Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хотим ли мы свободы переживаний?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы - не рабы? Рабы - не мы? Очень спорный вопрос
Насколько я понимаю, главное препятствие на этом пути к свободе - наше нежелание (боязнь?) этой свободы. Человек может жаловаться на свою жизнь, с воспаленными глазами рассказывать, как плохо ему живется; он может даже хотеть некоторого улучшения своего душевного состояния, - но только улучшения, а не возможности вообще управлять своими эмоциями. На возможность переживать по своей воле и своему желанию то, что хочется, или то, что надо, - он смотрит как на затею странную, а часто и кощунственную. Естественно ли расстраиваться, когда дела идут плохо? Конечно, естественно, а думать напротив - как раз неестественно. Естественно ли горевать, когда потерял близкого человека? Странный вопрос. Естественно ли в такой ситуации заботиться о радостном состоянии духа? Что вы, чур меня, (свят! свят!), ни один нравственный человек и помыслить об этом себе не позволит! У вашего ребенка поднялась температура под 40?, плохо ему и вам. Вы переживаете. Если я дам вам волшебную палочку, которая может одним взмахом освободить вас от этих эмоций, вы воспользуетесь ею?...Нет. Но тогда не надо обманывать себя: если кто-то тоскует, отчаивается или раздражен, он должен отдавать себе отчет, что эти эмоции находятся в нем по его разрешению, с его (конечно, бессознательного) согласия. Если на вашем магнитофоне стоит кассета с музыкой, которая вам неприятна, то кассету надо сменить. Но если вы отказываетесь это сделать, то жаловаться вам не на кого. Это был ваш выбор. Будьте последовательны: ВЫ ХОТИТЕ слушать такую музыку - так БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ от нее. Будьте последовательны! Вы горюете - так или будьте счастливы от того, что вы горюете, или меняйте кассету.
ВАШИ ПЕРЕЖИВАНИЯ - РЕЗУЛЬТАТ ВАШЕГО ВЫБОРА. ЧЕМ ЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ БЫТЬ НЕДОВОЛЬНЫ? Ну так вот, мало кто хочет менять кассету, даже если музыка на ней заставляет его страдать. Почему? Ответов несколько, и большинство из них банально просты.
Почему люди не "меняют кассеты"? Лень
Ленивый человек согласится остаться голодным, лишь бы не заниматься готовкой. Тем более, если надо еще и учиться готовить... Чтобы управлять собой, нужны усилия (и тем большие, чем меньше навыка). Нужно внимание, анализ, работа и контроль. Нужна воля. Нужно готовить себя к разным ситуациям, настраивать соответствующим образом аппарат их осмысления, ловить первые всплески "не тех" эмоций, вырабатывать к ним отношение, бороться с внутренним сопротивлением, разоблачать внутреннюю ложь, следить за тонкими телесными реакциями, и все это регулярно!.. А если еще нужно заниматься душевной гимнастикой, физиологической гимнастикой, овладевать аутотренингом, ментальной и динамической медитацией - ну уж нет, увольте, я уж лучше попереживаю и все - дешевле обойдется. Кстати, здесь есть здравый смысл. В некоторых ситуациях действительно дешевле, "экономнее" пустить дело душевной саморегуляции "на самотек", вволю попереживать и испереживаться, не предпринимая никаких сознательных усилий. Это - правило душевной экономии, Однако разумная экономия - это одно, а лень - это другое, и не надо заниматься внутренним самообманом.
Условный психологический выигрыш
Как сладок страдания яд... Банальность
В каждом, самом тяжелом и гнетущем переживании есть своя интимная и скрытая от постороннего глаза положительная, сладкая или удобная, сторона. Что хорошего в том, что "все плохо" (очень распространенная форма переживания)? Когда все плохо, можно пожаловаться себе и другим. И не просто пожаловаться, а рассчитывать на то, что тебя пожалеют, получить свою порцию "поглаживаний"; "погладишь", пожалеешь себя сам, пожалеют и другие. Расстроенный человек вообще приравнивается к больному и имеет массу преимуществ больного. К нему особое внимание, пониженная требовательность, все потакают его капризам, многое прощают, и, главное, он может прощать себе многое сам... Как правило, сильно расстроенное состояние души открывает сладкий путь упреков и обвинений. "Вот, муж подлец, никогда ни в чем не поможет, все взвалил на меня одну, сын тоже растет тунеядцем, грубит, начальник врун и сволочь, пользуется тем, что я ему ответить не могу, соседка дура, придирается по мелочам... Все гады (а я одна хорошая и невинно страдаю)". Последнее, впрочем, не обязательно говорится себе явно, но всегда является целью подобных внутренних монологов. И, наконец, давно известное: приходить домой Сердитым и Злым - очень выгодно. На всех можно орать и можно ничего не делать. Потому что я Злой. И все просто.
