Глава 4. Иные правовые меры воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Иные правовые меры воздействия



НА НЕЗАКОННЫХ МИГРАНТОВ

 

§ 1. Депортация как способ борьбы с незаконной миграцией

и злоупотреблением правом на убежище. Центры содержания

 

Соединенное Королевство всегда старалось оказать помощь тем, кто действительно нуждается в его защите и покровительстве, что неоднократно подчеркивало на самом высоком правительственном уровне. Однако в последнее десятилетие XX века характер и объем прошений о предоставлении политического убежища радикально изменился <1>, что привело к явным злоупотреблениям либеральной позицией Великобритании, обусловленной желанием помочь бедствующим. Значительное количество иммигрантов, желающих сменить место жительства по экономическим причинам, стало прибывать в Великобританию с поддельными документами в попытке получить убежище. Поэтому правительство Великобритании вынуждено было изменить политику в этой области (юридические основания и саму процедуру предоставления убежища) таким образом, чтобы лица, приезжающие из стран, официально признанных безопасными <2>, не могли обжаловать решение иммиграционных властей до того, как покинут Великобританию, если им было отказано в предоставлении убежища. Британское правительство также было вынуждено усилить контроль на границе с Францией, ввести внутренний контроль (предполагается, что вскоре аналогичные меры будут приняты на оставшейся пограничной части страны).

--------------------------------

<1> Например, в ноябре 2011 года число заявлений о предоставлении убежища составило 15193, т.е. почти в два с половиной раза больше, чем в это же время в 2010 году, когда было подано 6816 заявлений. URL: http:// www.homeoffice.gov.uk/ publications/ science-research-statistics/ research-statistics/ immigration-asylum-research/ asylum-nov-2011 (дата обращения: 08.08.2012).

<2> Первоначальный список из 27 стран, признанных безопасными и включавший в себя по Закону 2004 года Австрию, Бельгию, Кипр, Чехию, Словакию, Словению и др., периодически пересматривается и дополняется министром внутренних дел Великобритании.

 

В настоящее время правила подачи заявлений на предоставление убежища распространяются только на тех, кто сразу по прибытии в Великобританию обратился с подобной просьбой к британским властям. На этом британское правительство останавливаться не собирается, поскольку предполагается, что новая система предоставления политического убежища будет подвергнута дальнейшему усовершенствованию с целью отсева самозванцев, подделывающих документы и отнимающих шансы на спасение у тех, кто действительно в этом нуждается; личность же кандидатов на получение убежища будет подвергаться тщательной проверке <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.langinfo.ru/index.php?sect_id=1405 (дата обращения: 08.08.2012).

 

Следует отметить, что серьезные изменения иммиграционного законодательства, направленные на борьбу с нелегальной иммиграцией и незаконным использованием системы убежища (не в политических, а в экономических целях), внесенные Законом 2002 года, явились лишь частью широкомасштабных реформ иммиграционного законодательства <1>. Согласно действующей в Великобритании процедуре иммигрант, претендующий на предоставление убежища, подает соответствующее заявление иммиграционному сотруднику непосредственно в точке прибытия в страну, например в аэропорту. В этом случае просителей убежища называют просителями в порту прибытия (at port applicants). Помимо этого, заявление о предоставлении убежища может быть подано в ближайшее отделение Пограничного агентства Великобритании или через адвоката после прибытия в страну (например, лица, приехавшие в страну по студенческой, гостевой или бизнес-визе). В этом случае просителей убежища называют просителями внутри страны (in-country applicants).

--------------------------------

<1> URL: http://www.educationsystems.info/item282.html (дата обращения: 08.08.2012).

