Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Экскурс в историю жанра.

Поиск

Баснописцы-классики Эзоп и Лафонтен в переводах И. А. Крылова.

Учитель. Ребята, встречались ли мы с баснями?

Дети. Да.

Учитель. Как вы думаете, а до Крылова существовали баснописцы?

Дети. Да. Мы уже читали басни Эзопа и Л. Н. Толстого.

Учитель. Эзопа вы назвали верно. Кто же такой Эзоп?

Сообщения детей. Дети рассказывают об Эзопе.

1-й ученик. Имя Эзопа впервые упоминается у Геродота. Жизнь и деятельность Эзопа овеяна легендами. От Геродота мы узнаем, что жил Эзоп около VI века до нашей эры на Самосе и был рабом.

2-й ученик. А по легенде, Эзоп из Фракии, области в Малой Азии. Легенда повествует также о неслыханном безобразии внешнего облика Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны.

3-й ученик. Но по другой легенде он был умным рабом глупого хозяина. Эзоп постоянно сталкивался с хозяином и неизменно выходил победителем.

Учитель. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Кроме того, переведенные им басни стали нам понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Кстати, кто чаще всего является героями басен Крылова?

Дети. Животные, иногда вещи.

Учитель. Знакомо ли вам имя Жана де Лафонтена?

Дети. Нет.

Учитель. Послушайте о нем.

Это французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы. Но прославился своими баснями. Главные герои его басен звери. Но под личиной Льва скрывается тщеславный и жестокий вельможа. Лисы и Волка льстивые и хитрые, алчные придворные.

А. С. Пушкин, сравнивая басни Лафонтена и Крылова, говорил: «Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев. Некто справедливо заметил, что простодушие есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и животный способ выражаться: Лафонтен и Крылов представители духа обоих народов».

Учитель прикрепляет имена баснописцев на доску.

Посмотрите какая интересная цепочка получается у нас.

Эзоп Жан ле Лафонтен И. А. Крылов

Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы-классики. В XIX веке писал басни в прозе и Л. Н. Толстой. С ним мы еще познакомимся. В наше время интересные басни пишет С. В. Михалков.

IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова.

1. Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и лисица». (Пауза.)

2. Чтение учениками басни И. А. Крылова «Ворона и лисица».

Учитель. Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему?

Дети высказывают свое мнение.

– Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:

Эзоп И. А. Крылов
1. Сухое краткое изложение сюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, пере- числяются только факты. 1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.

Чтение басни детьми.

3. Беседа по содержанию:

1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)

2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)

3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)

4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)

5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)

6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)

7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?

Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)

Давайте прочитаем басню по ролям.

V. Подведение итогов урока.

– Чем мы занимались?

– Что запомнилось?

– Что нового узнали?

Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.228 (0.005 с.)