Что касается возвращения иностранца в страну происхождения, то он всегда имеет выбор между добровольным возвратом и насильственным возвратом в свою страну. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что касается возвращения иностранца в страну происхождения, то он всегда имеет выбор между добровольным возвратом и насильственным возвратом в свою страну.



Французское бюро по иммиграции и интеграции разработало механизмы помощи по обеспечению возвращения иностранцев в страну исхода. Помощь по добровольному возвращению касается всех иностранцев, кроме граждан ЕС. В полномочия бюро входит организация выезда (получение документов, транспортных билетов, оформление багажа, социальная помощь) и финансовая помощь, оказываемая трехкратно.

В случае если иностранец не выполняет административные и судебные решения покинуть территорию Франции и решает оставаться на территории Франции незаконно, он может подвергнуться принудительной высылке. По общему правилу сотрудники администрации сопровождают такое лицо при посадке на самолет, а в исключительных случаях - и до самого прибытия в страну. Если такое лицо отказывается выезжать и оказывает сопротивление, то предстает перед судом, который может его приговорить к тюремному заключению. В таком случае высылка производится после освобождения из тюрьмы.

Иностранец высылается в страну, гражданином которой он является (не распространяется на беженцев и лиц, претендующих на данный статус, если решение по их обращениям о получении убежища еще не принято); в страну, которая выдала действительные проездные документы (если они еще действительны); либо в страну, в которую он может уехать на законных основаниях, но иностранец не может быть выслан в страну, где его жизнь или свобода находятся под угрозой или если в этой стране в отношении его принимаются меры, нарушающие положение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Иностранец, в отношении которого принято решение о высылке с территории Франции или который должен быть препровожден на границу, но имеющий доказательства того, что он не может покинуть французскую территорию, и если доказано, что он не может вернуться ни в страну, гражданином который он является, ни в любую другую страну, имеет право получить разрешение на проживание в определенном месте, которое ему предписывается и где он должен регулярно отмечаться в полиции и жандармерии. Та же самая мера может быть применена в случае крайней срочности или крайней необходимости по причинам безопасности государства или общественного порядка, применяться к иностранцам, в отношении которых имеется решение о высылке. В этом случае данная мера применяется в течение одного месяца.

Иностранцы, которые в предписанные сроки не появились в месте, которое им было определено, или которые в дальнейшем покинули предписанное им место без разрешения министра внутренних дел, представителя государства в департаменте или префекта полиции в Париже, могут быть подвергнуты тюремному заключению сроком от шести месяцев до трех лет.

2 ноября 1945 года во Франции был принят Закон об условиях въезда и проживания иностранцев во Франции, некоторые нормы которого предусматривали высылку иностранцев, угрожающих национальной безопасности страны или призывающих к дискриминации, ненависти и насилию <1>. В 2004 году в связи с возросшей экстремистской деятельностью среди иностранцев был принят Ордонанс от 24 ноября N 2004-1248 о законодательной части Кодекса въезда, пребывания иностранцев и права на убежище. Согласно его положениям депортация грозит и тем, кто призывает к нарушениям европейских норм о женском равноправии.

--------------------------------

<1> Подобные нормы, предусматривающие высылку иностранца, представляющего угрозу для национальной безопасности, содержит и более поздний Закон от 9 сентября 1986 г. N 86-1020 о борьбе с терроризмом и покушениями на национальную безопасность.

 