 

Согласно введенным положениям лица, не подавшие заявление о предоставлении убежища при пересечении иммиграционной границы или в ближайшее время после прибытия в Великобританию, не имеют права на получение от государства социальной помощи на проживание и питание. В первую очередь новые меры введены с тем, чтобы пресечь использование системы в экономических целях лицами, которые, приехав и проработав в Великобритании в течение нескольких месяцев нелегально, подали соответствующее заявление об убежище в экономических целях. По мнению британского правительства, такие правила носят честный и справедливый характер, потому что лица, действительно преследуемые и нуждающиеся в защите, подают заявление на убежище в порту пересечения границы или в ближайшее время после прибытия в страну. Великобритания по-прежнему продолжает оказывать помощь лицам, гонимым из их стран и нуждающимся в убежище. Семьи с детьми, доказавшие, что отказ в предоставлении государственной материальной помощи противоречит ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (согласно которой "никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию"), а также люди, подавшие прошение на убежище после того, как произошли значительные политические изменения на их родине, смогут получить исключительную скидку и будут получать социальную помощь от правительства Великобритании для оплаты жилья и других каждодневных расходов. Вместе с тем в предоставлении государственной помощи может быть отказано тем заявителям, которые не предоставляют иммиграционным властям полный и ясный отчет о том, как они попали в Великобританию, или если они отказываются содействовать властям при получении дополнительных справок об удостоверении личности просителя.

Законодательство Великобритании предусматривает также, что заявления просителей убежища, которым было отказано в убежище на основании необоснованности причин, могут быть высланы в безопасную третью страну, где они могут подать апелляцию на полученный ими отказ. Начала работу база данных отпечатков пальцев лиц, являющихся просителями убежища, и определенных категорий нелегальных эмигрантов. Эта база данных распространяется на все страны Европейского союза и называется "Евродак" (Eurodac) <1>. База данных позволяет иммиграционным сотрудникам проверить: просил ли человек убежища в другой стране Европейского союза и является ли человек скрывающимся нелегальным эмигрантом или лицом, которому отказали в предоставлении убежища. Правительство предполагает, что эта база данных со временем станет важным средством предотвращения многочисленных прошений о предоставлении убежища и использования системы убежища в экономических целях.

--------------------------------

<1> Система "Евродак" позволяет странам Европейского союза идентифицировать лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, и лиц, задержанных при незаконном пересечении внешней границы Сообщества. Сравнивая отпечатки пальцев, страны ЕС могут определять, просило ли ранее данное лицо или гражданин иностранного государства, нелегально пребывающий на территории ЕС, о предоставлении убежища в другой стране ЕС, а также въехало ли лицо, ходатайствующее о предоставлении убежища, на территорию Союза незаконно. Система "Евродак" состоит из расположенного в Комиссии Центрального подразделения, оснащенного компьютеризованной центральной базой данных для сравнивания отпечатков пальцев, и системы электронной передачи данных между странами ЕС и вышеупомянутой базой данных. Помимо отпечатков пальцев, данные, направляемые странами ЕС, включают: страну происхождения; пол лица; место и дату подачи ходатайства о предоставлении убежища или задержания лица; справочный номер; дату снятия отпечатков пальцев; дату направления этих данных в Центральное подразделение. Данные о лицах, ходатайствующих о предоставлении убежища, хранятся десять лет, если лицо не получает гражданство одной из стран ЕС; в последнем случае эти данные должны быть немедленно удалены. Данные, касающиеся граждан иностранных государств, задержанных при попытке незаконного пересечения внешней границы, хранятся в течение двух лет со дня снятия отпечатков пальцев. Что касается иностранных граждан, нелегально находящихся в стране ЕС, система "Евродак" позволяет сверить их отпечатки пальцев с отпечатками пальцев в центральной базе данных и определить, подавало ли ранее данное лицо ходатайство о предоставлении убежища в другой стране ЕС. После передачи отпечатков пальцев для целей сравнения они в системе "Евродак" не сохраняются. URL: http://soderkoping.org.ua/page19891.html?template=print (дата обращения: 08.08.2012).

