Осетрова, Наталья Владимировна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осетрова, Наталья Владимировна.



Тренинг развития

Управленческих

Навыков

ВЕРШИНА

Москва 2009


УДК 005 ББК 65.291.21 0-72

Осетрова, Наталья Владимировна.

0-72 Тренинг развития управленческих навыков / Осет-

рова Наталья Владимировна, Сурикова Ольга Александровна. — М.: Вершина, 2009. — 192 с.: табл. — Р5ВИ 978-5-9626-0542-5.

Агентство С1Р РГБ

Перед вами готовый материал двухдневного тренинга управленческих навыков, включающий почасовой план, развернутый сценарий, подробные инструкции, игры, а также рекомендации по снятию затруднений в процессе проведен и к. У11 ражнения тренинга разработаны авторами в нескольких вариантах с учетом уровня обучающихся, что позволяет легко ада I гп \ ропать их для любой организации.

Книга будет чрезвычайно полета практикующим бизнес-тренерам, НК-менеджерам, а также всем интересующимся вопросами профессионального и личного самораави тия.

УДК 005 ЬБК 65.291.21


15ВМ 978-5-9626-0542-5


© ООО «Вершина», 2009


Содержание

От авторов....................................................................... 5

Для кого написана эта книга?.......................................... 6

Как пользоваться этой книгой?....................................... 9

Часть 1. Краткий план тренинга

Матрица первого дня тренинга.................................. 13

Матрица второго дня тренинга.................................. 16

Часть 2. Сценарий тренинга. 1-й день

Вводная часть тренинга............................................. 21

Блок «Основные управленческие функции»............. 24

Блок «Управление по целям».................................... 35

Блок «Делегирование»............................................... 50

Блок «Контроль»........................................................ 66

Блок «Оценка и обратная связь»............................... 80

Часть 3. Сценарий тренинга. 2-й день

Вводная часть тренинга........................................... 101

Блок «Создание команды»....................................... 103

Блок «Стиль управления»........................................ 115

[3]


Блок «Мотивация».................................................... 135

Блок «Мотивации» (продолжнение)........................ 147

Заключительная часть тренинга.............................. 159

Заключение............................................................... 161

Приложение. Рабочая тетрадь участника.................... 162

Список литературы....................................................... 163

!

V... -'1 _л


От авторов

Посвящаю эту книгу моим родителям, которые поддержали меня и с пониманием отнеслись к идее создания этой книги и к тому, что часть времени, предназначенного им, я уделяла работе над ней.

Наталья Осетрова

Отдельные слова благодарности моим родителям, Александру и Татьяне Чесноковым, за создание всех необходимых условий для моего развития и самореализации, моему мужу, Анатолию Сурикову, за понимание и поддержку в моих начинаниях, Алексеевой Елене Евгеньевне за то, что привила мне интерес к психологии и тренингам.

Ольга Сурикова

Также посвящаем ее коллегам, сотрудникам, благодаря которым у нас была возможность учить и учиться, получать свой собственный опыт, который и был положен в основу книги.


Для кого написана эта книга?

Кто такой «хороший управленец»? Кто такой «эффективный менеджер»?

Эти вопросы сейчас актуальны для большинства компаний, как российских, так и западных. Также весьма острым является вопрос: где взять хорошего руководителя? В настоящее время рынок труда испытывает дефицит квалифицированных кадров, спрос превышает предложение. Найти профессиональных, компетентных специалистов становится действительно трудно. Зачастую сотрудники отдела по работе с персоналом в компаниях месяцами не могут закрыть вакансии на управленческие позиции. Компания тратит немалые ресурсы, время, деньги на поиск нового сотрудника, и даже в этом случае нет гарантии, что найденный кандидат оправдает ожидания. Поэтому в последнее время стали так актуальны и популярны программы развития своих сотрудников. И несомненные плюсы налицо: сотрудник хорошо знает компанию, поэтому снижается риск того, что он не приживется, не адаптируется к «новому» мес-

[6]

"1


ту. Возможность карьерного роста мотивирует сотрудников, успешные примеры вдохновляют других и развивают здоровую конкуренцию в компании. Список можно продолжать.

