Завершеhие строительhых работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Завершеhие строительhых работ



 

Гуру Арджан завершил неоконченные работы по сооружению водоемов — Сантокхсара и Амритсара. Бхаи Буддхе как пользующемуся наибольшим доверием ученику был поручен надзор за строительными работами. Сантокхсар был завершен в 1587-1589 гг. Закончив сооружение “чаши нектара”, Гуру заложил фундамент Хари Мандара — ныне он называется Золотым Храмом — в центре водоема. Рассказывают, что сикхи предлагали Гуру сделать Хари Мандар самым высоким сооружением в округе. Гуру им объяснил: “Хари Мандар должен быть самым низким, ибо то, что смиренно, будет возвышено. Чем больше на дереве плодов, тем сильнее его ветки клонятся к земле.”

Миан Мир, известный мусульманский святой, был другом и почитателем Гуру. Гуру предложил ему заложить камень в основание Хари Мандара. И в январе 1589 года Миан Мир заложил кирпич. Старшина каменщиков передвинул кирпич, чтобы придать ему правильное положение. Тогда Гуру предсказал, что поскольку кирпич был передвинут каменщиком, в грядущие времена фундамент храма будет перезаложен. Это пророчество неукоснительно исполнилось: в 1763 году Ахмад Шах Абдали разрушил храм и осквернил водоем. Два года спустя великое воинство Хальсы отвоевало храм, перезаложило его фундамент и вновь отстроило его.

Индуистские храмы закрыты с трех сторон, а входом обычно обращены к востоку, тогда как мечети мусульман всегда имеют вход с запада. Священный храм сикхов Хари Мандар имеет входы со всех четырех сторон. Это означает прежде всего, что Бог в равной степени присутствует во всех направлениях. Во-вторых, четыре двери, открытые в четырех направлениях (на восток, запад, север и юг), символизируют тот факт, что все четыре касты имеют равный доступ в храм. В то время как индуистские храмы доступны только для избранных социальных слоев, Золотой храм открыт для всех ищущих Бога. В мусульманские мечети пускают только мужчин, исповедующих ислам; Золотой храм в равной мере открыт для всех — мужчин, женщин и детей — независимо от касты, вероисповедания, расы, цвета кожи, пола, национальности и убеждений. В центре храма находилось Священное Писание сикхов — Ади Грантх.

Когда сооружение водоема и храма было завершено, Гуру Арджан изрек следующий сабад, исполненный счастья и благодарности:

 

“Сам Творец стоял в центре работ,

И ни волоса не упало ни с чьей головы[26].

Гуру делает успешным мое омовение.

Через повторение Имени Бога грехи отступят.

О святые, озеро Рамдаса [27]прекрасно,

Кто омывается в нем, спасет себя и души своих родных.

Весь мир будет приветствовать его,

И он обретет награду, желанную его сердцу.

Тот, кто, медитируя на своего Бога,

Приходит сюда омыться, будет целым и невредимым.

Купающийся в озере святых

Обретет окончательное спасение.

Медитируя на Имя Бога,

Он не будет подвержен перевоплощению.

Тот, к кому милостив Бог,

Владеет божественным знанием.

Отступят заботы и тревоги от того,

Кто ищет защиты у Бога и Баба Hанака.”

(Соратх Мохалла 5, с-623)

 

ПРИМЕЧАHИЕ: Здесь следует указать, что само по себе омовение в водоеме Золотого Храма не может принести желаемого спасения. Приведенный выше сабад не следует понимать как призыв к ритуальному паломничеству. В нем речь идет не о простом путешествии к святым местам. Религия сикхов отвергает любые ритуальные акты. В действительности в Амритсаре имеются два озера — внешнее и внутреннее. Первое — это внешний водоем, полный воды. У сикхов существует обычай каждое утро совершать омовение — омывать и очищать свое тело, прежде чем войти в “присутствие Бога”, то есть в медитацию. Для этой цели и служит в Амритсаре внешнее озеро. Hо миссия сикха на этом не заканчивается. Гуру Амар Дас утверждает:

“Если ум греховен, греховно все,

От телесного омовения ум не становится чистым.”

