Дилавар хан пытается ослабить власть Гуру 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дилавар хан пытается ослабить власть Гуру



Дилавар Хан, захвативший власть в Панджабе, пока Аурангзеб находился в Даккане (на юге), стал завидовать славе и успехам Гуру. Он послал своего сына, Ханзаде, с войском, насчитывавшим тысячу человек, желая ослабить власть Гуру в Анандпуре. Около полуночи под покровом темноты Ханзаде переправился через реку Сатледж. Лазутчик Гуру, Алам Хан, сумел быстро сообщить о приближении врага. Немедленно начали бить в барабан (Ранджит Нагара), и воины Гуру двинулись к реке. Быстрое появление сикхов ошеломило врага, а ружейные залпы до такой степени перепугали солдат Ханзаде, что они хлынули обратно. Тем не менее, отступая, они разграбили деревню Барва. Ханзаде не мог от стыда ничего ответить своему отцу, когда тот стал упрекать его в трусости. Все это произошло в конце 1694 года.

 

ЭКСПЕДИЦИЯ ХУССЕЙН ХАНА

 

У Дилавар Хана был раб по имени Хуссейн. Он хвалился, что если бы ему приказали, он бы опустошил город Гуру — Анандпур — и собрал дань с Бхим Чанда и других горных раджей. Поражение Ханзаде заставило Дилавар Хана разработать план более масштабного нападения на Гуру. Поэтому он послал на Анандпур Хуссейн Хана с двухтысячным войском. Хуссейн заставил сдаться раджу Дадхвала и разграбил Дун. Раджа Кангры Кирпал присоединился к нему. Бхим Чанд тоже послал свои войска с Хуссейном. Дальше Хуссейн планировал, пользуясь помощью Кирпала и Бхим Чанда, двинуться на Анандпур. Гуру держал свои войска наготове на случай внезапного нападения.

Когда Хуссейн готовился к походу на Анандпур, гулерский раджа Гопал прислал к нему своего гонца с просьбой о заключении мира. Хуссейн ответил, что он будет рад встретиться с раджей Гопалом, если тот заплатит ему дань, как это сделали другие раджи. Гопал явился с небольшой суммой денег, но Хуссейн ею не удовлетворился. Он поставил такие условия: либо Гопал заплатит десять тысяч рупий, либо он предаст его вместе с его войском смерти. Гопал сослался на то, что у него нет такой большой суммы денег на уплату дани, и с тем уехал домой. Затем он послал гонца к Гуру с просьбой помочь ему договориться с Хуссейном. Гуру направил с этой целью своего агента Сангтья в сопровождении семи воинов; он должен был оговорить условия мирного договора между Гопалом и Хуссейном. Противники не смогли прийти к соглашению. Результатом стала битва между Хуссейном, Кирпалом и Бхим Чандом с одной стороны и раджами Гопалом и Рам Сингхом — с другой. Хуссейн, сражавшийся очень храбро, погиб на поле боя. Раджа Кангры Кирпал также был убит. Убиты были Химмат и Киммат, два офицера Хуссейн Хана. С противоположной стороны погибли посланник Гуру Сангтья и все семь его воинов. Увидев все это, Бхим Чанд со своей армией обратился в бегство. Победив, раджа Гопал пришел к Гуру с богатыми пожертвованиями и благодарил его за милость, принесшую ему удачу на поле брани.

У Гуру в воскресенье, первый день второй половины месяца Магх 1753 Самбата (1697 года по Р.Х.) родился третий сын, Зоравар Сингх.

Дилавар Хан, раздраженный проигрышем, послал Джуджхара Сингха и Чандел Рая на Джасван, но они не достигли цели. Тем не менее им удалось захватить Бхалан, стратегически важный пункт в этом штате. Прежде чем они успели продвинуться дальше, их атаковал Гадж Сингх из Джасвала. Джуджхар Сингх и Чандел Рай оба сражались как львы, но Джуджхар Сингх был убит, и тогда Чандел Рай бежал с поля боя.

