Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности групповой работы и диагностика в группе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Этот раздел адресован исключительно профессионалам – психологам, педагогам, логопедам, дефектологам, которые ведут коррекционную работу в детских и подростковых группах. Как правило, речь идет о малых группах (в том смысле, который вкладывает в это понятие социальная психология, т.е. группа, в которой все участники охвачены личным контактом (Андреева Г. М., 1980, Петровский А. В., 1982, Бородкин Ф. М., Коряк Н. М., 1989, Большаков В. Ю., 1994, Петрушин С. В., 2000 и др.), т.е. о группах численностью 8-12 человек. Такой объем группы идеален для работы с детьми и подростками и позволяет использовать все преимущества тренинговых, и в первую очередь – игровых – методик. Для детской группы справедливы имеющиеся в социальной психологии представления о структуре и иерархии группы с ролями лидера, эксперта, членов группы, лидера оппозиции, отверженного. Однако ожидаемые фазы групповой динамики – знакомства, взаимной агрессии, устойчивой работоспособности, умирания – в детской группе не прослеживаются. Все групповые процессы протекают параллельно, стерто. Это нельзя полностью отнести на счет испытываемых детьми описываемой категории коммуникативных трудностей. С учетом данных обстоятельств необходимо строить групповую работу. При наборе детей в группу следует ориентироваться на создание относительно однородного – не столько по возрасту, хотя и это важный аспект, сколько по уровню развития речевых навыков – коллектива. Каждый ребенок перед включением в группу должен пройти диагностику. Желательно проконсультировать каждого ребенка у невропатолога, психиатра, нейропсихолога, патопсихолога, дефектолога, логопеда. Все данные, полученные в ходе обследования, лучше иметь в специальном журнале, в который будут подшиваться протоколы занятий (индивидуальные для каждого ребенка). Некий бюрократизм, необходимый в начале работы, сослужит в дальнейшем неоценимую службу, позволив оценивать динамику изменений и успешность проводимой коррекции. Знание личностных особенностей детей позволяет ведущему воздействовать на отношения в группе. Не рекомендуется брать в группу детей с выраженным отставанием в интеллектуальном развитии – они будут существенно снижать продуктивность групповой работы. С ними надо заниматься индивидуально. Когда вы сформировали группу, проведите с детьми вводное тестовое занятие. Его необходимо заполнить играми, конкурсами, словом – содержательная часть занятия должна быть минимальной. Дети должны провести на занятии несколько часов, сильно устать, но при этом остаться довольными проведенным в группе временем. Опыт показывает, что для детей до 10 лет занятие может длиться 4-5 часов, для более старших – 6-8 часов. По ходу занятия вы должны выяснить, когда группа устает (чтобы в будущем планировать перерывы, соотнося с ними продолжительность занятий и последовательность упражнений), кто претендует на роли лидеров и аутсайдеров, попробовать в ходе игр различные стили руководства, чтобы в дальнейшем выбрать оптимальный для данной группы, оценить интеллектуальный потенциал группы, представить, какие упражнения и игры больше нравятся детям (и, возможно, станут в группе любимыми), а какие – нет, и, разумеется, оценить на первый взгляд характер и глубину речевых нарушений у участников группы не в условиях диагностического исследования, а в свободной обстановке. Не исключено, что после тестового занятия вы примете решение заниматься с некоторыми детьми индивидуально. План тестового занятия лучше разработать заранее. Вот один из возможных вариантов. (1) Знакомство. Дети должны познакомиться друг с другом и для начала выучить, как кого зовут, как зовут ведущего. Для реализации цели используют игры-разминки, например, перебрасывание по кругу мяча, с называнием по имени того, кому предназначается мяч, краткие рассказы о себе, чтение вслух известного всем стихотворения, по строке на каждого участника, с последовательной «передачей хода» и т.д. Главная задача этих игр – фразы типа: «Маша, лови мяч!», «Петя, продолжай!» Продолжительность знакомства в группе из 8-12 человек составляет обычно 30-60 минут. Не забудьте, что надо использовать несколько игр, разделять детей то на пары, то на 2-3 группы, между играми делать очень короткие перерывы, и главное – постоянно наблюдать за детьми. Критерий для окончания процедуры знакомства – успешное освоение имен участников и первые попытки детей продолжить знакомство в процессе иной деятельности. Желательно, чтобы тестовое занятие носило законченный характер. Поэтому на следующем этапе (2) следует закрепить результаты знакомства и настроить детей на соревновательный, активный стиль групповой работы. Проведите с ними игру с несколько провоцирующим сюжетом. Игра 4. «Дразнилки». Заранее приготовьте карточки с заданиями. В качестве прототипов возьмите известных детям литературных героев, для более старших детей будет интересно посмотреть со стороны на героев одной книги (используйте, например, Гарри Поттера). Участники по очереди получают карточки. Позаботьтесь, чтобы роли соответствовали полу участников, дети, у которых в силу возраста плохо сформированы полоролевые стереотипы, могут испытывать трудности в изображении героев другого пола. После того, как участники получили роли, попросите их прикрепить карточки к одежде, и свободно перемещаться по комнате, имитируя (на свой вкус) своих героев. Чтобы участники вошли в роль, предоставьте им время – 5-7 минут. Затем по вашей команде все начинают шутливо копировать друг друга – кто кого захочет (предположим, Рон копирует Дамблдора, Гарри – Снейпа, Эрмиона – Минерву Мак Гонагел, Дамблдор – Гарри и т.