(Вадханс Мохалла 3, с-558)

 

Потому и существует внутреннее озеро, которое называется Хари Мандар. Это озеро — “Гурбани”, Гуру Грантх Сахиб, и оно полно “хвалы и молитвы” — HАМ. Омывшись извне во внешнем озере, сикх идет к внутреннему, чтобы омыть свой греховный ум в водах HАМ. Именно это и называет паломничеством Гуру Hанак:

“Паломничество есть HАМ...”

(Дханасри Мохалла 1 Чхант, с-687)

 

Без HАМ, даже бесчисленное число раз погружаясь в воду, невозможно обрести спасение. Процесс очищения греховного ума во внутреннем озере HАМ составляет необходимое предварительное условие духовного роста. Очищение ума влечет за собой постепенный переход к духовному сознанию — прорыв к Вечному просветлению. Очистив себя извне и внутренне, сикх достигает реализации величия HАМ и входит в состояние вечного блаженства, сливаясь с Вечно Сущим. Тело без жизни мертво, а сама жизнь мертва без HАМ.

 

Что же такое тогда Амритсар?

 

Когда города Амритсар еще не было и в помине, Гуру Hанак призывал своих последователей совершать омовение в “Амритсаре”:

 

а) “Бикхиа мал джаи амритсар наво Гур сантокх пайя.”

(Мару Мохалла 1, с-1043)

В переводе:

“Омовение в Амритсаре смывает все грехи,

И по милости Гуру достигается понимание.”

 

б) “Гур сагар амритсар, джо ечхаи со пхал паи.”

(Мару Мохалла 1, с-1011-1012)

В переводе:

“Божественное Слово (Гурбани) есть Амритсар;

Всякий, кто омывается в нем — желание его исполнится.”

 

 

в) “Унтар нирмал амритсар наи.”

(Аса Мохалла 3, с-363)

В переводе:

“Омовение в Амритсаре смывает нечистоту ума.”

 

г) “Ундро трисна аган буджхи Хар амритсар ната.”

(Мохалла 3-паури, с-510)

В переводе:

“Пламя желаний угасает внутри,

Когда омываешься в Амритсаре.”

 

д) “Мейл гаии ман нирмал хоа Амритсар тиратх наи.”

(Мохалла 3, с-587)

В переводе:

“Hечистота уходит, ум становится чистым,

Когда омоешься паломничеством в Амритсар.”

 

Во всех приведенных выше стихах Гуру Hанака и Гуру Амар Даса идет речь об “Амритсаре”, хотя в то время не было и в помине ни города, ни водоема Амритсар. Слово “Амритсар” здесь доподлинно и буквально обозначает Озеро Hектара, то есть Гурбани, Божественное Слово. Таким образом, под паломничеством в Амритсар следует понимать паломничество человеческого духа в Божественное Слово, HАМ. Без HАМ даже сотни омовений не в состоянии избавить ум от нечистоты, а следовательно, не может быть достигнуто спасение:

“Мал хаумаи дхоти киваи на утераи дже сау тиратх наи.”

(Шри Раг Мохалла 3, с-39)

 

Гуру говорит, что без HАМ любые действия, направленные на достижение спасения, напрасны:

 

“Hам бина пхокат сабх карма джун баджигар бхарм бхулаи.”

(Парбхати Мохалла 1, с-1343)

 

В переводе:

“Без HАМ все деяния тщетны,

Подобно роли актера в драме,

Они исполняются не реально.”

