ТОП 10:

Возникновение древнерусского государства



Возникновение древнерусского государства

Норманская теория происхождения ДР гос-ва

Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами.В 862 г. был приглашен варяжский князь Рюрик с дружиной, он и стал основателем первой русской царской династии.Авторами данной концепции стали ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Позднее эту теорию приняли М. М. Щербатов и Н. М. Карамзин.Историки-норманнисты рассуждали примерно так: славянские племена не могли договориться о мире, поэтому им помогла третья сила в лице Рюрика.Факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, он исторически доказан. Варягами назывались те, кто приходил из-за моря, а это могли быть и византийцы, и арабы. Но можно ли считать 862 г. датой образования Древнерусского государства? Эту теорию поддерживали и развивали М. В. Ломоносов, И. Е. Забелин, С. А. Гедеонов, Д. И. Иловайский, М. С. Грушевский, В. А. Пархоменко, Б. А. Рыбаков.Славянский политогенез происходил на территории родоплеменных союзов с периода образования племенной знати и формирования аппарата принуждения.Но первым политическим лидером славянского государства наука однозначно признает Рюрика (862–879 гг.). Последний передал власть своему родственнику Олегу, оставив малолетнего сына Игоря.В 882 г. Олег завоевал Киев, объявив его столицей, отстранив от власти Аскольда и Дира, покорив поэтапно древлян, северян, радимичей. Князь самостоятельно установил размер дани, приказал построить ряд оборонительных крепостей в степи.В 907 г. был подписан договор с Византией о привилегиях для русских купцов, выбитый силой русского оружия. В 911 г. еще один русско-византийский договор регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.В 912 г. к власти приходит сын Рюрика Игорь. Он остро конфликтовал с древлянами и использовал печенегов для своих политических маневров против Хазарского каганата.В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них непомерно тяжелой дани. Его вдова Ольга (945–957 гг.) проводит линию на установление политических отношений с Византией, куда совершает визит в 955 гЕе сын Святослав (957–972 гг.) предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он конфликтует с печенегами и Византией, по наущению последней и гибнет.

Принятие христианства на руси и его истор знач.

Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной. Хотя распространение на Руси христианства началось раньше. В частности, христианство приняла княгиня Ольга. Князь Владимир стремился сменить языческий пантеон монотеистической (единобожие) религией.

Выбор пал на христианство, так как:

1) на Руси было велико влияние Византии;

2) вера уже получила распространение у славян;

3) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.

Существуют разные точки зрения на то, как шло распространение христианства:

1) крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный объединяющий фактор. (Д.С. Лихачев);

2) введение христианства было делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в языческих богов до XIV в., когда объединение страны уже стало неизбежным. Принятие христианства в X в. обострило отношения киевской знати с соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе: славяне называли детей языческими именами, церковный брак не считали обязательным, местами сохранялись и пережитки родового строя (многоженство, кровная месть) (И.Я. Фроянов). Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Первоначально митрополитами и священниками на Руси были греки. Но между тем русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря твердости, упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, тем самым поставил точку в споре с греками.

Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян:политику, экономику, культуру:

1) церковь стала быстро обретать экономическую независимость. Князь жертвовал ей десятину. Монастыри вели, как правило, обширное хозяйство. Часть продукции они реализовывали на рынке, а часть запасали. Церковь при этом богатела быстрее, чем великие князья, так как ее не затрагивала борьба за власть во время феодальной раздробленности, большого разрушения ее материальных ценностей не было даже в годы монголо-татарского нашествия;

2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;

3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;

4) важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефо-дий составили славянскую азбуку. Среди населения Руси, прежде всего Киевского княжества, увеличился процент грамотных. Христианство вводило новые нормы поведения, морали для славян, такие как «не укради», «не убий».

Классово-сословный состав населения Древней Руси

Свободные общинники. Основную населения: а) массу сельского и городского на- свободные об- селения Киевской Руси составляли щины; "люди", то есть феодально- зависимые крестьяне эксплуатируемые государством путем сбора да- ни, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине.Смерды. Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XIIв.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо- зяйство. Князь давал смерду землю при усло- вии, что тот будет работать на него.Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу- ченную у него "купу". Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял заку- пу земельный надел, а также сельскохо- зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от "господина".несвободной частью населения были рабы. В X-XIIв.в. рабов-пленников называли "че- лядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, называ- лись холопами. Источниками холопства явля- лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря- ду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превра- щался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротивше- гося должника. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи бо- ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка- честве "видока".

