Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Краткое изложение Малла – пураны
Рассматриваемая здесь «Малла-пурана» делится на восемнадцать глав (адхьяя). Первая глава открывается молитвами, предлагаемыми рукам Вишну (Хари), и знаменитой вводной шлокой из «Махабхараты». Повествование начинается с того, что Парада задаёт вопросы Брахме. Брахма сообщает ему, что Кришна и Балабхадра, уничтожив Камсу, движутся по направлению к Дварке. Они подошли к Маюравамбале, городу брахманов, где Рама совершал аскезу и учредил институт брахманов. Приводятся подробности географического положения Маю-равамбалы, говорится, что он находится в центре Дхармара-ньи, рядом с МохеракоЙ и к востоку от Лохасурьк Перечисляются различные названия Маюравамбалы, такие, как Ишана, Шрималака, Маюравамбалам, Девалаям*. Кришна и Баларама были тепло встречены жителями. Во второй главе детально рассматриваются вопросы, заданные Сомешварой о готре Гарги. Кришна спрашивает о благополучии жителей и, получив утвердительный ответ, предлагает Сомешваре принять от него малла-видьго («знание маллов»). Воспевается слава малла-видье, и Сомешвара приглашается принять её, Сомешвара спрашивает Кришну о пользе этого знания. Тогда Кришна говорит, что этим знанием он уничтожил Мадху, Кайтабху, Камсу, Муштнку, Чануру, Сомешвара удовлетворён и просит Кришну поведать малла-вешу — способ уничтожения Камсы, Чануры и Муштяки. Кришна наделяет его таким знанием и рассказывает историю своего детства.
* Географическое расположение наводит на мысль о Дельмале, который традиционно считается родиной джьештхи-маллов. Но связь Ишаны, Щрималаки и Маюравамбалан с Девалаямом (Дель-малом) объяснить трудно, Дельмал находится на расстоянии около десяти миль к западу от Модхеры. Из описания деревни видно, что автор хорошо знал это место, так как он не упоминает ни одной близлежащей реки, а говорит о колодцах и прудах. Более того» на восток от Дельмала существует небольшой водоём с земляной дамбой. На его западном берегу стоят развалины храма времён Чалукьев. Местные жители называют его Палечи Мата, или Паланимата. Кроме того, там часто встречаются старинные храмы, что подтверждает слова автора о том, что некогда их было много. Все эти наблюдения позволяют отождествить Девалаю или Маюравамбалам с Дуль-малом в северном Гуджарате, где джьештхи живут до сих пор» занимаясь земледелием. Небольшая неиспользуемая тренировочная площадка, храм Лимбаджи служат еще одним доказательством подобного предположения.
Третья глава открывается описанием приготовлений к обучению, и Кришна рассказывает о типах маллов, годных для учёбы. Он подразделяет маллов на джьештхи, антар-джьештхи, гопакула и бхавишья. Даются их характеристики, сила и т. д. Указываются 64 качества джьештхи, 30 качеств антар-джъештхи и 37 качеств гопакула и адхама-маллов, а также 21 качество адхамадхама-маллов и 24 бхавишья-маллов. Эти качества психологические, моральные, родовые и т. д. В четвертой главе приводятся пять (панчанга) характеристик маллов. Они классифицируются как уттама, мадхья и адхама, а далее подразделяются еще на пять групп: астхиса-ра, мансасара, медасара, астхи-мансасара и медастхисара. Отмечаются физические данные. Пятая глава тоже посвящена классификации. В ней мал-лы распределяются по восьми классам: 1) юва; 2) пранава; 3) джьештхи; 4) антар-джьештхи; 5) гопакула; 6) бхавишья; 7) бала и 8) вриддха. Затем они делится еще на пять типов: 1) гаджа; 2) вриша; 3) симха; 4) мрига и добавляется бхавишья в качестве пятого. Тема их пригодности для боя и характеристик развивается дальше. В шестой главе описываются разные позы и приёмы маллов, описывается их сила. По этому признаку они разделяются на урхсара-, скандхасара-, бхуджасара-, катисара- и джанусара-маллов. Далее повествуется о ранга-бхуми, или