Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения дислалии

Поиск

А. Майорова

УЧИМСЯ

ГОВОРИТЬ

ПРАВИЛЬНО
ВВЕДЕНИЕ

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Тяжелые нарушения речи — алалии, анартрии, дизатрии — могут отразиться на его умственном развитии, если ему не будет оказана своевременная помощь.

Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.

Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи, поэтому вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи в целом.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСЛАЛИИ

 

Обычно звукопроизношение достигает своей языковой нормы к 4-5 годам.

Но у детей младшего возраста нарушения звукопроизношения (дислалия) могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков (рыба-р’ыба), либо в их искажениях (вместо правильного произносится звук, которого нет в системе русского языка), либо в заменах («танки» — вместо санки).

Дислалия (от греч. dis — расстройство, lalia — речь) делится на простую и сложную, в зависимости от количества нарушенных звуков (до 4-х — простая, более 5-ти — сложная). Если нарушено произношение одной группы звуков, например, шипящих, то она называется мономорфной. Если же нарушение охватывает две или более артикуляционные группы, например, шипящие, свистящие, сонорные, то она имеет название полиморфной дислалии.

В зависимости от дефекта произношения определенной группы звуков наблюдаются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм — недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

2. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков Л и Л’.

3. Ротацизм — недостатки произношения звуков Р и Р’.

4. Недостатки произношения небных звуков:

- каппацизм — К и К’

- гаммацизм — Г и Г’

- хеттизм — X и X’

- йотацизм — Й.

Эти названия — образования от названия греческих букв, которые обозначают соответствующие звуки.

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков (замена звонких глухими — папушка вместо бабушка).

6. Дефекты смягчения — недостатки произношения звонких согласныхзвуков (замена мягких парными твердыми — дада вместо дядя).

В зависимости от наличия патологических изменений в артикуляционном аппарате (см. приложение), дислалия может быть функциональной и органической.

Причинами функциональной дислалии могут быть:

1. Неправильное воспитание речи в семье: недостаточное внимание родителей к речи ребенка, «сюсюкание» с ним на протяжении длительного времени.

2. Недостаточно развитая мышечная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

3. Подражание ребенком взрослым или старшим детям, у которых имеются косноязычие или слишком торопливая речь.

4. Наличие двуязычия в семье.

5. Недоразвитие фонематического слуха, которое наблюдается у ребенка при дифференциации звуков.

6. Пониженный слух.

7. Неправильное речевое дыхание.

Органическая дислалия может быть вызвана следующими патологическими изменениями в артикуляционном аппарате:

1. Укороченная уздечка языка (подъязычная связка), не дающая возможности языку подняться высоко (при звуках верхней артикуляции),

2. Большой, массивный, неповоротливый язык или слишком маленький и узкий.

3. Неправильное строение неба, которое может быть по своей конфигурации узким, высоким или, наоборот, низким, плоским.

4. Неправильное строение челюсти приводит к дефекту прикуса, а это, в свою очередь, влияет на звукопроизношение.

5. Неправильное строение зубов.

6. Толстые, малоподвижные губы.

Вы должны иметь четкое представление о причинах возникновения нарушений звукопроизношения у ребенка. Еще раз напоминаем, что искаженное произношение звуков у детей до 4-5 лет считается нормальным явлением и называется оно физиологическим косноязычием.

Года

 

1. Готовьте артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков, тренируя его основные движения при отработке простых по произношению звуков: а, у, о, и, э, б, п, м, в, ф.

2. Вырабатывайте слуховое внимание, речевое дыхание, а также улучшайте работу его голоса.

3. Игры для развития речевого дыхания.

Сентябрь: звук а. Февраль: звук м.

Октябрь: звук у. Март: звуки б, п.

Ноябрь: звук и. Апрель: звук в.

Декабрь: звук о. Май: звук ф.

Январь: звук э.

Июнь, июль, август: закрепление пройденного материала.

Года

 

1. Готовьте артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков, тренируя его основные движения при отработке звуков: н, т, д, к, г, х, ы.

2. Вызывайте и закрепляйте или уточняйте произношение свистящих звуков: с, з, ц.

3. Вырабатывайте слуховое внимание, речевое дыхание, а также улучшайте работу его голоса.

Сентябрь: звук н. Февраль: звук ы.

Октябрь: звук т. Март: звуки с, с'.

Ноябрь: звук д. Апрель: звуки з, з'.

Декабрь: звуки к, х. Май: звук ц.

Январь: звук г.

Июнь, июль, август: закрепление пройденного материала.