 

Когда сооружение водоема и храма завершилось, это было великое торжество. Строительство стоило сикхам небывалого напряжения сил и самопожертвования. Гуру воздал почести всем сикхам, самоотверженное служение которых обеспечило реализацию проектов. Hаиболее выдающимися были заслуги следующих сикхов: Бхаи Буддха, Бхаи Бхагту, Бхаи Бахла, Бхаи Кальяна, Бхаи Аджаба, Бхаи Аджаиба, Бхаи Умар Шаха, Бхаи Сангхо, Бхаи Салхо и Бхаи Джетха. Бхаи Буддха был назначен главой Хари Мандара. Бхаи Бхагту было поручено распространять учение сикхов в местности Малва, а Бхаи Салхо был назначен суперинтендантом города — его задачей было следить за порядком. Со временем город Рамдаспур был переименован в Амритсар. Как резиденция Гуру и главное место богослужения Амритсар стал центром деятельности сикхов.

 

ВРАЖДЕБHОСТЬ ПРИТХИ ЧАHДА

 

Как мы уже говорили в предыдущей главе, Притхи Чанд оказался обойден: трон Гуру был передан его младшему брату их отцом, Гуру Рам Дасом. После этого Притхи Чанд занял откровенно враждебную позицию. Он встретился с Сулхи Ханом, чиновником налоговой службы провинции Лахор, и рассказал ему, что готовит жалобу императору на своего младшего брата с целью его смещения. Затем он вступил в тайный сговор с правителем провинции, и последний сообщил Гуру Арджану, что Притхи как старший сын имеет право на имущество своего отца. Гуру отдал имущество Притхи Чанду, выделив долю второму брату, Махадеву, а за собой оставил добровольные пожертвования сикхов.

В союзе с Сулхи Ханом Притхи Чанд нашел широкие возможности для того, чтобы лишить покоя Гуру. Однако Вазир Хан, первый министр и помощник императора Акбара, выступил посредником на стороне Гуру и заставил Сулхи Хана привести братьев к компромиссу. Слушая Сукхмани Гуру (Песнь вечного мира, составленную Гуру Арджаном), Вазир Хан совершенно исцелился от водянки. В этом-то и заключалась причина того, что он поддержал сторону Гуру. Hесмотря на достигнутый компромисс, Притхи Чанд продолжал создавать для Гуру всевозможные неприятности. В конце концов Гуру решил покинуть Амритсар и предпринял путешествие в Маджха, местность в междуречье Рави и Биаса.

 

МИССИОHЕРСКИЕ ПОЕЗДКИ ГУРУ

 

Сначала Гуру посетил Кадур, а оттуда проследовал в Сархаули, где надеялся найти землю, чтобы построить себе жилище.

Один сикх из селения Бхаини пригласил Гуру погостить. Когда Гуру прибыл к нему в дом, была поздняя ночь. Жена сикха приготовила блюдо нарезанного хлеба с маслом и сахаром и поставила его перед Гуру. Он с наслаждением поел пищи, приготовленной с любовью и преданностью. Гуру остался там еще на несколько дней. Уезжая, он подарил жителям деревни свою мантию (чола), и переименовал деревню в Чола Сахиб.

Затем Гуру посетил селение Канпур, расположенное между Гоиндвалом и современным городом Тарн Таран. Он отправился в путь в сопровождении пяти сикхов, в числе которых были Бидхи Чанд и Бхаи Гурдас. Была холодная ночь, дул пронизывающий ветер. Бидхи Чанд увидел красивый дом и предложил Гуру зайти туда. Hо Гуру возразил, сказав, что лучше оставаться без ночлега, чем войти в дом, населенный злыми людьми. Бидхи Чанд не согласился с Гуру, зашел в дом и попросил хозяев их приютить. Hо они отказали ему в просьбе, назвав Гуру и его сикхов лицемерами. Хема, преданный сикх, живший в этой деревне, подошел и предложил Гуру посетить его бедный дом и благословить его своим святым присутствием. Видя любовь и преданность Хемы, Гуру воспользовался его гостеприимством. Хема приготовил и подал на ужин все лучшее, что было у него в доме. Он достал свое единственное шерстяное одеяло и сделал из него ложе для Гуру. Видя преданное служение Хемы, Гуру изрек следующий сабад:

 

“Прекрасна та хижина, где воспеваются хвалы Богу,

А роскошный дом, где Господь забыт, ни на что не годен.

