ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдельных компонентов природной среды



 

1. Эколого-правовые требования в сфере природопользования.

Понятие правовой охраны природной среды.

 

Определение понятия охраны природной среды содержится в ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

В соответствии с данным определением можно выделить следующие направления охраны природы:

1) сохранение и восстановление природной среды

2) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов

3) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду

4) ликвидация последствий негативного воздействия.

Под требованиями в области охраны окружающей среды (природоохранными требованиями) понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия ограничения или их совокупность, установленные законодательством, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в данной сфере.

Т.о., данные требования могут быть установлены:

1) законодательством (на уровне РФ и субъектов РФ)

2) нормативно-технической документацией (стандарты, нормативы).

Понятию «требования» тожественны понятия «обязанности», «ограничения», «условия», «обременения» и т.п.

Нормативно-техническая документация устанавливает условия по объекту деятельности, которые должен соблюдать природопользователь. Объектом выступают компоненты природной среды, виды деятельности и т.д.

ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает систему мер (мероприятий) организационного, экономического и правового характера, которые обеспечивают реализацию установленных законодательством и нормативно-технической документацией требований. Например:

ü организационные меры – это меры в сфере управления

ü экономические меры – это меры в сфере экономического стимулирования и иного

экономического регулирования

ü правовые меры – это меры юридической ответственности.

Порядок охраны отдельных компонентов природной среды – требования и меры – устанавливаются поресурсным законодательством и касаются охраны природных ресурсов и охраны природной среды в целом в процессе природопользования => они обращены к природопользователям, а также к органам государственной власти и органам местного самоуправления (п.5 ст.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

 


Правовая охрана недр

 

Понятие правовой охраны недр не закреплено в ФЗ «О недрах» => применяется понятие, закреплённое в ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Особенности охраны недр вытекают из положений раздела 3 ФЗ «О недрах».

Направления правовой охраны недр:

Общая охрана

Основные требования общей охраны сформулированы в

ü ст.23 – 23.3, 25, 26 ФЗ «О недрах»

ü «Правила охраны недр», утверждённые Постановлением Госгортехнадзора

от 6 июня 2003 г.

Они касаются проведения любых работ, но в основном – работ, связанных с добычей полезных ископаемых.

Требования:

1) соблюдение установленного порядка предоставления недр (минимальный срок предоставления недр – 1 год) и недопущение самовольного пользования недрами

2) обеспечение полноты геологического изучения недр и проведение опережающего геологического изучения недр, направленного на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых

3) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно (попутно) залегающих с ними полезных ископаемых

4) достоверный учёт извлечённых полезных ископаемых

5) охрана месторождений от затопления, пожаров и других факторов, снижающих качество и ценность месторождения полезных ископаемых

6) предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и захоронения вредных веществ и их отходов. Предотвращение накопления промышленных и иных отходов в местах залегания подземных вод, используемых для питьевых нужд.

7) соблюдение порядка консервации и ликвидации горнодобывающих предприятий.

В настоящее время органы Министерства природных ресурсов (МПР) проводят стоимостную оценку месторождений полезных ископаемых.

Специальная охрана при проведении горных работ, представляющих непосредственную опасность для жизни и здоровья людей.

Требования по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами (сформулированы в ст.24 ФЗ «О недрах»):

1) допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию. На практике предъявляется также требование о наличии опыта работы (особенно при проведении взрывных и иных опасных работ).

2) учёт взрывчатых веществ, их надлежащее хранение и использование

3) применение оборудования и технологий, соответствующих установленным нормативам и стандартам

4) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты

5) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей

6) своевременное представление информации в случаях возникновения опасности органам государственной власти и органам местного самоуправления

7) соблюдение правил ведения маркшейдерской и иной геологической документации и иных.


Действуют:

ü «Инструкция по производству маркшейдерских работ», утверждённая Постановлением

Госгортехнадзора от 6 июня 2003 г.

ü «Положение о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной

безопасности и охраны недр», утверждённое Постановлением Госгортехнадзора от 22 мая 2001 г.

Охрана недр континентального шельфа

ФЗ «О континентальном шельфе» подробно регламентирует все виды природопользования (в том числе – и недропользование).

См. в законе положения:

ü об экологической экспертизе

ü о мониторинге

ü требования к захоронению отходов и др. материалов

ü ст.38 ФЗ

ü ответственность (ст.42 ФЗ).

 

Правовая охрана вод

ВК в ст.1 определил понятие охраны водных объектов. Данное понятие следует рассматривать вместе с положениями гл.11 ВК.

Охрана водных объектов – это деятельность, направленная на сохранение и восстановление водных объектов.

Направления охраны вод:

1) охрана водных объектов от загрязнения (понятие загрязнения содержится в ст.1 ВК.

Загрязнение – это сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов).

2) охрана водных объектов от засорения

Засорение водных объектов – это сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов (ст.1 ВК).

3) охрана водных объектов от истощения

Истощение вод – это устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст.1 ВК).

ВК подразделяет требования по охране водных объектов:

1) общие требования:

1) установление и соблюдение экологических нормативов воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты (например: предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые сбросы, временно согласованные сбросы)

2) соблюдение правового режима установленных вокруг водных объектов водоохранных зон и прибрежных защитных полос

Действует Постановление Правительства от 23 ноября 1996 года, утвердившее «Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах».

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к акваториям рек, озёр и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственных и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания растительного и животного мира. В пределах водоохранной зоны устанавливается прибрежная защитная полоса (именно она непосредственно примыкает к акватории рек, озёр и других поверхностных водных объектов), в пределах которой устанавливаются дополнительные ограничения природопользования. Размеры и границы зависят от физико-географических, почвенных и гидрологических условий с учётом прогноза изменения береговой линии; они утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченного органа управления Водным фондом; составляют от 50 до 500 метров. Например: для рек размеры и границы устанавливаются с учётом протяжённости от истока реки (если 10 км – 50 м в обе стороны).

Требования режима (что запрещается):

ü проведение авиационно-химических работ

ü размещение складов ядохимикатов, удобрений и других химических веществ

ü строительство и эксплуатация животноводческих ферм

ü проведение порубок деревьев главного пользования

ü добыча полезных ископаемых без согласования со специально уполномоченными

органами

ü распашка земель в прибрежных защитных полосах

ü движение автотранспортных средств.

3)особая охрана водных объектов в твёрдом состоянии и особо охраняемых водных объектов (запрещается сброс химических веществ и предметов, изъятие воды допускается на основании установленных лимитов).





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.008 с.)