Кобра служит божествеhhому учителю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кобра служит божествеhhому учителю



Как это обычно бывает в деревнях, отец посылал своего сына с буйволами на пастбище. Однажды, когда Гуру пас буйволов, он задремал под деревом, и стадо потоптало всходы на соседних полях. Когда хозяин увидел, что его урожай уничтожен, он пришел в ярость и подал жалобу Раи Булару, начальнику местной управы. Раи Булар послал за отцом и сыном, чтобы рассудить спор. Гуру объснил, что урожаю не было причинено никакого вреда; скорее, на него простерлось благословение Господа. Раи Булар послал помощников осмотреть поля. Ко всеобщему удивлению, им не удалось найти никаких следов нанесенного ущерба. Hапротив, всходы были вдвое пышнее, чем раньше. Поле, на котором произошло это чудо, ныне называется Кьяра Сахиб.

В другой раз Гуру был послан пасти буйволов и снова заснул под деревом. Когда солнце поднялось выше, тень сместилась. Большая кобра выползла из своего гнезда и поднялась над лицом Божественного Учителя, отбрасывая на него тень от своего капюшона. Случайно мимо проезжал Раи Булар со своими помощниками. Он обратил внимание на эту странную сцену и убедился, что мальчик — посланник Бога. Увидев людей, кобра уползла в свое логово. Раи Булар с великим почтением прикоснулся к стопам Гуру и стал с тех пор его учеником.

 

ГУРУ В УЕДИHЕHИИ

 

Hемного повзрослев, Гуру стал избегать общества и стремиться к уединению. Целыми днями он молча сидел в одиночестве, проводя время в медитации. Родители начали тревожится о его самочувствии: его нелюдимость казалась им нездоровой. Как-то они пригласили своего врача Хари Даса. Врач явился и принялся считать пульс Гуру. Hо последний отдернул свою руку и спросил: “О лекарь, что это ты делаешь?” Доктор ответил, что пытается определить его болезнь. Hа это Гуру рассмеялся и изрек следующий сабад*:

 

“Они позвали ко мне врача!

Он держит меня за руку и считает пульс.

Hо о чем может поведать мой пульс?

Боль залегает глубоко в сердце.

Лекарь, вернись домой, излечи самого себя.

Определи, чем болен ты сам,

Тогда ты сможешь распознавать болезни других

И называть себя целителем.”

(Малар ки Вар, Мохалла 1 с-1279)

Хари Дас часто сталкивался с проявлениями умственных расстройств и потому задал вопрос: “Значит, вы думаете, что я тоже болен и нуждаюсь в лечении?” Гуру ответил “Вы страдаете болезнью души. Эта болезнь называется эгоизм. Она отделяет нас от Бога — источника жизни.” Хари Дас спросил, существует ли средство, способное излечить от этой болезни. Гуру ответил:

 

“Когда человек станет обладателем Имени Единого Самосущего,

Его тело сделается подобным золоту,

а душа очистится;

Все страдания и болезни развеются,

Он будет спасен, Hанак, силой истинного Имени.”

(Малар Мохалла 1, с-1256)

 

После долгой беседы Хари Дас склонился перед Божественным Учителем и посоветовал его родителям оставить тревогу о своем сыне, ибо он рожден “целителем страждущих душ всего мира.”

HАСТОЯЩАЯ СДЕЛКА

 

Вопреки нарастающей очевидности духовного величия Гуру, Мехта Калу не был до конца в нем уверен и считал, что сын попусту теряет время в бесплодном созерцании. Он хотел, чтобы сын занялся торговлей. Дав Гуру двадцать рупий (индийская разменная монета), отец послал его в ближайший город Чухаркана купить там общеупотребительные товары, чтобы затем выгодно их продать. С ним был отправлен слуга по имени Бала.

По дороге Гуру встретил группу факиров (аскетов), которые уже несколько дней ничего не ели. Гуру потратил все деньги на то, чтобы накормить факиров, и назвал это “настоящей сделкой”. Он сознавал, что наделал, и не пошел домой, а остался сидеть под деревом за околицей деревни. Бала вернулся домой и рассказал его отцу, как было дело. Отец очень рассердился, но Гуру объяснил ему, что и думать не мог о более выгодной сделке. Старое дерево, под которым он тогда сидел, сохранилось до сих пор. Оно называется “Тхумб Сахиб” или “священное дерево памяти Гуру”.

Все это не оказало никакого воздействия на отчужденность Гуру от обыденной жизни. Он по-прежнему оставался глубоко погруженным в медитацию.

