Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономика как раздел экономической теории. Проблематика макроэкономики.

Поиск

Макроэкономика как раздел экономической теории. Проблематика макроэкономики.

Возникновение макроэкономики связывают с творчеством Д.М. Кейнса (1893-1946) и его книгой «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Предмет макроэкономики можно определить следующим образом:

1. Мак роэкономика - это отрасль экономической науки, изучающая функцио­нирование экономики в целом с точки зрения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

2. Макроэкономика - это наука об агрегированном поведении в экономике.

 

Макроэкономика выделилась из обшей экономической теории примерно на 60 лет позже микроэкономики. Объясняется это тем. что микроэкономика некоторое время являлась вполне «самодостаточной» нау­кой: она исходила из постулата английской классической школы о равновесии спроса и предложения на микроуровне и подразумевала, что это равновесие ав­томатически распространяется и на макроуровень. С такой точки зрения в суще­ствовании макроэкономики как бы не было необходимости. Однако великая депрессия 1929-1933 гг., до основания потрясшая мировую экономику, подорва­ла эту догму и обусловила выделение макроэкономики в самостоятельную нау­ку.

 

Отличиемикроэкономики от макроэкономики:

Если микроэкономика изучает главным образом поведение отдельных экономических субъектов (фирма или потребителя), то макроэкономика изучает результаты и последствия экономической деятельности всех экономических субъектов в целом.

 

МАКРОЭКОНОМИКА как раздел общеэкономической теории исследует:

Функционирование национальной экономики как единого целого.

Условия обеспечения устойчивого экономического роста.

Условия занятости населения.

Условия и предпосылки стабильности уровня цен и инфляции.

Условия социальной справедливости и обеспечения нетрудоспособных.

 

Предмет макроэкономики можно разделить на 2 части:

Анализ - ех роst (или народнохозяйственное счетоводство) определяет значения макроэкономических параметров прошедшего периода с точки зрения получения информации о том, как экономика функционировала и каковы дос­тигнутые результаты.

 

Этот анализ необходим, чтобы:

определить степень реализованности экономических целей;

сравнить экономические потенциалы разных государств;

проверить эффективность экономической политики и теоретических кон­цепций.

 

Анализ ех аnte (собственно макроэкономическая теория) выступает в форме прогнозного моделирования национальной экономики, осуществляемого на основе определенного соотношения известных инеизвестных факторов про­изводства.

Цель анализа ех аnte - определить, какие факторы и каким образом влия­ют на будущее значение макроэкономических показателей.

 

Проблематика макроэкономики

1. Что такое деньги? Каков механизм их предложения в экономике? - Теория денег

2. Что такое уровень цен? Чем определяется его динамика? - Теория инфляции

3. Проблемы экономического роста - Теория экономического роста

4. Чем определяется экономическая конъюнк­тура? - Теория циклического развития

5. Какое влияние на экономику оказывает го­сударство? - Теория экономической поли­тики

6. Какое воздействие на национальную эконо­мику оказывает заграница? - Теория внешних экономиче­ ских отношений

 

 

2. Методологические и методические особенности макро­экономического анализа.

Основополагающим специфическим принципом макроэкономики высту­пает агрегирование, то есть макроэкономика оперирует агрегированными пара­метрами, что объясняется необходимостью рассмотрения экономики в целом.

Агрегирование - это объединение или суммирование однородных много­численных параметров в одну совокупность с целью получения более общих величин.

В макроэкономике выделяют несколько видов агрегирования:

 

Агрегирование по субъекту экономических отношений заключается в следующем:

В народном хозяйстве выделяют четыре агрегированных макро-субъекта:

1) домохозяйства (сектор потребителей):

2) предпринимательский сектор (сфера деловой активности людей);

3) государство;

4) заграница.

 

Домохозяйства - обобщенный элемент потребительской сферы, который включает в себя все частные хозяйства, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Этот сектор является единственным собственником всех факторов производства, от продажи которых он получает свой доход. Доход домохозяйствидет на потребление и сбережения.

