Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование рентных отношений в Республике Коми: методика, анализ, статистика.

Поиск

Перспективы функционирования рентных отношений в сельскохозяйственном производстве России связаны с улучшением общеэкономической ситуации и с разработкой методов определения величины созданной (потенциальной) и реализованной ренты и механизма ее распределения на основе сочетания интересов бюджета и сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с этим, научное и практическое значение имеет исследование этого процесса, особенно на региональном уровне.

Данные теоретические и методические подходы были апробированы на материалах Орловской области и представлены в проектном виде.

Методика включает следующие этапы:

- определение нормативной себестоимости по основным сельскохозяйственным продуктам, приносящим дифференциальную ренту;

- расчет величины произведенной и реализованной дифференциальной ренты, а также абсолютной земельной ренты;

- определение ставок земельного налога;

- уточнение ставок земельного налога;

- определение арендной платы за основные виды сельскохозяйственных угодий;

- обоснование индикативной цены земли по основным видам сельскохозяйственных угодий. [5 стр. 101]

В качестве основных рентоносных продуктов для хозяйств Республики Коми области были приняты картофель и овощи, молоко, крупный рогатый скот.

Такой выбор обоснован тем, что производство этих видов продукции осуществляется практически во всех сельскохозяйственных предприятиях области.

На основе комплексных баллов оценки ресурсного потенциала, отражающего природно-экономические условия, была осуществлена группировка хозяйств по объективным условиям производства. При этом были выделены группы предприятий с относительно худшими: средними и лучшими условиями воспроизводства.

Определение нормативной себестоимости сельскохозяйственной продукции производилось на основе иерархического принципа построения показателей с использованием уравнений регрессии.

Нормативная себестоимость продукции сельского хозяйства определялась по группам природно-экономических условий воспроизводства, выделенных при их комплексной оценке. Это позволило перейти к расчету величины дифференциальной ренты, которая представляет собой разницу между ценами производства в худших и относительно лучших условиях.[5 стр. 133]

Нормативная рентабельность при расчете цен производства была принята на уровне 40%, что должно обеспечить всем сельскохозяйственным производителям необходимые и достаточные возможности для расширенного воспроизводства.

В таблице 3 приведены цены производства по основным рентоносным продуктам в хозяйствах Республики Коми (в среднем за 2007-2009 гг.).

 

Таблица 3 - Цены производства основных рентоносных продуктов в хозяйствах Республики Коми (в среднем за 2009-2011 гг.), руб/ц (проект)

Группы хозяйств Число хозяйств Средний балл Картофель и овощи Молоко КРС
I     426,0 1010,7 7317,9
II     413,0 919,4 6197,8
III     367,5 802,1 5284,9
В среднем: х   410,5 911,8 6240,2

 

В таблице 4 показаны величины дифференциальной земельной ренты по основным рентоносным продуктам в хозяйствах Республики Коми (в среднем за 2009-2011 гг.).

 

Таблица 4 - Дифференциальная рента в расчете на 1 ц сельскохозяйственной продукции в хозяйствах Республики Коми (в среднем за 2009-2011 гг.), руб/ц (проект).

Группы хозяйств Число хозяйств Средний балл Зерновые Молоко КРС
I     - - -
II     13,0 91,3 1120,1
III     58,5 208,6 2033,0
В среднем: х   - - -

 

В целом по сельскохозяйственным предприятиям Республики Коми в среднем за 2009-2011 гг. произведенная дифференциальная рента составила 1485,1 млн. руб, тогда как реализованная 1037,8 млн. руб.

В таблице 5 показаны ставки земельного налога определенные, исходя из величины реализованной дифференциальной ренты I и абсолютной земельной ренты по основным видам сельскохозяйственных угодий в хозяйствах Республики Коми (в среднем за 2009-2011 гг.),

Таблица 5 - Ставки земельного налога в Республики Коми, руб/га (проект).

Группы хозяйств Сельскохозяйственные угодья
пашня сенокосы пастбища
I      
II      
III      
В среднем:      

 

Как показали проведенные исследования, изъятие земельного налога, рассчитанного по данной методике, лишь незначительно снизит рентабельность сельскохозяйственного производства в области. В то же время его введение будет способствовать более рациональному использованию земли, стимулировать рост производства продукции. Средства, изъятые в качестве земельного налога, должны направляться на формирование фондов местных органов власти и расходоваться на повышение плодородия земли, проведение мелиоративных мероприятий и т.д.

Методика предусматривает уточнение размера земельного налога для отдельных предприятий. Это приходится делать потому, что, хотя комплексная оценка природно-экономических условий достаточно надежна, она не может учесть существенных различий между хозяйствами в специализации производства.

В частности, среди предприятий области имеется небольшая группа хозяйств, находящихся в наилучших условиях, процесс воспроизводства в которых практически не зависит от природно-экономических условий. В силу специфики производства они имеют высокий уровень совокупной рентабельности.

