Предмет и объект пенитенциарной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект пенитенциарной психологии



 

Объектом пенитенциарной психологии являются люди определенной группы: правонарушители, отбывающие уголовные наказания всех видов, а также лица и коллективы, осуществляющие исполнение уголовных наказаний и перевоспитание осужденных. Изучение фактов, закономерностей и механизмов психической деятельности этих специфических групп людей (осужденных и общностей осужденных, а также воспитателей и коллективов сотрудников ИТУ) и составляет предмет исследования пенитенциарной психологии.

 

Пенитенциарная психология не может ограничиться лишь индивидуально-психологическим изучением личности осужденного или личности воспитателя. Личность как открытая система должна изучаться и в социально-психологическом аспекте, т. е. во всех ее связях и отношениях с окружающими людьми.

 

 

Цели и задачи пенитенциарной психологии

 

Цель пенитенциарной психологии перевоспитание, исправление и возвращение в социум путем адаптации осужденного. Задачи пенитенциарной психологии:

 

1. Важнейшей задачей пенитенциарной психологии является исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. Специфика данной задачи исправительно-трудовой психологии определяется тем, что осужденный, и особенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его от других людей.

 

2. В задачу исправительно-трудовой психологии входит также исследование с психологических позиций самого процесса исправления и перевоспитания осужденного, т. е. изучение закономерностей и механизмов изменения психики осужденного, развития его личностных качеств и мотивов поведения на основе психологического анализа влияния уголовного наказания и жизненных условий в процессе отбывания наказания.

 

3. Задача изучения особенностей поведения осужденного в связи с различными его перемещениями. Психологическое изучение поведения человека в условиях лишения свободы, его способности адаптироваться к новым условиям жизни и быта помогает правильно организовать предварительную психологическую подготовку осужденных, направляемых из следственных изоляторов после вступления приговора в законную силу для отбывания наказания в исправительно-трудовые учреждения различных видов.

 

4. Задача разработки психологических основ применения средств исправления и перевоспитания осужденных: режима, общественно полезного труда, воспитательной рабаты, общеобразовательного и профессионально-технического обучения.

 

5. Задача исследования психологических основ закрепления результатов исправительно-трудового воздействия на осужденных после освобождения их из ИТУ.

 

6. Задача изучения особенностей осужденных, обусловленных их возрастом, жизненным опытом, профессией, национальной принадлежностью, а главное – видом преступной деятельности и тяжестью совершенного преступления, и определение психологической тактики в работе с ними.

 

7. Задача учета таких явлений как самоисправление, самовоспитание правонарушителей, сложную психологическую природу которых необходимо глубоко исследовать, и обосновывать пути и способы руководства самовоспитанием осужденных.

 

8. Важной задачей является социально-психологический анализ деятельности работников исправительно-трудового учреждения и психологическая подготовка их к работе с осужденными, профессиональная ориентация и формирование качеств воспитателя.

 

9. Задача научного анализа и критического использования передовых взглядов отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии.

 

1.3 Междисциплинарные связи пенитенциарной психологии

 

1. Взаимосвязи пенитенциарной психологии с общественными и естественными науками, составляющими ее методологическую, теоретическую и естественнонаучную основу.

 

2. Взаимосвязи пенитенциарной психологии с правовыми науками (прежде всего с наукой исправительно-трудового права) и криминологией.

 

3. Взаимосвязи исправительно-трудовой психологии с исправительно-трудовой педагогикой, организацией труда осужденных и экономикой исправительно-трудовых учреждений, наукой управления ИТУ.

 

4. Взаимосвязи исправительно-трудовой психологии с прочими, казалось бы, далекими от нее науками, например, с уголовной статистикой, математикой, и особенно с математическими методами обработки материала.

 

5. Взаимосвязи с кибернетикой.

 

В чем состоит различие между пенитенциарной психологией и девиантной психологией

 

Пенитенциарная психология изучает отклонения от социальной нормы (нравственные и криминальные), не являющиеся патологическими в прямом смысле слова, при этом она использует педагогические меры и средства воздействия, девиантная же психология изучает психические отклонения, связанные с нарушениями деятельности головного мозга, при этом использует средства и меры преимущественно медицинского характера.

 

С какими областями психологического знания связана пенитенциарная психология

 

Пенитенциарная психология связана с другими отраслями психологической науки: общей, социальной психологией, психологией труда и т. п. Пенитенциарная психология широко использует достижения и выводы других отраслей психологической науки. В частности, она пользуется учением о психологии личности, разработанным в общей и социальной психологии, данными об усвоении знаний, навыков и умений, накопленными в педагогической психологии. Из социальной психологии пенитенциарная психология заимствует обобщения и выводы о взаимоотношениях в коллективе и группе, о механизмах формирования групповых настроений, структуре и общих путях формирования общественного мнения и т. п.Данные психологии труда о закономерностях формирования двигательных навыков, динамике трудового процесса и психологических факторах повышения производительности труда способствуют научной организации труда осужденных и воспитанию у них трудолюбия. Этому же способствует и инженерная психология, дающая сведения о путях реконструкции производства исправительно-трудовых учреждений с учетом данных о психике человека. Исправлению и перевоспитанию осужденных способствуют также и психология искусства, раскрывающая механизмы влияния эстетических ценностей на развитие личности человека, и медицинская психология, обосновывающая тактику взаимоотношений врача с душевнобольными осужденными, а также приемы воздействия на лиц с неполноценной психикой, и т. п.

 

История пенитенциарной психологии, ее методологические основы

 

Можно выделить несколько периодов в истории развития пенитенциарных учреждений России: первый период связан с 1917 годом, когда В.И.Ленин подписал указ о ликвидации пенитенциарных учреждений царской России, доминирующим принципом функционирования которых было подавление и угнетение личности осужденного. Однако действительность вскоре потребовала создания пенитенциарных учреждений, так как советская власть намеревалась перевоспитывать и исправлять осужденных граждан. Второй этап в развитии пенитенциарной системы связан с временем правления И.В. Сталина, когда пенитенциарные учреждения прирастали ГУЛАГОМ и являлись инструментом репрессий и подавления без вины виноватых. Следующим периодом развития пенитенциарных учреждений стало время правления Н.С. Хрущева и Л.И.Брежнева, когда данные учреждения использовались для борьбы с политическими противниками и инакомыслящими. С началом демократизации общества наступил новый этап в развитии пенитенциарных учреждений России, основным назначением которых стало перевоспитание, исправление и возвращение в общество осужденных граждан.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.169.107.177 (0.013 с.)