Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 15. Адаптация к различным мотоциклам

Поиск

Влияние веса и мощности на технику вождения

 

Поставленные рядом, большинство двухтактных мотоциклов одной марки с объемом двигателя 125сс и 250сс, кажется, являются зеркальным отражением друг друга. У них одинаковые колеса, одинаковая высота по седлу, одинаковая эргономика и еще масса схожих характеристик.

Что удивительно, эти аппараты на самом деле являются совершенно разными из‑за различий в мощности. Количество и характер мощности так разнятся, что мотоциклы требуют различной техники вождения. Так же как и 80сс, мотоциклы открытого класса и четырехтактники.

Главной причиной является отношение мощности и веса мотоцикла к характеристике двигателя. Моторы большего объема практически мгновенно предоставляют всю свою мощь, но и увеличивают массу мотоцикла. Иногда размер двигателя так сильно увеличивает общую массу аппарата, что его большой объем становится недостатком. Напротив, гораздо более маленькие и легкие мотоциклы класса 80сс и 125сс отлично управляются, но страдают по части мотора.

Многие гонщики любят 125‑ки за отличную управляемость. Их рама обычно очень похожа на раму 250сс, но весит мотоцикл примерно на 6 кг меньше. Казалось бы немного, но на самом деле разница весьма ощутима. При меньшем весе гораздо лучше работает подвеска, мотоцикл маневреннее. Единственный недостаток мотоциклов класса 125сс заключается в их меньшей мощности и в более узком рабочем диапазоне оборотов. Чтобы ехать на таком мотоцикле быстро, нужно не закрывать газ

Еще один фактор, оказывающий влияние на стиль вождения – это технология. Не так давно мотоциклы открытого класса были достаточно популярны. К сожалению, большинство производителей практически не занималось совершенствованием их рамы, подвески и двигателя на протяжении начала – середины 1990‑х, что поставило мотоциклы этого класса практически на грань исчезновения. В конце концов, более легкие и лучше управляемые мотоциклы класса 250сс предоставляют мощность, вполне сопоставимую с мощностью «старшего брата». В сочетании с более совершенной подвеской, легко понять, почему продажи 250сс колоссально превосходят продажи мотоциклов открытого класса. Мотоциклы большей кубатуры подходят определенному типу гонщиков, но для большинства из нас предпочтительнее 250сс.

К счастью, технология была благосклонна к 80сс, 125сс и 250сс, кроме того, новые экологические требования вынудили производителей тратить больше времени и денег на развитие четырехтактных мотоциклов. На самом деле, упадок в области двухтактных мотоциклов открытого класса был связан и с преимуществами большекубатурных четырехтактных двигателей, которые уже стали достаточно совершенны, чтобы выиграть несколько Чемпионатов мира и Европы.

 

Выбор объема

 

Одна из лучших характеристик объема двигателя заключается в отсутствии всякого неравенства: независимо от размера двигателя, практически каждый мотоцикл способен приносить безграничное удовольствие.

Не существует строгих критериев выбора объема двигателя. Если справедливо, что мотокросс стремится возвышать мотоциклы открытого класса и четырехтактники, то двигатели большого объема от 250сс очень популярны при езде по пустыне, при подъеме на холм и в песчаных дюнах, где наиболее важны скорость и мощность.

«Существует огромная разница в технике вождения в зависимости от объема двигателя», – говорит Майк Хили, выступавший наверное на всех двух– и четырехтактных мотоциклах на соревнованиях национального и мирового уровня.

«Когда я гонялся на 80сс, помню, было крайне важно держать обороты, особенно по мере того, как я подрастал», – добавляет Хили, – «Минус заключается в отсутствии мощи на низах, но когда мотор раскручен, он может работать почти так же как и 125сс».

«Очень важно уделять внимание переключению передач на 80сс», – утверждает Дэнни Карлсон, – «Вся мощь – в оборотах, и мотор не будет работать должным образом, если передача слишком высокая или слишком низкая».

Большинство мотоциклов класса 80сс создаются для подростков, так как двигатель заключен в маленькую раму. В общем‑то, 125сс – наименьшая кубатура с рамой нормального размера.

«Из‑за меньшего веса на мотоцикле класса 125сс можно быть более агрессивным в поворотах, чем на 250сс», – считает Майк Метцгер, – «Вы можете дольше держать газ и ускоряться намного быстрее благодаря лучшей управляемости».