Феодал- земельный собственник (владелец феода), эксплуатирующий зависимых от него крестьян.

Великий Новгород в 10-12вв

В летописи город впервые упоминается в 859 г. в связи с призванием скандинавского князя. Это призвание было предпринято разноэтничными племенами, поселившимися в VIII-IX веках на плодородных землях верхнего Волхова и в Поозерье - территории, протянувшейся узкой полосой вдоль северо-западного берега Ильменя. В состав этих племён входили пришлые славянские племена (новгородские словене и кривичи) и местные угро-финские (меря, чудь). Лишь в X в. они освоили территорию, на которой стоит современный Великий Новгород.

Раннему Великому Новгороду присуща не моноцентрическая, а полицентрическая структура. Он возник не из одного древнейшего центра, как многие древнерусские города, а из трёх, изолированных один от другого центров (посёлков), которые постепенно расширяясь, слились в единый городской организм. Первоначально название “Новгород” относилось исключительно к Детинцу (Кремлю), то есть к общему для всех трёх древнейших посёлков укреплению, и лишь с течением времени это название распространилось на весь город. Первоначальный Кремль занимал лишь часть (северную) нынешней территории и лишь в 1116 г. расширился до современных размеров. В отличие от других древнерусских городов новгородский Кремль никогда не был княжеской резиденцией, а всегда был местопребыванием общегородского вече и культовых органов власти (сначала языческих жрецов, а после принятия христианства - новгородского архиепископа).

Таким образом, новгородский Кремль был общественным и культовым центром города. Три древнейших посёлка стали основой административно-территориальной структуры Великого Новгорода, превратившись в концы: Неревский, Людин, Славенский. Позднее, в XII и XII вв., добавились ещё два конца: Плотницкий - на Торговой стороне и Загородский - на Софийской. Каждый конец имел свою администрацию и собирал своё кончанское вече, то есть был самоуправляющейся единицей в городской структуре. В XII - XV вв. Великий Новгород был столицей Северо-Западной Руси. В отличие от южной Руси, где формой государственного устройства были княжества, Великий Новгород был вечевой боярской республикой, во главе которой стоял посадник, избираемый из числа бояр. Представителем непривилегированных слоев населения был тысяцкий. Основу каждого конца составляли городские усадьбы богатых бояр, аристократической части населения. Тут же находились меньшие по размеру дворы купцов, ремесленников и других слоев свободного, но не привилегированного городского населения. Великий Новгород был центром огромной территории (Новгородской земли), простиравшейся на севере до Белого моря, на востоке - до Урала и граничившей на юге и западе с древнерусскими землями. Активная колонизация, носившая мирный характер, началась в конце XI в. Местное население платило Великому Новгороду дань, в основном, в виде пушнины. В XIII - XV вв. северные и северо-восточные земли переходили в собственность новгородских бояр, которые становились крупнейшими землевладельцами. В частности, территория, на которой в XVIII веке был основан Петербург, принадлежала в XIV - XV вв. одной из новгородских боярских семей.

Основанный на перекрёстке важнейших водных путей Восточной Европы (путь “из варяг в греки” и балтийско-волжский путь), Великий Новгород был крупнейшим центром внутрирусской и международной торговли. С самого начала своего существования, благодаря прямому выходу в Балтийское море, Великий Новгород естественным образом был включён в систему балтийских связей Европы. Он осуществлял связи между Русью, северной и западной Европой, Византией, мусульманским Востоком. Источники содержат сведения о торговле Великого Новгорода с Норвегией, Данией, Швецией в X-XII вв., о поездках купцов этих стран в Великий Новгород, о покупке ими там мехов, дорогих восточных и византийских тканей, роскошной столовой утвари. В скандинавских сагах имеются сведения о пребывании в Великом Новгороде малолетнего Олафа, будущего короля Норвегии. С начала XII в. в Великом Новгороде существуют иноземные торговые дворы: с начала XII в.- Готский двор, с конца века - Немецкий двор, каждый со своей церковью. С образованием Ганзы, монополизировавшей балтийскую торговлю, эти дворы стали частями ганзейской конторы, просуществовавшей в Великом Новгороде вплоть до конца XVII в. Великий Новгород во все времена был одним из главных торговых партнёров Ганзы. Именно здесь ганзейцы приобретали известные во всей Европе меха, отсюда вывозили воск, мед и другие товары.

