Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления в науке уголовного права.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Просветительно-гуманистическое направление в уголовном праве возникло в XVIII в. и отражало уголовно-политические и уголовно-правовые взгляды шедшей к власти буржуазии, стремившейся к свержению господства феодалов. Эти идеи были важной составной частью идейной программы французской революции 1789 г. В рамках названного направления можно выделить уголовно-правовые взгляды французских просветителей (в первую очередь Ш. Монтескье и Вольтера), итальянского просветителя Чезаре Беккариа, выраженные в его знаменитой книге ≪О преступлениях и наказаниях≫, и теорию уголовного права французского революционера Жана Поля Марата. Основные идеи: Ш. Монтескье выступал за решительное ограничение круга уголовно наказуемых деяний, в особенности в религиозной сфереи в связи с так называемым оскорблением Величества, т.е. монарха. При этом он сформулировал важнейший принцип уголовного права о том, что уголовный закон должен карать ≪одни только внешние действия≫, решительно отвергая возможность уголовной ответственности за мысли и слова, не сопровождаемые действиями. Монтескье настаивал на том, чтобы каждое преступление было ≪определено точно≫ в уголовном законе и чтобы ≪судья не отступал от буквы закона≫. Им выдвинут и обоснован принцип соразмерности (соответствия) наказания совершенному лицом преступлению. Исходя из того что смертная казнь была одним из распространенных наказаний эпохи феодализма, Монтескье выступил за ее ре-шительное сокращение, в частности против ее применения за религиозные преступления, за оскорбление Величества и с некоторыми оговорками за имущественные преступления. В целом он выступал за общее смягчение наказаний. Развивая применительно к уголовному праву и уголовному процессу теорию разделения властей, Беккариа сформулировал прин-цип, в соответствии с которым область криминализации деяний, т.е. объявления их преступными, должна быть подвластна только законодателю, а решение вопроса о совершении или несовершении лицом преступления — только судебной власти. Беккариа подчеркивал, что≪только закон может устанавливать наказания за преступления, что судья не может этого делать, как не может и назначать наказания, выходящие за пределы закона≫2.Уголовные законы, с точки зрения Марата, должны быть простыми. Уголовный закон ≪не должен бояться излишней простоты≫. Классическая школа в уголовном праве сформировалась в конце XVIII — начале XIX в., после французской революции 1789 г. Она охватывает различные уголовно-правовые учения, в том числе уголовно-правовые концепции немецких философов Канта и Гегеля и взгляды крупнейшего немецкого криминалиста — ≪классика≫ Ансельма Фейербаха. В целом классическая школа была выразителем так называемого юридического мировоззрения, выводившего содержание правовых норм не столько из условий жизни общества (политических, экономических, духовных), сколько из воли законодателя. В этом были и свои достоинства, и свои недостатки. ≪Классики≫ разрабатывали основные уголовно-правовые институты, конструировали и комментировали уголовно-правовые нормы обычно в отрыве от конкретных исторических условий. В связи с этим классическое направление достигло вершин уголовно-правовой науки в исследовании догмы уголовного управа, в изучении уголовно-правовой нормы и других категорий уголовного права как юридических понятий. В то же время отрыв проблемы преступления и преступности от социально-экономических условий жизни общества, обоснование причин преступности безусловной и ничем не обусловленной свободой воли преступника привели к тому, что теоретические основы этого направления не смогли дать ответ на резкий рост преступности в развитых государствах в конце XIX в. Учение оказалось неспособным дать теоретические объяснения тенденции роста преступности и разработать адекватные уголовно-правовые меры борьбы с ней. В связи с этим классическое направление подверглось ожесточенным нападкам новых направлений в науке уголовного права — антропологического и социологического. В теории уголовного права выделяется так называемое неоклассическое направление уголовного права, явившееся модификацией некоторых принципов ≪классической≫ школы. Для него характерно: — модификация доктрины свободной воли, на которую, согласно положениям этого направления, могли влиять как патология, недееспособность, умственная неполноценность и другие обстоятельства, так и преднамеренность (т.