Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два основных направления медитации

Поиск

Имеет смысл с самого начала постараться облегчить свою задачу, поскольку медитация сама по себе — занятие не из легких. Чем проще вам будет, тем скорее вы сможете найти истинные проблемы и препятствия в их доподлинном месте, то есть в самом себе. Для состояния просветления неважен путь, которым вы его достигаете. Поэтому имеет смысл выбрать ту форму медитации, которая наименее чужда именно вам. Разумеется, такие техники медитации, как дза-дзен и випассапа[4], представляют собой гениальные и испытанные столетиями восточные системы, но это именно восточные системы. Для западного человека требования этих систем являются слишком высокими, а во многих случаях — излишними (особенно для начинающего). Разумеется, это не означает, что впоследствии нельзя перейти к медитации по этим системам.

Если взять за основу критерии йоги, то медитация в течение какого-то времени вообще будет невозможна, поскольку вы не сможете выполнить все необходимые для нее условия. В этой системе под медитацией понимается состояние, которое достигается далеко не сразу, а лишь после достижения определенного уровня подготовки. В буддизме, напротив, медитацией считается любое осознанное усилие на пути собственного развития. Поэтому в этой книге мы будем в первую очередь придерживаться буддистской точки зрения.

Следует также упомянуть о характерном для всех восточных направлений медитации требовании о свободе мыслей

также является трудновыполнимым. Практически невозможно не думать ии о чем даже в течение минуты. В этом вы можете убедиться на примере первого упражнения по медитации.

Упражнение. Положите перед собой часы с секундной стрелкой и постарайтесь не думать ни о чем в течение одной минуты.

Эта единственная минута покажет вам, насколько длинной является осознанно воспринимаемая минута и насколько трудно, даже невозможно, не иметь ни единой мысли. Как минимум, у вас в голове присутствует мысль о том, что вы не должны думать. И если быть честным, необходимо признать, что ее сопровождает множество других мыслей.

Упражнение: Немного больше шансов преуспеть будет у вас в том случае, если вы повторите это упражнение, но при этом сконцентрируетесь на одной определенной мысли, например о вашем дыхании.

Но и в этом случае, скорее всего, она будет сопровождаться множеством других, отвлекающих мыслей.

Однако все, что мы воспринимаем как помеху (например, те же мысли), сразу же приводит пас в состояние противоречия. Поэтому имеет смысл не воспринимать мысли как нарушителей спокойствия и не стремиться исключить их из процесса медитации, а, напротив, сделать частью этого процесса.

Это приведет пас к управляемой медитации, которая использует для собственного успеха мысленные образы. Это и есть второе направление медитации, которое уделяет большое внимание мыслям, не пытаясь избавиться от них.

УПРАВЛЯЕМАЯ МЕДИТАЦИЯ

Управляемая медитация ни в коей мере не является искусственным изобретением современной эзотерики, а имеет столь же давнюю традицию, как и ее восточные «родственники», направленные в первую очередь на достижение свободы мысли. Уже в тайных культах античности верховные жрецы сопровождали посвященных в путешествиях во внутренний мир и помогали им подготовиться к следующим шагам развития на просторах душевных ландшафтов.

Вероятно, в те времена путешествия во внутренний мир были чем-то столь же естественным, как современные путешествия по миру внешнему. Ни в одну другую эпоху не совершалось так много путешествий во внешнем мире и так мало — во внутреннем, как в наше время. Немногие «внешние» путешествия прошлого нередко представляли собой паломничество, в которых основная роль отводилась не внешним, а внутренним переживаниям. Способность совершать путешествия во внутренние миры образов и символов, несомненно, была одной из причин того, что люди античности не нуждались в услугах психотерапевтов. Они имели непосредственный доступ к живому миру своих мифов и легенд, а в театре сопереживали классическим трагедиям таким образом, который больше не доступен современным людям, даже если они решаются пойти в театр. Благодаря кино и телевидению наше восприятие наводнено образами, в то время как людям античности были доступны лишь немногие, но хорошо знакомые им образы, которые они с легкостью могли соотнести со своей жизнью. Если задуматься о простоте их театра и о том значении, которое он имел, несмотря на это (или благодаря этому), мы — современные люди — столкнемся с загадкой. Античное представление, в котором использовался минимум трюков и спецэффектов, а лица актеров были закрыты масками, ни в коей мере не соответствует нашим современным представлениям о театре. В то время перед ним не стояла задача отвлечь зрителей от повседневных забот или увести их в лучший мир, где каждая история обязательно завершается хэппи-эндом. В от- личис от современности, трагедии ценились гораздо выше комедий и составляли большую часть представлений. Сегодня имеет место противоположная ситуация: комедии царят на сцене, все люди стремятся к развлечениям. А для античных людей театр с его архетипическими образами представлял собой в первую очередь духовную пищу.