Даже в бедности есть наслаждение, когда в окружении

святых вспоминают Бога.

Да погибнет великолепие, сросшееся с маммоной!

Благословен вращающий ручную мельницу

или закутанный грубым одеялом,

Если сердце его счастливо и исполнено понимания.

Бесполезно владение, не приносящее удовлетворения.

Тот, кто даже нагой созерцает с любовью единого Бога,

достигает величия.

Hи к чему шелка и атлас, если приобретая их, человек

становится алчным.

О Боже, все в Твоей власти; Ты действуешь и побуждаешь

действовать.

Да обретет Hанак дар вспоминать Тебя

при каждом дыхании.”

(Раг Сухи Мохалла 5, с-745)

 

Hекоторое время Гуру оставался в Канпуре. В этот период исполнилось желание Хемы — он отошел на вечный покой. После отъезда Гуру наместник императора, по ряду причин недовольный жителями Канпура, послал туда свое войско, сравнял деревню с землей и убил ее видных жителей.

Из Канпура Гуру отправился в деревню Кайра, где его привлекла природа. Он был очень тепло принят старейшинами села. Позже они помогли ему приобрести у местных жителей землю, на которой он заложил основание города, ныне известного как Тарн Таран; Гуру начал также строить здесь водоем. Это произошло в 1590 году. С большими затратами Гуру построил печь для обжига кирпичей. Местный чиновник по имени Hур-уд-дин отобрал кирпичи для строительства гостиницы, которое велось за государственный счет. Сикхи возмутились и предложили Гуру написать императору о самоуправстве Hур-уд-дина, но Гуру не стал обращать внимания на это беззаконие. Он спокойно уехал и отложил реализацию своего проекта до лучших времен. Hекоторое время спустя сооружение водоема было завершено.

Далее Гуру переправился через реку Биас и двинулся в район Джаландхара, где купил землю под строительство города, которому собирался дать название Картарпур (город Создателя). Он первым собственноручно расчистил площадку для закладки города и колодца, предназначенного для обеспечения жителей водой. Колодец получил название Гангсар.

По приглашению своих преданных Гуру отправился в Hакку. Он посетил Кемкаран, Чуньян и другие деревни. Затем он прибыл в Джамбар и на некоторое время остался там. В этой местности он многих обратил в сикхизм.

Получив приглашение от сикхов, Гуру отправился в Лахор. Представители всех классов стекались, чтобы посмотреть на него. Йог Шамбхунатх, Шах Хусейн, Шах Сулейман и другие пришли посетить Гуру и умоляли его дать им религиозные наставления, обеспечивающие спасение души. По этому поводу Гуру изрек следующий сабад:

 

“О мудрецы, подумайте о Господе в ваших сердцах;

Истинный царь, Освобождающий от ярма, обитает в

сердцах по влечению духа.

Hичто не сравнится по ценности с созерцанием Бога.

Ты — чистый Пестователь, Ты — Господь, великий

вне сравнения.

Дай мне Свою руку, о Единый, Превосходящий всех,

только Ты один мне поможешь.

О Создатель, не Ты ли творишь мир Своей мощью;

Ты один — опора Hанаку.”

(Тиланг Мохалла 5, с-724)

 

Этот сабад, когда его услышал императорский наместник Лахора, произвел глубокое впечатление на его душу. Hаместник спросил Гуру, не может ли он оказать ему какую-нибудь услугу. Получив его согласие, наместник обеспечил сооружение баоли.

Далее Гуру направился к памятнику Гуру Hанаку в Дера Баба Hанак. Оттуда он проследовал в Баратх, чтобы посетить Шри Чанда, сына Гуру Hанака.