 

Следует отметить, что Закон 2002 года предусматривает еще один механизм депортации, с помощью которого определенные лица, осужденные в Великобритании за совершение "особо серьезных преступлений" (т.е. преступлений, подлежащих наказанию в виде тюремного заключения на срок более двух лет либо внесенных в специальный обширный перечень министерства внутренних дел, который включает в себя кражи и преступное причинение ущерба, в том числе граффити), высылаются из страны. Это автоматическая депортация, введенная в соответствии с Законом о границах Соединенного Королевства 2007 года, которая применяется в отношении лиц, совершивших определенные уголовные преступления. Следует отметить, что, несмотря на значительные усилия правительства и парламента, принявшего ряд законодательных актов, направленных на совершенствование законодательства о предоставлении убежища, в Великобритании регулирование этого вопроса продолжает оставаться далеким от совершенства, а сама система по предоставлению убежища до последнего времени работала хаотично, улучшение же, по мнению правительства, должно наступить к 2015 году <1>.

--------------------------------

<1> Как отметил министр по вопросам иммиграции Дамиан Грин в своем докладе комитету по внутренним делам палаты общин о работе пограничного агентства, мы уже начали радикальную реформу иммиграционной системы в общем, выявляются пути въезда, широко использованные для незаконного проникновения, новые методы начнут работать к 2015 году. Мы собираемся шире использовать разведслужбу в целях удаления людей, не имеющих права здесь находиться и скорейшего рассмотрения дел.

 

Ключевым компонентом стратегии правительства Великобритании по преодолению незаконной иммиграции остается ограничение свободы нарушителей путем помещения их в специально предназначенные центры содержания (detention centre, removal centre). На январь 2010 года в Великобритании существовало более трех тысяч мест, предназначенных для размещения незаконных мигрантов в иммиграционных центрах содержания, и краткосрочных мест содержания при аэропортах и морских портах, причем в настоящее время правительство планирует увеличить число этих мест более чем на 50%. По мнению официальных властей, такая практика необходима в целях поддержания и большей эффективности иммиграционной системы, способствует она также более быстрому удалению незаконных мигрантов. Через иммиграционные центры в Великобритании ежегодно проходит примерно 30 тысяч человек, включая две тысячи детей, хотя, как отмечают специалисты, "большинство задержанных лиц не представляют большой угрозы для общества или не представляют ее вовсе, подобная практика причиняет вред репутации пограничного агентства и министерству внутренних дел как внутри страны, так и за границей. Помещение в эти центры, как и содержание в них не предполагает возможности какого-либо административного обжалования, права на судебное рассмотрение и ограничение по срокам задержания, хотя, безусловно, такой подход причиняет значительный вред здоровью и психике этих людей. Фактически такие центры представляют собой тюрьмы, несмотря на постоянные попытки улучшить в них условия. Если судить по их названию - иммиграционные центры временного содержания по высылке из страны, то предполагается, что в этих центрах люди должны находиться всего несколько дней до высылки, однако они содержатся там долгие месяцы до окончания бюрократического процесса. При этом достаточно часто лица, содержавшиеся в центрах, вообще не подлежат высылке, например, из 1168 детей, содержавшихся в них в течение 2008 - 2009 годов, большая часть - 629 были освобождены из центров и не были высланы" <1>.

--------------------------------

<1> С мая 2011 года дети из Великобритании высылке не подлежат.

 

В Австралии одним из правовых последствий, порождаемых статусом незаконного негражданина (unlawful non-citizen), является то, что такие лица не имеют права находиться на территории Австралии и должны ее покинуть самостоятельно либо быть выдворены (removed) за ее пределы при появлении первой практической возможности (as soon as reasonably practicable).

В настоящее время в Австралии используется два термина: выдворение (removal) и депортация (deportation). Депортацией является принудительная высылка за пределы Австралии неграждан Австралии, проживших на ее территории менее 10 лет и осужденных за совершение уголовного преступления к лишению свободы на срок свыше одного года, а также неграждан Австралии, представляющих угрозу национальной безопасности страны при наличии соответствующего заключения органов безопасности (ст. ст. 201, 202 Закона о миграции). Остальные виды принудительной высылки являются выдворением.