Такую пищу современные люди усваивают с трудом и поэтому предпочитают проводить время не в театре, а в приемной психотерапевта. Насколько лучше такой вариант, полностью определяется конкретным методом лечения. Неслучайно же психотерапевты, являющиеся последователями Фрейда и Юига, довольно много позаимствовали у мифологии. Не является случайностью (а, напротив, результатом способности к предвидению) и то, что все большее количество течений гуманистической психотерапии обращаются к внутренним образам. Методика, известная как кататимное переживание образов, опирается исключительно на внутренние образы и является одним из признанных научных направлений.

Открытое пренебрежение к внутреннему миру стало новым недоразумением нашего времени, которое сейчас переживает свой конец благодаря возросшему интересу к эзотерике. Для поколения наших бабушек и дедушек сказки сохраняли свою важность, поскольку в их детстве волшебным повествованиям отводилась центральная роль. То, что следующее поколение практически вычеркнуло сказки из процесса воспитания детей, можно считать серьезной ошибкой. Рхли понаблюдать за детьми, которые глубоко сопереживают сказочным героям, не останется никаких сомнений в том, что они способны преобразовать события, о которых повествует сказка, в живые внутренние образы. Даже современные голливудские экранизации известных сказок, использующие самые изысканные спецэффекты, нередко вызывают разочарование у маленьких зрителей, поскольку на основании рассказа у них уже сложились другие, собственные представления о героях.

С этой точки зрения управляемые медитации очень близки и вполне доступны нашему западному сознанию. Вероятно, многие люди уже совершали в детстве подобные путешествия, которые приносили им ощущение успеха и радости.

МЕХАНИЗМЫ ДЕЙСТВИЯ

Для человека, ориентированного исключительно на рациональное восприятие и находящегося в тесных рамках старого механистического мира, действенность внутренних образов пред- ставлястся чем-то непостижимым или чудесным. Для человека же, знакомого с законами психики, эти чудеса прозрачны и понятны. При управляемой медитации мы стремимся достичь состояния гипнотического транса. Феномен гипноза помогает нам понять, что при этом происходит с нами и, более того, как при этом «функционирует» душа. В действительности процесс функционирования душевной сферы является в значительной степени механистическим и поэтому предсказуемым. Именно это и смущает сторонников механистического мировоззрения.

Если внушить человеку, находящемуся в состоянии глубокого гипноза, что ему в руку положили раскаленные угли, а на самом деле вложить в нее холодную картофелину, на руке появятся ожоги, несмотря на то что картофелина не будет даже теплой. Очевидно, люди функционируют на основании определенных программ, и гипноз помогает проникнуть па этот программный уровень и совершать там различные манипуляции, имеющие ошеломительный эффект. Тот факт, что гипноз помогает осознать программируемость человека, в немалой степени поспособствовал его негативной репутации. В бывших социалистических странах, где высоко ценилось программирование и в первую очередь перепрограммирование людей, гипноз был в большом почете. Однако сколько бы западные люди из индустриального общества не говорили о своей свободной воле и независимости, программируемость человека остается непреложным фактом, что подтверждает любой показательный сеанс гипноза, который производит сильное впечатление именно благодаря своей примитивности. Много лет назад шоу «Страна гипноза» было ликвидировано в результате бурного протеста со стороны самых различных группировок именно потому, что его создатели па примере незначительного и шутливого перепрограммирования показывали, насколько сильна основная программа, изначально заложенная в человека, и насколько сильно все мы склонны к рационализации, к претворению именно этой программы в реальную жизнь наиболее целесообразным для каждого из пас способом. Подобные наблюдения беспощадно открывают нам то, насколько заложенные установки определяют нашу жизнь, и только впоследствии в результате рационализации эти установки предстают перед нами в облике так называемой свободной воли. Кроме того, наблюдения показывают, как невыносимо трудно противостоять запрограммированным установкам и командам. Даже люди с хорошо тренированным умом вынуждены прилагать огромные усилия, чтобы сопротивляться бессмысленным постгиппотическим установкам; именно такие люди склонны к тому, чтобы с помощью своего высокого интеллекта создавать особенно смешные рационализации. При этом необходимо понимать, что с помощью духовных дисциплин человек способен перейти на более высокий уровень, чем уровень запрограммированного автомата.