борцовской площадке, акхадаке. Три её типа таковы: низкий, средний и высокий. Указываются её размеры: 101 локоть, 50 локтей и 21 локоть. Описываются формы: квадратная, треугольная и круглая. Поясняется, каких цветов должна быть юмля на акхадаке, и даётся указание не допускать попадание в неё канкара, дерева, железа и других предметов, могущих ранить борцов. Затем приводится распорядок дня маллов. До выхода на акхадаку малла должен встать утром, оправить естественные надобности, очистить рот и произнести утренние молитвы. Выйдя на акхадаку, он должен сделать пранаяму, поклониться земле (выполнить бхуми-вандану) и заняться упражнениями. Далее перечисляются нежелательные виды деятельности и люди, которых следует избегать. Предписывается совершение таких религиозных обрядов, как джата-бандхана, прадакшина, мантра-садхана, сударшана-стхана, почитание таких богов, как Кришна, Халадхара Дхарадхара и Васуки, Затем повествуется о каччха-бандхс и о приветственных ударах но рукам. Собравшиеся маллы должны низко поклониться богине земли. Для этого нужно взять немного земли с акхадаки и натереть ею тело. Потом можно приступать к упражнениям. Сорок одно искусство, которыми владеет матикара (видимо, эквивалент современного тренера), перечислены не все. Седьмая глава начинается с описания звуков, которые не должно издавать во время занятий. От дурных последствий их произнесения следует избавляться с помощью су-дар шана-мантры. Далее приводятся десять благоприятных звуков. Они ведут к победе. Объясняются различные анга-стханы: скандха-стхана, урах-стхана, джанга-стхана, джану-стхана и кати-стхана. Показывается анга-джняна четырёх типов маллов (гаджа и т д.). Это, судя по всему, стоячие позы или упражнения для ног. Упоминаются различные удары (гхаты). Помимо их в главе разъясняются и вигхаты. Восьмая глава посвящена борьбе. Она начинается с приветствия (?) (тала), затем выполняются различные стойки (дришти) и ряд захватов (лага). Важными точками для достижения победы называются голова, руки, живот и спина. Описываются методы контроля за действиями соперника (дхарана). После этого приводится семнадцать видов асан и снова перечисляются типы борцов. Далее упражнения классифицируются как альпа, ардха, пурна и am Затем следует список тех, кто не должен ими заниматься. Перечисляются те, кто подходит для альпашрамы (легких упражнений) и может выдержать их воздействие. Дальше описывается эффект мадхьяшрамы (умеренных упражнений) и, наконец, пурнашрама, или трудные упражнения. После занятий желательно омыться холодной водой, выпить молока и поесть винограда. Упоминаются одежда и украшения и предписывается надлежащая диета. Девятая глава начинается с рассуждений и обобщает сказанное в восьмой главе. В ней также указываются виды упражнений, распорядок дня, перечисляются дни, когда не следует тренироваться. Затем речь идет о пользе удварта-саны и снаны. Приводится подробный список продуктов питания. В нем отмечается полезность приправ, мяса, творога, моЛока, овощей, напитков, сахара, гхи, риса, ячменя, пшеницы, мудги (зеленого горошка), гороха, адхаки (туверы) и масы. Далее говорится о том, какую пищу нужно потреблять в определенное время года. В сезон хеманта рекомендуется тяжелая пища с пшеницей в основе, а также разнообразные сладости с гхи и джогари. В весенний сезон (васанта) — пища из ячменя и пшеницы, холодная вода, применение сандаловой пасты и т. д. Указывается, что питательная ценность муки в восемь раз больше риса. Молока — в восемь раз больше муки. Маса в восемь раз полезней молока, а гхи в восемь раз лучше масы. В десятой главе подробно описываются шестнадцать видов упражнений: 1) рангашрама; 2) стамбхашрама; 3) бхра-маникашрама; 4) шваса-прераника бхьяса (развитие выносливости); 5) стхапиташрама; 