Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.

Поиск

Буддизм возник в 6 в. до н.э. Основатель – индийский принц - Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды. Особенность этого учения – этико-практическая направленность. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

1) существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием

2) существует причины страдания, которой является жажда, ведущая через радости к перерождению;

3) сущ. освобождение от страдания, устранение причин страдания (устранение жажды)

4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий, кот отвергает как жизнь так и путь самоистязания.

Конфуцианство одно из наиб важных направлений развития китайской философии. Основатель – Конфуций (551-479 до н.э.). Конфуция мало интересуют проблемы материального мира и космогонии. Небо Конфуций рассматривает прежде всего в связи с человеком, а не природой, именно человек явл главным предметом философии. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Конфуций гл внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека, которое должно осуществляться в духе уважения к окр людям и обществу. В основе всех общественных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал.

Даосизм(дао – путь)- важнейшая философская школа в Китае, возникшая во второй пол 1 тыс. до н.э. Основатель – Лао-цзы. В центре учения – категория дао. Дао – невидимый всеобщий естественный закон природы, чел общества, поведения и мышления индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Соблюдая закон дао, человек может бездействовать. Поэтому недеяние и явл одной из осн и центр идей даосизма, именно она приводит к счастью, полной свободе.

 

Средневековая философия: период патристики. Философия Августина.

Патристика (17 век) - христианская философия на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. Крупнейшим философом периода патристики был Августин Аврелий. Главная заслуга Августина в том, что он разработал теологию христианства. Два труда «исповедь» и «О граде Божьем». В центре его внимания - проблемы бытия, исторического прогресса и человеческой личности. Большое место в философии Августина заняли и проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа человека, по его мнению, двойственна. Главная способность человеческого духа - его способность верить в Бога. Это высшая из всех человеческих способностей. Но она не является единственной. Другая духовная ценность - разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может.

Ценность антропологической концепции Августина состоит в том, что в ней впервые было четко сказано о равенстве людей, об уникальных способностях и возможностях человека и о его ответственности перед Богом и другими людьми за свои дела.

 

Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия Ф.Аквинского.

Схоластика 9 – 15 век. на этапе схоластики осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии под решающим влиянием философского наследия Аристотеля.

Наиболее ярким представителем этого периода является Фома Аквинский. Главные положения созданной им философской системы составляют основу католической философии – неотомизма. Важнейшая его заслуга – разработка одной из центр проблем средневековой философии – проблемы соотношения религии и науки, веры и разума.

Вера выше разума. Главное внимание Аквинский уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств бытия Бога.

Особенность периода – спор об универсалиях. Спор привел к формированию 2-х позиций:

1) номинализм - позиция, полагающая, что универсалии существуют только в уме человека, т.е. имена, которые человек дает вещам и ничего более. Всеобщие понятия не имеют вне мышления никакого действительного прообраза и поэтому представляют собой только формы мысли.

2) реализм - позиция, считающая, что наиболее значимыми является не индивидуальные, а общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы, а также понятия сущности..

 

Рационализм как философское направление эпохи Нового времени. Р.Декарт, Г.Лейбниц.

. Особенности рационализма связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, т.к. чувственный опыт ненадежен.

У истоков рационализма – философия французского ученого Р.Декарта (1596-1650). Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненно, одно: «Мыслю, следовательно, существую». Это и есть основа философии Декарта. Философия Декарта получила название дуалистической (т.к. постулируется существование двух субстанций – материальной, кот. обладает протяженностью, и духовной, кот. обладает мышлением).

Лейбниц отверг дуалистическую трактовку бытия Декарта. Он противопоставил ей плюралистическую концепцию бытия – монад. Монада, по Лейбницу, - не что иное, как простая субстанция, кот входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей. Т.е., субстанция должна обладать абсолютной простотой и неделимостью. Лейбниц приходит к выводу о существовании множества простых субстанций. Каждая монада представляет собой некий замкнутый мир, отражая в себе при этом весь мировой порядок. Монады как субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем.

 

 

Эмпиризм как философское направление эпохи Нового времени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли.

Философское направление - эмпиризм (от греч. empiria опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений.

Родоначальником эмпиризма был английский философ Бэкон (1561-1626), который был убежден, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. «Знание - сила». «Мы столько можем, сколько знаем». Бэкон разработал классификацию наук. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии. Главное затруднение в познании природы - в уме человека.

Дж. Беркли (1685-1753). Исходный пункт субъективно-идеалистической концепции становится критика учения Локка о первичных и вторичных качествах. Он считает ошибочным взгляд, согласно которому первичные качества объективны, а вторичные субъективны. По Беркли, все качества вторичны. Между первичными и вторичными качествами нет различия, и те и другие являются ощущениями. Ощущений же вне разума нет. Поэтому вне сознания ничего нет. Центральный принцип его философии: «существовать значит быть воспринимаемым».

 

 

Вопросы теории познания и этики в учении И.Канта

. Основной чертой философии Канта является компромисс, между идеализмом и материализмом.

Заслуга Канта в т.познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его т.познания. Кант строит свою гносеологическую систему. По этой системе у человека три познавательные способности: чувственность, рассудок и разум. Чувственность – познание мира с помощью ощущений. Рассудок – способность логического мышления. Разум выходит за пределы познавательных возможностей человека

Этика. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.007 с.)