Гурджиев использовал следующий образ, чтобы объяснить эту способность: он говорил, что человечество подобно залу, полному спящих людей, которые видят при этом захватывающие сны. Разумеется, каждый из них видит свои сны, которые предстают перед ним в виде живых образов. А в углу зала сидит человек, который проснулся; он один понимает, что окружающие его люди спят и только один из них, в противоположном углу зала, начинает просыпаться. В этом смысле гипнотические состояния могут помочь нам объективно посмотреть на нашу жизненную ситуацию; медитации могут помочь нам избавиться от состояния автомата и выйти на уровень истинной свободы.

Все вышесказанное относится исключительно к феноменам из области подсознательного. Это опыт нашего прошлого — события и переживания, давно нами забытые (например, блюда, которые подавались на празднике в честь нашего пятилетия), но сохранившиеся в нашем подсознании. И все процессы, происходящие в пашем организме — дыхание, пищеварение, деятельность желез — хоть и не осознаются нами, но не относятся к сфере бессознательного. Все эти феномены входят в наше подсознание.

Управляемые медитации при условии достижения необходимого уровня расслабления могут довести нас до уровня подсознания, на котором происходит программирование, и заложить на этом уровне основы для новых направлений нашего развития. Тем не менее эта заманчивая перспектива также имеет свои границы и в конечном счете не дает людям, ориентированным па власть, тех возможностей, о которых они мечтают и которых боятся окружающие. В целом гипноз несет на себе отпечаток власти, который легко заметить у большинства гипнотизеров. Управляемые извне медитации также несут в себе опасность того, что инструктор попытается обрести власть над медитирующими. Медитация под собственным руководством намного безопаснее.

Впрочем, власти, под которую вы можете попасть в ходе управляемой медитации или самого изощренного гипноза, недостаточно для того, чтобы манипулировать вашей судьбой. Уровень судьбы — намного выше и одновременно глубже.

Огромная сила гипнотических приказов и (в более мягкой форме) гипнотических внушений заключается в сужении сознания до определенной, весьма ограниченной области. Большая часть сознания «затемняется», и человек концентрируется на одной мысли. Аналогичным образом действует лупа, которая так фокусирует свет, безопасный сам но себе, что он обретает сокрушительную силу. Наглядным примером является и луч лазера, сила которого основана на концентрации и на оптическом выпрямлении воли. Гипнотические состояния также могут быть усилены за счет аналогичных феноменов. При этом гипнотизер стремится подвести медитирующих к достижению одной цели — концентрации сознания на нескольких основных образах. Определенный тон голоса, освещение, ароматные эссенции и музыка тоже направлены на достижение этой цели. Техники приведения человека в замешательство также позволяют отключить у введенного в ступор интеллект, а затем снова включить его и зафиксировать на нужных гипнотизеру образах. Одним из наиболее действенных средств достижения фокусировки является снижение реакции на внешние раздражители, воспринимаемые через основные органы чувств — зрение и слух. Тогда при достаточной концентрации наших сил они проникают сквозь внешнюю преграду и переходят в новые измерения. Гак же как световой пучок прожигает поверхность, на которую направлен, сконцентрированный пучок мыслей обретает способность преодолеть оболочку сознания и проникнуть в сферу подсознания. Глубокая медитация открывает путь еще дальше — в сферу бессознательного, открывая нам доступ к глубинам собственной души. В принципе, существует возможность проникнуть даже в сферу коллективного бессознательного, то есть в ту сферу знаний, которую индийцы именуют Хрониками Акаши. Для новичков в области управляемой медитации нет смысла стремиться к достижению столь глубинных сфер; однако возможность проникнуть сквозь «операционную оболочку» нашего «мозгового компьютера» дает нам уникальные шансы.