Великий Новгород был крупнейшим культурным центром Древней Руси, где создавались летописи, переписывались книги, составлялись жития святых, различные послания, поучения, хождения.

Культура Древней Руси

Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть — от бога»). В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. — Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях — храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор, в Новгороде — церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище. Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий». В XI в. появляется первое крупное произведение литературы — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярос-лавича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись — «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись — цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи — Реймсское и Остромирово евангелия. Наряду с официальной, сохранялась и народная культура — скоморохи, народные гуляния. Влияние церкви на народ было еще слабым.

Русская культура XIV-XV вв.

В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В живописи прославились Феофан Грек и Андрей Рублёв, автор знаменитой иконы «Троица». В XV в. с участием итальянских мастеров (Фиорованти, Антон Фрязин и др.) возводятся Успенский собор, Грановитая палата, новый кремль в Москве. Создаются литературные шедевры — «Задон-щина» Софония Рязанского, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III, мечтавший о захвате церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели» во главе с Нилом Сорским выступали против обладания Церковью имуществом и за невмешательство в светские дела. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким настаивали на обратном и ставили Церковь выше великого князя. Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей православных традиций Византии. Иван Пересветов призывал Ивана IV ограничить влияние бояр, усилить царскую власть и укрепить положение дворян. Андрей Курбский, бежав в Литву, обличал тиранию Ивана IV, отстаивая права знати, а Иван Грозный в переписке с ним доказывал право царя как помазанника Божия на любой произвол. В XVI в. в зодчестве возникает шатровый стиль, образцами которого стали Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг. начинается книгопечатание. Первая датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.

Ход войны

Кампания 1500 года

Военная кампания 1500 года.

По замыслу Ивана III русские войска должны были действовать на трёх направлениях: северо-западном (на Торопец и Белую), западном (Дорогобуж и Смоленск) и юго-западном (Стародуб, Новгород-Северский и другие города северского края). Приоритетным представлялось именно последнее направление, поскольку велика была вероятность, что ВКЛ успеет принудить северских князей-перебежчиков к подчинению до подхода московской рати. К весне 1500 года войска первой очереди Великого княжества Московского были сосредоточены в Москве и Великих Луках. Кроме того под Тверью стояла резервная рать, готовая вступить в войну на направлении наибольшего сопротивления литовцев.

На юго-западном направлении выступившие из Москвы в начале мая русские войска под командованием воеводы Якова Захарьича Кошкина овладели Брянском, Мценском и Серпейском, князья которых перешли на сторону Ивана III. Сдались города Гомель, Чернигов, Почеп, Рыльск и другие. На сторону ВКМ перешли князья Трубецкие и Мосальские. Князья С. И. Стародубский и В. И. Шемячич были приведены к присяге Ивану III.

На западном направлении войска под командованием воеводы Юрия Захарьича Кошкина и бывшего царя казанского Магмед-Амина взяли Дорогобуж. Великим князем Литовским через Смоленск к Дорогобужу была послана армия во главе с гетманом Константином Острожским. Сюда же через Вязьму двигалась резервная тверская рать ВКМ, возглавляемая воеводой Даниилом Васильевичем Щеня-Патрикеевым, а с юго-востока подходили отряды князей-перебежчиков Семена Ивановича Стародубского и Василия Ивановичя Шемячича Новгород-Северского. 14 июля 1500 года в битве на Ведроше (в нескольких километрах от Дорогобужа) русские войска нанесли сокрушительное поражение литовцам, потерявшим около 8 тысяч человек убитыми и многих, в том числе князя К. И. Острожского, пленными.

