Исходя из признаков, перечисленных в таблице, определите, какое из утверждений является правильным. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исходя из признаков, перечисленных в таблице, определите, какое из утверждений является правильным.



ЗАДАНИЯ II-этапа республиканской олимпиады по биологии

Класс

 

Уважаемые участники олимпиады!

Вам предлагаются задания, включающие две части (А и Б)

Часть А (теоретическая) включает 50 тестовых заданий, на каждое из которых предлагается 3-6 ответов (А, В, С и т. д.). Выбрав правильный ответ, обведите выбранную букву кружком. Если при самоконтроле обнаружили ошибку, первый ответ зачеркните, новый обведите кружком.

 

На все тесты части А даете только один правильный ответ!

 

Часть Б (практическая) включает задания, требующие более детального рассмотрения вопросов.

 

 

Выполнение заданий рассчитано на 4 часа.

 

Будьте внимательны! Желаем успеха!

 

 

Часть А (теоретический тур)

ТестОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Различие между голосеменными и покрытосеменными растениями заключается в следующем:

А. Все Голосеменные образуют жгутиковые сперматозоиды, которые плавают в воде, тогда как у покрытосеменных спермии заключены в пыльцу.

В. Голосеменные не способны к образованию семян, тогда как покрытосеменные могут образовывать семена.

С. У голосеменных не образуется завязь, тогда как у покрытосеменных завязь, которая может превратиться в плод или его часть.

D. Голосеменные образуют покрытые чешуйками сухие плоды, тогда как плоды покрытосеменных мягкие и сочные.

 

2. На рисунке изображен центральный цилиндр корня. Ксилемные радиальные пучки образованы:

А. Только первичной ксилемой.

В. Первичной и вторичной ксилемой.

С. Только экзархной протоксилемой.

D. Только вторичной ксилемой.

 

 

3. На корневище папоротника нельзя обнаружить:

А. Чешуевидных листьев.

В. Корневого чехлика.

С. Придаточных корней.

D. Зеленых листьев.

 

4. Функция газообмена кожицы листа возможна благодаря:

 

А. Чечевичкам. С. Гидатодам.
В. Устьицам. D. Межклетникам.

5. Из перечисленных растений не является ветроопыляемым:

А. Рожь. С. Дуб.
В. Миндаль. D. Полынь.

 

6. Успешность опыления в наименьшей степени определяется биотическими экологическими факторами у:

А. Анемофильных растений. С. Орнитофильных растений.
В. Энтомофильных растений. D. Хироптерофильных растений.

7. Общее название биома тропических злаково-древесных сообществ, распространенных между тропическими лесами и пустынями, это:

 

A. Гилея. C. Саванна.
B. Чапараль. D. Маквис.

 

 

8. На рисунке изображено растение – наиболее правильная формула его цветка:

А. ↑Ч(5)Л(5)Т5П 1.

В. *Ч5Л5Т5П (2).

С. *↑Ч(5)Л(5)Т5П (2).

D. *↑Ч(5)Л(5)Т(5)П (2).

9. Две клетки имеют следующие признаки:

 

Признак Клетка I Клетка II
Клеточная стенка имеется имеется
Рибосомы имеется имеется
Ядро отсутствует имеется
Способность к фотосинтезу имеется отсутствует
Клеточное дыхание имеется имеется

 

Исходя из признаков, перечисленных в таблице, определите, какое из утверждений является правильным?

 

A. Клетка I является более сложной в своей организации, чем клетка II.

B. Клетка I является прокариотической.

C. Клетки, которым присущи все признаки клетки II, появились в ископаемых отложениях раньше, чем клетки, которым присущи все признаки клетки I.

D. Клетка II не имеет клеточной мембраны.

E. Обе группы клеток принадлежат к грибам.

 

Пользуясь таблицей вопроса 9, определите, к какому типу принадлежит клетка 2?

A. Это растительная клетка. D. Это клетка грибов.
B. Это клетка эубактерий. E. Это клетка цианобактерий.
C. Это клетка архебактерий.  

 

Студенты приготовили поперечные срезы листьев, собранных у двух различных растений дуба. При рассмотрении поперечных срезов листьев, сорванных с дуба 1 и дуба 2, под микроскопом они с удивлением обнаружили, что листья отличаются друг от друга.

 

Какое из следующих утверждений наилучшим образом объясняет разницу в строении листьев, которую наблюдали студенты?

 

A. Дуб 1 растет в болотистой местности; дуб 2 растет на песчаной почве.

B. Дуб 1 является молодым деревом; дуб 2 является зрелым деревом.

C. Дуб 1 растет на плодородной почве; дуб 2 растет на бедной почве.

D. Дуб 1 находится на солнце большую часть дня; дуб 2 растет в тени.

E. Дуб 1 инфицирован грибками, которые вызывают пролиферацию клеток; дуб 2 не инфицирован.

 

12. Мхи характеризуются следующими признаками:

А. Преобладает спорофит с независимым гаметофитом.