 

Лет

 

1. Вызывайте и закрепляйте или уточняйте произношение ребенком йотированных: я, е, ё, ю, й; шипящих ш, ж, ч, щ и сонорных л, р звуков.

2. Продолжайте работу по развитию речевого слуха, речевого дыхания и по развитию голоса.

Сентябрь: звук й. Февраль: звук ч.

Октябрь: звуки йа (я), йу (ю). Март: звук щ.

Ноябрь: звуки йэ (е), йо (ё). Апрель: звуки л, л'.

Декабрь: звук ш. Май: звуки р, р'.

Январь: звук ж.

Июнь, июль, август: закрепление пройденного материала.

 

Лет

 

1. Вырабатывайте у ребенка четкое, ясное произношение всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивайте звуковой анализ речи. Развивайте фонетический слух - дифференциацию звуков.

Сентябрь: игра для развития умения делить предложения на слова и составлять из слов предложения.

Октябрь: игра для развития умения делить слова на части и составлять из частей слова.

Ноябрь: игра для развития умения выделять звук из слова.

Декабрь: игра для дифференциации звуков с - ш.

Январь: игра для дифференциации звуков з - ж.

Февраль: игра для дифференциации звуков с - з.

Март: игра для дифференциации звуков ш - ж.

Апрель: игра для дифференциации звуков т - д.

Май: игра для дифференциации звуков л - р.

Июнь, июль, август: закрепление пройденного материала.

 

Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного звукопроизношения, в игровой форме познакомьте ребенка с основными органами артикуляционного аппарата: губами, зубами, нёбом.

Примерные вопросы для ребенка трех-четырех лет:

  1. Чем мы говорим? (Ртом).
  2. Чем мы с ложки ягоды снимаем? (Губами). Вытянули губы вперед трубочкой, отпустили.
  3. Чем кошка лакает молоко? (Языком). Пощелкать языком, изображая цоканье.
  4. Чем мы хлеб откусываем? (Зубами). Покажи, какие у тебя чистые белые зубы.
  5. А еще у нас наверху есть нёбо. Открыли рот, погладили нёбо кончиком языка.

Планируя занятие, учитывайте следующую последовательность работы над звуками:

1. Подготовка артикуляционного аппарата для правильного произнесения звука.

2. Вызывание или уточнение произнесения звука (изолированное произнесение звука).

3. Закрепление (автоматизация) звука в словах, фразах.

4. Закрепление (автоматизация) звука в стихах потешках, скороговорках, загадках, пословицах.


ГОДА

Игра для развития речевого дыхания

«Бабочка, лети»

Заготовьте бумажные бабочки, ярко раскрашенные (10 шт.). Заранее привяжите их на нитках длиной 50 см в разных местах на уровне лица стоящего ребенка.

«Как много бабочек! Они как живые (дуете на них). Смотри, полетели! Лети, бабочка!»

Игра для развития слухового внимания

«Солнце или дождик»

«Кукла вышла погулять. Погода хорошая, светит солнце, тихо звенит тамбурин (бубен)».

Постучите в тамбурин — начинается дождик. Ребенок, услышав изменение в звучании тамбурина, «уводит куклу домой».

Проводите игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

ЗВУК А

 

ЗВУК У

 

ЗВУК И

 

ЗВУК О

ЗВУК Э

ЗВУК М

ЗВУК Б

 

ЗВУК П

ЗВУК В

ЗВУК Ф

 

ГОДА

ЗВУК Н

 

ЗВУК Т

 

ЗВУК Д

 

ЗВУК К

ЗВУК Г

 

ЗВУК X

 

ЗВУК Ы

ЗВУКИ С и С’

 

ЗВУКИ 3 и 3’

 

ЗВУК Ц

 

ЛЕТ

 

ЗВУК Й

 

ЗВУК ЙА – (Я)

 

ЗВУК ЙУ – (Ю)

 

ЗВУК ЙЭ – (Е)

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении Е

 

Смотрите звуки й, э.

 

Игры для вызывания и уточнения произношения Е

«Эхо»

Предложите ребенку изображать «Эхо». Вы громко говорите «ие-ие-ие». Ребенок тихо повторяет «ие-ие-ие». Затем вы меняетесь ролями.

 

ЗВУК ЙО – (Ё)

 

ЗВУК Ш

ЗВУК Ж

ЗВУК Ч

ЗВУК Щ

ЗВУКИ Л и Л’

 

ЗВУКИ Р и Р’

 

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звуков Р и Р'

а) губы находятся в положении следующего за р гласного звука;

б) верхние и нижние зубы на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга;

в) кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует;

г) по середине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.

