Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зав. кафедрой: к.псх.н., доцент Шенцева Н.Н.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Методические рекомендации подготовлены кандидатом психологических наук, доцентом Н.Н. Шенцевой
Рецензенты: д.псх.н., профессор И.В.Лопаткова доцент Н.Н. Гуськова
Данные методические рекомендации содержат обязательные требования к подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ, принятые на Ученом совете СПГИ. Пособие предназначено студентам дневного и заочного отделения факультета психологии, а также преподавателям кафедры психологии.
СОДЕРЖАНИЕ Введение 4
1.Основные элементы курсовой работы 5 2. Дипломная работа 8 2.1. Структура диплома 8 Требования к написанию Введения 10 Требования к написанию теоретической главы 15 Требования к написанию эмпирической главы 16 Требования к Заключению, Списку литературы, Приложению 18 3. Требования к оформлению курсовой и дипломной работы 21 4. Подготовка и защита дипломной работы 25 Организация работы над дипломом 25 Подготовка к защите диплома 26 Процедура защиты диплома 27 Порядок и критерии оценки дипломной работы 29 5. Методические рекомендации к написанию Отзыва и Рецензии на дипломную работу 31 Список литературы 33 Список полезных Интернет-адресов 33 Интернет-ссылки на автоматический расчет статистики 34 Приложения 35
Введение
Данные методические рекомендации разработаны на основе нормативных документов Министерства Образования Российской Федерации по высшему образованию, а также на основе методических рекомендаций УМО. Методические рекомендации составлены в целях обеспечения самостоятельной работы студентов и унификации требований к содержанию и оформлению исследовательских работ, являются стандартом для кафедры психологии СПГИ. Стандарт обязателен для использования студентами, руководителями, консультантами курсовых и дипломных работ. Данные требования выступают в качестве одного из документов для обеспечения управления качеством образования. Курсовая и дипломная работы являются первыми научными исследованиями, которые студент осуществляет в период обучения в вузе. Целями методических рекомендаций по написанию курсовых и дипломных работ являются: 1. способствовать развитию навыков исследовательской работы у студентов; 2. научить культуре оформления научных работ; 3. стандартизировать процедуры учебного процесса для эффективной реализации управления качеством образования. Методические рекомендации направлены как к студентам, так и к профессорско-преподавательскому составу кафедры. Задачи, направленные на студентов: 1. развивать способность к самостоятельному творчеству; 2. вырабатывать умение планомерной работы над научной литературой и первоисточниками; 3. обеспечить формирование навыков эмпирического исследования. Задачи, стоящие перед профессорско-преподавательским составом: 1. обеспечить соответствие оформления и структуры студенческих работ стандарту ВПО; 2. унифицировать подходы к научному руководству исследовательской деятельности студентов. Задачи, имеющие отношение к управлению качеством образования: 1. на основании разработанных требований к написанию и оформлению курсовых и дипломных работ проводить регулярную ревизию студенческих работ на кафедрах; 2. анализировать и корректировать подходы в соответствии с изменениями нормативно-правовой базы и потребностями профессионального сектора (работодателей, ученых, образовательных учреждений).
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа - научно-исследовательская работа, которая является самостоятельным творческим исследованием студента, предполагающим углубленное овладение теоретическим материалом, а также проведение эмпирического исследования (эксперимента) и анализ полученных данных. Теоретическая работа должна содержать обзор литературы, а также оригинальное теоретическое исследование с обсуждением полученных результатов. Курсовая работа эмпирического характера включает две части -теоретический анализ и результаты собственного эмпирического исследования с обязательным их обсуждением. Темы курсовых работ должны быть актуальными в теоретическом и практическом отношениях, соответствовать проблематике научных исследований кафедры. Сама работа должна отличаться глубиной изложения, научным подходом и системным анализом существующих в отечественной и зарубежной науке точек зрения, содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования, а также программу эмпирического исследования. Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя - научного руководителя, который назначается кафедрой. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. __________________________________________________________________ Структура и оформление курсовой работы (подробно каждый пункт описан в разделе «Дипломная работа»): 1. Титульный лист (см. Приложение 1) 2. Содержание 3. Введение 4. Теоретическая глава (главы), поделенная на параграфы и заканчивающаяся самостоятельными выводами студента.. 5. Эмпирическая глава, поделенная на параграфы и включающая выводы по принятию или отклонению гипотезы.. 6. Заключение, содержащее отчет по теоретическим задачам исследования, т.е. основные выводы по параграфам; основные результаты эмпирического исследования и вывод по доказанности гипотезы 7. Список использованных источников 8. Приложение, включающее таблицы первичных данных психодиагностики и статистические расчеты. ____________________________________________________________ Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны. Язык работы должен соответствовать научному стилю - отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой; с обязательным использованием специальных психологических терминов; все рассматриваемые понятия должны быть четко определены. В курсовых работах используются цитаты, статистические материалы, идеи различных авторов. При этом обязательно делаются ссылки (сноски) на источники указанных материалов. В тексте курсовой работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых. Содержание работы может быть иллюстрировано схемам, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т.д. Графическому содержанию материала по тексту необходимо давать пояснения. Курсовая работа выполняется на писчей бумаге стандартного формата А4 на одной стороне листа, которые сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются. Формат Microsoft Word. Шрифт TimesNewRoman, кегль 14. Междустрочный интервал - полуторный, отступ абзаца - 1,25 см. Поля – сверху и снизу по 2 см; слева – 3 см; справа – 1.5 см Выравнивание текста по ширине.