Все случаи принудительной высылки незаконных неграждан, за исключением депортации, являются выдворением и регулируются Законом о миграции 1958 года. Находящиеся на территории Австралии незаконный негражданин, которому было отказано в получении австралийской визы, в том числе и в миграционном трибунале (Migration Review Tribunal), а также незаконный негражданин, который не обратился за визой в установленные сроки, хотя и имел такую возможность, должны быть выдворены из Австралии при появлении первой практической возможности (гл. 8 Закона о миграции 1958 года).

При выдворении незаконного негражданина его супруг или партнер могут обратиться с просьбой о сопровождении выдворяемого лица. В этом случае может быть принято решение об их совместном выдворении из Австралии. Выдворяемый незаконный негражданин, имеющий несовершеннолетнего ребенка (детей), может обратиться с просьбой об их совместном выдворении. В этом случае они также могут быть выдворены совместно (ст. 199 Закона о миграции).

В развитие положений Закона о миграции министром по иммиграции издаются Общие руководства по уголовной депортации (General Direction - Criminal Deportation). В преамбуле к ныне действующему руководству декларируется, что целью Закона о миграции является регулирование въезда и нахождения иностранцев и лиц без гражданства на территории Австралии в национальных интересах страны. Из этого вытекает право депортации из Австралии тех неграждан, которые злоупотребили своим правом на жительство, предоставленным им австралийским обществом, и совершили преступление. Во исполнение этого права соответствующие органы уполномочены ограждать общество от возможности дальнейшего противоправного поведения таких лиц и удалять их из страны.

Решение о депортации принимается, как правило, в конце срока лишения свободы, назначенного к отбытию лицу, подлежащему депортации (п. 32 Руководства). При депортации не допускается дискриминация лица по признаку расы, пола, языка, религии, национального происхождения, социального положения, места рождения и иных обстоятельств.

При принятии решения о депортации учитываются два основных обстоятельства и несколько второстепенных (п. п. 5, 6 Руководства). Основными обстоятельствами являются: "ожидания австралийского общества" (expectations of the Australian community) и интересы детей.

"Ожидания австралийского общества" являются главным обстоятельством в принятии решения о депортации. Оно имеет две составляющих: гарантия защиты общества от возможных рисков и ожидание того, что неграждане, совершающие деяния, неприемлемые для австралийского общества, будут высылаться из Австралии (п. 8). Позиция австралийского правительства состоит в том, что общество ожидает от него защиты от преступлений и принятия мер по устранению неприемлемых уровней угроз. В то же время правительство осознает, что при принятии решения о депортации на нем лежит большая ответственность (п. 9).

При оценке степени угрозы обществу принимаются во внимание следующие обстоятельства (п. 10): тяжесть и характер совершенного преступления; риск рецидива; общепревентивный эффект депортации конкретного лица на других нарушителей.

Следующие преступления расцениваются как особо тяжкие при принятии решения о депортации:

- преступления, связанные с оборотом наркотиков и организованной преступностью;

- половые преступления;

- убийства;

- терроризм;

- бандитизм;

- похищение человека;

- вымогательство;

- шантаж;

- квалифицированные виды хищения;

- преступления против детей;

- иные насильственные преступления (п. 11).

При принятии решения о возможной депортации лица учитывается наличие у него прежних судимостей. Это необходимо для оценки потенциального риска рецидива. Особенно серьезным является совершение преступления после официального предупреждения о возможности последующей депортации (п. 13).

Вторым основным обстоятельством, которое должно приниматься во внимание правоприменительным органом при принятии решения о депортации, являются интересы несовершеннолетнего ребенка (детей), отцом которого (-ых) является лицо, подлежащее депортации. При наличии нескольких детей их интересы должны рассматриваться индивидуально. Как правило, наилучшим благом для несовершеннолетнего ребенка является совместное проживание с родителями. На принятие решения о разлучении несовершеннолетнего ребенка с депортируемым родителем могут повлиять следующие обстоятельства: насилие над ребенком со стороны его родителя; ненадлежащее исполнение им своих родительских обязанностей; наличие данных, свидетельствующих о том, что ребенок испытывал психологическую травму от противоправного поведения родителя (п. п. 16 - 18).