Комментируя ужесточение норм, касающихся депортации, бывший премьер-министр Жан-Пьер Раффарен заявил: "Теперь у нас есть правовые средства для высылки называющих себя имамами, а на деле являющихся политическими проповедниками, не имеющими ничего общего с религией" <1>. За последующие четыре года из Франции было депортировано восемь подобных имамов. По данным французской полиции, под наблюдением состоит не менее 1,5 тысячи исламских проповедников, однако на самом деле истинных проповедников среди них не более 20%. Остальные не только не имеют богословского образования, но даже не говорят по-французски. Среди них немало алжирцев. Французское правительство опасается, что среди них могут находиться террористы из Фронта исламского спасения, несущие ответственность за убийства сотен иностранцев в Алжире. По данным французской контрразведки, некоторые из так называемых имамов на деле занимаются вербовкой молодежи для проведения террористических актов в Афганистане и Ираке - "джихада против крестоносцев". База для этой агитации более чем солидная: в настоящее время доля французского населения, исповедующего ислам, увеличилась до 10%, и процесс исламизации Франции продолжается <2>. На практике же подобные меры не приносят ожидаемых результатов. Это связано с тем, что находящиеся на территории Франции нелегалы больше боятся представителей криминальных структур, доставивших их в страну, нежели государство. Как правило, того, кто сообщит властям информацию, способную причинить ущерб их бизнесу по переправке людей, ожидает физическая расправа с их стороны и никакой вид на жительство такому информатору не поможет.

--------------------------------

<1> URL: httр://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=44&idArt=1326 (дата обращения: 08.08.2012).

<2> URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=44&idArt=1326 (дата обращения: 08.08.2012).

 

Согласно Трудовому кодексу Франции, к физическим лицам помимо основных наказаний (лишения свободы и штрафа) применяются и дополнительные. В отношении виновных лиц выносится решение об окончательном запрете пребывания их на территории Франции или на срок более 10 лет (ст. L8256-6 ТК Франции, в ред. Закона N 2011-672 от 16 июня 2011 года).

Юридический запрет на пребывание на французской территории - санкция, которую выносит судья в отношении иностранца, виновного в совершении преступления или уголовного деликта. Запрет может быть окончательным или сроком от 10 и более лет (абз. 1 ст. 131-30 УК Франции <1>). Запрещение находиться на данной территории в силу закона влечет за собой выдворение осужденного за границу, в случае необходимости по истечении срока его тюремного заключения (абз. 2 ст. 131-30 УК Франции). Данное наказание в равной мере может быть применено при разных обстоятельствах как в отношении основного наказания, так и дополнительного (ими по французскому законодательству являются тюремное заключение и штраф). Запрет на пребывание на французской территории возможен в следующих случаях: если иностранец вступает в брак или признает ребенка с единственной целью - получение вида на жительство или чтобы к нему не была применена такая мера, как лишение французского гражданства; организация или попытка организации такого брака или признания ребенка. Запрет на пребывание на французской территории может быть применен и в отношении иностранца, который может представлять угрозу общественному порядку (ст. L. 213-1 CESEDA).

--------------------------------

<1> В редакции Закона от 26 ноября 2003 г. N 2003-1119 об иммиграции и пребывании иностранцев во Франции.

 

Принимая решение о запрете на пребывание на территории Франции иностранца, суд может вынести решение, согласно которому запрет может быть как временным, так и окончательным. Срок временного запрета может составлять максимум 10 лет. После окончания назначенного срока запрета, иностранец может вернуться во Францию, выполнив все предписанные законом условия въезда на французскую территорию. Окончательный запрет на пребывание на территории Франции принимается судом в случае вынесения более строго наказания иностранцу. В этом случае о его возвращении во Францию не может быть и речи.

Помимо выдворения, согласно французскому законодательству, допускается перевод иностранцев из тюрьмы в фабричные и монтажные цеха. Этот перевод осуществляется в целях того, чтобы осужденные своим трудом могли оплатить жилье, убежище, расходы на суды и возмещение вероятного ущерба потерпевшим от их преступления, что, в свою очередь, позволяет подготовить его включение в будущем в социальную жизнь общества. Решение о привлечении иностранца к труду принимается и с тем, чтобы он смог заработать себе на обратный билет, что, без сомнения, позволяет в определенной мере сдерживать незаконную иммиграцию и сократить государственные расходы. Кроме того, иностранец подвергается таким мерам административного воздействия, как арест, если у него нет документов, позволяющих ему находиться на французской территории, или отказывается назвать свою родину, чтобы не быть репатриированным.