В курсовой работе используется сплошная нумерация страниц. Второй страницей является Содержание. На титульном листе номер страницы не проставляется. Введение, каждая глава, заключение, а также список использованных источников начинаются с новой страницы. Объем курсовой работы – 20-25 страниц компьютерного набора. Список литературы включает не менее 30 источников последних 5-ти лет издания, в т.ч. электронные ресурсы (оформление см. в соответствующем разделе). _____________________________________________________________________________
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 2.1. Структура диплома Дипломная работа - форма выпускной квалификационной работы на итоговой государственной аттестации выпускника высшего учебного заведения. Наряду с устными экзаменами итоговая аттестация включает защиту дипломной работы по специальности. Согласно Госстандарту «выпускная квалификационная работа по специальности 030301 «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического и теоретического исследования (или обоснованный проект коррекционной, тренинговой Программы). В работе должны быть сбалансировано (приблизительно равные по объему) представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результатам защиты выставляется «государственная аттестационная оценка». Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, быть ориентированной на практическую деятельность по профилю избранной специальности. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы; он может также предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Дипломная работа выпускника должна отражать новизну рассматриваемой тематики, ее актуальность и оригинальность в решении проблемы; быть связана с решением недостаточно изученных вопросов или проверкой и уточнением данных, полученных в исследованиях других ученых; раскрывать многообразие подходов к решению проблемы в свете современных научных воззрений; содержать четкую формулировку целей, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования; отвечать всем требованиям к организации и проведению исследования, а также к оформлению работы. Дипломная работа показывает, в какой степени студент овладел теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности. Дипломная работа является отчетом студента, в котором отражается степень его готовности к исследовательской деятельности, показывает как он умеет видеть проблему, как владеет методикой исследования, понятийным аппаратом науки, как ориентируется в литературе. При выполнении дипломной работы студент должен показать умения: - обнаружить и сформулировать проблему; - собрать нужный для решения проблемы теоретический и эмпирический материал; - разработать и провести экспериментальное исследование; - правильно обработать полученные данные и сделать достоверные выводы; - изложить результаты исследования; - сопоставить полученные в эксперименте данные с имеющимися в научной литературе; - сделать обоснованные выводы, логически вытекающие из содержания работы. ____________________________________________________________ Структурными элементами дипломной работы являются:
1. Титульный лист 2. Содержание 3. Введение 4. Теоретическая глава (может быть две) 5. Эмпирическая часть (в т.ч. практические рекомендации) 6. Заключение 7. Список использованной литературы 8. Приложения _____________________________________________________________
Титульный лист. Титульный лист является первой страницей дипломной работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. Титульный лист оформляется по образцам, данным в приложениях 2 и 3. Содержание включает Введение, наименование всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала, а также приложение без нумерации. Наименования дипломной работы, глав и параграфов не должны повторять друг друга. Образец оформления представлен в Приложениях 4 (показывает, что может содержать работа) и 5(конкретный пример).
