Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие перемежающихся спазмовСодержание книги Поиск на нашем сайте
Перемежающиеся спазмы, как правило, возникают у изначально «очень слабых» детей. В состоянии покоя руки и ноги обычно согнуты и отведены. Позднее у таких детей часто наблюдаются атетозы, атаксии или смешанные картины. При стимуляции либо в возбужденном состоянии у них внезапно проявляются короткие толчковые выпрямления по всему телу. Они сопровождаются жесткой экстензией шеи, позвоночника и бедер. Асимметричные шейные тонические рефлексы рассматриваются в сочетании с короткими толчковыми выпрямлениями; колени и стопы обычно в меньшей степени затрагиваются этими спазмами. Приведение и внутренняя ротация бедер появляются позже, когда ребенка ставят на ноги или когда он сидит с поддержкой и пытается при этом совершать действия руками. Пока ноги преимущественно согнуты и отведены (зачастую согнуты и сильно отведены), стопы согнуты к тыльной стороне и пронированы. Инверсия стоп развивается постепенно вместе с разгибанием и приведением. Тем не менее, когда ребенка поднимают, держа под мышками, хорошо заметна тенденция к приведению и скрещиванию ног.
В отличие от спастичных детей, у которых имеет место сочетание сгибательных и разгибательных образов, в данном случае наблюдается внезапный переход от тотального сгибания к тотальному разгибанию. Этот переход от жесткой экстензии к внезапному тотальному сгибанию вызывает значительные трудности при контроле над позой и удержании позы в положении сидя и стоя. Обычно спазмы мышц-разгибателей усиливаются с течением времени, когда ребенок пытается удерживать позу, преодолевая силу тяжести.
Стадии неправильного моторного развития
Знания о неправильном моторном развитии страдающего церебральным параличом ребенка дают лечащему специалисту возможность вмешаться в это развитие в нужный момент – то есть, при появлении первых признаков неправильных образов движений, до того, как они будут отточены и войдут в привычку. Эти знания также помогают врачу поставить диагноз и составить прогноз на ранней стадии.
Путем частого наблюдения за моторным развитием ребенка (например, за качеством его моторных образов) врач и лечащий специалист создают совместную основу для планирования и лечения. Это также помогает им вносить последующие коррективы в план лечения. Таким образом лечение всегда соответствует изменяющемуся состоянию и активности ребенка.
Изменения моторных образов, о которых пойдет речь ниже, были разделены на три стадии для каждого типа пациентов. Это было сделано для того, чтобы выделить бросающиеся в глаза изменения, происходящие при освоении ребенком новых действий. Они происходят, например, когда ребенок учится – или по крайней мере пытается, несмотря на свой недостаток – делать что-нибудь функциональное. Эти «стадии неправильного развития» не следует рассматривать как «вехи», наблюдаемые через определенные промежутки времени. Ребенку с церебральным параличом могут потребоваться годы, чтобы перейти от одной стадии к другой, и многие дети так и не выходят за рамки первой или второй стадии. Многое зависит от тяжести поражения у конкретного ребенка, а также от его умственных способностей. В целом можно сказать, что высшая точка прогресса по этим стадиям у спастичного ребенка наступает до 6-8 года жизни. У атетозного или атактичного ребенка продвижение от стадии к стадии может длиться до 15 года жизни или даже дольше.
Изменения моторных образов довольно типичны. В течение более чем 30 лет работы авторы наблюдали их у множества страдающих церебральным параличом детей. Тем не менее, в каждом конкретном случае могут иметь место свои особенности. Прежде чем мы подробно опишем историю развития различных типов пациентов, следует дать конкретные определения:
Диплегия: поражено все тело, однако ноги вовлечены сильнее, чем руки. Спастичность обычно распределяется более или менее симметрично. Дети обычно хорошо контролируют голову; степень поражения верхних конечностей – от умеренной до легкой. Речь, как правило, не нарушена. Все дети с диплегией относятся к спастической группе. У некоторого количества детей наблюдается косоглазие.
