IV. Подведение итогов урока.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока.



– Самым лучшим знатоком басен оказался…

Награждение эмблемой «Лучший знаток басен «Крылова».

 

вспомним басни и. крылова
(урок-игра в форме брейн-ринга)

Ход урока

Класс разбит на команды, в каждой свой капитан. У капитана – колокольчик, которым он оповещает о готовности команды к ответу. Команда, ответившая на вопрос первой, получает жетон. По количеству жетонов определяется победитель.

Содержание конвертов с вопросами:

1. Кто так говорил?

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час

Так, что голову вскружило.

(Стрекоза.)

2. Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка.)

3. Внимание – «черный ящик».

В нем находится предмет, с помощью которого можно было увидеть, «что там за рожа». Что это за предмет? (Зеркало.)

4. Назовите героиню, которая совсем «без драки» хочет попасть в большие забияки». (Моська.)

5. Внимание – «черный ящик».

В нем находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки.)

6. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга, «не боясь греха»? («Кукушка и Петух».)

7. «У сильного всегда бессильный виноват. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем…».

– В какой басне звучат эти слова? («Волк и Ягненок».)

8. Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню.)

9. Разгадайте кроссворд «Басни Крылова».

1) Кто смеялся, вперед чужой беде? (Голубь.)

2) Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)

3) У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом». (Муравей.)

4) Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона.)

5) Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська.)

6) Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись». (Рак.)

7) Кого «по улицам водили»? (Слон.)

10. Инсценировка басен «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська».

11. Итог урока.

Награждение участников.

 

С. А. Есенин. «Пороша»
(акцентное вычитывание лирического стихотворения)

Цели: учить, вслушиваясь в стихотворение, определять настроение автора и характеризовать его; обратить внимание на лексику стихотворения; совершенствование словарного запаса: толкование слова «пороша».

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

– Ребята, мы знаем, что прочитать художественное произведение выразительно очень трудно. Для этого мало выучить его наизусть. А что еще нужно? (Нужно понять, о чем пишет автор, какие картины он рисует.)

– А что еще надо понять? (Стихотворный ритм, чтобы при чтении его передать голосом.)

– И многое другое. Попробуем облегчить себе задачу по выразительному чтению предварительной работой – попытаться понять картину жизни, выявить рассказчика, его настроение.

II. Работа со стихотворением.

Строфа 1. Герой (прямо говорит о себе: «еду») едет на коне («под копытом») и смотрит вокруг. Все, что он видит, вызывает у него «тихое» («тихо») и «звонкое» настроение («слышны звоны под копытом на снегу»). И этому настроению мешают «только серые вороны» своим шумом («расшумелись на лугу»).

Строфа 2. Настроение героя меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а «заколдован невидимкой», он «дремлет» «под сказку сна». И сосна будто живая: «словно белою косынкой подвязалася сосна». Герой любуется сказочной картиной.

Строфа 3. Герой продолжает рассматривать сосну. Снова сравнивает ее с человеком («понагнулась, как старушка»). Ему нравится эта сосна-старушка (а не «старуха»), и слово-то какое он выбирает – «понагнулась», ласковое, теплое.

Строфа 4. Герой доволен тем, что «скачет конь», что «вокруг простору много», что «валит снег», а не просто идет сильный снег, а зима как бы «стелет шаль», покрывая землю. Любуется он и бесконечной дорогой, которая «убегает лентой вдаль». И не просто «убегает», но убегает «лентой». Красота природы вызывает у рассказчика чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.

III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.

– Вот какие картины видит рассказчик, вот как они меняются, вот как меняется и настроение самого рассказчика. Второе, что нам надо выяснить и что поможет нам выразительно читать стихотворение – это выявление стихотворного ритма и рифмы. Закон конца строки поможет нам делать паузы в конце стихотворных строк, а рифма, подчеркивая этот закон, требует еще и дополнительного внимания к себе, рифмующиеся слова необходимо немного выделять голосом. И наконец, сам закономерный повтор ритмического рисунка в строках поможет нам передать, выразить музыку стиха.

