Понятие и сущность земельной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность земельной собственности



В современных условиях особую актуальность приобретает повышение эффективности сельского хозяйства, обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственного производства, достижение продовольственной безопасности страны, что вытекает из положений и требований Федерального закона Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» (ФЗ-264 от 29.12.06) В связи с этим в условиях рынка важное значение приобретает внедрение экономического механизма реализации отношений земельной собственности. Основой построения его выступает теория ренты, которая обеспечивает создание системы платы за землю на базе научно обоснованных принципов формирования, изъятия и распределения земельной ренты. Однако в настоящее время многие вопросы теории и практики рентных отношений остаются дискуссионными.

Поэтому особую актуальность приобретает исследование сущности и процесса формирования земельной ренты, разработка методологических подходов по построению рентного механизма регулирования сельскохозяйственного производства в рамках многоукладной, рыночной экономики.

Общепринятое определение земельной ренты состоит в том, что она представляет собой вид дохода, связанного с присвоением и использование земли как основного производственного ресурса в сельском хозяйстве и выражает взаимосвязь интересов собственников и арендаторов этих ресурсов.

Земельная собственность представляет собой исторически опре­деленную форму экономических отношений по поводу присвоения земли как средства производства конкретными лицами или их группами.

Отношения земельной собственности наиболее важное значение имеют в сельском хозяйстве, так как земля выступает в нем в ка­честве главного средства производства. В результате, отношения земельной собственности выступают в качестве основы всех других отношений, складывающихся в воспроизводственном процессе в сельском хозяйстве.

В условиях рынка различные формы землевладения и землепользования начинают функционировать по единым законам ры­ночной экономики. Вследствие этого происходит процесс освобождения отношений земельной собственности от различных видов внеэкономического принуждения, реальное формирование двух видов монополии на землю: как на объект собственности и как на объект хо­зяйствования.[12 стр. 264]

Земельная собственность, при этом, представляет собой весьма сложное и противоречивое явление, выступает как единство противоположностей таких категорий, как владение, пользование и распоряжение. В связи с этим важное значение приобретает исследование соотношения этих категорий. Его можно рассматривать как соотношение категорий всеобщего, особенного и единичного в процессе формирования отношений собственности на землю в сельском хозяйстве. [5 стр.125 ]

Собственность на землю относится к категориям владения и пользования, как всеобщее к единичному. Распоряжение земельными угодьями выступает как особенное, являясь связующим звеном между категориями владения, пользования и собственности, отражая более высокий качественный уровень развития отношений земельной собственности.

Это связано также с тем, что степень развития отношений земельной собственности непосредственно влияет на эффективность сельскохозяйственного производства.

Формирование земельной ренты в сельском хозяйстве, в отличие от других отраслей, связано с особенностями ценообразования на его продукцию. Поскольку общественная стоимость единицы товара складывается на основе затрат не при средних,а при относительно худших условиях производства. Происходит это потому, что продукции сельского хозяйства, производимой в средних и относительно лучших условиях, недостаточно для удовлетворения общественных потребностей. Вместе с тем производители, работающие и в относительно худших условиях, должны иметь возможности получать общественно необходимую величину прибыли; в противном случае они не будут заинтересованы в ведении воспроизводственного процесса. Таким образом, цена производства единицы сельскохозяйственной продукции в относительно худших условиях и будет являться регулирующий (рыночной) ценой.

Земельный собственник передает свою землю в аренду только за плату; и, тем самым реализуется экономический смысл частной собственности. Арендная плата взимается и с худших земель, если возникает необходимость их хозяйственного использования. В результате арендатор должен обеспечить себе получение не только средней прибыли, но и сверхприбыли – в противном случае ведение сельскохозяйственного производства было бы для него невыгодным.

Этот дополнительный доход приобретает форму абсолютной ренты при реализации сельскохозяйственной продукции на рынке. Тем самым, при соединении собственника земли и непосредственного производителя в одном лице, абсолютная земельная рента не исчезает, меняется лишь форма ее реализации.

Монопольная земельная рента возникает при продаже сельскохозяйственной продукции по монопольно высоким ценам. Образуется она, прежде всего, на землях исключительного качества, на которых возделываются редкие по своим потребительским свойствам сельскохозяйственные культуры. Ввиду ограниченности таких земель образуется сверхвысокая прибыль, часть которой передается производителем собственнику земли в виде монопольной ренты. Монопольная рента может иметь место и в крестьянском хозяйстве, в случае если оно осуществляет воспроизводственный процесс в особенно благоприятных природно-экономических условиях.

Для обособленных сельскохозяйственных производителей, в том числе и крестьянских хозяйств, все эти виды земельной ренты выступают как единая экономическая рента. Это обусловлено тем, что все эти разновидности земельной ренты тесно взаимосвязаны между собой.