В машем обществе знания о возможностях таких состояний медитации и транса весьма ограничены: в основном мы беспокоимся только о поверхностной стороне наблюдаемых феноменов, а глубины нашей души оставляем без должного внимания. В тех же культурах, которые мы с таким удовольствием и без всякого на то основания называем «примитивными», ситуация абсолютно иная. В них исцеление в состоянии транса или экстатический танец относятся к основным жизненным ритуалам. Здесь люди, введенные в транс, становятся столь малочувствительными, что могут вонзать в свою кожу дротики, не ощущая при этом боли, или танцевать на раскаленном полу, который нельзя даже сравнить с теми горячими углями, по которым в наши дни ходят представители движения «Новая эра». Однако тот факт, что многие представители нашего общества стремятся к аналогичным переживаниям, показывает, насколько сильна в нас потребность в состояниях транса.

Повседневный опыт доказывает, что феномены транса не являются чем-то сверхъестественным, а, напротив, наступают часто и без каких-либо усилий. Интересный разговор или увлекательный фильм могут привести к снижению реакции на внешние раздражители — например, мы полностью перестаем слышать уличный шум. Если мы сосредоточены на выполнении какой-то важной работы, мы «заглушаем» все возможные помехи. Выполняя действия, которыми мы владеем в совершенстве, например, управляя автомобилем, мы так быстро переходим в состояние транса, что нередко достигаем цели нашей поездки, не сохранив ни одного воспоминания о последних пятидесяти километрах пути. Каждый вечер в результате физиологического снижения реакции на раздражители из-за усталости организма мы погружаемся в своего рода состояние транса, который помогает нам переключиться и перейти от дневного сознания к сознанию сна. Иногда нам удается совершенно без усилий перейти даже в состояние лечебного транса, например, когда мы с заложенным носом, не отрываясь, смотрим фильм, который все больше увлекает нас, то есть приводит к сильной фокусировке нашего сознания. Неожиданно нос прочищается, будто сам по себе: это значит, что мы проникли в более глубокие сферы нашей души.

Духовные упражнения почти всегда используют техники снижения реакции на внешние раздражители, с одной стороны, и техники фокусировки сознания — с другой. Неважно, о каком действии идет речь — о молитве с четками, повторении мантр, наблюдении за дыханием или упражнениях на концентрацию. Все то, что при использовании гипноза или техник, направленных на достижение гипнотических состояний, оставляет легкий негативный осадок, есть не что иное, как весьма действенное средство, которое может использоваться в различных системах. То, что имеет полезную силу, может при неправильном использовании принести вред за счет воздействия своей теневой стороны и наоборот. Эта полярность подтверждается и примерами с лупой и лазером: изобретения очень полезны, но при этом могут причинять вред.

Опасность техник, основанных на гипнотических состояниях, становится наиболее острой, когда инструктор начинает включать в упражнения свои собственные интересы. Так многие случаи сценического гипноза наряду с разоблачительным эффектом в отношении функций человеческого сознания направлены так же па рост популярности ведущего шоу за счет его «подопытного», который обычно выглядит довольно смешно. Разумеется, высокая эффективность той или иной методики не делает ее подозрительной, однако для оценки ее возможностей требуется объективное и трезвое сознание. Попытка снизить опасность управляемых медитаций за счет стремления к менее глубоким состояниям расслабления неизбежно приведет к снижению эффективности. Эта дилемма присутствует во всех традициях медитации. Возникающие в качестве, так сказать, побочного продукта медитации сиддхи, или сверхчувственные способности[5], могут использоваться для самой медитации лишь в ограниченном объеме, а в остальном игнорироваться; в худшем случае человек начинает злоупотреблять ими в целях хвастовства или получения власти. Успокаивает лишь тот факт, что различные системы управляемой медитации до определенной степени сами себя защищают и не допускают открытого злоупотребления ими. Например, одержимому властью гипнотизеру было бы особенно интересно подчинить своему влиянию сильных и влиятельных людей. Однако именно таких людей практически невозможно привести в состояние глубокого гипноза. По принципу сродства сильные люди притягивают себе подобных. Однако дяя достижения глубокого транса необходимо доверие, а оно отсутствует в подобных отношениях. Например, гипнотизера практически невозможно загипнотизировать.