е. определенное отступление от абсолютизации свободной воли); — признание смягчающих вину обстоятельств; — модификация доктрины ответственности с целью смягчения наказания в случаях душевных заболеваний, возрастных и других особенностей, ≪влияющих на знания и намерения человека в момент совершения преступления≫; — использование в судопроизводстве заключений экспертов о степени ответственности (положения эти нашли отражение в изменениях и дополнениях Уголовного кодекса Франции 1810 г.). В целом ≪неоклассическое≫ направление развивалось в сторону большей индивидуализации наказаний и их постепенного смягчения. Появление антропологической школы в уголовном праве было связано с ростом преступности и неспособностью классической школы предложить необходимые меры для борьбы с ней. Основоположником этой школы явился итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835—1909), пытавшийся доказать, что преступность — это явление биологического характера. Ломброзо полагал, что преступник — это особый биологический тип, имеющий свои антропологические признаки, что тот или иной человек рождается преступником и не может быть исправлен. Ломброзо и его последователи на основе многочисленных измерений и описаний признаков выделили якобы присущие преступникам определенные признаки — стигматы преступности. Исходя из теории врожденного и неисправимого преступника, Ломброзо и его последователи предлагали применять к правонарушителям смертную казнь, лишение свободы, кастрацию, стерилизацию и т.д. Указанные меры, по мнению антропологов, должны были заменить наказание, назначаемое судом. Антропологи предлагали упразднить суд и заменить его специальными административными органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт ≪преступного человека≫ и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть применены к нему. Разумеется, выводы эти были крайне реакционными. И не случайно, что теория Ломброзо и его последователей (например, Э. Ферри) наряду с другими расистскими теориями широко использовалась в фашистской Италии и гитлеровской Германии для обоснования массовых убийств и репрессий по расовым и политическим мотивам. Следует отметить, что в России концепция Ломброзо практически не нашла сторонников. Антропологическая школа с ее учением о ≪прирожденном≫ преступнике, несмотря на все претензии объяснить резкий рост преступности и свои ≪рецепты≫ принятия решительных мер борьбы с ней, в силу явной антинаучности не способна была надолго серьезно занять умы ученых и практиков. Состояние же преступности требовало новых идей. Поэтому на смену антропологической школе в уголовном праве пришло новое течение — социологическая школа. Ее ведущими теоретиками явились немецкий криминалист Ф. Лист, бельгийский — Принс, голландский — Ван Гамель. В России большим влиянием пользовался представитель социологического направления И. Я. Фойницкий. Основой социологического направления явилась так называемая теория факторов преступности. Обычно выделяются три группы факторов: а) социально-экономические (безработица, нищета, проституция); б) физические, или космические (время года, суток, климат, состояние погоды); в) индивидуальные, или биологические (пол, возраст, темперамент, психофизические особенности преступника и т.д.). Вместе с тем весьма уязвимыми с научной точки зрения были выводы ≪социологов≫, предложенные ими в качестве мер борьбы с преступностью. Социологическая школа выдвинула теорию ≪опасного состояния личности≫, в соответствии с которой в обществе есть люди, образ жизни которых или их физические или психические особенности опасны для общества. Эта опасность может быть и не связана с совершением конкретного преступления. Поэтому в целях защиты общества ≪социологи≫ предлагали наряду с наказанием за совершенные преступления применять меры безопасности независимо от того, со- вершило ли лицо — носитель ≪опасного состояния≫ — конкретное преступление или нет. Идея ≪опасного состояния≫ — одно из самых реакционных изобретений уголовно-правовой теории. Замена наказания мерами безопасности на деле означает отрицание основных институтов уголовного права, игнорирование принципа ответственности за вину в совершении предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.009 с.) |