О всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море



МОРСКОЙ УСТАВ

Г., генваря 13

Учиня Устав воинской сухопутной, ныне с помощею Божиею, при­ступаем к Морскому, которое тако ж прежде сего начинаемо было: а именно, при блаженной и вечнодостойной памяти, Его Величества Государя отца нашего, для мореплавания на Каспийском море; но тогда чего ради тому не йсполнитися, и на Нас сие, бремя воля Вышняго Правителя возложить изволила, оное оставляем непостижимым судь­бам Его. И понеже сие дело необходимо нужное есть государеву (по оной присловице: что всякой потентат, которой едино войско cyxoпутное имеет, одну руку имеет, а которой и флот имеет, обе руки имеет), того ради сей Воинской Морской устав учинили, дабы всякой знал свою должность, и наведением никто б не отговаривался. Кото­рое выбрано из пяти морских регламентов, и к тому довольную часть прибавили, что потребно, еже все чрез собственной Наш труд учинено и совершено в Санкт-Петербурге, 1720 года генваря в 13 день.

Устав морской

Часть 1. Разделение 1

О всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море

Должен каждой, как вышний, так и нижний во флоте Нашем, в службу приходящий, прежде учинить присягу в своей верности как следует: и когда оное учинит, тогда он в службу Нашу принят будет.

Каким образом присягу или обещание чинить

Положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять в верх с простертыми двумя большими персты.

Присяга или обещание всякаго воинскаго чина людям

Я (имрек) обещаюсь Всемогущим Богом, верно служить Его Вели­честву Петру Великому, Царю и самодержцу Всероссийскому, и про­чая, и пръчая, и прочая; и его наследникам со всею ревностию, по крайней силе своей не щадя живота и имения. И долженствую испол­нять все уставы и указы, сочиненные или впредь сочиняемые от Его Величества, или командиров над нами, учиненных в деле Его Величе­ства и его государства. И должен везде и во всяких случаях интерес Его Величества и государства престерегать и охранять и извещать, что про­тивное услышу, и все вредное отвращать. А неприятелям Его Величе­ства и его государства, езде всякой удоб возможной вред приключать, о злодеяниях объявлять и их сыскивать. И все прочее, что к пользе Его Величества и его государства, чинить по доброй христианской совес­ти, без обмана и лукавства, как доброму, честному и верному человеку надлежит: как должен ответ дать в день судный. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий.

 

О флоте

Флот слово есть французское. Сим словом разумеется множество судов водных вместе идущих, или стоящих, как воинских, так и купецких. Флот военный, аще многое число кораблей, разделяется в три глав-ныя или генеральная эскадры; первая кордебаталии, вторая авангард, третия ариргард: и сии паки делятся, каждая на три партикулярныя дивизии, яко следует.

Кордебаталии белаго флага, авангард белаго флага, ариргард белаго флага. Кордебаталии синяго флага, авангард синяго флага, ариргард синяго флага. Кордебаталии краснаго флага, авангард краснаго флага, ариргард краснаго флага. Ежели же меньшее число кораблей, то и эс­кадра меньше. Командиры суть по флоте следующие: генерал-адми­рал, адмирал от синяго флага, адмирал от краснаго флага, вице-ад­миралы, шаутбейнахты, капитаны командоры.

И понеже имеем три флага, того ради командовать имеют по сему: генерал-адмирал всем флотом и партикулярно кордебаталии.

В его эскадре три партикулярныя дивизии: первая его кордебата­лии, вторая вице-адмирала от белаго флага, яко его авангардия, тре­тия шаутбейнахта от белаго ж флага, яко его ариргардия. Ежели же когда сего чина генерал-адмирала нет, тогда адмирал от белаго флага сие место имеет.

Адмирал от синяго флага, имеет командовать, авангардиею, також в три партикулярныя дивизии разделенною, имея в тех же местах вице-адмирала, и шаутбейнахта от синяго флага.

Адмирал от краснаго флага имеет командовать ариргардиею на столько ж дивизий разделенною, имея також вице-адмирала и шаутбейнахта от краснаго флага.

Капитаны командоры, при числе полном флагманов, эскадр не имеют, разве с какою частью посланы будут. В недостатке ж флагманов, вме­сто их, эскадрами командуют.

