Глава IX. О капитане или ином офицере над ружьем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IX. О капитане или ином офицере над ружьем



Должен ружье и аммуницию принять, и оное и оружейных мастеров раздать по кораблям и надзирать того. — Должен ружье и аммуницию принять из магазейна при секретаре корабельном, таким порядком, как прочия вещи принимаются. Он должен на всякой корабль оное раздавать по регламенту. Также оружейных мастеров разделить по ко­раблям, для починки и чищенья ружья, и должен по вся недели, или как время допустит, смотреть, чтоб было все в добром порядке; и о том репортовать своего цейгмейстера.

Книга II

О ранге и о команде офицеров, и о почтении им,

О флагах и вымпелях, о фонарях, о салютах и о флагах торговых,

И о обвесах корабельных

Глава I. О ранге и о команде

1. О ровности офицеров в чинах. — Флагманы капитаны и прочие офицеры морские и коммисары одного чина, должны иметь ранг меж­ду собою, по первенству в получении чинов своих.

2. Кому быть в воинской консилии при флагманах. В воинской кон-силии надлежит быть флагманам и генерал-кригс-коммисару, или обер-кригс-коммисару, ежели будут во флоте, и интенданту, а в его небыт­ность, кто дело его отправлять будет, и капитанам-командорам. А ког­да нужное случится дело и за благо разсудят, тогда призываются и капитаны.

3. В консилии, при одном командоре, интенданту иметь под ним пер­вое место. — Когда в небытности флагманов, капитан-командор будет верхнюю команду иметь и случится воинской консилиум с подчинен­ными капитаны: тогда индендант, ежели случится, имеет под ним первое место.

4. Где места на корабле генерал-кригс-коммисару, или обер-кригс-коммисару и интенданту. Генерал-кригс-коммисар имеет свои по­кои на корабле, в первых по аншеф командующем флотом, ежели он будет во флоте; а ежели обер-кригс-коммссар будет в эскадре и ин­тендант, или кто будет дело его отправлять, имеют свои покои на корабле в первых по командующем того корабля, а коммисары обык­новенные по своим рангам.

5. Офицерам артиллерийским на бомбардирских кораблях не мешать­ся в морскую команду. Офицеры артиллерийские на бомбардирских кораблях имеют в своей команде мортиры, гоубицьги прочья артилле­рийские вещи и не должны мешаться в команду морскаго офицера; разве по их искуству, от аншеф командующаго о том приказано будет.

6. Власть лишения команды офицеров надлежит одному аншеф ко­мандующему. Власть лишения команды офицеров, командующих ко­раблями, надлежит токмо до аншеф командующаго флотом, или ан­шеф командующаго эскадрою, в небытность флота на море. А которые

командированы будут от аншеф командующаго на время, не могут своих офицеров штрафовать ни за какия преступления, токмо отказать от команды, или арестовать; и когда возвратятся к своему командиру, должны предложить причины, для чего оных команды лишили, или арестовали: где повинен командующий в том учинить разсмотрение и воинской суд.

7. Сошедшись в портах старшему командовать. Ежели прилучится сойтиться в портах, или в рейдах эскадрам, или партикулярным ко­раблям: тогда должен старший командовать молодшим, хотя б он и на его дивизии был, до тех мест, пока паки пойдут в свой путь.

8. Когда сойдутся корабли с галерами, команда надлежит старшему, а будеравны корабельному, Когда случится в гаванях, или на рейдах корабли с галерами сойдутся: тогда командовать тому, кто выше ранг имеет, а ежели командиры, корабельный и галерный одного ранга, то командовать командиру корабельному командиром галерным, пока­мест случай дел их в том месте будет; однакож не надлежит одному другаго в экспедициях останавливать без указа, разве того какая необ­ходимая нужда или интерес государственной требовать будет.

Глава II. О почтениях, которым должны отдаваны быть флагманам и прочим аншеф командующим

1. Об отдании.почтения аншеф командующим. Когда на море на корабль всходит, или мимо корабля с флагом едет генерал-адмирал, или иной флагман аншеф командующий: тогда должно бить поход; ежели же капитан-командор аншеф командует, или рядовой капитан под широким вымпелем: тогда бить только один раз дробь и солдатам стать в строй по сему: генерал-адмиралу 30 человек, прочим адмира­лам 26 чел., вице-адмиралам 20 чел., шаутбейнахтам 14 чел., капитан-командору 10 чел., капитанам 6 чел. Прочим обер-офицерам команду­ющим кораблями 4 человек. Сухопутным и статским по рангам против морских.

