/, мелкий /менее 2 мм/);

разгон – отношение ширины букв и расстояния между ними к их высоте (различают размашистый почерк /когда ширина больше высоты букв и расстояния между ними/, средний /высота равна ширине/, сжатый /высота больше ширины/);

сложность – стремление к усложнению написания отдельных знаков, исполнению лишних движений (различают усложненный, упрощенный и простой почерки);

наклон – отклонение продольных осей большинства письменных знаков от вертикали (различают правонаклонный, вертикальный и левонаклонный почерки);

· частные – особенности движений при написании отдельных букв, соединений, частей букв; система мелких автоматизированных движений, устойчивая для данного лица.

 

18. Понятие, задачи, виды и методы технико-криминалистического иссле­дования документов. Общие правила осмотра документов.

Технико-криминалистическое исследование документов – это система научных положений и разрабатываемых на их основе средств и методов исследования документов в целях раскрытия и расследования преступлений.

Задачей технико-криминалистического исследования является установление существенных для расследования обстоятельств и способов изготовления документа, а также изменения и восстановления его первоначального содержания.

Возможности технико-криминалистического исследования документов:

· идентификационные:

идентификация печати, штампа по их оттискам;

идентификация целого документа по частям;

идентификация конкретных технических средств, использованных для изготовления документов либо их фрагментов (пишущих машин, множительной техники, кассовых аппаратов, компостеров и т.п.);

идентификация материалов (бумаги, картона, пасты для шариковых ручек, чернил, красителей и т.п.), использованных при изготовлении документа;

· неидентификационные:

установление материалов документа, в т.ч. групповой принадлежности материалов письма;

установление способа изготовления документа и его отдельных элементов;

выявление и восстановление слабовидимых и невидимых записей, неразборчивых оттисков;

определение факта и способа внесения изменений в содержание документа (подчистки, дописки, травления и др.);

определение сроков давности изготовления документа и записей в нем.

 

19. Понятие и возможности криминалистического учения о внешнем об­лике человека.

Криминалистическое учение о внешнем облике человека (габитоскопия) – это система научных положений и разрабатываемых на их основе средств и методов собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека в целях раскрытия и расследования преступлений.

Внешний облик человека – это его телосложение, конституция, осанка, т.е. воспринимаемые зрительные внешние данные.

Свойства внешнего облика человека, позволяющие проводить идентификационные исследования: индивидуальность, относительная устойчивость (неизменяемость).

Сущность идентификационного исследования внешнего облика человека – сравнение (сопоставление) внешнеповеденческих признаков ранее виденного человека с внешнеповеденческими признаками конкретного наблюдаемого лица или отображением его внешнего облика; сравнение между собой признаков человека, зафиксированных на различных материальных объектах (фотографических снимках лица, скульптурных, прижизненных и посмертных масках и др.).

Основные сферы использования (возможности) габитоскопии:

· составление композиционных портретов, розыск и задержание неустановленных преступников;

· розыск и задержание лиц, скрывающихся от следствия и суда; бежавших из исправительно-трудовых учреждений;

· организация учетов без вести пропавших лиц и неопознанных трупов;

· проверка документов, удостоверяющих личность;

· установление тождества человека по фотоизображениям;

· предъявление для опознания живых лиц и трупов;

· освидетельствование;

· восстановление прижизненного облика по костным останкам.

Возможности портретной криминалистической экспертизы:

· отождествление личности по фотоизображениям;

· установление, одно и то же лицо или разные лица изображены на различных фотоснимках;

· установление, одному или разным людям принадлежат части головы (лица, тела), изображенные на фотоснимках;

· установление, в одном или разных возрастах сфотографирован человек на исследуемых снимках;

· установление, в одной и той же или разной одежде сфотографированы лица на представленных снимках.

 

20. Классификация элементов и признаков внешнего облика человека. Описание признаков внешнего облика человека по методу "словесного порт­рета".

