Свидетельства скольких мусульман нужно для фиксации начала и конца Рамадана?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свидетельства скольких мусульман нужно для фиксации начала и конца Рамадана?



Свидетельства скольких мусульман нужно для фиксации начала и конца Рамадана?

 

Для фиксации видения полумесяца Рамадана необходимо свидетельство одного благочестивого мусульманина. Ибн ‘Умар рассказывал: “Люди пытались разглядеть молодой месяц, а я сообщил пророку (мир ему и благословение Аллаха) о том, что увидел его. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял решение поститься и повелел людям сделать то же самое” Абу Дауд 2342, ад-Дарими 1691, аль-Хаким 1/423. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Ибн Хазм, аз-Захаби, аль-Мунзири, ан-Науауи, Ибн Хаджар, аль-Альбани.

Что же касается окончания месяца Рамадана и видения полумесяца Шаууаля, то для его фиксации должно быть два свидетельства праведных мусульман. Сообщается, что ‘Абдур-Рахман ибн Зайд ибн аль-Хаттаб во время проповеди в день сомнения наступления Рамадана, сказал: “Поистине, я сидел среди сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и расспрашивал их (о начале поста), а они мне сказали, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев новую луну, и разговляйтесь, увидев ее, и выполняйте свои религиозные обряды, а если вам невидно луну, то отсчитайте тридцать дней (от предыдущего месяца). И поститесь и разговляйтесь, если засвидетельствовали два свидетеля из числа праведных мусульман»” Ахмад 4/321, ан-Насаи 1/300, ад-Даракъутни 232. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 909.

Таким образом нам становится ясно, что начинать и заканчивать пост, люди должны при свидетельстве двух мусульман, увидевших луну, но хадис Ибн Умара о начале поста делает это исключением, тогда как о завершении поста у нас нет никаких доказательств, что можно ограничиться также одним свидетелем. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/374.

 

Постится только та страна, которая завидела луну или все страны?

 

По данному вопросу среди ученых существуют большое разногласие. Одни считают, что на основании видения новой луны должны поститься все мусульмане во всех уголках мира, а другие считают, что поститься должна только та страна, в которой увидели новую луну. Третьи же считали, что должны поститься все страны, с одинаковым географическим положением. При этом все ученые опирались на одни и те же хадисы, но разногласили в их понимании.

Однако самым лучшим мнением в этом вопросе является то, что если луна появилась в определенной местности, то пост становится обязательным для всех местностей, у которых общая ночь, поскольку появление полумесяца разнится в географическом отношении. Например, появление полумесяца в Азии выглядит иначе, чем в Европе, а в Африке иначе, чем, скажем, в Америке. В каждом регионе или стране жители сами определяют время наступления поста. Это мнение ханафитов, шафиитов, ханбалитов и некоторых маликитов. Также этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Къауанинуль-фикъхия” 103.

 

Пост следует начинать и заканчивать с мусульманами своей страны

 

От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все» ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах 1660. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

В этом хадисе содержится опровержение тем, кто считает, что если человек увидел воочию новую луну, но имам не принял его свидетельство, то он должен поститься сам. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Некоторые ученые сказали, что смысл этого хадиса состоит в том, что следует поститься и разговляться вместе с джама’атом (общиной) и большинством людей” См. «аль-Джами’» 3/311.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Человек не должен начинать поститься или заканчивать пост в одиночку, даже если он увидел луну. Он должен поститься и заканчивать пост вместе с людьми, как на это указывает хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха)” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/114.

Ибн аль-Къайим сказал: “В этом хадисе содержится опровержение для людей, говорящих, что тому, кто знает положение луны благодаря астрономическим вычислениям, дозволено поститься и разговляться, даже если другие не знают. Также сказано, что если отдельный человек увидел луну, но судья не принял его свидетельство, он не должен поститься один” См. “Тахзибу-Ссунан” 3/214.

Имам ас-Сан’ани сказал: “В этом хадисе содержится доказательство, что пребывание в согласии с людьми – принято в установлении праздника (‘ид), и что отдельный человек, который полагает, что наступил день праздника из-за обнаружения луны, обязан быть в согласии с людьми. Единство людей в отношении праздничной молитвы, завершения поста и жертвоприношения – является обязательным для отдельного человека” См. “Субулю-Ссалям” 2/72.