2. Когда случатся флагманы вместе, какую честь им отдавать. А когда случатся флагманы вместе, то генерал-адмиралу бить поход, прочим адмиралам три дроби, вице-адмиралам две, шаутбейнахтам одна, ког­да они мимо корабля едут с флагами или на корабль всходят; а матро-зам в то время стать по веревкам и раинам; а гузе кричать только в то время, когда которой флагман с корабля пойдет по их рангам, а именно: генерал-адмиралу 5, адмиралам или аншеф командующим флагманам 3, вице-адмиралам 2, шаутбейнахтам 1; тож разумеется о галерных флагманах и сухопутных офицерах, по равности рангов против морс­ких. Прочим чинам не в воинской службе будущим, которые имеют равной ранг с которыми флагманами: то им столько гузе кричать, как и флагманам, и солдат на караул ставить, только без барабаннаго боя. Сопротив чего тем, которым гузе кричано: из своей шлюпки велеть людям ответствовать одинаго тот же салют; а партикулярным капита­нам между собою того не чинить.

3. В случае транспорта на корабля, как поступать сухопутным с морскими. — Ежели случится транспорту какому быть на кораблях: тогда сухопутным офицерам поступать с морскими по сему:

Ежели солдат будет подлежать какому наказанию за некоторую ко­рабельную вину: то командир корабля должен приказать офицеру су­хопутному его наказать.

Ежели солдаты между себя поссорятся: то офицеры рот солдатских могут наказывать проступившихся солдат, известя о том капитану ко­рабельному.

А ежели ссора учинится между солдатами и матрозами: то надлежит командиру корабля розыскать о том вместе с сухопутными офицера­ми, и в том суде быть яко президенту, хотя бы сухопутные офицеры и выше его рангом были.

 

Глава III. О флагах и вымпелях и о фонарях и о обвесах

1. На которых местах командирские иметь флаги и вымпели. Ад­миралы всех трех флагманов должны иметь свои флаги на грот-стенге вице-адмиралы на фор-стенге, шаутбейнахты на крюйс-стенге, капи-таны-камандоры на грот-етенге, командорской вымпел на флагшто­ке, как карнет, а не как вымпел.

2. Капитану корабля иметь вымпел на том же месте и того ж коле­ра, как бы флагман был. — Буде в которой эскадре капитан командор за флагмана командует: то повинен иметь свой вымпел на том стенге и того же колера, которой бы флагману надлежало иметь, вместо котораго он командует, хотя куды и особливо откомандирован будет.

3. Капитан корабля ежели не в эскадре, обыкновенной командорской вымпел имеет, А ежели во флоте он командорскаго вымпеля не имел, или из порта послан: то ему иметь вымпел командорской ординарной, трех колеров, на грот-стенге.

4. Партикулярный капитан, откомандированный с эскадрою, плаву­чей командорской вымпел иметь. А ежели какой партикулярный ка­питан будет куды откомандирован с эскадрою или несколькими кораб­лями, тогда ему по принятии инструкции, тотчас поставить крман-дорской вымпел на грот-стенге пловучей; а не надевать на флагшток.

5. При каком числе кораблей подымать флаги и вымпели. Оные флаги и вымпели над меньшим числом кораблей не подымать, как следует: генерал-адмиральской флаг над 15 кораблями; прочих адми­ралов над 13, вице-адмиральской над 7, шаутбейнахтской над 5, ка­питан-командорской вымпел над 3. Сие всегда чинить надлежит во всяких случаях, как при целом флоте, так в эскадрах и малых дивизи­ях, разве будет особливой указ.

Ежели же будет меньше число кораблей, нежели флагманов: то оным по пропорции кораблей убавливать флагов, на пример: адмиралу, вице-адмиральской; вице-адмиралу, шаутбейнахтской; шаутбейнахту, ка­питан-командорской. И тако шанжировать даже до вымпеля.

6. Какой имеют флаг российские торговые корабли. Корабли тор­говые российские повинны иметь флаг полосатой трех колеров: бе­лой, синий, красной. А корабли ластовые адмиралтейские имеют гюйс, как на воинских кораблях.

