![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мини-лекция «Стиль управления»
Что такое стиль управления? Это способ делового общения руководителя с подчиненными. Подчиненным при получении приказа от руководителя важно, как поставлена задача: в каком тоне, предлагает ли поддержку руководитель, учитывает ли возможности подчиненного и т. д. В этих тонкостях проявляется стиль руководства. Не всегда стиль проявляется в чистом виде, часто руководитель бессознательно или сознательно использует особенности разных стилей. Но все же можно выделить основные характеристики стилей управления (табл. 3)*. * Информация взята с сайта: Ьпр://\уууш.с1151-соп5.га/то(1и1е5/5Ш<1у-о1д/Ьоок8/ <1ер16/ра§е10.И1т [1151
[116]
[1171 Итак, можно выделить 3 способа принятия решения руководителем: 1. Единолично, ни с кем не советуясь (авторитарный стиль). 2. Совместно с сотрудниками. Руководитель обсуждает с подчиненными альтернативы, решение принимается коллегиально (демократический стиль). 3. Передает право на принятие решения подчиненным (делегирующий стиль). Авторитарный стиль управления. Руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели, не учитывает мнения подчиненных. В случае их несогласия может жестко указать на дверь. В качестве стимулов предпочитает административные меры в приказном порядке. Мотивирует сотрудников либо взысканием (штрафы, выговоры), либо вознаграждением (премии, бонусы), если считает, что они выполнили работу хорошо. В этом случае явно используется схема бихевиоризма «стимул-реакция». Нередко такой руководитель может предъявлять завышенные требования к работе. Есть вероятность зарождения неформальных группировок в коллективе по принципу «дружим против руководителя». Где и когда может быть востребован такой стиль? На начальном этапе развития организации, когда в краткие сроки надо эффективно продвигаться к цели и выполнять поставленные задачи; также в период вывода предприятия из кризиса— когда руководитель разрабатывает схему возрождения компании, которой нужно следовать. [118] В ходе лекции мы спрашиваем у участников, каковы плюсы и минусы этого стиля. Ответы резюмируем. Плюсы: ■ оперативность в управлении подчиненными: сказал — сделали; ■ если руководитель — профессионал и разумный человек, а сотрудники неопытны и боятся брать на себя ответственность, то такой стиль эффективен; ■ устраняет проблемы трудовой дисциплины. Минусы: ■ способствует оттоку кадров; ■ ухудшает атмосферу коллектива; ■ подавляет проявления инициативы подчиненного. Демократический стиль управления. Противоположен авторитарному. Руководитель вовлекает подчиненных в процессы принятия решений, советуется с ними (прислушивается к их мнению), старается прийти к консенсусу и единому мнению, учесть по возможности все интересы. В качестве стимулов к работе применяет методы убеждения, беседы с подчиненными. Мотивировать, помимо материальных выплат, может и нематериальными стимулами: гибкий график, внимание к просьбам подчиненных и т. д. Демократический стиль — наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку обеспечивает доверие, открытость в коллективе. Как правило, при таком стиле минимален риск возникновения неформальных группировок. Такой стиль [119] необходим на этапе создания эффективной команды, основанной не только на профессионализме членов группы, но и на человеческой взаимовыручке, поддержке. Спрашиваем у участников, каковы преимущества и недостатки этого стиля. Ответы резюмируем. Плюсы: ■ способствует проявлению инициативы подчиненных; ■ стимулирует к проявлению доверия, открытости в коллективе; ■ учитывает индивидуальные особенности сотрудников, дает им возможность раскрыться. Минусы: ■ неэффективен, когда неоходимо принять решение быстро, так как требует дополнительного времени на обсуждение, учет всех мнений, поиск консенсуса; ■ может расхолаживать подчиненных, если те имеют низкий уровень самоконтроля и самодисциплины. Делегирующий стиль управления. Основан на передаче подчиненным задач и части ответственности за их выполнение. Руководитель предоставляет практически полную свободу. Если руководитель не обладает достаточной профессиональной компетентностью и личностной зрелостью, он может делегировать задачи подчиненным, не учитывая их знания, личную ответственность только из боязни выполнять их самому, а вовсе не с целью их развития. В каких случаях уместен этот стиль? Ког- [120] да команда уже сформирована, сотрудники достаточно проявили себя как специалисты и надежные люди и им можно доверять серьезные задачи с уверенностью в том, что они справятся. В качестве стимулов к работе руководитель может использовать аргументы и давать задачи в соответствии с особенностями подчиненных. Помимо ранее перечисленных систем мотиваций, такой руководитель достаточно часто задействует делегирование полномочий (особенно если есть проблемы с материальным стимулированием), способствуя личностному и профессиональному росту своих подчиненных. Как правило, подчиненные, заинтересованные в своем развитии, продолжительное время работают вместе с таким руководителем: он дает им возможность действовать и экспериментировать. Опять обращаемся к участникам и просим их назвать достоинства и недостатки делегирующего стиля. Плюсы: ■ повышает мотивацию подчиненных, дает им возможность ощущать себя значимыми и востребованными; ■ стимулирует личностное и профессиональное развитие сотрудников; ■ дает сотрудникам возможность получать новые знания. Минусы: ■ при некомпетентном руководителе высок риск провала задач и ответственных проектов; ■ при некомпетентном руководителе есть вероятность снижения его авторитета среди подчиненных (он [121] делегирует полномочия, тем самым снимая с себя ответственность, не делится своими знаниями). Какой же стиль предпочесть? Итак, в первую очередь при выборе стиля необходимо учесть: ■ особенности организации (на каком этапе развития находится, каковы корпоративная культура, специфика постановки задач и принятия решений); ■ особенности подчиненных (для кого какой стиль окажется наиболее эффективным, каковы их личностные качества, профессионализм); ■ свою профессиональную компетентность, личностную зрелость, уверенность и т. д. Советы руководителю: ■ устанавливайте адекватные требования к работе и поставленным задачам; ■ используйте разные методы управления: аргументацию, предоставление инициативы, делегирование полномочий, групповые обсуждения и т. д.; ■ мотивируйте подчиненных личным примером; ■ не применяйте крайних мер, предоставляйте сотруднику шанс исправиться; ■ стимулируйте атмосферу доверия в коллективе; ■ периодически практикуйте совместные корпоративные мероприятия; ■ попробуйте встать на сторону подчиненных и понять их мотивацию; [122] ■ делитесь своими знаниями и поощряйте обмен опытом в коллективе; ■ завоевывайте авторитет профессиональными и личными достижениями; ■ уважайте своих подчиненных. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.008 с.) |