Законом от 15 июня 2000 года N 2000-516 об усилении защиты презумпции невиновности и прав потерпевших были внесены изменения в Ордонанс 1945 года, касающиеся правового статуса иностранцев, помещенных в места содержания, не подчиненные администрации пенитенциарных учреждений. Эта государственно-правовая мера применяется к следующим категориям лиц: к иностранцу, который подлежит выдаче компетентным органам одного из государств Европейского сообщества и в силу этого не может немедленно покинуть территорию Франции; к иностранцу, в отношении которого принято постановление о высылке из страны, в случае, если он не может покинуть ее немедленно; к иностранцу, которого необходимо препроводить на границу, однако при этом он не может немедленно покинуть территорию Франции; если решение о его содержании было принято в силу его принадлежности к одной из трех вышеперечисленных категорий, но высылка не была произведена.

Обо всех случаях помещения в места содержания немедленно должен быть поставлен в известность прокурор. В течение всего периода содержания прокурор может посещать места содержания, осуществлять контроль над условиями содержания и знакомиться с записями в регистрационном журнале. Кроме того, он обязан посещать места содержания раз в полгода. Иностранцу немедленно сообщают о его правах, если он не знает французского языка, то в этом случае прибегают к услугам переводчика. С самого начала содержания лицо, в отношении которого осуществлена данная мера, имеет право на помощь переводчика, врача, адвоката, а также по желанию может связаться с представителем консульского учреждения своей страны или с любым лицом по своему усмотрению. Также он может воспользоваться правовой помощью. По истечении 48 часов с момента принятия решения о содержании дело передается в ведение судьи по свободам и задержанию. Он заслушивает показания представителя администрации, вызванного для этого в суд, и заинтересованного лица в присутствии его консультанта, если таковой имеется, а также удостоверяется по записям в регистрационном журнале, что заинтересованное лицо в момент его уведомления о принятом решении о его содержании и было в полной мере проинформировано о своих правах и могло воспользоваться ими в одной из предусмотренных законом форм, и выносит решение.

Максимальный срок содержания составляет 32 дня, средний срок, в течение которого иностранцы содержатся в таких центрах, - 11 дней. В случае крайней необходимости и особенно серьезной угрозы общественному порядку этот срок по решению судьи по свободам и заключениям может быть продлен еще максимум на пять дней по описанной ранее процедуре. Решение судьи может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Стоит отметить, что центры содержания и зоны ожидания созданы с целью подготовки выезда лица, находящегося на территории государства незаконно. Поэтому, как только такое лицо, находящееся в административном центре содержания или в зоне ожидания, пожелает покинуть Францию за свой счет, он может это сделать в любое время.

Помощь и поддержка, оказываемая жертвам торговли людьми. Как уже указывалось выше, вопрос о борьбе с современными формами рабства и торговлей людьми во Франции привел к разработке всеобъемлющих правовых рамок, включающих, помимо прочего, оказание помощи лицам, ставшим жертвами таких преступлений. Так, в 2010 году французское правительство выделило сумму не менее 254 тысяч долларов США приютам, оказывающим помощь жертвам торговли людьми, а также дополнительные гранты для отдельных приютов; в этом же году город Париж убежищам для жертв выделил сумму в 28 тысяч долларов США. Кроме того, лицам, ставшим жертвами торговцев людьми, на период их нахождения во Франции предоставляется ежемесячная стипендия в размере 464 евро, медицинская помощь, адвокат, жилье и психологическое консультирование. Жертвам торговли людьми предоставляется определенное время (6 месяцев), в течение которого они могут оставаться во Франции, чтобы решить вопрос о сотрудничестве с полицией. В случае репатриации лица, пострадавшего от такого преступления, французское правительство вырабатывает совместно со страной происхождения такого лица план по обеспечению безопасности и медицинского обслуживания, на территории Франции правительство финансирует неправительственные организация, которые обеспечивают сеть услуг и приюты для жертв.

Выработка механизма по депортации незаконных мигрантов выдвигается в числе одного из основных направлений взаимодействия государств - участников СНГ, в том числе и Российской Федерации, в области борьбы с незаконной миграцией. Проекция положений ст. 5 Соглашения СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года <1> на законодательство Российской Федерации как на государство СНГ позволяет заключить, что незаконные мигранты, выявленные на территории Российской Федерации, подлежат депортации в государство выезда в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации (государства въезда), если иное не предусмотрено международными договорами. В случае, когда незаконные мигранты прибыли в Российскую Федерацию с территории другой страны СНГ, то они при наличии доказательств подлежат передаче последней, а передача незаконных мигрантов осуществляется на основании отдельных договоренностей.