О фонарях

1. Коликое число кому во время ночное фонарей иметь. У генерал-адмирала, перваго адмирала, или аншеф командующаго, назади три фонаря, да в марсе один; у вице-адмирала, два назади и един в марсе; у шаутбейнахта, един назади и един в марсе; а ежели же девять флаг­манов, то другому столько фонарей иметь, как вице-адмиралу, а тре­тьему адмиралу, как шаутбейнахту; а вице-адмиралам и шаутбейнах-там, только иметь на корме, а в марсе не иметь. А когда очень темная ночь, тогда должен и каждой капитан партикулярной един фонарь за­жечь назади, в котором случае шаутбейнахт должен другой фонарь повыше обыкновеннаго поставить.

8. Каким надлежит быть обвесам корабельным. Обвесам кора­бельным быть красным, а по краям белым.

Глава IV. О салютах

1. Флагманские корабли имеют быть салютованы с своих крепостей наперед. Все корабли имеющие флаг наш со всех крепостей российских должны салютованы быть наперед, которым надлежит от флагманов равным числом пушек ответствовать. Сей салют надлежит чинить| токмо одному первому флагману.

2. Командоры и партикулярные, салютуют прежде крепостям. Капитанам-командорам и партикулярным надлежит прежде крепостям салют отдать, с которых надлежит равным же числом ответствовать.

3. Как с кораблей флагманских и крепостей чужестранным воинским кораблям ответствовать. Такожде с кораблей флагманских и крепостей наших чужестранным воинским кораблям ответствовать равным же числом, токмо генерал-адмирал республичным кораблям двумя меньше.

4. Всем воинским кораблям претендовать от республик спущения флаг и вымпелей. Все наши воинские корабли должны претендовать от всех республик, дабы перед нашими воинскими кораблями команду ющие флаги и вымпели спускали, каковы б наши малы, а их велики ни были; и ежели не учинять, то их принуждать к тому. Сие разумеется в море, а не в их гаванях.

5. Чужую крепость не салютовать не обослався. — Не должен ника-кой Его Величества воинской корабль салютовать какую чужую крепость или флагмана, прежде нежели обошлется, дабы равным числом; ответствовано ему было; и когда в том подлинно будет уверен, то са­лютовать наперед.

6. Как партикулярным кораблям перваго флагмана салютовать. Партикулярные капитаны должны из флота отходя или приходя, только: перваго командира во флоте салютовать в шесть недель. А ежели чаше то случится, то только приходя к аншеф командующему поздравлять гузе три раза, спускаючись позади его корабля под ветр.

7. Флагов и вымпелей не спускать ни пред кем, и которому флагману коликими пушками и надлежит салютовать. Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелк и мар­сели, под штрафом лишения живота.

Число пушек для салютации надлежит быть:

Генерал-адмиралу 13, другим адмиралам 11, вице-адмиралам 9, шаутбейнахтам 7. Сие же число употреблять при подымании и спуска­нии флага аншеф командующаго по рангам, как выше писано, со всех кораблей, а прочим флагманам кричанием гузе по рангам же. Фортециям от капитана-командора 5, от партикулярнато капитана 7.

8. Не палить напрасно по кораблям купецким для денег. — Никому не платить напрасно или безвременно, и тем не принуждать денег от купецких кораблей брать, под штрафом по червонному за всякой выстрел.

9. Как должны флагманы между собою и партикулярным салюто­вать. Флагман флагману ответствовать должен равным числом; а практикулярным кораблям генерал-адмирал четырьмя, а прочие флаг­маны двумя меньше.

10. Каждому в салютах поступать с чужестранными по тракта­там. — С которыми чужими областьми какие есть трактаты о салюта­ции, или впредь учинены будут: то должно каждому поступать по оным.

11. Корабль, имеющий флаг, будучи у крепости, должен салютовать приходящим. Корабль имеющий флаг, когда случится при крепостях Его Величества: тогда он должен салютовать приходящим кораблям, а не с крепости. А буде приходящие потом станут и крепости салюто­вать: тогда ответствовать и с крепости.

12. О салютах торговым. Торговым кораблям российским и чуже­странным салютовать надлежит по сему: генерал-адмирал и прочие флагманы имеют тремя выстрелами ответствовать, сколько от торго­вых ни будет стрелено, ежели выше седьми; а ежели будут стрелять торговые меньше седьми: то ответствовать только одним выстрелом; а капитаны партикулярные имеют ответствовать торговым двумя выст­релами меньше.