Элементы внешнего облика человека – это его отдельные анатомические органы и области в целом, а также их части (голова, туловище, лицо, подбородок и др.), функциональные проявления (мимика, жестикуляция, походка), предметы одежды и отдельные вещи.

Общие элементы внешности – элементы, характеризующие тело человека или какую-то его часть в целом, наиболее заметные (например, величина глаз);

Частные элементы внешности – это отдельные части общих элементов, их детали (например, углы глаз, верхнее и нижнее веки).

Внешнеповеденческие признаки – это система признаков внешности человека (анатомических, функциональных), речевых свойств, эмоциональных признаков, выраженных индивидуально-типологических особенностей (темперамент, характер).

Признаки внешнего облика – это сведения, характеризующие элементы внешности человека:

· анатомические – это признаки внешнего облика человека в целом и отдельных его частей и элементов с точки зрения размеров, формы, положения и других параметров (например, рост: высокий, средний, низкий; лицо: узкое, широкое, среднее, овальное, круглое);

· функциональные – это признаки внешнего облика человека, проявляющиеся в процессе его жизнедеятельности в форме привычных для него движений и положений тела и отдельных элементов (например, особенности походки – шатающаяся, вразвалку; манеры – приглаживать усы, бороду, волосы, потирать руки, спинку носа и т.п.);

· приметы одежды и других предметов – это особенности носимых предметов (кольца, трость, очки и др.).

Особые и броские приметы – это приметы, составляющие специальную с точки зрения ее криминалистической значимости группу анатомических и функциональных признаков.

Особые приметы – это редко встречающиеся внешние признаки, представляющие собой врожденные или приобретенные отклонения от нормального морфологического строения (аномалии): укороченные руки, ноги, сросшиеся пальцы, следы оспы, хирургических швов, татуировок и др.

Броские приметы – это редко встречающиеся, легко обнаруживаемые и запоминающиеся признаки внешности, расположенные на открытых элементах тела человека (например большие родимые пятна и т.п.);

Словесный портрет – метод описания внешности человека в целях его идентификации по внешним признакам.

Правила описания внешних признаков человека:

* соблюдение последовательности в описании по принципу «от общего к частному»: а) описание анатомических признаков; б) функциональных признаков; в) особых и броских примет; г) косвенных признаков;

* использование полного описания внешних признаков человека, но без излишней детализации; при определении объема признаков учитывание назначения описания и условия, при которых оно будет использоваться;

* применение специальной терминологии для характеристики внешнего облика человека (в целях единообразия), исключение из описания неясных и расплывчатых терминов («туманные глаза», «подозрительный взгляд» и т.п.);

* описание анатомических признаков в двух положениях – анфас и профиль;

* описание в отношении каждого признака следующих факторов:

форма (определяется в соответствии с общепринятыми начертаниями – круглая, овальная, прямоугольная, треугольная, выпуклая, вогнутая, извилистая и т.п. – илиформой естественных предметов – миндалевидная, куполообразная и т.п.);

величина (количественная характеристика элементов внешности, в том числе и размеров: глубина, высота, ширина, длина, выступание и т.п.; выражается в таких терминах, как малой, средней величины, большой, высокий, низкий, широкий, узкий и т.п. /при экспертной идентификации некоторые размеры выражаются в абсолютных единицах измерения/);

положение (размещение элементов внешности относительно вертикальной или горизонтальной плоскости, а также их взаимное расположение; выражается в таких терминах, как горизонтальное, вертикальное, косовнутреннее, косонаружное, приподнятое, опущенное, выступающее, втянутое и т.п.);

цвет (спектральная характеристика элементов внешности: волос, кожи, глаз и т.д.; выражается в общеупотребительных терминах или путем сопоставления с цветными шкалами);

количество (параметр, характеризующийся одноименными элементами внешности, число которых непостоянно: родинки, бородавки и т.п.).