«Гонять на 125сс, в целом, лучше, сместившись назад. Это разгрузит переднее колесо и улучшит зацеп заднего. У мотоцикла класса 125сс не так много мощи, как у аппаратов большей кубатуры, и поэтому по‑настоящему важно постоянно заботиться о зацепе».

Для гонщиков, переходящих из класса 80сс и тех, кто хочет послушный в управлении мотоцикл, 125сс – это хороший выбор. Хотя на 125сс могут возникнуть сложности в связи с характеристикой мотора, управляется мотоцикл легко, гоняться на нем – в радость. Для езды по бездорожью и для эндуро эти аппараты не столь хороши, их двигатели менее гибки, чем у большей кубатуры.

 

Сс

 

250сс – самый простой для езды мотоцикл, именно он стал #1 в соревнованиях по мотокроссу. Диапазон мощности шире, особенно на низких оборотах, если сравнивать с 80сс и 125сс. Он дает достаточную мощность, чтобы ускориться после ошибки. На мотоцикле с меньшим объемом двигателя, если вы совершенно не попали в поворот, потребуется некоторое время (и работа сцеплением), чтобы вернуть потерянный темп. На 250сс достаточно будет движения кисти. Наконец, двигатели объема 250сс менее требовательны к поддержанию оборотов, чем меньшая кубатура. Таким образом, не удивительно, что мотоциклы этого класса – самые продающиеся двухтактники в США.

«Они сочетают лучшие качества различных кубатур», – считает Хили, – «Гораздо более легкие, чем мотоциклы открытого класса, и заметно более мощные, чем 125сс. Я бы сказал, что 250сс – оптимальный объем».

«Все же я предпочитаю 250сс, а не 125сс», – говорит Метцгер, – «Контроль над газом кажется мне наиболее важным, иначе можно попасть в неприятную ситуацию».

Нетрудно понять, почему мотоциклы класса 250сс – самые популярные двухтактники на планете. Они предлагают лучшее сочетание мощности и веса: и «лошадок» в них предостаточно, и управляются они весьма легко

Для большинства гонщиков 250сс будет лучшим выбором. «Лошадок» в них вполне достаточно, а широкий диапазон мощности относительно прост в управлении. Кроссовые мотоциклы обычно имеют достаточно гибкие характеристики мощности, способной удовлетворить спортсменов с самыми разными стилями езды и позволяющей установить настройки, приемлемые для любой гонки. Эндуро типа Suzuki RMX 250 или KTM 250 EXC могут идеально подойти тем, кто посвящает тренировкам немного времени. Чуть более легкие в управлении, чем кроссовые мотоциклы, они хорошо работают в самых разных условиях. На подобном мотоцикле вам, скорее всего, не удастся выиграть соревнований по мотокроссу, но принять участие в гонке и получить удовольствие вы сможете. Что бы вы ни выбрали, единственный недостаток 250сс – высокая цена. Но это самый популярный объем, и выбор велик, в том числе и на рынке подержанной техники.

 

Мотоциклы открытого класса

 

Мотоциклы большей кубатуры так же требуют совершенно особого стиля вождения. Их мотор характеризуется еще большей плавностью, а мощь современных моделей просто устрашающа. Гораздо больше мощи находится на низких оборотах, так что мотоциклы открытого класса не требуют частого переключения передач. Помимо этого, нет необходимости раскручивать мотор, как на маленькой кубатуре.

«На мотоциклах открытого класса важно располагать свой вес в центре или чуть спереди для предотвращения вили», – говорит Хили, – «Из‑за того, что они гораздо тяжелее других мотоциклов, их особо не поперекладываешь. Плюс, чтобы затормозить вовремя, начинать торможение нужно раньше».

«На мотоцикле большой кубатуры обычно бывает лучше ездить на повышенной передаче. Это придаст плавности на малых оборотах, уменьшит количество переключений и снизит вибрацию», – утверждает Рон Личин, – «По правде сказать, при перегазовке такие мотоциклы сильно вибрируют, если только на мотор не ложится серьезная нагрузка».

Мотоциклы открытого класса – это выбор тех, кто гоняет по пустыне, где огромная мощь нужна для высокой скорости на глубоком песке. Большая кубатура так же подходит для ветеранов и групповых покатушек. Ее преимущества заключаются в избыточной мощности даже на низких оборотах и в отсутствии необходимости обороты поддерживать. Помните, однако, что огромное количество «лошадок» очень легко может оказаться чревато неприятностями. Без обдуманного обращения с газом вы в два счета окажетесь на земле.

