Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Илл. 2.9. Режимы подкрепления: схемаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Здесь показаны четыре типа режимов закрепления результата, представляющие различные методы прерывистого управления вознаграждением.
иксиро ванный интервал Зозршр раждение предоставлясрся -о прошествии неизменного количества времени Постоянное соотношение Вознаграждение предоставляется ■'срез постоянное количество свершенных поступков
Бек с выдл.?т заработную плату чеками каждую неделю в одно и то же время Фермеру платят 81 за каждые четыре коробки собранных и упакованных ;■: 4ч ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ о том, что данные сценарии представляют собой «чистые» формы. На практике может одновременно сочетаться несколько режимов, образуя в результате новый комплексный вариант. Однако независимо оттого, действуют ли эти режимы по отдельности или в сочетании друг с другом, важно отметить их устойчивое влияние на поведение людей в ор- ганизации.
Научение путем наблюдения: научение с помощью имитации других
Несмотря на то что оперантное обусловливание основывается на идее о том, что мы подвержены поведению, к которому нас стимулируют, многие вещи, которым мы обучаемся на работе, не стимулируются напрямую. Например, предположим, что на вашей новой работе вы наблюдаете за одним из своих коллег -торговым представителем, который развивает потенциально ценный канал сбыта, вступив в местную гражданскую организацию. Вскоре после этого в разговоре с сотрудниками офиса вы обнаруживаете, что еще один ваш коллега освоил высокодоходный канал сбыта в гражданской организации, членом которой он сам и является. Есть вероятность, что после наблюдений за несколькими подобными случаями и вы в конечном итоге сделаете выводы о наличии взаимосвязи между присоединением к таким группам и успехом в продажах. Хотя сами вы можете и не иметь полезных контактов в подобных группах, но, наблюдая за другими людьми, вы, возможно, станете ожидать, что тоже преуспеете в своей деятельности на этой основе. Это пример типа научения, известного как научение путем наблюдения, или подражание41. Оно имеет место в тех случаях, когда человек приобретает новые знания, действуя вместо другого, то есть посредством наблюдения за тем, что происходит с другими людьми. Личность, чье поведение имитируется, относят к модели имитации. Этапы процесса научения путем наблюдения. При научении посредством наблюдения за моделями имитации протекает несколько процессов (схематическое изображение смотрите на илл. 2.10). 1. Научающийся должен в высшей степени внимательно относиться к модели имитации; чем больше внимания он ей уделяет, тем более эффективен процесс научения. Иногда для содействия процессу научения модели сами привлекают к себе внимание. Именно это происходит в ситуации, когда руководители убеждают своих подчиненных «уделять пристальное внимание» тому, что они делают. 2. Человек должен обладать хорошей способностью к сохранению в памяти поведения модели. Это помогает создать словесное описание, или ментальный образ чьих-либо действий с целью их запоминания. В конце концов мы не можем научиться поведению, которое не способны запомнить. 3. Также должно иметь место воспроизведение поведения модели. До тех пор пока человек не способен сделать в точности то же, что делает модель, он не сможет научиться, наблюдая за ней. 4. Наконец, люди должны иметь некоторую мотивацию к научению от моделей. Разумеется, мы не подражаем всем поступкам, которые видим. Напротив, мы концентрируемся на тех из них, для соответствия которым имеются какие-либо причины или побудительные стимулы — такие, как действия, за которые другие люди вознаграждаются. Примеры научения путем наблюдения в организациях. Огромную часть из того, чему научаются в способах поведения в организации, можно представить как результат процесса научения посредством наблюдения42. Например, научение путем наблюдения является ключевой составляющей многих формальных инструкций обучающих программ для работников43. Как покажет объяснение в последующем разделе, если обучаемым предоставляется возможность наблюдать за экспертами во время выполнения ими своей работы и пробовать применить на практике целевые навыки, отслеживая результат их применения на работе, то они весьма восприимчивы к приобретению новых знаний. К тому же научение путем наблюдения происходит в большей степени непринужденно и неосознанно. Например, люди, которые воплощают в жизнь нормы и традиции организации и которые последовательно внедряют их в собственное поведение, могут признать, что научились этому посредством наблюдения. В самом деле, люди стремятся научиться культуре своей организации в процессе наблюдения (эту тему мы обсудим в главе 14). Необходимо отметить, что посредством наблюдения за другими люди учатся не только тому, что необходимо делать, но также и тому, чего делать не следует. В частности, исследование показало, что люди, наблюдающие за своими коллегами по работе, получившими наказание за неприемлемое поведение на рабочем месте, сами склонны воздерживаться от совершения подобных поступков44. Как можно себе представить, научение образу поведения без повторения чужих ошибок для людей является весьма эффективным. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Практическое применение процесса научения в организации Принципы научения, рассмотренные нами, находят разнообразное применение в организациях. Теперь мы рассмотрим пять систематических подходов к практическому воплощению различных принципов научения в организации: тренинг, инновационную систему вознаграждений, управление организационным поведением и управление знаниями. Тренинг: научение и развитие навыков работы Вероятно, самым очевидным примером примене- приобретения и улучшения ими тически приобретают и совершенствуют свои знания, связанных с выполняемой работой умения и навыки, необходимые для лучшего выполне- знании и навыков. ния ими своей работы. Как школьники постигают азы образования в учебном классе, точно так же работники должны обучаться профессиональным навыкам. Тренинг применяется не только для подготовки новых сотрудников к решению тех проблем, с которыми они столкнутся в своей работе, но и для повышения и совершенствования профессионального уровня уже работающих сотрудников. По статистическим оценкам, на тренинги ежегодно американскими компаниями тратится около 66 миллиардов долларов45. Разнообразие тренингов. Тренинг может проходить в нескольких формах. Некоторые тренинги имеют довольно неформальный характер, заключаясь в том, что опытные специалисты компании берут под свое крыло новых сотрудников, для того чтобы показать им, как выполнять ту или иную работу. Занятия могут также проводиться в виде официальных аудиторных занятий, в процессе которых инструкторы описывают различные требования к работе и дают советы, как им соответствовать. Обычно людям, проходящим обучение в специально отведенных аудиториях, предоставляется возможность применить свои умения на практике либо путем моделирования ситуации рабочего окружения, либо непосредственно на работе. Например, представьте, как происходят тренинги менеджеров по связям с клиента официальные занятия, в процессе Такие аудиторные занятия включают тренировочные
телефонные разговоры, в которых будущие торговые представители имеют возможность применить свои Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ
нение в ор-гескому военную сис-: знаниями. л примене-ляется треде система-юи знания, о выполне-тигают азы:е работни-только для олкнутся в уровня уже американ- Некоторые лтные спе-ы показать щеофици-различные I, проходя-зможность [бочего ок- с клиента-этолюди, ей по про-шых ауди->1 решения ые для по-I, которым следовать, ировочные е торговые гнить свои иного тре-:лефонные 1Ицирован- ный персонал, который всегда готов при необходимости направить практиканта в нужное русло. Сегодня растет популярность официальных программ профессиональной подготовки, в которых аудиторные занятия систематически комбинируются с практическими наставлениями в процессе работы в течение продолжительного времени (в случае квалифицированных ремесленников, таких, как плотников, электриков или каменщиков, часто и в течение нескольких лет). Сознавая высокое значение подобных мероприятий в развитии человеческих ресурсов, федеральное правительство Соединенных Штатов, инвестировало в программы профессиональной подготовки сотни миллионов долларов, инициируя объединение усилий правительства и частного бизнеса в данном направлении46. Часто программы профессиональной подготовки разрабатываются и регулируются профессиональными торговыми ассоциациями. У Американской федерации кулинарии (Атепсап СиНпагу Рес1ега1юп), к примеру, существует программа профессиональной сертифици-кации шеф-поваров, к которым предъявляется требование окончания специального курса обучения, а также подтверждение своей профессиональной компетентности в практической работе в ресторане в течение трех лет работы. Сегодня, принимая во внимание растущую глобализацию рабочих мест, не удивляет, что компании посылают своих сотрудников работать за границей. Все большее число компаний приходит к выводу, что сотрудники больше преуспеют в обучении за пределами своей родины в том случае, если до этого прошли всесторонние тренинги в условиях культуры родной страны. Несомненно, знание языка страны пребывания полезно, но это еще полдела. Если вам когда-либо приходилось жить или просто находиться в другой стране, тогда вы можете оценить, как жизненно важно наиболее полно понимать культуру народа любой страны, в которой вы строите свой бизнес. Помня об этом, многие компании инвестируют средства в кросс-культурные тренинги (ККТ) — метод систематической подготовки специалистов для жизни и работы в условиях чужой страны47. В действительности ККТ — это не какой-то отдельный метод, а целый набор специальных методик, подтвердивших свою эффективность. Для обзора наиболее эффективных методов ККТ смотрите таблицу 2.4. Другой распространенной формой тренинга являются обучающие программы для руководящего состава — регулярные циклы занятий, с помощью которых компании осуществляют свое стремление к систематическому развитию навыков руководителей высшего звена, таких, как пользование компьютерным программным обеспечением или более общих навыков, например как находить общий язык с другими людьми48. Это достигается либо путем приглашения сторонних экспертов для осуществления обучения персонала на месте, либо путем делегирования сотрудников на специ-
±.
■ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТАБЛИЦА 2.4. МЕТОДИКИ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ТРЕНИНГОВ (ККТ) Люди, работающие за границей, перед поездкой часто проходят тренинги с использованием одной или нескольких методик, описанных ниже. Краткое знакомство с культурой страны Краткое знакомство с различными сторонами жизни страны Практические примеры Ролевые игры Культурная ассимиляция Приобретение опыта на месте Раскрывает наиболее значимые особенности страны, включая традиции, обычаи, культуру поведения Раскрывает исторические, географические, экономические, политические и иные основные сведения о стране и регионе Описывают реальные деловые или житейские ситуации, иллюстрирующие некоторые стороны жизни и работы в стране пребывания Позволяет участникам тренинга разыграть ситуацию, с которой они могут столкнуться в жизни или на работе в другой стране Предоставляет список ситуаций, с которыми участники тренинга могут столкнуться в жизни и на работе в чужой стране. Обучающийся отбирает один из набора возможных вариантов поведенческой реакции на каждую из предложенных ситуаций и объясняет свой взгляд на то, почему он считает ее подходящей Предоставляет обучающемуся поехать на время в страну будущего пребывания или иную страну с незнакомой культурой для того, чтобы на собственном опыте почувствовать особенности жизни и работы в ней (Источник: 1пт.егпат.юпа1 Огдатгайопа! Вепауюг Ргапсезсо & Оо1с1, 1998. Печатается с разрешения Ргепт.юе-НаП, 1пс, Уррег Зас!с11е ПК/ег, N,1) ализированные программы, проводимые частными консалтинговыми компаниями, колледжами и университетами49. Используя возможности современных высоких технологий, многие компании приходят к мнению о том, что обучение руководящего состава в режиме реального времени — онлайн — и удобно, и эффективно. (Для более тесного знакомства с данной практикой смотрите раздел «ОП в электронном мире» на странице 88.) Многие компании (например, Арр1е СотрШег, гЬе Теппе$$ее Уа11еу АитЛюпгу и ЗрпШ) настолько серьезно относятся к обучению, что основали собственные корпоративные университеты, предоставляя возможности полного и своевременного обеспечения потребностей компании в подготовке специалистов50. В действительности их так много, что, по предварительным оценкам, к 2010 году корпоративных университетов будет больше, чем традиционных51. Основанный в 1927 году и удерживающий сильные позиции и по сей день Сепега1 МоЮге 1п$Ши(е стал первым корпоративным университетом, ведущим подготовку специалистов практически по всем направлениям, для десятков тысяч работников СМ по всему миру. Среди наиболее известных — университет НатЬищег 1_1туег51гу компании МсОопакГв, в стенах которого франчайзинговые компании обучаются и/или оттачивают свое мастерство, необходимое для успешного управления ресторанами МсОопаШ'в. Подобно некоторым другим компаниям, таким, как
ЗаШгп или Мо1ого1а, у компании МсЭопакГз есть собственный университетский городок с постоянно работающими преподавателями. Тем не менее большинство корпоративных университетов не имеют столь тщательно разработанной структуры и управляются отделом кадров и несколькими руководителями высшего звена. Даже мелкие ин- Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ тернет-компании могут позволить себе иметь собственные корпоративные университеты с привлечением услуг занимающихся обучением фирм, число которых быстро растет. Несмотря на широкое разнообразие учебных курсов, большинство корпоративных университетов акцентируют внимание на вопросах развития лидерства (к которым мы обратимся в главах 13 и 16). Необходимо отметить, что большинство организационных тренингов не относятся к таким официальным мероприятиям, какие мы здесь описываем. Тренинги включаются в повседневное обучение на рабочем месте, когда работникам просто рассказывают об их работе, показывают, как ее выполнять, и разрешают применить все это на практике с учетом советов и под наблюдением более опытного сотрудника. Хотя это и неформальные, но тем не менее тоже тренинги, и это требует внимания к каждой детали в принципах научения для обеспечения успеха, не меньшего, чем при формальных методах. Как легко догадаться, ни один из подходов не является идеальным. Некоторые методики научения определенным навыкам пригодны больше, чем какие-то другие, поскольку соединяют в себе большее количество основных принципов научения. Неудивительно, что самые лучшие программы тренинга часто используют множество различных подходов, обеспечивая тем самым включение различных принципов научения в тренинг57. Ключи к эффективным тренингам. Если вы припомните, как вы научились различным умениям и навыкам, например, тому, как получать знания, водить машину, работать на компьютере, вероятно, вы сможете оценить некоторые из правил, которые помогли вашему успешному обучению. Четыре основных правила имеют первостепенное значение.