Описание функциональных признаков человека:

походка – это совокупность привычных автоматических движений при ходьбе (медленная, быстрая, легкая, тяжелая, шатающаяся, вразвалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющая, с узким или широким расставлением ступней ног, параллельно или под углом к линии ходьбы) с учетом особенностей положения рук (размахивает, держит опущенными);

жестикуляция – это совокупность движений (в основном рук), возникающих при разговорной речи и усиливающих ее выразительность; может различаться по характеру движений, содержанию и степени их выразительности (указательная, изобразительная, оживленная, сдержанная и т.п.);

осанка – это привычное для данного человека положение туловища и головы (осанка прямая, сутулая, сгорбленная, с прямым положением головы, с наклоном головы вперед или назад, вправо или влево);

мимика – это привычное для данного человека движение мышц лица (маловыразительная, развитая; прищуривание глаз, приоткрывание рта, приподнятие бровей, закусывание губ и т.п.);

голос – это функциональный признак, характеризующийся силой (слабый, средней силы, сильный), тембром (бас, баритон, тенор, альт, дискант), чистотой (чистый, хриплый, глухой, сиплый);

речь – функциональный признак, характеризующийся дефектами произношения (картавость, шепелявость, косноязычие, гнусавость и т.п.), местными выговорами (оканье, аканье), засоренностью («значит», «вот», «так сказать» и т.п.), темпом (быстрая, медленная, спокойная, возбужденная, отрывистая).

манеры (привычки) – это особенности поведения конкретного человека, выражающиеся в однообразном выполнении им определенных действий (покашливание, смех и т.п.; привычка держать руки за спиной, на груди, переступать с ноги на ногу и т.п.).

Особенности описания особых и броских примет:

· описание проводить как можно подробнее и точнее;

· в отношении каждой из примет указывать: месторасположение, направление, степень выраженности, форму, размер, цвет, характер поверхности (в отдельных случаях);

· описать содержание татуировок.

Особенности описания одежды и других носильных вещей:

· указывать название, вид, фасон, покрой, наименование материала, цвет, рисунок, выработку, а также признаки, возникшие в результате ношения и ремонта (пятна, потертости, швы, набойки и т.п.).

· описывать манеру носки человеком одежды, соответствие ее его росту и телосложению («мешком», «не по плечу» и т.п.);

· учитывать, что отдельные из рассматриваемых примет могут быть умышленно заменены (или подброшены) на месте происшествия с тем, чтобы направить следствие по ложному пути.

 

21. Субъективный портрет: методы составления и возможности использо­вания в раскрытии и расследовании преступлений.

Субъективный портрет – это изображение лица, в той или иной степени соответствующее представлению очевидца о внешнем облике изображенного, изготовленное на основании специальных методик и с помощью соответствующих технических средств.

В современной криминалистической практике наибольшее распространение получили следующие разновидности субъективных портретов: рисованные, рисованно-композиционные, фотокомпозиционные.

В качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые профессиональными художниками со слов очевидцев – свидетелей и потерпевших.

Рисованно-композиционные портреты составляются из заранее заготовленных стандартных, типизированных рисунков элементов лица, собранных в специальных комплектах. Рисунки элементов головы и лица (прически, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, морщины и складки кожи и такие сопутствующие элементы, как головные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапозитивах). Изображения элементов лица из комплекта выбираются и вносятся в портрет по указанию очевидца.

 

К фотокомпозиционным портретам относят композиционные изображения человека, обычно его лица, изготовленные с использованием метода монтажа из фрагментов фотоизображений лиц, не причастных к событию преступления. В законченном виде фотокомпозиционные портреты выглядят, как обычные фотографические изображения.

Развитие электронно-вычислительной техники, внедрение в криминалистическую практику ПЭВМ (Персональных электронно-вычислительных машин) позволило автоматизировать монтаж портрета. В настоящее время разработаны для этой цели соответствующий компьютерные системы, которые широко применяются на практике. Они значительно ускорили и облегчили сложную работу по изготовлению субъективных портретов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.06 с.)