ПОПЫТКИ НАУЧНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ

Так же как Альберт Эйнштейн, основываясь на незначительных несоответствиях физической картины мира, пришел к своему смелому проекту новой системы мира, английский биолог Руперт Шелдрейк открыл новые горизонты биологии. Он подошел к биологии с научной точки зрения и начал исследовать несоответствия и противоречия, вместо того чтобы делать вид, что их не существует. В этом смысле и биология, и в первую очередь медицина до сих пор не соответствуют своим собственным притязаниям на то, чтобы считаться науками, поскольку они не исследуют необъяснимые феномены и чудеса, а замалчивают их. Настоящая наука должна иметь достаточно мужества, чтобы, столкнувшись с новой проблемой, подвергнуть сомнению все предыдущие результаты. Гипотеза о том, что все лебеди белые, может подтвердиться много тысяч раз, однако появление первого черного лебедя сразу же опровергает ее. В науке исключение уничтожает правило; в медицине и биологии оно — совсем как в известной пословице — подтверждает его, следуя детскому принципу: один раз не в счет. Физики доказали свою научную смелость, когда признали крушение своей старой, хорошо функционировавшей картины мира из-за появления крошечных несоответствий и создали взамен новую, гораздо более сложную систему, лишенную каузальности и надежного представления о времени.

И Руперт Шелдрейк нашел в себе отвагу заняться исследованием противоречий в биологии, которые до пего никто не принимал во внимание. Вот описание одного из его загадочных экспериментов. Изучая, может ли наследоваться приобретенное знание, биологи построили лабиринт и измеряли время, необходимое крысам для того, чтобы выбраться оттуда. Они тренировали крыс до тех пор, пока тс не научились находить выход за очень короткое время, а затем скрестили их. Крысята, которых никто не обучал, выполнили задание за то же время, что и их тренированные родители, и ученые уверились в том, что доказали факт наследования приобретенных знаний. Однако когда скептически настроенные биологи в другой части света провели аналогичный эксперимент с соответствующим лабиринтом, но с другими крысами, они с изумлением установили, что эти крысы выполнили задание за такое же время, что и их тренированные сородичи. Неоднократно повторив эксперимент в разных уголках планеты, ученые с удивлением признали: в том, что касается скорости выбегания из лабиринта, крысы во всем мире находятся теперь на одном уровне.

После изучения ряда подобных, необъяснимых официальной биологией результатов Шелдрейк сформулировал теорию морфо- генных нолей. Эти гипотетические поля способны без передачи материи и энергии управлять развитием и обеспечивать синхронную доступность информации. В работах Шелдрейка прослеживается близость с представлением Платона о том, что реальный мир, который мы видим, является отражением трансцендентного мира заданных архетипических идей и форм. Говоря проще, Шелдрейк формулирует то, что давно было известно религии: в начале существовал образ, представление или поле уже готового предмета, существа или процесса. Этот образ предегавля- ст собой форму, которую заполняют материя и энергия, чтобы воплотить заданную цель. Неэнергетический, задающий форму образ Шелдрейка можно сравнить с представлением, которое лежит в основе строительного плана дома. Идея дома — нематериальная основа, без которой невозможно начало строительства и которая при этом является неосязаемой. Бумага, на которой изображен план, является лишь носителем этой нематериальной информации. Шелдрейк утверждает, что каждая форма нуждается в вышестоящем морфогенном поле.