Книга III

Глава I. О капитане

1. О почтении капитана на корабле, о поступках по указам, о коман­де над своими подчиненными. — Капитан имеет почтен быть на своем корабле яко губернатор, или комендант в крепости, и должен пещи-ся; чтоб на корабле, которой ему поручен будет в команду, праведно и порядочно поступать по указам следующим, или вновь данным указам и инструкциям, нимало отдалялся от оных ни для какой причины, ниже для какого претексту. Чего ради вверяется его искуству и верности повелевать своими офицерами и прочими того корабля служитель-ми, во всяких их должностях для управления корабельнаго, как в ходу, так и во время баталии и штурмов, и во всяких случаях, под опасени­ем лишения команды за первое преступление на время; а за второе отвержения чина, или вящшаго наказания, по делу смотря.

2. О дружелюбии офицеров и прочих служителей между собою. Офицеры и прочие, которые в Его Величества флоте служат, да любят друг друга верно, как христианину надлежит, без разности, какой они веры или народа ни будут.

3. Каким образом принимать всякие припасы на корабль. Во время вооружения корабля, должен послать для приема всего, что надлежит на корабль, тех, у кого что имеет быть на руках, и при том с каждым или двумя офицеров или мичманов, которые, должны смотреть пол­ное ли число по регламенту или указу принимают, и годное ли; и чтоб худаго ничего отнюдь не допускали принимать. И когда те, кому что надлежит, примут, и дадут росписки: и те росписки должны засвиде­тельствовать подписанием своих рук те приданные к приемам офице­ры и мичманы. И потом все, кто что принял, и офицеры и мичманы должны рапортовать капитана о всем, что принято. По которым ра­портам капитан должен смотреть, все ль сполна принято; и ежели что не сполна явится в приеме: о том должен доносить своему командиру.

4. С корабля не съезжать на берег капитану. Когда корабль совсем в готовности на рейде: тогда быть капитану на корабле безотлучно, до тех мест, пока паки в гавань введет и разснастит; разве он какую особ­ливую нужду для отправления Его Величества службы на берегу имеет. А кроме того не отлучаться ему с корабля ни на одну ночь (разве позволено ему будет от аншеф командующаго) под лишением двоемесячнаго жалованья, или больше, смотря по делу и случаю.

5. Об оставшихся от похода кораблях подавать ведомость аншеф командующему. — Ежели кто после боя барабан наго в сбор на корабли, и по сигналу в поход на море, не придет на корабль и останется на берегу: то капитан о том должен рапортовать аншеф командующаго во флоте, которой должен при первой окказии, где остановятся на яко­ре, или придут в которой порт, послать ведомость к главнаму коман­диру в порт, отколь пошли, дабы те, которые остались, могли быть сысканы и штрафованы.

6. О разделении людей на вахты и надзирании оных. Капитан пови­нен разделить всех людей, которые будут на его корабле, прежде не­жели пойдут на море, на три части все равныя, для управления около парусов и прочаго, дабы всякой знал свое место во всякой случай; и для того роспись именная по квартирам прибита при каюте или у безан мачты да будет; также и разныя росписи по квартирам на корабле, по которым можно знать, в которой квартире всякой определен, и должен надсматривать над.караулами и часто самому оные осматри­вать, и велеть також своим офицерам осматривать, под лишением дво-емесячнаго жалованья или больше, смотря по делу и случаю.

7. О разделении людей к бою. — Прежде еще похода из гавани надле­жит капитану распорядить людей, назнача довольное число их к пушкам, к мелкому ружью, ко управлению парусов и прочаго, как надле­жит быть во время бою, так, чтоб всякой человек, когда ни спросят, мог бы знать свою должность и место. И не токмо надлежит приказать таблицу чисто написанную повесить под шканцами, с именами всех людей, что есть на корабле, и всякаго их особливыя места, но еще долженствует приказать прибивать билеты малые на всяком месте ко­рабля, содержащие имена оных людей, которые назначены к тому месту, под лишением чина, или вычетом жалованья, по вине смотря.

8. При посылке на берег людей давать роспись оным, посланному с ними офицеру. — Когда корабль придет на рейд, и потребно будет для какого дела послать людей на берег: то капитан должен послать лю­дей, переписав их, и отдав роспись офицеру, которой будет послан с ними, дабы по возвращении их, оной офицер мог дать ответе послан­ных с ним.

