Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема: «Особенности российской цивилизация»
Похожие статьи вашей тематики
Самостоятельная работа № 1
Тема: «Особенности российской цивилизация»
Задание 1. Работа с текстом.
Из работы современного российского ученого, академика Н. Н. Моисеева (размышления о месте России в цивилизованном развитии).
Сегодня Россия — мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь «из англичан в японцы», как в былые времена путь «из варяг в греки». Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах — если у нас достанет ума, как его достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов — меч. Это обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом обществе.
Дело в том, что этот мост нужен не только нам — он нужен всем. Не только России, но и Европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке.
Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная судьбой,— север Евразийского суперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций
в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 20-х ХХ в., а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надежно работающую конструкцию.
Вопросы и задания к тексту:
1. Используя знания обществоведческого курса и текст, приведите не менее трёх характеристик российской цивилизации.
2. Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»?
____________________________________________________________________________________________ Как вы думаете, почему ученый считает положение России «между... двумя центрами экономической силы» одним из источников ее процветания?
___________________________________________________________________________________________
3. Определите, как относится к глобализации автор текста.
____________________________________________________________________________________________
|
|
Задание 2.
Социологическое исследование, проведённое в 1996 году, выявило некоторые политические ценностные ориентации старшеклассников российских школ. На вопрос о наиболее приемлемой для нашей страны форме правления около 11% назвали монархию, 49% - президентскую республику, 27% - парламентскую республику, а около 15% заявили, что им это безразлично.
1. Представьте данные опроса либо в виде таблицы, диаграммы или др.
2. Как вы думаете, если такое исследование было бы проведено в наши дни, чем бы отличался его результат от результата более чем пятнадцатилетней давности? Обоснуйте предположение.
____________________________________________________________________________________________
|
| Задание 3. Как повлияли на развитие российской цивилизации её природные, геополитические особенности, своеобразие пути исторического развития?
____________________________________________________________________________________________
|
| Задание 4. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.
· «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склонённой головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает её; я думаю, что время слепых влюблённостей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной» / П.Я. Чаадаев
· «Наша история идёт по нашему календарю: в каждый век мы отстаём от мира на сутки»./ В.О. Ключевский.
____________________________________________________________________________________________
|
|
Самостоятельная работа № 2
Тема: «Свобода и необходимость в деятельности человека»
Нет слова, которое получило бы столько
разнообразных значений и производило бы
столь различное впечатление на умы, как
слово с в о б о д а. /Ш. Монтескье
Задание 1. Работа с текстом.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _____________________________. Свобода — это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его__________________________. В свободной деятельности человек добивается поставленных_________________________ и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой ___________________, или все его поступки обусловлены внешней _______________________, под которой понимали предопределение, Божий промысел, _______________________, рок».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) воля Д) индивид
Б) необходимость Е) цель
В) смысл Ж) судьба
Г) индивидуальность З) ответственность
|
| Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. Представляется, что возможности выбора не беспредельны. Свобода каждого человека имеет свои границы. Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа».
1. Каков основной критерий свободы в деятельности человека выделяет автор текста?____________________________________________________________________
2.Что является основным ограничителем свободы по мнению автора и на ваш взгляд?_________________________ ___________________________________________
|
| Задание 3.
Наиболее распространённое определение свободы – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Какое из двух приведённых ниже высказываний относится к понятию «свободы», а какое к «необходимости»? Какое высказывание кажется вам более верным?
1.«Наша жизнь – это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент»
2.«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответственен за мир и самого себя»_____________________________________________________________
| | Задание 4.
1. В каком смысле употреблены понятия «свобода» в следующих стихотворных отрывках:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
А.С. Пушкин
________________________________________________________________
Протёк для русского народа
Тьмы и тиранства долгий век.
Я жить хочу, хочу свободы!
Я равен вам, я - человек.
А. Добролюбов
___________________________________________________________________________
|
| Задание 4. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.
