Стратегическая роль рентной системы для будущего России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегическая роль рентной системы для будущего России



Давно пора бы понять, что главный, пока еще мало задействованный источник нашего развития — это рента. Она является действительно стратегическим оружием России. Но для эффективного его использования необходима другая налоговая система. Налоги в их прямом понимании должны были бы выполнять лишь роль дополняющей рентные платежи системы. Тогда бы мы сумели резко сократить налогообложение труда, снизить отчисления от прибыли, убрать НДС, снизить, а в последующем вообще отказаться от отчислений предприятий на социальные нужды и так далее.

Мы получили бы реальную возможность ввести "налоговые каникулы" в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности, поддержать науку, образование, повысить среднюю и минимальную заработную плату, поднять пенсии до прожиточного минимума. В этом случае наша продукция оказалась бы намного дешевле, возросла бы ее конкурентоспособность, появились стимулы к созданию новых рабочих мест, наращиванию объемов производства, расширению внутреннего рынка. Налоги не будут душить производство, а рента станет на деле главным источником реформирования экономики, разрешения фундаментальных проблем социального обустройства России.

Но мощное сопротивление переходу к рентной системе оказывают все те, кто сегодня присваивает львиную часть рентного дохода. Новый подход ставит под сомнение правомерность огромного богатства, сосредоточенного ныне в руках избранных. Он резко ограничивает возможности для дальнейшего обогащения властной коммерческой элиты за счет разорения основной массы населения, ставит жесткую преграду для коррупции и криминала.

Однако положение не безнадежно. Многое в реализации рентного подхода зависит от политической воли высшего руководства страны. Думаю, что понимание стратегической роли рентной системы для будущего России у него есть. Об этом говорят многие из последних высказываний нашего Президента, который недвусмысленно подчеркивал в своих посланиях Федеральному Собранию необходимость перехода к системе рентных платежей. Да и в самой Администрации Президента и в Правительстве усиливаются позиции государственников, отстаивающих интересы России. [18 стр. 20]

Система управления национальным имуществом РФ

Главная задача состоит в том, чтобы стратегический ресурс страны — рента — оказался в плотной "сцепке" с главными функциями государства, в первую очередь с его безопасностью, которая напрямую зависящим от системы жизнеобеспечения его граждан.

Для этого необходимо, чтобы оценка эффективности работы сырьевого и промышленного секторов экономики, а также правительственных мер по их реформированию определялась главным образом по вкладу этих секторов в укрепление здоровья и развитие образования нации, в активную демографическую политику, во всестороннюю поддержку подрастающего поколения, в развитие народного предпринимательства, в сохранность потенциала природной среды.

Именно в эти сферы и должна быть направлена львиная доля рентного дохода и дохода от хозяйственной эксплуатации государственного имущества.

Основными составляющими предлагаемой системы управления национальным имуществом являются закрепление за обществом прав титульного, или верховного, собственника национального имущества, система социального дивиденда, механизмы публичного управления общественными доходами, налогозамещающий механизм рентных платежей.

Конституционное закрепление за обществом как своего рода юридическим лицом высшего ранга прав верховного владельца территориальных и других природных ресурсов страны: земельных угодий, пресной воды, воздушного пространства, лесов, полезных ископаемых, дикой фауны и флоры, включая ресурсы континентального шельфа, — создало бы операциональную основу для предоставления всем членам общества равных прав на получение определенной части доходов от используемых природных ресурсов. Это явилось бы содержательным наполнением принципа равенства стартовых возможностей для всех.

Итак, проблема присвоения рентного дохода обществом, а через него и всеми его членами из чисто экономической проблемы превращается в проблему конституционного развития государства, преобразования его, по существу, в гражданское общество.

Решение этой проблемы могло бы послужить той объединяющей силой, которая способна сплотить все слои общества, дать возможность почувствовать сопричастность каждого к общему делу — развитию своей страны, нашей России. [12 стр. 311]

На государственном уровне вопросы полноты извлечения природоресурсной ренты невозможно рассматривать вне отношений собственности: частной и государственной.

Вторая форма собственности на добытые полезные ископаемые, более эффективна на современном этапе развития экономики, поскольку регулирование рентных отношений и распоряжение рентными доходами остается на государственном уровне.

В этом случае в целях эффективного государственного регулирования недропользования необходимо решить целый комплекс задач:

- доступ к недропользованию следует осуществлять исключительно по договорам концессий (на добычу полезных ископаемых) и договорам подряда (на геологическое изучение недр, поиск и разведку полезных ископаемых);

- совершенствование законодательства, регулирующего вопросы пользования недрами;

- совершенствование механизма налогообложения нефтедобывающих предприятий путем введения дифференциации НДПИ;

- обеспечение инвестиций в разведку новых месторождений;

- стимулирование введения в промышленную разработку законсервированных скважин, мероприятий по повышению нефтеотдачи;

- введение специального налогового режима, направленного на изъятие рентных платежей.