Это мнение подтверждается и поступками сподвижников. Масрукъ рассказывал: “Я пришел к ‘Аише в день ‘Арафа, и она сказала: “Дайте Масруку каши, и сделайте ее послаще”. Масрукъ сказал: “Ничто не удержало бы меня в этот день от поста, если бы я не опасался, что сегодня день Жертвоприношения”. На это ‘Айша сказала: «День Жертвоприношения тогда, когда все люди приносят жертву, и день разговения тогда, когда все люди разговляются!»” аль-Байхакъи. Иснад хороший. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1/442.

На основании этих аргументов становится ясным ошибочность поступков тех, кто, проживая в исламских странах поститься не со своей страной. Т.е. если скажем, в Саудовской Аравии была установлена фиксация начала Рамадана, а скажем в Египте или другой исламской стране мусульмане не видели луны, то жителю этой страны не следует поститься с Саудовской Аравией, поскольку такой поступок будет противоречием велению пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все».

 

Исповедание Ислама

Исповедание Ислама – это важнейшее условие, которое лежит в основе принятия всех деяний. Всевышний Аллах сказал: «Деяния того, кто откажется уверовать, окажутся тщетными, а в Последней жизни он будет среди потерпевших урон» (аль-Маида 5: 5).

Великий и Всемогущий Аллах также сказал: «Тебе (о Мухаммад) и твоим предшественникам было внушено: “Если придашь ты сотоварищей (Аллаху), то тщетными станут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”» (аз-Зумар 39: 65).

 

Воздержание

Воздержание от всего, что нарушает пост в виде приема пищи, жидкости, совокупления, является условием поста. См. “Тухфатуль-фукъаха” 1/537.

 

Время

Речь идет о соблюдении поста от рассвета до заката солнца. Всевышний Аллах сказал: «...а затем поститесь до ночи» (аль-Бакъара 2: 187).

 

Намерение

От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести» аль-Бухари 1, Муслим 1907.

Этот великий хадис указывает на то, что любое деяние, которое совершается не ради Аллаха, является не состоятельным, и что совершающий деяние не искренне, не приобретет ничего благого ни в мире этом, ни в мире ином.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, дела оцениваются только по намерениям» указывают на все виды деяний, и нет в этом исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или добровольным” См. “аль-Аусат” 1/371.

 

Наличие способности поститься

Речь идет о наличие здоровья для соблюдения поста, а также очищение от месячных и послеродового кровотечения. См. “Хашия ад-Дусукъи” 1/509.

 


О намерении для поста

 

Мусульманин при соблюдении поста должен иметь намерение подчиниться велению Аллаха Всемогущего и приблизиться к Нему. И пост тех, кто поститься только из-за того, что он хорошо влияет на здоровье, или поститься из-за того, что все начали поститься, или для того, чтобы его похвалили люди, является недействительным. Мало того, что их пост не примется, те, кто постился из-за показухи будут за это еще наказаны. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто постился, проявляя показуху, совершил многобожие» Ахмад 4/126 Хадис хороший.

Также от Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах из деяний принимает только те, которые совершаются искренне, в стремлении приблизиться к Его лику!» ан-Насаи 3140, Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

 

Намеренное принятие пищи

Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакъара 2: 187).

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Нет никаких разногласий в том, что намеренное принятие еды и питья нарушают пост” См. “Задуль-ма’ад” 2/60.

Поевший намерено в светлое время дня в Рамадане, совершил великий грех, за который ему необходимо принести великое покаяние.

Большинство ученых (джумхур) также сказали, что если человек сознательно проглотил еду, застрявшую между зубов, то его пост становится недействительным. Имам Ибн Къудама сказал: “Положение того, у кого между зубов осталась еда, делится на два вида: Если проглочен очень маленький кусочек еды и не возможно было его выплюнуть, то пост не нарушается, ибо это подобно слюне. Ибн аль-Мунзир говорил, что ученые в этом единогласны. Второй вид – это когда между зубов остался большой кусочек еды, который можно выплюнуть. И если он проглотит это кусок сознательно, то его пост нарушен по мнению большинства ученых, поскольку это равнозначно еде” См. “аль-Мугъни” 3/260.