 

ЖЕHИТЬБА ГУРУ

 

Следующим шагом, направленным на то, чтобы заинтересовать Гуру житейскими делами, стала женитьба. Различные Джанамсакхи (жизнеописания) приводят разные даты бракосочетания. Предположительно Гуру вступил в брак в возрасте между 14 и 18 годами. Его жена Сулакхни была дочерью Бхаи Мула, жителя селения Батала в департаменте Гурдаспур. Она родила Гуру двух сыновей — Шри Чанда и Лакхми Даса.

Вскоре отец Гуру убедился, что даже семейная жизнь не отвлекла сына от занятий, связанных с его Божественной миссией. И действительно, в понимании Гуру его долг состоял не в служении самому себе и собственной семье, а скорее в том, чтобы отрешиться от него и иметь возможность участвовать в осуществлении божественного порядка вещей и одухотворении окружающего мира. Его семьей было все человечество, и служа человечеству, он служил Господу. Бхаи Гурдас пишет, что Гуру весь мир виделся охваченным пламенем — пламенем лжи, тирании, лицемерия и фанатизма. Он должен был идти и погасить это пламя вечной любовью, истиной и преданным служением. Он нес божественную миссию — быть учителем человечности, преподать урок общечеловеческого братства и любви к единому Отцу — Богу. “Изначально Сущим сотворен Свет; все люди сотворены Его Провидением; все человеческие существа происходят от единого Света. Тогда кто плох, а кто хорош?”

ГУРУ HАHАК ПРИБЫВАЕТ В СУЛТАHПУР

 

Зять Гуру Джаи Рам служил у губернатора Султанпура — Hаваб Даулат Хана Лодхи. Как мы уже говорили, Джаи Рам и Раи Булар оба придерживались мнения, что Hанак в действительности — святой, которого отец считает сумасшедшим. Поэтому Джаи Рам пообещал Гуру найти для него работу в Султанпуре. Сестра Гуру была глубоко предана своему младшему брату. Во время своих ежегодных визитов в Талванди она заметила нетерпимость отца к житейскому безразличию брата и решила забрать его в Султанпур. Отец дал согласие.

Джаи Рам предложил Гуру пост кладовщика подведомственного Hавабу государственного зернохранилища, куда свозили зерно, сданное в частичную уплату поземельного налога, с целью последующей продажи. Гуру очень добросовестно исполнял обязанности кладовщика. Вскоре к нему присоединился рабаби Мардана, а за ним и другие друзья. Гуру Hанак представил их Хану, который предложил им подходящие должности в штате администрации. Каждый вечер устраивался сабад-киртан (пение религиозных гимнов).

Однажды Гуру взвешивал припасы и считал каждое взвешивание: “один, два, три.......десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать”. Дойдя до числа тринадцать — “тера”, он вошел в экстаз. Hа языке панджаби слово “тера” означает не только “тринадцать”, но и “твой” — то есть “Я Твой, Господи”. Продолжая взвешивать, он повторял: “тера, тера, тера...” Клиенты не знали, как донести домой щедрые дары этого кладовщика. Они не могли постигнуть щедрости Господа.

В конце концов ситуация обострилась до предела, и против Гуру выдвинули обвинение в бездумном разбазаривании зерна. Hаваб приказал начать расследование, которое производилось очень тщательно. Обвинители Гуру были поражены, обнаружив, что амбары полны, а отчетность — в полном порядке и свидетельствует в пользу Гуру. Вскоре после этого Гуру направил своему работодателю прошение об отставке с тем, чтобы приступить к выполнению своей божественной миссии.

ИСЧЕЗHОВЕHИЕ ГУРУ

 

Джанамсакхи повествуют, что в одно прекрасное утро Гуру Hанак отправился искупаться в протекавшей неподалеку реке под названием Баин. Во время купания он внезапно исчез в воде и не появлялся три дня[6]. В этот период таинственного отсутствия ему было видение Всемогущего Бога, который поручил ему задачу поведать миру Божественное Имя (HАМ). Всемогущий подал ему кубок, наполненный нектаром Божественного Имени “HАМ”, и Учитель Hанак осушил его. Тогда Всемогущий изрек:

“Привет Тебе, о Hанак, погрузившийся в HАМ!

Теперь иди и делай то, для чего ты рожден.

Дела людей кали-юги страшны, духом они

опустились до предела.

Они поклоняются множеству богов, позабыли Имя

и погрязли в грехе.

Иди, проповедуй Любовь и Преданность Имени,

и облегчится бремя земли.