Таким образом, включение вопросов регулирования процессов использования, воспроизводства, охраны и защиты природных ресурсов в систему бюджетных отношений создаст условия, с одной стороны, для существенного повышения доходов государства от хозяйственного использования, находящегося в его распоряжении природного потенциала, в частности недропользования, а с другой стороны, для создания в соответствующих отраслях необходимого финансового резерва за счет ассигнований из бюджета для реализации мер по восстановлению природных ресурсов.

 

Заключение

 

Таким образом, состояние рынка земли как фактора производства определено действием двух основных его субъектов: собственников земельных ресурсов (землевладельцев) и сельскохозяйственных предпринимателей (земледельцев). Первые, предоставляя землю в аренду, формируют предложение услуг земли. Вторые, арендуя то или иное количество земли, предъявляют спрос.

Если же землевладелец сам обрабатывает землю или арендатор приобретет земельный участок в собственность, функции собственника и предпринимателя совмещаются в одном лице. Однако в любом случае основой экономики сельского хозяйства является земельная рента, которая представляет собой своеобразную плату за землю как фактор производства.

Понятие земельной ренты как экономической категории не идентично понятию арендной платы. Арендная плата выступает в виде определенной договором суммы денег, уплачиваемой арендатором землевладельцу.

В сумму арендной платы входит, прежде всего, сама земельная рента, однако на практике земля обычно сдается с имеющимися на ней строениями, ирригационными сооружениями, произведенными мелиоративными работами и так далее. За пользование данным основным капиталом, переданным в ссуду, земельный собственник взимает ссудный процент, а также амортизационные отчисления, причем данные суммы также входят в арендную плату наравне с земельной рентой.

В результате земельная рента как бы сливается внешне со ссудным процентом, рассматривается как доход на некоторый капитал и происходит капитализация земельной ренты. Покупка земли, обеспечивающая получение ренты, становится идентичной ссуде капитала, приносящей процент (например, процент по банковскому вкладу).

Анализируя аграрный сектор российской экономики, можно сделать вывод, что незавершенность рыночно ориентированного реформирования основных условий функционирования аграрного сектора России сдерживает его поступательное развитие. При этом рыночные условия выявили основные недостатки в аграрном секторе, унаследованные от прошлого - технологическую отсталость и нерациональную организацию производства в многоотраслевых хозяйствах. Другой важнейшей особенностью аграрного рынка России является исключительно слабое распространение арендных отношений в сельском хозяйстве.

Сама же практика государственного и хозяйственного управления, действующий экономический механизм до сих пор не опираются на четкую научную концепцию рентных отношений и адекватную рентную составляющую данного механизма. Естественно, отсутствуют и законодательные акты, которые содержали бы научные принципы и правовые нормы учета ренты, и основанные на мировом опыте нормативы ее распределения между хозяйствующими субъектами и государством.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. От 05.04.2013)// СПС Консультант Плюс.

2. Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков [текст]: [Распоряжение Минимущества РФ от 06.03

.2002 №568-р (ред. От 31.07.2002)]// СПС Консультант Плюс.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Высшее образование, 2008. - 391 с.

4. Буздалов И. Земельная реформа: взгляд сквозь призму замысла // Вопросы экономики. - 2008. - №10 - с. 126-138.

5. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 624 с.

6. Исянов Р. Аграрный сектор в рыночной экономике // Вопросы экономики. - 2008. - №12 - с. 139-144.

7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 916 с.

8. Микроэкономика. Теория и российская практика / под ред. А.Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. - М.: КНОРУС, 2008. - 624 с.

9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Норма, 2009. - 576 с.

10. Россия в цифрах. 2008. - М.: Росстат, 2008. - 510 с.

11. Самуэльсон П.Э., Нордхауз В.Д. Экономика. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2009. - 1360 с.

12. Сорокин А.В. Теория общественного богатства. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 587 с.

13. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. - 608 с.

14. Экономика / под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2008. - 831 с.

15. Экономическая теория / под ред. Е.Н. Лобачевой. - М.: Высшее образование, 2009. - 515 с.

16. Экономическая теория / под ред. И.П. Николаевой. - М.: Издательство Проспект, 2006. - 576 с.

17. Янова В.В. Экономическая теория. - М.: Эксмо, 2009. - 512 с.

18. Сагайдак Э. Рентные отношения в системе экономического регулирования сельхозпроизводства / Проблемы становления рыночных отношений, АПК: экономика, управление, № 2, 2007.

19. Поиск ренты после социализма [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www. 50.economicus.ru/index.php…(дата обращения 27.05.2013).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.011 с.)