К этому также относятся и питательные уколы.

Курение также нарушает пост, более того является нарушением поста с помощью запретного. См. “Фатауа ислямия” 2/183.

 

Намеренный вызов рвоты

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить» Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380. Имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Если человек вызвал рвоту намерено, то он совершил грех, за который следует также и каяться.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что вызвавший рвоту намерено, нарушил свой пост” См. «аль-Иджма’» 47.

 

Намерение прервать пост

Тот, кто имеет намерение прервать пост, то его пост становится недействительным, независимо от того ел он или нет, поскольку «деяния оцениваются по намерениям» См. “аль-Мухалля” 6/175, “аль-Мугъни” 3/25, «аль-Маджму’» 6/314.

Однако в этом вопросе нет единогласного мнения ученых. Другие же ученые сказали, что если человек намеревался прервать пост в течение дня по уважительной причине, например, он решил отправиться в путь, но затем передумал, то его пост все же действителен. Он подобен человеку, который вознамерился сказать что-то во время молитвы, но не сделал этого.

Однако во избежание ошибки и для выхода из разногласий, следует восполнить пост позже, ведь намерение, как говорил шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди, является основой любого поклонения, которое в случае нарушения, нарушает и поклонение!

 

Вероотступничество

Среди ученых нет разногласий в том, что вероотступничество нарушает пост, также как и все остальные дела. См. “аль-Мугъни” 3/25.

Всевышний Аллах сказал: «Тебе (Мухаммад) и твоим предшественникам уже было внушено: “Если ты приобщишь сотоварищей (Аллаху), то тщетными станут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”» (аз-Зумар 39: 65).

 

О том, что не нарушает пост

 

Глотание слюней и мокроты

Относительно дозволенности глотания слюны во время поста среди ученых нет разногласий. ‘Ата говорил: “Глотание слюни не нарушает пост” См. “Сахих аль-Бухари” 1/451.

Даже если человек сознательно накопил слюни, чтобы их разом проглотить, то согласно наиболее правильно мнению его пост также не нарушен. См. “аль-Мугъни” 3/106. Однако лучше так не поступать.

Что же касается глотания мокроты или чего-либо из носоглотки, то относительно дозволенности глотания этого, мнения ученых разошлись. Имамы Ахмад и аш-Шафи’и считали, что глотание мокроты не нарушают пост. См. “Раддуль-махтар” 2/101, “аль-Мугъни” 2/43.

Мнение о том, что глотание мокроты нарушает пост, является затруднительным для мусульман, а цель шариата состоит в облегчении положения мусульман, а не затруднении, тем более учитывая то, что на счет этого нет никаких запретов ни в Коране, ни в Сунне и нет в этом вопросе единогласного мнения ученых (иджма’). См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/117.

Также этому мнению отдал предпочтение и шейх аль-Альбани, и на вопрос: “Нарушает ли глотание мокроты пост?”, ответил: “Нет, это пост не нарушает” Сл. “Сильсиляту худа уа-ннур” № 52.

Однако если человек извлек мокроту из носа или горла в рот, то не следует ее глотать, а следует выплюнуть. См. “Раудату-тталибин” 2/360.

 

Объятия и поцелуи

Дозволено во время поста, как мужу, так и жене целовать, обнимать и ласкать друг друга. ‘Аиша рассказывала: «Во время поста пророк (мир ему и благословение Аллаха) не редко обнимал и целовал своих жен, однако он владел собой лучше, чем любой из вас» аль-Бухари 1927, Муслим 1/65.

Также сообщается, что Масрукъ, племянник ‘Аиши, спросил у нее: “Что дозволено мужу и жене во время поста?” Она ответила: “Все, кроме полового акта” ‘Абдур-Раззакъ 4/190. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/183.

Эти хадисы указывают на то, что постящийся может обнимать и ласкать своих жен, если он уверен, что это не закончится половым актом. Если же человек слаб и знает, что не сможет себя сдержать, тогда ему следует воздержаться от этого. В шариате есть важное правило: «То, что приводит к запретному – также является запретным».