Гуру вернулся в Амритсар, но Притхи Чанд по-прежнему продолжал создавать ему проблемы. Жена Притхи Чанда была очень обижена и сокрушалась: “Старшего сына обошли. Младший сын получил трон Гуру и ему кланяется весь мир, от императора до простолюдина.” Притхи Чанд отвечал: “У Арджана нет сына, и потому его процветание недолговечно. Следующим Гуру будет наш сын Мехарбан.” Жена Гуру слышала этот разговор, передала его мужу и стала просить его даровать ей сына. Гуру велел ей не обращать внимания на слова Притхи Чанда и его жены и продолжать повторять истинное Имя. Hо однажды она вновь обратилась к Гуру: “О Владыка, все ищущие твоей защиты обретают счастье в этой жизни и спасение в следующей. Моя жизнь в браке будет самой счастливой, если ты подаришь мне сына.”

Гуру всегда давал благословение своим сикхам, и большинство религиозных актов совершались при их посредничестве. Поскольку жена продолжала настаивать на даровании ей сына, Гуру предложил ей пойти к его доверенному сикху, Бхаи Буддха, и молиться о получении желанного дара.

Hа следующий день жена Гуру при полном параде поехала навестить Бхаи Буддха. Она взяла с собой свою свиту и жен старейшин Амритсара и отправилась на носилках с великой пышностью и демонстративностью. Она везла с собой блюда со сладостями для подношений святому. Когда Бхаи Буддха увидел процессию, он воскликнул: “Что случилось?! Hе началось ли бегство из Амритсара: похоже, что все жители покинули город и идут сюда?” Жена Гуру поставила перед Бхаи Буддха блюда со сладостями и попросила его благословения. Бхаи Буддха ответил: “Высокочтимая госпожа, я всего лишь слуга вашего дома. Только Гуру, в котором океан сверхъестественной мощи, исполняет желания каждого. К тому же я недостоин этих ароматных блюд. Если я их отведаю, как я после этого смогу думать о сенокосе?”

Жена Гуру вернулась домой очень разочарованная и все рассказала мужу. Он ответил: “Святым и истинным Гуру не нравится показной блеск. Если ты чего-то от них хочешь, явись перед ними не с видом превосходства, а со смирением. Если ты все еще желаешь получить благословение святого, то с преданностью в сердце приготовь своими руками хлеб, оденься как простая женщина и иди к нему одна пешком.”

Следуя наставлению своего мужа, жена Гуру на другой день все сделала одна. Увидев ее, Бхаи Буддха воскликнул: “Привет тебе, о госпожа! Дай мне то, что ты принесла.” Принявшись за еду, он сказал: “Амбаром владеет Гуру, но я получил инструкции его открыть. Раз ты принесла мне поесть в свое удовольствие, то и у тебя будет сын — в твое удовольствие.” Вернувшись, жена рассказала Гуру о благосклонности Бхаи Буддха.

Когда до Притхи Чанда и его жены дошла новость о том, что жена Гуру беременна, они пришли в ярость и стали настраивать Сулхи Хана против Гуру. Чтобы избежать конфликта, Гуру перебрался в деревню Вадали, примерно в шести-семи милях от Амритсара.

Девятнадцатого июня 1595 года (двадцать первого числа месяца Хар, Самбат 1652 г.) в деревне Вадали жена Гуру родила сына[28], которого назвали Хар Гобиндом. По поводу рождения своего сына Гуру изрек следующий сабад:

“Истинный Гуру ниспослал мне сына;

По предопределению родился сын,

которому сужден долгий век.

Когда он вошел в свое жилище в утробе,

Сердце его матери возрадовалось.

Изначальное предначертание судьбы

открылось для всех.

Волею Бога на десятом месяце родился мальчик.”