9. Ежели от небрежения командирского, служители сбегут, или кто им потакнет. Ежели корабельные служители отбудут, или сбегут небрежением или нерадением капитанским, или прочих офицеров ко­рабельных, у которых будут в команде: то повинны оные офицеры иных поставить вместо тех, своим иждивением. А которые им потакнут каким нибудь образом сойти и сбежать с корабля: те сами, яко дезертиры, судятся.

10. О карауле у крюйт каморы, и какой приказ часовому дать. Как скоро порох по ложится в крюйт камору: то капитан повинен прика­зать осторожному и верному офицеру, особливо надежных людей оп­ределить для караула к крюйт каморе; и чтоб в припасной шкиперски каморе, и где паруса лежат, также от крюйт каморы до грот машта, между кубрюха и нижней палубы никто не жил, и ниже вновь, водок или иное что кладено там было, кроме корабельных припасов всякаго офицера, у котораго что на руках есть.

Також надлежит капитану приказать часовому у крюйт каморы под смертною казнию, чтоб он не пускал никого, ктоб ни был, на низ сквозь люк с огнем, пока он подлинно осведомится, чтоб повелено. будет от него капитана самаго или офицера караульнаго. И в таком случае надобно смотреть, чтоб один знатной человек послан был со шканец с тем, кому повелено будет идти к крюйт камору, или в близь ее лежащий каморы, и сказал о том часовому стоящему при крюйт каморе.

Такожде надобнр приказать помянутому часовому накрепко смот­реть, что когда кто и получит позволение идти сквозь памянутой люк с огнем: чтоб оной огонь был в крепком и надежном фонаре, дабы иногда от неусмотрения не могли припасть какие припадки.

Положа порох в крюйт камору, капитан должен взять ключ от той крюйт каморы, и держать в своей каюте. А когда отлучится от корабля: то оной ключ отдать тому, кому от него команда на корабль приказана будет, с крепким приказанием, чтоб он смотрел того.

11. Не принимать на корабль пассажиров без указа. Капитан да не дерзает без указа письменнаго из коллегии, или от вышняго команди­ра, каких волонтиров или пассажиров принимать на корабль, под опасением лишения своей команды на время, или вящшаго наказания, по важности дела.

12. Не принимать на корабль товаров и не торговать. Запрещается капитану Принимать какие товары на свой корабль, ниже каким обра­зом вступать в свою торговлю, под опасением извбрежения чина и отнятия товаров.

13. По получении указа идти в путь. Когда получит указ идти, тогда б ничего не мешкав, шел в свой путь с первым удобным ветром, как возможность и случай допустит, под потерянном на месяц жало­ванья. А сколь скоро подымут паруса: то должен смотреть, чтоб все его офицеры и матрозы определенные на стоящей квартиры были по сво­им постам.

14. Об осторожности входу. — Надобно капитану быть вельми осторожну, чтоб беречь стенги, и не газардовать в великие ветры и пого­ды; разве будет в погоне, или какая нужда случится; також должен смотреть, чтоб ванты, пардоны, во удобныя времена натягать, и наи­паче когда они новые. Також и в прочем во всем иметь опасение и крепкое смотрение, чтоб корабль был не поврежден во время кампании, под штрафом заплатить убыток, ежели небрежением его что сделается.

15. О припасах каким образом в расходе употреблять. Никакие б припасы на корабле напрасно издержаны или испорчены не были, а особливо кабельтоу, паруса и прочия главный снасти корабля; но все с надзиранием самаго капитана и чтоб оныя издержки были записаны капитанскою и подчиненных его руками, у кого что на руках есть, каждому в своих книгах, ради их оправдания. И по вся недели капитан должен у всех вышеписанных книги с своими книгами свидетельство­вать, ив их книгах расход закреплять; а за небрежение капитан дол­жен заплатою онаго. Чего для он должен замечать в своей записной книге о всякой веревке, какое пременение было во время Пути, и какие припасы издержаны или взаймы отданы, и в какой службе ка-кия веревки или парусное полотно и какие канаты, якори и дреки, и прочия всякий вещи потеряны, и каким случаем также что попорти­лось и негодное: которую записную книгу немедленно ему при приез­де своем отдать капитану над портом, свою и подчиненных своих, кроме констапельских и провиантских, которыя отдавать: о конста-пельских цейгмейстеру, о провиантских обер-провиантмейстеру.

16. Без указа не осуждать другого ни чем. — Когда капитан будет во флоте, или в эскадре: то не должен осуждать Другой корабель ни снастьми, ни ружьем, ниже какими иными припасами, без указа аншеф командующего..