Регламент

 

Учиненный по рангам кораблей, сколько каких чинов людей надлежит быть на корабле какого ранга

Ранги кораблей Чины офицеров и прочих морских служителей           3 палуб   2 палуб                      
                     
Капитаны                          
Капитаны -лейтенанты         I                  
Лейтенанты                    
Лейтенанты артиллерии                                  
Секретари корабельные                    
Унтер-лейтенанты                    
Унтер-лейтенанты артиллерии                                  
Коммисары корабельные                    
Попы                    
Лекари                    
Подлекари                            
Лекарские ученики                    
Штюрманы                    
Шкипоры     I                
Констапели                            
Мичманы                    
Боцманы                    
Подшкипоры             I              
Подштюрманы                    
Боцман маты                    
ШхиманЫ                    
Шхиман маты                    
Квартирмейстеры                    
Писари                    
Сержанты от канонир                          
Подконстапели                    
Корпоралы от канонир                    
Канониры                    
Матрозы                    
Солдаты                    
Кают и дек юнги                    
Караульные солдаты                    
Трубачи                        
Десятники плотничьи                            
Добрые плотники                                  
Плотник^                    
Купоры                          
Унтер Купоры                    
Конопатчики                    
Парусные ученики                      
Слесари                        
Повары                    
Профосы                    
Всего                    
                                 

Книга 1

 

Глава П. О генерал-кригс-коммисаре

1. Быть во флоте самому, а в эскадре посылать обер-кригс-коммиса-ра, ежели оные в таком вояже будут, что зимовать в свой порт немо-гут возвратиться. Когда весь флот отправлен будет в такой вояж, что зимовать не может возвратиться в свой порт, тогда генерал-кригс-коммисар должен сам быть во флоте. А ежели эскадра, то посылать обер-кригс-коммисара, для управления должности своей.

2. Больных перевозить на госпитальные корабли и довольствовать пищею и питьем добрым, и лекарей понуждать их лечить. Будучи во флоте, должен приказать секретарям всякаго корабля подавать к себе росписи о состоянии людей. И если во оных явятся больные, а наипа­че в прилипчивых болезнях, и таковых ему приказать немедленно пе­ревозить на госпитальные корабли, обретающиеся во флоте. Где гене-рал-кригс-коммисар повинен прилежание иметь, дабы оные больные снабдены были лекарствами, и доброю пищею и питьем, также по­нуждать доктора и лекарей, дабы они свое дело тщательно и нелепос-тно отправляли. Також смотреть ему, чтоб лекарские сундуки доволь­ны были медикаметами и инструментами, и прочим что к тому при­надлежит.

3. Больных и раненых после баталии свозить на берег в пристойныя места и надсматривать. — Ежели случится после баталии, или когда больных умножится на кораблях, так, что в госпитальные корабли не уберутся; а аншеф командующий и воинской консилиум за пристой­но разсудят, чтоб больных перевезти на берег: тогда генерал-кригс-коммисар повинен сам осмотреть на берегу такия места в близости, где б поставить палатки, или сыскать домы, куда больных перевезти и в таком порядке содержать, когда флот будет подыматься, дабы паки их немедленно можно было на корабли вскоре собрать. Для вышепо-мянутаго управления, приказать взять с кораблей потребную пищу, по числу людей больных, сколько который корабль имеет, и прика­зать смотреть секретарям корабельным, чтоб.коммисары, кроме опре-деленнаго провианта, лишняго не свозили. Также повинен он, когда больные на землю привезены будут, а на море в кораблях госпиталь­ных, а в пристанях на якоре стоящих, чрез день сам осматривать, дабы лучшим образом снабдены были больные, под вычетом денеж-наго жалованья, за всякую небытность по полу месяцу. А ежели весьма то пренебрегать будет, то лишен будет чина.

4. В небытность генерал-кригс-коммисара во флоте, или в отдельной эскадре, дело его исправлять обер-кригс-коммисару. Обер-кригс-ком-мисар, в небытность генерал-кригс-коммисара, или во отделенной эскадре будучи, должен его дело исполнять.

