Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление знаниями: обмен опытом↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
До сих пор наш разговор о научении затрагивал отдельных индивидуумов. Работники поодиночке обучались тому, что им необходимо знать, и развивали свой практический кругозор, который привлекался по мере необходимости выполнения определенного вида работы. Однако случаются ситуации, когда у кого-то в организации возникает потребность в специальных знаниях, но он не знает, как их найти внутри компании. При таких ситуациях компания может впустую потратить свое время и деньги, развивая знания, которые уже существуют, другими словами — «изобретая колесо» (если бы они только знали, где его найти!). В других случаях, когда необходимый опыт еще не набран, а новые знания просто не раскрыты, работа либо будет сделана неверно, либо не будет сделана вообще. Сознавая эту ситуацию, многие компании в последние годы вводят в действие комплекс мер, известных как программы по управлению знаниями. Управление знаниями оп- Не используйте за наказанием вознаграждени ределяю пределе! ных рее} граммы пользовг позитор] Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ ТАБЛИЦА 2.5. СОВЕТЫ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ МЕР ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Управлять поведением сотрудников не так легко, как кажется. В нем может быть множество подводных камней, а большинство людей просто не знает, как правильно их обойти. Предложения, перечисленные ниже, представляют собой некоторые полезные руководства к вашим действиям по наиболее эффективному использованию мер дисциплинарного характера. Просматривая эти предложения, обязательно задумайтесь о толковании каждого из них, а также о примерах, их иллюстрирующих. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИМЕР: БОБ ЧАСТО ОПАЗДЫВАЕТ НА РАБОТУ, ПОЭТОМУ ЕГО РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН...
Применять наказание непосредственно после того, как имеет место проявление нежелательного поведения Применять наказания среднего уровня строгости: не слишком жесткого, но и не слишком мягкого Подвергать наказанию само нежелательное поведение, но не человека Использовать наказание при каждом нарушении За одни и те же нарушения применяйте одинаковые для всех меры наказания Ясно излагайте причины наказания Не используйте вслед за наказанием неуместные вознаграждения Чем меньше времени проходит между случаем проявления нежелательного поведения и наказанием за его негативные последствия, тем более тесная связь установится между ними в сознании людей. Если нежелательный поступок имеет не слишком тяжелые последствия, скорее всего не следует обходиться с человеком очень жестко. Если наказание слишком суровое, люди склонны к выражению своего несогласия. Наказание должно быть беспристрастным по своей сути и концентрироваться скорее] на действиях, а не на личности провинившегося. Оставленное несколько раз без наказания неприемлемое поведение может говорить о том, что иногда можно избежать наказания за несоблюдение правил. Если вы наказываете некоторых людей, в то время как других оставляете без наказания, вас могут обвинить в пристрастности и необъективном отношении. Объяснение того, какие именно поступки привели к тому или иному наказанию, делает его применение более эффективным. Порой, делая что-то хорошее, люди пытаются уменьшить неприятные последствия наказания, таким образом компенсируя их. Это может заставить каждого почувствовать себя лучше, однако ведет к закреплению нежелательного поведения. Поговорить с ним об этом сразу после его появления на работе. Избегать чрезмерной мягкости (например, показывая недовольство лишь мимикой), так же как и чрезмерной жесткости (например, уволив Боба за опоздание всего на 1 или 2 минуты). Воздерживаться от того, чтобы называть Боба «ленивым», а пояснять проблемы, к которым ведет его отсутствие на рабочем месте в нужное время (например, то, что заказчик не может его найти). «Донимать» Боба каждый раз, когда он опаздывает. «Донимать» абсолютно всех сотрудников, когда бы они ни опаздывали, точно так же, как и Боба. Объяснить Бобу, что в его наказании нет ничего личного, учитывается только сам факт опоздания. Противостоять намерению Боба уйти пораньше домой (без вычета из заработной платы), для того чтобы «обдумать свое поведение».
