Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Меры безопасности при проведении работ по обеззараживанию

Поиск

Средства индивидуальной защиты при работе в очагах поражения должны полностью защищать работающих.

При обработке животных, пораженных радиоактивной пылью, можно пользоваться одеждой: хлопчатобумажным комбинезоном, поверх которого надевается длинный прорезиненный фартук, резиновыми сапогами и перчатками. Вместо противогаза можно использовать респиратор и защитные очки.

Личный состав формирований службы защиты животных и растений обеспечивается индивидуальными аптечками (АИ-2).

В очаге химического поражения необходимо работать в противогазе и комбинезоне или в прорезиненном защитном костюме, в резиновых сапогах и перчатках.

На зараженной территории не разрешается принимать пищу, пить, курить, садиться и ложиться, запрещается снимать средства защиты органов дыхания, расстегивать защитную одежду.

После окончания работ и выхода из очага поражения личный состав формирований должен обязательно пройти санитарную обработку, а одежда, обувь, средства защиты подвергаются обеззараживанию.

Вопросы:

1.Защита шахтных колодцев

2.Защита родника

3.Как достигается защита водозабора из открытых водоисточников:

О.Л.: 1, 2, 3…

Д.Л.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7…

12.Обучение и морально-психологическая подготовка населения

Цель: изучить методы обучения и морально-психологической подготовка населения

План:

1. Виды темпераментов

2. Методы психологической подготовки

Ключевые понятия: темперамент

 

Кабинет Министров Республики Казахстан 30.09.91 г. издал Постановление № 969 «О мерах по созданию системы обучения населения и специалистов по предупреждению и действиям в ЧС».

На основании этого Постановления была разработана «Система подготовки руководящего состава, формирований ГО и обучения населения по действиям в ЧС».

Обучение по Гражданской обороне и защите от последствий чрезвычайных ситуаций является обязанностью населения Республики Казахстан.

Основная задача для населения – научиться правильно действовать в сложившейся экстремальной ситуации, уметь оказывать само- и взаимопомощь.

Пропаганда знаний в области ГО и ЧС – это распространение и углубленное разъяснение законодательных и других нормативно-правовых актов РК, правительственной политики по защите населения, окружающей среды и организаций, по спасению жизни людей, культурного и других видов наследия, по уменьшению социально-экономического ущерба от возможных стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Пропаганда знаний в области ГО и ЧС проводится управлениями, отделами и службами по ЧС, центрами подготовки и обучения, общественными организациями, штабами ГО организаций, учебными заведениями, средствами массовой информации.

Пропаганда ГО и ЧС включает в себя лекции, доклады, беседы, выступления по телевидению, радио, в печати, демонстрацию кино-, диа-, видеофильмов, создание и обновление наглядной агитации, издание журналов, бюллетеней, памяток, буклетов, брошюр, листовок и пр.

Более подробно эти вопросы освещаются в «Методических рекомендациях по организации пропаганды знаний в области ГО и ЧС», разработанных МЧС РК.

Человек, попавший в ЧС, редко выходит из нее целым и невредимым. Одни теряют здоровье, получив тяжелые травмы и увечья, другие вообще лишаются жизни. Оставшиеся жить на этом свете и сохранившие в целости свою плоть, все равно получают такие раны, которые, как правило, на первый взгляд не заметны, но чрезвычайно болезненны и с трудом поддаются исцелению. Это – раны души, человеческой психики и сознания. И они тем больше, чем страшнее и ярче картины пережитого.

Но, естественно, не все люди, попавшие в ЧС, получают сильный удар по психике, разные люди реагируют на нее по-разному. У одних происходит мобилизация внутренних жизненных ресурсов, у других – снижение или даже срыв работоспособности, ухудшение здоровья, физиологические и психологические стрессовые явления. Зависит это от множества факторов: индивидуальных особенностей организма, наследственности, воспитания, условий жизни и труда, темперамента, эмоционального состояния.

Одни люди нередко оказываются в различных экстремальных ситуациях, другие ведут спокойный образ жизни, без преодоления каких-либо трудностей и невзгод. У первых безусловные рефлексы (инстинкты) разбужены, действуют; у вторых они находятся в дремотном состоянии, не имея повода проявиться.

Вот, в частности, как ведут себя в ЧС люди различных темпераментов:

Сангвиник – в опасных условиях мгновенно мобилизуется, действует решительно, хотя из-за избытка энергии может выбрать неправильный способ действий.

Флегматик – тоже мобилизуется, но действует более обдуманно и для принятия решения ему требуется определенное время.

Холерик – совершенно непредсказуем. Он может стать как лидером, организующим массы, так и источником паники, в зависимости от конкретной ситуации.

Меланхолик в этих ситуациях – самая опасная личность, т.к. он, как правило, нередко является источником паники.

Различие в реакции на опасность зависит и от эмоционального склада каждого конкретного человека.

Крайними проявлениями эмоционального состояния человека являются аффект – перевозбуждение вышедшего из под контроля сознания и ступор – неподконтрольное сознанию оцепенение, полное бездействие.

И то и другое очень опасно, т.к. ведет либо к непродуманным, неадекватным действиям, либо к полному бездействию.

Состояние аффекта или ступора чаще всего бывают от неожиданности, внезапности случившегося, а также от неподготовленности к встрече с ними.

В первую очередь для устранения этих причин необходимы прочные знания и умения.

