Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дошкольный возраст (до 6-7 лет)

Поиск

Дети в данный период учатся общаться. Если ребенку дается какой-либо обучающий материал, то его надо преподносить в игровой форме. Особенно охотно дети соглашаются на рисование, лепку, изготовление аппликаций. В этот период активно развивается воображение, дети обожают слушать сказки, написанные образным языком. Лучше усваиваются наглядные образы, а не словесное описание. Дети сильно подвержены «стадному чувству», очень неусидчивы, активны, поэтому хорошо играть в подвижные игры.

Ребенок начинает активно осознавать себя как личность («Я»), ему нравится считать себя взрослым, а вожатый является для него эталоном.

Дружба на устойчива, дружат с теми, кого чаще видят, с кем играют, дружба легко разрушается. В случае драки надо отвести в вожатскую, поговорить, пока не помирятся.

Вожатый должен быть для детей этого возраста строгой «мамой».

Младший школьный возраст (6-11 лет)

Ведущая деятельность – учеба. Происходит перестройка познавательных процессов, формирование произвольности, продуктивности, устойчивости, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти. Мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому на уровне конкретных понятий. Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли. Учатся делать то, что надо, а не то, что хотелось бы. Маленькие дети должны обязательно спать днем, иначе начинается головная боль, кашель, температура, рвота (симптомы простуды, а ребенку просто необходимо поспать).

Ведущий вид деятельности – обучение. Развивается интеллект, интересует окружающий мир, можно играть в интеллектуальные игры.

Появляется интерес к противоположному полу. Интересы мальчиков и девочек сильно отличаются. Детям интересно общение, взаимоотношения, хочется тепла, заботы, но не так много как малышам. Успех и неудачи действуют болезненно, нельзя перехваливать, но обязательно поддерживать при неудачах.

Друзьями считают тех. Кто им помогает, отзывается на интересы просьбы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важна доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность, надежность. К 10-11 годам начинает цениться общественная активность, лидерские и организаторские качества.

Острее воспринимаются замечания, полученные в присутствии других людей, повышается роль оценок и мнений, не следует делать замечаний публично.

Тип поведения вожатого – «старший брат/сестра».

Новообразования:

§ Развитие рефлексии (умение сознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность).

§ Формирование внутреннего плана действия.

§ Развитие саморегуляции, поведения, воли, усвоение умения письма, чтения, арифметического счета, накопление знаний.

§ Овладение навыками домашнего труда.

§ Расширение сферы общения. Появление новых авторитетов, развитие отношений в учебном коллективе.

§ Игры развивающие – 2 место после учебы.

§ Формирование самооценки на основе оценки учителем (или другим авторитетным взрослым).

§ Формирование уверенности/неуверенности в себе в зависимости от оценки и отношения родителей или учителей.

Подростковый возраст (11-14 лет)

Основной вид деятельности – интимно-личностное общение. Девочки и мальчики объединяются в группы по 5-6 человек (смешанные), которые общаются все сводное время, стараются произвести друг на друга впечатление. Нравится танцевать и петь. Большое внимание уделяют внешности и моде, не следует запрещать им проявлять себя.

Выделяются лидеры. Дружба крепкая но существует страх уронить достоинство перед друзьями. Бурно проявляют чувства, эмоции, не забывают обиды.

Постоянно оценивают вожатого и из своего субъективного мнения делают вывод о том, как к нему относится. Вожатый должен относится одинаково ко всем. Позиция вожатого - лидер, авторитет.

Новообразования:

§ Интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма.

§ Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески, неуправляемые эмоции и настроения.

§ Самоутверждение, стремление к самостоятельности и индивидуальности. Возможно возникновение конфликтов со взрослыми.

§ Ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе.

§ Формирование собственных взглядов, протест против «диктата» взрослых.

§ Отсутствие подлинной самостоятельности. Наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам.

§ Развитие мышления.

§ Появление сексуальных влечений и интересов.

§ Начинается профессиональное самоопределение.

Юношеский возраст.

Новообразования:

§ Развитие самосознания, представлений о себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных и волевых качеств.

§ Происходит соотнесение себя с идеалом. Появляется мотив самовоспитания и саморазвития.

§ Умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.

§ Сформировалось абстрактно-логическое мышление.

§ Увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм в суждениях.

§ Стремление к утверждению независимости, оригинальности.

§ Пренебрежение к советам старших.

§ Стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности.

§ Отсутствие подлинной самостоятельности. Наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам.

§ Завершено половое созревание.

§ Возникает первое чувство любви и дружбы.

§ Недостаточное осознание последствий поступков.

 

 

Работа с разновозрастным отрядом (РВО)

Причины:

1. Наличие дружеских и семейных отношений. Образуются «Могучие кучки» внутри коллектива, которые чрезвычайно сложно разбить

2. Нехватка мест.

3. Отношения ответственности (просьба присмотреть). У «ответственных» возникает напряжение, ведь они приехали отдыхать, а не приглядывать за кем-то. Выходом является помощь вожатого: погуляй, я сам за ним присмотрю

4. Выезд сложившимся коллективом. Это могут быть спортивные или творческие коллективы – объединяет общее дело; может быть детский дом – привозят все негативные отношения с собой. Их лучше рассортировать, дать таким образом возможность увидеть другие способы поведения и отношений, или пересекать деятельность с другими отрядами в несоревновательном режиме.

5. Больные дети. Чувствуют дискомфорт особенно при социально неодобряемых заболеваниях (энурез и пр.)

6. Традиция лагеря или эксперимент

Формирование разновозрастных отрядов почти всегда вынужденная мера. Такие отряды надо включать в организационную структуру лагеря, поскольку отряды в лагере обычно делятся на старшие и младшие, то РВО надо по возможности встраивать в категорию старших отрядов, т.к. старшие дети не будут чувствовать себя наказанными, оказавшись с малышами, а те, в свою очередь, будут тянутся за более взрослыми ребятами.

Совместимость по возрасту

7-10 лет (младший школьный возраст). Ведущая деятельность – учебная. Но учиться надоедает, они устают. Учебная деятельность сочетается с игровой. Т.к. считают себя взрослыми нужны взрослые игры. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого.

РЕЖИМ: Должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль. У маленьких мальчиков (за исключением спортсменов) спать не престижно.

10-12-13 лет (младшие подростки). Ведущая деятельность – общение. Наблюдается снижение интереса к учебе, ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых и семьи. Самооценка неустойчива. Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями.

Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание – изолирование от сверстников. Самая худшая ситуация для РВО – 1-2 подростка.

Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но нематериальная!!! Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.

14-16 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Экстернальность в области неудач.

Если таких детей 1-2 в отряде, они будут считать малышами всех тех, кто младше их даже на 1-2 года.

ВЫВОД:

§ Глаз, но не надзирательство

§ В отряде можно замкнуть старших на младших при контроле (тем более, что маленькие дети все делают лучше при помощи и присмотре более старших детей)

§ Более младшие дети тянуться к занятиям старших (лучше всего не разрешать, а допускать их присутствие)

§ Необходимо избегать ситуаций, вызывающих эмоциональное и психическое напряжение.

§ Демонстрировать нужно: младшим – заботу, старшим – уважение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.98 (0.01 с.)