Благодаря экстраординарной мощности, мотоциклы открытого класса невероятно быстры и чрезвычайно сильны. Во избежание букса заднего колеса необходимы выверенная работа газом и точное использование сцепления. Недостаток большинства мотоциклов открытого класса – их вес. В целом они менее маневренны, чем 125сс и 250сс, что затрагивает каждый аспект вождения, и кроме того, легко изматывают гонщика

 

Четырехтактные мотоциклы

 

В мире четырехтактных мотоциклов соотношение мощности и веса является не столь важным по двум причинам. Во‑первых, они весят в целом больше, чем сопоставимые по объему двигателя двухтактники, а во‑вторых, как правило, являются менее мощными. Для компенсации этих недостатков объем двигателя четырехтактных мотоциклов обычно делают больше.

Наиболее важная отличительная черта четырехтактников – распределение мощности: они предоставляют плавный, крайне широкий диапазон. Четырехтактные моторы раскручиваются не так быстро, как двухтактные, но являются в целом более подконтрольными. В условиях плохого зацепа, на гладких камнях или в скользких поворотах, их прогрессивное распределение мощности делает управление более простым, особенно для неопытных гонщиков. В глубоком песке или на длинных прямых четырехтактный мотор несколько уступит двухтактному, который обладает взрывной характеристикой и имеет больше мощности в верхнем диапазоне оборотов. Классическим примером являются Хонды XR с подконтрольной, легко используемой мощностью. Возможно, количественно ее будет не столь и много, но она вся – ваша. Имейте однако ввиду, что характеристики двигателя могут варьироваться. Некоторые четырехтактные мотоциклы создаются специально для мотокросса и ведут себя подобно двухтактным. Тем не менее, лучший зацеп на выходе из поворота и более прогрессивное распределение мощности остаются в числе их преимуществ.

«Самое классное, что позволяют делать четырехтактники, это прокатывать повороты, особенно затяжные повороты», – утверждает Хили, – «Используйте такое преимущество, когда будете сражаться с кем‑нибудь на двухтактном мотоцикле».

«Я обычно управляю четырехтактником так же, как и мотоциклом открытого класса – они весьма похожи», – говорит Тай Дэвис, – «По возможности я стараюсь выбирать широкие траектории, чтобы сохранить энергию и темп».

Езда на 80сс в целом похожа на езду на 125сс. Малый объем двигателя требует постоянных высоких оборотов. Быстрым юным гонщикам, таким как Дэнни Карлсон, приходится часто работать «коробкой», постоянно использовать сцепление и быть точными в обращении с газом

Четырехтактные мотоциклы идеально подходят для езды по бездорожью и для новичков. Ездить на них проще, поддерживать обороты, как на двухтактных аппаратах, не требуется. Они становятся все более распространенными и среди профессиональных гонщиков. Скотт Саммерс выиграл несколько чемпионатов по эндуро на Хонде XR600, а Жуэль Сметц (Хусаберг) и Джеки Мартинс (Хускварна) побеждали на Чемпионате мира в классе 500сс на четырехтактниках. Еще один плюс четырехтактных мотоциклов – их можно оформить для езды по дорогам общего пользования. И хотя это не лучшее средство передвижения для поездки из Нью Йорка в Лос Анджелес, для езды на небольшие расстояния они более чем подходят.

Выбор типа и объема двигателя – за вами. Вдумчиво оцените свой уровень и места, где вам предстоит кататься, и тогда сможете понять, что вам больше подходит. Хороший способ разобраться в этом вопросе – изучить рынок мототехники. Если вы присматриваете б/у мотоцикл, то можете договориться о пробной поездке. Если вы предполагаете, что хотите кроссовый мотоцикл, но обнаруживаете, что он для вас слишком агрессивен, подумайте тогда о четырехтактнике или эндуро.

Если все же единственное ваше желание – это мотокросс, всесторонне изучите кроссовые мотоциклы. Но держите в уме – они создаются с одной единственной целью – для гонок на специальных трассах. Если вы только садитесь на мотоцикл и хотите попробовать разные направления, направьте взор на другие внедорожные мотоциклы. Аппараты типа Кавасаки KDX, Ямаха IT, Сузуки RMX, Хонда XR, KTM EXC предоставляют большие возможности и подходят практически для любой местности. Читая эту книгу, вы обнаружите, что ключ к быстрой езде – расслабленное, комфортное состояние. И оно будет недостижимо, если каждый раз, открывая газ, вы будете обнаруживать, что с мощью мотора вам трудно совладать.