Жизнь создает в основном такие повторяющиеся ситуации, которые возможно подробно разобрать, проанализировать и найти наиболее верное решение. А, изучив уже устоявшиеся правила, человек может выйти из ЧС с минимальными потерями. Изучением этих правил и профилактикой ЧС занимаются многие организации и службы.

Следует отметить, что в любых условиях 12-25% людей не покидает самообладание, они способны правильно оценить обстановку, четко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. Люди такого типа думают в первую очередь не о себе, а о том, как помочь окружающим исправить случившееся.

К сожалению, чаще встречаются примеры противоположного плана.

Страх перед неизвестностью отнимает мужество и разум, а вместе с ними и способность сопротивляться.

Реакции страха можно условно разделить на контролируемые и бесконтрольные.

Если ты контролируешь свой страх, значит, осознаешь опасности, которые могут встретиться, и пытаешься избежать их. В этом случае всегда найдешь выход.

Бесконтрольный страх, отмечают специалисты, - это просто паника.

Обычно проявлению паники способствует отсутствие своевременной и достоверной информации.

Когда в панику впадает сразу несколько пострадавших, их влияние друг на друга приводит к массовым эмоциональным (а иногда и психическим) расстройствам.

Если паникер становится лидером толпы, он может спровоцировать общий беспорядок, который парализует работу коллектива, лишит его возможности оказывать само- и взаимопомощь.

Такие отрицательные «лидеры» - это, как правило, люди быстровнушаемые, истеричные, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием. Такому человеку даже незначительная опасность представляется преувеличенной, огромной. Реальность дополняется плодами воображения. Поэтому не случайно часто говорят: «У страха глаза велики».

Исследователи проблемы психологической безопасности в ЧС выделяет 3 периода, в которых особенно уязвима психика человека:

Первый – непосредственно в момент катастрофы. У человека обостряются все инстинкты, вплоть до животных, чаще всего превалирует чувство самосохранения. Реакции человека становятся не типичными для него в обычной жизни. В основе этих реакций лежит «животный страх».

Второй – при развертывании спасательных работ. Человек начинает осознавать ситуацию (потеря крова, имущества, близких людей). Стресс продолжается под воздействием осознанного, плюс боязнь повторения случившегося, неоправданные надежды на помощь.

Третий – после устранения непосредственной угрозы жизни происходит переоценка ценностей, необходимость приспособиться к новым условиям жизни. При наличии серьезных потерь в этот период могут сформироваться довольно стойкие психогенные расстройства.

Специалисты разделяют санитарные потери в очагах массового поражения по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые.

Практически все пострадавшие, независимо от тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи. Первая врачебная помощь необходима 65% пострадавшим с легкими и до 100% с тяжелыми психогениями.

Из опыта известно, что наибольшие затруднения возникают именно при организации первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим, то есть выявление пострадавших с острым психическим возбуждением, обеспечение их безопасности и безопасности окружающих, исключение возможности возникновения массовых панических реакций.

В экстремальных ситуациях часто деятельность целых коллективов, на которые возлагаются те или иные обязанности по их предотвращению или ликвидации, зависит от поступков конкретного человека.

Малейшая растерянность и проявление страха в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь, это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности окружающих парализует волю.

Необходимо знать, что в этих условиях от морально-психологической устойчивости, выдержки и решительности руководителя в немалой степени будет зависеть, как будут проведены и выполнены спасательные работы.

Преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое необходимо сделать. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ – все это поднимает человека в собственных глазах и во мнении общества в целом. Для этого, в первую очередь, необходима психическая закалка человека, которая препятствует развитию паники, позволяет мгновенно собраться, сконцентрировать свою волю и найти единственно правильный выход из трудной ситуации.

Все эти качества, как правило, формируются в ходе психологической подготовки, которая подразумевает постоянную готовность к деятельности в экстремальной ситуации и включает следующие моменты:

1. Способность психологически противостоять действию мощных стрессогенных факторов.

2. Способность осуществлять привычную целесообразную деятельность в этих условиях.

3. Способность выбирать оптимальную стратегию поведения, способность к инициативе и к творческому подходу.

4. Способность оказывать успокаивающее или мобилизующее влияние на окружающих, обладать навыками регуляции собственного поведения и психического состояния.

5. Наличие сбалансированной установки на то, что наступление чрезвычайных обстоятельств возможно, но не фатально.

Реализуются данные принципы путем практической отработки обучаемыми различных по содержанию учебных задач, моделирующих те или иные стороны жизнедеятельности в трудных ситуациях.

Наиболее эффективными методами подготовки является тренинг в реальных ситуациях (люди выполняют тот вид деятельности, к которому их готовят, причем, в условиях, воспринимаемых ими как реальные). Это могут быть действительно реальные ситуации ликвидации стихийных бедствий и производственных аварий, а также специально моделируемые ситуации, воспринимаемые обучаемыми как реальные.

Исходя из статистики аварий, катастроф и стихийных бедствий, можно сделать вывод о том, что часть из тех людей, что в них погибли, могли бы жить, действуй они более хладнокровно и расчетливо. Для этого необходима заблаговременная психологическая подготовка населения.

Вопросы:

1.Виды темпераментов

2. Методы психологической подготовки

О.Л.: 1, 2, 3…

Д.Л.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.4 (0.008 с.)