 

Игры для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звуков Р и Р'

«Поехали на лошадках»

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык.

«Вкусное варенье»

«Слизывайте широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

 

«Индюки»

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад со звуками бл-бл (как индюк болбочет), стараясь не открывать язык от губы, как бы поглаживая верхнюю губу. Начинать делать эти движения надо медленно, постепенно убыстряя темп.

 

«Чьи зубы чище?»

Улыбнитесь, откройте рот и кончиком языка почистите верхние зубы с внутренней стороны (при улыбке у ребенка, видны верхние и нижние зубы). Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык. Движения языка медленные.

 

«Маляр»

Улыбнитесь, приоткройте рот и погладьте широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок.

 

«Барабанщики»

Улыбнитесь, откройте рот и постучите кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д». Сначала медленно, потом все быстрее. Следите, чтобы рот был все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

 

Игра для обучения и уточнения произношения звуков Р и Р'

«Лошадка»

«Наездник» запрягает «лошадку» и отправляется на прогулку. Заранее расставьте игрушки на пути «лошадки», около которых «наездник» останавливается, говоря «тр-тр-тр...»

 

ЛЕТ

 

А. Майорова

УЧИМСЯ

ГОВОРИТЬ

ПРАВИЛЬНО
ВВЕДЕНИЕ

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Любое расстройство речи отражается на деятельности и поведении ребенка. Тяжелые нарушения речи — алалии, анартрии, дизатрии — могут отразиться на его умственном развитии, если ему не будет оказана своевременная помощь.

Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная понимать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.

Особенно важное значение имеет чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи, поэтому вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи в целом.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСЛАЛИИ

 

Обычно звукопроизношение достигает своей языковой нормы к 4-5 годам.

Но у детей младшего возраста нарушения звукопроизношения (дислалия) могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков (рыба-р’ыба), либо в их искажениях (вместо правильного произносится звук, которого нет в системе русского языка), либо в заменах («танки» — вместо санки).

Дислалия (от греч. dis — расстройство, lalia — речь) делится на простую и сложную, в зависимости от количества нарушенных звуков (до 4-х — простая, более 5-ти — сложная). Если нарушено произношение одной группы звуков, например, шипящих, то она называется мономорфной. Если же нарушение охватывает две или более артикуляционные группы, например, шипящие, свистящие, сонорные, то она имеет название полиморфной дислалии.

В зависимости от дефекта произношения определенной группы звуков наблюдаются следующие виды дислалии:

1. Сигматизм — недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

2. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков Л и Л’.

3. Ротацизм — недостатки произношения звуков Р и Р’.

4. Недостатки произношения небных звуков:

- каппацизм — К и К’

- гаммацизм — Г и Г’

- хеттизм — X и X’

- йотацизм — Й.

Эти названия — образования от названия греческих букв, которые обозначают соответствующие звуки.

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков (замена звонких глухими — папушка вместо бабушка).

6. Дефекты смягчения — недостатки произношения звонких согласныхзвуков (замена мягких парными твердыми — дада вместо дядя).

В зависимости от наличия патологических изменений в артикуляционном аппарате (см. приложение), дислалия может быть функциональной и органической.

Причинами функциональной дислалии могут быть:

1. Неправильное воспитание речи в семье: недостаточное внимание родителей к речи ребенка, «сюсюкание» с ним на протяжении длительного времени.

2. Недостаточно развитая мышечная подвижность органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

3. Подражание ребенком взрослым или старшим детям, у которых имеются косноязычие или слишком торопливая речь.

4. Наличие двуязычия в семье.

5. Недоразвитие фонематического слуха, которое наблюдается у ребенка при дифференциации звуков.

6. Пониженный слух.

7. Неправильное речевое дыхание.

Органическая дислалия может быть вызвана следующими патологическими изменениями в артикуляционном аппарате:

1. Укороченная уздечка языка (подъязычная связка), не дающая возможности языку подняться высоко (при звуках верхней артикуляции),

2. Большой, массивный, неповоротливый язык или слишком маленький и узкий.

3. Неправильное строение неба, которое может быть по своей конфигурации узким, высоким или, наоборот, низким, плоским.

4. Неправильное строение челюсти приводит к дефекту прикуса, а это, в свою очередь, влияет на звукопроизношение.

5. Неправильное строение зубов.

6. Толстые, малоподвижные губы.

Вы должны иметь четкое представление о причинах возникновения нарушений звукопроизношения у ребенка. Еще раз напоминаем, что искаженное произношение звуков у детей до 4-5 лет считается нормальным явлением и называется оно физиологическим косноязычием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.106.127 (0.007 с.)