Требования к написанию введения Объём раздела «Введения» занимает не более трёх-четырех страниц. При написании Введения не допускаются ссылки, цитаты, определение понятий, только самостоятельные формулировки автора работы. Введение включает: актуальность исследования, объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, теоретическую основу исследования, методологическую (методическую) основу, теоретическую и практическую значимость, эмпирическую базу. Ниже предложена более подробная характеристика всех элементов Ведения. Образец Введения представлен в Приложении 6. Актуальность включает: Ø практическая и научнаязначимость и своевременность проблемы, а именно - для общественной практики (противоречие между общественно желаемой и реальной ситуацией, состоянием дел и пр. – критерий качества исследования- т.е. насколько это нужно для оптимизации общества или личности); для психологической науки (1. что и кем уже сделано - и 2. что недостаточно изучено). Примечание. о течественные и зарубежные авторы разработки проблемы по алфавиту, с указанием ФИО, отечественные и зарубежные –отдельно. Ø Формулирование проблемы в форме явного противоречия между потребностями науки и практики (жизнедеятельности конкретной выборки) и недостатком имеющихся знаний. На основании выявленного противоречия формулируется проблема. Проблема дипломного исследования часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования. Примечание. Проблема - «задача», «задание»: 1)реальная и значимая для развития науки и практики задача, вопрос, требующие исследования, разрешения; 2) противоречивая ситуация, порожденная противоположными позициями в объяснении каких-либо явлений и требующая разрешения; 3) противоречие желаемого и реального в практике жизнедеятельности человека (или конкретной выборки). Не должна быть широкой; изучать несколько проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.
Вслед за проблемой исследования определяются его объект и предмет. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается? Объект исследования: психическая реальность кого-либо ( психические и социально-психологические явления предполагают своего носителя - людей, социальные группы; материальные следствия активности психики; причины психической активности). Предмет исследования показывает какой-либо аспект рассмотрения объекта; часто совпадает с темой работы (или близки по звучанию);то, что изучается в объекте («особенности», «различия», «уровень развития»; «факторы» и «условия» формирования; «взаимосвязи»). Примечание. Предмет психологии являются психические феномены,основные закономерности возникновения, формировании, развития и механизмы функционирования психики. На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель – представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы. В качестве цели исследования необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования: «выявить»…. «установить»…. «определить»…для оптимизации…….(что и для чего). Примечание. Цель -познание психологических явлений и выработка практических рекомендаций, направленных на их оптимизацию.
Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулируется в форме лаконичного у тверждения о предполагаемом результате ( существовании взаимосвязи, особенностей, различий и т.п.); формулируется однозначно, избегая расплывчатых понятий, без частицы «не».
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования определяются задачи. Задачи должны соответствовать параграфам Содержания; включать глагол в повелительном наклонении; отвечать на основные вопросы исследования. Применение глаголов «изучить, исследовать» не отвечает цели исследования. Например, В разделе теоретическая основа исследования приводятся названия и авторы теорий и концепций, положенных в основу дипломного исследования, при этом зарубежные и отечественные авторы указываются раздельно. В разделе методическая основа исследования перечисляются применяемые методы (в т.ч. математические) исследования и методики психодиагностики.
Эмпирическая база исследования включает характеристику выборки по значимым для задач исследования параметрам (количество, возраст, пол и т.д.).
Теоретическая и практическая значимость отражает значимость результатов для теории и практики (кому и для чего).
Требования к написанию теоретической главы Теоретическая глава (главы) состоит из трёх-пяти параграфов и выводов по главе. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание дипломной работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия диплома в целом и отдельных глав или параграфов. Теоретическая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в дипломной работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. В этой главе излагаются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения проблемы. В главе обосновывается наличие противоречия или пробела в существующем психологическом знании, и заканчивается постановкой проблемы, на основе которой во второй, практической части, формулируется гипотеза эмпирического исследования (см. Приложение 7). Первая глава заканчивается Выводом, который отражает основные итоги теоретического анализа существующих литературных источников по проблеме и содержит описательную модель объекта и предмета эмпирического исследования. Выводы могут быть представлены не только в вербальной, но и в графической форме (схема, рисунок и т.п.) или в виде таблицы (см. Приложение 8). Примером может послужить известная схематическая модель темперамента в концепции Г.Айзенка («круг Айзенка»), которая отражает соотношение показателей двух параметров – экстраверсии/интроверсии и эмоциональной стабильности/нейротизма, в совокупности представляющих тип темперамента с соответствующим набором психологических свойств личности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.0 (0.014 с.) |