В ходе исследования они были исключены из общего рассмотрения, но это, конечно, не означает, что они не должны уплачивать налоги. Ставки изъятия рентных доходов, отражающих плату за использование наилучших условий воспроизводства, для этих предприятий целесообразно устанавливать в фиксированном размере (в процентах от стоимости основных производственных фондов).

В таблице 6 показаны ставки арендной платы за землю, определенные, исходя из ставок земельного налога и 40% уровня доходности земельного собственника по основным видам сельскохозяйственных угодий в хозяйствах Республики Коми (в среднем за 2009-2011 гг.).

Таблица 6 - Арендная плата в Республике Коми, руб/га (проект).

Группы хозяйств Сельскохозяйственные угодья
пашня сенокосы пастбища
I      
II      
III      
В среднем:      

 

Следует подчеркнуть, что установление данных ставок арендной платы за землю предполагает ограничение доходности операций с арендой земли для земельного собственника, т.е. по сути введения так называемого «рентного контроля».

В таблице 7 показаны индикативные цены земли, определенные, исходя из дифференциальной рентыI и II, абсолютной ренты, а также ставки ссудного процента (14 %) по основным видам сельскохозяйственных угодий в хозяйствах Республики Коми (в среднем за 2009-2011 гг.).

Таблица 7 - Цена земли в Республике Коми, руб/ га (проект).

Группы хозяйств Сельскохозяйственные угодья
пашня сенокосы пастбища
I      
II      
III      
В среднем:      

 

Таким образом, функционирование экономического механизма реализации отношений земельной собственности предполагает, что на цены возлагается функция рентного регулирования в межзональном аспекте, за счет оптимизации процесса специализации и размещения сельскохозяйственного производства, а на земельный налог, арендную плату за землю и цену земли – во внутризональном.

Эффективное функционирование экономического механизма реализации отношений земельной собственности невозможно также и без создания устойчивых условий ведения процесса расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве в межотраслевом аспекте. Для этого необходимо осуществить комплекс мер, направленных на демонополизацию народного хозяйства, и в первую очередь отраслей I и IIIсфер АПК. Это во многом будет способствовать обеспечению ценовой сбалансированности между сельским хозяйством, ресурсопроизводящими отраслями АПК и перерабатывающей промышленностью.

В заключение раздела 2.4. своей курсовой работы хотелось бы представить статистические данные по земельному фонду республики, а также цифры по сельскохозяйственным угодьям, представленные соответственно в таблицах 8,9.

Таблица 8. Земельный фонд Республики Коми

На конец года; тысяч гектаров

         
всего в % к итогу
Всего земель 41677,4 41677,4 41677,4 41677,4  
Сельскохозяйственные угодья 418,2 418,3 418,2   418,1 1,0
В том числе:
пашня 102,4 102,5 102,5 102,4 0,2
Многолетние насаждения 6,4 6,4 6,4 6,4 0,0  
сенокосы 239,6 239,5 239,7 239,7 0,6
пастбища 69,8 69,9 69,7 69,7 0,2
Земли, находящиеся в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия 0,9 0,9 0,9 0,9 0,0
Лесные площади 30964,8 30964,6 30966,6 31093,7 74,6
В том числе площадь:
Покрытая лесами 30242,,9 30239,5 30243,5 30364,7 72,9
Не покрытая лесами 721,9 725,0 723,1 729,0 1,7
Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд 136,6 136,6 136,2 136,3 0,3
Под водой 641,3 641,4 641,3 641,3 1,5
болота 4073,1 4073,1 4073,1 4073,1 9,8
Земли застройки 46,7 46,6 47,3 47,3 0,1
В том числе занятые промышленными сооружениями 14,1 13,7 13,8 13,8 0,0
Под дорогами 144,5 144,8 144,9 145,0 0,3
В том числе грунтовыми 98,1 98,0 98,0 98,0 0,2
Нарушенные земли 13,9 14,2 15,4 15,5 0,0
Прочие земли 5237,4 5236,8 5233,4 5106,2 12,3
В том числе:
Полигоны, отходы, свалки 0,6 0,6 0,6 0,6 0,0
пески 79,9 79,9 79,9, 79,9 0,2
овраги 16,5 16,5 16,5 16,5 0,0
тундра 3460,9 3461,0 3461,0 3333,9 8,0
Другие земли 1679,3 1678,8 1675,4 1675,2 4,0
Из всех земель – оленьи пастбища 9497,0 9497,0 9497,0 9528,3 22,9

 

Таким образом, большая часть земель республики приходится на лесные площади (74,6 %), на сельскохозяйственные же угодья приходится лишь 1% от общего земельного фонда республики, что свидетельствует о лесной направленности региона и как следствие развития лесной промышленности.

Таблица 9 Сельскохозяйственные угодья Республики Коми

На конец года; гектаров

 

Годы Сельскохозяйственные угодья В том числе
пашня Многолетние насаждения сенокосы пастбища
           
           
           
           
           

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.105 (0.007 с.)