Если во время поцелуев у человека произошло выделение прозрачной жидкости (смазка), то его пост не нарушен. Доказательством этого является то, что отсутствуют доказательство того, что эти выделения нарушают пост. Пост является обрядом поклонения, а утверждать, что тот или иной обряд поклонения становится недействительным, можно только при наличии достоверных текстов Корана и Сунны. См. «Шархуль-Мумти’» 6/397.

 

Использование зубочистки

На дозволенность использовать зубочистку во время поста указывают несколько сообщений от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Передают, что ‘Амир ибн Раби’а сказал: “Я видел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) несчетное количество раз, чистящим зубы сиуаком (зубочисткой) в то время, когда он постился” ат-Тирмизи 725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.

Имам Абу Иса ат-Тирмизи и Ибн Хузайма называли этот хадис хорошим, но хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани называли его слабым. Однако этот хадис подкрепляется другим сообщением от Ибн Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пользовался сиуаком, будучи постящимся” Ахмад ибн Мани’. Иснад достоверный. См. “аль-Маталибуль-‘алия” 1089.

Также это подтверждается словами Му’аза ибн Джабаля, который лучше всех в этой общине знал вопросы халяля и харама, как говорил это о нем пророк (мир ему и благословение Аллаха). Абдур-Рахман ибн Гъуним рассказывал: “Я спросил Му'аза: “Можно мне чистить зубы во время поста?” Он ответил: “Да” ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/133. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим.

Однако если сиууак имеет вкус, как например зеленый сиууак, или сиууак со вкусом лимона или мяты, то нельзя глотать слюни, а лучше всего не использовать такой сиууак во время поста.

Если при использовании зубочистки начала выделяться кровь из десны, то ее нельзя глотать и следует выплюнуть. Но если все-таки некоторая часть крови случайно проникла в горло, то в этом нет ничего страшного. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/254.

Что же касается использования зубной пасты в дневное время, то ученые высказывали различные мнения по этому поводу, однако для того, чтобы избежать ошибки и выйти из разногласия лучше этого не делать. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Лучше не использовать зубную пасту в дневное время и отложить это на вечер, поскольку она имеет сильный привкус”. См. “Маджалису шахри Рамадан” 72.

 

Непреднамеренная рвота

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить» Ахмад 2/498, Абу Дауд 2380. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Шейх Ибн Усаймин говорил, что если человек чувствует, что сейчас вырвет, но затем это утихает, то это не нарушает его пост, потому что это вне его контроля. Но если рвота попадает в рот и он проглатывает это обратно, то это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, он не должен подавлять сдерживать рвоту, поскольку это может причинить вред его здоровью. См. “Маджалису шахри Рамадан” 67.

 

Полоскание рта и купание

‘Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал: “Однажды я, будучи постящимся, поцеловал свою жену. После этого я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Я сделал страшное дело, я поцеловал свою жену, будучи постящимся!” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что ты скажешь на то, если бы ты прополоскал свой рот водой, будучи постящимся?» Я сказал: “Нет ничего страшного в этом”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За что же ты тогда переживаешь?» Ахмад 1/21, Абу Дауд 2385, ад-Дарими 1723. Шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

Также, от одного сподвижника пророка (мир ему и благословение Аллаха) сообщается, что он видел, как “посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поливал себе голову водой, спасаясь от жары” Малик в “аль-Мууатта” 1/294, Абу Дауд 2365, Ахмад 4/63. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Эти хадисы указывают на то, что во время поста не запрещается, чтобы постящийся полоскал свой рот или купался в дневное время, чтобы ослабить воздействие жары. Полоскать рот во время поста, дозволено без разногласий, будь это во время омовения или нет. См. “Шархуль-Кабир” 3/44.

Однако не следует втягивать носом воду, при омовении, чтобы она не попала в горло. Лякъит ибн Сабира рассказывал: “Однажды я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): ”О посланник Аллаха, расскажи мне об омовении”. Он сказал: «Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься» аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, Абу Дауд 142. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къатан, ан-Науауи, Ибн Хаджар и аль-Альбани.

 

Также пост не нарушают:

 

Использование сурьмы

‘Аиша рассказывала, что “посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пользовался сурьмой, во время поста” Ибн Маджах 1678.