Хорошо, мы выбрали кандидатов, но они еще не готовы к тому, чтобы занять должность. Что делать? Обучать! В первую очередь управленческим навыкам. А кто такой хороший управленец? Это прежде всего администратор, владеющий навыками организации и планирования, самодисциплины, контроля и оценки работы подчиненных. Возникает второй вопрос: как же обучить сотрудников? Здесь возможны три варианта: найти и заказать соответствующий тренинг у сторонней организации; провести обучение собственными силами компании; предложить сотрудникам заняться саморазвитием. Свои плюсы и минусы есть у каждого из них, не будем подробно на этом останавливаться. Скажем только, что мы выбираем второй вариант и в своей книге предлагаем готовую технологию проведения тренинга по управленческим навыкам.

Тренинг был разработан нами и многократно проводился для различных категорий сотрудников: для кадрового резерва (как раз тех, кого в будущем рассматривают как кандидатов на руководящую должность в компании), для работников складского комплекса. В обоих случаях, несмотря на общую программу (она была разработана в соответствии с универсальными требованиями компании к сотрудникам), тренинг адаптировался под аудиторию. Конечно, если вы будете проводить этот тренинг в своей компании, вам необходимо его скорректировать.

[7]


Поэтому для некоторых упражнений мы подготовили несколько вариантов (разная сложность в зависимости от уровня обучающихся), что должно существенно облегчить задачу адаптации «под компанию». Мы имеем большой опыт проведения подобных тренингов, поэтому описали возможные «подводные камни» некоторых упражнений и дали рекомендации тренеру по поводу того, как в том или ином случае лучше вести себя с участниками.

Мы надеемся, что книга поможем вам, коллега, и вы внесете свой вклад в развитие Руководителей с большой буквы.


Как пользоваться этой книгой?

Эта книга — готовый материал для проведения тренинга. Вначале мы предлагаем почасовой план тренинга, для удобства эта информация сведена в таблицу («матрицу»). По нашему опыту такой матрицей удобно пользоваться как при написании, так и при проведении тренинга.

Специфика групп (кадровый резерв и складские работники), для которых проводилось обучение, прослеживается и в практических упражнениях, и в реакциях людей. Поэтому в случаях, когда необходимо учитывать эти особенности, мы будем давать пояснения: какой реакции можно ожидать от участников, к чему заранее нужно быть готовым и т. д. Теоретический и практический материал, предложенный в книге, в первую очередь ориентирован на развитие базовых управленческих навыков, так как большинство участников тренинга, за редким исключением, ранее не имели управленческого опыта.

В книге представлены развернутый сценарий тренинга, полное описание упражнений, варианты их проведения и возможные трудности, с которыми можно столкнуться

[91


при их использовании, а также необходимый теоретический материал.

В приложении мы предлагаем ознакомиться с раздаточным материалом для участников («Рабочая тетрадь участника»), который используется на тренинге.

Удачи!


Часть 1

Краткийплантренинга

Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.

Китайское изречение


41


Матрица второго дня тренинга

 

Время Тема Комментарии
  10:00-10:30 Вводная часть 1. Повтор материала про шедшего дня. 2. Упражнение «Повтори движение». 3. Упражнение «КВН»
  10:30 — 11:25 Блок «Создание команды» 1. Задание «Групповой рисунок: Эффективная команда». 2.Мини-лекция «Основы управления». 3. Упражнение «Совместный рисунок»
  11:25 — 11:40 Кофе-пауза Проветрить помещение
  11:40 — 13:00 Блок «Стиль управления» 1. Тест «Ваш стиль управления». 2. Мини-лекция «Стиль управления». 3. Мини-лекция «Основы управления» (продолжение). 4. Упражнение «Ошибки руководителя».