При принятии решения должны учитываться также следующие обстоятельства: является ли ребенок гражданином или постоянным жителем Австралии; сколько времени ребенок фактически прожил в Австралии; возраст ребенка; владение ребенком языком страны, в которую депортируется его родитель; возможность возникновения у ребенка культурного барьера в стране, в которую депортируется его родитель; состояние здоровья ребенка и доступность медицинского обслуживания в стране, в которую депортируется его родитель; степень эмоциональной и психологической привязанности ребенка к родителю; время, которое родитель фактически прожил с ребенком (п. п. 19, 20 Руководства).

К числу второстепенных обстоятельств, которые должны быть рассмотрены при принятии решения о депортации, относятся: степень лишений, которые должно будет претерпеть депортируемое лицо; степень лишений, которые должен будет претерпеть какой-либо австралийский гражданин или постоянный житель Австралии, включая членов семьи депортируемого лица (за исключением детей) в связи с его депортацией; наличие у депортируемого лица официальной семьи или фактических брачных отношений с австралийским гражданином или постоянным жителем Австралии, принимая во внимание возможность их добровольного выезда вместе с депортируемым лицом; наличие у депортируемого лица связей со страной возвращения; наличие у него каких-либо иных связей с Австралией, помимо вышеперечисленных; ситуация в стране предполагаемого возвращения депортируемого, включая возможность дополнительного привлечения его к уголовной ответственности, социальная обстановка, возможности для трудоустройства и другие обстоятельства; мнение потерпевшего от преступления, совершенного депортируемым лицом, о целесообразности его депортации (п. п. 21, 22, 24).

При принятии решения должны учитываться и международные обязательства Австралии. В частности, абсолютным запретом к депортации является вероятность для депортируемого лица подвергнуться негуманному и бесчеловечному обращению, пыткам или смертной казни в стране возвращения. Таким же образом учитывается возможность последующей дискриминации депортируемого лица по признаку расы, религии, пола, этнической принадлежности и иных обстоятельств (п. п. 26, 27, 29).

Австралийская политика в области борьбы с незаконной миграцией (аналогично британской и канадской) строится на принципе обязательного содержания (mandatory detention) и помещения задержанных мигрантов в центры содержания (detention centres). Институт обязательного задержания всех незаконных неграждан с последующим помещением их в специально созданные для этой цели центры (гл. 7 Закона 1958 года) был введен в данный Закон в 1992 году как реакция на наплыв вьетнамских, китайских и камбоджийских беженцев в предшествующие годы. Правила об обязательном задержании в дальнейшем находили поддержку у всех последующих правительств. Законодательство не допускало возможности судебного обжалования иммиграционного задержания, но устанавливало его предельный срок в 273 дня. В 1994 году иммиграционное задержание стало применяться еще шире, а предельный срок содержания был отменен. Это привело к возможности, по сути, бессрочного задержания.

Закон 1958 года устанавливает порядок въезда и пребывания иностранцев в Австралии в национальных интересах. Согласно Закону все неграждане, попавшие на территорию страны незаконным путем, должны быть задержаны и находиться в условиях иммиграционного задержания до их выдворения из Австралии при появлении первой такой возможности либо до получения ими разрешения на пребывание в Австралии. Это отражает политику правительства Австралии самостоятельно определять круг лиц, которым разрешено в ней находиться, и условия, на которых они могут проживать в стране.

Как официально заявлено на сайте правительства Австралии, иммиграционное задержание не является наказанием и такой цели не преследует. Оно представляет собой административную функцию, с помощью которой выясняется статус лиц без действующей австралийской визы в целях их дальнейшей легализации или выдворения <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.immi.gov.au/managing-australias-borders/detention/about/background.htm (дата обращения: 08.08.2012).