 

80/125/250/Открытый класс и 4‑тактники

* Убедитесь, что размер мотоцикла вам подходит

* 80сс и 125сс требуют высоких оборотов и работы сцеплением

* 250сс обладают большей мощью и большим рабочим диапазоном оборотов и оставляют вам выбор: работать повороты на повышенной передаче или раскручивать мотор и использовать сцепление

* При управлении мотоциклом открытого класса обычно используется повышенная передача, чтобы придать езде плавность и уменьшить вибрацию

* Четырехтактники обычно предоставляют плавную, ровную мощь и требуют поддержания оборотов, так как моторы раскручиваются медленнее двухтактных

 

Глава 16. Стратегия

Сила мысли

 

Гоняться – не значит открывать полный газ и нестись сломя голову. Любой спортсмен из любого вида спорта скажет, что вам всегда необходима стратегия.

Один из самых главных аспектов стратегии – простое ее наличие. Если на линии старта у вас будет план, вы будете лучше подготовлены к гонке. Безусловно, хорошая стратегия лучше, чем плохая, но наличие ее как таковой является необходимым условием успеха.

Для победы необходимы желание, решительность и тяжелый труд. Никогда не сдавайтесь: в начале сезона 1995 Стив Лэмсон очень серьезно отставал по очкам, но в итоге выиграл Чемпионат Америки в классе 125сс, а в следующем году повторил успех

Стратегия строится на нескольких уровнях: от стратегии обгона до стратегии на сезон или даже на всю карьеру. Она может затрагивать разные аспекты: от чисто гоночных до связанных с настройками мотоцикла. Для начинающих, впрочем, достаточно плана на конкретную гонку или заезд.

Не пускайтесь в игры разума. Сконцентрируйтесь на собственной программе подготовки и на том, как стать более успешным гонщиком

 

Дневник соревнований

 

Хороший способ начать – завести дневник соревнований. В главе 2 приведен небесполезный бланк с настройками мотоцикла, вы можете его отксерокопировать. Но помимо информации о мотоцикле, следует делать записи о трассах и собственных действиях. Были ли вы особенно быстры на каком‑то участке? Были ли падения? Где и почему? Где вас часто обгоняли? Помимо этого отмечайте другие особенности. Было ли пыльно? Скользко? Каким был зацеп? Зная трассу и имея такие записи, вы можете просмотреть их накануне гонки, например, на пути к месту соревнований, и выработать определенную стратегию.

Если у вас нет записей о треке, но вам доводилось на нем гоняться, посвятите некоторое время тому, чтобы освежить воспоминания. Если сможете, мысленно сделайте круг по трассе, вспомните максимальное количество деталей. Прикиньте, какие участки вам удавались хорошо, на каких возникали трудности. Проанализируйте, почему где‑то вы ехали быстро, а где‑то – медленно. Что можно изменить, чтобы поехать быстрее? Где и как можно сохранить свои преимущества?

 

Изучайте трассу

 

Следующий важный шаг – пройтись по трассе. Во время такой прогулки соотносите увиденное с мысленной моделью трека. Где изменились траектории? Где хорошее место для обгона? Нелишне будет пообщаться с другими гонщиками, особенно если они быстрее вас.

Оцените, как трасса будет меняться. Если покрытие – мягкая земля, следует ожидать, что набьются колеи. Если вы хорошо знаете трассу, мысленно отметьте, где колеи образуются, и как их можно будет использовать.

«Любая стратегия требует доезда до финиша», – говорит Боб Ханна, – «Нужно быть морально сильным в каждой гонке, а это подразумевает уверенность в мотоцикле»

 

Визуализируйте гонку

 

Когда вернетесь в парк участников, уделите время тому, чтобы сесть и представить себе гоночный круг. Сосредоточьтесь на простом – отработайте все повороты. Если это получается, нарисуйте схему трассы и отметьте все препятствия.

Во время тренировки примените некоторые свои наработки и при необходимости подкорректируйте их. Это особенно хороший момент для того, чтобы попробовать несколько новых траекторий и понять, будут ли ваши идеи работать. Когда вернетесь в парк участников, вновь присядьте, и подкорректируйте мысленную картину трассы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.012 с.)