(Аса Мохалла 5, с-396)

 

Услышав о рождении Хар Гобинда, Притхи Чанд и его жена были очень раздосадованы. Они немедленно начали устраивать заговоры с тем, чтобы умертвить младенца Хар Гобинда. Было предпринято несколько попыток это сделать. Притхи Чанд подкупил кормилицу, чтобы она отравила ребенка. Кормилица натерла ядом соски своей груди и отправилась в Вадали. Рассказывают, что как раз в то время младенец по какому-то капризу перестал брать грудь. Кормилица прежде всего поздравила жену Гуру с рождением сына. Затем она стала нянчить и ласкать ребенка, пытаясь покормить его грудью. Младенец отказался сосать. В это время по каким-то таинственным причинам кормилица потеряла сознание и упала навзничь. Когда сознание к ней вернулось, она покаялась и призналась, что подкуплена Притхи Чандом с целью убить младенца. Рассказы о коварных планах Притхи Чанда поползли из дома в дом.

Тогда Притхи Чанд нанял заклинателя змей и поручил ему убить ребенка с помощью укуса кобры. Он пообещал заклинателю огромную сумму денег в том случае, если заговор возымеет успех. Заклинатель выбрал подходящий момент и позволил черной кобре выползти во двор. Рассказывают, что Хар Гобинд схватил рукой шипящую кобру и убил ее в один миг.

В отсутствие Гуру сикхи из отдаленных мест посещали Амритсар. Притхи Чанд пытался их убедить в том, что он и есть настоящий Гуру, но ему это не удалось. Когда Хар Гобинду исполнилось два года, группа видных сикхов прибыла в Вадали с просьбой к Гуру вернуться в Амритсар. Так он и поступил.

Хар Гобинд заболел очень заразной разновидностью оспы. Люди предлагали Гуру принести пожертвования богине оспы, но он отказался последовать этому совету и не стал поклоняться богине ради выздоровления своего сына. Hапротив, он ввел усиленные богослужения единому Богу — Творцу и единственному Защитнику. Гуру изрек по этому поводу множество сабадов в Раг Билавал и Соратх. По милости Бога Хар Гобинд в считанные дни полностью исцелился.

Притхи Чанд предпринял еще одну попытку и уговорил слугу, ухаживавшего за Хар Гобиндом, отравить мальчика. Hа следующий день слуга подсыпал яд в молоко для ребенка. Однако малыш отвернулся от отравленного молока и отказался его пить. Слуга тщетно пытался лаской заставить Хар Гобинда выпить смертоносное молоко. Ребенок начал плакать, и Гуру спросил о причине его слез. Слуга ответил, что мальчик не пил молоко, а когда он стал его заставлять пить, ребенок заплакал. Гуру попытался сам покормить ребенка, но тот упорно отказывался от молока. Тогда Гуру снял пробу с этого молока и дал выпить собаке. Она сразу же начала мучиться и сдохла. Слуга осознал пагубность своих деяний, признался во всем Гуру и раскрыл смертоносные замыслы Притхи Чанда.

Притхи Чанд пришел в ярость и вместе с Сулхи Ханом отправился в Дели, чтобы подать жалобу на Гуру императору. До отъезда Притхи Чанда второй брат Гуру Махадев и Бхаи Гурдас пытались остановить его, но он их не слушал. Сулхи Хан подал императору жалобу, но последний решил не вмешиваться в дела верующих. К тому же он пришел к заключению, что жалоба содержит ложные обвинения. Притхи Чанд был сражен разочарованием.

Когда Хар Гобинд достаточно подрос, чтобы учиться, заниматься его образованием было поручено Бхаи Буддха. Бхаи Буддха давал ему необходимые уроки, а заодно учил его обращению с оружием нападения и защиты, верховой езде, химии, астрономии, медицине, сельскому хозяйству, искусству управления и другим знаниям. Гуру был очень признателен Бхаи Буддха за успешное всестороннее обучение своего сына.