Глава VII. О майоре

1. У которых флагманов быть на кораблях майору, секунд-майору и капитану. ~— Майору быть при генерал-адмирале, секунд-майору при адмирале от авангардии, капитану при адмирале от ариргардии, и последние два должны репортовать своего майора.

2. Повинен учить солдат на кораблях. Если флот или эскадра, в которой майор обретается, приидет на якорь в некоторой рейд или гавань: тогда он должен посещать корабли для учения солдат; а капи­таны и прочие офицеры команду над ними имеющие, должны их вык­ликать на дек, и поставить в ружье, а потом даст известие аншеф командующему во флоте о их состоянии.

3. В случае десанта он командует солдатами. — В случае десантов на землю, он имеет над солдатами команду с прочими солдатскими офи­церы, и как вышней командир должен все распорядить и управить по обычаю войска сухопутнаго/для исполнения экспедиции, для кото­рой он послан.

4. В небытность майора, должность его отправлять секунд-майору, или капитану. — В небытность майора, секунд-майор, или капитан, повинен управлять его должность.

Глава VIII. О фискалах

Должен смотреть во всех должностях за всеми офицерами, и доно­сить аншеф командующему. Должны быть во всякой эскадре по од­ному фискалу, во флоте один обер-фискал. Их должность есть смотреть во всех должностях за всеми офицерами. Ежели кто какой своей долж­ности не исправит по учиненному уставу: и о том доносить фискалам от эскадр своему обер-фискалу, а ему аншеф командующему. А ежели аншеф командующий что неправо будет делать, то доносить в Адми­ралтейской коллегии, под такими ж штрафами, чему те виноватые достойны, о которых он не донесет.

Книга II

И о обвесах корабельных

О фонарях

1. Коликое число кому во время ночное фонарей иметь. У генерал-адмирала, перваго адмирала, или аншеф командующаго, назади три фонаря, да в марсе один; у вице-адмирала, два назади и един в марсе; у шаутбейнахта, един назади и един в марсе; а ежели же девять флаг­манов, то другому столько фонарей иметь, как вице-адмиралу, а тре­тьему адмиралу, как шаутбейнахту; а вице-адмиралам и шаутбейнах-там, только иметь на корме, а в марсе не иметь. А когда очень темная ночь, тогда должен и каждой капитан партикулярной един фонарь за­жечь назади, в котором случае шаутбейнахт должен другой фонарь повыше обыкновеннаго поставить.

8. Каким надлежит быть обвесам корабельным. Обвесам кора­бельным быть красным, а по краям белым.

Глава IV. О салютах

1. Флагманские корабли имеют быть салютованы с своих крепостей наперед. Все корабли имеющие флаг наш со всех крепостей российских должны салютованы быть наперед, которым надлежит от флагманов равным числом пушек ответствовать. Сей салют надлежит чинить| токмо одному первому флагману.

2. Командоры и партикулярные, салютуют прежде крепостям. Капитанам-командорам и партикулярным надлежит прежде крепостям салют отдать, с которых надлежит равным же числом ответствовать.

3. Как с кораблей флагманских и крепостей чужестранным воинским кораблям ответствовать. Такожде с кораблей флагманских и крепостей наших чужестранным воинским кораблям ответствовать равным же числом, токмо генерал-адмирал республичным кораблям двумя меньше.

4. Всем воинским кораблям претендовать от республик спущения флаг и вымпелей. Все наши воинские корабли должны претендовать от всех республик, дабы перед нашими воинскими кораблями команду ющие флаги и вымпели спускали, каковы б наши малы, а их велики ни были; и ежели не учинять, то их принуждать к тому. Сие разумеется в море, а не в их гаванях.

5. Чужую крепость не салютовать не обослався. — Не должен ника-кой Его Величества воинской корабль салютовать какую чужую крепость или флагмана, прежде нежели обошлется, дабы равным числом; ответствовано ему было; и когда в том подлинно будет уверен, то са­лютовать наперед.

6. Как партикулярным кораблям перваго флагмана салютовать. Партикулярные капитаны должны из флота отходя или приходя, только: перваго командира во флоте салютовать в шесть недель. А ежели чаше то случится, то только приходя к аншеф командующему поздравлять гузе три раза, спускаючись позади его корабля под ветр.