[16]


Время Тема Комментарии
      5. Кейс «Работа в команде». 6. Мини-лекция «Типы сотрудников»
  13:00 — 14:00 Обед Проветрить помещение
  14:00-15:30 Блок «Мотивация» 1.Вводное упражнение «Занять стул». 2. Притча «Мотивация». 3. Мини-лекция «Моти вация». 4. Кейс «Увольнение со трудника». 5. Упражнение «Десять бесплатных способов мотивации»
  15:30-15:45 Кофе-пауза  
  15:45 — 17:20 Блок «Мотивация» (продолжение) 1. Вводное упражнение. Ролик «Матьвация». 2. Мини-лекция «Факторы мотивации и демотива- ции персонала». 3. Ролевая игра «Моти вируй». 4. Фасилитация «Са момотивация руководи теля». 5. Упражнение «Похвали себя»

[17]


 

Время Тема Комментарии
  17:20- Заключительная 1. Ответы на вопросы
  18:00 часть участников. 2. Упражнение «Диа грамма». 3. Заполнение анкет об ратной связи. 4. Вручение сертифи катов

 


Часть 2

Сценарий тренинга. 1-й день


Вводная часть тренинга

Вводная часть тренинга включает в себя приветствие, представление тренера и программы, решение организационных вопросов, знакомство присутствующих, выявление ожиданий участников, введение правил работы группы, выбор форм обращения.

Хочется отметить некоторые моменты, на которые тренеру следует обратить внимание:

■ представление тренера— ответственный момент в начале тренинга. Недаром говорят: «как вы яхту назовете, так она и поплывет». В начале тренинга тренер, как правило, кратко рассказывает о себе, своем опыте. На профессиональном сленге такое представление называется «легендой». Советуем корректировать легенду в зависимости от аудитории: какие-то моменты сознательно выделять, может, что-то даже и приукрасить (конечно, в меру), чтобы заинтересовать участников. Также следует кратко рассказать о предстоящей программе тренинга, тем самым предотвращая ошибки в ожиданиях участников. Важный момент, на который следует обратить внимание, — этот этап не должен «затягиваться». Ваша цель — не усыпить участников повествованием о своих достижениях и наградах, а сообщить необходимые сведения о себе (чтобы снизить уровень тревожности участников и предотвратить возможные возражения и сопротивление);

[21]


■ животрепещущими вопросами для участников (особенно если это внутреннее обучение) являются организационные моменты. Люди, приходя на тренинг, любят сразу задавать волнующие их вопросы — когда мы освободимся, будет ли обед и перерывы. Следует озвучить график работ и перерывов и по возможности вывесить его на видном месте на листе большого формата. Вспомните школу: каждый ученик знает, сколько длится урок и когда будет перемена. На тренинге предоставление этой информации участникам позволяет снять вопросы: «А когда мы сделаем перерыв?», «А долго нам еще здесь сидеть?» и др.;

■ сбор ожиданий участников тренинга— важная информация для самого тренера. Возможные варианты проведения этого мероприятия: озвучивание по очереди, написание на стикерах или совместное составление «корзины ожиданий», работа в парах и группах. Выбор метода сбора ожиданий зависит от характеристик группы: ее количественного и качественного состава;

■ введение правил — необходимый компонент вводной части тренинга. Группа, обучающаяся длительное время, становится «единым организмом», для которого важно установить единые законы существования. Если группа новая, тренер может озвучить некоторые правила, прокомментировать их и совместно с участниками выбрать наиболее подходящие (все участники должны быть согласны с ними). Если тренинг проводится в группе не первый раз, правила могут

[22]


определять участники. Возможные варианты правил представлены на рис. 1.

«Один в эфире, говорим по очереди»

«Конфиденциальность»

«Отключи телефон»

«Активное участие»

«Уважение»

«Ответственность за свои знания»

Рис. 1. Варианты правил тренинга

взаимодействие с участниками — особое внимание хотелось бы обратить на установление эмоционального контакта'" тренера с участниками. Если в начале встречи тренеру не удается его наладить, то, как правило, далее сделать это будет еще более проблематично.

' Эмоциональный контакт — умение вызвать доверие и расположение участ-миков.

[23]


Упражнение «Собрать пазлы»

Цели упражнения:

■ показать участникам тренинга всю цепочку взаимодействия между подчиненным и руководителем;

■ провести мини-диагностику управленческих качеств участников;

■ собрать наглядный материал для иллюстрации последующих блоков тренинга.

Необходимые материалы: 2 коробки пазлов (200 шт.), листы бумаги формата А4.

Время проведения: 30 минут.