Поражение имперских сил раздосадовало Аурангзеба, и он поручил навести порядок в горах своему сыну принцу Муаззаму, позже известному как Бахадур Шах. Принц принял на себя командование в августе 1696 года. Он послал Мирза Бега преподать урок горным раджам. Мирза наносил удар за ударом, сжигал деревни, грабил территорию. Следом за ним принц послал еще четверых офицеров, и они, действуя вместе, разбили горных раджей, разграбили дома мятежников, которые избежали гибели от руки Мирза Бега.

В среду, одиннадцатый день месяца Пхаган 1755 Самбата (1699 года по Р.Х.), в должное время, родился четвертый сын Гуру — Фатех Сингх.

В 1698 году (1755 Самбат) Гуру, уединившись среди спокойствия гор, переводил труды, написанные на санскрите. Согласно нашей версии, именно четырнадцатого июня указанного года Гуру завершил свой перевод Рам Автара с санскрита на язык хинди. Большинство сочинений, приписываемых десятому Гуру, не принадлежат ему. Маколиф пишет:

 

“Лишь часть того, что называют Грантх (писаниями) десятого Гуру (Дасам Грантх), является его собственным сочинением. Большая половина их написана поэтами, бывшими у него в распоряжении. Два сочинения, озаглавленные “Чанди Чаритар” и “Бхагаути ки Вар”, входящие в их число, представляют собой переводы, выполненные разными людьми (каждый, кто хотя бы слегка разбирается в хинди, может, полагаясь на свою стилистическую интуицию, заключить, что эти переводы принадлежат разным людям). Это сокращенные переводы “Дурга Сапт Шатти”, или семисот слок, посвященных Дурге, — эпизода из “Маркандея Пураны”, повествующего о споре богини Дурги с демонами, устроившими войну между богами.”

 

При дворе Гуру Гобинд Сингха было пятьдесят два[46] поэта, занимавшихся переводами Махабхараты, Рамаяны, поэм о любовных подвигах Рамы, Кришны, Чанди, и других произведений. Отсюда не следует, что Гуру поклонялся тем, чьи деяния были воспеты в этих поэмах: переводы делались только с целью пробуждения отваги и отвращения к трусости, для того, чтобы сердца воинов армии Гуру наполнились мужеством, необходимым для защиты своей веры. Вот что заявляет сам Гуру по поводу своего перевода десятой песни Бхагаваты: “Я перевел на народный язык десятую главу Бхагаваты с единственной целью вдохнуть решимость в воинов, сражающихся за веру.”

Гуру никогда не верил ни в каких богов и не поклонялся никому, кроме Единого Бессмертного Бога. В “Акал Устат” он пишет:

 

“Помимо Тебя (Бога) никому я не поклоняюсь.

Чего бы я ни хотел, я все от Тебя получаю.”

Гуру окончательно разъясняет затронутый выше вопрос в своих тридцати трех Свайях:

 

“Иные прижимают к сердцу идола; иные говорят,

что Бога зовут Шива;

Одни утверждают, что Бог пребывает в храме индусов;

Другие считают, что Он — в мечети у мусульман;

Кто говорит, что Бога зовут Рама, кто говорит — Кришна;

Иные в душе аватар принимают за Бога;

Я же отверг все религии тщеты;

Мое сердце знает, что Творец — единственный Бог.”

(Свайя- XII)

“К чему называть Бога Шивой, зачем говорить,

что Бог — Брахма?

Бог — не Рам Чандр, Кришан или Вишну, которых

вы мните владыками мира.

Сукхдев, Прасар и Вьяс ошибались, отвергнув Единого Бога

и поклоняясь многим богам.

Все создали себе ложные религии; я же абсолютно уверен,

что существует только Единый Бог. ”

(Свайя- XV, Гуру Гобинд Сингх)

 

СОЗДАНИЕ ХАЛЬСЫ

В 1699 году (1756 Самбат) Гуру разослал своим последователям по всей стране хукамнамы с повелением явиться в Анандпур на праздник байсакхи. Казалось, весь Панджаб пришел в движение. Люди шли со всех концов страны.