· «Жить в обществе и быть от него свободным нельзя»/ Современный учебник по обществознанию.
· Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе позволить/ Отто фон Бисмарк
· Человек вне общества или Бог или зверь/ Аристотель
__________________________________________________________________________
|
4б
|
Самостоятельная работа № 3
Тема: «Социальное познание»
Задание 1. Работа с текстом. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них — само общество и человек как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно - научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект - объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественнонаучными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко 27. К. Обществознание. М., 1997. С. 80-81.).
Вопросы:
1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?______________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания? _______________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений?_______________________
____________________________________________________________________________
4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, как отраженные во фрагменте, так и в учебной литературе ________
|
| Задание 2. Для изучения социальных явлений учёные используют конкретно – исторический подход, включающий 3 основные принципа:
1) Какова предыстория этого события? Как оно возникло? Какие этапы прошло?
2) С какими общественными явлениями связано событие? Как повлияла общая обстановка в стране? Какие условия были необходимы для совершения этого события?
3) Известны ли аналогичные события в других странах, в другое время? Что между ними общего и различного?
Используя конкретно – исторический подход проанализируйте на выбор одно из событий: Образование древнерусского государства; феодальная раздробленность на Руси; крестьянская реформа 1861 года (выбранное подчеркните)
______________________________________________________________
| | Задание 3. Для описания социальных явлений учёные используют факты, интерпретации, оценки.
Прочитайте отрывок из учебника истории, в котором предложения пронумерованы:
(1.) 24 октября 1917 года вооружённые отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. (2.) Главными причинами этого явились отсутствие твёрдой государственной власти, замедленный характер реформ, война. 3. Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной инициативы
Что в этом тексте вы отнесёте к
А) фактам___; Б) интерпретациям___; В) оценке___.
| | Задание 4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:
(1) Многие считают, что истина проста. (2) Истины, по мнению некоторых, вовсе не существует. (3) Представляется, что такие позиции не соответствуют реальности.(4) Истина — это процесс адекватного отражения действительности в сознании человека.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
| 2б
| Задание 5. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.
· «Истина — дочь времени»/Цицерон.
· «Даже простой летописец и тот пристрастен» /И. В. Гете.
· «Наука отвечает на те вопросы, которые имеют ответ, философы – на те, что его не имеют»/ А. Круглов
_____________________________________________________________________________
|
4б
|
Самостоятельная работа № 4
Тема: «Образование»
Задание 1. Составьте схему, используя следующие понятия.
«Образование», «принципы образования», «образовательные уровни», «виды вузов в РФ», «системы обучения в вузах», «право на образование», «бесплатное дошкольное и среднее образование», «бесплатное высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», «основное общее образование», «среднее (полное) общее образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование», «университеты», «академии», «институты», «традиционная система обучения», «дистанционная система обучения»
|
.
| Задание 2. Тестовые задания (отметьте верный вариант в правой части таблицы с ответами).
1. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:
Варианты ответов
|
(%ответивших)
|
(%ответивших)
| Определённо да/скорее да
|
|
| Ни да, ни нет
|
|
| Скорее нет/ определённо нет
|
|
| Затруднились ответить
|
|
| Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.
|
| 2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования.
|
| 3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.
|
| 4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.
|
|
| | 2.Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классах им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?»
Ответы учащихся приведены в таблице.
Варианты ответов учащихся
| 5 класс(%ответивших)
| 10 класс (%ответивших)
| Больше узнать о мире
|
|
| Успешнее общаться с окружающими людьми
|
|
| Радовать родителей своими достижениями
|
|
| Поступить в престижный вуз
|
|
| Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение
1. Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является познание мира
|
| 2. В 10 классе большее, чем в 5 классе, число учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими
|
| 3. Количество учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом
|
| 4.Мало кто из пятиклассников в сравнении с учениками 10 класса задумывается о высшем образовании
|
|
| | Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях
• Образование не является важным и необходимым институтом общества и не имеет цели передачи накопленных знаний и опыта молодому поколению________________________
• Образование и воспитание - это два не связанных между собой процесса, в процессе обучения ученик только приобретает новые знания и не испытывает никакого воспитательного воздействия со стороны учителя__________________________________
_____________________________________________________________________________
• Учебные заведения современной России политизированы в них могут создаваться и функционировать любые общественные организации и политические партии __________
| | Задание 4. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.