д.). Два-три раза попросите участников поменять объект, который они передразнивают. По окончанию игры сделайте небольшой перерыв, чтобы участники могли обменяться впечатлениями, затем обсудите в группе, какой из персонажей пользовался наибольшей популярностью и почему. Закрепите результаты знакомства, называя детей их реальными именами! Игра может принять достаточно резкий характер, если передразнивание персонажа будет воспринято участником на свой личный счет, поэтому следите, чтобы в тот момент, когда Рон копирует Дамблдора, последний уже имитировал Гарри, т.е. поменял роль. Грубая ошибка ведущего может заключаться в том, что он позволит участникам отрешиться от персонажей, и «перейти на личности». Подобный оборот неминуемо приводит к вспышке агрессии в группе. Продолжительность игры около 30-60 минут. После перерыва переходите к следующему этапу (3), предоставьте детям возможность поиграть в подвижные игры. В ходе игры вы будете оценивать усталость группы и отдельных участников. Предложите детям следующую игру. Игра 5. «Экипаж». Разделите группу на две команды. Это экипажи двух кораблей. Пусть команды выберут капитанов (отметьте лидеров) и тип их судна (военное, гражданское, рыболовное, весельное, парусное, паровое и т.д.). Экипажи становятся в колонну по одному, двумя параллельными рядами. Капитан стоит первым. По вашей команде суда «выходят в море». Команды движениями имитируют «ход корабля». С интервалом 1-2 минуты давайте команды: «Качка», «Буря», «Штиль», следите, как ведет себя судно: предположим, в игре участвуют парусный фрегат и паровой сухогруз. Отмечайте, сориентировалась ли команда парусника, когда наступил штиль (минимум движения, в то время как паровой сухогруз продолжает плыть намеченным курсом). Через 10-15 минут усложните команды: «Судно село на мель», «Корабль перевернулся», «Корабль тонет, экипаж садится в шлюпки». Отмечайте, держатся ли члены команды друг за друга, изображая корабль, если корабль «переламывается», то на каком участке происходит разрыв, когда участники устали (судите, например, по амплитуде «качки»), отметьте диспластичных детей, детей с нарушениями координации и моторики. Продолжайте игру около 30 минут, затем переходите к какой-либо подвижной игре (салочкам, мини-футболу, вышибалам и т.д.), чтобы понаблюдать за поведением каждого ребенка в отдельности. Через 30 минут сделайте большой перерыв. На следующем этапе (4), когда группа отдохнула, проведите еще одну подвижную игру, в которой будут задействованы все члены группы, но с индивидуальными ролями. Обратите внимание на моторные навыки: попросите попасть мячом в корзину (побеждает тот, кто раньше других наберет нужное число попаданий), проведите эстафету, когда участники устанут, сделайте небольшой перерыв и переходите к более сложным играм. Проведите, например, следующую игру (игра требует предварительной подготовки со стороны ведущего). Игра 6. «Платок». Каждому участнику выдается платок, размером по диагонали около 1 метра. Лучше, если платки изготовлены из шелка. На карточках написаны задания, например, сделать из платка бант, завязать платок, словно это галстук, свернуть тюрбан, изготовить сумку и т.д. Участники по очереди получают карточки и приступают к работе. Младшим детям можно раздать картинки-подсказки. Игра рассчитана на хорошее владение точными моторными навыками, в ходе игры вы наблюдаете за детьми и делаете соответствующие диагностические выводы. Более сложный вариант той же игры – в нитку (леску) или в парах, когда участников просят изготовить предметы друг на друге. Самый сложный вариант – работа вслепую. В общей сложности четвертый этап занимает около 60 минут. В заключение тестового занятия проведите целевые игры, рассчитанные на оценку восприятия, в том числе – слов и буквенных символов. Можете проводить игры в командах, либо индивидуально. Предложите отгадать кроссворд с картинками, ребусы, сыграть в «Балду» (старая игра, в которой к исходному слову надо добавлять буквы, чтобы получались новые слова) в города, в словарную дорожку (в слове меняют букву, чтобы получилось новое, например кот-кок-бок-бак и т.д.). Игры займут еще около 60 минут. В совокупности продолжительность тестового занятия составит около 6 часов. За это время вы соберете большой диагностический материал, который позволит вам во всеоружии приступить к работе с группой. Планировать занятия в группе необходимо следующим образом: половину времени отводите групповым, половину – индивидуальным упражнениям. Протоколы занятия ведите отдельно на каждого ребенка! С детьми, которые не выдерживают темпа групповых занятий, приходится, как правило, работать индивидуально. Вопрос об их исключении из группы решается с учетом их места в групповой иерархии. Продолжительность группового занятия – около 3 часов (с учетом перерывов). Обязательно включайте в занятие игры, некоторые из них вы найдете ниже.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.007 с.) |