 

Главной целью существования института иммиграционного задержания является недопущение нахождения и интеграции в австралийское общество мигрантов, чья личность не установлена и чей статус не оценен для предоставления им соответствующего разрешения. Те лица, которые не имеют права находиться в Австралии, должны ее покинуть добровольно или принудительно.

Правительство Австралии официально декларирует семь принципов, на которых основывается политика иммиграционного задержания <1>:

--------------------------------

<1> URL: http://www.immi.gov.au/media/fact-sheets/82detention.htm (дата обращения: 08.08.2012).

 

во-первых, обязательное задержание является важной и неотъемлемой частью обеспечения безопасности границ страны;

во-вторых, для недопущения размывания австралийской иммиграционной программы обязательному задержанию подлежат три группы лиц:

a) все лица, въехавшие в страну незаконно,

b) все незаконные неграждане, представляющие угрозу для общества,

c) все незаконные неграждане, которые неоднократно нарушали требования своих виз;

в-третьих, дети и, если возможно, семьи незаконных мигрантов при иммиграционном задержании не подлежат размещению в иммиграционных центрах задержания;

в-четвертых, неопределенно долгое или произвольное задержание недопустимы, а продолжительность и условия содержания в центрах должны регулярно контролироваться;

в-пятых, размещение задержанных в иммиграционных центрах задержания должно быть крайней мерой и длиться ограниченное время;

в-шестых, с задержанными лицами необходимо обращаться справедливо в соответствии с законом; и

в-седьмых, условия содержания должны быть гуманными, а все лица, находящиеся в условиях задержания, обеспечиваются медицинским обслуживанием.

В Австралии существует несколько режимов содержания задержанных и, соответственно, несколько типов таких учреждений <1>:

--------------------------------

<1> URL: http://www.immi.gov.au/media/fact-sheets/82detention.htm (дата обращения: 08.08.2012); URL: http://www.immi.gov.au/managing-australias-borders/detention/about/background.htm (дата обращения: 08.08.2012).

 

- Иммиграционные центры содержания (immigration detention centres). Они представляют собой учреждения с наиболее строгим режимом содержания в них задержанных. Существует несколько крупных иммиграционных центров содержания: Виллавуд (г. Сидней), Мэрибирнонг (г. Мельбурн), Перт (г. Перт), центр на острове Рождества и центр "Северный" (г. Дарвин);

- иммиграционные центры содержания семейного типа (Immigration residential housing). Они являются учреждениями с более мягким режимом для лиц, представляющих меньшую опасность для общества, в особенности для семей с детьми. Лица, проживающие в данных учреждениях, ведут семейный образ жизни, готовят себе еду самостоятельно и могут посещать магазины и подобные общественные места в сопровождении специального иммиграционного сотрудника. По предварительному согласованию их могут посещать другие лица. Они также могут участвовать в некоторых образовательных программах. В настоящее время такие учреждения находятся в городах Сидней и Перт;

- транзитные центры иммиграционного содержания (Immigration transit accommodation) предназначены для кратковременного размещения лиц, представляющих незначительную опасность для общества. Они представляют собой учреждения, организованные по типу хостелов с единой обеденной зоной и полунезависимым самостоятельным проживанием. В настоящее время транзитные центры существуют в Брисбене, Мельбурне и Аделаиде;

- альтернативные центры содержания (Alternative places of detention) предназначены для лиц, чья опасность для общества расценивается как наименьшая. В настоящее время политика австралийского правительства направлена на то, чтобы дети не содержались в иммиграционных центрах с наиболее строгим режимом. По возможности дети со своими семьями должны переводиться в центры с облегченными условиями содержания.