7. Флагов и вымпелей не спускать ни пред кем, и которому флагману коликими пушками и надлежит салютовать. Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелк и мар­сели, под штрафом лишения живота.

Число пушек для салютации надлежит быть:

Генерал-адмиралу 13, другим адмиралам 11, вице-адмиралам 9, шаутбейнахтам 7. Сие же число употреблять при подымании и спуска­нии флага аншеф командующаго по рангам, как выше писано, со всех кораблей, а прочим флагманам кричанием гузе по рангам же. Фортециям от капитана-командора 5, от партикулярнато капитана 7.

8. Не палить напрасно по кораблям купецким для денег. — Никому не платить напрасно или безвременно, и тем не принуждать денег от купецких кораблей брать, под штрафом по червонному за всякой выстрел.

9. Как должны флагманы между собою и партикулярным салюто­вать. Флагман флагману ответствовать должен равным числом; а практикулярным кораблям генерал-адмирал четырьмя, а прочие флаг­маны двумя меньше.

10. Каждому в салютах поступать с чужестранными по тракта­там. — С которыми чужими областьми какие есть трактаты о салюта­ции, или впредь учинены будут: то должно каждому поступать по оным.

11. Корабль, имеющий флаг, будучи у крепости, должен салютовать приходящим. Корабль имеющий флаг, когда случится при крепостях Его Величества: тогда он должен салютовать приходящим кораблям, а не с крепости. А буде приходящие потом станут и крепости салюто­вать: тогда ответствовать и с крепости.

12. О салютах торговым. Торговым кораблям российским и чуже­странным салютовать надлежит по сему: генерал-адмирал и прочие флагманы имеют тремя выстрелами ответствовать, сколько от торго­вых ни будет стрелено, ежели выше седьми; а ежели будут стрелять торговые меньше седьми: то ответствовать только одним выстрелом; а капитаны партикулярные имеют ответствовать торговым двумя выст­релами меньше.

Книга III

Глава I. О капитане

1. О почтении капитана на корабле, о поступках по указам, о коман­де над своими подчиненными. — Капитан имеет почтен быть на своем корабле яко губернатор, или комендант в крепости, и должен пещи-ся; чтоб на корабле, которой ему поручен будет в команду, праведно и порядочно поступать по указам следующим, или вновь данным указам и инструкциям, нимало отдалялся от оных ни для какой причины, ниже для какого претексту. Чего ради вверяется его искуству и верности повелевать своими офицерами и прочими того корабля служитель-ми, во всяких их должностях для управления корабельнаго, как в ходу, так и во время баталии и штурмов, и во всяких случаях, под опасени­ем лишения команды за первое преступление на время; а за второе отвержения чина, или вящшаго наказания, по делу смотря.

2. О дружелюбии офицеров и прочих служителей между собою. Офицеры и прочие, которые в Его Величества флоте служат, да любят друг друга верно, как христианину надлежит, без разности, какой они веры или народа ни будут.

3. Каким образом принимать всякие припасы на корабль. Во время вооружения корабля, должен послать для приема всего, что надлежит на корабль, тех, у кого что имеет быть на руках, и при том с каждым или двумя офицеров или мичманов, которые, должны смотреть пол­ное ли число по регламенту или указу принимают, и годное ли; и чтоб худаго ничего отнюдь не допускали принимать. И когда те, кому что надлежит, примут, и дадут росписки: и те росписки должны засвиде­тельствовать подписанием своих рук те приданные к приемам офице­ры и мичманы. И потом все, кто что принял, и офицеры и мичманы должны рапортовать капитана о всем, что принято. По которым ра­портам капитан должен смотреть, все ль сполна принято; и ежели что не сполна явится в приеме: о том должен доносить своему командиру.

4. С корабля не съезжать на берег капитану. Когда корабль совсем в готовности на рейде: тогда быть капитану на корабле безотлучно, до тех мест, пока паки в гавань введет и разснастит; разве он какую особ­ливую нужду для отправления Его Величества службы на берегу имеет. А кроме того не отлучаться ему с корабля ни на одну ночь (разве позволено ему будет от аншеф командующаго) под лишением двоемесячнаго жалованья, или больше, смотря по делу и случаю.