ределяют как процесс сбора, организации и распределения информационных и квалификационных ресурсов компании. В обычном варианте программы по управлению знаниями связаны с использованием технологий с целью основания ре-позиториев баз данных и систем поиска информа- Управление знаниями — процесс сбора, организации и распределения информационных и квалификационных ресурсов компании. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ции. Таковы пути использования компьютеров для сортировки и выявления представленных в компании областей знаний, то есть ее интеллектуального капитала. Но поймите правильно: для достижения успеха управление знаниями полагается на человека с его умениями и навыками. Компьютеры же просто сводят в единую систему все эти знания, где их и можно найти. Одна треть всех компаний и 80 процентов крупных транснациональных корпораций уже имеют действующие системы по управлению знаниями (смотрите главу 1), а большинство остальных планируют внедрить их в ближайшем будущем79. Управление знаниями применяется в компании ВгШзп Ре1го1еит (ВР), где управляемая сотрудником компании база данных, доступная внутри корпоративной сети, содержит информацию по накопленным знаниям и опыту около 10 000 ее работников, значительно упрощая задачу выяснения того, «кто и что знает»80. Также они нанимают менеджеров по управлению знаниями — людей, которым вменяется в обязанность организация и обеспечение эффективного функционирования полноценной корпоративной системы знаний, представленных сотрудниками компании. Все большее число компаний предоставляют людям, ответственным за управление знаниями, высокие полномочия директоров по управлению знаниями. Менеджеры по управлению знаниями активно выявляют и обобщают уроки, извлеченные различными организационными подразделениями, и, делая выводы из них, размещают основные положения в корпоративной сети компании. Такой способ использования знаний привел к значительной экономии расходов на строительство и повышению эффективности разработки нефтяных месторождений. В качестве базового руководства по характеру деятельности менеджеров по управлению знаниями (включая главных управляющих знаниями) смотрите таблицу 2.6. Управление знаниями помогло также в деятельности компании $1етеп8, европейского конгломерата, который выпускает все: от электростанций до рентгеновских аппаратов. Работники компании, насчитывающие почти полмиллиона по всему миру, в совокупности обладают огромным багажом знаний, большинство из которых «улетает в трубу», поскольку люди, работающие в разных частях компании, не имеют даже представления о существовании некоторых их видов. Для облегчения работы служащими компании была разработана система «сетевой передачи опыта» — электронная база данных, помогающая работникам 81етеп8 незамедлительно находить внутри компании нужную им консультацию81. Использование этого обширного информационного ресурса привело к дополнительному росту продаж компании на 122 миллиона долларов, что делает данную систему выдающимся капиталовложением, принимая во внимание затраты на ее внедрение, составившие только 7,8 миллиона долларов. Высоковпечатляющие результаты внедрения программ по управлению знаниями были представлены и в компании 1ВМ. С помощью программы базы данных «Эврика», ТАБЛИЦА 2.6 В современны необходимы д знаниями, час знаний всех ее по управлении к компании, эт
5 1586 Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ скомпилированной техническими специалистами компании Хегох, представители сервисных служб смогли вдвое сократить среднее количество времени, необходимого для ремонта одного копировального аппарата. Другая база данных общекорпоративных знаний позволила консультантам 1ВМ снизить среднее количество времени на подготовку предложения с 200 до 30 часов, неожиданно мощно подстегнув продажи компании. Столь впечатляющие результаты прибавляют популярности мероприятиям по управлению знаниями вопреки тому, что они и недешевы при создании, и непросты в управлении. В завершение необходимо отметить, что простое наличие программы по управлению знаниями как таковой не обеспечивает успех. Ею пользоваться должны и работники, но чаще они этого не делают. Специалисты по организационному поведению Джеффри Пфеффер ^ептеу РМГег) и Роберт Саттон (КоЬеЛ: ЗиНоп) описали это положение дел как разрыв между знаниями и действиями — тенденцию ограниченного использования знаний, доступных сотрудникам в компании, что приводит к низкому качеству выполнения ими своей работы82. Несмотря на то что может существовать масса причин не использования систем по управлению знаниями, у сотрудников преобладает тенденция боязни выражения собственных идей (из страха предоставить работникам других подразделений компании преимущество по отношению к себе) либо поиска чужих идей (из страха признаться, что они чего-то не знают). Очевидно, что для эффективного процесса управления знаниями люди, работающие в компании, должны с готовностью как давать, так и принимать информацию. Чтобы убедиться в том, что обширные ресурсы человеческого знания находят свое применение, руководители компании $1етеп$ использовали разнообразные стимулирующие меры (например, бесплатные путешествия), чтобы мотивировать многочисленных высококвалифицированных специалистов поделиться своим опытом и поместить его в базу данных компании, а всех сотрудников компании пользоваться чужим опытом, содержащимся в базе данных. Учитывая успех внедрения системы «сетевой передачи опыта», разрыв между знанием и действиями, вероятно, не имеет места в компании 51етеп8. В сущности, на вершине своего успеха аналогичные системы начинают внедряться