Инструкция тренера: «Мне нужны 2 добровольца. Есть ли желающие? Эти два человека будут руководителями, они должны набрать себе команду. Для этого они будут называть по очереди имена участников, которых хотят взять себе в компанию. В итоге должны образоваться 2 группы одинаковой численности.

Итак, вы — 2 команды. Каждой я выдаю коробку с паз-лами. Изображение того, что должно получиться, — только "руководителю". Он также должен выбрать из своей группы того, кто будет являться его "заместителем".

Задача "руководителя" — повернувшись к "подчиненным" спиной, сделать так, чтобы его команда собрала за минимальное время картинку правильно и быстро. Притом общаться он может только со своим "заместителем" с помощью писем. Сообщать и показывать, что изображено, также нельзя.

[зо]


Мы будем снимать на камеру эту игру, так как этот материал потом будет использован в ходе этого тренинга. Есть ли вопросы по игре?»

Ход упражнения: выбираются 2 добровольца, которые будут играть роль руководителей. Им необходимо набрать «сотрудников», по очереди называя имена участников, а также выбрать заместителя.

Группе выдается коробка с пазлами (без целой картинки).

«Руководителя» сажают спиной к группе и дают изображение, которое должно получиться, и листы бумаги, на которых он может писать послания своему «заместителю». «Руководитель» сам ставит цель команде, дает пояснения через заместителя.

После окончания игры тренер благодарит участников.

Более сложный вариант упражнения. Тренер выдает коробки с пазлами, где не хватает некоторых элементов или есть лишние.

Возможные трудности:

■ «Руководитель» может не понять, что ему необходимо делать. Поэтому возможна выдача печатной инструкции, где оговорены правила игры.

■ Сопротивление видеосъемке. Варианты ответов на возражения участников: «Тяжело в ученье, легко в бою»; «Этот материал будет использоваться для иллюстрации некоторых моментов в тренинге»; «Вам неинтересно посмотреть на себя со стороны?»; и крайний вариант: «После тренинга мы вместе все сотрем».

[31]


Анализ упражнения.

Вопросы для «подчиненных».

1. Понятно ли было, что необходимо делать? Как руководитель ставил цель?

2. Что мешало достижению цели?

3. Что способствовало достижению цели?

4. Почему одна из команд выполнила задание быстрее?

5. Как работала группа? Кто был лидером? Кто меньше принимал участие в игре?

6. Какие функции, на ваш взгляд, выполнял руководитель?

7. Какие функции, на ваш взгляд, выполнял заместитель?

Вопросы для «руководителя».

1. Как ставилась цель?

2. Каковы были трудности?

3. Что, на ваш взгляд, способствовало достижению цели участниками?

4. Какие функции они выполняли?

5. Как осуществлялся контроль «сотрудников»?

6. Была ли проведена оценка деятельности?

7. Была ли обратная связь?

8. Каким образом вы мотивировали участников?

Примечание. Видеофрагменты данной игры можно использовать в каждом блоке тренинга как демон-

[32]


страцию возможных ошибок управления или как пример правильного осуществления функций руководителя.

Итоги: тренер отвечает на вопросы участников, спрашивает о том, что для них было легко, а что — сложно, что помогло им справиться с заданием, каких знаний в процессе игры им не хватало.


Кофе-пауза


Блок «Управление по целям»

Мини-лекция

«Правила постановки целей»

Вспомним один случай: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу...» Наглядный пример? Самое интересное, что это реальный пример, и несколько сотен крестьян были казнены за то, что развели саранчу, которая съела почти весь годовой запас урожая.

Чтобы на практике избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать.

Мы расскажем о критериях 8МАКТ, правилах постановки целей, которые приняты в практике управления, — возможно, некоторые из вас даже ими пользуются. Они очень доступны, и их легко запомнить, достаточно выучить аббревиатуру.

8ресШс— конкретность (мы должны четко представлять конечный результат).

МеашгаЫе— измеримость (как мы будем измерять наш результат и отслеживать выполнение).

АсЫеуаЫе — достижимость (цель должна быть реальной, не слишком простой, но и не заведомо невыполнимой).

Ке1еуаш: — значимость (мы должны быть лично заинтересованы в достижении цели, она не должна противоречить другим целям).

[41]


Т1те-Ьоипс1 — определенность во времени (мы должны знать временные рамки получения результата).