В условиях рыночных отношений в сельском хозяйстве проблема земельной ренты приобретает особое значение. Во-первых, это связано с изменением системы регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. Снижается степень прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность производителей, что преимущественно выражается в переходе от прямых дотаций, субсидий к косвенным методам регулирования процесса воспроизводства за счет использования более гибкой ценовой, налоговой и кредитной политики. Во-вторых, развитие различных форм собственности и организации производства, приватизация земли существенно расширяют сферу рентных отношений. Это проявляется в том, что их субъектами наряду с крупными и средними сельскохозяйственными организациями и предприятиями выступают арендаторы, фермеры, а также другие сельскохозяйственные производители. В сельском хозяйстве наряду с дифференциальной рентой формируется абсолютная рента. Возрастает значение монопольной ренты. В условиях рынка рентные отношения находят свое проявление в земельном налоге, отражающим отношения по поводу владения национальным достоянием - землей между обществом и ее собственниками; в арендной плате за землю, как выражении отношений по поводу использования земельных угодий между собственниками земли и арендаторами; в цене земли, как категории характеризующей процесс купли-продажи земельных участков, а также возмещения ущерба сельскохозяйственным производителям при отчуждении их земель в другие отрасти народного хозяйства. [5 стр. 225]

Как указывалось выше, многие вопросы развития земельных отношений остаются дискуссионными и в настоящее время. К ним следует отнести следующие проблемы.

1. Соотношения земельной собственности и земельной ренты;

2. Формирования абсолютной ренты в сельском хозяйстве;

3. Наличия земельной ренты в крестьянском хозяйстве.

Для обособленных сельскохозяйственных производителей, в том числе и крестьянских хозяйств, все виды земельной ренты выступают как единая рента. Это обусловлено тем, что все эти разновидности земельной ренты тесно взаимосвязаны между собой.

Экономический механизм платного землепользования в условиях рынка включает:

- земельный налог;

- арендную плату за землю;

- цену земли.

Земельный налог играет важную роль в обеспечении равных возможностей хозяйствования для всех людей, работающих на земле. Реализация этого может осуществляться путем изъятия земельной ренты у сельскохозяйственных производителей, работающих в относительно лучших условиях.

В этой связи необходимо, чтобы средства, поступающие в региональные бюджеты в виде земельного налога, расходовались в основном на нужды сельского хозяйства. В первую очередь к ним следует отнести затраты на проведение мероприятий, направленных на улучшение плодородия земель, мелиорацию, развитие социальной и производственной инфраструктуры и т.д.

Важнейшим методологическим положением является и то, что общая сумма земельного налога, который поступит на общественные нужды с данной территории, будет равен земельной ренте с нее.

В случае, когда земельный налог будет больше, чем рента, то у сельскохозяйственных производителей будет извлекаться не только ее величина, но и часть необходимой прибыли. Это приведет к ущемлению экономических интересов предприятия, к подрыву стимулов устойчивого ведения процесса расширенного воспроизводства. С другой стороны, если земельный налог будет ниже, чем рента, то это будет сдерживать внедрение достижений научно-технического прогресса, способствовать снижению заинтересованности производителей в сокращении издержек производства.

Соотношение между величиной средств, поступивших в виде налога, и использование их на региональные нужды, не может быть постоянным. Не исключена возможность того, что часть ренты будет направляться в специальные резервные фонды, которые могут расходоваться в случае стихийных бедствий (засухи, наводнения и т.д.).

Земельный налог должен учитывать процесс формирования в сельском хозяйстве в условиях рынка дифференциальной, абсолютной и монопольной земельной ренты. В связи с этим земельный налог должен устанавливаться для всех сельскохозяйственных производителей.

С земельным налогом тесно связана и арендная плата за землю, поскольку в основе этих категорий лежит земельная рента. Арендная плата выступает в качестве превращенной формы ренты, а, следовательно, и земельного налога и тем самым выражает более сложные экономические отношения по поводу реализации права земельной собственности. В частности, это проявляется в том, что арендная плата, как правило, количественно не совпадает с земельным налогом. Фактически, величина земельного налога выступает в качестве нижней теоретической границы арендной платы за землю.

Основой определения цены земли также является земельная рента. В цене земли проявляются еще более сложные отношения по поводу реализации права земельной собственности, поскольку кроме величины ренты и ссудного процента на нее влияет и множество других факторов и, в первую очередь, спрос и предложение на конкретные участки земли. [5 стр. 265]

Экономический механизм платного землепользования при своем функционировании должен учитывать взаимосвязь - земельного налога, арендной платы за землю и цены земли. Это необходимо, чтобы избежать противоречий и диспропорций в системе рентного регулирования. К реальным противоречиям в сфере рентных отношений в сельском хозяйстве следует отнести ситуацию, которая свидетельствует о том, что сложившийся фактический уровень рентабельности в сельском хозяйстве не позволяет количественно выявить ренту в среднем по отрасли как величину, представляющую сверхприбыль по отношению к отраслевому уровню предпринимательского дохода: в 2010 году показатель рентабельности (как отношение прибыли к себестоимости реализованной продукции, работ и услуг) составил 10,3%, в то время как его минимально необходимый уровень предпринимательской прибыли должен составлять не менее 30%. Для сравнения, данный показатель по отраслям топливно-энергетического комплекса в 2010 году фактически составил 33,1% [12, с.449-450].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.024 с.)