5. Об оставшихся от похода кораблях подавать ведомость аншеф командующему. — Ежели кто после боя барабан наго в сбор на корабли, и по сигналу в поход на море, не придет на корабль и останется на берегу: то капитан о том должен рапортовать аншеф командующаго во флоте, которой должен при первой окказии, где остановятся на яко­ре, или придут в которой порт, послать ведомость к главнаму коман­диру в порт, отколь пошли, дабы те, которые остались, могли быть сысканы и штрафованы.

6. О разделении людей на вахты и надзирании оных. Капитан пови­нен разделить всех людей, которые будут на его корабле, прежде не­жели пойдут на море, на три части все равныя, для управления около парусов и прочаго, дабы всякой знал свое место во всякой случай; и для того роспись именная по квартирам прибита при каюте или у безан мачты да будет; также и разныя росписи по квартирам на корабле, по которым можно знать, в которой квартире всякой определен, и должен надсматривать над.караулами и часто самому оные осматри­вать, и велеть також своим офицерам осматривать, под лишением дво-емесячнаго жалованья или больше, смотря по делу и случаю.

7. О разделении людей к бою. — Прежде еще похода из гавани надле­жит капитану распорядить людей, назнача довольное число их к пушкам, к мелкому ружью, ко управлению парусов и прочаго, как надле­жит быть во время бою, так, чтоб всякой человек, когда ни спросят, мог бы знать свою должность и место. И не токмо надлежит приказать таблицу чисто написанную повесить под шканцами, с именами всех людей, что есть на корабле, и всякаго их особливыя места, но еще долженствует приказать прибивать билеты малые на всяком месте ко­рабля, содержащие имена оных людей, которые назначены к тому месту, под лишением чина, или вычетом жалованья, по вине смотря.

8. При посылке на берег людей давать роспись оным, посланному с ними офицеру. — Когда корабль придет на рейд, и потребно будет для какого дела послать людей на берег: то капитан должен послать лю­дей, переписав их, и отдав роспись офицеру, которой будет послан с ними, дабы по возвращении их, оной офицер мог дать ответе послан­ных с ним.

9. Ежели от небрежения командирского, служители сбегут, или кто им потакнет. Ежели корабельные служители отбудут, или сбегут небрежением или нерадением капитанским, или прочих офицеров ко­рабельных, у которых будут в команде: то повинны оные офицеры иных поставить вместо тех, своим иждивением. А которые им потакнут каким нибудь образом сойти и сбежать с корабля: те сами, яко дезертиры, судятся.

10. О карауле у крюйт каморы, и какой приказ часовому дать. Как скоро порох по ложится в крюйт камору: то капитан повинен прика­зать осторожному и верному офицеру, особливо надежных людей оп­ределить для караула к крюйт каморе; и чтоб в припасной шкиперски каморе, и где паруса лежат, также от крюйт каморы до грот машта, между кубрюха и нижней палубы никто не жил, и ниже вновь, водок или иное что кладено там было, кроме корабельных припасов всякаго офицера, у котораго что на руках есть.

Також надлежит капитану приказать часовому у крюйт каморы под смертною казнию, чтоб он не пускал никого, ктоб ни был, на низ сквозь люк с огнем, пока он подлинно осведомится, чтоб повелено. будет от него капитана самаго или офицера караульнаго. И в таком случае надобно смотреть, чтоб один знатной человек послан был со шканец с тем, кому повелено будет идти к крюйт камору, или в близь ее лежащий каморы, и сказал о том часовому стоящему при крюйт каморе.

Такожде надобнр приказать помянутому часовому накрепко смот­реть, что когда кто и получит позволение идти сквозь памянутой люк с огнем: чтоб оной огонь был в крепком и надежном фонаре, дабы иногда от неусмотрения не могли припасть какие припадки.

Положа порох в крюйт камору, капитан должен взять ключ от той крюйт каморы, и держать в своей каюте. А когда отлучится от корабля: то оной ключ отдать тому, кому от него команда на корабль приказана будет, с крепким приказанием, чтоб он смотрел того.

11. Не принимать на корабль пассажиров без указа. Капитан да не дерзает без указа письменнаго из коллегии, или от вышняго команди­ра, каких волонтиров или пассажиров принимать на корабль, под опасением лишения своей команды на время, или вящшаго наказания, по важности дела.