После поражения на Ведроше литовцы не проявляли уже заметной стратегической инициативы, ограничившись организацией обороны основных городов и крепостей. Русские же продолжили одерживать победы: на юго-западном направлении 6 августа Я. З. Кошкин взял Путивль, а выдвинувшаяся из Великих Лук северо-западная рать Андрея Фёдоровича Челяднина 9 августа взяла Торопец, а затем Белую. В это же время союзник Московского княжества крымский хан Менгли I Гирей совершил рейд по югу ВКЛ, его сыновья взяли и выжгли Хмельник, Кременец, Брест, Владимир, Луцк, Бряславль и вывели оттуда множество пленников.

В конце года Иван III планировал развить уже достигнутые успехи и совершить зимний поход на Смоленск, однако суровая зима 1500—1501 гг. не позволила совершить задуманное.

Кампания 1501 года

Боевые действия

26 августа ливонское войско во главе с магистром Плеттенбергом перешло границу ВКМ возле города Остров для того чтобы на русской территории соединиться с союзным литовским войском. Но уже 27 августа отряд Плеттенберга сошёлся с русским войском в битве на реке Серице, где ливонцы одержали убедительную победу и полностью завладели инициативой.

После победы на Серице войско Плеттенберга безуспешно пыталось взять Изборск, а затем занять броды через реку Великую. Отбитые псковичами у бродов ливонцы повернули на юг и 7 сентября взяли город Остров. Вспыхнувшая вслед за этим в ливонской армии эпидемия вынудила Плеттенберга вернуться в Ливонию. Другой причиной ухода было то, что войско ВКЛ так и не прибыло на помощь. 14 сентября Плеттенберг был уже в Ливонии. Небольшой отряд литовцев пришёл в псковскую землю уже после отхода ливонской армии и безуспешно попытавшись взять крепость Опочку так же отступил.

Осенью русские войска перешли в наступление как на земли Ливонской конфедерации, так и на ВКЛ, одержав ряд побед (Д. В. Щеня опустошил Северо-Восточную Лифляндию и значительную часть Эстляндии, русские нанесли поражение немцам у замка Гельмед, литовцам у Мстиславля, хотя сам город взять не удалось). Нападение войск Большой Орды на северские земли заставило Ивана III перебросить туда русское войска с севера. Объединёнными усилиями русских войск и союзных войск крымского ханства, нападение было отбито.

Кампания 1502 года

См. также: Сражение у озера Смолина

В течение 1502 года войска рыцарей Ливонской конфедерации безуспешно пытались овладеть Псковом (дважды), Красным Городком, Изборском. Русские войска на западном направлении взяли осадили Смоленск и Оршу, обороной которых руководил литовский магнат Станислав Кишка, однако приближение крупного литовского войска заставило сына Ивана III Дмитрия Жилку отвести русские отряды. После это русские произвели ряд опустошительных рейдов вглубь ВКЛ (крымское войско Менгли I Гирея в 90 тысяч человек сделало набег на ВКЛ и Польшу и все опустошило в районах Луцка, Турова, Львова, Бряслава, Люблина, Вишнецка, Бельза, Кракова), постепенно его обескровливая. Это заставило литовского князя Александра направить свои усилия на подписание мирного договора.

Перемирие

25 марта 1503 года было подписано Благовещенское перемирие сроком на шесть лет. По нему Московское княжество получило огромную территорию, охватывающую верховья Оки и Днепра с 19 порубежными городами, в том числе Черниговым, Гомелем, Новгород-Северским и Брянском. ВКЛ лишилось 70 волостей, 22 городища и 13 сёл — около трети своей территории. 2 апреля 1503 года было подписано перемирие с Ливонской конфедерацией, по которому она обезопасила свои границы вплоть до Ливонской войны.

Запорожская Сечь

 

Нижнее течение Днепра между его притоками Самарой и Конкой издавна пересекали каменные скалы-пороги: Кодакский, Сурский, Ненасытец, Вольный, Лоханский, Звонецкий, Вовнижский, Будило и другие. Дальше на юг в могучий Днепр впадали многие речки, в долинах и устьях которых раскинулись богатые луга и плавни. На Днепре образовалось много больших и малых островов. На них казаки и сооружали, небольшие укрепления — городки или сечи (из рубленных деревянных бревен). Такие же укрепления они строили и вдоль притоков Днепра — в местах, где занимались промыслами (охотой, рыболовством), земледелием и скотоводством. Но разрозненные городки-сечи не могли сдержать вражеские нашествия — натиск литовских и польских феодалов с севера, турецких и татарских с юга.