B. Преобладает спорофит с сильно зависимым гаметофитом.

C. Преобладает спорофит с редуцированным (до нескольких клеток) гаметофитом.

D. Преобладает гаметофит с зависимым спорофитом.

E. Преобладает гаметофит с независимым спорофитом.

 

ATA CTT ACT CAT TTT – 3’?

A. 5’ – AAA AAC GUC CCC UAA – 3’

B. 5’ – ATA CTT ACT CAT TTT – 3’

C. 5’ – UAU GAA UGA GUA AAA – 3’

D. 5’ – AAA AUG AGU AAG UAU – 3’

E. 5’ – AAA ATG AGT AAG TAT – 3’

Часть Б (Практический тур)

 

 

Вопрос 1(2 балла). Как называются зоны (части) корня, обозначенные на рисунке под номерами 1–4?

1 –

2 –

3 –

4 –

Вопрос 2 (5 баллов). Приведите таблицу об эндокринной системе в законченный вид, используя указанные ниже цифры:

1. Пептиды или белки. 4. Стероиды.
2. Производные аминокислот. 5. Гликопротеины.
3. Производные жирных кислот.  

 

Гормоны Ответ
1. Прогестерон.  
2. Инсулин.  
3. Фолликулостимулирующий гормон (ФСГ).  
4. Лютеинизирующий гормон (ЛГ).  
5. Пролактин.  
6. Окситоцин.  
7. Эстроген.  
8. Тестостерон.  
9. Адренокортикотропный гормон (АКГ).  
10. Антидиуретический гормон (вазопрессин).  

 

Вопрос 3. (5 баллов, по 0,5 за позицию). Растения получают из почвы минеральные вещества, выполняющие разнообразные физиологические функции.

Выберите для веществ из левой колонки соответствующие им функции из правой колонки. Впишите ответы в таблицу ниже.

 

1. Кальций A. Катион, важный для создания тургора в устьицах.  
2. Азот B. Анионное соединение азота, которое доступно растениям в природных экосистемах.  
3. Нитрат C. Необходим для синтеза боковых цепей цистеина и метионина.  
4. Йод D. Элемент, присутствующий во всех аминокислотах, нуклеотидах и хлорофилле.  
5. Фосфат E. Металл, присутствующий в молекуле хлорофилла.  
6. Магний F. Делает возможным образование поперечных связей пектина в клеточной стенке.  
7. Калий G. Компонент ДНК и РНК, который не является частью пуриновых или пиримидиновых оснований.  
8. Сульфат H. Является наиболее часто встречающимся металлом в белках цепи транспорта электронов.  
9. Марганец I. Принимает участие в фотоокислении воды во время фотосинтеза.  
10. Железо J. Не является необходимым для роста растений.  

Таблица для ответов.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
                   

Вопрос 4 (2 балла). Молодой человек попал в аварию и получил при этом черепно-мозговую травму.

 

 

 

4.1.Определите, какой участок мозга скорее всего поврежден, если у него нарушена координация движений и способность поддерживать равновесие.

 
 
 


ОТВЕТ:

 

 

4.2. Какой участок мозга поврежден, если у него нарушено зрение – появилось расплывчатое изображение предметов.

 
 
 


ОТВЕТ:

 

 

Вопрос 5 (6 баллов). Отметьте в квадратах слева верные утверждения знаком «+», а неверные – знаком «–».

№ п.п. Ответ Вопрос
1.   Снижение физической активности человека – это гиподинамия
2.   Однородный участок абиотической среды, заселенный живыми организмами, называется биомом
3.   Паренхима плоских червей развивается из энтодермы
4.   Совокупность организмов, занимающих определенное положение в общей цепи питания, – это трофический уровень
5.   Сходство между незащищенными и защищенными видами носит название мимикрия
6.   Вторичная моча образуется в результате процесса фильтрации
7.   Основу клеточной стенки бактерий составляет пептидогликан
8.   Апофермент – это неактивный фермент, который после органического протеолиза превращается в фермент
9.   Желтое тело яичника женщины вырабатывает прогестерон
10.   Анионы фосфорной и угольной кислот участвуют в образовании буферной системы крови
11.   Аминокислоты, имеющие дисульфидные связи, могут входить в состав полипептидной цепи белка
12.   Полость гаструлы связана с внешней средой бластопором и носит название бластоцель
13.   Созреванию плодов способствуют фосфорные удобрения
14.   Функционирование живых организмов на популяционно-видовом уровне организации живого обеспечивает круговорот веществ и энергии в биосфере
15.   По наличию цитоплазматической мембраны можно отличить прокариотическую клетку от эукариотической
16.   Возбудимость и сократимость являются общими свойствами нервной и мышечной тканей
17.   Метод рентгеноструктурного анализа позволяет изучать морфологию клетки
18.   Амнион впервые появился в процессе эмбрионального развития земноводных
19.   Лист в отличие от стебля имеет ограниченный верхушечный рост и двустороннюю симметрию
20.   У человека яркие сновидения присутствуют в фазе кратковременного сна
21.   Наружное, среднее, внутреннее ухо, слуховой нерв и височная доля коры головного мозга относятся к проводниковому и центральному отделам слухового анализатора
22.   В кутикуле членистоногих находится полисахарид, содержащий атомы азота
23.   Синапс между вставочным и двигательным нейроном находится в задних рогах спинного мозга
24.   Проявление социальной природы человека – это создание письменности
25.   Приспособленность рогозов к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии у них воздухоносных клеток в листьях и стеблях
26.   Шишка – это плод сосны.
27.   У бабочек полностью хитинизированные передние крылья, покрытые чешуйками
28.   Бактерии размножаются спорами.
29.   В животной клетке клеточный центр отсутствует
30.   Для животной клетки характерен гетеротрофный (сапротрофный, парзитический) способ питания