12. Не принимать на корабль товаров и не торговать. Запрещается капитану Принимать какие товары на свой корабль, ниже каким обра­зом вступать в свою торговлю, под опасением извбрежения чина и отнятия товаров.

13. По получении указа идти в путь. Когда получит указ идти, тогда б ничего не мешкав, шел в свой путь с первым удобным ветром, как возможность и случай допустит, под потерянном на месяц жало­ванья. А сколь скоро подымут паруса: то должен смотреть, чтоб все его офицеры и матрозы определенные на стоящей квартиры были по сво­им постам.

14. Об осторожности входу. — Надобно капитану быть вельми осторожну, чтоб беречь стенги, и не газардовать в великие ветры и пого­ды; разве будет в погоне, или какая нужда случится; також должен смотреть, чтоб ванты, пардоны, во удобныя времена натягать, и наи­паче когда они новые. Також и в прочем во всем иметь опасение и крепкое смотрение, чтоб корабль был не поврежден во время кампании, под штрафом заплатить убыток, ежели небрежением его что сделается.

15. О припасах каким образом в расходе употреблять. Никакие б припасы на корабле напрасно издержаны или испорчены не были, а особливо кабельтоу, паруса и прочия главный снасти корабля; но все с надзиранием самаго капитана и чтоб оныя издержки были записаны капитанскою и подчиненных его руками, у кого что на руках есть, каждому в своих книгах, ради их оправдания. И по вся недели капитан должен у всех вышеписанных книги с своими книгами свидетельство­вать, ив их книгах расход закреплять; а за небрежение капитан дол­жен заплатою онаго. Чего для он должен замечать в своей записной книге о всякой веревке, какое пременение было во время Пути, и какие припасы издержаны или взаймы отданы, и в какой службе ка-кия веревки или парусное полотно и какие канаты, якори и дреки, и прочия всякий вещи потеряны, и каким случаем также что попорти­лось и негодное: которую записную книгу немедленно ему при приез­де своем отдать капитану над портом, свою и подчиненных своих, кроме констапельских и провиантских, которыя отдавать: о конста-пельских цейгмейстеру, о провиантских обер-провиантмейстеру.

16. Без указа не осуждать другого ни чем. — Когда капитан будет во флоте, или в эскадре: то не должен осуждать Другой корабель ни снастьми, ни ружьем, ниже какими иными припасами, без указа аншеф командующего..

17. О даче письменных указов о расходе припасов. Капитану запре­щается употреблять или раздавать какия вещи, провиант или всякие какие припасы, которые у котораго его унтер-офицерэ на руках, сверх регламента, перво не дав в том ему повелительнаго письма за своею рукою, и когда возвратится в порт, то из Адмиралтейской коллегии неповинны дать ему жалованье и его офицерам, у кого какие припасы на руках есть, пока они не подадут расходных книг, куды надлежит.

18. Испорченный вещи на корабле, при возвращении в порт, отдавать в магазин. Когда какая вещь из артиллерии, такелажа и из прочих, какого б звания оная ни была, испортится на корабле: тогда оную хранить; и при возвращении из кампании отдавать в магазин. Ибо без той отдачи не будет выдано из магазина, вместо того, новаго, разве что на употребление корабля из оных изойдет, или потеряно будет какою причиною: и то очищать именно в записках, которыя велено чинить по указу о расходе припасов.

19. О смотрении хода корабельного и в чем состоит штейф или ранк. — Должен прилежно осматривать хода корабельнаго, и примечать, в чем состоит его ход, также штейф или ранк, дабы по своем возвраще­нии мог дать об нем ведение в коллегию Адмиралтейскую. Также ра­деть капитану, чтоб корабль скорее в ходу сочинить (а особливо но­вой), за что по свидетельству верному, награждение обещается.

20. При перемене с корабля давать письменное ведение за руками о триме корабля тем, что примет. Когда капитан будет с корабля переменяться: тогда он и подчиненные его обер и унтер-офицеры, должны отдавать письменное ведение за своими руками о триме ко­рабля тем, которые их переменят, под штрафом лишения чина и ссылкою на галеры.