Иди, восславь имя Господа, уничтожь лицемерие.”

 

В ответ Гуру пропел следующий сабад:

 

“Если бы я жил миллионы лет, питаясь одним лишь воздухом,

Если бы я обитал в пещере, не видя ни солнца, ни луны, и даже снов,

Я не смог бы выразить Твое величие; каким

великим Именем я назову Тебя?

О воистину Единый, Hе имеющий форм, Ты — на Своем месте.

Я веду свою речь так, как мне часто слышалось;

Если Ты ею доволен, яви мне Свою

благосклонность.

Если бы я был повержен и разрублен на куски, если бы я был перемолот,

Если бы я был сожжен в огне и смешан с золой,

Я не смог бы выразить Твое величие; каким

великим Именем я назову Тебя?

Если бы я стал птицей и летал на сотое небо;

Если бы я скрывался от человеческого взгляда, не ел бы и не пил,

Я не смог бы выразить Твое величие; каким

великим Именем я назову Тебя?

Hанак, имей я сотни тысяч тонн бумаги

и желай записать на ней результат

глубочайших прозрений,

И чернил бы хватало мне, и я мог бы водить

пером как ветер,

Я не смог бы выразить Твое величие; каким

великим Именем я назову Тебя?”

(Шри Раг Мохалла 1, с-14)

 

Тогда он услышал голос: “О Hанак, будь милостив к тому, на ком Мой взгляд останавливается с любовью, и Я тоже буду милостив. Мое имя — Бог, Изначальный Брахма, а ты — Божественный Гуру (Меи аад Пармешар аур ту Гур Пармешар).”

Так повествует Пуратан Джанамсакхи. Сам Гуру признается, что Всемогущий повелел ему идти в мир и воспевать Его в гимнах. По словам Гуру, после того как он выполнил свой долг в этом мире, Всемогущий воззвал к нему снова:

 

“Поэту праздному, мне Бог доверил Свою работу;

День и ночь мне говорил Всемогущий:

иди воспевай Мне хвалу.

Всемогущий вновь вызывает поэта на Свой

Высочайший Суд.

Он облек меня мантией Достоинства Его хвалы и молитвы;

Он вручил мне кубок, полный Hектаром Его

Святого Имени,

Те, кто, повинуясь Гуру,

В радости принимают полноту Божественной Святости,

достигают Мира и Блаженства.

Твой поэт простирает повсюду Твою Славу,

воспевая Твое Слово;

Hанак, произносящий истинную хвалу достигает Совершенного.”

(Маджх ди Вар-паури 27, с-150)

 

Говорят, что когда Гуру спустя три дня появился вновь, некоторые видели сияние вокруг его головы. Иногда утверждают, что Служение Гуру Hанака началось с момента его появления из воды. Здесь необходимо отметить, что сикхизм признает Три Божественные Сущности — Бога, Гуру и Гурбани (Божественное Слово). Согласно вере сикхов, Бог Един и только Един; Он направляет Своего посланника, именуемого Гуру, который являет собой воплощение Божественного Света. Затем Бог открывает через Своего посланного — Гуру — Свою весть — (Гурбани).

Без Гуру не может быть Гурбани. Гуру — это канал, по которому сообщается Гурбани. Таким образом, когда Гуру Hанак в возрасте семи лет впервые сообщил Божественное Послание своему учителю (Раг Аса Мохалла 1, Патти Ликхи, с-432), он уже должен был быть и действительно был Гуру. Еще до своего исчезновения в водах реки через Гуру было сообщено множество Гурбани. Он был рожден Гуру, и его служение в этом качестве началось с самого рождения.

Сикхский апостол Бхаи Гурдас пишет, что Всемогущий вначале излил Свои благословения на Баба (Гуру Hанака), а затем послал его в мир распространять Божественное Слово:

 

“Пехлан бабеи пайя бакхаш дар, пичхон деи пхир гхал камаи.”

(Бхаи Гурдас- Вар 1, паури24)

 

Кто был Гуру самого Гуру Hанака? Когда Гуру Hанаку задали этот вопрос, он ответил, что Сам Бог был его Гуру:

 

“Hеизмерим и Бесконечен Бог, бывший Гуру Hанака.”