Когда неприлично быть счастливым
Еще одна причина, почему люди не склонны отказываться от большой части негативных переживаний, - учет сложившихся традиций. Тот, кто эмоционально реагирует на ситуацию традиционным образом, считается нормальным. А тот, кто не желает переживать приличные ситуации чувства, будет высоким общественным мнением осуждаться. Кроме того, многие переживания дарят нам выгодную репутацию в глазах окружающих. Например, "Не щадит себя на работе". От этого не всегда выигрывает работа и практически всегда проигрывает человек. Но зато приобретает лестную репутацию. "Неравнодушный" (или "Тонкая и Чувствительная"). "Я не сухарь, не железка, а настоящий человек, У меня душа есть, сердце, чувства!" А то, что от его переживаний страдают люди и стоит дело, - волнует его гораздо меньше. Потеряла кошелек и целый день переживаю - значит осознала. Значит, деньгами дорожу. А если я не попереживаю. а просто проанализирую ситуацию и сделаю нужные выводы, репутации такой иметь не буду. Тяжело заболел ребенок - я себе места не нахожу, вся издергана и изревана, Пусть я от этого становлюсь бестолковой, зря дергаю окружающих (да и ребенка) - ничего, зато никто не обвинит меня в бесчувственности и. напротив, все поймут, как я своего ребенка люблю. Естественно, в разумных пределах учитывать сложившиеся традиции необходимо, без надобности противопоставляться им и эпатировать окружающих смысла нет, но все ваши действия (в том числе и внутренние, душевные) должны быть честны и рациональны.
Родительское программирование
Об этом мы уже говорили. Основы цивилизованности нам закладывают наши родители, и именно через них мы узнаем, что в случаях неудачи надо расстроиться (или разозлиться? или улыбнуться? - как обычно было в вашей семье?); на ошибку другого надо отреагировать замечаниями (или руганью? или помощью? - как реагировали у вас в семье?). Заложенное в нас родителями в детстве составляет основу нашей картины мира, это аксиомы нашего личного существования. Именно поэтому нам и в голову не приходит подвергать их критике, и именно поэтому такое внутреннее сопротивление встречает призыв их пересмотреть - призыв сменить кассету.
Бремя свободы
И последнее - это нежелание брать на себя Ответственность. Ответственность - обратная сторона Свободы. Если я Жертва, мне плохо, но я ни за что не отвечаю и жить мне легко - "тепло и сыро". Что бы в роли Жертвы я ни переживал, я просто пассивно страдаю: ни выбирать, ни нести ответственность, ни действовать мне не надо. Но как только я выбираю Свободу, на меня сваливается Ответственность и Выбор. Я оказываюсь один на один перед лицом жизни, и в лицо мне хлещет жесткий ветер и дождь. Что выбираете вы?
Я ВЫБИРАЮ СВОБОДУ
Тому, кто сейчас оказался рядом со мной, подаю руку. Вперед. Но тому, кто решил заняться своей Душой, начать придется со своего Тела.
Наше Тело - дом нашей Души
Какое тело вас оформляет? Какие наслаждения могут быть, господин, в этом зловонном, бренном теле, в этом скоплении слез, мокроты, выделений, костей, кожи, мяса, семени, слизи, испражнений, мочи, крови и желчи? Какие наслаждения могут быть в этом теле, пораженном страстями, гневом, алчностью, заблуждениями, страхом, завистью, отчаянием, разлукой с желанным и навязыванием нежеланного, голодом, жаждой, болезнью и прочим? Майтра Упанишада
Если было бы можно провести фантастический эксперимент и человеческое Я "переселить" в другое тело, результат предсказуем: новой душой было бы преображено (или обезображено) тело, но и новое тело обязательно преобразовало бы (в хорошую или дурную сторону) исходную душу. В упрощенном варианте этот эксперимент проводит каждый посещающий хорошую баню. В бане не моются (хотя и моются, тоже), в бане тело старое и усталое заменяется на молодое и поющее. В теле новом, сбросившем все напряжения, мы и сами, становимся другими. После настоящей бани вы видели хоть кого-то тоскливым и раздраженным? Но если тело усталое и больное, забитое шлаками и слизью, томящееся запретными влечениями и деформированное, мышечными зажимами - тело, противное вам самим, но его не скинешь, - такое тело оказывается ежедневной мукой. Общая физическая скованность, постоянная сутулость - невротика видно издалека. Заранее можно говорить о страхах и неуверенности в себе. Не всякий невротик сутул, но всякий сутулый - невротик. Другая наша беда - ненужные мышечные напряжения. И проблема не только в том, что мышечное напряжение и зажимы вызывают психическое напряжение, скованность и быструю усталость, а усталость, в свою очередь, тянет за собой тоску, апатию или раздражительность. Рисунок мышечных напряжений и зажимов - это портрет нашего Черного Человека, мозаика наших невезений и бед. Дело в том, что все наши эмоции, как музыка на пленке магнитофона, "записываются" на состоянии нашего тела: ритме дыхания, режиме кровоснабжения, напряжении, расслаблении или движении мышц. Но именно негативные, отрицательные переживания "записываются" нашим телом как мышечные напряжения и зажимы. Мышечные зажимы - это капсулы, несущие наши страхи и неврозы, смешные и слабые черты нашего характера. Зная, что с чем связано (или будучи просто наблюдательным человеком), несложно по некоторым внешне-видимым напряжениям и мелким особенностям рисунка движений человека судить о том, что это за тип. Так, люди, у которых напряжены (тем более часто мелко двигаются) пальцы рук, как правило, раздражительны и беспокойны, мнительны и избыточно деятельны. Девушка держится напряженно в целом, колени всегда вместе, движения задержаны и часто незакончены: она, может быть, очень хороший человек, но в сексуальном плане пока полностью заторможена или чем-то травмирована.