Где-то в 30-40-х годах XVI в. казаки объединили свои силы и создали могущественную по тому времени крепость — Запорожскую Сечь, которая сперва стояла на днепровском острове Томаковка, а потом — на острове Базавлук (Чертомлык) вблизи нынешнего села Капулевка Днепропетровской области. Австрийский посол Эрих Лясота в дневнике от 9 июня 1594 г. записал: «Прибыли на остров, называемый Базавлук, лежащий вблизи одного из днепровских рукавов — Чертомлыка... Тут была тогда казачья Сечь». О доблести запорожских казаков уже тогда знали далеко за пределами Украины. Потому и не удивительно, что в Сечь прибыл посол от императора Австрии, чтобы попросить казаков выступить против султанской Турции.

Запорожская Сечь имела своеобразную военно-административную организацию, которая корнями своими уходила к вековым традициям Киевской Руси. Вокруг Сечи казаки выкапывали глубокие рвы и насыпали земляные валы. На этих довольно высоких сооружениях устанавливались пушки, строились оборонительные башни с бойницами. Там постоянно дежурили вооруженные казаки. В центре крепости находилась просторная площадь, где проходили военные советы и решались все вопросы казачьей жизни. Площадь окружали казачьи жилища — курени, построенные из лозы или деревянных бревен и крытые камышом, канцелярия, пушечные мастерские, церковь, дома старшины. Казацкое войско (Кош, или сечевое товарищество), насчитывавшее несколько тысяч вооруженных воинов, делилось на войсковые единицы — курени, возглавляемые выборными атаманами. На общих военных советах (радах) казаки избирали старшину — кошевого атамана, писаря (ведал канцелярией), есаулов (следили за порядком), обозного (командовал артиллерией), судью. Кошевому атаману вручалась булава как знак наивысшей власти в Запорожской Сечи. Старшине вручались клейноды (знаки): бунчук (медный либо золоченный шар на деревянном держаке, к шару прикреплялся пучок волос из конского хвоста), хоругви (разноцветные флаги с изображениями святых, крестов, оружия и т. п.), печать для заверения документов.

В руках казачьей старшины, избранной из зажиточных казаков, сосредоточивались богатства и власть. Старшина эксплуатировала бедноту (серому) и вершила все дела на Запорожье. В основном Запорожская Сечь состояла из украинцев, но в товарищество без ограничений принимались русские, белорусы, поляки, литовцы, молдаване, армяне, татары и представители других национальностей. Женщин в Запорожскую Сечь не допускали.

На запорожских землях старшина основывала свои имения — зимовники, где работали казаки-батраки. Они занимались тут земледелием, присматривали за скотом, трудились на промыслах.

Все же организация казачества на Запорожье характеризовалась определенным демократизмом. Тут признавали право казаков на землю, на участие в управлении Запорожьем, на выборы старшины и т. п. Хотя в полной мере этими правами пользовалось, конечно же, зажиточное казачество, но порядки на Запорожье очень отличались от феодальных. Именно поэтому Карл Маркс называл Запорожскую Сечь «казацкой республикой». Именно отсюда свободолюбивый дух распространялся по всей Украине, находившейся под властью Литвы, а потом — шляхетской Польши. Запорожская Сечь была значительной военной и политической силой. А запорожское казачество превращалось в отдельное общественное сословие украинской народности.

Запорожская Сечь владела довольно большой территорией на юге Украины и использовала свои вооруженные силы для ее обороны. В составе Литвы и Речи Посполитой она пользовалась автономией, оказывала влияние и на другие территории Украины.

Ливонская война.