Упражнение «Цель по 5МАРТ»

Ход упражнения: теперь давайте разберем цели, которые мы формулировали в упражнении «Исполнитель желаний». Пусть каждый участник озвучит свою цель. После этого мы разбираем их и смотрим, насколько они соотносятся с критериями 5МАКТ.

Например:

■ личная цель — купить машину;

■ рабочая цель — получить прибавку к зарплате.

Предлагаем теперь переформулировать эти же цели, но уже с учетом вышеупомянутых критериев. Участникам дается 3 минуты на подготовку. Начальные и откорректированные варианты целей записываются на стакеры. Каждый из участников по очереди выходит к флипчарту, наклеивает свои стакеры, зачитывает старую и новую цели. Что получилось?

Например:

■ личная цель— к марту следующего года купить новую ТоуоСа Ауеш15 стоимостью 50 тыс. долл., красного цвета;

■ рабочая цель— после испытательного срока получить прибавку к зарплате на 30 %.

Чувствуете разницу? Купить машину... Машина может быть любая, тот же «Запорожец», например. Когда купить? Ну, пусть через год. Устраивает вас такая цель, готовы к ней стре-

[42]


миться? Думаю, что не все. А рабочая? Получить прибавку к зарплате. Какую? Можно 1 % и через полгода. И так далее.

Комментарии: обычно после этого либо происходит осмысление (анализ того, как раньше проходила постановка целей, почему часть из них не была достигнута или почему участники не пришли к желаемому результату), либо возникает сопротивление*. Что делать тренеру в первом случае? Ничего, просто дать участникам возможность осмыслять, анализировать, отвечать на их вопросы.

Что касается второго случая, то он сложнее. Участники могут не захотеть признавать свои ошибки, будут заваливать вас примерами и фактами — дескать, до этого они не знали 8МАКТ, но, несмотря на это, достигали своих целей и прекрасно жили. О чем это говорит? С одной стороны, о личной и профессиональной незрелости (не все готовы публично, а иногда даже наедине с собой признавать свои ошибки, а значит, и учиться). Что делать тренеру в этом случае? Сказать, что это инструмент, что он ни в коем случае его не навязывает, а просто предлагает его опробовать. Что часто новое мы воспринимаем в штыки, а когда начинаем пользоваться, привыкаем и уже забываем, что это когда-то было «новым». В любом случае не вступать в конфронтацию и не доказывать с пеной у рта, что так правильно, что так поступают грамотные управленцы и т. д. Так можно вызвать еще более сильную агрессию. В качестве аргумента можно привести результаты исследования Гарвардской школы бизнеса (табл. 1)**.

" Ярных В. И. Управление в условиях кризиса. НК-технологии. — М.: Вершина,.'.006. "" Информация взята с сайта: пйр://а]&з.Ъу.ги/се1у0.п1:т#3

[43]


Таблица 1. Корреляция постановки цели и финансового результата

 

% Наличие целей и поведение Заработок от суммарного финансового дохода, в % Заработок, в долл.
  Специально записанные планы/цели   Очень обеспеченные, 100 тыс. — 1 млн долл. в год
  Общие планы/цели не записаны. Напряженно работают. Не полностью раскрывают потенциал   Живут в достатке, 25 тыс. — 50 тыс. долл. в год
  Рутина. В большинстве случаев плывут по течению   Просто держатся на плаву 12 тыс.— 20 тыс. долл. в год
  Никаких целей. Низкая самооценка   Нужна финансовая поддержка

В таблице приведена американская статистика. Но, учитывая, что Россия во многом следует за Западом, отставая на несколько шагов, можно предположить, что цифры будут похожими. И опять стоит напомнить участникам о том, что мы даем только инструмент, а уж они сами решат, пользоваться им или нет.