• Участие. Люди не только быстрее усваивают, но и лучше запоминают изученное, когда принимают активное участие в процессе обучения. Это относится как к научению задачам моторной памяти, так и навыкам, требующим когнитивных процессов. Например, при научении плаванию не существует никаких альтернатив, кроме непосредственного погружения в воду и движений руками и ногами. Те студенты, которые внимательно слушают лекции, обдумывают услышанный материал и участвуют в обсуждениях, более эффективно научаются в сравнении с теми, кто просто присутствует и ведет себя пассивно. • Повторение. Если вы знаете старинное изречение: «Повторение — мать учения», вам уже знакомы преимущества повторения для научения. Предположим, вы учили таблицу умножения, или стихотворение, или выражение из иностранного языка, перечитывая их много раз. В самом деле, мысленное «проговаривание» при выполнении подобных когнитивных заданий показало свою эффективность в достижении результата58. Ученые выявили не только преимущества повторения в процессе научения, но и продемонстрировали, что полученный эффект при соединении его с практическим применением со временем даже возрастает. В конечном итоге, когда занятия слишком длительны, освоение может ухудшаться из-за утомляемости, в то время как занятия с небольшими перерывами позволяет материалу «осесть» и закрепиться. • Соотнесение теории с практикой. Как легко представить, для того, чтобы научение было максимально эффективным, то, что изучается в процес-
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
се тренингов, должно находить свое применение в работе. В целом чем ближе программа тренинга к требованиям и условиям работы, тем более эффективным будет сам процесс подготовки. Хорошим примером служит детальное воспроизведение устройств, используемых в процессе тренинга пилотов и астронавтов. При точном воспроизведении реальных рабочих условий и оборудования отработанные на практике навыки скорее найдут свое приложение на рабочем месте59. Обратная связь. Крайне сложно процесс научения проходит в условиях отсутствия обратной связи с аудиторией, то есть знания о результатах своих действий. Обратная связь предоставляет информацию об эффективности чьей-либо подготовки в процессе, давая знать о необходимости возможных доработок60. Например, для людей, проходящих тренинг в качестве операторов электронной обработки текста, критически важно иметь точное представление о том, какое количество правильно напечатанных слоь в минуту они вводят, если они хотят иметь возможность оценить прогресс в своей работе. Один из видов обратной связи, ставший популярным в последнее время, известен как обратная связь «360 градусов» — процесс использования широкого круга разнородных источников организационного окружения для оценки работы отдельного индивидуума. Это означает выход за рамки простого получения сведений от руководителей, что является обычной практикой, а расширяет свои границы, получая информацию из иных источников, таких, как от коллег по работе одного уровня власти, из прямых отчетов (то есть непосредственно от подчиненных), от заказчиков и даже от себя (см. илл. 2.11)61. Многие компании, в их числе Сепега1 Е1есг.пс, АТ&Т, МопзапЮ, Р1опс1а Ро^ег ап<3 1л§т, ОиРопг, \Уез1лпёПои$е, Моиэго1а, р1с!еНгу Вапк. Рес1Ех, ЫаЫзсо и \Уагпег-ЬатЬегт., пользуются технологией обратной связи на 360 градусов с целью владения более полной информацией о своих сотрудниках, существенно способствуя развитию выполнения не только их индивидуальной работы, но и производительности компании в целом62. Чтобы представить более детально, как некоторые компании используют данную методику, смотрите «Примеры лучшей практики» на странице 92. В целом четыре принципа — участие, повторение, соотнесение теории с практикой и обратная связь — являются ключевыми для эффективности программ тренингов. Наиболее успешными являются те программы, которые включают максимально возможное количество из указанных принципов. Илл. Многие подхода со сборо
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.6 (0.015 с.) |