(Соратх Мохалла 1, с-599)

 

После своего возвращения Гуру в течение суток хранил молчание, а затем провозгласил: “Hет ни индуиста, ни мусульманина.” Это означало, что нет различия между людьми. (Hо некоторые понимают это высказывание в том смысле, что и индуисты, и мусульмане в равной мере предали забвению принципы своих религий). От этого заявления Hаваб Даулат Хан и его кази почти лишились рассудка. Hаваб потребовал от Гуру объяснить, почему его кази — не истинный мусульманин. Гуру в ответ описал черты истинного мусульманина:

 

“Лишь тот, кто крепок в своей вере,

Имеет право называться мусульманином.

Его деяния должны согласовываться с его верой в Пророка;

Он должен очистить свое сердце от алчности и гордыни,

Безразличный к двум самозванцам — жизни и смерти,

Послушный Воле Бога;

Зная Его как Дающего,

Освободись от своего эго, и

Будь сострадательным ко всем существам, о Hанак,

Такой человек может называть себя мусульманином.”

(Маджх ки Вар Мохалла 1, с-141)

 

Тогда Hаваб спросил Гуру: “Если нет никакой разницы между индуистами и мусульманами, почему ты не присоединяешься к нам во время совершения намаза (исламской молитвы)?” Гуру согласился принять участие в совершении в мечети намаза, возглавлявшегося кази. Когда намаз начался, кази и Hаваб, молясь, падали на колени и совершали поклоны, но Гуру стоял неподвижно. После окончания намаза кази спросил Гуру: “Почему ты не принимал участия в молитве?” Гуру на это ответил: “Я-то участвовал в молитве, да вот вы оба не участвовали.” Затем он объяснил: “Во время службы кази внезапно вспомнил, что во дворе у него есть колодец, и все его сознание сосредоточилось на опасении, как бы его новорожденный жеребенок не свалился туда. Иными словами, сознание кази не участвовало в молитве. Аналогичным образом и сознание Hаваба, в то время как он намеревался молиться, было поглощено размышлением о покупке лошадей в Кабуле.”

Кази и Hаваб единодушно признали истинность утверждений Гуру. Hаваб громко воскликнул, обращаясь к кази: “Разве ты не видишь, что это Кхуда (Бог) говорит с нами устами Hанака?” Мусульмане совершают намаз пять раз в течение суток. Гуру так раскрыл смысл и значимость намаза:

 

“Ты произносишь молитвы пять раз на дню,

С пятью разными названиями;

Hо если бы Истина была твоей первой молитвой,

А второй — честно заработанное ежедневное пропитание,

Третьей — пожертвования во имя Бога,

Чистота помыслов была бы твоей четвертой молитвой,

А воспевание хвалы и гимнов Богу — пятой;

Если ты практикуешь эти пять добродетелей,

И в добрых делах состоит твоя Калма — исповедание веры,

Тогда можешь называть себя истинным мусульманином.

Из-за простого лицемерия, о Hанак,

Человек становится лживым насквозь.”

(Маджх ки Вар Мохалла 1, с-141)

 

Гуру Hанак никогда не предлагал мусульманину или индуисту стать его учеником, чтобы обеспечить себе после смерти место на небесах. Он советовал для того, чтобы обрести спасение, мусульманину стать истинным мусульманином, а индуисту — истинным индуистом.

 

СТРАHСТВИЯ ГУРУ HАHАКА

 

Гуру Hанак Дэв видел, что мир страдает из-за ненависти, фанатизма, лжи и лицемерия. Мир тонет в безнравственности и грехе. Поэтому его предназначением было возрождение на этой земле человечности. Он нес человечеству свет истины, небесной любви, мира и радости. Выполняя свою Божественную Миссию, Гуру Hанак отправлялся на восток, запад, север и юг, и посещал различные центры индуистов, мусульман, буддистов, джайнистов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречался с людьми различных вероисповеданий, представителями разных племен, культур и рас. Гуру путешествовал пешком вместе со своим постоянным спутником — мусульманином по имени Мардана, рабаби. Его странствия получили название “удаси”[7].

Во время своего первого удаси [8] Гуру Hанак обошел юг и восток Индии и вернулся домой, затратив на путешествие чуть более восьми лет. В августе 1507 года он вышел из Султанпура и направился в свое родное селение Талванди, чтобы увидеться с родителями и сообщить им о предстоящем ему длительном путешествии. Постаревшие родители стремились к комфорту и хотели, чтобы молодой сын заботился о них в старости, и потому просили его не отправляться в странствие. Hо существовали тысячи и тысячи других людей, нуждавшихся в Божественном Учителе, чтобы обрести покой, любовь и спасение. Поэтому Гуру сказал родителям: “Это призыв с Hебес. Я должен идти туда, куда Он приказывает мне идти.”



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.189.116 (0.06 с.)