--------------------------------

<1> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. N 1 (28). С. 85 - 86.

 

Как предписывает Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" <1> (ст. 14), иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации, пересекшие государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления привлекаются к уголовной ответственности. В случаях, когда в отношении указанных нарушителей государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел и они не пользуются правом получения политического убежища в соответствии с Конституцией Российской Федерации, пограничные органы в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством.

--------------------------------

<1> См.: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 8 декабря 2011 г. // Российская газета. 1993. 4 мая.

 

Расширенный перечень мер, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства, нарушающим национальное законодательство Российской Федерации о порядке въезда и (или) выезда, закрепляется в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <1>. Следует оговориться, что закон напрямую не выделяет отдельной нормы (группы норм), регламентирующей соответствующие меры правового воздействия на незаконных мигрантов. Вместе с тем детальный анализ его нормативных предписаний позволяет говорить о возможности применения двух видов мер государственного воздействия при нарушении миграционных правил.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп., вступающими в силу с 17 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

 

I. Меры правового воздействия, применяемые к незаконным мигрантам в результате нарушения ими миграционных правил, установленных законодательством Российской Федерации. Так, в силу указаний ч. 3 ст. 25.10 Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства может быть вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) данных категорий лиц в Российской Федерации. Такое решение принимается в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" <1>. В соответствующем Положении закрепляется, что решение о нежелательности пребывания принимается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в срок не более одного месяца со дня представления территориальными органами (подразделениями) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания. Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, конкретизируется тем же Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 года N 199 <2>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп., вступающими в силу с 17 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

<2> Он включает МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Росфинмониторинг, СВР России, Минюст России, МИД России, ФМС России, ФСКН России, Роспотребнадзор и ФМБА России. Порядок представления материалов для вынесения решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами перечисленных федеральных органов исполнительной власти. См., например: Приказ Минюста РФ от 24 июля 2003 г. N 179 "О Порядке представления и рассмотрения материалов при подготовке распоряжений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, являющегося членом (участником) общественного или религиозного объединения" // Российская газета. 2003. 12 авг.; Приказ ФМС РФ от 21 мая 2009 г. N 119 "Об организации в системе Федеральной миграционной службы деятельности по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (вместе с Инструкцией о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной миграционной службы материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) // Российская газета. 2009. 10 июля; Приказ Министра обороны РФ от 16 июля 2010 г. N 955 "О Порядке представления и рассмотрения материалов в Министерстве обороны Российской Федерации для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // Российская газета. 2010. 27 авг.; Приказ ФСКН РФ от 12 августа 2009 г. N 362 "Об утверждении Инструкции об организации работы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по представлению материалов и их рассмотрению при принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 18 сент.; Приказ Роспотребнадзора от 14 сентября 2010 г. N 336 "О порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Роспотребнадзора материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (вместе с Инструкцией о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации") // Российская газета. 2010. 3 нояб.; Приказ ФМБА РФ от 16 сентября 2010 г. N 534 "Об утверждении Порядка представления материалов и их рассмотрения для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на территориях и в организациях, подлежащих обслуживанию ФМБА России" // Российская газета. 2010. 29 окт.

 

Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для: а) последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию, б) невыдачи разрешения на временное проживание иностранному гражданину и в) аннулирования ранее выданного разрешения на временное проживание <1>. Въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случая, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии <2>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: ст. ст. 6, 7, 25.7, 25.10, 29, 31 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп., вступающими в силу с 17 декабря 2011 г.).