17. О даче письменных указов о расходе припасов. Капитану запре­щается употреблять или раздавать какия вещи, провиант или всякие какие припасы, которые у котораго его унтер-офицерэ на руках, сверх регламента, перво не дав в том ему повелительнаго письма за своею рукою, и когда возвратится в порт, то из Адмиралтейской коллегии неповинны дать ему жалованье и его офицерам, у кого какие припасы на руках есть, пока они не подадут расходных книг, куды надлежит.

18. Испорченный вещи на корабле, при возвращении в порт, отдавать в магазин. Когда какая вещь из артиллерии, такелажа и из прочих, какого б звания оная ни была, испортится на корабле: тогда оную хранить; и при возвращении из кампании отдавать в магазин. Ибо без той отдачи не будет выдано из магазина, вместо того, новаго, разве что на употребление корабля из оных изойдет, или потеряно будет какою причиною: и то очищать именно в записках, которыя велено чинить по указу о расходе припасов.

19. О смотрении хода корабельного и в чем состоит штейф или ранк. — Должен прилежно осматривать хода корабельнаго, и примечать, в чем состоит его ход, также штейф или ранк, дабы по своем возвраще­нии мог дать об нем ведение в коллегию Адмиралтейскую. Также ра­деть капитану, чтоб корабль скорее в ходу сочинить (а особливо но­вой), за что по свидетельству верному, награждение обещается.

20. При перемене с корабля давать письменное ведение за руками о триме корабля тем, что примет. Когда капитан будет с корабля переменяться: тогда он и подчиненные его обер и унтер-офицеры, должны отдавать письменное ведение за своими руками о триме ко­рабля тем, которые их переменят, под штрафом лишения чина и ссылкою на галеры.

21. О журнале, о свидетельстве штурманов, о примечании мелей и каменья. В путеплавании должен держать верной журнал своего кур­са, и в дальных плаваниях назначивать на карте места, брать высоту, и смечать разстояние плаванное. Еще должен свидетельствовать всякаго штурмана в смечании хода корабельнаго, выслушать их доводы, и выбрать лучшее. А в Балтическом или иных малых морях, мели и каменья ста­вить верно на карту, которых еще не знают, также и течение штурмов и вид берегов: и оной журнал, по возвращении из кампании, отдавать аншеф командующему, для подания в Адмиралтейскую коллегию.

22. Смотреть в журналах за офицерами и прочими, и в искустве их должности. Повинен приказать офицерам показать себе их инстру­менты, служащие к навигации, которые они должны иметь; приказы­вать, дабы брали обсервации, принуждать самих держать журналы, заказывать штурманам давать им свои журналы списывать и потом доносить аншеф командующему над флотом о неприлежащих к тому делу. И должен надзирать, дабы все корабельные служители всякой в своей должности искусен был. Того для непрестанно надлежит обучать их владением парусов, пушек, ружья, знанием компаса и прочим, под штрафом лишения месячнаго жалованья за первой раз, а за вто­рой на полгода, за третий лишением чина.

23. Без крайней нужды не возвращаться в порты. — Запрещается ему возвращаться в порты и рейды без крайней нужды, которую должен объявить главному командиру над портом, где пристанет, под штра­фом лишения жалованья за дни непотребнаго своего пребывания в портах, или рейдах, а отнятия на время команды, ежели оное пре­ступление повторит.

24. Буде кто возвратится в порт от лишней издержки провианта. Ежели великая издержка провианту будет причинствовать его возврату в порт: то он должен отвечать пред судом, для чего оную излишнюю; издержку учинил. И буде явится для какого вымысла: то наказан будет по вине; буде же без вымысла то учинил: то излишняя издержка провианта; доправлена будет на нем, ежели издержал без законной причины.

25. Не искать иной гавани, кроме указной, без нужды. Никакому капитану, или шкиперу не искать другой гавани без крайней нужды, под великим наказанием, кроме той, о которой ему указано будет. А ежели сыщется, что он то учинил для своей прибыли, или торгу: то он понижен чином, без абшита отпущен, или штрафован будет на теле, по разсуждению суда.

26. Смотреть грунту, где станет на якорь. Во всех местах якор­ных должен знать грунт, где корабль его станет на якорь, сколько сажен канату выпущено. А в рейдах незнакомых должен знать, каков грунт в разстоянии длины двух канатов во все стороны, вымеряв всюду.