Еще одна причина сопротивления может заключаться в том, что в самой компании (на примере непосредственного руководителя) цели могут ставиться совсем другим

[44]


образом, игнорируя критерии 5МАКТ. Наверняка все мы знаем почти классический пример постановки задачи — «вчера». Что делать тут? Действительно, трудно плыть против течения... Когда ты обладаешь некоторыми навыками (в данном случае навыком постановки целей), но не можешь применить их на практике, они постепенно теряются. Поэтому часто после завершения обучения сотрудники понимают, что они не могут применить новые знания в своей компании и уходят в другие, но уже с новым опытом и на других условиях. Конечно, мы не склоняем участников к тому, чтобы они увольнялись из компании, а говорим о том, что применение нового навыка прежде всего дает возможность профессионального роста. И даже если в компании царит хаос, надо пытаться структурировать и вносить порядок на своем месте. Ведь «путь в тысячу миль начинается с одного шага». Может быть, именно вы станете инициатором изменений или заставите подчиненных хотя бы задуматься о том, как может быть по-другому. Будьте уверены, многие из них будут вам благодарны. Ведь многие великие полководцы именно личным примером вдохновляли и мотивировали других людей к победе.

Чем конкретнее цель, тем конкретнее можно определить способы и время ее достижения.

Ну, а что делать дальше, мы уже знаем... Разбиваем на подзадачи...


Мини-лекция

«Управление по целям в компании»

В последнее время в российских компаниях становится все более популярным управление по целям. Что это такое? Для начала давайте определимся с понятием «цель», хотя наверняка все мы вкладываем в него приблизительно одинаковый смысл.

Итак, цель представляет собой четко сформулированный ожидаемый результат, на достижение которого направлены усилия. Рабочая задача — частный вариант цели, средство, способ ее достижения — каждую производственную цель можно разбить на составляющие. Например, возьмем наш тренинг. Наша цель — дать сотрудникам базовую информацию об управленческих навыках, стимулировать к их применению. Цель хорошая, благородная, но общая и размытая. Что же делать, как ее воплотить? Разбиваем ее на подзадачи:

■ разработать тренинг;

■ подготовить методические материалы;

■ провести тренинг.

Когда мы разбили нашу цель на задачи, стало гораздо проще планировать. Удобно? Удобно! Естественно, чем конкретнее цель, тем конкретнее можно сформулировать ожидаемый результат. Результат практически всегда в чем-то можно измерить: в процентах продаж, в написании документа, проведении тренинга и т. д. Для удобства постановки и выявления степени достижения целей предлагаем

Г46]


вам воспользоваться табл. 2. Ее можно использовать для планирования как рабочих, так и личных целей. Давайте для наглядности попробуем на личном примере (табл. 2).

Таблица 2. Планирование целей

 

Цель Дата выполнения Единица измерения Значимость Степень выполнения
         
1. Научиться водить машину 31 января XX г. Свидетельство о прохождении курсов в автошколе, получение водительских прав 100% 70%
2....        

А теперь попробуем так же поставить себе рабочую цель. Сразу скажу, что оптимальным вариантом считается постановка 3-5 целей на период (квартал, полугодие). Давайте остановимся на трех. Выберите самые значимые на ваш взгляд. Заполните только столбец 1. Время выполнения — 5 минут.


Блок «Делегирование»

Анализ упражнения.

Вопросы для участников.

1. В какой роли вам было комфортнее (слепого или поводыря)?

2. Какие чувства вы испытывали, когда вас вели с завязанными глазами?

3. Какие чувства вы испытывали, когда вы вели партнера с завязанными глазами?

Комментарии: это вводное упражнение является мостиком к теме «Делегирование». Очень часто мы, руководители, пытаемся сами выполнить всю работу, так как считаем, что никто другой лучше нас этого сделать не сможет. Нам страшно доверять нашим подчиненным. Многие почувствовали это на себе, выполняя упражнение. Нам было страшно положиться на своего партнера. Завязанные глаза как раз символизируют полное доверие, отсутствие контроля над внешней ситуацией. Упражнение оказало сильное психологическое воздействие на участников — вообще упражнения, в которых есть телесный контакт (прикосновения, пожатия), как правило, ощутимо влияют на участников. Ведь в первую очередь мы воспринимаем мир, физически контактируя с ним. Однако не стоит злоупотреблять телесными упражнениями, если и группе царит атмосфера недоверия, неприятие участниками друг друга (либо они еще плохо знакомы) — в этом случае телесный контакт приведет к противоположному результату: может оттолкнуть участников, усилить нега-

[51]


тив. Нам неприятно брать за руку тех людей, общение с которыми нас тяготит.