Эта гипотеза позволяет объяснить многие ранее непонятные феномены, например способность к регенерации хвоста ящерицы или аналогичную способность мозга восстанавливаться после серьезных повреждений. Кажется, что мозг предпринимает все возможное для того, чтобы вновь прийти в соответствие со своим морфогеппым полем. Эта теория также помогает объяснить принцип действия прививок — организму достаточно лишь образа возбудителя болезни. Он не должен быть активным или живым. Даже десятилетия спустя после однократного знакомства с этим образом организм способен к немедленной выработке антител.

Благодаря этой теории становится попятно, почему клетки бурно размножаются в культурах, а в органах растут только в соответствии с заданной формой. И первом случае у них отсутствует образец в виде морфогеиного поля. Находится и удовлетворительное объяснение гомеопатии, которая путем растворения веществ передает информацию воде, или такому химическому феномену, как введение в насыщенный раствор готовых кристаллов для облегчения кристаллизации. Как только в раствор попадает образец кристаллов, которые необходимо получить, он сразу же начинает их производство. Теория формообразующих полей подтверждает даже часть эволюционной теории Дарвина.

Еще древние мудрецы утверждали, что целое есть нечто большее, чем сумма его частей. Частям не хватает образа, а поле — груда камней — само по себе не может превратиться в дом.

Шелдрейк исходит из существования иерархии, па вершине которой находится соответствующее ноле: поле митохондрий (источника энергии клетки) в соответствии с его теорией находится в ядре клетки, поле клетки находится в ткани, а поле ткани — в органе. Поля органов могут находиться в органах высшего порядка, таких как чакры, а поля чакр — в человеке в целом. Образ человека следует искать в Боге, о чем и говорит Библия[6].

Таким образом, в случае болезни первичное нарушение находится не в соответствующем органе, а в вышестоящем поле: это нарушение сохраненного в этом поле образа. Задача терапии образов заключается именно в том, чтобы восстановить соответствие целостных образов с общим полем тела, души и духа и сохранить эти образы на соответствующем уровне.

Несмотря на то, что теория Шелдрейка объясняет многие феномены, она не позволяет прояснить вопрос происхождения первого образа. Для этого нам приходится обращаться к истории сотворения мира, изложенной в Священном писании, или к несовершенным научным знаниям. Так же как Макс Планк и Альберт Эйнштейн, Шелдрейк в конце своих рассуждений возвращается к Богу. Тот, кто доводит свои рассуждения до конца, всегда приходит от полярности к единству, то есть к Богу.

СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЭТОЙ книги

Как и все прочие виды медитации, управляемые путешествия в наш внутренний мир живут за счет практического опыта, а не теоретического знания. Создание кафедры теоретической медитации было бы типично западным недоразумением. Исходя из этого, моей основной задачей является представление самого широкого круга возможностей для получения соответствующего опыта. С другой стороны, сейчас, когда управляемые медитации под разными названиями проникают в самые разнообразные сферы жизни, мне представляется особенно важным рассказать как о тех шансах, которые они дают, так и о возможных опасностях.

Практические возможности, которые открывает эта книга, весьма разнообразны, при этом книга в первую очередь рассчитана на читателя, который мечтает как можно скорее превратиться в практика и отправиться в путешествие. Сейчас, когда люди стремятся к экономии времени и именно поэтому страдают от его полного отсутствия, сказки, устные рассказы и литературные истории практически исчезли из повседневной жизни. У нас нет ни времени, ни желания находить себе какое-либо духовное занятие вечером после окончания рабочего дня. Большинство людей в изнеможении падают перед телевизором и позволяют кормить себя консервированными полуфабрикатами. Кроме того, художественные фильмы, с одной стороны, становятся все более реалистичными, а с другой — все более фантастичными. Возможности компьютерной анимации позволяют нам сегодня создавать на экране любые ирреальные миры. Этот жанр, получивший название «фэнтези», во многом стал заменой нашей собственной фантазии. Разумеется, внешние образы — тоже образы, и иногда они лучше, чем полное отсутствие фантазии, однако они не могут заменить человеку мир его собственных образов; отчасти они даже препятствуют их возникновению.