Среди ученых было разногласие относительно достоверности этого хадиса. Но шейх аль-Альбани считал его достоверным. А некоторые имамы говорили, что нет ни одного достоверного хадиса в которым бы сообщалось, что посланник Аллаха пользовался сурьмой во время поста.

Но, тем не менее, смысл этого хадиса правильный, что сурьма не нарушает пост. Более того имам ат-Табарани 2/132 приводит от Бариры, а аль-Байхакъи от Ибн Аббаса, что они пользовались сурьмой во время поста. И хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этих сообщений хорошим. См. “Тальхисуль-хабир” 2/366.

 

Не питательные уколы

Инъекции, используемые для лечения, как пенициллин и инсулин, или тонизирующее средство или прививка, не нарушают пост, вне зависимости являются ли они внутримышечными или внутривенными. См. “Фатауа Мухаммад ибн Ибрахим” 4/189.

 

Глазные и ушные капли

Согласно наиболее верному мнению, клизмы, глазные капли, капли для ушей, выдергивание зубов и лечение ран не нарушают пост. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/233-245, Шейхуль-Ислам Ибн Таймии.


15. Болезненные кровотечения у женщин (аль-истихада)

Болезненные кровотечения у женщины не влияют ни на молитву, ни на пост, ни на другие виды поклонения. Эта кровь не является нечистотой (наджаса), и женщине с истихадой дозволено все, что запрещено женщинам, у которых месячные или послеродовое кровотечение. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/216-217.

 

Запрещенные слова и взоры

«Пять вещей нарушают пост и омовение: ложь, сплетня, поклеп, взгляд со страстью и ложная клятва». Этот хадис недостоверный. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 1708.

Однако, несмотря на то, что перечисленное в этом недостоверном хадисе не нарушает пост, эти вещи являются большими грехами в Исламе, обесценивают пост и уменьшают награду за него!

 

Больной

Всевышний Аллах сказал: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакъара 2: 185).

Больной прерывает свой пост в том случае, если ему трудно поститься или, ели пост мешает его быстрому выздоровлению.

Ученые разошлись относительно того, какова должна быть тяжесть болезни, чтобы дозволено было оставить пост. Некоторые ученые сказали: все то, что является болезнью, позволяет оставить пост. При этом они опирались на слова Всевышнего Аллаха, Который не конкретизировал тяжесть болезни, а сказал: «А если кто-либо из вас болен». Однако все же если болезнь не связана с трудностями и не ослабляет человека, как например насморк, аллергия и тому подобное, что именуется болезнью, но не ослабевает постящегося, то ему необходимо соблюдать пост и не оставлять его. См. “Сахих фикъху-Сунна” 2/119.

Имам аль-Къуртуби сказал: “У больного два положения: первое, когда он не в состоянии соблюдать пост. В подобном случае разговление для него является обязательным. Второе состояние – это когда больной может соблюдать пост, но с трудом, причиняя себе вред. В таком случае для него разговляться весьма желательно, и никто не будет соблюдать в таком положении пост, кроме невежды!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/276.

Имам Ибн Къудама сказал: “Если больной будет соблюдать пост, несмотря на болезнь, то он совершает порицаемое, поскольку причиняет себе вред и оставляет облегчение от Аллаха” См. “аль-Мугъни” 4/404.

Если же тяжело больной не смотря на свою болезнь, постится, то его пост действителен, в чем единогласны все ученые.

Ибн ‘Умар и ‘Укъба ибн ‘Амир говорили: “На того, кто не принимает облегчения Аллаха ложиться грех, подобный горам долины ‘Арафа” Ахмад 5392, 17523. Шейх Ахмад Шакир назвал оба иснада достоверными.

 

Путник

Всевышний Аллах сказал: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакъара 2: 185).

Путнику позволено разговляться согласно единогласному мнению общины (аль-иджма’), вне зависимости от его физического состояния и сложности путешествия. Это означает, что даже если его путь легок и не затруднителен, ему разрешено не поститься и сокращать свои молитвы. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/210.

Человек, отправившийся в путешествие, имеет право, как поститься, так и разговляться. На это указывают слова Анаса ибн Малика, который сказал: “Мы часто находились в пути вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), и постившийся не порицал не соблюдавшего пост, а не соблюдавший пост – постившегося” аль-Бухари 1947.

