Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогическое изучение умственно отсталых детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Из понимания учебно-воспитательной работы специальной школы и ее задач с логической необходимостью вытекает требование самого тщательного контроля за ходом психофизического развития ребенка. Направляемый в школу ученик обычно приходит туда с определенной характеристикой. Эта характеристика дается, если ребенок из школы, - то школой, а если из семьи, - то семьей, и добавляется характеристикой того обследовательского органа, который направляет ученика в русло вспомогательного обучения. Это обычно отборочные комиссии. Просматривая характеристики, мы, прежде всего, отмечаем их типичную черту: они носят ярко выраженный негативный характер; центр тяжести переносят на теневые стороны личности ребенка. Здесь отмечается, что того-то ребенок не знает, этого не умеет, выучить его не удалось, привить определенные навыки невозможно и т. д. и т. д. Конечно, одна негативная характеристика не отражает личности ребенка и отправным пунктом в работе педагога служить не может. Педагогическую работу можно начинать только от чего-то известного, от того, что есть, а не от того, чего нет. Значит, первое, в чем заинтересован педагог, это выяснение того, чем обладает ребенок, как глубока его недостаточность. Понятно, если мы бу-дем обращать внимание только на одни положительные стороны личности, мы впадаем в крайность, только с другой стороны; перед нами опять будет не весь ребенок, как целостная личность, а только некоторые стороны его, которые, конечно, не характеризуют целого. В основе нашего подхода к ребенку должна быть ори-ентация на здоровые стороны его индивидуальности с полным учетом всех негативных моментов. Если опасно переоценивать дефект, то не менее опасно его и недооценивать. Изучение ребенка должно идти в педагогическом процессе. Ведь по существу нет ни одного педагогического мероприятия, которое не находилось бы в известных отношениях к проблемам изучения ребенка, к вскрытию его возможностей в данный момент. При наблюдениях важно учитывать этапы формирования умений и навыков учащихся. Внимательный педагог знает, как после длительного, казалось, безрезультатного периода работы наступает период быстрых успехов: постепенно количественно возрастающий ряд педагогических воздействий приводит в определенный момент к новому качеству - к новой форме поведения. Если мы отвели примерно три недели на выработку умения, и две неде-ли уже прошло, а умение еще только начинает складываться, то это еще не значит, что мы не успеем выполнить план: в педагогическом процессе первая, вторая и третья недели не однозначны: с этой точки зрения, одна неделя из трех - это не треть. Мы не всегда можем ограничиться педагогическим наблюдением в процессе учебно-воспитательной работы, нам иногда надо проверить свои наблюдения, поставить их более точно, четко. Тогда приходится прибегать к педагогическому эксперименту. Изучение школьника может быть сведено к двум основным разделам: • изучение процесса его физического развития; • изучение процесса его психологически-педагогического развития. Изучением физического развития ребенка руководит врач. Свои наблюдения он должен доводить до сведения педагогов и совместно с педагогами намечать соответствующие санитарно-гигиенические мероприятия и учитывать результаты их применения. Изучение психолого-педагогического развития производит педагог в процессе своей повседневной работы, подкрепляя, где нужно, свои наблюдения педагогическим экспериментом. Здесь отмечаются знания ребенка, те или иные западения в области его учебных знаний, а также воспитательные достижения. Особо большое значение имеет умение педагога раскрыть уровень нравственного развития ученика, его социальную направленность, отношение ученика к труду — учебному, бытовому, производственному и т. д. Чтобы иметь возможность проанализировать полученный материал, педагог должен быть знаком как с общей, так и со специальной психологией. Чем лучше педагог ориентирован в вопросах психологии, тем более обстоятельный анализ своих наблюдений и эксперимента он может дать. Знание педагогом психологии поможет ему