Двойная гемиплегия: поражено все тело. В случае атетоидной двойной гемиплегии верхние конечности и туловище, как правило, вовлечены в большей степени, чем нижние конечности. В случае спастической двойной гемиплегии и в смешанных случаях нижние конечности вовлечены в той же мере, что и руки. Существует значительная разница в степени поражения разных половин тела, связанная с выраженной асимметрией позы и движения. Ребенок плохо контролирует голову; зачастую имеют место нарушения речи и контроля над глазами.
К этой категории относятся многие спастичные дети и все пациенты атетозной группы, а также дети с атаксией, «очень слабые» или ригидные. Во многих случаях наблюдается смешанная картина. Возможно сочетание спастичности с атетозом или атетоза с атаксией. У младенцев после изначальной гипотонии может внезапно развиваться ригидность, атетоз или атаксия. Либо у них начинают внезапно проявляться признаки атетоза, хотя изначально имела место только спастичность.
Гемиплегия: вовлечена только одна половина тела. Эти дети обычно относятся к спастическому типу, однако у некоторых позже развиваются признаки атетоза в дистальных отделах. Истинные гемиатетозы встречаются крайне редко.
Моноплегия: вовлечена только одна рука или, реже, одна нога. Эти случаи очень редки и позже преимущественно оказываются случаями гемиплегии.
Параплегия: истинные параплегии также чрезвычайно редки при церебральном параличе. У очень немногих детей не затронута область тела «выше талии», как это бывает при повреждениях позвоночника. Обычно эти случаи оказываются случаями диплегии с легкой степенью поражения рук и кистей, иногда с поражением только одной руки.
Общие признаки различных форм
Так как образы спастичности типичны, при спастической диплегии и спастической двойной гемиплегии имеют место сходные образы движений и поз. Поэтому не всегда легко отличить спастическую диплегию от спастической двойной гемиплегии, в особенности в случаях, когда верхние конечности вовлечены лишь немногим меньше, чем нижние, что иногда встречается при диплегии. Смешанные случаи атетоидной двойной гемиплегии со спастичностью могут напоминать спастическую двойную гемиплегию, так как сочетают в себе признаки спастичности с атетозом. При наличии как атетоза, так и спастичности дети в любом случае подвижнее, чем при наличии чистой спастичности.
Таким образом, имеют место совпадения и сходство симптоматики. Поэтому при описании образов моторного развития при различных формах церебрального паралича неизбежны определенные повторения.
Стадии неправильного развития
Спастическая диплегия
Многие из страдающих спастической диплегией детей рождаются недоношенными, и их медленное развитие соотносят именно с этим фактом. Их «вехи» наступают позднее, однако тонус позы у них поначалу относительно нормален. Физиологически сильный тонус мышц-сгибателей, характерный для нормальных очень маленьких младенцев, не изменяется в течение многих месяцев. Развивается контроль над головой, пусть даже и с задержкой; руки и кисти ребенка кажутся не пораженными. Он может сводить кисти к средней линии, подносить их ко рту; его голова ориентируется по средней линии. Поначалу ноги спастичны в небольшой степени; они согнуты и отведены, хотя при полном пассивном отведении ног чувствуется некоторое сопротивление. Поэтому диагноз обычно ставят не раньше 9 месяцев; постановка диагноза возможна тогда, когда становится очевидным: ребенок не может самостоятельно садиться или удерживать равновесие, если его сажают. Некоторым детям с небольшими поражениями невозможно поставить диагноз в возрасте до 18 месяцев или даже до 2 лет; диагноз ставится только тогда, когда они начинают подтягиваться в положение стоя и ходить на пальцах ног. При этом у них зачастую проявляется асимметрия при ходьбе и стоянии. Они ставят одну ногу на кончики пальцев и нагружают ее в небольшой степени. Вторая нога стоит пяткой на полу, однако ее колено чрезмерно разогнуто, а бедро на этой половине тела согнуто.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.008 с.) |