Австралийская политика обязательного задержания незаконных неграждан всегда вызывала критику как внутри страны, так и за рубежом. В центрах содержания неоднократно вспыхивали бунты задержанных, многие из которых находятся в них в течение нескольких лет. Недавний случай произошел в апреле 2011 года в иммиграционном центре Виллавуд, где около ста задержанных устроили беспорядки и поджог <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/australiaandthepacific/australia/8465244 (дата обращения: 08.08.2012).

 

Центры иммиграционного содержания подлежат регулярной и тщательной проверке со стороны австралийского омбудсмена (австралийского уполномоченного по правам человека) и различных международных правозащитных организаций. Общее число лиц, содержащихся во всех центрах содержания, колеблется из года в год, но всегда составляет несколько тысяч человек.

Иммиграционное задержание регулируется гл. 7 Австралийского закона 1958 года. Должностное лицо австралийской иммиграционной службы имеет право потребовать от любого лица, не являющегося гражданином Австралии, либо лица, в отношении которого существует сомнение в его австралийском гражданстве, документы, подтверждающие его гражданство и законность пребывания на территории Австралии (ст. 188 Закона). В том случае, если иммиграционный чиновник достоверно знает или обоснованно предполагает, что лицо является незаконным негражданином, он обязан задержать его (ст. 189). Иностранный гражданин или лицо без гражданства также должно быть задержано в том случае, если они уклоняются от прохождения иммиграционных процедур по вопросам своего иммиграционного статуса и визы.

Иммиграционное задержание прекращается в случае, если:

1) задержанное лицо представит подтверждение своего австралийского гражданства;

2) иммиграционный чиновник знает или обоснованно предполагает, что задержанное лицо является австралийским гражданином;

3) задержанное лицо, не являющееся гражданином Австралии, представит документы, подтверждающие законность своего пребывания на территории Австралии;

4) задержанное лицо, не являющееся гражданином Австралии, получит австралийскую визу;

5) задержанное лицо, являющееся незаконным негражданином, выдворяется или депортируется из Австралии (ст. ст. 191, 196).

Задержанное лицо, не имеющее действительной австралийской визы, имеет право обратиться за ее получением. Его могут допрашивать по вопросам иммиграционного характера и ему должны быть разъяснены все последствия задержания.

Нельзя обойти вниманием и особые центры содержания, созданные и существовавшие до 2007 года в рамках политики "Тихоокеанского решения" (Pacific Solution). Суть этой политики сводилась к тому, что для борьбы с наплывом лиц, прибывающих в Австралию морским путем, были созданы специальные центры иммиграционного содержания вне австралийской юрисдикции на территории таких близлежащих тихоокеанских государств, как Папуа - Новая Гвинея, Науру и даже Новая Зеландия.

Беженцы и другие мигранты, стремившиеся достичь Австралии по морю, перехватывались до достижения ими австралийского берега и переправлялись в созданные центры. Основной целью было недопущение возможности подачи прибывающими мигрантами прошений о предоставлении им политического убежища или права остаться в Австралии, находясь на австралийской территории.

Тогда же было дано новое, сильно зауженное законодательное определение зоны, в которой возможно легально подать прошение об убежище (migration zone): большая часть австралийского побережья из нее выводилась. По замыслу законодателя все это должно было стать сдерживающим фактором для потенциальных мигрантов и беженцев, и это оправдало себя, ибо политика Тихоокеанского решения действительно оказалась крайне эффективной. За первый же год число случаев достижения побережья Австралии упало до минимума, а после ее отмены в 2007 году сразу же резко возросло. В связи с успехом политики и низким числом незаконных мигрантов на территории самой Австралии многие иммиграционные центры содержания даже пришлось закрыть.

Политика Тихоокеанского решения вызывала протесты (достаточно сравнить ее с тюрьмой на военной базе Гуантанамо, на которую также не распространяется юрисдикция и действие законов США). В ходе избирательной кампании 2007 года одним из предвыборных лозунгов партии лейбористов стало прекращение политики Тихоокеанского решения. После одержанной ими победы новое правительство лейбористов положило ей конец.