6) ухапохашрама; 7) гуру-гони-така; 8) лагху-гонитака; 9) прамадашрама; 10) амардакиш-рама; 11)астхаданка; 12) кундакаршанк (круговые движения); 13) аньякриткарашрама; 14) джалашрама; 15)паранарохана; 16) бходжанордхвабхраманика. Кроме того, упражнения характеризуются как уттама, мадхьяма и адхама. Рангашрама считаются лучшими. Средними являются стамбха, бахущрама, гуру и лагху-гонитака, гадашрама, чонакашрама. Адхамы: 1) джалашрама; 2) сопанарогурушрама; 3) бходжанордхвабхраманика и 4) ангакавартанабхьяса — выделяются как семь видов адхамашрамы. Но в данном перечне не присутствуют все семь ашрам, позволяя заключить, что текст неполон. Помимо этого, упоминаются пятнадцать захватов (лага) и три способа влезания на малла-стамбху, а также ее польза. Эта глава сильно повреждена. Одиннадцатая глава открывается классификацией маллов (астхисара и т. д.) и подробным описанием упражнений баху-прераника (данда (?)). В ней показываются ухапоха в паре и семнадцать видов упражнений гуру-гонитака, наряду с их пользой и упражнениями пиданака. Затем разбираются упражнения гадабхьяса, чотанкабхьяса кундакавартана (круговые движения), каркарашрама, джалашрама и сопанарохана и то, как они способствуют физическому развитию. После рассказывается о массаже, мардане. Он бывает следующих видов: бхимасени, нарнайянн, читрини и масрини. Разъясняется польза массажа. Двенадцатая глава занимается вопросами поддержания здоровья. Приводятся причины заболеваний и способы их лечения, В тринадцатой главе описываются соревнования борцов. Их устраивает царь, и посетить их может любой. Поединок должен происходить между равными по силе бойцами. Упоминаются различные типы боев. Рассматривается двадцать один способ контроля за чувствами для маллов и некоторые правила для их жизни. В четырнадцатой главе повествуется о двенадцати путях достижения победы и об определенных запретах в отношении женщин. Указываются признаки храброго маллы и трусливого. Маллы должны получить приглашение на участие в состязании, и на следуюший день оно должно быть проведено. Предписывается подготовка ранга-мандапы и Говинда-пуджи. Царь наблюдает за борьбой в общестае супруги, министров и других приближенных лиц, Маллы сражаются при помощи ваджра-мушти, царь раздаст им подарки и отправляет в объезд по городу на слонах. По возвращении маллам низко кланяются царю, царице и наследнику престола. Чдссь сообщается о 64 калах и приводится список мастеров (I раджа-сабхе. В пятнадцатой главе упоминаются такие разновидности борьбы, как: 1) дхаранипата; 2) асура; 3) нарам; 4) юддхам. Отмечаются детали дхаранипаты, асуры и дхарма-юддхи, остальные формы подробно не рассматриваются. Говорится, что царь обязан быть беспристрастным по отношению к маллам. В шестнадцатой главе описываются виды борьбы гаджа, вришабха, симха, мрига. Приводятся их правила и правила следующих единоборств: гаджа-симхн, симха-вришабхи, симха-мриги, гаджа-мриги, гаджа-врншабхи и вришабха-мриги. Семнадцатая глава развивает тему борьбы. Хотя в ней есть пробелы, все же можно установить, что под терминами чхадаки, дхокар и т. д. описываются различные борцовские телодвижения. Упоминаются и другие типы движений, например бханги, картари и др, В последней главе прославляются описанные выше приемы борьбы и даётся краткое изложение «Малла-пураны». Балабхадра прогневался и хотел удалиться в лес, но его удержали от этого шага. Далее рассказывается о сотворении Махешвари, Вайшнави, Брахми и Шакти, Сомешвара получает малла-видью и просит Кришну быть его партнёром в поединках и защитником. Исполняя его желание, Кришна создает Лимбаджи, богиню-заступницу. Устанавливаются двенадцать готр борцов и способы защиты маллов, а также определённый моральный кодекс. Книга заканчивается пурана - прашамшей и вьяса-пуджей.