27. Лишняго пороха не тратить, кроме нужды. Не повинен лиш­ней издержки чинить пороху, но только для салютов, которые опреде­лены, или для сигналов, которые во время нужды или какого страха чинятся, и для учения из мелкаго ружья. Также для новых канониров с пышками от пушек, также когда пушки при начатии компаний чис­тятся, чтоб зело умеренным по Регламенту порохом чищены были. Также и по скончании компании, вывертывать заряды, а не выстре­ливать, кроме того, что за выверчиванием малое останется: под штра­фом заплатить за все, чрез указ и кроме нужды издержанное.

28. О респекте офицеров. Офицеры, командующие кораблями, имеют подчиненных своих офицеров в надлежащем респекте содержать, а рядовым накрепко приказать, дабы оных в достойном почитании име­ли, и должное послушание им отдавали.

29. Смотреть за офицерами в порядочном содержании служителей корабельных. Капитан должен смотреть, дабы офицеры матрозов и прочих служителей корабельных, ни чрезвычайно жестоко, ни слабо в команде своей содержали: но по правде и умеренности поступали с ними.

30. О довольстве служителей корабельных, и о чистоте в корабле и около их и о больных. Капитан долженствует иметь смотрение над своими подчиненными, дабы оные ни в чем нужды не имели; но были бы довольны. Так же чистоту в корабле и около их иметь, дабы не заболели от недостатка какого, или нечистоты. Также больных наипа­че надсматривать, и о них всякое возможное попечение иметь к их здоровью: под штрафом смерти, ежели вымыслом то учинить для ка­кого зла или корысти; а ежели оплошкою: то понижением чина или вычетом жалованья, по разсмотрению воинскаго суда.

31. О наказании подчиненных за непотребности. Такожде имеет над оными доброй порядок, и за всякую самовольность, непослуша­ние, неудобность и злодейство, смотря по делу, их штрафовать, не маня, ни посягая, под штрафом того, что было надлежало учинить преступителям указу, в великах винах, а в прочих иных жестоким штра­фом, по изобретению воинскаго суда.

32. О сбережении взятого судна, и во оном вещей. Когда в полон возмут какое судно: то запретить, чтоб ни чего с него не было раста­щено, или утаено; и прикажет секретарю корабельному запечатать все каморы, в которых лежат корабельные припасы, ружье и письма, ежели воинской; а ежели торговой: то запечатать интрюймы и сундуки и письма и прочия вся кия вещи. Также и всех людей взятых на оном привести во флот, по случаю смотра, к адмиралу, или аншеф командующему над ним. Буде же он послан не от флота, но из которой пристани: то ему привесть в то место, из которапхон был послан, и подать ведомость главному командиру над портом, обстоятельно, как тот корабль взят, в котором месте, под которым градусом. Також опускал ли парус, и хотел или не хотел свои патенты и пашпорты гораздо ли себя оборо­нял, какой флаг имел, и о прочих обстоятельствах, о взятье и о его пути. А ежели невозможно привесть самому: то оной корабль послать с офицером в порт, куда ближе случится, и послать ведомость, как выше писано. А на море оных не покидать и не жечь и не топить и в чужия пристани не заводить. Сего всего не чинить без самой крайней нужды, под смертным штрафом, или иным жестоким наказанием, по изобре­тению воинскаго суда.

33.0 людях взятого корабля не противящихся, и об офицерах взятого воинскаго корабля, чтоб их не обдирать — Ежели возьмут какой ни есть чужий корабль, или судно в полон, которой не станет биться или противиться, то капитанов, шкиперов и матрозов, сущих иной земли, не грабить, не бить, не ругать, под штрафом, ежели кто то учинит, заплатить убыток вдвое. Но весь оной корабль и все взятое их добро повинно быть в сохранении, покамест будет осужден в Адмиралтей­стве порядочно. Також которые офицеры взяты будут на воинских ко­раблях: чтоб платье на них, тогда будущее не обдирать, под жестоким штрафом.

34. Об осторожности в чужих портах. Будучи в чужих портах (хотя и приятельских) добрую осторожность иметь, дабы служителей кора­бельных на берег без офицеров не пускать. Также и к своему кораблю чюжие суды со осмотрением допускать, дабы какой вреды тайно ко­раблю не учинил кто, или б служителей не подговорили; и прочее что ко вреду быть может.