 

ЗАДАНИЯ II-этапа республиканской олимпиады по биологии

Класс

 

Уважаемые участники олимпиады!

Вам предлагаются задания, включающие две части (А и Б)

Часть А (теоретическая) включает 50 тестовых заданий, на каждое из которых предлагается 3-6 ответов (А, В, С и т. д.). Выбрав правильный ответ, обведите выбранную букву кружком. Если при самоконтроле обнаружили ошибку, первый ответ зачеркните, новый обведите кружком.

 

На все тесты части А даете только один правильный ответ!

 

Часть Б (практическая) включает задания, требующие более детального рассмотрения вопросов.

 

 

Выполнение заданий рассчитано на 4 часа.

 

Будьте внимательны! Желаем успеха!

 

 

Часть А (теоретический тур)

ТестОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Различие между голосеменными и покрытосеменными растениями заключается в следующем:

А. Все Голосеменные образуют жгутиковые сперматозоиды, которые плавают в воде, тогда как у покрытосеменных спермии заключены в пыльцу.

В. Голосеменные не способны к образованию семян, тогда как покрытосеменные могут образовывать семена.

С. У голосеменных не образуется завязь, тогда как у покрытосеменных завязь, которая может превратиться в плод или его часть.

D. Голосеменные образуют покрытые чешуйками сухие плоды, тогда как плоды покрытосеменных мягкие и сочные.

 

2. На рисунке изображен центральный цилиндр корня. Ксилемные радиальные пучки образованы:

А. Только первичной ксилемой.

В. Первичной и вторичной ксилемой.

С. Только экзархной протоксилемой.

D. Только вторичной ксилемой.

 

 

3. На корневище папоротника нельзя обнаружить:

А. Чешуевидных листьев.

В. Корневого чехлика.

С. Придаточных корней.

D. Зеленых листьев.

 

4. Функция газообмена кожицы листа возможна благодаря:

 

А. Чечевичкам. С. Гидатодам.
В. Устьицам. D. Межклетникам.

5. Из перечисленных растений не является ветроопыляемым:

А. Рожь. С. Дуб.
В. Миндаль. D. Полынь.

 

6. Успешность опыления в наименьшей степени определяется биотическими экологическими факторами у:

А. Анемофильных растений. С. Орнитофильных растений.
В. Энтомофильных растений. D. Хироптерофильных растений.

7. Общее название биома тропических злаково-древесных сообществ, распространенных между тропическими лесами и пустынями, это:

 

A. Гилея. C. Саванна.
B. Чапараль. D. Маквис.

 

 

8. На рисунке изображено растение – наиболее правильная формула его цветка:

А. ↑Ч(5)Л(5)Т5П 1.

В. *Ч5Л5Т5П (2).

С. *↑Ч(5)Л(5)Т5П (2).

D. *↑Ч(5)Л(5)Т(5)П (2).

9. Две клетки имеют следующие признаки:

 

Признак Клетка I Клетка II
Клеточная стенка имеется имеется
Рибосомы имеется имеется
Ядро отсутствует имеется
Способность к фотосинтезу имеется отсутствует
Клеточное дыхание имеется имеется

 

Исходя из признаков, перечисленных в таблице, определите, какое из утверждений является правильным?

 

A. Клетка I является более сложной в своей организации, чем клетка II.

B. Клетка I является прокариотической.

C. Клетки, которым присущи все признаки клетки II, появились в ископаемых отложениях раньше, чем клетки, которым присущи все признаки клетки I.

D. Клетка II не имеет клеточной мембраны.

E. Обе группы клеток принадлежат к грибам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.065 с.)