глубже подойти и к вопросам методики. Свои наблюдения педагог заносит в особую тетрадь, где на каждого ученика отведено несколько страниц. К концу года итоги наблюдений суммируются и на каждого ученика пишется исчерпывающая характеристика, где производится и оценка его успеваемости. Эта характеристика является исходным моментом в работе следующего учебного года (см. приложение к этой главе «Личное дело ученика»). Такой ход изучения ребенка является в корне отличным от того, который так широко проводился в школах до постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 года. Недаром это постановление говорит о восстановлении в правах педагогов и педагогики. До этого времени наблюдениям педагога совсем не уделялось внимания. Да и стоило ли наблюдать, когда педолог после десятка вопросов (текстов) безапелляционно ставил диагноз. Ежегодная характеристика ученика вспомогательной школы должна вскрывать процесс его развития с указанием тех мероприятий, которые принимала школа в целях преодоления индивидуальных недостатков умственно отсталого ребенка. Характеристика должна указать на домашние условия жизни ребенка и на мероприятия, которые применила школа в целях улучшения этих условий. Характеристика должна вскрыть, как в процессе обучения развиваются восприятия ребенка, его воображение, память, мышление, внимание, воля, эмоции. Все это надо сопровождать примерами, показать на конкретных фактах обучения: например, как проводится объяснение учителя, что из этого объяснения ученик усваивает в итоге урока, его мыслительные процессы при работе над литературой, при решении задач, отношение ученика к трудовому обучению и т. д. Характеристика должна отметить наиболее сильные и наиболее слабые стороны ребенка и указать, в чем выражался индивидуальный подход в работе с данным учеником и результаты работы. Характеристика должна показать, как идет нравственное развитие ребенка (как развивается чувство товарищества, каковы друзья ученика, его отношение к пионерской организации, как развивается патриотизм у ребенка, его дисциплинированность и т. д.). Все это надо дать на конкретных примерах поведения. Факты следует брать как из жизни ученика в школе, так и вне школы. В заключение следует указать, каково место ученика в классе, в учебной работе, в воспитательной (отличник - одни пятерки; хорошо успевающий - в четверти отметки не ниже 4, мало успевающий - в оценках есть тройки или одни тройки, неуспевающий по каким предметам). Педагогическое заключение, написанное в конце учебного года, имеет целью дать указания для будущей педагогической работы с учеником. Приведем образец плана личного дела ученика. ЛИЧНОЕ ДЕЛО № Фамилия, имя, отчество ученика вспомогательной школы Принят в данную школу 19 года в класс Выбыл из вспомогательной школы в 19 году, из класса Школу не окончил в 19 году (ненужное зачеркнуть) Дата рождения Родной язык Ребенок живет с Домашний адрес Кем направлен в школу (откуда) С какой документацией: 1) Анамнестические данные (родителей); 2) Данные о физическом развитии, состоянии органов внешних 3) Педагогическая характеристика ученика (массовая школа); 4) Заключение педагогического совета школы (массовая школа); 5) Психолого-педагогические данные приемной комиссии по отбору 6) Заключение приемной комиссии; 7) Отношение гороно (районо) о принятии ученика во вспомогательную школу. Уточнение анамнеза: отец ученика, мать ученика Условия беременности (ее протекание) и родов Родился ли в срок или нет Условия развития: а) как вскармливался ребенок; б) появление зубов; в) начало ходьбы; г) появление речи; д) опрятность; е) поведение в предшкольном возрасте; ж) перенесенные болезни с указанием возраста и течения болезни. Посещал ли детский сад, характеристика детсада. Обучался в 19 году в классе школы; в 19 году году в классе школы. классе школы; в 19_ Обучение во вспомогательной школе №. Принят в класс. Обнаруженные знания при приеме: а) по русскому языку; б) по арифметике; в) по другим предметам; г) общее развитие. Поведение и индивидуальные особенности (эти данные собираются в течение двух первых недель пребывания ученика во вспомогательной школе).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.15.112 (0.008 с.) |