Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мини-лекция «Стиль управления»

Поиск

Что такое стиль управления? Это способ делового общения руководителя с подчиненными. Подчиненным при получении приказа от руководителя важно, как поставлена задача: в каком тоне, предлагает ли поддержку руководитель, учитывает ли возможности подчиненного и т. д. В этих тонкостях проявляется стиль руководства. Не всегда стиль проявляется в чистом виде, часто руководитель бессознательно или сознательно использует особенности разных стилей. Но все же можно выделить основные характеристики стилей управления (табл. 3)*.

* Информация взята с сайта: Ьпр://\уууш.с1151-соп5.га/то(1и1е5/5Ш<1у-о1д/Ьоок8/ <1ер16/ра§е10.И1т

[1151


 

Таблица 3. Стили управления  
Функции управления Стили управления
авторитарный демократический делегирующий
Принятие решения Единоличное Коллегиальное Поручает принять решение команде
Доведение решений до подчиненных Приказ, команда Совместное определение исполнителей Команда сама определяет кандидатуры
Распределение ответственности Полностью в руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках исполнителей
Отношение к инициативе подчиненных Допускается Поощряется и используется Полностью передается подчиненным
Принципы подбора кадров Избавление от сильных конкурентов Ориентация на деловых, знающих сотрудников, помощь им в карьере Ориентация на исполнителей, ответственных людей
Подбор и увольнение кадров Единолично Советуется с командой Поручает поиск кандидатур
Отношение к знаниям Считает, что все знает сам Постоянно учится и требует того же от подчиненных Безразличное

[116]


 

Функции управления Стили управления
авторитарный демократический делегирующий
Использование стимулов и мотивации Страх наказания. Использование материальных стимулов Поддержка, поощрение. Совместное определение форм поощрения Передает команде определение форм поощрения
Отношение к подчиненным По настроению, неровное Ровное, доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
Отношение к дисциплине Жесткое, формальное Разумное Мягкое, неформальное
Осуществление контроля Жесткий контроль сверху Функции контроля распределяются совместно Контроль передается команде
Отношение к повышению квалификации Определяет единолично, кому, где и когда повышать квалификацию Вся команда совместно определяет, кому, где и когда повышать квалификацию Команда определяет, кому где и когда повышать квалификацию
Манера общения Держит дистанцию, необщителен Товарищеская, открыт и доступен Отношение полного доверия

[1171


Итак, можно выделить 3 способа принятия решения руководителем:

1. Единолично, ни с кем не советуясь (авторитарный стиль).

2. Совместно с сотрудниками. Руководитель обсуждает с подчиненными альтернативы, решение принимается коллегиально (демократический стиль).

3. Передает право на принятие решения подчиненным (делегирующий стиль).

Авторитарный стиль управления. Руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели, не учитывает мнения подчиненных. В случае их несогласия может жестко указать на дверь. В качестве стимулов предпочитает административные меры в приказном порядке. Мотивирует сотрудников либо взысканием (штрафы, выговоры), либо вознаграждением (премии, бонусы), если считает, что они выполнили работу хорошо. В этом случае явно используется схема бихевиоризма «стимул-реакция». Нередко такой руководитель может предъявлять завышенные требования к работе. Есть вероятность зарождения неформальных группировок в коллективе по принципу «дружим против руководителя». Где и когда может быть востребован такой стиль? На начальном этапе развития организации, когда в краткие сроки надо эффективно продвигаться к цели и выполнять поставленные задачи; также в период вывода предприятия из кризиса— когда руководитель разрабатывает схему возрождения компании, которой нужно следовать.

[118]


В ходе лекции мы спрашиваем у участников, каковы плюсы и минусы этого стиля. Ответы резюмируем.

Плюсы:

■ оперативность в управлении подчиненными: сказал — сделали;

■ если руководитель — профессионал и разумный человек, а сотрудники неопытны и боятся брать на себя ответственность, то такой стиль эффективен;

■ устраняет проблемы трудовой дисциплины.

Минусы:

■ способствует оттоку кадров;

■ ухудшает атмосферу коллектива;

■ подавляет проявления инициативы подчиненного.