После вводного упражнения мы используем фасили-тацшо.

Фасилитация

«Что такое делегирование?»

Обращаемся к нашим участникам с вопросом: «Что такое делегирование полномочий?». Действуем по стандартной схеме и проводим фасилитацию. Собираем ответы и обобщаем их.


Мини-лекция

«Что можно, а что нельзя

делегировать» *

Что можно делегировать:

■ руководство специализированными направлениями, в которых исполнители разбираются заведомо лучше руководителя. Как правило, сотрудник больше занимается «содержанием» работы, а руководитель — административными функциями. Поэтому в некоторых вопросах подчиненный как специалист, эксперт может обладать более глубокими и полными знаниями. В конце концов, ведь именно для этого мы и берем его на работу;

■ выполнение первичных, подготовительных работ— в каждой области есть такие рутинные задачи (сбор и анализ данных, подготовка отчетов, работа с базой данных), которые позволяют работнику продемонстрировать свои способности (аккуратность, внимательность, соблюдение сроков и т. д.). Руководитель, как правило, не работает с «сырыми» данными, ему нужны факты, обобщенные цифры, которыми он будет оперировать в дальнейшем. Но это нисколько не умаляет ценности его работы — все мы знаем, сколько времени занимает первичный анализ и как он важен;

■ посещение мероприятий информационного характера— периодически сотрудников приглашают

* Информация взята с сайта: ЬО:р://туш.Ъи8те5$.иа/1494/а12469/

[551


на различные тематические выставки, конференции, «круглые столы», где они могут узнать последние профессиональные новости, пообщаться и обменяться опытом с работниками других компаний. Иногда на подобных мероприятиях можно почерпнуть интересную информацию, завязать контакты, которые могут быть полезны для работы в компании, и т. д. Как правило, у руководителя нет времени и острой необходимости в посещении таких мероприятий, когда на рабочем месте перед ним стоят другие стратегические задачи.

Что не следует делегировать:

■ задачи, решение которых связано с высокими рисками для компании (переговоры с УГР-клиен-тами, заключение «дорогих» договоров, захват новых рынков, определение стратегии и т. д.);

■ принятие решений в критических случаях (финансовые вопросы, кадровые перестановки и т. д.);

■ подбор и мотивацию команды, оценку результатов других сотрудников.

Можно попросить участников задать свои вопросы и привести примеры удачного и неудачного делегирования и разобрать, в чем состояла ошибка, заключался успех, какие задачи делегировались и т. д.

Далее мы предлагаем выполнить один тест и оценить свои способности к делегированию. Тест и ключ к тесту «Делегирование полномочий» размещены в рабочей тетради участника.

[56]


Мини-лекция

«Процесс делегирования»

Нарисуем типичную схему (рис. 3) делегирования полномочий в компании.

Рис. 3. Лестница делегирования полномочий

Делегирование полномочий обычно проходит по каскадному принципу, так же как и постановка целей, т. е. сверху вниз.

Схема достаточно проста: каждый руководитель передает полномочия непосредственным подчиненным (заместителям и начальникам отделов), а те при необходимости распределяют обязанности среди своих подчиненных.

Ответственность также многоступенчата: исполнитель отчитывается перед своим непосредственным начальником — менеджером среднего звена, а уже тот — перед топ-менеджером.

Сам процесс делегирования можно разбить на несколько этапов.

1. Постановка цели. Вспомним критерии 5МАКТ. На этом этапе нужно донести до подчиненных, что и как им предстоит делать, какого результата они должны достичь. В зависимости от поставленной задачи мы можем указать степень свободы, возмож-

[57]


ность выбора путей достижения цели. Очень важно мотивировать (в особенности если задача рутинная или малоинтересна) сотрудника к выполнению, показать ему личную ценность этой задачи. В каждой задаче можно найти свои плюсы. Можно поставить себя на место сотрудника и подумать: а что бы меня мотивировало в этом случае?— и изложить свои доводы подчиненному. Обязательно убедитесь, что сотрудник правильно понял поставленную задачу; в некоторых случаях можно попросить его пересказать ее своими словами и дать понять, что при необходимости он всегда может обратиться к вам с вопросом, особенно если он выполняет такое задание впервые.