Таким образом, домохозяйства проявляют три вида экономической актив­ности:

1. предлагают факторы производства;

2. потребляют часть своего дохода;

3. определенную часть своего дохода сберегают.

Предпринимательский сектор. Его цель производство и реализация това­ров и услуг.

Виды экономической активности предпринимательского сектора сводятся к следующему:

1.спрос на факторы производства:

2. производство экономических благ и их предложение на рынке:

3. инвестирование (своеобразная форма потребления предпринимательского
сектора).

 

Государственный сектор осуществляет производство общественных благ, которые достаются потребителю бесплатно, то есть без непосредственной опла­ты каждой потребленной единицы (безопасность, производственная инфра­структура, образование).

Специфическая функция государства - это производство и предложение денег. Все доходы и расходы государства аккумулируются в государственном бюджете. Государство не преследует целей максимизации прибыли. Государст­венный сектор представлен государственными учреждениями и их служащими.

 

Заграница - это все экономические субъекты, имеющие постоянное ме­стонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государст­венные институты.

Все четыре макро-субъекта (сектора) между собой взаимодействуют через кредитование и заимствование.

 

Агрегирование по объекту.

В макроэкономике все множество рынков отдельных благ объединяется в общий рынок экономических благ, то есть объектом выступает здесь рынок экономических благ, на котором объеди­няются и потребительские товары и инвестиции. На рынке факторов про­изводства в макроэкономике выделяется в краткосрочном периоде - рынок труда, в долгосрочном периоде - рынок капиталов. В макроэкономике все виды цен агрегируются в общий уровень цен. На денежном рынке в макроэкономике вы­деляются международный валютный рынок и национальный денежный рынок.

 

Агрегирование характера поведения экономических субъектов.

 

Важнейшими макроэкономическими понятиями здесь являются:

* функции потребления (С = С(У)) домохозяйств;

* функции спроса на труд (DN = f(W)).

 

Недостатки агрегирования:

> Частичная потеря информации;

> Повышение уровня абстракции экономических исследований.

Достоинства агрегирования:

> Позволяет увидеть всю экономику в целом:

> Выявить наиболее фундаментальные взаимосвязи.

 

Содержание и недостатки НХК

Анализ ex-post, занимающийся практическим исчислением основных макроэкономических показателей, осуществляется на основе системы нацио­нальных счетов (СНС) или народнохозяйственной бухгалтерии. В свою очередь СНС основывается на модели народно-хозяйственного кругооборота, которая выявляет основные макроэкономические взаимосвязи в виде замкнутых денеж­ных потоков, возникающих между четырьмя макро-субъектами в процессе про­изводства, распределения и потребления НД.

Народнохозяйственный кругооборот анализирует связи между четырьмя макро-субъектами. Основные объекты народнохозяйственного оборота - рынок продуктов и рынок ресурсов.

В зависимости от полноты охвата макро-субъектов различают следующие три вида народнохозяйственного кругооборота (НХК):

1. Закрытая модель экономики без участия государства.

2. Закрытая модель с участием правительства.

3. Открытая модель с привлечением внешнеэкономического сектора.
При построении модели НХК следует различать два типа величин:

Потоки - отражают измерение количественных показателей во времени (например, тонн в год, национальный доход, ВНП и так далее).

Запасы - отражают наличие того, что есть в экономике на определенный момент времени (например, национальное богатство).

В схеме НХК доходы ирасходы макро-субъектов выступают в виде пото­ка, а наличие денежных средств - в качестве запаса. Все запасы в модели НХК образуют национальное богатство, а все потоки - национальный доход.

 

На ресурсном рынке можно выделить следующие виды взаимосвязей:

1 Домохозяйства поставляют ресурсы предпринимательскому сектору.

2 Предприятия предъявляют здесь спрос на ресурсы для производства то­варов и услуг.