Учитель заполняет на доске схемы под хлопки. Дети отмечают конец строки чертой.

Строфа 1.

/ / / / –– –– –– –– –– –– –– –– / О НЫ   а
/ / __ __ __ __ __ __ __ / ГУ   б
/ / / –– –– –– –– –– –– –– –– / О НЫ   а
/ / __ __ __ __ __ __ __ / ГУ   б

Строфа 2.

/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ / И МКАЙ   в
/ / / __ __ __ __ __ __ __ / СНА   г
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ / Ы НКАЙ   в
/ / __ __ __ __ __ __ __ / СНА   г

Строфа 3.

/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ / УШ КА   д
/ / __ __ __ __ __ __ __ / КУ   е
/ / / __ __ __ __ __ __ __ __ / УШ КАЙ   д
/ / / __ __ __ __ __ __ __ / КУ   е

Строфа 4.

/ / / / __ __ __ __ __ __ __ __ / О ГА   ж
/ / / / __ __ __ __ __ __ __ / АЛ’   з
/ / __ __ __ __ __ __ __ __ / О ГА   ж
/ / / __ __ __ __ __ __ __ / АЛ’   з

IV. Вывод.

– Ритмический рисунок очень четкий и красивый. Повторяется даже количество слогов в рифмующихся строках. Первая строка «задает» повтор группы слогов вокруг ударного: __ __ .

Но затем этот повтор четко не повторяется: то два, то три, то опять четыре ударных слога в строке. Можно, конечно, добавить ударений, но красиво ли это будет звучать при чтении?

Дети и учитель скандируют с добавочными ударениями, чтобы получился четкий повтор группы слогов «ударный + безударный». Выясняют, что это звучит нарочито, не помогает передать настроение рассказчика, а, наоборот, мешает.

– Другой вариант – снять лишние ударения, чтобы выявить одинаковый ритмический рисунок во всех строках. Лучше всего – по два ударных в строке. Но и этот рисунок нельзя выполнять жестко. Например, первая строка начинается двумя маленькими односложными предложениями – после каждого точка, то есть автор рассчитывает на паузы. Надо ли с этих слов снимать ударение, или это нарушит настроение героя?

– Теперь, думаю, вы готовы читать эти стихи выразительно. А мы все будем критиками. Оценим выразительность вашего чтения.

Тех, кто не успеет прочитать в классе, выслушать во внеурочное время.

 

Б. В. Заходер.
«Что красивее всего?»

Цели: познакомить детей с творчеством Б. В. Заходера; работать над техникой сознательного и выразительного чтения; учить детей выделять главную мысль произведения, называть главных героев; показывать учащимся необходимость охранять окружающую природу; развивать устную речь и расширять знания детей об окружающем мире.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

– «О братьях наших меньших» – так называлась тема, которую мы изучили.

– С какими писателями мы с вами встретились на страницах книги?

– Кто из героев вам больше всего запомнился?

– Ой, кто-то шумит под дверью. (Учитель выглядывает.) Знаете, кто там? Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер.)

Влетает «ветер».

– Это кто в лесах живет, кто в тенистых прячется? (Ответы детей.)

– Это кто в степях живет, кто в просторах прячется? (Ответы детей.)

– Это кто в морях живет, кто в глубинах прячется? (Ответы детей.)

– Это кто в небесах живет, кто в голубых прячется? (Ответы детей.)

Учитель. Рыба в воде, птица в небе, звери в лесах, растения в степях. Как их всех можно назвать одним словом? Они – обитатели нашей планеты.

Читаем на доске.

Физкультминутка «Медвежата»

II. Актуализация знаний.

– Ветер, ветер, а ты принес фотографии жителей нашей планеты?

– Да, вот они.

Достает «чудесный мешочек», где находятся картинки зверей, птиц, рыб, растений, земноводных… С этой целью можно использовать лото «Соседи по планете».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Учащийся достает карточку и описывает ее, не называя, но стараясь как можно точнее описать образ жизни, повадки, внешний вид. Класс должен назвать, кого описывает их товарищ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.012 с.)