и в отделе телекоммуникаций (для торговых представителей), и в важном отделе исследований и разработок (для инженеров) компании. ТАБЛИЦА 2.6. МЕНЕДЖЕРЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ: ЧТО У НИХ ЗА РАБОТА? В современных организациях широко признано, что не только финансовые, но и человеческие ресурсы необходимы для успеха. Принимая это во внимание, людей, известных как менеджеры по управлению знаниями, часто делают ответственными за управление и обеспечение надлежащего использования знаний всех сотрудников компании. В некоторых компаниях такие люди занимают высокий пост директора по управлению знаниями. Хотя обязанности менеджеров по управлению знаниям и отличаются от компании к компании, эти сотрудники обычно имеют следующий перечень основных обязанностей. • Разъяснять мероприятия компании по управлению знаниями каждому сотруднику организации: от членов правления до обычных работников компании. • Обеспечивать финансирование проектов по управлению знаниями. • Содействовать гибкости в определении должностных обязанностей внутри компании, позволяя людям с интересными идеями беспрепятственно воплощать их в жизнь. • Развивать, поддерживать и способствовать использованию общедоступной электронной базы данных идей. • Препятствовать удержанию идей и информации внутри отдельно взятого подразделения, инициировать обмен опытом, идеями и данными исследований. (Источник: на основе информации Сгозз, 2000 г., см. сноску 79.) 5-1586 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Итоги и обзор целей изучения 1. Провести различия между концепциями социального восприятия и социальной идентификации. Социальное восприятие — это процесс, посредством которого люди отбирают, организовывают и интерпретируют информацию из окружающего мира относительно других людей. Согласно теории социальной идентификации, способ восприятия нами себя и других основывается как на наших собственных индивидуальных характеристиках (известных как персональная идентификация), так и на нашей принадлежности к различным группам (известной как социальная идентификация). 2. Объяснить, как действует атрибутивный процесс, и описать различные источники предубеждений в социальном восприятии. Атрибутивный процесс связан с оценкой причин, лежащих в основе поведения человека. Некоторые из наших суждений основываются на выводах, сделанных в результате наблюдений за чужим поведением. Эти суждения, известные как соответствующие умозаключения, часто бывают некорректными. Наш поиск объяснений причин поведения других людей приводит к суждениям либо о внутренних факторах поведения (человек сам ответствен за свои действия), либо о внешних факторах поведения (причины в ком-то или чем-то другом). Теория казуальной атрибуции Келли объясняет, что такие суждения основываются на трех типах информации: согласованности (соответствии образа действий другого человека нашему собственному поведению), устойчивости (соответствии предыдущего образа действий человека его же поведению в той же самой ситуации) и различии (соответствии поведения человека его собственному в различных ситуациях). Несколько видов систематических ошибок, известных как предубеждения восприятия, ограничивают объективность социального восприятия. Они включают в себя: фундаментальную ошибку атрибуции (тенденцию отнесения поступков других людей к их внутренним причинам), эффект ореола (тенденцию восприятия других людей либо в последовательно положительном, либо в последовательно отрицательном свете), эффект уподобления себе (тенденцию восприятия похожих на себя людей в благоприятном свете), ошибку первого впечатления (тенденцию создания последующих впечатлений о человеке исходя из первоначального) и избирательное восприятие (тенденцию восприятия только определенных аспектов внешнего окружения). Необъективность восприятия также происходит от склонности людей полагаться на стереотипы (оценка людей путем отнесения их к определенным категориям). Стереотипы восприятия могут привести к самореализации пророчества (тенденции соответствия поведения человека ожиданиям со стороны другого человека). Это явление может иметь позитивный характер, когда ожидания от человека позитивного поведения действительно приводят к такому поведению (что известно как эффект Пигмалиона). Также оно может быть негативным, когда плохое поведение человека связано с тем, что именно таковое от него ожидалось (что известно как эффект Голема). 3. Понимать действие процесса социального восприятия в контексте определения оценки выполнения работы, собеседования при приеме на работу и развития корпоративного имиджа, Предвзятые суждения нередко случаются в процессе оценки выполнения работы. В этом контексте люди дают более высокие оценки тем индивидуумам, чье выполнение работа соответствует предполагаемым ожиданиям. Они также положительно оценивают людей, когда их хорошие результаты объясняются внутренними причинами поведения, а Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ И НАУЧЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К РАБОЧЕМУ ОКРУЖЕНИЮ плохое выполнение — внешними причинами. Люди часто заинтересованы в благоприятном восприятии их другими людьми, усилия в данном направлении относят к управлению впечатлением. Этот процесс особенно важен при собеседовании при приеме на работу, хотя порой и вступает в противоречия с объективностью информации, предоставляемой о компании или человеке. Комплексное представление людей о компании — ее корпоративный образ — является ключевым фактором привлечения квалифицированных соискателей. 