В начале XVI века на русских землях завершилось формирование сильного централизованного государства — Московской Руси, которая стремилась расширить свою территорию за счет земель, принадлежавших другим народам. Для успешного осуществления своих политических притязаний и хозяйственных целей этому государству было необходимо установить тесные связи с Западной Европой, что могло быть достигнуто лишь после получения свободного доступа к Балтийскому морю. Осуществлению этих целей препятствовали государства, входившие в состав Ливонии. Торговые пути на Балтийском море стремились взять под свой контроль и другие государства — Швеция, Дания, Польша и Литва. Война за господство на Балтийском море стала неизбежной.

Ливония не была готова к войне. Среди ее феодалов не было согласия. Страна была ослаблена распрями между орденом, архиепископом и городом Ригой, а также борьбой католиков с лютеранами. Помещики и рыцари ордена, в обязанность которых входила забота о безопасности и обороне страны, предавались развлечениям. В эпоху, когда успех сражений определяло огнестрельное оружие, в особенности артиллерия, ни рыцари, ни их каменные замки больше не имели особого военного значения. Тем не менее, ливонские феодалы не заботились об укреплении оборонной мощи. Их войска состояли главным образом из наемников — прибывших из разных стран искателей приключений, которых больше интересовала будущая военная добыча, чем защита страны. У ордена не хватало средств для повышения боевой готовности, а архиепископ, равно как и город Рига, отказывали ему в поддержке.

Русскому царю Ивану IV Грозному был необходим повод для начала военных действий против Ливонии. Такой повод вскоре нашелся. Царь потребовал от Ливонского ордена выплаты дани, которую когда-то тартуские (юрьевские) земли платили русским князьям. Орден, разумеется, отказался выполнить это требование.

В 1558 году войско русского царя вторглось в Ливонию. Основные силы были брошены на Тарту, другие отряды направились в Нарву, Резекне, Алуксне, Виляны, нигде не встречая сопротивления. После долгих споров на заседании ландтага в Валмиере было решено выплатить царю требуемую сумму, но Иван Грозный, убедившись в военной слабости Ливонии, отказался принять деньги. Русские войска заняли Нарву, а затем и Тарту.

В январе 1559 года под Цесвайне были разбиты военные отряды рижского архиепископа и ордена. Царское войско, грабя и убивая, оставляя за собой разрушения, двинулось на Ригу, но взять город ему не удалось. Тогда войско Грозного направилось вдоль Даугавы обратно, грабя и сжигая на своем пути, как немецкие поместья, так и крестьянские хозяйства. Всех людей, которые не успели скрыться, убивали или уводили в плен.

Ливонские феодалы стремились увеличить численность своих войск, призывая на службу латышских и эстонских крестьян. Но эти попытки не увенчались успехом, так как крестьяне отказывались сражаться на стороне угнетателей и дезертировали, На территории Ливонии царила полная анархия. Помещики покидали свои имения, рыцари оставляли ратников на произвол судьбы. По всей стране скитались отряды бродячих наемников, которые из воинов превратились в грабителей.

Когда русское войско вторглось в Ливонию, эстонские и латышские крестьяне восстали против немецких феодалов. Крестьянское восстание охватило обширную территорию, в основном на севере Эстонии, а также в окрестностях Цесиса и Валмиеры. Жестокость воинов Ивана Грозного побудила крестьян оказывать сопротивление и русскому войску. Группы вооруженных крестьян нападали на отдельные отряды русских, чтобы защитить свои хозяйства и близких от их набегов

2 августа 1560 года близ Эргеме (ныне Валкский район) войско Ивана Грозного нанесло окончательное поражение объединенным силам ордена и архиепископа. Ливонские государства далее были не в состоянии сопротивляться Русскому государству.

Государства, расположенные на побережье Балтийского моря — Швеция, Дания, Литва и Польша — не желали допустить того, чтобы Россия закрепилась на территории Ливонии. Этого не желали также немецкие феодалы в Ливонии, Они вступили в переговоры с правителями этих стран с просьбой взять Ливонию под свое покровительство.

Еще в 1559 году епископ Курземе (Курляндии) и острова Сааремаа (Эзель) Иоанн IV Мюнхгаузен продал свои владения королю Дании, который передал их своему брату герцогу Магнусу. Феодалы северной части Эстонии и город Таллинн передали свои владения Швеции. Остальная часть Ливонии попала в подчинении польско-литовским правителям.