Демократический стиль управления. Противоположен авторитарному. Руководитель вовлекает подчиненных в процессы принятия решений, советуется с ними (прислушивается к их мнению), старается прийти к консенсусу и единому мнению, учесть по возможности все интересы. В качестве стимулов к работе применяет методы убеждения, беседы с подчиненными. Мотивировать, помимо материальных выплат, может и нематериальными стимулами: гибкий график, внимание к просьбам подчиненных и т. д. Демократический стиль — наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку обеспечивает доверие, открытость в коллективе. Как правило, при таком стиле минимален риск возникновения неформальных группировок. Такой стиль

[119]


необходим на этапе создания эффективной команды, основанной не только на профессионализме членов группы, но и на человеческой взаимовыручке, поддержке.

Спрашиваем у участников, каковы преимущества и недостатки этого стиля. Ответы резюмируем.

Плюсы:

■ способствует проявлению инициативы подчиненных;

■ стимулирует к проявлению доверия, открытости в коллективе;

■ учитывает индивидуальные особенности сотрудников, дает им возможность раскрыться.

Минусы:

■ неэффективен, когда неоходимо принять решение быстро, так как требует дополнительного времени на обсуждение, учет всех мнений, поиск консенсуса;

■ может расхолаживать подчиненных, если те имеют низкий уровень самоконтроля и самодисциплины.

Делегирующий стиль управления. Основан на передаче подчиненным задач и части ответственности за их выполнение. Руководитель предоставляет практически полную свободу. Если руководитель не обладает достаточной профессиональной компетентностью и личностной зрелостью, он может делегировать задачи подчиненным, не учитывая их знания, личную ответственность только из боязни выполнять их самому, а вовсе не с целью их развития. В каких случаях уместен этот стиль? Ког-

[120]


да команда уже сформирована, сотрудники достаточно проявили себя как специалисты и надежные люди и им можно доверять серьезные задачи с уверенностью в том, что они справятся. В качестве стимулов к работе руководитель может использовать аргументы и давать задачи в соответствии с особенностями подчиненных. Помимо ранее перечисленных систем мотиваций, такой руководитель достаточно часто задействует делегирование полномочий (особенно если есть проблемы с материальным стимулированием), способствуя личностному и профессиональному росту своих подчиненных. Как правило, подчиненные, заинтересованные в своем развитии, продолжительное время работают вместе с таким руководителем: он дает им возможность действовать и экспериментировать.

Опять обращаемся к участникам и просим их назвать достоинства и недостатки делегирующего стиля.

Плюсы:

■ повышает мотивацию подчиненных, дает им возможность ощущать себя значимыми и востребованными;

■ стимулирует личностное и профессиональное развитие сотрудников;

■ дает сотрудникам возможность получать новые знания.

Минусы:

■ при некомпетентном руководителе высок риск провала задач и ответственных проектов;

■ при некомпетентном руководителе есть вероятность снижения его авторитета среди подчиненных (он

[121]


делегирует полномочия, тем самым снимая с себя ответственность, не делится своими знаниями).

Какой же стиль предпочесть? Итак, в первую очередь при выборе стиля необходимо учесть:

■ особенности организации (на каком этапе развития находится, каковы корпоративная культура, специфика постановки задач и принятия решений);

■ особенности подчиненных (для кого какой стиль окажется наиболее эффективным, каковы их личностные качества, профессионализм);

■ свою профессиональную компетентность, личностную зрелость, уверенность и т. д.

Советы руководителю:

■ устанавливайте адекватные требования к работе и поставленным задачам;

■ используйте разные методы управления: аргументацию, предоставление инициативы, делегирование полномочий, групповые обсуждения и т. д.;

■ мотивируйте подчиненных личным примером;

■ не применяйте крайних мер, предоставляйте сотруднику шанс исправиться;

■ стимулируйте атмосферу доверия в коллективе;

■ периодически практикуйте совместные корпоративные мероприятия;

■ попробуйте встать на сторону подчиненных и понять их мотивацию;

[122]


■ делитесь своими знаниями и поощряйте обмен опытом в коллективе;

■ завоевывайте авторитет профессиональными и личными достижениями;

■ уважайте своих подчиненных.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.124 (0.009 с.)