В Анандпуре на невысоком холме, который теперь называется Кесгарх Сахиб, был раскинут маленький шатер. Собрание (деван) происходило под открытым небом. Гуру вытащил из ножен свой меч и громовым голосом закричал: “Мне нужна голова; может ли кто-нибудь из присутствующих пожертвовать мне свою голову?” Этот необычайный призыв привел в ужас собравшихся. Люди замерли. Наступило гробовое молчание. Гуру обратился к народу во второй раз. Никто не откликнулся. Молчание продолжалось. На третий призыв вышел Дайя Рам, кхатри из Лахора, и произнес: “О истинный царь, моя голова к твоим услугам.” Гуру взял Дайя Рама за руку и увел его в шатер. Раздался звук удара. Затем Гуру вышел, с меча его капала кровь. Он сказал: “Мне нужна еще одна голова. Кто может пожертвовать мне голову?”

ПРИМЕЧАНИЕ: Большинство авторов, в том числе и многие сикхские авторы, утверждают, что Гуру втайне от всех накануне ночью спрятал в своем шатре пять козлов. Когда он увел в шатер Дайя Рама, то вместо его головы была отрублена голова козла. Этим авторам трудно постигнуть сверхъестественный характер действий Гуру. Они не могут понять, что Гуру мог сначала обезглавить Дайя Рама, а затем вывести его живого из шатра. Им необходимо уяснить себе, что Гуру был Божественным Светом, восседавшим на Божественном троне Гуру Нанака. Эти авторы выказывают абсолютное отсутствие почтения к Гуру, предполагая за ним неспособность к совершению сверхъестественных действий. Такой образ мыслей является кощунственным по отношению к институту Гуру. Гуру обладал таким могуществом, что мог воскрешать умерших. Божественное Слово гласит:

 

“Сатгур мера мар дживалей.”

(Бхайрон Мохалла 5, с-1142),

что означает:

“Мой владыка может воскрешать умерших к жизни.”

 

Это был не обычный трюк — это был беспрецедентный сверхъестественный акт, совершенный по прямой Воле Бога. Сам Гуру свидетельствует, что это было так:

 

“Хальса — это армия Бога;

Хальса создана по Воле Бога.”

(Гуру Гобинд Сингх- Сарблох Грантх)

 

Снова лишь на третий зов откликнулся Дхарам Дас, джат из Дели. Он вышел вперед и сказал: “О истинный царь! Моя голова в твоем распоряжении.” Гуру увел Дхарам Даса в шатер, снова послышались удар и стук, Гуру вышел с окровавленным мечом и повторил снова: “Мне нужна еще одна голова; найдется ли возлюбленный сикх, который мне ее пожертвует?”

Тут некоторые из собравшихся решили, что Гуру лишился рассудка, и пошли к его матери жаловаться. Мохкам Чанд[47], стиральщик белья из Дварки (западное побережье Индии), предложил себя в качестве жертвы. Гуру увел его в шатер, и все повторилось снова. Когда Гуру вышел, он потребовал четвертую голову. Сикхи начали думать, что он собирается перебить их всех. Некоторые обратились в бегство, остальные понуро смотрели вниз. Четвертым предложил себя в жертву Химмат Чанд, повар из Джаган Натх Пури. Гуру в последний раз воззвал к собравшимся, требуя пятой головы. Вперед вышел Сахиб Чанд, цирюльник из Бидара (центральная Индия), и Гуру увел его в шатер. Послышались удар и стук.

На этот раз Гуру дольше не выходил из шатра. Народ вздохнул с облегчением. Гуру одел всех пятерых в роскошные одеяния. Эти люди пожертвовали ему свои головы, и теперь Гуру отдал им себя и свою славу. Они все вышли живыми из шатра и выглядели прекрасно. Со всех сторон послышались восхищенные восклицания и вздохи сожаления. Теперь люди раскаивались, что не предложили Гуру свои головы.

Со времен Гуру Нанака традиционной формой инициации был обряд Чаранпаухал. Посвящаемые должны были испить святой воды, которой коснулись или в которую окунулись палец или стопы Гуру. Гуру Гобинд Сингх провел обряд инициации по-новому. Он попросил пятерых верных сикхов встать. Налив чистой воды в железный сосуд или чашу (Батта Сарблох), он размешал ее кхандой (небольшим обоюдоострым кинжалом). Мешая воду кхандой, Гуру повторял Гурбани, или Божественное Слово (пять бани — Джапджи, Джап Сахиб, Ананд Сахиб, Свайи и Чаупаи). Случайно в этот момент жена Гуру, Мата Сахиб Каур, внесла сахарные кристаллы — “патасы”, и они также были брошены в воду и размешаны.

