Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека.

Поиск

Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями. Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек это творец истории общества, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального.

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта.

 

 

Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Личность и история.

Человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. С понятием человек тесно связано понятие индивид. Под индивидом мы понимаем отдельного представителя человеческого рода. Понятия человек и индивид соотносятся как общее и единичное. Индивид - означает отдельного человека, данную личность, наделенную неповторимыми, индивидуальными свойствами, отличающими ее от других.

Личность - так называли индивида уже в период античности, т.к. он является не только природным организмом, но выступает и в социальном качестве. Личность - это результат исторического и индивидуального развития в конкретных социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Сущность личности определяется развитостью общества. Личность несет в себе черты цивилизации, исторической эпохи и определенного образа жизни.

Формирование личности - это процесс социализации индивида, преобразовании человеком в деятельности и общении целого комплекса социальных качеств. Деятельность личности осуществляется в конкретной общественной среде, которая определяет и формы этой деятельности, и ее характер.

Развитие личности в современных условиях тесно взаимосвязано с обществом, с методами политического управления, с развитием демократии и построением правового государства, с обеспечением личности определенной роли в обществе. Современная жизнь очень сложна и разнообразна для того, чтобы выразить ее в типах и уровнях развития личности. И все-таки некоторые психологи и философы довольно условно, с учетом теории и практики, выделяют пять уровней развития личности.

В первобытном обществе при низком уровне развития производительных сил, общественной собственности, коллективном труде человек не выделялся из коллектива.

В эпоху рабовладения складывается новый тип личности. Положение личности определяется, прежде всего, ее принадлежностью к тому или иному классу.

В эпоху средневековья личность осознавала себя в рамках христианства, она находилась в общении с персонифицированным богом, была подчинена ему. Это приводило к принижению роли личности.

В эпоху Просвещения высшей инстанцией объявляется разум, определяющий путь развития человека и отношение к общечеловеческим ценностям (признание независимости человеческого разума в деле познания собственной сущности).

С развитием капитализма формируется новый тип личности, для которой характерны энергичность, сила воли, деловитость, практичность, настойчивость, целеустремленность в сочетании с индивидуализмом, эгоизмом, а подчас и с жестокостью.

 

Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Фатализм, волюнтаризм.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

"Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни (Ж.-П.Сартр.)

Фатализм — вера в предопределённость бытия. Мировоззрение, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.

Волюнтаризм — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего. Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф.Тённисом, однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А.Шопенгауэром, Ф.Ницше. Или волюнтаризм — стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

 

 

Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений.

Формационный подход рассматривает историю как всемирный процесс. Развитие истории человечества – это необратимый, закономерный процесс. К. Маркс попытался обнаружить эти законы:

1) закон о соответствии уровня развития производит сил и производств отношений.

2) закон смены формации. Каждое общ-во проходит определенные стадии развития.

3) Закон превосходства базиса над надстройкой. Все определяется базисом

Недостаток формационного подхода: не учитывается, что каждая страна имеет свою культуру, что у каждой – свои особенности.

Общ-но-эк-кая формация – это исторический тип общ-ва который основывается на определенном способе произв-ва и выступает как ступень прогрессивного развития человечества.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка.

Базис – это совокупность исторически определенных производственных отношений.

Надстройка - то совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений.

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая (социалистическая).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.01 с.)