35. О защищении торговых подданных сего государства. Повелевается ему защищать торговлю Его Величества подданных, обнадежи­вать их в мореплавании и предварять всеми возможностями, дабы ни­какого озлобления не было им учинено. Такожде запрещается ему брать посулы с кораблей торговых, ни под каким видом, которых он будет провожать, под штрафом вечно отнятия чина.

36. Имеющий в конвое торговые корабли должен всякое попечение о них иметь и ответ дать. Тот, которому корабли торговые, или иные какие вручены для конвою, должен поступать по данной ему инструкции, и ни где лишняго времени не мешкать, для исполнения своих каких партикулярных интересов, и их не оставлять ни в каком случае, под лишением живота. Равным же образом должен всех сего государства кораблей, где оных на пути встретит, дли в гаване най­дет, а они пожелают быть под его конвоем, оных не оставлять, под таким же штрафом. Также пред подыманием якоря, надлежит спраши­вать, нет ли каких кораблей идущих в его путь, или в те места, мимо которых путь его будет? И буде явятся и готовы к походу: и оных брать под свой конвой и в равном охранении иметь. А ежели которые похотят с ним идти, а еще не готовы, и тем может способной ветр пропу­стить: и таких не дожидаться. А ежели капитан, или шкипер торговаго корабля, быв у него под конвоем отлучится, не имея причины: тот будет сослан на галеры вечно, или временно, по разсмотрению воинскаго суда.

37 Овзятии во время нужды вещей с торговых кораблей. Дабы ни кто не обидил, ниже брал что как с своих, так и с чужих кораблей, или иных судов, тех государств, которыя в союзе, или не имеют вой­ны с сим государством, ни для какого случая, под потерянием живота. Разве о том от командующаго письменной указ дан будет, или нужда не обходимая на корабле требовать того будет, а именно в провианте или такелаже, которое с добрым порядком брать, и им давать отписи, и самих у них брать росписки за их руками что взято, и при приезде своем то все объявить в Адмиралтейской коллегии, где б могли пото­му свидетельству заплатить.

38. Не отпускать из службы служителей корабельных без указа. Ни какой офицер вышний и нижний не имеет власти отпустить из службы ни какого корабельного служителя, хотя он даточный, или наемной, разве указ о том будет иметь из Адмиралтейской коллегии и пашпорт: под штрафом лишения чести и живота. И тот, которой будет сам искать от службы отставлен быть, наказан будет шпицрутеном. Но ежели которой за неизлечимою болезнию, или совершенною негодностию служить не может: тогда надлежит о нем в Адмиралтейскую коллегию подать известие, где оное освидетельствовано и решено будет.

39. Об исполнении указов командирских и сигналов. Капитан дол­жен исполнять со всякою прилежностию указы своего командира, и быть тщательным ко исполнению по его сингалам и движению его корабля, а на ипаче во время бою, и приказать своим офицерам, дабы прилежно смотрели, и ему о том извещали.

40. Кто отстанет от командира. — Ежели капитан останется от корабля командира своего: то он имеет быть заарестован по первому письму аншеф командующаго флотом или ескадрою, или того порта командующаго, ежели увидит, что он без всякой нужды от флота от­стал. И ежели так явится, то повинно его судить и штрафовать по об­стоятельству вины, а особливо в таких случаях, когда посланы будут неприятеля атаковать.

41. Об убавке пищи людям во время нужды. Ежели случится нужда убавить пищи людям корабельным: то капитан повинен о том доно­сить аншеф командующему над флотом или ескадрою, и принять о том от него указ. А ежели которой капитан будет куды послан с одним кораблем, и за противными ветры, или иным законным случаем, в назначенное время своего курса исправить не может; а провианта не­доставать будет, и сыскать не может: тогда с консилии всех обер и унтер-офицеров убавку положить должен, дабы стало на его курс.

42. Об осторожности отпокупки и взятья припасов в местах заповетренных. — Офицеры, командующие кораблями военными и иными судами, повинны удаляться, как возможно, от покупки в местах, в которых чают быть моровой болезни. А когда необходимая нужда слу­чится для взятья воды, или дров и прочих вещей неотлагаемых: тогда надлежит послать офицера, дабы матрозов не допустил из тех поветренных мест что покупать или брать.

43. О буях и буйрепах у якорей. Капитан, или офицеры, команду­ющие кораблями, должны смотреть, чтоб у якорей были добрые буи навязаны с крепкими буйрепами, чтоб их можно сыскать и вынять, когда якорная веревка порвется, отсечена, или опущена будет в море.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.053 с.)