Дети, читающие книги, зависят от своей фантазии, которая помогает им проиллюстрировать прочитанные истории внутренними образами. Те дети, которые смотрят видео вместо чтения, получают готовые, созданные за них образы, поэтому их собственная фантазия не работает, и такие дети практически не развиваются. Сказка, рассказанная на ночь, пробуждает воображение, архетипическис структуры сказок оставляют достаточно свободного пространства для образов собственной фантазии, которые встраиваются в эти структуры. Рассказывание ребенку сказки — как это было принято раньше — оставляет ему возможность для собственного внутреннего оформления и развития затронутых тем. Такие истории живут как бы сами по себе, наполняя общество людей жизнью. Они пробуждают собственные мечты и фантазии, не заполняя внутренний мир готовыми шаблонами.

Тс же люди, которые вечер за вечером заполняют свой досуг телевизионными программами, не чувствуют себя пробудившимися или наполненными жизнью — напротив, после таких вечеров они ощущают изнеможение и с трудом добираются до постели, если еще раньше не засыпают прямо перед «ящиком». Само прозвище «ящик» достаточно ярко демонстрирует, с чем мы имеем дело. Слово «таивидение» также весьма открыто говорит само за себя: этот процесс способствует отдалению человека от собственной души. Рассказывая или слушая сказки и истории, человек занимается своей душой. Во время просмотра телевизора он ускользает сам от себя. Разумеется, это не означает, что определенные темы, которые действительно волнуют человека, не могут пробудить внутренние переживания, выступая в форме кинофильма.

Возможно, что волна увлечения медитациями, свидетелями которой мы стали, также является своеобразной реакцией на поверхностный подход к жизни и отдаление людей от своей собственной души. Управляемые медитации могут помочь установить связь между старыми традициями рассказывания историй и вновь возникшей современной потребностью в медитации и духовной пище. Рассказ о путешествиях во внутренний мир содержит в себе элемент сказки и устанавливает контакт с внутренними структурами души, которые под воздействием услышанного пробуждают сознание человека или углубляют его религиозные ощущения.

Ранее такую функцию выполняло чтение жития святых или прослушивание легенд об этих духовных сподвижниках. Люди вместе со святыми переживали их истории, как будто это была их собственная жизнь. Они оживляли свои души благодаря примерам особенных людей, жизни которых стали своего рода архс- тииическими образцами. Та история, которая в конечном счете сохранялась в виде легенды, обычно имела мало общего с реальными историческими событиями; однако это было уже неважно.

Речь идет лишь об образце, котором)' необходимо внутренне следовать. По этой причине притчи и истории из Священного Писания могут служить прекрасным источником для медитации. Именно поэтому Игнатий Лойола рекомендовал своим братьям по ордену самим пережить описанные в Квангелиях события в форме управляемых медитаций. Не случаен и тот факт, что иезуиты до наших дней считают очень важным для собственного познания контакт с внутренними сферами; ведь именно иезуиты первыми принесли на Запад дзен-медитацию.

Переход от рассказывания историй к управляемой медитации — вполне естественный процесс. Рассказывая ребенку сказку на ночь, смысл которой с точки зрения взрослых заключается в том, чтобы ребенок поскорее заснул, следует через несколько минут после начала рассказа включить в сказку призыв закрыть глаза и представить себе дальнейшее развитие событий. Если это не будет выглядеть явной уловкой поскорее закончить рассказ, ребенок, скорее всего, последует призыву и плавно перейдет из управляемого путешествия по миру сказочных образов в мир своих сновидений. Разумеется, в этом случае очень многое зависит от мастерства взрослого рассказчика, которому необходимо гармонично и естественно объединить сюжетную линию излагаемой истории и управляющее воздействие.

Наши возможности вновь обрести доступ к миру внутренних образов весьма разнообразны, и мы приведем здесь лишь несколько примеров. Например, Рождество, если отмечать его в исконных, христианских традициях, дает возможность рассказывать рождественскую сказку с закрытыми глазами, лично сопереживая всему происходящему. Окружающая обстановка — свечи и соответствующие ароматы — идеально подходит для перехода в состояние транса.