Такое лицо вам носить не следует... Только поверхностный человек не судит по внешности. Оскар Уайльд
Мое любимое развлечение - отгадывать особенности личности и судьбу человека, и самая "громко говорящая" для меня часть тела, безусловно, лицо. Кто-то читает судьбу, разглядывая ладони: длину и форму пальцев, рельеф и линии на руке. Я этим не владею и мало в это верю (хотя вовсе и не настаиваю на своем скептицизме). Но если хорошая гадалка возьмет чью-то руку и будет гадать - я уверен, что она все скажет правильно. Она же не слепая: она видит, как человек подает ладонь, как она лежит у нее в руке, а самое главное, какое лицо у этого человека. На лице человека написано все - его прошлое, настоящее и будущее. Хотите о его будущем догадаться - подключите наблюдательность и ум. Хотите его настоящее и будущее прочувствовать - своим лицом внешне и внутренне воспроизведите его лицо, и все его чувства, весь его душевный строй перейдет к вам. Однажды, в бытность преподавателем, я воспроизвел себе лицо учившейся у нас 40-летней переводчицы: мою душу просто обожгло ужасом! Я до сих пор не понимаю, как она могла жить с такой душой - отбитой, измордованной, жалкой... Для более конкретного разговора приведу некоторые наблюдения и портреты членов клуба. Вот у Оли К. аккуратно собраны губки - просто собраны, без нервных внутренних напряжений. Правильно, и она сама такая же - собранная, аккуратная и сдержанная. У нее хороший и спокойный рисунок губ, его нельзя спутать с губами нервно поджатыми, характерными дли девушек, склонных к злой обидчивости и просто злопамятности (разницу в рисунка описать трудно, это надо видеть). По крайней мере, "налитая", готовая жалить злость-обида идет с лица, где губы сжаты, края губ в стороны и немного вниз. Плаксивость и обидчивость не злого, но слабого человека видна на другом лице - там тоже зажимы губ и челюстей, но губы поданы вперед с готовностью к тонким нервным подрагиваниям. А вот Саша П. - губы спокойные, но собраны и, главное, подаются немного вперед, особенно нижняя: отсюдаего собранность-аккуратность-методичность-инициативность-целеустремленность. Девушки жалуются, что не хватает в нем легкости, теплоты, мягкости - и не будет, пока губы не станут мягкими. Интересно - достаточно изменить рисунок губ, и изменится судьба человека. Но легко сказать - изменить рисунок губ... Леша Д. - личность яркая и громкая. Его активность одновременно с отношением сверху (ко многим) вы легко прочувствуете через себя, если приподнимете верхнюю губу, но не только под носом, а шире, к краям рта. Я уже говорил, что у меня постоянно сжаты челюсти. Сделайте это. Добавьте сюда напряженность щек к предулыбке и четко поставленные губы, и получите мой портрет: крепко поставленные оптимизм и доброжелательность при жесткой целеустремленности. Убеждаться во всех этих описаниях лучше всего через свои собственные ощущения. Действительно, попробуйте сами: Сведите надбровья, напрягите переносье и веки, и уже само собой тянет на тягостные размышления о мировых проблемах, а еще чаще по поводу собственного здоровья. Привыкнете - станете ипохондриком. Напрягите мышцы под глазами, и сразу прибавится четкость в мыслях и движениях, концентрация, цепкость и настороженность. Если же, наоборот, страдаете от избытка всего этого - научитесь эти мышцы расслаблять. Придет созерцательность и спокойствие. Вытаращите глаза - почувствуете застывший ужас. Расслабьте все обратно и больше никогда так не делайте. Губы (боковые края) вбок (например, влево) - душа начнет жить под знаком иронии и цинизма. Нижнюю губу вперед и вниз (она отвисает), одновременно немного напрягутся точки над сторонами верхней губы: сделайте так, и почувствуете брезгливость. Если же захотите когда-то возникшую брезгливость снять - достаточно просто расслабить все мышцы вокруг рта. После этого у вас не будет брезгливых чувств нигде и никогда, хотя бы вы начали работать чистильщиком туалетов. Буквально вижу на других и неоднократно проверял на себе - все зажимы на лице дают сужение сознания и рост бестолковости. Сделаете рассеянное напряжение вокруг глаз - станете просто дураком. Проверяется на месте - напрягите глаза и попробуйте думать о чем-то глубоком или серьезном: не выйдет, тупой взор даст только тупое... Простите, тупо сижу уже три минуты - не могу закончить предложение, потому что напряг мышцы вокруг глаз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.009 с.) |