3 Платежи за ресурсы предприятий образуют одновременно факторные доходы в виде ЗП. %. R и прибыли домохозяйств.

 

На продуктовом рынке можно выделить следующие виды взаимосвязей:

1 В процессе расходования дохода домохозяйствами формируется спрос на товары и услуги.

2 Предприятия, комбинируя ресурсы или факторы производства, предлага­ют на рынке товары и услуги.

3 Поток потребительских расходов на товары и услуги с точки зрения предпринимателей образует выручку или валовой доход от реализации.

 

Недостатки модели НХК В этой схеме допускаются следующие ограничения (упрощения):

1) здесь не отражается факт накопления макросубъектами;

2) исключается правительство, так как рынок может работать и без вмешатель­
ства правительства:

3) не отражаются внутрисекторальные взаимоотношения:

4) в модели не учитываются внешние эффекты, то есть загрязнение окружаю­
щей среды, получение бесплатных выгод одним субъектом от взаимодействия
других субъектов;

5) не показывается, как формируется рыночная цена.

 

 

 

Виды фискальной политики

 

 

22. Приведение в соответствие двух моделей – кейнсианской и классической.В рамках кейнсианской модели национальная экономика описывается через соотношение: «Уровень совокупных расходов - объем национального производ­ства» (Е - ЧНП).В классической модели все макроэкономические проблемы отражаются через соотношение: «Уровень цен -объем национального производства». Чтобы привести в соответствие эти две макромодели, надо знать, каким образом связаны между собой уровень цен (Р) и уровень совокупных расходов (Е).

Зависимость между Р и Е вытекает из следующих посылок:1) между потреблением С и уровнем цен Р существует обратная (или от­рицательная) зависимость, вытекающая из эффекта богатства (или эф­фекта реальных кассовых остатков2) между уровнем цен и инвестиционными расходами также существует обратная зависимость, что объясняется эффектом процентной ставки: рост цены денег (в результате роста спроса на деньги) приводит к сни­жению инвестиций:3) между Р и Хn также существует отрицательная зависимость, что объяс­няет эффектом импортных закупок: с увеличением ростаР —» увеличиваются средние издержки на производство единицы товаров —» уменьшается конкурентоспособность товаров —> уменьшается экспорт, увеличивает­ся импорт —> уменьшается Хn.

 

 

32. Характеристика закрытой модели НХК с участием государства.Накопление экономических благ и денежных запасов в модели НХК от­ражается через функционирование сектора имущества (финансового рынка).Финансовый рынок регулирует в обществе размер сбережения домохо­зяйств и размер накопления в форме инвестиций предпринимательского рынка (сектора).Сбережения (S) осуществляются в форме депозитов, страхового полиса, ценных бумаг и т.д. через механизм работы финансового рынка (банки, биржи, страховые фонды и т.д.). Государство осуществляет сбережения в форме избыт­ка государственного бюджета, т.е. когда доходы государства превышают его расходы.

Избыток госбюджета = доходы государства – госрасходы.

34. Условия простого и расширенного воспроизводства в двухсекторной модели К.Маркса.макроэкономическая модель НХК появилась в 1885 г. во вто­ром томе «Капитала» К. Маркса. Там на примере двухсекторной модели нацио­нальной экономики показаны условия, необходимые для осуществления просто­го и расширенного воспроизводства.В модели воспроизводства Маркса изучается СОП как по стоимости, так и по натурально-вещественной форме.Стоимостная структура совокупного общественного продукта (СОП) вы­глядит следующим образом: W=C+V+M,где С - постоянный капитал, идущий на покупку основных средств производст­ва.V - переменный капитал, авансируется на покупку наёмной рабочей силы, m - прибавочная стоимость.По натурально-вещественной форме вся национальной экономика делится на 2 сектора:1производство средств производства;2производство предметов потребления.Основные условия простого воспроизводства:

1. Вновь созданная стоимость 1 подразделения, вещественно представленная
средствами производства, должна быть равной стоимости потребленного ос­
новного капитала во 2 подразделении.