В этом смысле все торжественные события и праздники могут быть использованы для углубления в себя. Каждый юбилей дает возможность загл51нуть во внутренний мир образов и воспомина ний и обратиться к особенно важным событиям прошлого. Как правило, оглядываясь назад, человек может лучше понять и разрешить нынешние насущные проблемы. Таким простым путем можно извлекать уроки из прошлого и достигать примирения с ним. Неважно, произойдет ли это в годовщину свадьбы или на юбилей фирмы.

Весьма уместной будет медитация в последний вечер уходящего года, когда мы последовательно вспоминаем и оцениваем наиболее важные события уходящего года. В первый день нового года появляется возможность оценить свои планы и намерения на предстоящий год и во внутренних образах пережить различные варианты развития событий. Поэтому нам совсем не обязательно учиться на своих ошибках; напротив, мы можем выбрать более приятный вариант — совершить определенную «тренировку» с использованием мысленных образов.

Эта методика также очень хорошо подходит для дней рождения. Предпоследняя медитация из нижеприведенного цикла «Микрокосмос Человек = Макрокосмос Земля» предназначена именно для того, чтобы помочь человеку примириться со своей собственной историей. Такая медитация в качестве подарка близкому человеку может значить для него гораздо больше, чем любая материальная ценность.

Вероятно, самым простым и действенным упражнением является следующее: каждый вечер в постели, перед тем как заснуть, нужно рассказать самому себе о прожитом дне в форме образной медитации. Эта собственная «сказка на ночь» поможет вам приблизиться к приятному погружению в мир сновидений, как в детстве, а со временем приведет к серьезному росту осознанности и трезвости всех ваших «дневных» действий.

Тексты медитаций в этой книге представляют собой своеобразный путь для возвращения к рассказанным и пережитым в форме внутренних образов историям. Вы можете отправиться в этот путь с вашим единомышленником: тогда вы сможете по очереди дарить друг друг}’ управляемые медитации. Подобрав соответствующую фоновую музыку, необходимо прочитать про себя или вслух выбранный текст. Тексты медитаций воспринимаются, как правило, с некоторым трудом и вызывают скуку. Поэтому я рекомендую очень простую методику: сначала следует прочитывать каждое предложение про себя и лишь затем «свободно» повторять его. Рекомендуется использовать эту же методик)' и при использовании кассет, поскольку зачитываемый текст обычно кажется несколько монотонным. Такой способ имеет неоспоримое преимущество: он требует от инструктора больше време ни, а это «лишнее» время, как правило, совершенно необходимо медитирующим. Разумеется, есть люди, которые читают таким образом, что вышеописанная методика оказывается совершенно излишней. Произнесение текста вслух — нечто большее, чем вспомогательное средство; «озвученные» медитации являются живыми и поэтому они предпочтительнее любых заготовок, даже если тс более совершенны с технической точки зрения. Разница примерно та же, что между рассказанной сказкой и снятым но ее мотивам фильмом.

Несмотря на это, в наше время мы переживаем настоящую атаку технических средств. Эти возможности, впрочем, не являются чем-то излишним. К примеру, разобравшись в теме с использованием изложенной в книге информации, мы затем можем уже с помощью кассет предпринять первые — в данном случае уверенные — шаги. Ведь кассеты со сказками все же лучше, чем полное отсутствие сказок. То же можно сказать и о медитациях. Если существует возможность проведения только одной «живой» медитации в месяц, стоит с благодарностью воспользоваться этой возможностью, а на остальное время запастись своими собственными или готовыми кассетами.

С помощью медитаций из практической части этой книги вы можете смело отправляться в путь вообще без какого-либо сопровождения. Для этого необходимо записать тексты медитаций на СО-диски. Если запись будет сопровождаться соответствующей музыкой, вы получите медитацию, которая соответствует вашим индивидуальным потребностям. Запись можно сколь угодно совершенствовать с помощью микшера. Например, вы можете включить в нее подходящие звуки природы. После определенной тренировки с приведенными в этой книге текстами медитации вы сможете также внести в тексты собственные изменения и дополнения в соответствии с вашими индивидуальными потребностями.

С помощью записанных на СО медитаций вы можете обеспечить себе вігутрспп<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.50 (0.02 с.)