Классификация маллов
«Малла-пурана», посвященная маллам, конечно же даёт их классификацию, в которой, однако, встречаются расхождения. В ней выделяются следующие категории борцов: Третья глава—джьештхи, антар-джьештхи, гопакула, бхавишья. Четвёртая глава — астхисара, мансасара, медасара, астхи-манса-сара, медасгхисара. Пятая глава — юва, пранавана, джьештхи, антар-джьештхи, гопа-кула, бхавйшья, бала, вридцха, гаджа, вриша, симха, мрига. Шестая глава — урусара, скандхасара, бхуджасара, катисара,джанусара. Одиннадцатая глава -—то же самое, что и в четвёртой главе. Пятнадцатая глава—гаджаа вриша, симха, мрига. Из этого перечисления видно, что автор в разных местах подходил к классификации с разных позиций. В третьей главе приводится традиционный перечень, известный также из «Манасолласы». В этом списке упоминаются только два типа маллов, а именно: джьештхи и антар-джьсштхи. Такой выбор может быть объяснен тем, что первые являются основными борцами, в то время как вторые, обладающие меньшими способностями, помогают им на тренировках и участвуют в схватках лишь по необходимости. Гопакула представляется неким чужеродным дополнением, но в этом, однако, нет ничего странного, так как, судя по всему, данная традиция опирается на почитание Кришны. Если Кришна смог научиться борьбе, живя в семье пастуха, то почему другие пастухи не могут быть хорошими маллами? Видимо, из таких соображений эта группа была включена в классификацию. Стоит отметить, что пастухи физически сильны и при надлежащей подготовке могут стать хорошими борцами. Упоминание бхавишьи также излишне, поскольку данный термин обозначает ученика. Через эту стадию проходят все будущие борцы. Классификация, приведенная в пятой главе, не имеет принципиального значения. Юва, бала и вриддха — это стадии жизни человека. Подобная классификация может помочь только при организации боев. Разновидность пранашна тоже не имеет отношения к рассматриваемому здесь предмету, она может обозначать стойкого человека. Данные факты явно говорят о том, что четыре последних наименования не называют типы борцов, и потому эта классификация не представляет большой ценности. Другие четыре типа идентичны перечисленным ранее. Столь же традиционвы упоминания гаджи, симхи и др. Они встречаются, например, в литературе по «Кама-шастре» и обозначают внешность. Классификация в четвертой и шестой главах отражает физические характеристики и, в частности, силу конечностей. В шестой главе она строится на данных о силе груди, рук, плеч, талии и коленей. Итак, классификация делается на основании следующих критериев: 1. Принадлежность к касте (гопакула), 2. Возраст (бала, юва, вриддха). 3. Сила конечностей (урусара). 4. Телосложение (астхисара и др.). 5. Уровень подготовки (бхавишья, антар-джьештхи, джьештхи и т. д.). Эти критерии свидетельствуют о том, что не только кастовые различия определяют принадлежность борцов к той или иной категории. Термин «джьештхи», х с. «лучший», происходит, судя по всему, от «джьештха», что означает «самый «выдающийся», «старейший». Видимо, некогда это был почетный титул, которым награждали маллов, но потом его стали использовать для обозначения отдельной касты. Хотя термин «гопакула» выражает принадлежность к касте, объяснение этому находится в религии, о чём говорится выше. Другими характеристиками являются возраст, сложение, сила и т. д.
|