 

Что лучше для путника, поститься или разговляться?

Ученые высказывали различные мнения по поводу того, как лучше поступать во время путешествия. Самым лучшим мнением по этому поводу является мнение тех ученых, которые сказали, что путник может выбрать то, что для него является более легким. Эти ученые сказали, что если для путника легче поститься, чем потом возмещать пост, то тогда ему лучше поститься, а если ему тяжело поститься в пути, то тогда ему лучше прервать пост. При этом эти ученые, опирались на слова Всевышнего Аллаха: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (аль-Бакъара 2: 185).

Хамда ибн ‘Амра однажды спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о посте в пути, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Делай из этого то, что тебе легче! Разговляйся, если пожелаешь или постись» Тамам в “аль-Фауаид” 1/161. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/889.

 

Может ли путник прервать пост до выезда из дома?

Большинство ученых считает, что путник не должен разговляться пока он не пройдет населенные районы своего города. Как только он пройдет городскую черту, он может разговляться.

Однако сильным мнением, которое опирается на Сунну, состоит в том, что путник может разговиться и перед выездом. Мухаммад ибн Ка’б рассказывал: “Однажды я пришел к Анасу ибн Малику во время Рамадана в то время, когда он собирался отправиться в путь. Он приготовил верховое животное, оделся и велел принести еды. Когда он поел, я спросил его: “Это Сунна (есть перед выездом)?!” Он сказал: “Сунна”, затем сел верхом” ат-Тирмизи 799, аль-Байхакъи 4/247, ад-Даракъутни 2/187.

Некоторые ученые считали этот хадис слабым и по этой причине не опирались на него. Однако этот хадис является достоверным, достоверность которого подтвердили имамы ат-Тирмизи, Ибн аль-‘Араби, хафиз ад-Дыя аль-Макъдиси, шейх Ибн аль-Къайим, Абуль-Махасин, шейх аль-Альбани. Также на этот хадис опирались имам Ахмад и Исхакъ ибн Рахауейх. См. подробно достоверность этого хадиса в «Тасхиху хадис ифтару-ссаим къабля сафарихи ба’даль-фаджр уа раду ‘аля манн да’афаху».

Этот хадис также подкрепляется сообщением от ‘Убайда ибн Джубайра, который рассказывал, что когда он вместе с Абу Басыром аль-Гъифари собирались к отплытию во время Рамадана, Абу Басыр приблизился к еде и сказал: “Ешь!” На что Убайда спросил: “А разве мы еще не дома?!” Тогда Абу Басыра сказал: “Ты отказываешься от Сунны посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!” Ахмад, Абу Дауд, ад-Дарими. Сообщение достоверное. См. “Ируауль-гъалиль” 928.

Имам аш-Шаукани сказал: “В этих двух хадисах доказательство на то, что путник может разговеться и перед выездом” См. “Найлюль-аутар” 4/311.

Также это подкрепляется поступками сподвижников, среди которых Умар, Ибн Умар, Абу Муса и Ибн Аббас, который сказал: “Если желаешь, то ешь перед выездом, а если нет, то постись”. Ибн Абу Шейба 1/152. Иснад достоверный.

От Са’ид ибн аль-Мусайиба и Хасана аль-Басри также сообщается, что они дозволяли есть у себя дома тому, кто собирается в путь. Ибн Абу Шейба 2/151, аль-Байхакъи 4/247. Иснад достоверный.

Однако человек должен быть осторожным, что бы нарушив пост до выезда, потом не передумать совершить поездку!

 

Старый человек

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Старому мужчине и женщине, которые не могли соблюдать пост, было позволено не соблюдать пост и не возмещать его, но было велено накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день” аль-Бухари 7/179, ад-Даракъутни 2/205.

Это также относится и к больным, которые не надеются на выздоровление. Имам Ибн Къудама сказал: “Больной, который не надеется на выздоровление, не постится и кормит за каждый день бедняка, и в этом он приравнивается к старому человеку” См. “аль-Мугъни” 4/396.

 

Чем следует кормить бедняка?

Ибн Аббас сказал: “Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит каждый день бедняка одним муддом еды”, в другом предании сказано: “Кормит половиной са’ пшеницы” ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Ируауль-гъалиль” 4/18.