Законодательство Канады предусматривает, что министерство гражданства и иммиграции вправе издать один из приказов о высылке иностранца из страны в случае нарушения им предписаний об иммиграции и беженцах, а именно приказ о выдворении, приказ о запрете въезда или приказ о депортации. В первом случае лицо обязано покинуть территорию Канады в течение 30 дней с момента вступления приказа в законную силу, уведомив в обязательном порядке сотрудников министерства о дате своего отъезда. Во втором случае лицо не имеет права возвращаться в Канаду в течение одного года, если только не будет получено письменное разрешение министерства гражданства и иммиграции Канады, и в третьем случае лицо, высланное из страны на основании рассматриваемого приказа, лишается возможности когда-либо вернуться на территорию Канады. Приказ о выдворении автоматически превращается в приказ о депортации, если лицо не покидает территорию Канады в установленный срок либо не сообщает об отъезде. Все без исключения лица, в отношении которых изданы приказы о высылке из страны, а также их представители в обязательном порядке информируются о причинах, послуживших основанием для принятия решения о выдворении. Копия приказа также выдается на руки. Зависимые члены семьи высылаемого покидают территорию страны вместе с ним, если они не являются гражданами Канады или не имеют статуса постоянного жителя, достигшего девятнадцатилетнего возраста.

Канада, являясь страной, традиционно придающей особое значение процессу воссоединения семей и ставящей во главу угла соображения гуманности, ежегодно принимает огромное число иммигрантов и беженцев. Так, в 2007 году на территорию Канады въехало более 236 тысяч иммигрантов. В 2008 году канадское правительство получило 36900 заявлений о предоставлении политического убежища, что составляет 10% от числа всех обращений за 2008 год, поданных во всех странах, вместе взятых. Однако, несмотря на приобретенную репутацию страны, открытой для вновь прибывающих, государственная миграционная политика с начала 90-х годов прошлого века претерпела значительные изменения. Нельзя не отметить, что после террористической атаки 11 сентября 2001 года иммиграционная политика Канады стала носить сдерживающий, ограничительный характер. Многие критикуют такой курс правительства за излишнюю предубежденность, необъективность в отношении иммигрантов, априори связывая их с преступными элементами, лицами, угрожающими безопасности страны и изначально подозреваемыми в представлении заведомо ложных сведений. Кроме того, граждане Канады стали проявлять недовольство все возрастающим потоком иммигрантов. Правительственный опрос населения, проведенный в 2007 году, показал, что подавляющее большинство канадцев считают необходимой и единственно возможной мерой для нелегально находящихся на территории страны иммигрантов их безусловную депортацию, даже если члены их семей живут в Канаде, а 61% опрошенных канадцев уверены, что правительство проводит слишком мягкую политику в отношении иммигрантов.

По мнению критиков, нормы, содержащиеся в Законе об иммиграции и защите беженцев (разд. 9), демонстрируют "предвзятое, стереотипно негативное отношение к вновь прибывающим иммигрантам и беженцам", они расширяют основания для отказа во въезде на территорию Канады, выдворения из страны и наделяют правоохранительные органы чрезмерными полномочиями по задержанию и содержанию под арестом лиц, не имеющих канадского гражданства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Canada Detention Profile. URL: http://www.globaldetentionproject.org/countries/americas/canada/introduction.html. Last updated: May 2009 (дата обращения: 08.08.2012).

 

Основания для задержания лиц, не имеющих статуса гражданина Канады, содержатся в статье 55 Закона об иммиграции. Сотрудники Пограничного агентства Канады вправе задерживать и помещать под стражу лиц, не являющихся канадскими гражданами, включая тех лиц, которые обладают статусом постоянного жителя (резидента), в случае если существуют разумные основания полагать, что данное лицо может:

- не явиться на слушание по вопросам законности пребывания на территории Канады либо высылки; представлять угрозу государственной безопасности;

- не представить документы, удостоверяющие личность;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.074 с.)