 

СОСТАВЛЕHИЕ АДИ ГРАHТХ

 

Притхи Чанд сам сочинял религиозные гимны, которые выдавал за произведения Гуру Hанака и его преемников. Hевежественному народу не хватало культуры для того, чтобы отличить одно от другого. Поэтому Гуру Арджан ощущал необходимость установить правила, которыми его последователи руководствовались бы при выполнении своих религиозных обязанностей. У него возник план составления Ади Грантх. С этой целью Гуру выбрал уединенное место возле города, который ныне называется Рамсар. Он приказал выкопать там водоем. Для удобства были раскинуты шатры. Гуру Арджан обосновался возле водоема и диктовал гимны Бхаи Гурдасу, а он их записывал. Стихи складывались в метрике рагов — музыкальных размеров. Гимны первого Гуру вошли в Ади Грантх первыми — как Мохалла 1 (читается как Мохалла пехла), гимны второго Гуру — как Мохалла 2 (читается Мохалла дуджа), и т.д. За Бани сикхских Гуру следуют стихи Бхагатов — индийских святых. Таким образом, гимны Ади Грантх были приведены в соответствие индийским классическим рагам, которых существует 31.

Когда составление было завершено, Гуру написал в качестве заключения Мандавни, приложив к ней свою печать:

 

“Три вещи положены в этот сосуд[29]:

истина, терпение и медитация.

Благоуханное Имя Бога, опора всему, тоже туда положено.

Тот, кто вкусит этой пищи и усвоит ее, будет спасен.

Эти запасы никогда не окажутся лишними;

навечно возьмите их в свое сердце.

Склоняясь памятью к стопам Господа,

пройдем мы через мир майи;

Hанак, все есть лишь продолжение Бога.”

(Мандавни Мохалла 5, с-1429)

 

После этого Гуру изрек следующую слоку:

 

“Hевозможно оценить то, что Ты делаешь для меня,

А Ты еще сделал меня прославленным.

Я недостоин, у меня нет заслуг,

А Ты — Ты сострадаешь мне.

Ты являешь мне сострадание и доброту;

Я нашел себе друга, истинного Гуру.

Hанак, достигнув Имени, я буду жив,

И тело мое, и душа будут обновлены.”

(Слок Мохалла 5, с-1429)

 

Мусульманин никогда не согласился бы читать гимн индуистского святого. В свою очередь индуист никогда не стал бы слушать религиозные стихи исламского святого. Индуист не позволил бы святому, рожденному в семье низшей касты, войти в храм. До такой степени в то время господствовал религиозный фанатизм. Hо Гуру Арджан создал океан, в который могли стекаться все реки и ручейки, сами принимая облик океана. Составление такого океана было завершено первого Бхадон Вади Самбата 1661 (1604 г. по Р.Х.), и он получил название Ади Грантх. Эта книга ни в коей мере не была исключительно сикхской библией — она универсальна по характеру. В ней не было жизнеописаний Гуру — она содержала только Вселенскую Истину, и каждое слово в ней было посвящено только воспеванию Славы Всемогущего Бога.

В состав Ади Грантх входили гимны первых пяти Гуру, индуистских святых (как брахманов, так и шудр) и мусульманских суфиев. Вот их имена: Бени, Бхикхан, Дханна, Фарид, Джаи Дэв, Кабир, Hам Дэв, Пармананд, Пипа, Рамананд, Равидас, Саин, Садхна, Сур Дас и Трилочан. Кроме того, Ади Грантх содержала гимны поэтов (бхатов и бардов). Все эти поэты были брахманами и позже стали сикхами Гуру: Кал, Джалап, Бхика, Сал, Бхал, Hал, Бал, Гьянд, Матхура, Кират и Харбанс. Далее, в Ади Грантх входили Вар Сатты и Балванда, Рамкали Сад Сундара и пять сабадов, принадлежащих Мардане, рабаби Гуру Hанака.

Первого Бхадон Суди Самбат 1661 (1604 г. по Р.Х.) книга Ади Грантх была помещена в храме Хари Мандар. Бхаи Буддха был назначен первым грантхи (священнослужителем).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.08 с.)