Сообщается, что “когда Анас состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех” ад-Даракъутни 2/207. Иснад достоверный.

Нельзя платить деньги вместо еды! Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду”. См. “аль-Фатауа аль-Фаузан” 3/140.

 

Беременная

Кормящая грудью

От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Великий и Всемогущий Аллах избавил путников от бремени поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин от бремени поста» ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Имам Абу Иса ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а шейх аль-Альбани – достоверным.

Беременная и кормящая грудью могут прервать свой пост в том случае, если они опасаются за себя или своего ребенка. Однако если они способны поститься, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «а поститься лучше для вас, если бы вы только знали!» (аль-Бакъара 2: 183).

Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая опасаются за плод и ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.

 

Умалишенный

Ребенок

От ‘Аиши, ‘Али, Саубана и других сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перо (ангела записывающего плохие дела) поднято от троих: От ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от сумасшедшего, пока его разум не восстановится» Ахмад 1/104, Абу Дауд 4398 и 4402, ан-Насаи 3432, Ибн Маджах 2041, ад-Дарими 2296, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи 6/57, аль-Баззар 1540. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Бухари, Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, Ибн Хиббан, Ибн аль-Мунзир, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хазм, Абу Бакр ибн аль-Араби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.

Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: “Безумные люди не несут ответственности за свои поступки, но если человек безумен в одно время и разумен в другое, он должен поститься во время здравомыслия, и он освобождается от этого во время безумства. Если он теряет рассудок во время поста, то это не нарушает его пост, так же как в случае если кто-нибудь теряет рассудок из-за болезни или какой-нибудь другой причины, потому что он имел намерение поститься, когда был в рассудке”. См. “Маджалису шахри Рамадан” 28.

То же самое относится к эпилептикам.

Женщина, у которой месячные

Вывод

Как мы видим, из пяти упомянутых мнений самым сильным и наиболее аргументированным является пятое мнение, заключающееся в том, что беременная и кормящая грудью не должны возмещать пост, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.

Это мнение является самым сильным по следующим причинам:

Во-первых, оно является мнением сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были свидетелями ниспослания Корана и которые лучше других знали о его значении. Среди этих сподвижников Ибн ‘Аббас, о котором Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.

Во-вторых, в приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. “Ируауль-гъалиль” 4/38.

В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, указывает на то, что это является установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.

В-четвертых, даже если это мнение основывается на мнении Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, то их мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более что нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), не дозволено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Так же как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие. См. “ар-Рисаля” 595, “аль-Ихкам” 4/561, “аль-Усуль” 1/318.

Однажды Са’ида ибн аль-Мусайиба спросили о его мнении в каком-то вопросе, и он сказал: “В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и моему мнению не должно быть места среди них!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1423.

Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не является следствием его иджтихада и неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это является шариатским доводом, который необходимо принять, и именуется как иджма’у сукути! Относительно этого правила все последователи (таби’ун) и имамы были единогласны, кроме тех, кто отклонился от истины, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и некоторые крайние ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.

Имам Абу Ханифа говорил: “Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его спросили: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он сказал: “Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его опять спросили: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников?” Он ответил: “Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. См. “аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра” 203-204, имама аль-Байхакъи и “Фатхуль-Маджид” 241.

Ибн Мас’уд говорил: “Не подражай слепо в своей религии людям, но если тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не живым!” аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.

 


Время сухура

 

Время сухура начинается незадолго до начала рассвета. Если человек ест за несколько часов до рассвета или перед сном, то это не называется сухур. См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 3/269.

Желательно откладывать сухур на последнюю часть ночи, вплоть до утренней молитвы. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нам, пророкам, было велено разговляться пораньше, а сухур совершать позже»” Ибн Хиббан, ат-Табарани, ад-Дыя. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/376.

Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Заря бывает двух видов: заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать утреннюю молитву, и заря, при которой нельзя совершать утреннюю молитву, но разрешается есть» Ибн Хузайма, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, аль-Хаким и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 693.

Человек можно есть до тех пор, пока не убедится в том, что начинает светать. Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте пока не сможете отличить белую нить рассвета от черной» (аль-Бакъара 2: 187



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.016 с.)