21. О журнале, о свидетельстве штурманов, о примечании мелей и каменья. В путеплавании должен держать верной журнал своего кур­са, и в дальных плаваниях назначивать на карте места, брать высоту, и смечать разстояние плаванное. Еще должен свидетельствовать всякаго штурмана в смечании хода корабельнаго, выслушать их доводы, и выбрать лучшее. А в Балтическом или иных малых морях, мели и каменья ста­вить верно на карту, которых еще не знают, также и течение штурмов и вид берегов: и оной журнал, по возвращении из кампании, отдавать аншеф командующему, для подания в Адмиралтейскую коллегию.

22. Смотреть в журналах за офицерами и прочими, и в искустве их должности. Повинен приказать офицерам показать себе их инстру­менты, служащие к навигации, которые они должны иметь; приказы­вать, дабы брали обсервации, принуждать самих держать журналы, заказывать штурманам давать им свои журналы списывать и потом доносить аншеф командующему над флотом о неприлежащих к тому делу. И должен надзирать, дабы все корабельные служители всякой в своей должности искусен был. Того для непрестанно надлежит обучать их владением парусов, пушек, ружья, знанием компаса и прочим, под штрафом лишения месячнаго жалованья за первой раз, а за вто­рой на полгода, за третий лишением чина.

23. Без крайней нужды не возвращаться в порты. — Запрещается ему возвращаться в порты и рейды без крайней нужды, которую должен объявить главному командиру над портом, где пристанет, под штра­фом лишения жалованья за дни непотребнаго своего пребывания в портах, или рейдах, а отнятия на время команды, ежели оное пре­ступление повторит.

24. Буде кто возвратится в порт от лишней издержки провианта. Ежели великая издержка провианту будет причинствовать его возврату в порт: то он должен отвечать пред судом, для чего оную излишнюю; издержку учинил. И буде явится для какого вымысла: то наказан будет по вине; буде же без вымысла то учинил: то излишняя издержка провианта; доправлена будет на нем, ежели издержал без законной причины.

25. Не искать иной гавани, кроме указной, без нужды. Никакому капитану, или шкиперу не искать другой гавани без крайней нужды, под великим наказанием, кроме той, о которой ему указано будет. А ежели сыщется, что он то учинил для своей прибыли, или торгу: то он понижен чином, без абшита отпущен, или штрафован будет на теле, по разсуждению суда.

26. Смотреть грунту, где станет на якорь. Во всех местах якор­ных должен знать грунт, где корабль его станет на якорь, сколько сажен канату выпущено. А в рейдах незнакомых должен знать, каков грунт в разстоянии длины двух канатов во все стороны, вымеряв всюду.

27. Лишняго пороха не тратить, кроме нужды. Не повинен лиш­ней издержки чинить пороху, но только для салютов, которые опреде­лены, или для сигналов, которые во время нужды или какого страха чинятся, и для учения из мелкаго ружья. Также для новых канониров с пышками от пушек, также когда пушки при начатии компаний чис­тятся, чтоб зело умеренным по Регламенту порохом чищены были. Также и по скончании компании, вывертывать заряды, а не выстре­ливать, кроме того, что за выверчиванием малое останется: под штра­фом заплатить за все, чрез указ и кроме нужды издержанное.

28. О респекте офицеров. Офицеры, командующие кораблями, имеют подчиненных своих офицеров в надлежащем респекте содержать, а рядовым накрепко приказать, дабы оных в достойном почитании име­ли, и должное послушание им отдавали.

29. Смотреть за офицерами в порядочном содержании служителей корабельных. Капитан должен смотреть, дабы офицеры матрозов и прочих служителей корабельных, ни чрезвычайно жестоко, ни слабо в команде своей содержали: но по правде и умеренности поступали с ними.

30. О довольстве служителей корабельных, и о чистоте в корабле и около их и о больных. Капитан долженствует иметь смотрение над своими подчиненными, дабы оные ни в чем нужды не имели; но были бы довольны. Так же чистоту в корабле и около их иметь, дабы не заболели от недостатка какого, или нечистоты. Также больных наипа­че надсматривать, и о них всякое возможное попечение иметь к их здоровью: под штрафом смерти, ежели вымыслом то учинить для ка­кого зла или корысти; а ежели оплошкою: то понижением чина или вычетом жалованья, по разсмотрению воинскаго суда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.058 с.)