· «Образование есть образование ума и образование нравственности»/В.И. Даль
· «Знания для каждого человека – это ответственность»/ Э. Пенто
· «Нужно много учиться, чтобы немного знать» /Ш. Монтескье
· «Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет» /Б. Франклин.
|
|
Самостоятельная работа № 5
Самостоятельная работа № 6
Самостоятельная работа № 7
Самостоятельная работа № 8
Приложение № 1(к с.р.8)
Приложение № 2 (к с.р. 8)
ЛИТЕРАТУРА
- Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2010
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010
- Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
- Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
- Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
- Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
- Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
- Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
- Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992. № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Самостоятельная работа № 1
Тема: «Особенности российской цивилизация»
Задание 1. Работа с текстом.
Из работы современного российского ученого, академика Н. Н. Моисеева (размышления о месте России в цивилизованном развитии).
Сегодня Россия — мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Волей судьбы мы оседлали путь «из англичан в японцы», как в былые времена путь «из варяг в греки». Мы получили мост между двумя цивилизациями, и у нас есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах — если у нас достанет ума, как его достало у наших предков, которые взяли у византийцев книгу, а у варягов — меч. Это обстоятельство, данное нам природой и историей; оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировом обществе.
Дело в том, что этот мост нужен не только нам — он нужен всем. Не только России, но и Европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке.
Этот мост нужен всей планете! Вот здесь и лежит наша ниша, начертанная судьбой,— север Евразийского суперконтинента. Эта ниша не разделяет, а связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая национальная цель не утверждение своих амбиций
в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий в том духе, как это проповедовали евразийцы 20-х ХХ в., а превращение севера Евразийского суперконтинента, этого моста между океанами и разными цивилизациями, в сверхпрочную, надежно работающую конструкцию.
Вопросы и задания к тексту:
1. Используя знания обществоведческого курса и текст, приведите не менее трёх характеристик российской цивилизации.
2. Как вы понимаете слова Н. Н. Моисеева о «возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах»?
____________________________________________________________________________________________ Как вы думаете, почему ученый считает положение России «между... двумя центрами экономической силы» одним из источников ее процветания?
___________________________________________________________________________________________
3. Определите, как относится к глобализации автор текста.
____________________________________________________________________________________________
|
|
Задание 2.
Социологическое исследование, проведённое в 1996 году, выявило некоторые политические ценностные ориентации старшеклассников российских школ. На вопрос о наиболее приемлемой для нашей страны форме правления около 11% назвали монархию, 49% - президентскую республику, 27% - парламентскую республику, а около 15% заявили, что им это безразлично.
1. Представьте данные опроса либо в виде таблицы, диаграммы или др.
2. Как вы думаете, если такое исследование было бы проведено в наши дни, чем бы отличался его результат от результата более чем пятнадцатилетней давности? Обоснуйте предположение.
____________________________________________________________________________________________
|
| Задание 3. Как повлияли на развитие российской цивилизации её природные, геополитические особенности, своеобразие пути исторического развития?
____________________________________________________________________________________________
|
| Задание 4. Сочинение – эссе на одну из предложенных тем.
· «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, со склонённой головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает её; я думаю, что время слепых влюблённостей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной» / П.Я. Чаадаев
· «Наша история идёт по нашему календарю: в каждый век мы отстаём от мира на сутки»./ В.О. Ключевский.
____________________________________________________________________________________________
|
|
Самостоятельная работа № 2
|