В 1561 году Ливонский орден прекратил свое существование. Последний магистр ордена Готард Кетлер стал вассалом короля Польши и Литвы Сигизмунда II Августа, получив в свое владение западную часть территории Латвии вплоть до Даугавы. Эта область была названа Курземско-Земгальским герцогством (герцогство Курляндское и Земгальское, или просто Курляндское герцогство). Территории, охватывавшие современные Латгале, Видземе и юг Эстонии, составляли Задвинское герцогство, управляемое назначенным королем губернатором. Задвинское герцогство находилось в непосредственном подчинении у Польско-Литовского государства.

В 1569 году Польша и Литва объединились в единое государство. Как Польша, так и Швеция продолжали бороться против господства России в Прибалтике.

В 1577 году русская армия под командованием Ивана Грозного вторглась в Задвинское герцогство, опустошив территорию Видземе до самой Даугавы. В этих сражениях особо отличались защитники Цесисского замка. Когда удержать замок больше не представлялось возможным, защитники взорвали его и погибли сами.

Это была последняя победа, достигнутая Россией в Ливонской войне.

В 1579 году польский король Стефан Баторий вторгся в Россию, а Швеция атаковала Нарву. Российская армия была ослаблена длительными боями и оказалась неспособной отразить нападение двух противников.

В 1582 году России пришлось заключить перемирие с Польшей, а в 1583 году— со Швецией. Ливонская война, длившаяся почти двадцать пять лет, завершилась. Попытка России закрепиться на берегах Балтийского моря на этот раз потерпела неудачу. Прекратил свое существование Ливонский орден, который более трех столетий хозяйничал на латышских и эстонских землях. Пришел конец и власти епископов. Однако остались немецкие помещики — давнишние угнетатели крестьян.

Ливонская война принесла неслыханные бедствия латышскому народу. В местах военных действий многие поселения были полностью разорены, а жители, если они вовремя не покинули свои дома, были убиты или угнаны в плен. Большие потери в результате набегов были нанесены и той части Ливонии, которая непосредственно от военных действий не пострадала.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор:1) оформил общерусский список святых; 2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

Реформы дали возможность приступить к решению важных внешнеполитических задач.

Главными направлениями внешней политики России при Иване Грозном были:

1) восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханства, начало освоения Сибири);

2) западное (борьба за выход к Балтийскому морю, война с Ливонским орденом).

Действия русских в восточном направлении были достаточно успешными для России. В 1552 г. было покорено Казанское, а в 1557 г. Астраханское ханства, к Российскому государству присоединены также: Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. С 1581 г. шло завоевание Сибири.

Труднее решались задачи внешней политики на западном направлении. Россия стремилась к расширению своих земель на том направлении, где находилась Ливония. Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю, что расширило бы связи страны с Европой. Пытаясь разрешить эту проблему, Иван IV начал в 1558 г. изнурительную для нашей страны Ливонскую войну, которая длилась 25 лет. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск, были взяты Нарва и Юрьев, исход ее был печален для России. В 1560 г. войска Ливонского ордена были полностью разбиты и он перестал существовать, после чего в войну включились Литва, Швеция и Дания, что и повлияло на исход войны. В1564 г. русская армия начала терпеть неудачи.

Опричина Ивана Гроздного.

Опричнина. Обострение взаимоотношений Ивана IV с определенными кругами боярства стало назревать еще в середине 50-х годов 16 века. Раскол между Ивана IV и большинством членов «Избранной рады» толкнул бояр на выступление против нового политического курса. Массовые репрессии и казни которыми ответил на них Иван IV, только подлили масло в огонь. В 1560 году умер митрополит Макарий, который пытался сдерживать раскол между царем и боярами. Сменивший его митрополит Афанасий открыто стал на сторону боярства, недовольного политикой Ивана IV. Это подтолкнуло царя перейти к более решительным мерам – полной ликвидации боярской оппозиции и созданию особых карательных органов власти. Новый порядок управления государством, введенный Иваном IV в конце 1564 года, и получил название опричнины.

Название опричнина и происходит от древ­нерусского слова «опричь» — «кроме». Страна была разделена на две части: опричнину и земщину.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.023 с.)