V1+M1=C2

V1, M1 - идет не для внутреннего потребления, а для обмена со 2-м подразделе­нием.

1v+1m=2c - главное условие, показывающее пропорцию обмена между 1 и2 подразделениями, где 1v+1m - вновь созданная стоимость 1 подразделения (или доходы 1 подразделения) 2c - величина амортизации во 2-ом подразделении.

2. Продукт 1 подразделения по стоимости должен быть равен стоимости потреб­ленного основного капитала в 1 и 2 подразделениях

1(c+v+m) = 1c = 2c

3.Продукт 2 подразделения по стоимости должен быть равен сумме вновь соз­данных стоимостей (распадающихся на доходы) в I и II подразделениях

[2(C+V+M) = 1(V+M) + 2(V+M)].Pасширенного воспроизводства СОП

Условия расширенного воспроизводства предполагают наличие избыточ­ного основного капитала в I подразделении, то есть расширение производства СОП должно идти по линии расширения использования оборудования, произве­денного в 1-ом подразделении.

1) Iv+Im>2c - главное условие расширенного воспроизводства СОП.

Вновь созданная стоимость в 1 подразделении должна быть больше чем величина потребленного основного капитала во II подразделении;

2) I(c+v+m)>Ic+2c

Продукт 1 должен быть больше, чем величина амортизации в I и II под­разделениях (величина износа);

3) 2(c+v+m)<I(v+m)+2(v+m)

4) Вновь созданная стоимость в I и II подразделениях (то есть доходы) должна быть больше, чем продукт II подразделения (то есть величина потребле­ния).

Источник расширенного воспроизводства - величина прибавочной стои­мости {m}.

 

Макроэкономика как раздел экономической теории. Проблематика макроэкономики.

Возникновение макроэкономики связывают с творчеством Д.М. Кейнса (1893-1946) и его книгой «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Предмет макроэкономики можно определить следующим образом:

1. Мак роэкономика - это отрасль экономической науки, изучающая функцио­нирование экономики в целом с точки зрения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

2. Макроэкономика - это наука об агрегированном поведении в экономике.

 

Макроэкономика выделилась из обшей экономической теории примерно на 60 лет позже микроэкономики. Объясняется это тем. что микроэкономика некоторое время являлась вполне «самодостаточной» нау­кой: она исходила из постулата английской классической школы о равновесии спроса и предложения на микроуровне и подразумевала, что это равновесие ав­томатически распространяется и на макроуровень. С такой точки зрения в суще­ствовании макроэкономики как бы не было необходимости. Однако великая депрессия 1929-1933 гг., до основания потрясшая мировую экономику, подорва­ла эту догму и обусловила выделение макроэкономики в самостоятельную нау­ку.

 

Отличиемикроэкономики от макроэкономики:

Если микроэкономика изучает главным образом поведение отдельных экономических субъектов (фирма или потребителя), то макроэкономика изучает результаты и последствия экономической деятельности всех экономических субъектов в целом.

 

МАКРОЭКОНОМИКА как раздел общеэкономической теории исследует:

Функционирование национальной экономики как единого целого.

Условия обеспечения устойчивого экономического роста.

Условия занятости населения.

Условия и предпосылки стабильности уровня цен и инфляции.

Условия социальной справедливости и обеспечения нетрудоспособных.

 

Предмет макроэкономики можно разделить на 2 части:

Анализ - ех роst (или народнохозяйственное счетоводство) определяет значения макроэкономических параметров прошедшего периода с точки зрения получения информации о том, как экономика функционировала и каковы дос­тигнутые результаты.

 

Этот анализ необходим, чтобы:

определить степень реализованности экономических целей;

сравнить экономические потенциалы разных государств;

проверить эффективность экономической политики и теоретических кон­цепций.