4. Дать определение научению и описать два его типа, наиболее применимые к ОП: оперант-ное обусловливание и научение путем наблюдения. Научение относят к относительно постоянному изменению в поведении, происходящему в результате приобретения опыта. В организациях научение обычно принимает формы оперантного обусловливания и научения путем наблюдения. При оперантном обусловливании индивидуумы учатся определенному образу поведения исходя из последствий своих действий. Стимулы, увеличивающие вероятность случаев проявления поведения, известны как подкрепление поведения. Подкрепление может быть как позитивным, если оно основывается на представлении желательного результата, так и негативным, если оно основывается на устранении нежелательного результата. Вероятность проявления определенного поведенческого отклика может быть снижена, если происходит неприятный результат (наказание) либо устраняется приятный результат (угасание). Научение путем наблюдения происходит посредством воспроизведения поведения других людей. Проявляя внимание и повторяя действия других, мы способны учиться, ставя себя на чье-то место, то есть с помощью опыта модели. 5. Описать, как принципы научения используются в организационных тренингах и инновационных системах вознаграждений. Научение непосредственно участвует в процессе освоения людьми новых знаний и умений, известном как тренинг. Тренинг проходит наиболее эффективно, когда люди могут принимать активное участие в учебном процессе, повторять целевое поведение, получать обратную связь по своим результатам и обучаться в окружении, сходном с условиями работы. В настоящее время компании экспериментируют с новаторскими системами вознаграждений, включающими оплату труда на основе опыта (то есть оплату труда за различные навыки и умения, проявляемые на рабочем месте) и групповое вознаграждение работы (то есть оплату труда за вклад в общие результаты). 6. Сравнить способы вознаграждений, применяемые организациями в программах по управлению организационным поведением, и описать, как обеспечивается эффективность дисциплинарных взысканий и управления знаниями. Управление организационным поведением является систематической практикой приложения принципов подкрепления поведения на работе с целью улучшения организационного функционирования. Подкрепление желаемого поведения может существенно повлиять на улучшение функционирования организации. В отличие от подкрепления поведения дисциплинарные взыскания заключаются в систематическом применении наказаний с целью сведения к минимуму проявлений нежелательного поведения в организации. Дисциплинарные взыскания наиболее эффективны при умеренной строгости, немедленном применении наказания после совершения нежелательного действия, акценте на самом действии, а не наличности провинившегося, постоянстве и последовательности применении для всех работников, четких разъяснениях и отсутствии неуместных смягчающих вознаграждений. Мно- ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ гие современные компании воплощают программы по управлению знаниями, позволяющие получать, организовывать и обмениваться знаниями и опытом среди своих сотрудников (что относят к человеческому капиталу). Люди, которых обычно называют менеджерами по управлению знаниями, как правило, отвечают за мероприятия по управлению знаниями. Темы для размышления Контрольные вопросы 1. Что такое социальное восприятие и как оно соотносится с предметом ОП? 2. Как поступают люди при формировании своих суждений в отношении других людей (то есть при атрибутивном процессе)? 3. В каком смысле атрибутивный процесс является необъективным и как этому можно противостоять? 4. Как оперантное обусловливание и научение путем наблюдения действуют в рабочем окружении? 5. Каковы фундаментальные принципы научения и как они применяются в организации' 6. Что необходимо предпринять, чтобы обеспечить эффективность мер дисциплинарного воздействия? Практические вопросы 1. Подумайте о том, какие суждения вы делали относительно нового коллеги по работе, едва с ним познакомившись. В каких отношениях ваши суждения были предвзятыми! Изменилось ли ваше мнение, когда лучше узнали этого человека? Какой урок вы можете извлечь из преждевременных заключений о людях? 2. Если вы работаете менеджером, для вас крайне важно не делать оценки своих работни ков, основываясь на собственных ожиданиях. Если вы так поступаете, может возникнуть либо эффект Пигмалиона, либо эффект Голема. Вспомните ситуацию в школе или на работе, в которой вы или ваш учитель/руководитель выражали определенные ожидания, которые привели к одному из этих самореализующихся пророчеств. Что конкрет но произошло? Как это отразилось — позитивно и негативно — на каждой участвующей стороне? Что могло быть сделано для избежания этой проблемы? 3. Поразмышляйте о любой связанной с работой программе подготовки специалистов,! которой вы, возможно, принимали участие. Что в этой программе было удачным? Чтс могло быть сделано для ее большей эффективности? Вопросы для анализа 1. Атрибутивный процесс является заведомо необъективным и пристрастным. Принима; это во внимание, какова, на ваш взгляд, вероятность того, что руководители делаю; объективные оценки выполнения работы своими подчиненными? Как можно бороть ся с этой ограниченностью восприятия, делая тем самым столь важные оценки боли точными?
Сегодня дадите в ния и хо обучени межлич! Будет ли ис польз» шего оте ких мерс Развити индивид Выявление Леем нов расо что людр^ пы. А в о теле, рол то, чего * ной степ поможет РуКОВОДСТЕ Испо. ных груп людьми к 1=щ 2 = не 3 = бс 4 = в( 5 = в« Бухгш Интер Благо] Интел Консе Застег Чест< Офисн
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.93 (0.011 с.) |