Затем Гуру встал, держа в руках священный амрит (нектар), приготовленный в чаше из стали. Каждый из пяти верующих по очереди, преклонив левое колено, устремлял свой взгляд на Гуру, чтобы воспринять его Вечный Свет. Гуру дал каждому выпить по пять пригоршней амрита и пять раз брызнул каждому в глаза, попросив их при этом вслух повторять: “Вахегуру джи ка Хальса, Вахегуру джи ки Фатех.” (Это означает: Хальса принадлежит Богу и вся слава — Его Имени). Затем Гуру брызнул по пять раз каждому на волосы. Таким образом, все пятеро посвящаемых получили амрит из одной и той же чаши. После этого Гуру попросил их пригубить амрита из той же чаши: это символизировало их посвящение в бескастовое братство Хальсы. Так Гуру окрестил всех пятерых, а затем назвал их “ПАНДЖ ПЬЯРЕ” — “Пять Возлюбленных ”. Он дал им всем имя “СИНГХ” (“лев”), и каждый из них был переименован: Дайя Рам — в Дайя Сингха, Дхарам Дас — в Дхарам Сингха, Мохкам Чанд — в Мохкам Сингха, Химмат Чанд — в Химмат Сингха, и Сахиб Чанд — в Сахиб Сингха. Гуру обратился к ним как к высшим, освобожденным и очистившимся, и дал им общее название — ХАЛЬСА.

 

Он приказал им вести себя следующим образом:

I. Прежде всего, они должны носить следующие вещи, названия которых начинаются с буквы “К”:

1. “Кес” — нестриженые волосы. Они символизируют ес- тественный облик святости. Нестриженые волосы — первый знак принадлежности к религии сикхов.

2. “Канга” — гребень для волос.

3. “Качха” — нижнюю одежду, символизирующую целомудрие.

4. “Кара” — стальной браслет на запястье, символизирующий преданность Божественному Жениху.

5. “Кирпан” — кинжал, средство самозащиты и символ достоинства, силы и непобедимого духа.

 

II. Они должны соблюдать следующие заповеди:

 

1. Не бриться (не сбривать волос, растущих на теле).

2. Не употреблять табака и других отравляющих веществ.

3. Не есть “кутха” — мяса животных, зарезанных медленно — по способу мусульман.

4. Не нарушать супружеской верности: “Пар нари ки седж, бхул супне хун на джайо” (никогда, даже в мечтах, не вступать в половые отношения ни с одной женщиной, кроме своей жены). (Сюда было внесено дополнительное требование: всякий сикх, нарушивший любую из этих четырех заповедей, должен быть окрещен заново, уплатить штраф и дать обещание не грешить впредь. В противном случае он должен быть исключен из Хальсы).

 

III. Они должны вставать на рассвете, совершать омовение, медитировать на Гурмантару — “Вахегуру”, “Мулмантару” — зачин Джапджи, и рецитировать пять бани — Джапджи, Джап Сахиб и Свайи по утрам, Рехры — вечером, и Киртан Сохела — на ночь перед сном.

IV. Они не должны вступать в брак с курящими, с людьми, убивавшими своих дочерей, с потомками или последователями Притхи Чанда, Дхир Мала, Рам Рая или масандов, изменивших идеям и принципам Гуру Нанака.

V. Они не должны поклоняться идолам, гробницам или местам кремаций. Они должны верить только в Единого Бессмертного Бога. Далее Гуру объяснил, что им следует упражняться в военном деле и никогда не показывать неприятелю спину на поле боя. Они должны быть всегда готовы прийти на помощь бедному и защитить тех, кто нуждается в их покровительстве. Они должны забыть о своем кастовом происхождении и относиться друг к другу как братья, рожденные в одной семье. Сикхи обязаны заключать браки только между собой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.031 с.)