 

Анализ ех аnte (собственно макроэкономическая теория) выступает в форме прогнозного моделирования национальной экономики, осуществляемого на основе определенного соотношения известных инеизвестных факторов про­изводства.

Цель анализа ех аnte - определить, какие факторы и каким образом влия­ют на будущее значение макроэкономических показателей.

 

Проблематика макроэкономики

1. Что такое деньги? Каков механизм их предложения в экономике? - Теория денег

2. Что такое уровень цен? Чем определяется его динамика? - Теория инфляции

3. Проблемы экономического роста - Теория экономического роста

4. Чем определяется экономическая конъюнк­тура? - Теория циклического развития

5. Какое влияние на экономику оказывает го­сударство? - Теория экономической поли­тики

6. Какое воздействие на национальную эконо­мику оказывает заграница? - Теория внешних экономиче­ ских отношений

 

 

2. Методологические и методические особенности макро­экономического анализа.

Основополагающим специфическим принципом макроэкономики высту­пает агрегирование, то есть макроэкономика оперирует агрегированными пара­метрами, что объясняется необходимостью рассмотрения экономики в целом.

Агрегирование - это объединение или суммирование однородных много­численных параметров в одну совокупность с целью получения более общих величин.

В макроэкономике выделяют несколько видов агрегирования:

 

Агрегирование по субъекту экономических отношений заключается в следующем:

В народном хозяйстве выделяют четыре агрегированных макро-субъекта:

1) домохозяйства (сектор потребителей):

2) предпринимательский сектор (сфера деловой активности людей);

3) государство;

4) заграница.

 

Домохозяйства - обобщенный элемент потребительской сферы, который включает в себя все частные хозяйства, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Этот сектор является единственным собственником всех факторов производства, от продажи которых он получает свой доход. Доход домохозяйствидет на потребление и сбережения.

Таким образом, домохозяйства проявляют три вида экономической актив­ности:

1. предлагают факторы производства;

2. потребляют часть своего дохода;

3. определенную часть своего дохода сберегают.

Предпринимательский сектор. Его цель производство и реализация това­ров и услуг.

Виды экономической активности предпринимательского сектора сводятся к следующему:

1.спрос на факторы производства:

2. производство экономических благ и их предложение на рынке:

3. инвестирование (своеобразная форма потребления предпринимательского
сектора).

 

Государственный сектор осуществляет производство общественных благ, которые достаются потребителю бесплатно, то есть без непосредственной опла­ты каждой потребленной единицы (безопасность, производственная инфра­структура, образование).

Специфическая функция государства - это производство и предложение денег. Все доходы и расходы государства аккумулируются в государственном бюджете. Государство не преследует целей максимизации прибыли. Государст­венный сектор представлен государственными учреждениями и их служащими.

 

Заграница - это все экономические субъекты, имеющие постоянное ме­стонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государст­венные институты.

Все четыре макро-субъекта (сектора) между собой взаимодействуют через кредитование и заимствование.

 

Агрегирование по объекту.

В макроэкономике все множество рынков отдельных благ объединяется в общий рынок экономических благ, то есть объектом выступает здесь рынок экономических благ, на котором объеди­няются и потребительские товары и инвестиции. На рынке факторов про­изводства в макроэкономике выделяется в краткосрочном периоде - рынок труда, в долгосрочном периоде - рынок капиталов. В макроэкономике все виды цен агрегируются в общий уровень цен. На денежном рынке в макроэкономике вы­деляются международный валютный рынок и национальный денежный рынок.

 

Агрегирование характера поведения экономических субъектов.

 

Важнейшими макроэкономическими понятиями здесь являются:

* функции потребления (С = С(У)) домохозяйств;

* функции спроса на труд (DN = f(W)).

 

Недостатки агрегирования:

> Частичная потеря информации;

> Повышение уровня абстракции экономических исследований.

Достоинства агрегирования:

> Позволяет увидеть всю экономику в целом:

> Выявить наиболее фундаментальные взаимосвязи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.014 с.)