<2> В настоящее время у Российской Федерации имеются двусторонние соглашения о реадмиссии, заключенные в рамках СНГ (см., например: распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2010 N 1157-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о реадмиссии и Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о реадмиссии" // СЗ РФ. 2010. N 29. Ст. 3956; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о реадмиссии (г. Ереван, 20 августа 2010 г.) // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс"; Исполнительный протокол о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о реадмиссии // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс"; распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 859-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии и Протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии" // СЗ РФ. 2007. N 28. Ст. 3453; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии (г. Ташкент, 4 июля 2007 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. N 4. С. 44 - 50; Протокол о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реадмиссии (г. Ташкент, 4 июля 2007 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. N 4. С. 50 - 53; распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2006 г. N 1785-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии" // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. III). Ст. 5639; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии (г. Киев, 22 декабря 2006 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. N 5. С. 45 - 51; распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 2124-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии и Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии" // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7308), а также с одной из Балтийских стран (см.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики. Вместе с Протоколом о порядке реализации Соглашения..." (г. Вильнюс, 12 мая 2003 г.) // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3358; Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 100-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики" // СЗ РФ. 2003. N 27 (часть II). Ст. 2714).

 

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания), не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации органами Федеральной миграционной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" непосредственно не раскрывает понятие "депортация". Его дефиниция устанавливается в ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> и предполагает принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 февраля 2012 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

 

Но, несмотря на пробел в понятийном аппарате, отдельные указания на применение депортации в качестве меры воздействия в отношении незаконных мигрантов в Федеральном законе от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" все же имеются. Например, в ч. 6 ст. 25.10 Закона закрепляется, что депортация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

В п. 6 ст. 26 Закона содержится императивное указание на недопустимость въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства до осуществления ими соответствующих выплат в полном объеме, в случае если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или с депортацией. На основании п. 2 ст. 27 того же Закона, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии. Этот законодательный запрет действует в течение пяти лет со дня административного выдворения лица за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии. Аналогичный запрет в отношении депортированных или выдворенных из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства содержится в п. 3 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

По общему правилу иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Подобное исключение содержится в Федеральном законе от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", ч. 7 ст. 24 которого определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.

Порядок взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов с Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами по исполнению решений о депортации и постановлений судов об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства определяется в наставлении по организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства <1>.

--------------------------------

<1> Приказ МВД РФ N 758, ФМС РФ N 240 от 12 октября 2009 г. "Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства" // Российская газета. 2009. 25 дек.

 

Согласно разд. II Наставления, посвященного организации деятельности ФМС России и ее территориальных органов по депортации за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и взаимодействию с органами внутренних дел по исполнению решений о депортации, депортации подлежит не выехавший из Российской Федерации в установленные законом сроки иностранный гражданин:

- срок проживания или временного пребывания которого в Российской Федерации сокращен либо у которого аннулированы разрешение на временное проживание или вид на жительство в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";

- в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в порядке ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

- совместно с членами семьи получивший уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу или об отказе в признании беженцем, либо уведомление об утрате или о лишении статуса беженца, либо утративший временное убежище или лишенный временного убежища, не использовавший право обжалования вынесенного решения или получивший отказ на жалобу и не имеющий иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, а также лишенный статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, - после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации, как это определено в ст. 13 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах";

- переданный иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии и не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации в случае, если между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии.

Решение о депортации иностранца принимается начальником территориального органа ФМС России по мотивированному представлению начальника структурного подразделения этого органа либо директором ФМС России по мотивированному представлению начальника территориального органа. Должностное лицо территориального органа ФМС России, ответственное за исполнение решения о депортации иностранца, направляет такие материалы в суд с целью рассмотрения вопроса о содержании иностранного гражданина в специально отведенном помещении органов внутренних дел либо в специальном учреждении, созданном в порядке, установленном п. 9 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Территориальный орган ФМС России, получивший выездную часть миграционной карты иностранного гражданина со штампом о депортации, в течение 72 часов направляет в территориальный орган ФМС России, ответственный за исполнение решения о депортации, сообщение о выезде депортируемого иностранного гражданина из Российской Федерации. Этот территориальный орган ФМС России в течение 24 часов с момента получения сообщения о выезде депортируемого иностранного гражданина из Российской Федерации направляет в Информационный центр ФМС России представление о недопущении въезда в Российскую Федерацию депортированного лица.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.168 (0.06 с.)