2. Контроль. Подробно мы поговорим о контроле чуть позже. Думаем, не стоит лишний раз упоминать о необходимости контроля— как-никак за результат выполнения задачи своим подчиненным перед руководством придется отчитываться вам. Но в зависимости от типа задачи, личности подчиненного применяются разные виды контроля. Устанавливайте реперные точки, но не злоупотребляйте контролем. В противном случае это приведет к демотивации сотрудника и формальному подходу к выполнению задачи.

3. Обратная связь. Периодически необходимо интересоваться, если ли вопросы у сотрудника, все ли у него получается, и сообщать ему о том, в том ли направлении он движется, достаточен ли темп работы, что нужно изменить и т. д. В процессе выполнения

[58]


задачи наблюдайте за сотрудником, запоминайте примеры, факты, которые бы вы хотели потом отметить. Старайтесь, чтобы, даже если сотрудник ошибся, обратная связь носила мотивирующий, поддерживающий характер.

4. Оценка. Конечный этап — оценка результатов работы. Оценивать результаты стоит по заранее установленным критериям. Здесь также важно дать обратную связь подчиненному по принципу «сэндвича»: плюсы (что бы вы хотели похвалить), минусы (что сотруднику необходимо изменить, улучшить) и снова плюсы (подвести итоги, похвалить, можно вернуться вновь к вышеупомянутым плюсам, мотивировать к дальнейшей работе). При аргументации оценки результатов работы сотрудника приводите конкретные факты, примеры, которые вы наблюдали в процессе выполнения задачи. В противном случае оценка будет выглядеть субъективной и доверие к вам как к руководителю и человеку резко снизится.

5. Мнение сотрудника. Обязательно поинтересуйтесь мнением сотрудника: что ему было трудно, а что, наоборот, — легко, какие мысли, чувства, сомнения у него возникали. Люди всегда благодарны тем, кто проявляет интерес к их мыслям, чувствам, переживаниям. Сотрудник будет испытывать к вам доверие, а вы, в свою очередь, лучше узнавать его и его особенности, которые вы станете в дальнейшем учитывать при постановке задач.

[59]



Резюмируя, хотим отметить несколько условий, соблюдение которых значимо для сотрудника, а значит и для вас. Сотрудник обязан:

■ знать свои возможности и ограничения в свободе принятия решений;

■ иметь возможность высказать встречные предложения, идеи;

■ при необходимости получить профессиональную консультацию;

■ знать, что он может доверять и рассчитывать на поддержку руководителя.

А сейчас мы предлагаем вам выполнить небольшой кейс и проверить свои способности в области делегирования.


Кейс «Делегирование задач»

Крупная оптово-розничная торговая компания «Ложки и вилки», сфера деятельноститовары для дома. Недавно в компанию был принят новый руководитель отдела маркетинга Иван Петрович Самоделкин. В его подчинении 3 человека: Петр Лентяев, Надя Стрелкина, Игорь Прогулин. Предыдущий руководитель проработал в компании 2 года и имел сильный личный авторитет среди сотрудников. Они очень сожалели о его уходе, новый начальник гораздо моложе предыдущего и еще не завоевал авторитет среди своих подчиненных. В связи с этим сотрудники периодически формально относятся к выполнению поставленных задач, в некоторых случаях даже пытаются их игнорировать, оттягивая сроки выполнения.

Далее будет описана типичная ситуация в отделе. Ваша задача— предложить варианты решения и ответить на вопросы. Время выполнения —15 минут.

Самоделкину на неделю была поставлена задача — провести анализ новинок на рынке; анализ ассортимента компании; подготовить презентацию коммерческого предложения для У1Р-клиента; завести новую ассортиментную матрицу. Эти задачи Самоделкин сначала отдал Игорю Про-гулину, но, так как тот через некоторое время заболел, он перенаправил их Петру Лентяеву.

Срок предоставления руководству отчета по задачам истекает завтра в 11:00. На данный момент — 17:00, рабочий день заканчивается в 18:00.

[61]


I


Самоделкин заходит узнать к Лентяеву, как обстоят дела с отчетами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.15 с.)